Четверг, 4 сентября 1947 г., № 108 (805).
		отраслями являются самые передовые от*
раели современной индустрии: автомобилез
строение, станкостроение, электротехника,
производство измерительных приборов И
предметов точной механики. В промышлен-
ности Москвы основными являются Ба
раз те отрасли промышленности, которыв
имеют важнейшее значение в индустриали-
зации страны, в борьбе за техннко-эЕоно=
мическую” независимость.

Превращая вой город в центр тяжелой
индустрии, москвичи построили ряд новых
крупнейптих заводов: \

В Ленинской слободе на месте полуку-
старной автомобильной мастерской за годы
сталинских пятилеток вырос огромный 34-
вод имени Сталина — одно из самых круП=
ных автомобильных предприятий в мирег
Один этот завод производит продукции по
своему об’ему не меньше, чем производила
вся дореволюционная Москва.

Неподалеку на пустыре поднялся огром=
вый завод «Шарикоподшипник» имени Кз-
гановича — по масштабу и по технике он
стоит в первом ряду производств такого ро-
да во всем мире.

Московские станкостроительные заводы
«Красный  пролетарий» и завод имени
Орджоникидзе известны на всю страну
производством сложнейших, самых совер
шенных станков.

Сооружены крупнейшие заводы «Фре-
зер» и «Калибр», дающие . первоклассные
инструменты.

Огромными стали электротехнические за-
волы — «Динамо» и Электрозавод, являю-
щиеся в сущности целыми коубинатами
электротехнических производств.

Старый металлургический завод Гужона
за годы сталинских пятилеток превратил-
ся в мощный завод «Серп и молот», произ

`водящий высококачественную сталь.

Энергию московским заводам дают мно-
гочисленные электростанции,  о0б’единяю-
шиеся в систему «Мосэнерго», которая по
мешноств занимает одно из первых мест в
мире. Ряд московских электростанций по-
`сылает потребителям не только электриче-
ский Ток, НО И 7ТРПЛО в виде теплой воды,
идущей под землей ‘по трубам. В москов-
‘скую сеть отдают свою энергию и новые
зощные гидроетанции, сооруженные на
Волге у Щербакова и Углича.

Так Москва по воле большевистской
партии была превращена в пентр тяжелой
современной индустрии — и это дало Мо-
скве возможность сыграть огромную роль
во всем деле индустриализация нашей Рэ-
дины. Москва вместе с Ленинградом стала
«арсеналом индустриализации страны».

жены но проектам лучинтих советских. арх”.
текторов. Построено огромноз количество
ЖИЛЫХ. домов, общественных и A\MUNE
стративных зданий, школ, научно-иселедо-
вательских институтов, больниц, детских
садов. яслей п других сооруЯений. Рекон-
струпруется и расширяется водопровол, ка-
нализация. перестраивается весь городской
транспорт, электрифицируется пригородное
сообщение; выросло количество магазинов,
появились новые хлебозаводы, столовые,
бани, механизированные прачечные.
Успешное осуществление сталинского
плана реконструкции Москвы коренным 05-
разом улучшило условия жизни населе-
		КОМСОМОЛЕН
	оО0- летий
		нарюла. В Москве живет и работает великий.
	Сталин,

Москва стала средоточием самых передо-
вых нлей человечества, центром нового, с9-
циалистического общества, в БоТором нет
классового и национального  снета, стала
знаменем прогрессивного человечества. С
належлой п любовью смотрят сотни миллио-
нов людей во всем мире на Москву — оп-
лот мира между ‘народами, поборницу не-
зависимости и свободы народов, центр ми-
ровой культуры. мировой цивилизации.

Трудно найти в мире город, пользую-
щийся такой горячей любовью, таким почи-
танием народных масс. как великая. столи-
па Советского Союза — Москва.

Вот почему восьмисотлетие великой сто-
липы Советского Союза. славной и люби-
мой Москвы является торжественным празл-
ником не только для народов Советской
страны, но и для всего прогрессивного че-
ловечества,.
	висимого и могучего Русского государства,
об’единившего русские земли в одно поли-
тическое целое. «Изумленная Европа, 8
начале паретвования Ивана [Ш едва ли да-
же полозревавшая о существовании Mocko-
вии, стиснутой между Литвой и Татарами,
-— была ошеломлена внезапным появлену-
ем огромной империи на ее восточных гра-
ницах» (Маркс).

Иван ТУ Грозный, продолжая дело соби-
рания Руси вокруг Москвы, способствовал
укреплению и возвышению сильного рус-
ского пентрализованного государства во
главе с Москвой.

В годы польеко-шведекой интервенции
начала ХУП столетия Москва явилась
центром, вокруг которого об’единилиеь все
силы народа в борьбе за независимость Ро-
дины. В 1612 году всенародное ополчение
под знаменами русских патриотов — Кузь-
мы Минина и Дмитрия Пожарского освобо-
дило Москву и очистило страну от захват-
 ROB.

Задавленный крепостнической  кабалой,
народ полнимается и против внутренних сво-
их врагов — бояр и помещиков. . Трудо-
вой нарол Москвы живо  откликает-
ся на разрастающееся в стране крестьяз-
ское движение. В Москвз то и дело вепы-
хивали народные волнения, направленные
против крепостнического гнета. В середине
ХУП столетия антифеодальное движение в
Москве достигает особенно большого разма-
А,

Москва была не только экономическим
и политическим, но и культурным пентром
Руси — хранительницей и продолжатель-
ницей всех тех достижений культуры руб
ского народа. что создавалась в более лрев-
них городах: Киеве, Новгороде Великом,
Ростове Великом, Суздале, Владимире. ‹

Творчество гениального русского живо-
писпа Андрея Рублева, зодчих Барма и По-
стника, деятельность Ивана Федорова, про-
тукция Печатного двора и Оружейной пала-
ты свидетельствуют о расцвете русской
культуры в ХУ—ХУП веках.

Таким образом. за первое полутысячеле-
тие своего существованля Москва подня-
лась перед веем миром как столица вели-
кого нарола, сумевшего‘ защитить свою не-
зчвясимость и отстоять европейскую циви-
лизапию от полчищ татаро-мюнгольских за-
воевателей, отразить и разгромить интер-
вентов и захватчиков, идущих с Запала. и
утвердить на’ земле своих предков знамя
русской государетвенности,.
	кратом Герценом, о котором В. И. Ленин
писал: «В крепостной России 40-х годов
{ПХ века он сумел подняться на такую вы-
соту, что встал в уровень с величайшими
мыслителями сзоего времени».

Московский университет является цент
ром научно-исследовательской мысли и раз:
садником научного знания.
	Московский университет  справедливе
гордится великими русекими учеными: И. М.
Сеченовым, К. А. Тимирязевым, Н. Е. Жу-
ROBCRUN.
	Б Москве создаются выдающиеся про-
азведения художественной — литературы,
складывается прогрессивное реалистическое
направление в искусстве. Здесь развивает-
ся деятельность художников Фелотова и
Тропинина. Московский Малый театр, ос-
нованный трудами Щепкина и Садовекого,
становится рассадником русского сцениче-
ского реализма. Большой театр уже в се-
редине Х]Х века является одним из му-
зыкальных и художественных центров
Росии. —

Огромный вклад в сокровищницу миро-
вой культуры внесли русские архитекто-
ры. Казаков и’Баженов украшают Москву
своими бессмертными творениями:

Во второй половине ХХ века, в после-
реформенный период происходит значитель-
	ный рост московской промышленности.
Крупному значению Москвы в русской
промышленности и торговой жизни со-
	тействует строительство железных дорог.
Москва становится центральным узлом же-
лезнодорожных путей, соединяющих ее с
отдаленными районами огромной страны.
Превращение Москвы в капиталистиче-
ский центр влечет за собой большие измене-
ния в облике города и в составе его насе-
ления. Окраины города приобретают ярко
выраженный фабричный характер. В про-
мышленноети Москвы все большее место
занимает иностранный капитал. Бромлей,
Гужон. Сиу, Брокар и другие иностран-
вые капиталисты. поошряемые царским
правительством. хозяйничают на предприя-
тиях Москвы. Стремясь усилить экономи-
ческую зависимость России от пностран-
ного капитала, продажные царские мини-
стры искусственно тормозят развитие тя-
желой промышленности в Москве. На фаб-
риках Москвы господствуют самые дикие
Формы полукрепостнической эксплоатации.
Олнако Москва является не только срелото-
чием язв капитализма, но и центром новой,
демократической культуры. В период без-
	(Материалы для! докладчиков)
			кусство передвижников, создается Третья-
ковская галлерея. В Москве работают выда-
ющиеся мастера русского искусства: Репин
п Суриков, Поленов и Васнецов. В Москве
рождаются музыкальные композиции Чай-
Rosckoro и Танеева. ‹ Московский Ma-
лый театр в 70-х—80-х годах  доети-
гает блестящего расцвета, выдвинув
таких мастеров сценического искусства, как
Ермолова, Федотова; Южин, Ленский и др. В
1898 г. основан Московский Художествен-
ный театр, созданный величайшими рефор-
маторами театра К. С. Станиславским и
	Вл. И. Немировичем-Данченко. Б работе
Художественного театра принимают участие
Чехов и Горький.
	ВАХ веке Москва становится одним из
крупнейших современных городов мира.
	ские рабочие показывают образцы отваги и
героизма. Наиболее ожесточенные бой про-
исходили на Пресне, когорая заслужила с
тех пор почетное имя ЁКрасной Пресни.
Боевые дружины московеких рабочих в те-
чение девяти дней героически сражались
против многочисленных отрядов жандармов,
казаков и императорской гвардии, Boopy-
женных пушками, винтовками, пулеметами.
По почину московских рабочих на вооружен-
ную борьбу против царизма поднялись дру-
гие города и районы. На борьбу поднялись
угнетенные народы царской России. Лишь
с помощью полков, переброшенных из дру-
гих городов, царизм смог подавить восста-
ние московских рабочих.
	В ходе революции Москва, вместе с Пе-
тербургом, вела за собой остальные города.
«От Москвы и Петербурга исходили ди-
рективы во время январского и октябрь-
скоге выступлений, они руководили дви-
жениех в славные  декабрьские дни»
(Сталин).

Ленин и Сталин использовали уроки
московекого вооруженного восстания в ря-
де своих классических работ об искусстве
восруженноге восстания.
	Накануне первой мировой войны рево-
люпионные выступления рабочего класса
достигают огромного размаха. В Петербурге
и. Москве вспыхивает стачка в знак соли-
дарности с бастующими бакинскими рабо-
чими. Дело доходит до вооруженных столк-
новений рабочих с царскими войсками, пе-
реходящих в баррикадные бои. Империа-
листическая война временно прерывает ре-
волюционный под’ем, но не надолго. Ре-
волюционное движение разгорается с новой
силой. Московские рабочие, руководимые
большевиками, высоко держат знамя рево-
люцияонной борьбы. Вместе с рабочими Пе-
тербурга они плут в первых рядах этой
борьбы.
	`Мобилизует свои силы контрреволюция.
Рассчитывая на то, что Москву удастся
превратить в политический центр контр-
революции, Временное правительство 12
августа созывает в Москве государственное
совещание для мобилизации сил помещиков
в буржуазни. Но мосзовекий пролетариат
показал. что расчеты на «епокойную»
Москву построены на песке. В знак про-
теста против контрреволюционных меро-
приятий Временного правительства москов-
ские рабочие в день открытия государствен-
ного совещания проводят всеобщую заба-
стовку. В Москве не дымит ни одна фаб-
рика, останавливается движение на улицах.
«Москва бастует. Ла здравотвует Москва!»,
— писал в эти дни товзриш Сталин.

Олновременно © началом октябрьского
восстания в Нетрограде революционные от-
ряды в Москве занимают правительствен-
ные учреждения, телеграф, центральную
телефонную станцию, почту. В значитель-
HOH части города власть переходит к
Военно-революционному комитету. Мень-
шевики и эсеры вместе с белогвардейцами
и юнхерами_ поднимают антисоветекий имя-
теж. В результате семидневных упорных
б0ев революционных отрядов против
контрреволюционных мятежников в Москве
в ночь на 3 (16) ноября утверждается
власть Советов. Над Кремлем поднимается
Ераеное Знамя социалистической револю-
nan.
	с\езд Советов, который по докладу товариша
Сталина пранял декларацию 06 образовз-
нии Союза Советских Социалистических
Республик. С. этого момента Москва, стано-
вится столицей Союза Советских Социали-
стических Республик.

В январе 1924 года, нашу страну постиг-
Jy величайшее горе — умер основатель С5-
ветекоге государства, вождь большевиет-
ской партии и советского народа — В. И.
Ленин. Вместе с пролетариатом всей страны
московские рабочие откликнулись На
смерть вождя сплочением своих рядов во-
крут ленинского ЦЕ, вокруг товарища
Оталина.

Под руководетвом партии большевиков,
товарища Стзлина страна приступила К.
осуществлению великого плана социали-
стической индустриализации. Партия боль-
шевиков подняла наш народ на борьбу ©
вековой отсталостью России. Советские аю-
ди должны были в короткий срок создать
могучую машинную индустрию, которую
Ленин считал материальной основой социз-
лизма. Необходимо было навсегда разбить
тяжкие оковы экономической зависимости
от заграницы, в которых находилась преж-
де отсталая Россия.

Штабом этой великой борьбы стала сто-
лица нашей Родины — Москва. Здесь в
1925 году состоялея XIV с’езд ВЕП(б),
провозгласивший устами вождя советского
нарола — товарища Сталина — лозунг
социалистической индустриализации. Здесь,
в Москве, разрабатывались величественные
пятилетние планы, по которым неузнавае-
MO преображалась наша Родина. Отсюда, из
Моеввы, расходились нитн управления зеем
напшм огромным, непрерывно растущим
	народным хозяйством.
	советского! временья злесь бъется живая революцион-.
	вая МЫСЛЬ.
Социальная борьба, развернувшаяея в
России в послереформенный. период; захва-
	тывает и Москву. В Москве возникает ре
	волюционно-демократическое движение. Шо“
являются подпольные кружки последовате-
лей Чернышевского. В 70-х и начале 80-х
годов революционное движение в Москве
приобретает. народнический характер.

Бурная общественная жизнь Москвы
второй половины Х[Х века находит яркое
выражение в творчестве московских писате-
лей, художников, ученых.

Литературная жизнь Москвы тесно свя-
зана с борьбой общественных сил. Москва
питает творчество великого писателя земли
русской Льва Толстого.

В Москве вырастает реалистическое ис-
	В конце прошлого века промышленность
Москвы, как и всей России, переживает
период под’ема. В стране интенсивными тех-
пами идет процесс создания монополий, уси-
ления концентрации производства и быстро-
го роста рабочего класса.

Все сильнее и острее становятся противо-
речия между интересами растущего буржу-
азнох общества и крепостниками-поме-
щиками. Но трусливая и своекорыстная
русская буржуазия не может взять на себя
задачу борьбы с крепостничеством.

В конце ХХ века Петербург становится
центром борьбы за создание революцион-
ной социал-демократической’” организации.
Видное место в этой борьбе принадлежит
Москве.
	Рабочее движение пробуждает в полити-
ческой борьбе крестьянство, революционная
борьба народных масс против самодержавия
захватывает почти всю Россию.

Москва вписала славные страницы в
историю революции 1905 года. Московские
рабочие, руководимые большевиками, вместе
с петербургскими рабочими идут в аван-
гарде революционного движения. В Москве
началась октябрьская всеобщая  политиче-
ская стачка.

В ходе октябрьской политической стачки,
в огне борьбы с царизмом рождаются Сове-
ты рабочих депутатов — новое могучее
оружие в борьбе за освобождение рабочего
класса, зачаточные органы революционной
власти. Московский Совет, руководимый
большевиками, в декабре 1905 года стал
органом вооруженного восстания. 9 декаб-
ря в Москве появились первые баррикады,
все фабрики и заводы Москвы прекратили
свою работу. Царское правительство 05`я-
вило Москву на чрезвычайном положении
и двинуло против восставших войска и
артиллерию.

В вооруженной борьбе с паризмом москов-
	Царское правительство в период войны
1914—1917 гг. вело страну от пораже-
ния к поражению. Экономическая разруха,
военные поражения, хозяйничание иност-
ранных империалистов в русской промыш-
ленности поставили страну на край ги-
бели. Спасти нашу страну от катастрофы,
от порабощения ее иностранными импе-
риалистами могла только революция. Боль-
шевистекая партия возглавила револю-
ционную борьбу трудящихся за свержение
	27 февраля (12 марта) 1917 года в
Петрограде и Москве побеждает бур-
	жуазно-демократичесвая революция.

Воспользовавшиеь тем, что большевики
находились в тюрьмах п ссылке, что В
массах было распространено оборонческое
настроение, в Московском Совете, как и в
других Советах, большинство депутатских
мест захватывают меньшевики и эсеры.
Советы, руководимые меньшевиками и эсе-
рами, добровольно отдают власть Времен-
ному правительству:

Большевики, выполняя указания
Ленина и Сталина, развертывают огром-
ную политическую‘ работу по завоеванию
Macc, HO их политическому воспитанию и
организации.

Рабочий класе Москвы, вместе с рево-
люционным Петроградом, выступает под
большевиетекими знаменами 3a переход
всей власти в руки Советов.
	Тридцатилетие советской Москвы —
самый яркий п самый значительный пе-
раод в ее` восьмисотлетней истории. За
этот период времени в развитии Москвы
пролеходят коренные социальные, полити-
ческие и экономические изменения.

В марте 1918 года в Москву переезжает
советское правительство. Москва становит-
ся столицей первого в мире социалистиче-
ского государства.

Из Москвы великий Ленин руководит
Отечественной войной ‹советекого народа
против интервентов и белогвардейцев.

Московские большевики велут напря-
женную работу по обеспечению Красной
Армии вооружением и обмундированием, по
спасению рабочих от голода. Несмотря на
неимоверные трудности, нехватку хлеба,
сырья, топлива, рабочие Москвы успешно
работают по снабжению фронта. Железно-
дорожники Московеко-Казанской железной
дороги проводят первый коммунистический
субботник, по поводу которого Ленин пи-
шет свою статью «Великий почин».

Под руководством Ленина и Сталина мо-
лодая Советская республика разгромила
интервентов, отстояла завоевания Октябрь-
ской социалистической революции, свою
государственную независимость, свое Ha-
циональное существование.

Рабочие Москвы были в первых рядах
борцов за победу над интервентами и ée-
лыми армиями в 1918—1920 cr.

Выступая в Ноябре 1922 г. на пленуме
Моссозета. Ленин высказал твердую уве“
ренность, что «из России наповской булет
Россия социалистическая». Это было пос-
леднее выступление Ленина перед страной
п московекими рабочими. 30 декабря 1922
года в Москве состоялся 1-й Всесоюзный
	Москва была в этой грандиозной ‘<озида-
тельной работе не. только ®«рганизацион-
ным центром: Она сама занимала ответет-
веннейший участок  производетвенного
фронта. Трудящиеся Москвы, возглавляе-
мые своей ленинеко-сталинской . партийной
организацией, играли роль авангарда в ве-
ликой ‘преобразовательной работе, развер-
нувшейся в нашей стране.

На заводах етолицы` развертывается ©б-
цпалистическое соревнование’ и ударниче-
ство. Ширится борьба ‘за`выполнение -и` ие-
ревыполнение производственных планов,
за социалистическую рапионализацию, за
снижение себестоимости. Множатся ряды
изобретателей. Москва пдет в первой ше-
ренге строителей нового мира.

Троцкисты и правые оппортуниеты —
врагн советского народа, лазутчики ино-
странной буржуазии, пытались помешать
социалистическому строительству. Во их
попытки сорвать индустриализацию стра-
ны проваливаются. Враги народа терпят
поражение как во всей стране, так и в
столице. Большевики Москвы, как всегда,
остаются вернейшей опорой ленинеко-ста-
линского Центрального Комитета партии.

Вместе с промышленностью scero Совет-
ского Союза в годы сталинских пятилеток
растет п промышленность Москвы. Столица
нашей Родины превращается в крупнейший
индустриальный центр. Перед Великой Оте-
чественной войной продукция московской
промышленности превысила дореволюпи-
онный уровень в 21 раз. Накануне войны
одна Москва давала почти в два раза
больше продукции, чем в 1913 году вся
Россия. В такую могучую индустриальную
крепость советские люди превратили Моск-
ву, самоотверженно трудясь под руковод-
ством Московокоюй партийной организации,
Центрального Комитета партии и лично
товарища ‘Сталина.

Но промышленность Москвы не только
количественно выросла, она и качествен-
по изменилась.

Дореволюционную Москву называли
«ситцевой». Она давала стране, главным
образом, ткани. Тяжелая промышленность
в Москве была развита слабо.

Большевики впервые создали в Москве
тяжелую индустрию.

В составе московской промышленности
быстрю развивающаяся тяжелая индустрия
вышла на первое место. На мапеинострое-
ние до революции приходилась лишь деся-
тая часть промышленной продукции Моск-
вы, ав 1940 году — уже около половины:

Тяжелая промышленность Москвы, 3a80-
во созданная за голы сталинских пятиле-
TOR, весьма разнообразна, но основными ее
	  _.Грандиозные успехи, достигнутые. совет-
	CRHM народом в области. индустриализации
страны, послужили основой социалистиче-
ской реконструкции столицы.

В дворянско-буржуазной Москве «отцы
города», заседавшие в городской думе, не
заботились о благоустройстве Москвы. Гряз-
ные, кривые центральные улицы, застроен-
ные дворянскими и купеческими особняка-
ми. нищие окраины © ночлежками и каба-
	ками, купеческие «Яры» и обжорки в Охот-_
	ном ряду, ухабы улиц, крайняя отсталость
городского транспорта, нехватка воды-——Та-
кова была старая Москва.

История развития городов не знает при-
мера такого смелого и широкого плана ие-
	1 сентября 1947 г. народы нашей стра-
ны отмечают 800-летие города Москвы. ве-
ликой столнпы Союза Советских Соппали-
етических Ресиублик.

Иетория Москвы неразрывно связана с
историей наше великого народа.

Москнз пестари являлась центром нацио-
нальной жизни великого русского. нарола,
тем ядром, вокруг которого сложилось Рус-
ское государство,

Великая Октябрьская сопиалистическая
революция превратила Москву в центр
многонационального Советского государства.
Москва — столица СССР и Российской Фе-
дерапии, напиональная гордость всех наро-
дов Советекого Союза, символ единства и
братства народов нашей страны. Москву
нал нарол называет сердцем советской от-
чизны. Москва — несокрушимая крепость
сопиализма, пентр социалистической инлу-
стрии, культуры и науки. Советекое пра-
вительство, Центральный Комитет больше-
вистской Партии руководят из Москвы ве-
				С отдаленных времен местность, нз ко-
Торой стоит столица Советского Союза —
Москва, принадлежала одному из восточно-
славянских племен,

Природная крепость — высокий холи,
окруженный Москва-рекой и ве притоком
р. Неглинной,—лежащая на важных торго-
вых путях. привлекла КБ себе внимание
ростово-суздальских князей. В 1147 году
князь Юрий Долгорукий основал здесь го-
рол-крепость Москву — ород, которому
суждено было стать оплотом борьбы против
иноземных завоевателей, собирательницей
русских земель.

Истерия превращения Москвы в столицу
Русского государства неразрывно связана с
одним из крупнейших событий: отечествен-
ной истории — борьбой русского народа
против татаро-монтольских завоевателей.

В 1238 году. когда полчиша хана Ba-
тыя. . обрушились на Русь, Москва не
избегла общей участи, постигшей pyc-
ские города. Татаро-монголы сожгли и разо-
рили горол. Однако тогда уже сказалось 3а-
мечательное свойство русского народа. во-
плотившееся в Москве. — быстро восста-
навливать свои силы и после тяжелой борь-
бы еще более могучим вставать. на защиту
своей страны от врагов. Москва, как и вся
русекая земля, стала отстраиваться. Вскоре
Москва превратилась”в центр оживленного
края. население которого упорно боролось с
завоевателями.

Огобенно ярко проявилось значение Мо-
СЕВЫ в период развертывания борьбы рус-
ского народа © татаро-монгольскими порз-
ботителями. Иван Калита в 1328 году ae-
penec великокняжеский стол из Владимира
в Москву. С этого времени началось соби-
рание Руси вокруг Москвы — отныне сто-
липы гогуларства.

В 1380 голу на Куликовом поле pye-
ская рать пол знаменами московского вНЯ-
зя Дмитрия Донского наголову разбила та-
таро-монгольекие полчиша хана Мамая.

Весть о Мамаевом побонще быстро раз-
неслась по Руси и по всей Запалной Европе.
После Куликовской битвы татары накрепко
запомнили жестокий урок. Наролы Европы
перестали верить в непобедимость страш-
ного восточного врага. Русь бесспорно при-
знала Москву своим центром.

Шли десятилетия. Москва © прежним
упорством в настойчивостью собирала, Русь.
В 1480 г. русский нарол сбросил, нако-
нец, со своих плеч татаро-монгольское иго.
При Иване [! Москва стала столицей неза-
	Аогла Петр Г перенес парскую резиден-
цию в новую столицу государства — Пе-
тербург, Москва отнюдь не утратила сво-
его значения в качестве крупнейшего эко-
номического, политического и культурноге
центра страны.

Значение Москвы, как центра напио-
нальной жизни русского народа, с огромной
сплой проявляется в грозных событиях
1812 гола.

Шестисоттысячная армия Наполеона
вторгается в Россию. Пол: Москвой разыгра-
лись решающие эпизоды борьбы русской
армри, во главе которой стоял Михаил Ву-
тузов, против наполеоновской армии «дву-
надесяти языков». «Битва гигантов» —
великое Бородинское сражение, прозвучав-
шее на весь мир 135 лет тому назад, пред:
определило гибель Наполеона и крушение
его планов завзевания мирового госпедет-
ва. Пламя московского пожара осветидо
посзелний путь гибнущей армии Hano-
леона.

Москва, по словам А. И. Герцена, —
«в 1612 году кровно обвенчалась © Рос-
синей и сплавилась с ней огнем 1812 г.».

Патриотический пол’ем, охвативший рус-
ское общество во время Отечественной вой-
ны 1812 годз. сыграл огромную роль в раз-
витии передовой общественной мысли и рв-
волюционного движения в России. Велел за
Петербургом в Москве развертываетея дея-
тельность декабристов. В Москве организу-
ются политические и философские кружки.

Москва сохранзет свое значение как центр
русской напиональной культуры.

В Москве в царствование Шетрз [ из-
дается первая в России газета. Москвз гор-
дится своим университетом. первым уни-
верситетом России, основанным русским ге-
нием Михайлом Ломоносовым.

Русская культура черпала силы свой в
гении народа. Передовые деятели русской
культуры никогда не признавали преелову-
TOO «чистого искусства». «искусства аля
искусства». Оня были глашатаями искус-
ства для нарола. Й это особенно ярко вяд-
нс на примере передовых деятелей русской
культуры, живших в творивших в Москве.

Москвичи горды тем, что в стенах Мос-
козекого университета учился Белинский
— «неистовый Виссарилн», великий рево-
люционный демократ, всею жизнь боров-
шийся за коренные интересы народа, эз
его прюсвещенле, за его культуру, за его
освобождение от гнетз самодержавия.

Налиа столица гордится воспитанняхом
ве. университета, ревБолюционером и демо-
			мера такого смелого и широкого плана ие-   HHS столицы. за голы сталинских пяти-
реустройства, какой лан В генеральном леток в Москве было построено и заселено
	сталинском плане реконструкции Москвы.
	Еще в 1931 году Пленум ЦВ ВЕЦ(5) по.
	инициативе товарища Сталина принимает
решение «0 московеком городском хозяйст-
во п 0 развитии городского хозяйства в
CCCP». Решение Пленума ЦЕ вооружило
	московских большевиков боевой, конкрет-
	ео = 3
HOH программой социалистического переуст-
	леток в Москве было построено и заселено
более б`млн. кв. м. новой жилой площади,
что боставляет около половины того, чем
располагала дореволюциенная Москва. Це-
лые ‘кварталы новых жилых домов BEI
росли‘ не только на центральных улицах,
но и на окраинах столицы, которые. бла-
	тгодаря вовым транспортным магистралям
и метро, органически слились © центром
	ройства столипы. Партийная организация   города. Сотни тысяч советских люлей —
		столицы развертывает борьбу за преобра-
	зование Москвы в образцовый сопиалиети-.
	ческий город.

В пюле 1935 г. Совнарком СССР и ЦЕ
ВЕП(б) приняли решение о генеральном
плане реконструкции города Москвы. Ру-
ководящие идеи в составлению этого гран-
тиозного плана ‘дал великий Сталин. бя
указал ‘ге; пути; по’ которым? должна ‘итти
перестройка города. .

План реконструкции Москвы   предуемат-
ривает коренную перепланировку и новую
застройку, но с сохранением основ исто-
рически сложившегося города. Весь план
проникнут сталинской заботой о чежуве-
ке, об удобстве жителей. .

Плая реконструкции Москвы ярко отра-
жает великие преимущества, свойственные
строю социализма. Строгая научность
принципев, положенных в основу реконст-
рукции города, в соединении с огромным
размахом работ, возможна только в социа-
листической стране, где удовлетворение
нужд народа не сталкивается с корыстны-
MH, частнособственническими ‘интересами
капиталистов.

По плану в Москве проложены новые
магистрали, реконструпрованы ни i
улицы, создаются парки и лесные: маеси-
вы вокруг города.

0блик Москвы уже коренным’ образом
изменился. Воздвигнут ряд крупных обще-
ственных сооружений, в значительной сте
пени определивших лицо советской Моск-
вы: Дом Совета Министров СССР. гостиня-
ца «Москва». новое здание Государет-
	венной библиотеки СССР имени Ленина,
	Центральный театр Советской Армии, кон-
цертный зал им. Чайковского ип многие
	дор1аыНн оай пм, AGM AUbDUMEFAYD И многие
другие. Эти замечательные здания соору-
	Сталинская Конституция СССР, приня-
тая в Москве на Чрезвычайном УШ с’езде
Советов в декабре 1936 года, подвела итог
	5.
	завоеваниям советского ‘народа.
	БВ Москве развертывается подготовка к
выборзм в Верховный Совет СССР по новой
пвбирательной спетеме. Выборы в Верхов-
ный Совет СССР увенчались полной пюбе-
дой сталинского блока коммунистов и бес-
партийных. С исключительным энтузиаз-
	‚ жителей столицы получили за эти годы
‘удобное; красивое жилье.

В 1935 году была сдана в экеплоатацию
первая очередь московского метрополитена
© его подземными залами-дворцами и самым
совершенным в мире обслуживанием пае-
слжиров. Метро: продолжало строиться и в
годы Отечественной войны. Длина его пу-
тей достагла 40. километров. Московское
метро перевозит BACH около двух миллио-
нов пассажиров. Постройка метрополитена
явилась могучим фактором дальнейшего
роста Москвы, как социалистической сто-
лицы, и улучшения быта москвичей.
	Социалистическая реконструкция Моск-
вы осуществлялась в работах огромного на-
роднохозяйственного масштаба, плодотвор-
ное воздействие которых мощно сказыва-
лось далеко за пределами города. Такими
работами явились строительство ряда ог-
ромных электростанций вне Москвы, даю-
щих энергию для предприятий Москвы и
нужд ее населения, а также строительство
канала Москва-— Волга, превративитего М9-
скву в порт трех. морей.

Банал Москва— Волга, длиной в 128
километров, был завершен постройкой в
1937 году. Он евязал. столицу глубоким
водным путем с Волгой, а через нее ©
Балтийским, Белым и Каспийским морями.
Канал Москва-—_Волга Нё только превратил
Moogsy’ a  лубоковолный порт, но и разре-
шил проблему водоснабжения столицы.

Осуществление Плана ‘реконструкции
столицы Моейвы — яркое выражение ве-
ликой творческой и жизненной силы соди-
 алистическоге строя, показатель огромной
заботы партии и правительства о нуждах
и интересах советеких людей.
	м трудящиеся Москвы избирают евопм
первым депутатом великого (талина.

В марте 1939 г. в Москве происходит
ХУШ  е’езд  ВКП(б). «Доклад о товарища
Сталина”на этом‘ с’езде становится‘ програм
МоЙ практической работы всей партии:
Москвичи, являются инициаторами сопиа-
листического соревнования в голы третьей
	(Окончание. см. на 3-й стр.).