„” Суббота, 6 сентября 1947 г., № 109 (806).
	eIO CLO

комсомольцы столицы
	первым шагом в выполнении
программы, начертанной вождем
ог 9 февраля 1946 года.
	Московская промышленность досрочно
выполнила план первого год» новой fia-
тилетки и на основе широко развер-
нувшегося соревнования трудящихся . B
честь 30-летия советской власти досрочно
завершила восьмимесячную программу
1947 гола.
	Немалая заслуга в этом принадлежит
молодежи. Более 15 тысяч молодых ра-
бочих, сотни молодежных бригад’ уже 3
первом  полуголий выполнили  толовые
	цервюм  полугодий  выполвили
произволетрРенные задания.
	Комсомольские организации московских
	заме-
фабрики
	прехприятий, горячо подлерживая
		Н. КРАСАВЧЕНКО,
секретарь МК и МГК ВЛКСМ
		завтра вся наша необ’ятная стран» пра-
влнует восьмисотлетие Москвы. Из неболь-
шого поселка, возникшего восемь веков
тому назал на берегу Москвы-реки, близ
устья Нетлинной, Москва превратилась в
могущественный политический, экономиче-
ский и культурный центр первого в мире
социалистического государства, на который
с любовью и надеждой устремлены взоры
всего прогрессивного человечества.
	Москва сыграла выдающуюся роль В
развитии Русского государства, в его за-
щите от многочисленных иностранных ин-
тервентог. Самым ярким, величественных
этапом в истории Москвы являются трил-
пать лет советской власти. Побехла Велнкой
Октябрьской социалистической революции
ознаменовала начало повой жизни  Мос-
RBI.
	12 марта 1918 года из Петрограда в
Московекий Ёремль прибыю советское
правительство во тлаве с великим вождем
мировога пролетарната, основателём совет-
ского тосударетва В. И. Лениным. Этот
день — величайшее событие в истории
нашего родного города. Москва стала 6то-
лицей молодой Советской республики.

Вместе со всей страной за годы сов-т-
ской власти и особенно в годы сталинских
Пятилеток неузнаваемо выросла и преоб-
разилась наша любимая столица, самая
прекрасная и цветущая из всех столиц ми-
ра. Советское правительство, большевист-
ская партия и лично товарищ Сталин ‘все-
гда неустанно заботились о развитии и про-
цветании нашей столицы. Москва, которую
до революции называли «еитцевой», -пре-
‚ вратилась в центр металлообрабатывающей
и машиностроительной промышленности.
Значительно выросла энергетическая база
города: ныне Москва потребляет электро-
энергии столько, сколько расходовала ее
вся царская Россия.
	Москва по праву считается основных
научным центром нашей Родины, центром
просвещения и социалистической культу-
ды. В Москве находятся многие высшие на-
учные учреждения нашей страны. В нз-
чальных и средних школах столицы 0бу-
чаетея свыше полумиллиона учащихся, в
Московских вузах учится около 120 тысяч
студентов, что превышает общее число сту-
дентов в таких странах, как Англия, Ита-
лия, Бельгия и Швеция, вместе взятых. В
Москве — сотни массовых библиотек, 60
музеев, здесь издается 40 больших газет.

Столица гордится выдающимися  КУлЬ-
турными учреждениями — Третьяковской
галлереей, Государственной консерваторией
имени П. И. Чайковского, Государственным
Академическим Большим театром, Художе-
ственным и Малым. театрами.

Москва — сердце нашей Ротины, город
Ленина п Сталина, символ победное дви-
жения советского народа. Великим мачком
мира высится Московский Кремль, ясный
свет рубиновых звезд которого озаряет че-
товечеству путь Е свободе и счастью.

Bea жизнь п деятельность Московской
организация комсомола, ее рост и развитие
неразрывно связаны < советским периодом
истории родного города.

Москва вместе с Петроградом явилась
родиной революпионных организаций мо-
лодежи. Здесь в марте — апреле 1917 го-
ла на заводе Михельсона (ныне завол име-
ни Владимира Ильича) и некоторых дру-
тих предприятиях возникают первые моло-
дежные кружки, а к июлю 1917 года все
заводские кружки Замоскворечья, насчи-
тывающие уже около 2 тысяч членов,
об’единяютея в одну организацию — ©0-
03 рабочей молодежи «Ш Интернационал».

В июле 1917 года был создан Союз м0-
лодежи при МЕ. РСДРИ(б). Члены этого
Союза почти полностью вошли в состав
организованного большевиками отряда, ко-
торый вел самоотверженную борьбу с
юнкерани.

8 (21) октября 1917 года на Первой 06-
шегородекой конференции союзов молоде-
жи, проходившей ‘под руководством Мос-
EGBCRATO Комитета партии. произошло об`-
единение союза рабочей молодежи «Ш Ин-
тернанаснал» и Сотоза молодежи при МЕ
РОДРИ(@). Так накануне решающих  ок-
тябрьеких боев рабочая молодежь Москвы
оформилась в боевую организацию, став-
шую верным помощником большевистской
партии.
	Б исторические лни октябрьских Goes
молодежь вместе со всеми московскими ра-
бочиии, Ol руководством большевиков,
сражалась против вооруженных сил контр-
революции на улицах Москвы. Молодые ра-
бочие выполняли поручения штаба восста-
НИЯ.
	- Октябрьская революция победила, но на
молодую Советскую республику ‹о всех сто-
рюн надвигались иностранные интервенты,
белогвардейские полчища, Вместе со всем
народом но призыву советского правитель-
ства поднимается молодежь Москвы на за-
щиту завоеваний Великого Октября. Ты-
сячи членов Московского союза молодежи,
увлекая за собой своих товарищей, еще не
вступивших в союз, добровольцами уходят
на фронты гражданской войны.

Оставшуюся в городе молодежь Москов-
ский комитет комсомола организует на
оказание деятельной помощи партийным
организациям в укреплении тыла, в вос-
становлении разрушенного хозяйства cro-
лицы.

Так Ha фронте и в тылу в героическле
годы гражданской войны выковывались
славные традиции MOCKOBCREX комсомоль-
	ев.

sa
	к. ВА ЕО А
	Фото А. Шагина.
	выполнении великой
ной вождем в речи
	пролетарий» и другие. Везде, на “всех
стройках комсомольцы Москвы вместе ¢
коммунистами идут во главе армии строи-
телей. Они выступают инициаторами  со-
ревнования молодежи ва досрачное оконча-
ние работ, создают ударные бригады и по-
токи на наиболее ответственных участках.
	`Московские комсомольцы работали и Ha
союзных стройках. По призыву партии и
комсомола они помогали строить Лнепров-
скую ГЭС, Магнитострой, возводили кор-
пуса Сталинградекого тракторного завода,
строили город юности — Комсомольск-на-
Амуре.

В ходе выполнения сталинских пятиле-
ток менялось лицо столицы. Вырастали ве-
личественные корпуса новых зданий, стро-
ились дворцы культуры, стадионы, скверы,
школы, библиотеки, театры, прокладыва-
лись новые магистрали. Комсомольны при-
нимали самое горячее участие в строитель-
стве социалистической Москвы. В июне
1931 года Пленум Центрального Комитета
ВЕП(б) принял решение © сооружении в
Москве метрополитена. С огромным вооду-
шевлением откликНУЛИСЬ московские. ком-
сомольцы на это решение. №3 тысяч луч-
ших комсомольцев столицы были посланы
на строительство метро, где они показали
невиданные образцы трудовой доблести и
героизма.

14 мая 1935 года в Москве, в Колонном
зале Дома союзов, строители метро собра-
лись нз торжественное заседание, поевя-
щенное пуску метрополитена. Под бурную
овацию всех собравшихся присутствовав-
ший на заседании товарищ Сталин
предложил 3% особые заслуги в деле мо-
билизации славных комсомольцев и комсо-
MOOK на успешное строительство москов-
ского узтрополитена наградить Московскую
органиаацию комсомола орденом Ленина.
Получив высокую награду, комсомольцы и
молодежь столицы восприняли ее как при-
зыв K новым трудовым подвигам, в еще
более самоотверженному служению мате-
ри-Родине.

Когда фашистская Германия напала на
нашу страну, Весь наш народ по нризыву
товарища Сталина поднялся Ha защиту оте-
чества, на разгром врага. В дни войны
печти полмиллиона московеких комсомоль-
83 ушли на фронт и в партизанские OT-
ряды. За доблесть и мужество в боях с
врагами десятки тысяч из них быаи на-
 раждены орденами и мелалями, а 490 че-
ловзк удостоены высокого звания Героя
Советского Союза. В числе тех, кто первы-
ии ушли на фронт, были воспитанники
Московской комсомольской организации —
Виктор Талалихин, Зоя Космодемьянская,
Налаша Ковшова, Мария Поливанова и
многие другие. Их подвиги и высокое му-
жество будут учить многие поколения без-
заветному служению Родине, народу..

Комсомольцы, оставшиеся в Москве, вы-
полняли ‘ряд ответственных поручений. По
заданию Московского комитета партии ©
29 июня по 2 июля 1941 года свыше 90
тысяч юношей и девушек уехали на ©00-
ружение оборонительных укреплений пол
Смоленском, Вазьмой п Брянском, а осенью
1941 года, когда немны предприняли от-
чЧаянную попытку захватить Москву, де-
сятки тысяч юношей и девушек по призы»
ву партии вышли на строительство рубе-
жей на полетупах & столице.
	Десятки тысяч юношей и девушек из
школ и учреждений пошли работать на
фабрики и заводы. Более 300 тысяч моло-
тых москвичей приобрело в годы войны
производственную специальность. Борясь
за повышение производительности труда,
комсомольские организации выступили
инициаторами движения  «двухсогников».
Свыше 400 тысяч молодых рабочих на
предприятиях Москвы и области в годы
войны систематически выполняли нормы
выработки на 200 и более процентов.

В начале 1942 года по почину комео-
мольских организаций автозавода имени
Сталина, комбината «Трехгорная мануфак-
турз» и завода «Борец» широко разверну-
лось социалистическое соревнование моло-
дежных бригад: Е концу войны 35 тысяч
бригад Москвы и области 0б’единяли около
200 тысяч молодых рабочих. Движение мо-
лолежных бригад, их ценные начинания,
связанные < именами ныне лауреатов Ота-
	линской премии Алексеева,  Сметанина,
Красникова, Шашкова,  Барышниковой,
Федотова, Почепцова, широко раеспростра-
HATOCh пою всей стране.

Московские комсомольцы окружили
теплой заботой и лаской детей фронтови-
ков Комсомольцы  столипы и области
	внесли в фонд помощи детям воинов 35
миллионов рублей и 25 миллионов рублей
— в фонд строительства вооружения для
армии. Эти патриотические дела были
тважды удостоены благодарности товарища
Сталина. =

У нае было много трудностей, но мы
преодолевали их, движимые одной мыс-
лью — отдать все свои силы  велико-
му делу победы. В борьбе и труде росли
и крепли наши первичные комсомольские
организации. (6 этом co всей убе-
дительностью говорит 10, что в Годы
войны в ряды Московской организации
комсомола вступило свыше 350 тысяч
передовых юношей и девушек.
		«Парижская Коммуна» Василия Матросо-
	са. обобщают лучший опыт, направляют
свои усилия на то, чтобы подтянуть oOT-
стающих до уровня передовых, стремятся
еще шире развернуть  сопиалистическое
соревнование среди молодежи.
	По инициативе комсомольцев и молод5-
	жи автозовода имени Сталина, заводов
«Серп и молот», имени Владимира Ильп-
ча. «Красный богатырь», комбината
	«Грехгорная мануфактура», треста «\06-
жилетрой» десятки тысяч молодых ра
бочих промышленных предприятий и
транспорта взяли повышенные обязатель-
ства ко дню празднования 800-летия сто-
JUNE и выполнили их. 40 тысяч юношей
	и девупек Москвы и области  заверпиале
	выполнение годовых заданий. Вомсомоль-   +
	ские организации принимают автивНое
участие в раззитии городского хозяйства,
в благоустройстве столицы.
	Выполняя исторические — решения ЦА
ВКП(б) по вопросам идеологической ра-
боты, Московская ‘организация комсомола
освовное свое внимание направляет на
воспитание подрастающего поколения в ду-
хе советского патриотизма, чувства горя-
чей любви к своей социалистической Роди-
не, на `раз’яенение политики большевист-
ской партии, преимуществ советского
строя, на непримиримую борьбу со всякими
проявлениями безылейности, аполитично-
сти. низкопоклонства перел Западом.
	Для того, чтобы идейно воспитывать
молодежь, чтобы ее творческий, созида-
	тельный труд был одухотворен глубокой
верой в коммунизм, комсомольские органи-
запии лолжны вооружать ве передовой
	запии должны вооружать вв пПередозои
революционной теорией, воспитывать Ha
славных традициях большевистской пар-
тии.

Московская организация комсомола про-
делала немалую работу в этом направ-
лении. Большое Число  КомСоМольских
активистов учится на заочном отделении
Высшей партийной школы. в Универеи-
	тете марксизма-ленинизма, в партийных
	школах, в заочных и вечерних вузах,
техникумах и в школах рабочей молоде-
BH, Е

В. первичных комсомольских организа-
циях работает около 8,5 тысячи кружков
по изучению  «Краткого курса история
ВЕП(б)», Конституции CCCP, Устава
ВЛЕСМ, в. которых занимается 117 ты-
сяч юношей и девушек. С огромным же-
ланием и интересом молодежь столицы и
области изучает бпографии В. И. Ленина
и И. В. Сталина. Улучшилакь  лекпион-
ная работа среди молодежи.

Прошедшие в этом Тоду отчетно-выбор-
ные собрания, районные, городские л
Московская об’единенная областная и 10-
ролская конференции ВЛЕСМ. показали
огромный интерес комсомольцев к работе
«воей организации, их активность, прин-
ципиальность н политическую зрелость.
	Наша организация сумела добиться
	известных успехов прождз всего потому,
что нашей работой заботливо и требова-
тельно руководила организация  москов-
ских большевиков.

Наша задача — и впредь  неустанпо
H настойчиво воспитывать комсомольцев
и молодежь в духе глубокой любви к
большевистской партии, в товарищу
Сталину, в духе неуклонного выполнения
указаний партии, ибо в партийном руко-
водстве — главный источник силы
комсомола.

Нынешнее поколение молодых москви-
чей встречает знаменательный юбилей
своего родного торода, намного приумножив
патриотические дела московских  комсо-
мольцев. Быть москвичом, жить, трудить-
ся, творить в городе, где. живет и райбо-
тает родной товарищ Сталин, — великая
честь!

Советская страна гордится своею слав-
ной мололежью и ее передовым отрядом мо-
	лодых москвичей. А молодежь столицы дбу-
тет равняться на первых в свонх рядах,
таких, как молодые рабочие В. Алексеев,
&. Кузнецова, А. Бородкин, В. Быков: та-
ких, как студенты — сталинские стапен-
циаты Г. Тимофеева, Е.  Кушнаренко,
Н. Шишкин; таких, как работники искус-
ства И. Ликсо, И. Петров, A. Kanaan,
Ю. Ситковецкий; таких, как молодые пи-
сатели и поэты С. Наровчатов, Ю. Капу-
сто и А. Недогонов, таких, как сотни дру-
гих молодых москвичей, отлающих все свой
силы благородному служению Родине.
	Завтра, 7 сентября, советский нарол от-
	мечает 800-летие нашего родного торола.
Молодежь Москвы вместе со всеми трудя-
щимися в праздничном ликовании свое- пер-
вое слово любви и благодарности обратит к
великому вождю и учителю советского на-
рода, творцу счастья советских людей —
в Иосифу Вчесарионовичу Сталину.
	Молдчежь столицы еще теснее сплотит
свои рялы вокруг большевистской партии и
вместе со всем народом под испытанным
водительством товариша Сталина пойдет
Buepel — Е полной победе коммунизма в
нашей стране.
	«Моснва—научный и культурный центр».
«Москва в истории русской культуры ХУ
— XIX pp.» (no м отдела редких
книг и рукописей), «Периодическая печать
& 700-лотию Mossi п периодическая пе-
чать Е 800-летлю Москвы».
	НА СНИМКЕ: Советская площадь Москвы.
	SEREREPERARSER SG

Голос бессмертного города
	Вл. ЛИДИН
*
	`’Свыше сеёми © половиной веков готови-

лась Москва к своей сегодняшней славе.
Реликие исторические события и переме-
ны узнала она за века и в тяжелых ис-
пытаниях мужала, никогда не уходя
в глубь истории, как это бывало со многи-
ми, славными в прошлом, городами, . а
всегла обновляя, всегда возглавляя исто-
рию. Ее рукой в книгу судеб народов бы-
ла вписана величественная страница в
1812 году и развеяна по ветру цесарская
слава Бонапарта. С Воробьевых гор. 9т-
куда в прекрасном величии видна Моск-
ва, ‘поклялись два подростка в ненависти
Е тирании и борьбе с ней, и именно Мо-
сква вскормила будущих поборников своей
славы-Герцена и Огарева. В огне пожа-
ров 1905 года на Пресне в Москве не
сторала, как. это казалось самодержавию,
русская революция, а закалялась, подоб-
но металлу, чтобы ее разящий меч  две-
надцать лет спустя смертельно поразил
деспотию ин покончил с вековым беспра-
вием народов Россини. Из десятилетия в
десятилетие имя Москвы звучало на весь
MHD, но никогда не звучало оно с такой
силой, как в минувшее тридцатилетие...
	`_ Нет в истории деятелей, имена которых
Прославилиев  бы так на ‘весь мир, как
прославились имена ‘Ленина и Сталина.
Слово «Москва» стало символом их дея-
тельности,  символом борьбы за всеобщее
счастье. Труден был путь Москвы за’ по-
следние тридцать лет. Важдую пядь при-
ходилось отстаивать, каждый зародыш бу-
дущих злодеяний разоблачать. Двадцать
три года, до начала второй мировой вой-
ны, Москва неустанно била в колокол,
неустанно указывала миру на гнезда, где
выращивались ядовитые вмеи фашизма.
	Для лучшего и передового во всем мире
Москва была знаменем. Как голос
неусыпного ее бодретвования на истори-
	ческой вахте, звучал каждую полночь GOL
часов © Еремлевекой башни. Бой часов
Везтминотерского  аббететва в Лондоне
уводит. в прошлое. Бой часов Кремлевекой
башни в Москве ведет в будущее.

800 лет существования Москвы-—это
не обращение в глубину веков, не пере-
чень исторических ее подвигов в прош-
ЛОМ. Это— обращение к будущему, это—
взгляд в перспективу лет. Даже в годы
гражданской войны, когда были еше хо-
лох и голод, Москва светло смотрела в
свое будущее. С силой звучал ее голос,
наглядно осуществлялись ее обещания.
Именно в ней, в Московском Кремле, воз-
вестил ‘Фенин миру, Что лоселе отсталая,
темная ‘страна будет электрической: что
свет ее зажжется на весь мир; что рус-
скую соху п телегу сменят тракторы и
машины: что ‘автомобильными дорогами
станут русские проселки, уйдет в пропглое
бездорожье; не останется ни одного не-
грамотного; будет обязательным для каж-
дого обучение... Это был голосе Москвы—
Москвы, еще разоренной, Москвы, еще не
залечившей ран поеле первой мировой вой-
ны и войны гражданской. И враги усмеха-
	  ЛИСЬ, И СЕЗНТИКИ Называли эти планы у1Т0-
	гией...

В январскую стужу 1924 года хорони-
ла Москва на Красной площади—в самом
сердце страны- Ленина. В морозном тумане
сотнями голосов оплакивали гудки м0-
сковских заводов ‚и гудки паровозов Ha
железных дорогах великого человека. Ёо-
страми оттаивали промерзшую землю, в
Боторой на долгие времена сначала во
временном, потом в великолепном мавзо-
лее должно было храниться тело Ленина.
Москва оплакивала Ленина и вместе ©
ней лучшие люди во всем мире оплакива-
ли его. Но именно отсюда, из Москвы,
прозвучала на весь мир клятва Сталина...
Мы, современники, помним, как сквозь
траурную музыку  похоронного марша,
сквозь торжественные и печальные голоса
оркестров, © великой исторической силой
прозвучала тогда эта клятва. Она означала,
что ни одно дело, ни одно обещание Ленина
не будут забыты; чте никогда Москва, сто-
лица великого госуларства, не уступит ни-
чего из того, что завоевал наш народ, и что
все будет сделано для того, чтобы безмер-
ной сталл ето слава.

Цитаделью торгового капитализма. по-
строенная по купеческому  своенразию,
была Москва в поошлом. Но уже с увя-
хающим старым  купечеством начинал
борьбу промышленный капитализм,  ипри-
смотревшийся к методам западной экс-
плоатацин рабочих.  модернизировавший
старые методы порабощения. На месте за-
москворецких ломов © цепными псамл за
хоревянными. в лва Человеческих роста за-
	100рами; вырастали особняки промышленни-
	В дни, когда немцы пытались разгая-
деть в бинокль московские улицы, Ha
Красной площади, на параде в честь 24-й
годовщины Советского государства, Сталин
произнес слова обещания, что фашизм бу-
дет разгромлен. Мы помним это утро 6 н6-
ября 1941 года. Мы помним, как пер-
вый снежок посыпал улицы Москвы, по
которым двигались выкрашенные в белую
краску танки, и как в тишине морозного
воздуха великой клятвой перед всем со-
ветским народом и перед теми народами,
которые захватил в свои лапы фашизм,
звучали тогда слова Сталина. Москву
обещала победу п освобождение, и Москва
осуществила победу и принесла освобож-
денне. День за днем все последующие го-
ды-годы великого наступления  Совет-
‘ской Армии-— звучали в громкоговорите-
 лях знакомые всему мпру позывные. День
за днем взлетали чад вечерними улицами
Москвы ракеты, и воздух содрогалея от
орулийных салютов. Москва побеждала,
фашизм. Коготь за когтем вырывала она
из драконьих лап, вцепившихея в тело
народов, и в Праге ин Будапеште, Варша-
ве и Софии, Белграде и Бухаресте cay-
шали: говорит Москва. Еще одна победа,
дружественные народы! Еще на один шаг
‘ближе ко дню торжества! Москва обещала
 — Москва не обманет! Ни разу не нару-
‘mada своей клятвы Москва, ни разу не
ивменяла. своим обещаниям. Вспомните го-
ды, когда на весь мир разоблачала она
‘кровавые планы поджигателей, которые
начали с поджога рейхстага, чтобы потом
‘поджечь всю Европу. Вепомните Мюнхен,
когда на агласной подушке умиротворите-
ли полнеели Гитлеру ключи от древних
городов Европы. Москва предупреждала
вас! Вепомните годы войны, когда устами
Сталина возгласила Москва, что фашизм
будет разбит. И Москва выполнила свое
обещание. Во главе своих  победоносных
полков шла она, и эти полки победили.
Эти полки прошли великий, трудный и
‘кровавый путь—от Сталинграда на Волге
до Берлинз на Шпрее, и первыми русские
бойцы написали свои имена на стенах
рейхстага.

Годы уже прошли © того дня, когда
крылатое слово Победа прокатилось по
миру. К мирным делам, в постройке до-
мов, в которых должны жить славные ее
сыновья, обращена Москва. Но никогда не
была она обращена к сегодняшней цели
без того, чтобы не глялеть вперед. в булу-
щее. Снова, как и в минувшие годы, зву-
чит на весь мир ее предупреждающий го-
лос. Одержанная победа не туманит разу-
‘ма и не заслоняет видение мира. Не все
‘силы зла в нем повержены. Не все корни
фашизма вырваны. Не все змеиные гнезда
разорены. Они переползли в другие по-
тайные места, эти ядовитые рептилии. Их
раздвоенный язычок пока еще жалит воз-
дух, готовясь к смертельным укусам, есля
жало это не будет вырвано. Москва пре-
дупреждает. Москва никогда не забывает
своего исторического назначения быть
поборницей мира, которое она добывала в
тяжелых боях. Снова над миром звучит ее
колокол. Во имя счастья поколений на
безмерных пространствах от Черного моря
ло Баренцова добывала она этот мир не
для того, чтобы последующее поколение
народов было ввергнуто в войну, еще б9-
лее тяжелую и опустошительную.

В полночный чае, как бы отмеряя “ро-
BH истории, звучит на весь мир бой ча-
сов с Кремлевской башни. Пока сущест-
вую я, Москва, не может восторжествовать
в мире несправедливость! Слушайте меня,
друзья. Задумайтесь над своей судьбой,
враги! 800 лет праздную я— восемь ве-
ков!-—и ни разу светлое мое нмя не было
втоптано в грязь, ни разу слава моя не
была посрамлена, ни разу не восторжест-
вовало надо мной иноземное иго! Полки
мон стоят под знаменами. Сегодня это—
знамя труда. Вчера это были знамена
боев. К славе вечного мира, в дни моеге
торжества, обрашаю я свои знамена. Не
на каждом древке—орден великой славы,
H Y каждого полка, который проходит по
улицам моим, своя славная боевая исто-
рия. 800 лет не состарили ‘меня. Взгляд
мой ясен и попрежнему обращен к буду-
щему. На руках моих шрамы, но мои ру-
ки умеют владеть и отбойным молотком,
п оружием. На праздник мира сзываю я
в день моего 800-летия всех, кому дою-

TH свобода ‘и независимость, и никогда не
устану призывать Е этому и бороться
за это. Порукой этому—моя слава, добы-
тая в тяжелых боях, мое горлое иуия, моя
	_ история:
	ков, выстроенные в декадентсеком—даньо
моде и времени — духе, и доходные семи-
этажные дома. Уже старые купеческие
выезды © откормленными конями и ку-
чером в ватном кафтале сменили  пер-
вые автомобили «Пежо», и на месте ста-
ромосковеких  трактиров © бараньим 00-
ком и севрюжиной возникали рестораны
с французской кухней. Уже застрёива-
лась монументальными злониями ‘бан-
ков Ильинка, становясь крепостью бан-
KOBCKUX заправил и промышленников.
Цусимская катастрофа и раскат первой
русской революции 1905 года еще не по-
трясли мир купеческих лабазов и особня-
ков промышленников, и российский капи-
тализм верил в свой грядущий  расцьет.
Но уже выходили дружинниен— рабочие
московских  заводов-—на баррикады. И.
страшный удар, нанесенный именно ‘en,
в Москве, до основания потряс самодержа-
вие. Двенадцать лет спустя, в октябре
1917 года, сыновья тех, кто сражался на
баррикадах в 1905 году, пронесли по ули-
пам Москвы знамена победы народа. *
В годы, когда все шире и шире зажи-
алась в стране возвешенная Лениным.
ее лампочка, когда был с03-
дан первый пятнлетний план хозяйствен-
ного и экономического переустройства от-
сталой страны в масштабах, каких но
знала история,—в эти годы великий пре-.
образователь уже задумывалея над пере-
делкой Москвы. На новый исторический
путь надо было вывести Москву, как об-
разеп нё только для всех других городов
	страны, на и как образец для городов
всего мира.
В годы . пятилеток-—вместе со всей
	страной по сталинскому плану изменяла.
	Москва свой облик. Рубеж Москвы старой
и новой знаменовал собой не ХХ век, а.
тридцатые годы двадцатого века, когда
начал действовать план преобразования
Москвы. Великие стройки были осущест-
влены в ней за годы эти. С Каспия Е
стенам Московского Кремля по каналу Мо-
сква-— Волга пришлн первые пароходы, п
десятки километров подземных путей про-
биты были в древнем теле Москвы. Пре-
ображенье Москвы было одним из пока-
зательных видов творческой деятельности
всего советского народа.

Деятельность эта по строго организо-
ванным планам служила предметом удив-
ления, затем образцом подражания не для
одной страны. Деятельность эта, организо-
ванная волей Сталина в годы, предшест-
вовавшие самому лютому, самому ` чудо-
вищному истреблению народов фалиизмом,
показала, какое замечательное предвиде-
ние событий питало эту деятельность.

Еще задолго до войны Москва звучала
на весь мир голосом предупреждения про-
тив фашизма. В годы войны Москва воз-
главила °беспримерную по напряжению
борьбу с ним. Москва была в те годы од-
на. Немцы гуляли по улицам Брюсселя и
Антверпена, по авеню Парижа и по ули-
цам Праги-——Европа была ими растоптана.
Одна Москва—в беспримерном мужестве
одиночества— противостояла немцам Ha
востоке. В октябре 1941 года, когда нем-
цы уже назначили день своего вступле-
ния в Москву, когда оптика Цейсса—по
хвастливому их заявлению — позволяла
уже видеть им московские улицы, Москва
в суровом сосредоточии готовилась к ве-
ликой бетве. Те, кто был в это время в
Москве, никогда не забудут Москвы 1941
гоха. На многие десятки километров ра-
стянулись вокруг нее противотанковые
рвы; лесами ежей и надолб была окруже-
на она на всех подступах; в зданиях ee
эвакупрованных заводов на свезенных со
всех концов станках изготовляли оружие; ее
женщины, ее студенты, ео рабочие стали
воинами. Понятие «Москва» давно пе-
рестале быть только географическим, давно
перестало обозначать собой только название
города. Оно означало — свободу, величие
нации, ее независимость, ее честь. Лицом
к лицу © врагом, для которого дымили все
заводы Европы, стояла Москва—одна, и
от того, выстоит ли Москва, победит ли
в борьбе, завнеела судьба всего своболо-
любчвого человечества.

Военную зиму 1941 года Москва выне-

сла на своих плечах. Москва победила.
Or Москвы, впервые узнав поражение,
	отступали побитые и потрепанные луч-
пе немецкие дивизии, и слово «Москва» в
те дни стало символом, как символом так-
же позднее стал Сталинград.
	*

В годы первой пятилетки в Москве, как
H по всей стране, идет громадное строи-
тельство — реконструируются старые за-
воты, строятся новые. Вырастают промыш-
ленные гиганты: автозавод имени Сталина,
шарикоподшииниковый завод имени Кага-
новича, заволы «Серп и молот», «Динамо»,
«Борец», «Фрезер», «Калибр», «Красный
	Вчера, 5 сентября; в Москве в Государ-
ственной публичной библиотеке СССР име-
ни В. И. Ленина открылась выставка лите-
ратуры, посвященная 800-летяю Москвы.

Здесь представлено свыше 2 тысяч книг,
журналов, стапянные рукописные и нерво-
	Победоносно закончив войну, наш на-
род по призыву товарища Сталина обра-
THI своп силы на ликвидацию е© тяже-
лых последствий, на мирное строитель-
ство. Новый пятилетний план, горячо
олобренвый советским народом, является
	РЬ!СТАВКА. ЛИТЕРАТУРЫ О МОСКВЕ
	печатные издания первых номеров газет и
  журналов, вышедших в Москве, гравюры и
‘налюстративные материалы. Выставка с9-
  стоит яз 6 разделок: «Истории горола Мо-
‘оквы», «Москва В нотории розалюснонвото
‘ааижения», «Москва = столица ССОР»,