Воскресенье, 7 сентября 1947 г., № 110 (807).
	ственно сражались сыны и дочери Москвы.
Пятьсот москвичей удостоены высокого зва=
ния Героя Советского Союза, десятки тысяч
— награждены боевыми орденами.

Москва была одним из важнейших, не
посрелетвенно примывавших к фронту,
	московский
		Письмо от трудящихся города Москвы
Великому вождю советского народа
		Дорогой
	Московские рабочие шли и идут в Dep-
	вых рядах героического рабочего класса
нашей страны. Великий почин участников
первых субботников был искрой, разгорев-
шейсял затем в могучее пламя всенародного
социалистического соревнования. В неза-
бываемую пору первой сталинской пяти-
детки коллективы передовых предприятий
Москвы — электрозавода им. Куйбышева,
«Мосэлектрика», «Ваучука» показали при-
мер всей стране, выполнив пятилетний
план в два © половиной года.

В ногу с количественным ростом москов-
ской шомышленноети шел ее качествен-
ный рост: пафос строительства дополнялся
пафосом ‘освоения новой техники, непре-
станно повышался технический уровень
московских заводов и фабрик.

Выполняя волю партии, московская про-
мышленноеть оказывала помощь новым ин-
дустриальным районам страны — кадра-
ми, техникой, передовым опытом.

Победа социализма в нашей стране при-
	‘вела к недывалому расцвету науки, тех-
	ники, культуры. Вели раньше, до револю-
ции, знания и культура были для трудя-
щихел книгой за семью печатями, то сей-
час они стали достоянием самых широких
народных Mace.

В московских школах обучается в насто-
ящее время свыше шестисот тысяч детей.
Только за годы предвоенных пятилеток вы-
строено около 400 больших школьных
зданий,

Москва — город высших учебных заве-
дений. Количество студентов по сравнению
с дореволюционным временем утроилось.

38 годы советской власти в столице со-
зданы сотни паучно-иселедовательских ин-
ститутов, лабораторий, конструкторских
бюро. Здесь работает штаб советской науки
— Академия наук СОСР с ее многочислен-
ными институтами. Создан ряд отраслевых
академий, об’единяющих ученых и специ-
алистов различных областей знаний. Ты-
сячи работников научных учреждений сто-
лицы плодотворно трудятся над решением
задачи, поставленной Вами перед советеки-
ми учеными: в ближайшее время догнать и
превзойти достижения науки за рубежами
нашей страны.

Широкая сеть библиотек с КНИЖНЫМ
фондом 64 миллиона томов; музеи, в кото-
рых собраны величайние сокровища куль-
туры: театры, составляющие гордость ©о-
ветекого искусства; многочисленные клубы,
дома культуры, великолепные стадионы,
парки . —таковы культурные ценности с0-
циалистической Москвы.

С глубоким удовлетворением трудящиеся
столицы нодводят первые итоги осуществ-
ления генерального плана реконструкции
Москвы, который вошел в историю под име-
нем Сталинекого плана и стал боевой про-
граммой действий для московской партий-
ной организации и Московского Совета.

ДЛореволюционная Москва строилась сти-
хийно, беспланово, хаотически. В Москов-
ской горолекой думе заседали 63 капитали-
ста, 32 купца-оптовика, 24 домовладель-
ца. 0 чем могли думать такие «отцы горо-
да»? Ясно, что не о благоустройстве сто-
лицы, не об улучшении условий Жизни. тру-
дящихся. Как бы потуже набить свой кар-
ман, как бы побольше нажитьея на народ-
ной нужде, — вот и все заботы «отцов го-
рода» из Московской думы!

Сразу же после Октябрьской революции
городское хозяйство было поставлено на
службу трудящихея. Свыше полумиллиона
рабочих было переселено из подвалов и ла-
чуг в благоустроенные квартиры, в дома и
особняки буржуазии.

Созданный по Вашему предложению и
под Вашим руководством генеральный план
реконструкцин Москвы явился воплощением
заботы партин и правительства, Вашей,
товарищ Сталин, неустанной заботы о бла-
ге трудящихся. Это для нае 06060 дорого и
ценно, потому что Вы, Иосиф Виссарионо-
вич, являетесь бессменным депутатом Ha-
	его Московекого Совета.
	Во всем этом видим мы, москвичи, Ба-
шу теплую, отеческую заботу о нашей
жизпи и быте. Только нашей Родине под
силу осуществлять такой грандиозный
план. Во всех преобразованиях города ска-
зываются огромные преимущества советско-
	пу по пути преодоления трудностей, по
пути строительства социзлизма. «Из Рос-
сии нэповекой будет Россия социалистиче-
ская», — сказал Владимир Ильич на засе-
дании Московского Совета в 1922 году —
в последнем своем выступлении перед тру-
дящимиея столицы.

Мы помним тяжелый 1924 год, когда с9-
ветский народ потерял своего. великого
учителя и вождя — Владимира Ильича Ле-
нина.

Знамя Ленина, знамя большевистской
партии высоко подняли и понесли дальше
Вы, товарищ Сталин, — верный соратник
Владимира Ильича, достойный преемники
великий продолжатель его бессмертного де-
ла.
С любовью и гордостью вепоминатт тру-
дящиеся Москвы запись, которую Вы еде-
лали в 1924 году в Красной Книге москов-
ского завода «Линамо»:

«Желаю рабочим завода «Динамо», как
и рабочим всей России, чтобы промышлен-
ность пошла в гору, чтобы число пролета-
риев в России поднялось в ближайший пе-
риод до 20—30 млн.; чтобы коллективное
хозяйство в деревне расцвело и одчини-
ло своему влиянию частное хозяйство; что-
бы высокая индустрия и коллективное хо-
зяйство в деревне сплотили окончательно
пролетариев фабрик и тружеников земли в
одну социалистическую армию...»

Ваши  пророческие слова, товарищ
Оталин, сбылись. Неузнаваемо изменилась
советская страна,

Свергнув власть капиталистов и поме-
щиков, наш народ разбил цепи экономиче-
ской и духовной зависимости от капита-
листических стран Запада -— цепи, кото-
рыми правящие классы  царекой России
пыталиеь заковать наш славный своболо-
любивый народ. Под мудрым руководетвом
большевистской партии в короткие сроки
было покончено с вековой отсталостью
России,

Могучей  индустриально-колхозной дер-
жавой стала наша Родина. Ликвидированы
эвсплоататорские классы, построено соци-
алистическое общество, совершена ‚. Куль-
турная революция, прочно вошла в- Жизнь
ий быт советского народа самая демократи-
ческая в мире — Сталинская  КВонститу-
ция.

На основе социализма широко разверну-
лись производительные силы народов
СССР: Миллионы простых людей — рабо-
чих, крестьян и интеллигенции стали под-
линными героями и творцами новой жиз-
Ha. H каждый советокий человек, на каком
бы участке он ни трудился, какую бы
скромную, на первый взгляд незаметную.
работу ни выполнял, — полной грудью
ощущает радость и счастье свободного тру-
Ла и творчества, понимает, как глубоко Вы
были правы, дорогой учитель, сказав, что
«последний советский гражданин, cBodot-.
ный от цепей капитала, стоит головой выше
любого зарубежного  высоконоставленного
чинуши, влачащею на плечах ярмо капи-
талистического рабства».

Трудящиеея столицы внесли серьезный
вклал в осуществление Вашей мудрой п
дальновидной программы индустриализации
страны. Московская партийная организа-
ция в борьбе за победу генеральной линии’
партии, за построение социализма в нашей
стране была вернейшей опорой ленинеко-
сталинского Центрального Комитета комму-
нистической партни, 3

До Октябрьской революции в московской
промышленности преобладающее место за-
нимали текстильные предприятия... Теперь
Москва стала крупнейшим индустриальным
центром, центром советского машинострое-
ния. Выросли новые первоклассные заво-
ды — такие, как электрозавод им. Куйбы-
шева, подиипниковые заводы, станкостро-
ительный завод им. Орджоникидзе, «Ка-
либр», «Фрезер» и многие другие. Что ка:
сается реконструированных ‘предприятий,
то там от старого остались только револю-
ционные традиции московских рабочих—®
все остальное стало новым!

Вот, например, бывший завод. «АМО»,
Сейчас это крупнейшее в мире автомобиль-
ное предприятие. Оно с честью носит Ваше
славное имя. 3% годы предвоенных пятиле-
TOK его производственная мощность вырос-
ла в 77 раз. В последний предвоенный год
один только этот завод выпустил столько
продукции, сколько в 1913 году выпуека-
18 вся московская промышленность. Сегод-
ня завод имени Сталина производит перво-
классные легковые машины «<3HC-110»,
мощные грузовые автомобили,  комфорта-
бельные автобусы. Его коллектив славится
на весь Союз своим новаторетвом, высокой
технической культурой.

Столь же неузнаваемо изменились за го-
ды советской власти заводы «Серн и м0-
лот», имени Владимира Ильича, «Красный
пролетарий» и многие другие.

Вместе с тяжелой индустрией росла’ п
развивалась в Москве легкая промышлен-
ность. Втрое, по сравнению е 1913 годом,
возроела продукция московской текстиль-
ной промышленности.

В предвоенпом 1940 году выпуск пос
ДУкции Московской промышленности увели-
чилея по сравнению с 1913 годом в 21 раз.
а металлообрабатывающих заводов — в 96
раз. Накануне войны Москва вырабатыва-
ла промышленной продукции вдвое бель-
ше, чем вся промышленность царской Рос-
сии в 1913 году! Московская промышилен-
поесть получила прочную энергетическую
Пазу. 0б’едиленные в систему «Мосэнерго»
новые п рекопструпрованные — электриче-
ские станции занимают по своей мощно-
сти одно из первых мест в мире. ;

По не только первокласспые предприятия
выросли в Москве за годы советекей вла-
сти. Выроели люди — рабочие, инженеры,
техпики, конструкторы, командиры произ-
волетра. А люди. кк Вы сказали, сеть са-
мый пенный п самый решающий капитал из
всех капиталов. имеющихся в мире,
	Иосиф Виссарионович!
	сов, славные традиции которого достойно
прололжали выдающиеся московские уче-
ные Сеченов, Столетов, Тимирязев, Жуков-
ский, Пирогов и многие другие.

В Москве жил и творил великий Пупкин
— солнце русской поэзии. Немало пламен-
ных вдохповенных строк посвятил OH Ha-
шей древней столице:
	Вак часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Моеква.,. Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
	В Москве училея, жил, елагал свои чу-
десные, звучные стихи Лермонтов. Здесь
творили Грибоедов и Белинский, Толстой и
Островекий, Чехов и Горький. На старых
Воробъевых горах Герцен и Огарев дали
священную клятву посвятить жизнь Роди-
не, борьбе с царским самовластием. Здесь,
в Москве, были созланы лучшие полотна
Репина и Сурикова, выдающиеся произве-
дения гения русской музыки Чайковского.
Проелавленные русские зодчие Баженов и
Казаков украшали город зданиями, кото-
рые по праву считаются шедеврами ми-
ровой архитектуры.

Выдающееся место занимает Москва в
русском революционном движении. Еще
семьдесят лет назад из стен царского суда
на всю Россию прозвучали вещие слова
московского ткача Петра Алексеева: «По-
цымется мускулистая рука миллионов ра-
бочего люда, и ярмо деспотизма, огражден-
ное солдатекими штыками, разлетится в
прах!».

Крупнейптую роль в истории русской ре-
волюции сыграло московское вооруженное
восстание в декабре 1905 года. «В царской
монархии. — писал В. И. Ленин о декабрь-
ском восстании московоких рабочих, —
была пробита первая брешь, которая мед-
ленно, но неуклонно расширялась и ослаб-
ляла старый. средневековый порядок». 9
гордостью вспоминаем мы ту высокую опен-
ку, которую Вы, товарищ Сталин, дали ре-
волюционной стойкости сознательности
московокого пролетариата, роли московской
партийной организации. В период подготов-
ки У с’езда партии Вы писали: «Устами
Цетербурга и Москвы говорит весь созна-
тельный пролетариат. Москва и Петербург
ведут за собой остальные города».

‘Московские большевики, готовя массы
в решающим боям против самодержавия и
буржуазно-помещичьего строя. неуклонно
шли по пути, указанному Владимиром
Ильичем Лениным и Вами, товарищ
Сталин. «Москва бастует. Да здравствует
Москва!» — писали Вы о борьбе москов-
ского пролетариата против Временного
правительства буржуазии и помещиков. В
Иктябре 1917 гола московские рабочие по-
казали пример организованности, героизма
H революционной етойкоети, разгромив си-
лы контрреволюции п утвердив в нашей
древней столице народную Советскую
власть.

Великая Октябрьская Социалистическая
революция, победив в Петрограде и Моск-
ве, триумфальным маршем прошла по всей
стране, открыв новую эру в истории чело-
вечества — эру социализма.

xu
*

Дорогой товарищ Сталин!

Тридцать лет социалистического  строи-
тельства составляют самую героическую,
самую замечательную эпоху в жизни на-
шей страны и ее столицы — Москвы.

Много славных и знаменательных собы-
TH произошло за это тоидцатилетие, рав-
ное по значению векам. Й каждое из этих
событий неразрывно связано с Вашим име-
нем, наш великий и любимый вождь!

Знаменательной вехой для нас, москви-
чей и всего народа, является 11 марта
1918 года, когла в Москву переехало Co-
ветское правительство и наш древний го-
род стал столицей первого в мире социали-
гтического государства.

Первый мандат депутата  Московекого
Совета трудящиеся столицы вручили вели-
кому Ленину — создателю нашего совет-
ского государства. Этот мандат мы храним,
как священную реликвию, и навечно ечи-
таем Владимира Ильича своим депутатом.

В суровые голы борьбы молодой совет-
ской республики за свою независимость и
свободу, за само свое существование тру-
дящиеся Москвы не щадили сил и жиз-
ни для защиты великих завоеваний Ок-
тября, для укрепления своей родной еовет-
ской властн. С глубокой признательностью
вепоминают москвичи, как в те дни Вы,
товарищ Сталин, возглавили оборону сто-
лицы, как из своего штаба в Серпухове
Вы организовали разгром . Деникина на
дальних подступах к Москве.

Тысячи москвичей с оружием в руках
защищали советскую власть. Осьмушеьой
хлеба питались, испытывали голод и холод
москвичи. Но не пали они духом, не опу-
стили голову, не потеряли веры в наше
великое народное дело! В те суровые годы
московские рабочие вышли на первые ком-
мунистические субботники, которые Вла-
димир Ильич назвал «великим почином»,
имеющим большое историческое значение в
социалистическом строительстве. Ha etch
мир прозвучали тогда из Москвы  елова
Ильича о том, что капитализм может быть
й булет окончательно побежден тем, что со-
циализи создаст новую, гораздо более вы-.
гокую произволительноеть труда.

Огромную работу провели московская.
партийная организация и пол ее руководст-_
BOM весе трулящиеся столицы по Поеодоле-
нию хозяйственной разрухи. В 1921 году
московекая промышленность давала лить
дну шестую часть той продукции, которую
она приитаволила в 1913 году. Многие заво-
лы и Фабрики стояли. Похватало тонлива.
гытья, электроэнергии. Мо тверло и yRe-
ренно вела партия большевиков нашу стра-
	В Бам, великому вождю коммунистиче-
ской партии и советского народа, обраща-
ем мы, трудящиеся Москвы, свое первое
слово в знаменательный день 800-летия
славной столицы Союза Советских Социа-
листических Республик.

800-летие Москвы — это праздник все-
го советского народа. Для русских и укра-
инцев. белоруссов и грузин, ззербайлжан-
пев и армян, вазахов и узбеков, латышей и
зетонцев, туркменов и таджиков, литовцев
и карелов, молдаван и киргизов — Для
теех наролов, населяющих нашу великую
Родину и об’единившихся в единую, друж-
ную семью, Меква — родная и близкая,
как любимая мать.

Москва — это центр всей политической,
общественной и культурной жизни нашей
страны, центр самых передовых идей —
великих идей Ленина—Сталина. Здесь со-
средоточены все нити политического и го-
сударственного руководства. Отсюда Пен-
тральный Комитет Всесоюзной Коммуни-
стической партии и Советское правитель-
ство направляют к единой цели — к п0бе-
де коммунизма — волю, энергию и усилия
всех советских людей.

Вечным сном покоится у седых кремлев-
ских стен наш дорогой Ильич. Но бесемерт-
но его всепобеждающее дело! Это дело про-
лолжаете Вы, наш мудрый вождь, наш лю-
бимый учитель и родной отец. Уверенно и
твердо ведете Вы советский народ по пути,
начертанному и завешанному Лениным.
	Далеко от Москвы до Тихого океана И
берегов Дуная, до предгорий Памира 4
вечных снегов Заполярья, до Кавказеких
вершин и Балтики. Но со всех концов CO-
веткой земли видны сияющие звезды
Кремля — символ могущества и славы на-
пей  сопиалистической Родины, символ
единства и дружбы ее народов.
	Москва!... Тобой развеяна незнаний мгла:
Москва!... Ты зори разума зажгла!
Ведь ты была обителью всегда
Мужей искусств. науки и труда.
Ты — центр,
где рос и креп

из рода в ред

Великий русский богатырь-народ.
	За восемь тысяч километров от Москвы,
в далекой Якутии сложило эти строки на-
родное творчегтво. Слава Москве, любимо-
му горолу советских людей, столице нашей
великой социалистической державы, звучит
на языках всех народов СССР.

Но не только советским людям дорога
Москва — она дорога всему передовому и
прогресеивному человечеству. К ней обра-
шены взоры трулящихся всех стран, видя-
ших в Советском Союзе спасителя мировой
цивилизании. Полобно тому, как маяк раз-
гоняет своими лучами ночной мрак, — из
налией главной столипы идут воодушевля-
ющие человечество идеи мира и демократии,
разгоняющие темные тучи реакции.
	Дорогой товарищ Сталин!
	И О ОРГ № -- MR ^ы-то

го строя, мощь нашего планового хозяйст- мощных арееналов Советекой Армии. Ma
ва, великая творческая сила свободного с0-  московских заводах зародилась и нашла
циалистического труда. широкое. применение передовая организа-

noe а С ция производства — ноточный метод. В
	Дорогой товарищ Сталин:
	результате этого в несколько раз возросла
производительность труда, увеличилея BbI-
пуск вооружения, боеприпасов и снаряжез
ния лля фронта. Московские рабочие и раз
ботницы явились инициаторами создания
фронтовых бригад, еовмещения профессии,
многоетаночного обслуживания. Десятки
московских заводов и фабрик, десятки ты-
сяч рабочих, инженеров, техников и слуэ
жаших за успешное выполнение заданий
Государственного Комитета Обороны Ha-
граждены орденами Советского С0ю3д. Oxo
ло полутора миллионов трудящихся столи-
пы и Московекой области удостоены медали
«За доблестный труд в Великой Отечест-
венной войне 1941 1945 гг.».

Нам хочется особо отметить героический
труд московских женшин и молодежи в
дни Великой Отечественной войны. Они за-
менили на производстве мужей, отцов и
братьев, ушедших на фронт. Их руками ©о-
здавались боеприпасы, воздвигалиеь 06010-
нительные сооружения, & в дни острой не
хватки DOUAHBA заготовлялиеь миллионы
кубометров дров.

Сердечной заботой и вниманием москви-
чи окружали раненых воинов и семьи
фронтовиков. Одним из ярких проявлений
патриотизма москвичей было широкое дви-
жение доноров. Около полумиллиона лит-
ров евоей крови отдали они для спасения
раненых солдат и офицеров Советской Ар*
мии.

Немецкие захватчики нанесли огромный
урон хозяйству Московской области. 06-
щая сумма ущерба, причиненного ими, с0-
ставляет около 30 миллиардов рублей. По-
сле изгнания оккупантов из пределов Мос-
ковской области трудящиеся столицы ока
зали помошь в восстановлении разрушен=
ных заводов, шахт, сельского хозяйства,
жилищ и очагов культуры. Рабочие столи-
цы и городов Московской области в поряд-
ке шефской помощи построили тысячи до-
мов для колхозников. Еще до окончания
войны восстановление. сожженных и разру-
шенных немцами сел области в основном
была закончено.

Мы, москвичи, можем с гордостью схаз
зать, что в общем всенародном деле завое=
вания победы над врагом есть и наш вклад,
есть доля и налиего труда, наших усилий.
С первого часа войны до той знаменатель-
пой минуты, когда Герой Советского Cotoza
москвич Самсонов, во главе своего подраз-
деления, водрузил советское знамя над
зданием германокого рейхстага в Берлине,
и до того момента, когда капитулировала
империалистическая Япония, — мы жили
одним чувством и одной волей: все для
фронта. все для разгрома ненавиетноге
врага!

Дорогой товарищ Сталин!

Сейчае, когда советский народ вернулся
Е мирному созилательному труду, програм-
мой нашей жизни и борьбы ‘стала Ваша, ис-
торическая речь перед своими избирателя-
ми — трудящимиея Сталинского  избира-
тельного округа г. Москвы 9 февраля 1946
года.

Ярчайшим свидетельством решимости оз
ветских людей быстрее залечить раны, на=
несенные войной, явилось всенародное со-
пиалистическое соревнование за досрочное
выполнение плана новой сталинской пяти-
летки.

Тыеячи новых стахановцев,  новаторов
производства выросли на московских заво-
дах и фабриках; Hae не удовлетворяют
средние цифры, средние показатели. Опи-
раясь на достижения передовиков, мы ста-
BHM своей пелью добиваться неуклонного
общего под’ема. Патриотическое начинание
московского рабочего Василия Матросова,
который предложил и уществил общецез
ховой план распространения стахановеких
методов труда. инициатива московекого мз-
стера Николая Российского, сделавшего весь
свой участок стахановеким, — нашли ши=
рокое распространение по всей стране. Они
ярко характеризуют выроесшую социали-
стическую сознательность наших рабочих в
инженерно-технической интеллигенции, их
заботу 0б интересах народа, об` интересах
нашего родного советекого государства.

В результате самоотверженно труд
рабочих, работниц, инженеров, техников п
служащих MOC ROBCRAA промышленность
выполнила ПЛАН первого года вовой пяти
летки досрочно — к 20 декабря 1946 года.

ХХ Сессия Московского Городского Сове-
та депутатов трудящихоя приняла пятилет-
ний план восстановления и развития город-
ского хозяйства Москвы. В его основу по-
ложено дальнейшее осуществление reHe-
	Вепоминая сегодня суровые годы Вели-
кой Отечественной войны, мы выражаем
горячую признательность Вам — BAOXHO-
вителю и организатору нашей беспример-
ной победы, спаснтелю нашего дорогого
Отечзетва.

Ваша историческая речь 3 июля 1941
года была для нас в годы войны програм-
мой всенародной борьбы за честь, свободу
и независимость Родины.  Вдохновленная
Вашими указаниями, московская партий-
ная организация полняла всех трудящихся
столицы на защиту нашего великого пра-
вого дела.

Сотни тысяч москвичей ушли в ряды
Советской Армии в первые же дни войны.
Свыше ста двадцати тысяч трудящихся сто-
ликы добровольно вступили в дивизии На-
родного ополчения и в истребительные ба-
тальоны, в партизанскяе отряды. КВаки
всегда, впереди шли коммунисты — сыны
и дочери нашей славной партии Ленина —
Сталина. Только за первые пять Месяцев
войны на фронт ушло более 100 тысяч мос-
ковеких коммунистов и 260 тысяч комсо-
мольцев. Сотни тысяч трудящихся стали
бойцами местной противовоздушной оборо-
ны, охранявшими родной город от воздуш-
ных разбойников. Это они, простые люди,
граждане столицы — рабочие, работницы,
служащие, учащиеся, интеллигенция —
днем и ночью стояли Ha крышах, тушили
зажигательные бомбы, оказывали первую
помощь пострадавшим, спасали от пожаров
общественное добро.

По Вашему, товарищ Сталин, зову пять-
COT тысяч женщин, юношей и девушек —
жителей Москвы — строили оборонитель-
ные рубежи на дальних и ближних подету-
пах к столице. Родина никогда не забудет
самоотверженного труда патриотов, пре-
вративших нашу родную Москву в гроз-
ную и неприступную крепость!

В цехах московских предприятий кипел
напряженный труд для фронта, для победы.
Под. руководством московской, партийной
организации промышленность столицы бы-
стро перестроилась на военный лад. Начи-
ная от заволов-гигантов и кончая неболь-
шими мастерскими, — всюду ковали мос-
ковские рабочие оружие для наших добле-
стных воинов. Сутками не уходили люди
из цехов, пе ведали устали, забывали 06
отдыхе. Даже в часы воздушных тревог,
работая во время воздушных налетов вра-
га, не покидали они своих постов — стро-
или и ремонтировали боевые машины, об-
тачивали снаряды, собирали автоматы и
минометы, делали гранаты, шили одежду
и обувь для защитников Родины. Кажлый
рабочий, каждая работница знали; фронт
проходит здесь, в цеху, у станка; чем боль-
ше сегодня сделано для фронта — тем ‘бли-
же побела!
	Самоотворженная помощь тыла умножа-
ла силы и стойкость бойцов. Велика Poc-
сия, а отступать некуда: позади Москва!
Так говорили защитники столицы и стояли
как стальная стена, стояли на смерть!

Немецкие фашисты расечитывали мол-
ниеносным захватом Москвы окончить вой-
ну. Они брослли на Москву самые отборные
свой войска. Во втором эшелоне немецкой
армии были уже наготове эсэсовские части
и всякие «зондер-команды» для расправы
с населением столицы. Но Москва опроки-
нула злодейские расчеты врага. Она вы-
стояла п победила! На подетупах к столи-
це нашли себе могнлу 300 тысяч гитлеров-
цев. В подмосковных снегах был растоп-
тан и развеян миф о «непобедимости» гер-
манекой армии!

В дчи грозной опасности, нависшей нал
столицей, Москва чувствовала поддержку
и любовь всей страны. На полях Подмое-
ковья, плечом к плечу с сынами Мосевы
сражались украинцы, белоруссы, казахи,
грузины — сыны всех народов великого
Советского Сотоза.

Войнов и офицеров Советской Армии, на-
селение Москвы вдохновляло сознание, ITV
Вы, товариш Сталин, лично руководите
битвой за нашу славную столицу. Навекн
останутся в памяти народа подписанное
Вами постановление Государственного Ко-
митета Обороны о защите Москвы. Ваш до-
клал 6 ноября 1941 гола на торжествен-
ном заседании Московского Совета, Ваша
речь На историческом параде советских
войск на Красной плошади 7 ноября 1941
Аа.

— Сталин с нами! А где Сталин — там
победа! — говорили москвичи, говорили все
	В лень 800-летия Москвы в нашей па-
мяти встают исторические события, ©0-
ставляющие национальную гордость совет-
екога народа.

Основанная в 1147 году Юрием Долго-
руким. Москва стала великой собиратель-
ницей русских земель. На протяжении ве-
ков не раз возглавляла она борьбу русско-
го народа против иноземных захватчиков.

От стен древнего Кремля уходили На
Куликово поле дружины Дмитрия Донского,
разбившие на берегах Непрядвы полчища
хана Мамая. Московский князь Иван Ш,
спустя 100 лет, завершил славную кули-
ковскую победу, окончательно освободив
русскую землю от татаро-монтольекого ига
и создав независимое и могущественное
русское централизованное государство.
	В тяжелые годы польско-шведской интер-
венции, на рубеже ХУ] и ХУП веков, Моск-
ва вновь явилась центром национально-0с-
вободительной борьбы русского народа.
Здесь. на улицах Москвы, скрестили свой
мечи с иноземными захватчиками доблест-
ные ополченцы Козьмы Минина и Дмитрия
Пожарского — двух великих русских пат-
риотов, священные имена которых, как 06-
разно еказал Белинский, никогда не исчез-
нут в океане вечности.

В 1812 году Москве было суждено сы-
грать историческую роль в спасении Рос-
сии и всей Европы от владычества Наполе-
она.

7 сентября 1812 года грянула историче-
ская Бородинская битва под Москвой.

...Не даром помнит вся Россия

Пре лень Бородина!

Этот день был днем неувядаемой славы
русского оружия и началом конца наполе-
оновеких армий,  дотоле считавшихся
«непобедимыми».

Силы Наполеона сломились о стены Мос-
квы. Москвичи предпочли сжечь свой го-
род, чем подчиниться иноземному завоева-
телю. Весть о пожаре Москвы, подобно на-
батному колоколу, прозвучала по всей
стране. Здесь, в Москве, «дубина народной
войны» нанесла наполеоновеким армиям
первый сокрушительный удар. оказавигий-
ея для интервентов смертельным.

Неоценимо велики заслуги Москвы He
только в развитии русской государственно-
сти, в борьбе е иноземными захватчиками,
HO ни в развитии русекой национальной
Культуры,

Здесь русский первопечатник Иван Фе-
доров излал первую русскую книгу. Здесь
талантливые зодчие из народа создавали
великие произведения национальной архи-
тектуры. Здесь жили и творили выдающи-
еся писатели, поэты, ученые, художники.
Orewa, из Москвы, свет культуры  рас-
проетранялея по всей необ`ятной о наптей
стране.

В Москве училея и основал первый в
Рееели универентет корпфей русской п ми-
ровой науки Михайло Ваенльевич Домоно-
	Старая Москва страдала от недостатка
воды. По Вашему указанию был построен
канал, соединяющий мелководную Москву-
реку с великой русской рекой Волгой. Так
	‚была решена проблема снабжения города
	волой, был создан водный путь, соединяю-
щий столицу е тремя морями.

Старая Москва была городом отеталого
транспорта. По Вашему указанию были со-
зланы новые виды городекого транепорта—
автобуеы и троллейбусы, крупнейшие так-
сомоторные парки, электрифицирована боль-
шая часть пригородных железных дорог.
Но самым замечательным сооружением,
равного которому нет ни в одном городе
мира, является созданный по Вашей ини-
ниативе московский метрополитен.

Метро строила вся Москва. И этот са-
моотверженный труд москвичей, улостоен-
ный по Вашему предложению благодарности
Советского правительства, полностью 0п-
равдал себя. За годы своего существования
московский метрополитен перевез более
миллиардов пассажиров, а во время войны
служил также надежным убежищем для с0-
тен тысяч женшин, стариков и детей.

Осуществление Сталинекого плана ре-
конструкции Москвы изменило лицо столи-
цы, весь ее облик.

Не узнать теперь старого Охотного ряда,
Тверской, Мещанской, Калужской и мно-
гих других московских улиц. Они sacrpoe-
ны красивыми, многоэтажными домами. На
месте пустырей и заброшенных окраин Си-
моновки, Лорогомилова, Хамовников выро-
сли благоустроенные‘ поселки. На 6 миллчо-
нов квадратных метров увеличилея 33 го-
ды предвоснных пятилеток жилой фонд ето-
лицы — такого размаха жилищного строи-
тельства для трудящихся не знали и He
знают ни одна страна. ни один город в ми-
ре! Великолепные моеты украшают город.
На протяжении более чем пятидесяти кил9-
метров берега Москвы-реки и Яузы одеты
в гранит и бетон.
	советские люди. Это чувство владело BX] си звльнеишее осуществление гене
сознанием, вселяло мужество и волю к  Рального плана  реконпетрукции столицы.
побете. Сотни тысяч работников горолдекого хозяй-
	ства при помощи всего населения Москвы
активно борются за быстрейшее выполие-
Bue Этой грандиозной программы. За ПЯТЬ
лет в Москве предстоит построить сотни
новых домов. развернуть строительство
первых восьми многоэтажных зданий, рас-
ширить сеть водопровода, увеличить воли“
чество школ, кино, театров ий других куль
	horda немецкие палачи спросили У
юной героини, у нашей доблестной моск-
вички-партизанки Зои Космодемьянской —
где Сталин — она с гордостью сказала то,
что энали и чувствовали BCC советские лю-
ди:

— Сталин — на посту!

Примите же нашу глубокую  благолар-
	ность за спасение Советского государетва,   УРНо-проеветительных учреждении.

за спасение нашей столицы! Даже в самый тяжелый период войлы,
За активное участие в защите столицы благодаря Вашему постоянному вниманию,

медалью «За оборону Москвы» было на-  ЧЛагодаря помощи правительства, п pe:

граждено свыше миллиона человек. Мы вращалось строительство московского Мет-

горды тем, что первая медаль была вруче-  ЮПолитепа. Были проложены новые нутя,
	На Вам, вдохновителю п организатору ието-
рической победы под Москвой.

В ходе войны закалялаеь, крепла, совер-
енетвовала свое воинекое искусство #ер9-

построены семь станций метро. raat

ные промышленные районы — Сталински
п ni Th

И Пролотарекий — совлицены е Henrys

(Окончание на 3-й стр.).
	ическая советская Армия. В се рядах муже-