SOCKOBCKHD
		г., `№ 112 (809).
	Четверг, 11 eentadpa 1977
	ресстрашный PLIAapb
революции
	Поэт революции
Владимир Маяков-
ский призывал моло-
joe поколение наптей
страны жить и 6б9-
роться так, как жил
и боролся Феликс Элд-
мундович  Дзержин-
ский.
	Юноше,

обхумывающему

- житье,

решающему —

сделать бы жизнь
е кого,

скажу,

не задумываясь:

— Делай ее
с товарища
Лзержинского!.,
	К 70-летию со дня рождения Ф. Э. ДЗЕРЖИНСКОГО
	—=

военного уровня и за-
ложил первые камни
в фундамент индуст-
риализации СССР;
Против сталинско-
го плана  социали-
стической индустри-
ализации ополчились
тогда все враги боль-
шевизма.  Троцкист-
ско-зиновьевские ка-
питулянты пытались
отравить сознание со-
ветских ‘людей ядом
неверия в возмОж-
ность построения
социализма в нашей
стране. Дзержинский,
‚не щадя сил, страет-
но боролся за чисто-
ту ленинского знаме-
ни, за идеи  продол-
жателя дела Ленина

—оварища Сталина.

* %
*

Чем дальше 8

прошлое уходит день смерти Дзержинского,

тем все более ярко

вырисовывается его

величественная фигура в сознания всего
	нашего народа.
	го<,`щЕешшЕ
Чрезвычайной Государственной Номиссии
	По установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников
	Получив сообщение 0б обнаружении В
районе города Остров-Мазовецкий в Польше
(в 100 километрах к северо-востоку oT
Варшавы) мест захоронения замученных
немцами советских военнопленных и о су-
ществовании в этом районе во время ок-
купации Польши немецких концентрацион-
ных лагерей для советских военнопленных,
Чрезвычайная Государственная Комиссия
направила для расследования в Польшу
специальную комиссию в составе: rocy-
дарственного советника юстиции Кудряв-
цева Д. H., представителя Чрезвычайной
Тосударетвенной Комисени Никитина Р. М,
и главного судебно-медицинского эксперта
МВС профессора Авдеева М. И.

На основании произведенного этой  ко-
миссией расследования, эксгумирования п
исследования трунов и черепов, опроса 26
свидетелей—жителей окрестных деревень и
города Остров-Мазовецкий, Чрезвычайная
Государственная Комиссия установила факл
преднамеренного умершвления немецко-фа-
шистскими захватчиками свыше 67 тысяч
советеких военнопленных в двух лагерях в
районе. города Остров-Мазовецкий.

Сознательное истребление советских во-
еннопленных немецкие фашисты произво-
дили путем ужасающих антисанитарных
условий в лагерях, голода, болезней, под-
мепгивания в пишу ядовитых веществ, ис-
тязаний, повешения и расстрелов.

В лагере при деревне Гронды за, 6 меся-
цев_его существования (с июня по декабрь
1941 года) было замучено и захоронено
немцами в ямах-могилах свыше 41 тыс.
советских военнопленных. В лагере при
деревне Комарово за 1 года его существо-
вания (1942—1943 гг.) было убито и за-
мучено свыше 24 тысяч советских военно-
пленных.

При прибытии в лагери новых’ партий
военнопленных агенты гестапо отбирали
политруков, комиссаров, военнослужащих-
евреев и вообще «подозрительных», отво-
зили к двум противотанковым рвам у де-
ревни Гуты-Буйны (в 13 километрах от го-
рода Остров-Мазовецкий) и там расстрели-
вали. Судебно-медицинская экспертная ко-
миссия установила, что в этих рвах рас-
стреляно и закопано не менее 1800 совет-
ских офицеров и солдат.

Установлено, что всего в районе города
Остров-Мазовецкий убито и замучено нем-
цами свыше 67 тысяч советских военно-
пленных.

Чрезвычайная Государственная Комис-
сия публикует ниже в выдержках: акт сне-
циальной советской комиссии об убийстве
немцами советских военнопленных в райо-
не гор. Остров-Мазовецкий и заключение

судебно-медицинекой экснертизы

что во всех этих ямах-могилах похорюне-
ны замученные немцами советские военно-
пленные.

Общая площадь захоронения трупов на
2-х выше названных кладбищах состав-
ляет около 22 тысяч квадратных метров.
На кладбище в «Грондах» на первоначаль-
ных одиночных и групповых могилах ¢0-
хранились отдельные столбики с датами
похорон от 18.8—1941 года до 28.8—
1941 года. Согласно акту  судебно-меди-
цинской экспертизы, комиссия определила,
что число захороненных трупов замучен-
ных немцами советских военнопленных
на кладбище лагеря «Гронды» составляет
41.592, a Ha кладбище лагеря «Комаро-
во» свыше 24 тысяч, а всего на обоих клад-
бищах захоронено свыше 65 тысяч трупов.
Это количество трупов определено комис-
сией © крайней осторожностью, как мини-
мальное. Однако и оно показывает ужасаю-
щую смертность заключенных.

Раскопки противотанковых рвов близ
деревни Гуты-Буйны, произведенные ко-
миссией, показали, 910 немцы расстреляли
здесь свыше 1800 советских военноплен-
ных.

Во рвах обнаружены беспорядочно нава-
ленные в несколько слоев в разных поло-
жениях трупы, в большинстве в советской
военной форме. 77 процентов исследован-
ных черепов имеют одиночные или множе-
ственные огнёетрельные ранения. По xa-
рактеру ранений можно определить, что
расстрел производилея не только на краю
рва, но и в самых рвах. Повидимому, нем-
цы добивали выстрелами сверху еще жи-
вых людей.

Множество обнаруженных среди трупов
остатков одежды, предметов обмундирова-
ния и вещей свидетельствует, что расстре-
лянные — советекие военнослужащие. 06-
наружены несколько документов, & также
медальонов советских военнослужащих ©
сохранившимися записями имен и фами-
лий расстрелянных.
	ЗАНЛЮЧЕНИЕ  СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ
ЭКСПЕЗТИЗЬ
	Судебно-медицинекая экспертная комис-
сия в соетаве: главного  судебно-медицин-
ского эксперта МВС СССР профессора Ав-
деева М. И., начальника судебно-медицин-
ской лаборатории СГВ майора мед. службы
Алексеева Н. М., врача-специалиста пато-
лого-анатомической лаборатории СГВ май-
ора мед. службы Шевченко И. П., врача-
специалиста той же лаборатории старшего
лейтенанта мел. службы Давыденко C. 0.
¢ 1 0 7 июля сего года произвела обеле-
дование мест массового захоронения: 1) у
лагеря «Гронды», 2) у лагеря «Вомарово»
nu 3) 8B противотанковых рвах близ дерев-
ни Гуты-Буйны в районе города Остров-
Мазовецкий.

Комиссия произвела осмотр и обследова-
ние мест массового захоронения, из’ятие из
общих могил и исследование трупов и их
частей и осмотр предметов, обнаруженных
при трупах и в местах массового захороне-
ния, и вынесла следующее заключение:

1. Кладбища у лагерей «Гронды» и «Ёэ-
марово» представляют <0бою места массо-
вого захоронения трупов.

Трупы беспорядочно набрасывалиеь в
огромные ямы-рвы, вмешавшие до 500 и
более (в лагере «Комарово») трупов. Лишь
в отдельных могилах трупы располагалиеь
в один ряд.

Общее количество трупов, захороненных
на этих кладбищах, превышает 65 тысяч.

Такое количество трупов  свидетельст-
вует 96 исключительной массовой смерт-
ности в лагерях «Гронды» и «Комарово».

При трупах обнаружены остатки воен-
ного обмундирования советского образца,
советские деньги, советские почтовые мар-
ки, советские документы.

Давность захоронения трупов соответст
вует времени, указываемому свидетелями,
— 1941—1942 тодам.

В соответствии со свидетельскими пока-
заниями следует о считать, что массовая
смертноеть советских военнопленных в лз-
герях «Гронды» и «Комарово» была odye-
ловлена режимом голода, антисанитарных
условий и эпидемиями.

2. В двух противотанковых рвах у де-
ревни Гуты-Буйны обнаружено свыше
1800 трупов.

Большинство трупов имеет на себе остат-
ки военного обмундирования советского
военного образца. У части трупов обнару-
жены остатки гражданской одежды и обу-
ви, в том числе женской. }

Подавляющее большинство исследован-
ных черепов (77 процентов) имеет оди-
ночные и множественные огнестрельные
повреждения.

Этими данными устанавливается; чо в
противотанковых вах обнаружены жерт-
вы массовых расстрелов.
		ОБ УБИЙСТВЕ НЕМЦАМИ СОВЕТСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ
В РАЙОНЕ ГОРОДА ОСТРОВ-МАЗОВЕЦКИЙ В ПОЛЬШЕ
	цы эти всегда были в работе, потому
что каждый лень обязательно там ви-
вели люди. Be огороженный отдел,
Tle под навесами стояли кухни, было
огороженное место для различных экзе-
куций. Там было закопано 15 столбов,
K которым подвешивались люди за ка-
кую-либо провинность. Подвешивались
люди за плечи, лицом к солнцу, и в Та-
KOM положении они висели по 24 часа».
Немецкие изверги не только морили в
Тагере советских военнопленных голодом,
но для скорейшего умершвления заклю-
ченных подмешивали в пищу  отравляю-
щие, вредные для организма вещества.
	На хлебе, выпекавшемся для заклю-
ченных, стоял специальный штамп «для
русских» и охрана прелупреждала  рабо-
	тавших в лагере крестьян, чтобы они не
ели этот хлеб. Допрошенный в качестве
свидетеля пекарь Верешинский Станислав
Иосифович, проживающий в г. Остров-Ма-
зовецкий, по этому поводу показал комис-
сии следующее:

«На хлебе, который мы выпекали
для военнопленных, имелась надпись
«для русских»... На 15 пудов муки мы
добавляли 30 килограммом опилок и 30
килограммов каштановой муки».
	В своих показаниях свидетель Нарев-
ский Иосиф Иосифович рассказал  комис-
сии © елучае сознательного отравления
	восннонленвых
BHIONM соли:
	каким-то веществом под
	Свидетель Теляковский Тадеуш Стани-
славович, житель г. Остров-Мазовецкий,
рассказал комиссии о лагере в Грондах
следующее:

«В указанном лагере я работал два с
половиной месяца в качестве кузнеца.

Когда прибывала партия военноплен-
ных, то их загоняли на общее поле и
держали там трое суток без пищи и
воды. Первое время военнопленные при-
бывали партиями от 500 до 1000 че-
_лозек, а потом стали прибывать  пар-
тиями по 5—6 тысяч человек,

Из общего сектора, пройдя так назы-
ваемый З-лневный «карантин» без пи-
щи и воды, военнопленные группами по
500—600 человек выводилиеь на сор-
тТировку около шоссе; к гестаповекому
бараку. Выводили их ‹троем, ширина
колонны-—6’ человек. Эту колонну про-
водили медленным шагом мимо 4 геста-
повцев, которые показывали, кому вый-
ти из строя. Отобранных  выстраивали
‚отхельно. Затем предлагали из общего
строя выйти комиссарам, политрукам и
евреям, которых пристраивали к ранее
отобранным на глаз. Отобранных  ука-
занным выше способом сажали на ма-
шину, увозили в район дер. Гуты и там
	их расстреливали, а трупы зарывали в
противотанковые рвы».
	По показаниям большинства свидетелей
в лагере Гронды в разное время перебыва-
zo yo 80—100 тысяч советских  военно-
пленных, в лагере при дер. Вомарове —
Jo 40 тысяч.

Режим для советских военнопленных
как в лагере при лер. Гронды, так и в
	лагере при дер. Комарово был системой
сознательного массового уничтожения со-
ветеких людей путем голода,  истязаний,
болезней, изнурительного труда, прямого
убийства. Заключенных почти не корми-
ли. В день давали от 50 до 100 грамм
хлеба, поллитра «супа» — воды, смешан-
ной с мукой, или © гнилой брюквой, и
две чашки ‘кофе без сахара.

Истощенных от голода и жажды воен-
нопленных немцы изнуряли на работах по
разгрузке вагонов, по постройке железноло-
рожной ветки, по разборке разрушенных
зданий казарм и на других тяжелых ра-
ботах. В лагере свирепствовали тиф, ди-
зентерия и другие инфекционные болезни,
причем никакой медицинской помощи He
оказывалось.

Заключенных беспощадно избивали, тра-
вили собаками, подвергали  истязаниям,
0бессиленных и падавших от голода и тя-
желой работы людей пристреливали и до-
бивали палками. Одним из. мучительных
видов наказаний было подвешивание на
столбах. Заключенных привязывали под
плечи к столбу и заставляли висеть в та-
ом положении по многу часов. Естествен-
но, что многие не выдерживали такой
пытки и умирали. Другим видом истяза-
ний было стояние под открытым небом; под
палящим солнцем < поднятыми вверх ру-
ками по нескольку часов.

В результате изнурительного голода,
болезней, истязаний, расстрелов  смерт-
ность в лагере достигала отромных разме-
ров — до 500 и до 1000 человек в день.

«За период моей работы в лагере, —
рассказывает свидетель Нонферович Ни-
колай Александрович, столяр, прожива-
ющий в поселке Остров, Оетров-Ма-
зовецкого уезда, — я видел, как изде-
вались немцы над военнопленными. Мо-
рили их голодом, избивали и расетре-
ливали. Я лично видел, как - BOeHHO-
пленные, будучи на работе, рвали тра-
ву, листья с деревьев, и за это их нем-
цы били палками и расстреливали. Во-
еннопленные еле волочили ноги, были
страшно истощены и оборваны».
Свидетель крестьянин дер. Липники

}Жабик Антон Александрович рассказал
комиссии:

«В августе месяце 1941 года я стал
замечать, что из лагеря ежедневно вы-
носили мертвых. Смертность военноплен-
ных © каждым днем все увеличивалась,
она достигала больших размеров в сен-
тябре—октябре 1941 года, когда емерт-
ность доходила ло 500—1000 человек
ежедневно. Ямы для закапывания мерт-
вых копали сами военнопленные. При
наличии большого количества умираю-
щих военнопленных, немцй мобилизо-
вали крестьян с лошадьми для вывоза
трупов с территории лагеря».
Свидетель Наревский Иосиф Иосифович,

председатель ‘уездной Народовой Рады
г. Остров-Мазовецкий, работавший в лагер?
Гронды в качестве столяра, об истязании
немцами советских военнопленных  рас-
сказал следующее:

«В самом лагере стояли виселицы, на
которых периодически вешали разных
провинившихся военнопленных. Висели-
	_ Верный соратник
Ленина и Сталина,
один из выдающихся
деятелей  большеви-
стекой партии и с0-
ветского государства, великий советский
патриот и благороднейший боец  социали-
стической революции — таким был и на-
всегда останется в памяти народа Феликс
Дзержинский. Товарищ Сталин предельно
ярко охарактеризовал его кипучую жизнь:
«Горение и геройская отвага в борьбе с
трулноетями».

физнь и деятельность Дзержинского
служат для молодежи примером того, как
надо исполнять свой долг перед Родиной,
перед народом,

“a
x,

Феликс Эдмундович родилея 11 сентяб-
ря 1877 года в Шитве. В девятнадцать
лет он стал профессиональным  револю-
ционером и вместе с сотнями, тысячами
большевиков-полпольщиков — старой пар-
тийной гвардии-— всегда высоко нес ленин-
ско-сталинское знамя.

Oz прошел в годы царизма  тя-
желый путь  профессионального  рево-
люционера-большевика. Одиннадцать лет
томилея он в царских тюрьмах, в
ссылке и на каторге. Но свирепые ре-
прессии не могли сломить его могучий pe-
волюционный лух, угасить в нем воин-
ственную ненависть к правящим классам
царской России, оторванным от народа и
тлубоко чуждым ему, потерявшим нацио-
нальное достоинство и гордость, обрекав-
им нашу страну на кабальную завиен-
мость от заграницы.

Партия большевиков 30 лет назад при-
вела народы России в победе над поме-
шичье-капиталистическим рабством. Дзер-
жинский все время находился в центре
борьбы за революционное преобразование
нашей Родины. _ .. wpm wee

20 декабря 1917 Toa была’  ана
Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по
борьбе с контрреволюцией. Председателем
BUR, а затем ОГПУ бессменно был Дзер-
жинский, самоотверженно работавший на
этом посту до последнего удара своего мо-
гучего сердца.

Феликс Эдмундович в те дни писал о
себе:

«Й выдвинут на пост передовой линии
огня, и моя воля: бороться и смотреть
открытыми глазами на всю опасность гроз-
ного положения и самому быть беспощад-
ным, чтобы, Kak верный сторожевой пес,
растерзать врага».

Дзержинский был олицетворением боль-
шевистской, воли и характера, умения про-
тивостоять   любым коварным замыслам
врага.

Когда кончилась гражданская война,
Дзержинский был назначен на самый от-
сталый и важнейший тогда участок хозяй-
ственного строительства — на транспорт.
Председатель ОГПУ стал по совместитель-
ству Народным Комиссаром Путей Сообще-
ния. Надо было иметь крепкие нервы, же-
лезную волю, чтобы преодолеть трудности
восстановления разрушенного транспорта.
Дзержинский выполнил эту задачу с че-
Стью.
` После смерти Ленина в феврале 1924
тода Дзержинский по предложению
товарища Сталина был назначен Председа-
телем Высшего Совета Народного  Хозяй-
ства. Под руководством партии, под непо-
средственным руководством товарища
Сталина Дзержинский в короткий срок
Робстановил нашу промышленность ло до-
		Товарищ А. И: Микоян одиннахцать лет
назад сказал о Дзержинском:

«Изучение: и описание жизни и‘ деятель-
ности этого великого революционера 0с0-
бенно необходимы для молодежи, которая
не имела счастья лично знать и работать
е Дзержинским, героем Октября, красой и
гордостью советского народа и коммунисти-
ческой партии».

Пусть комсомольцы, юноши и девушки
нашей страны учатся у Дзержинского
бдительности, мужеству, стойкости, упор-
ству, умению преодолевать любые трудно-
сти для достижения цели.

— Идейность и преданность делу народа,
— говорил Дзержинский, обращаясь к мо-
лодежи, — делают советского человека
сильным и неустрашимым.

Советский народ продолжает строитель-
ство коммунистического общества в усло-
BHAX капиталистического окружения. И
особенно важно сейчас напомнить указа-
ния Дзержинского о. революционной  бди-
тельности. Феликс Эдмундович всегда не-
примиримо боролся против всего, что ме-
шало повышению бдительности, — против
беспечности, благодушия, обывательского
ротозейства.
	«Болтун — находка для шпиона» —
это слова Дзержинского. Бдительность,
говорил он, должна выражаться в KOHE-
ретных действиях, во всем поведении чело-
века. Он призывал комсомольцев,  моло-
дежь к неустанной борьбе со всякими пре-
ступлениями. против советского строя_ и.
социачистической собственности. в

Предостерегая молодежь от зазнайства и
самоуспокоенности, Дзержинский требовал,
чтобы она «училась видеть в анализиро-
вать виденное», училась быть борцом да-
же в самом малом деле, всегда имела пе-
ред собой «великую цель и великую зада-
чу».

Замечательным примером для советских
людей является волнующая забота Лзер-
жинского о детях. Он любил их, как нашу
надежду, наше будущее.

— Мы боремся и страдаем не для себя—
для детей, для счастья поколений... Ило-
ды революции — не нам, а им.

06 этом уместно вспомнить именно в
наши дни, когда патриоты и патриотки
Родины по почину комсомола горячо забо-
тятся 0 том, чтобы советекие дети, роди-
тели которых пали от кровавых рук фа-
шистских захватчиков, не испытали тяже-
лой сиротской доли.

3= 30 лет советской власти наша стра-
на стала в авангарде социального’ обнов-
ления мира. Партия Ленина-— Сталина ук-
репила веру трудящихся в свои силы, вы-
соко подняла их самосознание, националь-
ное достоинство. Верный помощник партии
—Ленинеко-Сталинский комсомол воепиты-
вает нашу молодежь в духе советского па-
триотизма, беспредельной любви к своей со-
ветской Родине, готовности в любых усло-
виях, любой ценой защищать интересы и
честь советского государства, для процве-
тания которого отдал всю свою яркую,
беспримерную жизнь Феликс Эдмундович
	Дзержинский.
И СМИРНОВ.
	«В сентябре 1941 тода, не помню
точно когда, всем столярам, работавшим
в лагере, заказали сделать носилки. Мы
сделали их около 200 штук за 2 дня
ий не понимали, для чего столько носи-
лок. Через 2 дня в лагере вдруг воз-
никла огромная смертность. Вообще в
лагере и так была высокая смертность,
так как люди умирали от голода и ди-
зентерии. Получаемой ими пищи было
настолько недостаточно, что люди с’ели
всю траву на территории латеря. Ероме
того, у всех почти был поное. Поэтому
© утра до вечера с разных сторон лагеря
военнопленные таскали трупы на клад-
бище. Однако новая, вдруг возникшая
смертность была настолько велика, что
кругом лежали прямо горы трупов. Один
из военнопленных, поляк по националь-
ности, служивший в Советской Армии,
мне товорил, что из его подразделения,
т, к. они были разбиты на подразделе-
ния, умерло за, одну ночь 400 человек.
Он об’яснил мне, что сначала им не вы-
давали соли, да это я и сам хорошо
знал, а тут вдруг выдали COAL. H ETO
с’ел соль, тот умер. Он мне сказал, что-
бы ни я, ни кто-либо из работавших там
не брали соли...».
	После ликвидации лагеря в Грондах, в
декабре 1941 т., оставшихся в живых за-
ключенных в количестве 12—13 тысяч
человек немцы перевели в конюшни при
бывших артиллерийских чазармах в дер.
Комарово. Сюда также поступали ‹ новые
партии военнопленных, но уже значитель-
но меньше, так что за полтора года суще-
ствования этого лагеря (ло середины 1943
года), по показаниям военнопленных, здесь
перебывало до 40 тысяч заключенных.
Часть из них немцы вывезли в Германию,
остальные, так же как и в лагере «Грон-
ды», погибли в результате голода, болез-
ней и истязаний. При отступлении немцы
сожгли все постройки в этом лагере и в
артиллерийских казармах.

Фотографом Дембеком, имеющим фото-
ателье в г. Острове-Мазовецком, были пред-
ставлены комиссии фотоснимки, сделанные
самими немцами-‹«фотолюбителями». Эти
«любители» приносили фотографу Дембеку
снимки для проявления и отпечатывания.
Дембек сумел сохранить дубликаты неко-
торых из них. Снимки изображают прибы-
тие партий военнопленных в лагери, ви-
селицы с повешенными в лагере «Гронды»,
трупы замученных советских военноплен-
ных. Тут же на снимках изображены и
самодовольные немецкие офицеры — па-
лачи заключенных ‹оветеких людей.

Эти немецкие снимки неопровержимо
свидетельствуют о чудовищных злодеяниях
немецко-фаптистских захватчиков в латере
«Гронды».

Комиссия произвела раскопки мест захо-
ронения трупов советских военнопленных
у лагерей «Гронды» и «Комарово».

На глубине от одного до полутора метров
обнаружены груды трупов, в беспорядке,
в несколько слоев наваленных друг на
друга. Ha пространстве в 6 квадратных
метров рва-могилы № 1 было извлече-
но 38 трупов, т. е. на один квадратный
метр площади рва глубиною в 21/> метра
приходится более 6 трупов. Найленные
	среди костей остатки одежды и ‘тразные
предметы не оставляют сомнений в том,
		9-го июля 1947 года.
г. Остров-Мазовецкий
” (Польша).
	Специальная комиссия, командированная
в Польшу Чрезвычайной Государственной
Комиссией, в составе председателя  Куд-
рявцева Д. И., членов комиссии: Никити-
на Р. М. и Авдеева М. И., с участием
представителя командования северной
группы войск подполковника Дмитрусенко
С. А., а также старосты гор. Остров-Мазо-
вецкий и его уезда Роговекого С. И., про-
извела с 25 июня по 8-е июля 1947 то-
да расследование дела об убийстве немец-
ко-фашистскими захватчиками’ советских
военнопленных близ города Остров-Мазовец-
кий (в Польше).

Комиссия произвела осмотр 2-х быв-
ших. немецких лагерей для советских воен-
нопленных при дер. Гронды и дер. Кома-
рово, мест массового захоронения  заму-
ченных немцами советских  военноплен-
ных, 2-х противотанковых рвов близ дер.
Гуты-Буйны, в которых. немцы расстре-
ливали и закапывали советских людей;
произвела раскопки массовых ям-могил,
эксгумацию и исследование трупов; допро-
сила 26 свидетелей — жителей гор. 0ст-
ров-Мазовецкий и окрестных деревень —
Липники, Сельцы, Майдан-Козиковский,
Комарово, Гуты-Буйны, исследовала веще-
ственные доказательства и установила сле-
дующее:

Первые партии советских  военноплен-
ных стали поступать в лагерь Гронды ©ра-
зу же после вторжения немцев в Совет-
ский Союз, в конце июня 1941 года, сна-
чала небольшими партиями по 300—500
человек, а затем по 1000, 3000, 5000 п
более. Наибольшее поступление пленных
в лагерь было в сентябре и октябре 1941
года, после чего значительно уменьши-
лось: в конце декабря 1941 года лагерь в
Грондах был ликвидирован, а оставшиеся
еще в живых 12—13 тысяч советских
военнопленных были переведены в лагерь
около деревни Комафово — в конюшни
бывш. артиллерийских казарм, в 3 KAM. OT
лагеря в Грондах.
	ПРИЕМ В МОССОВЕТЕ ФИЗКУЛЬТУРНИКОВ — УЧАСТНИКОВ ПРОБЕГОВ,
ПОСВЯШЕННЫХ 800-ЛЕТИЮ МОСКВЫ
			8 сентября в Моссовете состоялся прием
участников команд велосипедистов, мото-
пиклистов и бегунов, доставивших MOCK-
	вичам поздравления и письма от трудящих-
	ся Ленинграда, Белоруссии, Эстонии, Тулы,
Рязани, Смоленска, Калуги, Калинина,
Ярославля, Костромы, Горького и других
городов.

На приеме присутствовали секретарь
МК ВКП(б) тов. Черноусов, заместитель
председателя исполкома Моссовета тов.
Абрамов, секретарь МЕ и МГК ВЛЕСМ тов.
Красавченко, секретарь исполкома Моссо-
	вета тов. Соколов, работники Веесоюзного,
Всероссийского и Московского городского
комитетов по делам физкультуры и спорта.

Под бурные аплодисменты ‘командоры
пробегов вручили письма, кубки и привет-
ствия трудящимся Москвы от республик и
городов.

Тов. Черноусов горячо поблагодарил от
имени Московского Совета всех спортеме-
нов, принесших в столицу слова горячего
привета в.ве памятный день.

(ТАСС).
	ОБ УСИЛЕНИИ КУЛЬТУРНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СРЕЛИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
	Президиум ВЦОНС принял постановле-
ние 0б усилении культурной и политико-
воспитательной работы среди интеллиген-
ЦИИ.

Отметив выдающуюся роль нашей ин-
теллигенции в развитии передовой совет-
ской культуры, президиум ВЦСПС пред-
лагает профсоюзным обганизациям  уде-
лить больше внимания работникам науч-
ных учреждений, министерств, институтов,
Учебных завелений. Центральные, облает-
ные, фабрично-заволские и местные коми-
теты профсоюзов должны систематически
устраизать для интеллигенции лекции и
дохлаты на полятические темы. т

Грофорганизацаям работкиков высшей
	школы и научных учреждений, работников
искусств, начальной и средней школы по-
ручено улучшить деятельноеть филиалов
университетов марксизма-ленинизма, при-
влекая в качестве слушателей основную.
массу научных и творческих работников.
Центральным комитетам профеоюзов  ра-
ботников медико-санитарного труда реко-
мендуетея открыть филиалы университе-
тов марксизма-ленинизма для врачей я
научных работников.

Во дворцах культуры и клубах органи-
зуется лля заводской интеллитенции пикл
лехций о достижениях советской науки,
техники и культуры.

че - (pace).
	На снимках: 1. Яма-могила №   на кладбище «Гронды» с трупами. Общий вид после начала раскопок, 2. Трупы замученных немцами советских военнопленных
в лагере «Гронды» в районе гор. Остров-Мазовецкий, Польша (немецкий снимок). .