Четверг, 25 сентября 1947 г., № 118 (815).
	оовововвоольниоосаавоноваДь
			МИНУЯ НЕНИЯ БЕ В ИИ И ОНИ ОЕ ЦИИ БОНО ОНИ ОИ НИ УБЕ ци ини ни няни юници

(лово к молодым
дризьям .
	м  гордимся своей социалистической Родиной, ее передовым общественным

и государственным строем, Великой Сталинской Конституцией, полной сво-
бодой н независимостью нашей страны от иностранных капиталистов. Годы совет-
ской власти н особенно Отечественной войны полностью раскрыли выдающиеся
способности нашего народа, выдвинули его на первое место среди народов мира.
	До Великой Октябрьской социалистической революции царский режим и его
прислужники задерживали рост народных талантов. Вот почему изобретения и
работы мкогих русских ученых и новаторов — Ломоносова, Зинина, Кулибина,
Черепановых, Ползунова — долго скрывались в недрах архивов, ° искус-
ственно тормозились царскими чиновниками. Наши отечественные открытия
иностранцы часто приписывали себе. Царизм, находившийся в зависимости от за-
падных государств, задерживал эксплоатацию естественных богатств страны. Так,
например, месторождение Ухтинской нефти не использовалось, чтобы не подры-
	вать поедприятий Нобеля в Баку.
	ПИОНЕР
ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО
ОСВЕЩЕНИЯ
	ЩЕ В НАЧАЛЕ прошлого века русский ученый В. В. Пет-
рюв наблюдал явления вольтовой дуги между электрода-

ми. Об этом великом открытни, сделанном в 1801—1802 годах,
повествует сохранившийся до наших дней научный труд —
	` «Известие о гальвани-вольтовых опытах, которые производил
	профессор физики Василий Петров посредством огромной
наипаче батареи, состоявшей иногда из 4200 медных и цин-
ковых кружков и находящейся при Санкт-Петербургской ме-
дико-хирургической академии». Уже тогда Петров предска-
зывал применение вольтовой дуги для освещения, а также
плавки и‹сварки металлов. Позднее, в 1808—1812 годах
англичанин Дэви повторил опыты Петрова и докладывал о
вольтовой дуге Королевскому обществу в Лондоне.

Однако за последующие полвека почти ничего не было сде-
лано для практического применения вольтовой дуги: Правда,
в середине минувшего столетия за рубежом было предпринято
несколько попыток устройства дуговых ламп с регуляторами,
но все они были весьма несовершенны и не получили широкогв
распространения.

Создателем первого электрического источника света, полу-
чившего широкое применение, явился выдающийся русский
ученый и изобретатель Павел Николаевич Яблочков.

Положив в основу своих опытов открытие Петрова, Яблоч-
ков пошел по новому пути. Он искал решения проблемы в
создании дуговой электрической лампы, которая действовала
бы без регулятора. Такое решение, произведшее переворот во
всей тогдашней электротехнике, Яблочков нашел. В конце
1875 года он закончил и проверил конструкцию дуговой элек-
трической лампы, которая затем нашла широкое применение
под именем «электрической свечи», или «свечи Яблочкова».
Угли в этой свече помещались рядом. Их разделял изолятор
(каолин). Сверху угли соединялись графитовым мостиком,
который при прохождении тока сгорал, и между угольными
палочками образовывалась вольтова дуга.

Исключительная простота устройства и дешевизна изготов-
ления электрической свечи, ровный свет без мерцаний, который
она излучала,—все это обеспечило ей блестящий успех.

Весть об электрической «свече Яблочкова», о «русском све-
те», «русском солнце», как называли тогда это изобретение, бы-
стро облетела весь мир. «Свеча Яблочкова» совершила триум-
фальное шествие по странам Европы. Первые  электроосвети-
тельные установки по методу Яблочкова были оборудованы в
Париже, потом в Лондоне, затем и в других городах Франции,
Англии, Германии, Бельгии, Италии и Испании. Таким обра-
зом, за пять лет до ‹ изобретения Эдисоном электрической
лампочки, русский ученый практически решил проблему ис-
пользования электричества для освещения.

Однако этим не исчерпываются заслуги И. Н. Яблочкова
перед отечественной и мировой наукой. Еще до изобретения
электрической свечи, в 1874 году, он, работая на Мо-
сковско-Курской железной дороге, устроил на паровозе специ-
ального поезда прожекторную установку для освещения же-
лезнодорожного полотна. Это была первая в мире установка
электрического освещения на транспорте.

Яблочков впервые по- ee i ae
казал возможность мас- НС 78.
сового применения в
электротехнике перемен-
ных токов, которые до
него использовались
только в лабораторчых
условиях. Он разрешил
также проблему «дроб-
ления» — электрического
света, т. е. включения
любого количества ис-
точников света разной
мощности в цепь ‘одного
генератора. После. того.
как электрическая свече

\ была заменена более со-
	Иностранное влияние сказывалось и на нашей интеллигенции. Многие ее
представители преклонялись перед всем западным независимо от его ценности.
Некоторые старые интеллигенты свой родной русский язык знали хуже француз-
		Молодым советским специалистам не к лицу такое преклонение перед ино-
странщиной. Мы — нация новаторов, внеснтих огромный вклад в мировую науку
и технику. Наш долг — продолжать традиции великой русской культуры, дав“
	шеи мнру многих славных деятелен.
	Весь советский народ гордится именами Ломоносова, Черепановых, Ползуно-
ва, Яблочкова, Попова, Лобачевского, Менделеева и многих других, сказавших
первое слово в области науки и техники. Но мы знаем, что труды их не находи-
ли полного осуществления или же присваивались иностранцами, как, например,
	изобретение радио.
	Черепанов ведет свой паровоз по первой в России железной дороге. (Репродукция с картивы, выставленной
		ПЕРВЫЕ РУССКИЕ
ЖЕЛЕЗНОЛОРОЖНИКИ

вали и построили невиданные дото-
ле токарные, винторезные,  ©тро-
гальные и сверлильные станхи.

Создание первого русского парову-
за и первой отечественной железной
дороги © паровой тягой явилось вен-
цом славной деятельности Черепано-
ВЫХ.

Они упорно преодолевали  труд-
ности, возникавшие в процессе с03-
дания «сухопутного парохода».
Так, когда он был уже почти го-
тов, при испытаниях лопнул котел.
С особой тщательностью приступили
Черепановы к постройке нового па-
рового котла. При этом в ео кон-
струкцию были внесены усовершен-
ствования.

Пемалых трудов стонло и решение
такой сложной проблемы, как пере-
мещение паровоза по железнодорож-
ному полотну обратным ходом.
	В сентябре 1934 года паровоз кон-
струкции Черепановых уже работал.
Он ходил по  «колесопроводам»
(рельсам), построенным также по
проекту и под руководством Чере-
пановых. Поезд перевозил около
3 тонн груза со скоростью 15 ки-
лометров в час. Как свидетельствуют
документы, за. паровозом шел 060-
вый фургон с горючим — древесным
углем — и водой, а за ним была
прицеплена «приличная повозка для
всякой поклажи или для пассажиров
в чиеле 40 человек».
	Вскоре началось — строительетво
второго, более мощного паровоза. №
началу марта 1835 года новый паро-
B03 был закончен. Он был значитель-
но совершеннее первого и мот пере-
возить до 1% тонн груза.

Труды Черепанювых по созданию
паровозов увенчались полным успе-
хм. Па протяжении нескольких лет
	эти паровозы успешно действовали,
соединяя Выйский медеплавильный
завод с месторождением мелных руд У
торы Высокой.

На платформе, построенной у 3a-
вода, было написано; «Тагильекая
железная дорога». 9% была первая
железная дорога в Россини. Она бы-
ла построена на три © лишним года
раньше железной дороги, соединяв-
тей Нетербург се Царевим селом.
	Олнако в условиях царской кре-
постнической России великий патри-
огический подвиг Черелановых He
был замечен и оценен. Замечатель-
ные изобретатели продолжали пахо-
диться в крепостной зависимости у
заводчиков Демидовых. А их первен-
ство в строительстве железных до-
рог в нашей стране было ворозеки
присвоено австрийцем фон-Герстне-
ром. Этот пностранец, предваритель-
но ознакомившиеь с Тагильской же-
лезной доротой, подал царю Николаю
доклад 0 строительстве железной
дороги между Петербургом и Дарежим
селом. Имснно эту дорогу при цариз-
ме считали первой в налей стране
железнодорожной линией.
	Телько при советекой власти была
восстановлена, историческая правда.
Сейчас © неопровержимей точность1о
установлен приоритет отца и сына
Черенановых в создании первого па-
роваза и строительстве первой желез-
ной дороги в России.
	Характерно, что на Царскосельской
линии вначале действовали  куп-
ленные в Англии локомотивы Сте-
фенсона, в то время как в Нижнем
Тагиле имелись значительно превос-
ходившие их отечественные паровс-
зы Черепановых. В этом наглядно
сказалось низкопоклонство и раболе-
пие перед заграницей, культивиро-
вавшееся господствующими класса-
ми царской России.
	в Доме техники Министерства путей сообщения).
	В самом сердце Урала, в городе
Нижнем Тагиле, более ста лет назад
жили и трудились замечательные
русские изобретатели Ефим Алексее-
вич и Мирон Ефимович Черепановы.

Ефим Черепанов числилея «пло-
тинным мастером». На его обязанно-
сти лежало паблюдение за работой
плотин при демидовеких заводах и
рудняках в районе Нижнего Тагила.
Видя тяжкий труд крепостных рабэ-
чих, добывавитих из уральских недр
платину и золото, железо и мель,
Ефим Черепанов неутолеимо создавал
машины, которые  облегчали этот
труд. В 1821 тоду он сконетруиро-
вал и построил две водоотливные
машины.
	В 1524 голу Ефим Черепанов по-
строил первую на Нижне-Тагильском
заводе паровую машину. Вместе
с ним над ee созданием работал
и юный Мирон Черепанов, переняв-
ший от отца его высокое мастерство.

Велед за этим Черепановы при-
ступилн к созданию более мощных
установок. Одну за другой они по-
строили четыре 30-сильных” манти-
ны, работавшие на мелных рулни-
	ках, а затем и 40-сильную паровую!
	Машину.

На Выйском заводе, в нескольких
километрах от Тагила, в то время бы-
ло оборудовано «механчческое заве-
дение» — небольшая мастерская, в
которой сооружались заводекие меха-
нические установки. Эту мастерскую.
Черепанювы превратили в подлинную
лабораторию. Зяеь они  разра-
батываяя проекты и строили паро-
вые двигатели и воздуходувные уста
HOBKH, механические молоты, лесо-
пильные мельницы, прокатные ста-
ны и другие механизмы. Эдесь Чере-
пановы создали множество  оригн-
нальных машин. Они еконструиро-

Патристический долг молодой интеллигенции и заключается‘ сейчас в том,
чтобы не только самой прокладывать новые пути в науке и технике, но и всячески
помогать новаторам. Помните, что недостаточно выдвинуть хорошую идею, нуж-
но внедрять ее в жизнь упорно я настойчиво,

Только осуществленная идея дает желаемые результаты, и потому борьба за
победу нового, передового является одной из важнейших задач не только
изобретателя, ученого, но и каждого советского человека.
	Наши ученые внесли огромный вклад в науку потому, что они на-
стойчиво учились и работали. Тяжелые лишения не могли помешать великому
Ломоносову сделать выдающиеся открытия. И. П, Павлов в дни голода и разру-
хи продолжал свои опыты. Нашей молодежи в борьбе за развитие советской
культуры и техники нужно быть такой же упорной, не бояться трудностей, хо-
рошо изучить все созданное наукой, но не останавливаться на этом, а постоянно
искать новое, ломать старые нормы, способствовать научному прогрессу.

Нужно` много работать, чтобы выполнить историческое указание товарища
Сталина: не только догнать, но и превзойти достижения науки за пределами на-
шей страны. Долг молодежи — полностью освоить все богатства современной
культуры и обогатить ее своими исследованиями, связанными с насущными  по-
	все богатства современной
занными с насущными’ по-

олностью проявиться спо-
циатива. В творческом со-
своему товарищу, дол-
	требностями народного хозяйства.
	В овладевии высотами науки и техники должны полностью проявиться спо-
собности молодежи: ее изобретательность, сметка, инициатива. В творческом со-
ревновании, в котором каждый участник помогает своему товарищу, дол-
жны создаваться новые богатства мысли, новые замечательные открытия и изо-
бретения. И на этом славном пути надо пожелать нашей молодежи настойчиво-
сти, энергии и веры в свои силы — силы молодых граждан пеликого Советского
		Союза.
	Академик В. Н. ОБРАЗЦОЬ,
	шкивов движения поршней должны были
передаваться воздуходувным мехам.
Талантливому изобретателю  принлось
преодолеть немало препятствий се сторо-
ны невежественных царских чиновников,
чтобы пробить дорогу своему творению.
Для получения средств
Я на постройку паровой
машины требовалось
разрешение из Петер-
бурга. Проект Ползунова
был расемотрен тем Ca-
мым ученым Шлатте-
ром, сочинение которо-
то барнаульский меха-
ник пронтудировал не-
задолго до этого. Шлат-
тер дал высокую оцен-
ку машине Ползупова.
Здоровье изобретателя
к тому времени было
уже сильно подорвано:
у него открылся тубер-
кулез. Сказались тяже-
лое детство, постоянное

нэдоедание, бессонные
Ночи, нечеловеческое
	ЧЕН Я ИО и Чики еч чае значек сачачечь д
		(Тб,

Ty

Bae
ota
	ТВОРЕЦ ПАРОВОЙ
МАШИНЫ
	ВЕЛИКОБРИТАНИИ в Вестминстер-

ском аббатстве возвышается памятник

в честь изобретателя Джемса Уатта, имя

которого увековечено во многих английских

трудах по истории техники, как имя чело-

века, создавшего первый паровой двига-
тель.

Тысячи километров
отделяют алтайский го-
род Барнаул от берстоз
Великобритании. В Бар-
наульском музее можно
увидеть другой, более
скромный памятник ге-
ниальному русскому ме-
ханику Ивану Иванови-
чу Ползунову — паро-
вую машину его конст-
рукции.

Шихтмейстер Барна-
УлЬского завода Иван
Ползунов закончил про-
ект своей машины в
1763 году — на шесть
лет раньше Уатта. 310
неопровержимо — свиде-
тельствует о том, чмо
слава первого изобретателя паровой маши-
EH п праву принадлежит не англичанину
Джемеу Уатту, а талантливому русекому
ученому Ивану Ползунову.

«a
*

Солдатекий сын Иван Ползунов родился
в 1730 году. Первоначальное образование
он получил в горной школе, — учебном
заведении, готовившем мастеров для ураль-
ских плавильных заводов и рулников. В
Mere ученики изучали ролной язык,
математику и черчение Кроме того
ШЕОЛЬНИКИ должны были работать на заво-
де получая за это 60 копеек в мосяц.
	Пюшло несколько лет, и одаренный
юноша стал мастером у плавильной печи.
Палзунов увлекалея чтением книг, отли-
чалея склонностью к научным  завятням.
Ок изучил немало трудов ио гидравлике,
‘механике и только что вышедшее тогда в
свет «Обстоятельное наставление рудному

елуз—сочинение русского ученого Шлат-

тера, подробно описывавшее новейшие дла
TOTO времени достижения мировой техни-
ческой мысли. -
	Чтение помогло Ползунову углубить и
систематизироваль знания, вызвало в нем
стремление к самостоятельной  творче-
ской работе. Глубоко разбираясь В
горнозаводском деле, он видел вею прими-
тивность применявшихся тогда в качестве
двигателей громоздких  воляных колес.
Ползунов задалея целью «огонь слугою к
машинам склонить» — сконструпювать
«парами действующую» машену дая при-
ведения в движение воздуходувных мехов
и заменить ею маломощные водяные коле-
са, к которым приходилось издалека под-
ВОТИТЬ ВОлУ.
	Над постройкой машины изобретатель
работал по ночам, без сна и отдыха. За-
водское начальство неодобрительно относи-
лось к его работе. Только получив в начале
1759 года офицерский чип «шихтмейсте-
ра», Ползунов избавилея от постоянно гро-
зивших ему неприятностей по службе и
телесных наказаний, которым часто пол-
воргали заволеких рабочих.

В начале 1763 года Ползунов закончил
проект своего двигателя. Это была ориги-
нальная по конструкции, смелая DO Wee
малина, Два паровых цилиндра со встреч-
вых движением поузиней располагались изд
парорым котлом. При помощи пюй и
	вершенными  электриче-
скимЕ лампами накали-
вания, Яблочков сконст-
рунровал целый ряд но-
вых для того времени
электрических машин, в
частности первый электродвигатель, который мог работать на
переменном и постоянном токе.

П. Н. Яблочков был не только крупнейшим изобретателем,
но и выдающимся ученым, обладавшим разносторонними зна-
ниями в области физических наук.

В сентябре исполняется 190 лет со дня рождения
Павла Николаевича Яблочкова. Но только после победы
Великого Октября были в полной мере оценены его выдгю-
щиеся заслуги перед отечественной и мировой наукой. Со-
ветский народ, осуществивший по ленинскому плану под ру-
ководством великого Сталина электрификацию страны, Ge-
режно хранит память о П. Н. Яблочкове, так много сделавшем
для развития науки и техники.
	a IP cl ch el le cl ll el al el el” al Pl Ol IN Nl Nell
	растихютранявииеся иностранцами  слу\в
0 том, чо якобы первым изобретателем
радио является итальянец Маркони. Адми-
	рал Макаров, стремясь содействовать раз-
витию отечественной радиотехники, ©0р3-
тилея е письмом в Морское миниетелет-
	во. В этом документе, датированном 50
пюля 1902 года, он пиеал:

«В бытноеть на Вроншталтеком  рейле
	итальянекого крейсера «парло Альберто»
я познакомился с господином Маркони, ко-
торый считается в Евроне язобоетателем
беспроволочного телеграфа. Изобретатель
бестроволочного телеграфа есть в сущности
А. С. Попов, бывший пренодаватель Мин-
ного офицерского класса, ибо задолго до
того, как заговорили 00 изобретении Мар-
кони, оп в Мипном классе на заседаниях
показывал отыты беспроволочного телегра-
фирования. Тот факт, что он изобретатель,
признан и ему выдана за изобретение не-
которая денежная награда». Далее в своем
нисьме адмирал Макаров предлагает ©03-
дать солидную материальную базу для ра-
бот Попова.

Призыв Макарова не нашел отклика в
выептих сферах Военно-морского министер-
ства. Вонеервативно настроенные парекне
адмиралы постепенно отстранили «decno-
койного» изобретателя от опытных испы-
таний радиостанций, и он целиком ушел
в педагогическую деятельность. 31 декаб-
ря 1905 года кровоизлияние в мозг неожи-
данно оборвало жизнь выдающегося рус-
ского ученого в расцвете его ‘творческих
сил и стюсобностей.

Александр Степанович Попов был теня-
альным ученым, великим патриотом, стра-
етно любивтим евоа отечество.

«Н — русеций человек, — писал По-
пов, — И все свои знания, весь свой труд,
все MOH достижения имею право отдавать)
только моей ролине... И если не современ-
пики, то, может быть, потомки наши пой-
мут, сколь велика моя преданность нашей
ролине и как счастлив я, что не за рубе-
жом, а в России открыто новое средетро
евязи...»

Советский народ осуществил чаяния ве-.
ликого ученого. мечтавиего о том време-
ни, котла радло будет широко использова-
Но для блага отечества. Трудящиеся нашей
страны с благодарностью чтут память пое-
данного патриота родины Александра Сте-
пановича Попова.
	ситете для подготовки & педагогической
	деятельности.
	натряфение сил.

Много трудностей возникло при изго-
товлении сложных, невиданных  дотоле,
частей машины.  Цолзунов ©  голо-
вой ушел в свои чертежи и вычисления.
Не жалея сил для осуществления за-
ветной мечты, сам наблюдал за отливкой
деталей, руководил сооружением машинно-
го здания. Технические средства были тог-
да весьма несовершенны, и это еше более
усложняло дело.

После долгих мытарств машива была,
наконец, готова. Ранним утром 16 декабря
1765 года начали разогревать котлы. Пол-
зунов в последний 1023 осмотрел детали
и пустил пар. С шумом задвигалиеь пори-
ни, и паровая машина талантливого русека-
то механика вотунила в строй. Она рабо-
таль лля пробы «ленно и поно» семнад-
пать уток полряд. это было за четыре г№-
да ло том, гак англичанин, Джеме Уатт
получил патент на паровую малину!
	замечательный изобретатель продолжал
упорно трудиться над ‘усозершенствова-
нием ©воего детища. Пелзунов торопился,
чуветвуя, как тяжелая болезнь подтачива-
ет ето силы. 16 мая 1766 года талантли-
вый механик скончался от «жестокого
гортанного кровотечения». Всего четыре
дня не дожил он до нового пуска мапи-
ны — 20 мая ученики Ползунова — Jes-
зин, Перошин и Черницын снова пустили
ве в действие.

В течение нескольких месяцев при по-
моши машины Лолзунова  выилавлялись
благородные металлы. В ноябре машина
была остановлена —— прогорели печные
своды и открылась течь в котле. Рудничное
упразление, как передает архивная за-
Mth, «пушаль ее в действо, № изобилию
волы при элентнем заводе, за нужное по
признало». Замечательное творение вели-
кого изобретателя было заброшено.

Иван Иванович  ПШолзунов, как и
другие передовые представители pyccxore
нарола, намного опередил свой вех. Техги-
ka горнозародской промыштаенностн в Рос-
сни еще не была тотда достаточно развита
дня освоения паровой машины. Участь это-
го вылающегося изобретения оказалась Ta-
кой же, как и участь других 9т-
крытнй славных деятелей отечественной
науки н техники. Только в советское время
были по достоинству оценены заслуги Of-
ного нз пионеров русской технической мы-
сли Ивана Ивановича Ползунова.
	Научный подвиг
	Александра Попова
	ЕДЬМОГО мая 1895 года в Цетербург-
ском университете на заседании Рус-
ского физико-химического общества препюо-
даватель физика Крошитадтекой электро-
минной школы Александр Степанович По-
пов впервые продемонстрировал изобретен-
ный им «грозоотметчик». Этот прибор pe-
гистрировал электромагнитные сигналы,
посылаемые вибратогом, установленным на
противоположной стороне большой аудито-
рии. Участники заседания оказались сви-
детелямо непытаний первого в мнре радио-
приемника, содержавшею все элементы,
неебходимые для приема радиосигеалор.
Исторический доклад Попова был заве-
сен в поотоколы Русекото физико-химиче-
	ского общества нод екромным названием:
	«OO отношении металлических порошков
к электричесчим колебаниям». Тав было
зафиксировано одно из величайших науч-
ных открытий — рожщение радио.
Прошлое меньше года. и в Петербуртеком
	университете снова, собрались члены о9щ®-
	ства, выдающиеся ученые столицы. А. С.
Попов пригласил их на демонстрацию но-
вых опытов по передаче сигналов на рас-
стояние,

В физическом кабинете возле кафедры,
накрытый чехлем, стоял приемник. От не-
го тянулея к подоконнику тонкий  про-
вод. За окном виднелась вертикальная ан-
тенна. В другом здании в химической лабо-
ратории, находившейся на расстоянии чот-
верти километра, был установлен передат-
UGE.

Попов с трудом слерживал волнение. На
загелание пришли ето учателя — профес-
сор упиверснтета Петрулевекий и другие
известные физики.

В торжественном молчании изобретатель
енял чехол © приемника и сказал:

— Прошу внимания. Мы начинаем. Мой
помошник Петр Николаевич Рыбкин. изхо-
лхящийся в химической лаборалерии, будет
передавать хигналы лучами Герца. Эти
сигналы запищет стоящий meper Bama all-
парат Морзе.

В напряженной тишине раздались глухо
пошелкивания телеграфного aumapata, ©
	нескрываемым изумлением смотрели физи-
ки на приемник и на свасавшгую за окном
антенну. Мз телеграфного аппарата потя-
нулась бумажная змейка, испепуенная точ-
ками и тире.

Телеграфная лента с первой в мире ра-
хиогралвюй переходила из рук в руки. Все
присутствовавшие горячо поздравляли По-
пова с замечательным открытием.

Описаное событие происходило в Пе-
тербтугоком университете 12 марта 1896
	года — зольше чем за год TO TOPO, вак
ктальянекий ученый Маркони опубликовал
описание своих работ в этой же области,
	NOBTOPABINAX сделачное Поповым.
ee
Po
	из образованнейших людей своего време-
ни. Он сочетал в себо гениальность ученого
с исключительной настойчивостью изебре-
тателя.

Поноз родилея 9 марта 19859 года
на РБогоеловеком заводе на Урале. С детет-
ва он отличалея влечением к технике.
После окончания Пермской духовной семи-
нарли он поступил на физико-малематиче-
ский факультет Петербургского универси-
тета. Здесь талантливый юнонта быетро об-
ратил ча себя внимание профессоров и по
окончании курса был оставлен при униве)-

Александр Степанович Попов был =
	Нще на студенческой скамье Нопов ув-
	лекся новой для того времени отраслью
знания — электротехникой. Молодого фи-
зика манила неизведанность этой сложлюй
науки. Он торячо стоемилея к творческой
работе.

В 10 время электротехнических вузов
не существовало. Электротехника находила
наиболее широкое применение в военном
флоте. В Кронштадте при Электроминной
школе существовал офицерский класс,
выпуекавший офицеров, ведавитих электро-
техникой на кораблях.  Сюда-то в
1883 году и поступил преподавателем фи-
зики Александр Степанович Попов. Здесь в
хотошо оборудованной физической лабора-
тории он поставил свои первые опыты.
Эдесь же, в стенах Электроминной школы,
Поювым было сделано всемирно-известное
открытие, положившее начало развитию
радио,

Годы, последовавшие за открытием По-
пова, были для него годами напряженной,
кропотливой работы. Преодолевая консер-
затизм морского начальства. косность цар-
ских чиновников, Александр Степанович
настойчиво продолжает опыты в области
бестюволочного телеграфа. № началу 1899
гола пзобретателю удается установить ра-
диссвязь на расстоянии восьми километ-
ров, между Врониигадтом и Ораниенбаумоу.
Но связь эта быль еще очень несовериен-
на. Радиотриборы, изтотовлявшиеся кустар-
ным ©1060бом в Электроминной Школе п
Пронштадтеких мастерских, были ненадож-
ными.

Несмотря на все трудности и помехи
Попов с каждым годом вее более совершен-
ствовал свое изобретение. В 1901 оду в
время опытов, проволивиихея в Черном мо-
ре, была установлена радлюсвязь между
военными кораблями на расстоянии около
150 километров. В этих опытах Алексамар
Степанович участвует уже не как предета-
витель Электроминной школы. & как про-
фессор Электротехническом инетитута.

Цанболее прогрессивные деятели = pyc-
спог» флота понимали громалиео значение
	отыов А. С. Попова. Его работами в Вроя-
	шталте заинтересовалея адмирал Макаров,
бывитий тосда глапным командиром Крон-
штадтокого порта. Макарову, честному рус-
екому патриоту. были не по душе широко