Суббота, 25 октября 1947 г., № 131 (828).
	HocKoBCcAuc
	(КОМСОМОЛЕЦ

ОТЧЕТНО-ВЫБОРНЫЕ СОБРАНИЯ
—`И КОНФЕРЕНЦИИ В ВУЗАХ
	п0-БОЛЬШЕВИСТСКИ ВОСПИТЫВАТЬ
„МОЛОДУЮ СОВЕТСКУЮ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ
	‚ Среди. студентов Московского государет-   способствовало укреплению связей комсо-
венного университета им. Ломоносова —   мольцев университета © рабочей и кресть-
5.250 кожомольцев. Их  представите-   янской молодежью.

ли собрались на-днях На [Х конференцию — Недостатки Halil, говорит тов,
ВЛЕСМ университета. С отчетным ‚ докла-   Шишкин, — во многом вытекают из HEB-
хом о работе комитета комсомола высту-   Кого уровня организационной работы.

пил комсорг ЦЕ ВЛЕСМ в МГУ тов. Но докладчик не сумел глубоко прозна-
Шашкин. Он подробно.  обтановился  на  лизировать эти ‘недостатки, вскрыть при+

ЗА. ТИ ША, on pr о
	———e—eioerlloiTOer—T— ON EE а . м?
учебной работе комитета, на роли аЕтива
в воепитании молодой советской интелли-

Большие и ответственные задачи стоят
перед университетом — подготовить высо-
коквалифицированных, политически  гра-
мотных и идейно закаленных специали-
стов. В успешном разрешении этой задачи
ведущая роль принадлежит комсомольцам.
Комитет ВЯКСМ, факультетские и курсо-
вые бюро, комсомольские группы немало
сделали за отчетный период, чтобы поднять
успеваемость. 2.000 комсомольцев на Be-
генней экзаменационной сессии получили
отличные и хорошие отметки.

Однако эти успехи не могут оправдать
серьезные недостатки в борьбе за высокую
успеваемость. Достаточно сказать, что 120
комсомольцев в конце прошлого учебного
года имели академическую задолженность.
Резко снизилась успеваемость на филоло-
гическом факультете. Только за одну Не-
делю октября количество прогулов здесь
составило 400 дней. В 43-й группе фз-
культета на занятия по иностранному язы-
ку не явился ни один человек.

Вузовский комитет, как и некоторые
факультетские бюро, вместо повседневной
кропотливой работы по воспитанию У
студентов чувства высокой ответственно-
сти перед Родиной за свои успехи в учебе
был занят сбором сведений. Оценка ра-
боты факультетеких и курсовых организа-
ций производилась по качеству докладной
записки или отчета. «Средние» цифры 3a-
слоняли собой каждого комсомольца. А ко-
митет комсомола успокоился на том, что
успеваемость комсомольцев на 4 процента
выше общей ‘успеваемости.

Если бы комитет ВЛЕСМ и руководитель
учебного сектора тов. Закисе  по-настоя-
щему помогали и направляли деятельность
членов факультетских бюро, несомненно,
успехи были бы значительно большими.
Ценный опыт исторического факультета по
составлению индивидуальных планов и си-
стематическому контролю комсомольской
организации за их выполнением комитет
не распространил на другие организации.

Большую роль в лучшем освоении спе-
циальности, в приобретении исследователь-
ских навыков играет научная работа <ту-
дентов. За отчетный год деятельность на-
учного студенческого общества значитель-
но оживилась, увеличилось число его чле-
нов. В университете создано 67 ЕрУЖков,
в которых работают 1.500 студентов. Бы-
ли проведены научные конференции, HA
которых студенты выступали © глубоко  с9-
держательными, интересными докладами.

Несмотря на эти успехи, многие ROMCO-
мольские руководители, в особенности гу-
манитарных факультетов, недооценивают
огромное значение научного студенческого
общества, а комитет ВЛЕСМ не указал им
на ошибочность этого взгляда. .

Комитет ВЛЕСМ проделал болыпую ра-
боту, направленную на повышение успе-
ваемости студентов по социально-эконо-
мическим дисциплинам. Решение, принятое
собранием комсомольского актива уни-
верситета, о том, что комсомольцы долж-
ны учиться по Фциально-экономическим
предметам только на «хороше» и «отлич-
нс», многие организации выполнили
полностью. Tar, из 82 комсомольцев
первого курса биологического факультета
только один имеет посредственную отмет-
ку. Но имел ли право комитет ВЛКСМ МГУ
успокаиваться на‘этом? Конечно, нет! 25
комсомольцев получили  неудовлетвори-
тельные оценки по основам  марксизма-
ленинизма, 200 комсомольцев — посред-
ственные оценки. На механико-математи-
ческом факультете успеваемость комсомоль-
цев ниже, чем у остальных студентов. 0
формальном отношении к политическому
воспитанию говорит тот факт, чо 70 че-
ловек не выполнили решения  государет-
венной комиссии по распределению.

ли. На это указывали выступавшие

юридического

зала на недостатки,
делами и планами комсомольцев.

комсомольцев университета,
Малов в своем выступлении подверг резко?
критике комсомольские организации
знческого, химического,
некоторых других
совершенне не ведут этой работы в при-
врепленных к ним ‘ремесленных училища?
и детских домах.

чины их. Вомсомольское поручение — од-
но из основных средств воспитания моло-
дежи, однако тов,
перечнем нескольких фамилий комсомоль-
цев, которые «выросли
работе». А сколько комсомольцев аЕтивно
участвует в жизни университета, кто И
вак их учит работать, наконец, как учит-
ся сам актив, — 060 всем этом довладчи
ничего не сказал. Трудно из доклада опре-
делить руководящую роль комитета в ра-
Gore групповых, курсовых, факультетских
организапий BARCM. Примеры, факты,
без подробного анализа,

Шишкин ограничился

на общественной

безусловно, не
могут вскрыть источники недостатков,
Тов. Шишкин ограничилея лишь при-

знанием недостатков, но не вскрыл причин
неудовлетворительной деятельности
низационного сектора вузовского комитета,
не рассказал, почему же комитет ВЛЕСМ
мало изучал и обобщал опыт работы Kyp-
совых бюро, не требовал от факультетския
бюро повседневного руководства ими.

opra-

Почти ничего не было сказано в отчете

деятельности членов комитета, & между тему

из 13 их осталось только 5. Некоторые и:
членов комитета совершенно бездействова:
не
конференции делегаты.
Вопросам учебы комсомольского актив:
было посвящено выступление делегата ©
факультета Tos. Ёригер
Одной из основных причин недостатков 01
считает, что комитет не учит и не воспи:

тывает комсомольских автивистов.

О формализме в руководстве комитете

BIKCM курсовыми и факультетскими dnp
говорили делегаты тов. Куличенко (хими:
ческий факультет), тов.. Стание (экономи
ческий факультет). Последний зачитал де.

BAKCM
ABRY BCce?

легатам «циркуляр» комитета
преднисывающий обеспечить

студентов для противооспенной прививки

Тов. Стание критикует члена комитета тов
Курбатову, которая трижды была на фа
культетеком собрании, но ни разу не ука.
не поинтересовалас!

Говоря о недостатках работы комитет.
ВЛЕСМ, многие делегаты — тт. Смирнова

Куличенко, Жолудевли другие—указыва.
ли на отсутствие единой направленности 1
деятельности секторов и

членов комитета
Подробно рассказав о шефской — работ.
делегат тов

фи’
экономического и
факультетов, котерые

Интересный вопрое поставил в CBOE)

выступлении делегат тов. Бочаров. Он го

ворил © месте комсомольской организади:

университета во всей учебной п воспита
Тельной работе, о слабом влиянии комсо

мольской организации на некоторые уче
ные и общественные дела.

— Пропсходит это,— говорил ros. boy
ров,—©т недостаточной настойчивослт

смелости, подчас даже’ от трусливости не

которых комсомольских руководителей.

Интересно также было выступление д
легата тов. Когана.

— В нашей организации, — говорит 01
—- много таких членов, которые за вое вт:
мя учебы в универентете не выполнил
ни одного поручения. Вокруг таких Ко?
сомольгев надо было бы создать общее:
венное мнение, но беспринципность в р
шении некоторых вопросов приводит к т
му, что вопросы только обсуждатотся,
меры не принимаются. Так было в групп
где комсоргом тов. Тимошенко. Три го;
здесь на каждом собрании говорят о при:
ципиальности, а конкретного  решент
против нарушителей Устава ВЛКСМ не м
гут принять.

**
*
	Значительную работу проделала ROMCO-
мольская организация университета по 0р-
ганизапии самостоятельного изучения ком-
сомольцами произведений товарища
Сталина. Немалую роль в политическом
воспитании студентов сыграли политбесе-
ды и  политинформации, проводимые в
группах. Но и в этой области много недо-
статков. Главный из них  —. формализм.

В начале гола комсомольская организа-
ция МГУ проявила ценную инициативу,
взяв шефство над 12 ремесленными учили-
щами, двумя школами ФЗО, 3 детдомами,

3 средними школами и т. д. Это шефотво
		На конференции выступило 19 человек,
среди них — проректор университета тов.
Сэлищев и секретарь МК и МГК ВЛКСМ
тов. Нрасавченно.

Конференция признала работу комитета
ВЛЕСМ за отчетный период  удовлетвори-
тельной. Избран новый <остав комитета и
секретарем тов; Шишкин.

Конференция в МГУ прошла хорошо, но
нельзя не отметить совершенно недопуети-
мый беспорядок в зале. Почти все заседа-
ния начинались с опозданием.
			K 30-летию ОКТЯБРЬСКОИ РЕВОЛЮЦИИ о
Паша Родина—страна великой
‘Дружбы народов >
	Дружба народов — одно из величайших
завоеваний Октябрьской революции и со:
ветской власти. На месте’ бывшей тюрьмы
народов — царекой Россни,  раздираемой
классовыми и национальными  противоре-
чиями, возник и превратился в могучую
силу Советский Союз — государство, 06-
нованное на полном равенстве и братстве
всех национальностей нашей страны, На
территории СССР живут десятки различ-
ных народов. Население нашей страны ro-
ворит на 141 языке, Однако это не меша-
ет советским людям жить в дружбе и со-
гласии. Никогда еще в истории не было
другого такого  многонационального госу-
Харства, в котором взаимоотношения межлу
народами были бы столь дружественными
и сердечными, государства, которое было
бы так сплоченно и монолитно, как Co-
ветекий Союз.
	Идеологи буржуазии утверждают, что
национальная рознь и вражда вечны и не-
устранимы. В действительности они прису-
щи лишь обществам эксплоататорским, OC-
нованным на частной собственности и Уг-
нетении Человека человеком. Буржуазные
многонациональные государства, как пра-
вило, создавались путем завоеваний, при-
чем подчиненные народы попадали в’ Ус-
ловия тяжелого гнета. Привилегированное
положение одних наций, вернее господет-
вующих классов этих наций, ущемление
прав других народов — явления, харак-
терные для эксплоататореких государств.

«Попытки капиталистического мира, —
говорится в декларации 06 образовании
CCCP,— на протяжении десятков лет
разрешить вопросе о национальностях путем
совмещения свободного развития народов с
системой эксплуатации человека‘ челове-
ком оказались бесплодными. ‘Наоборот,
клубок напиональных противоречий sce
более запутывается, угрожая самому суще-
ствованию капитализма. Буржуазия  о5а-
залась бессильной наладить сотрулничест-
во наролов.

Только в лагере Советов, только в`усло-
виях диктатуры пролетариата, сплотившей
вокруг себя большинство населения, ока-
залось возможным уничтожить в корне на-
циональный гнет, создать обстановку 834-
имного доверия и заложить основы брат-
ского сотрудничества народов».
	Великая Октябрьская социалистическая
революция, уничтожив власть эксплоатато-
ров в нашей стране и установив диктатуру
пролетариата, впервые в истории разреши-
ла национальный вопросе в интересах тру-
дящихся. Она открыла новую эпоху в раз-
витии народов — эпоху братского с9-
трудничества, дружбы и взаимопомощи.
	3a годы советской власти в нашей стра-
не окончательно победила  социалиети-
ческая система хозяйства и тем самым бы-
ли ликвидированы экономические причины
национального гнета и вражды и создана
прочная основа для расцвета дружбы Ha-
ротов.

В. первые же дни существования социа-
листического государства рабоче-крестьян-
ское правительство опубликовало истори-
ческую «Декларацию прав народов Рос-
сии», в которой были изложены основные
принципы советской национальной полити-
ки. Были провоэглашены равенство и суве-
ренные права народов России, их право на
самоопределение вплоть до отделения и 06-
разовання самостоятельного = государетва.
Советская власть провозгласила свободн”е
развитие национальных меньшинств a
групп. Были отменены всякие напиональ-
ные привилегии и ограничения. «В эпоху
царизма, — говорится в этой декларации,
— народы России систематически натрав-
ливались друг на друга. Результаты такой
политики известны: резня и погромы, ©
одной стороны, рабство народов — е дру-
гой. Этой позорной политики натравлива-
ния нет и не должно быть возврата. Отны-
не она должна быть заменена политикой
добровольного и честного союза народов
России».

Равноправие и братское сотрудничество
национальностей провозглашены и в таком
важнейшем покументе Октябрьской  рево-
люции, как «Декларация прав трудящегося
й эксплоалируемого народа», авторами ко-
торой являлись основоположники нацио-
вальной политики большевистской партии
Ления и Сталин. ^

Советская власть не ограничилась фор-
мальным провозглашением прав и свободы
народов. Она обеспечила их осуществление
Ha деле. Был издан лекрет о национализа-
ции фабрик и заводов. Крестьяне получили
землю. В национальных районах разверну-
лось строительство школ. Началась подго-
товка специалистов из местного населения
для всех отраслей государственной, хозяй-
ственной. общественной и культурной
деятельности. Советская власть, таким 0б-
разом. предстала перел всем миром, как са-
мая демократическая власть,  рептительно
уничтожившая национальный гнет.

Российская Советская Федеративная (0-
пиалистическая Республика, созданная На
основе равноправия и дружбы народов,
явилась центром и опорой сплочения всех
напиональностей бывшей Российской им-
перии.

На совершенно добровольных началах
рос и ширился этот братский союз. Один
за другим народы из’являли желание войти
в востав Советской республики. Каждый из
них етановилея равноправным членом еди-
ной многонациональной семьи; возникали
автономные республики и области. Совет-
ские законы и деятельность органов госу-
ларственной власти были направлены на
то, чтобы беспощадно искоренять малейшие
проявления великодержавного шовинизма и
местного буржуазного национализма, ре-
секать всякие попытки возродить между
народами нашей страны былую вражду и
отчужленноеть. . :

Большевики ясно видели большие труд-
ности в разрешении национального вопро-
сз — сложнейшей проблемы пролетарской
революции (ерьезными препятетвиями на
пути сплочения народов в единую семью
‘были недоверие и отчужденность между
люльми различных национальностей —
тяжелое наследие царской колонизатор-
ской политики: резкая разница в уровне
общественного развития отдельных  наро-
	дов; хозяйственная и культурная
лость ‘национальных окраин. .
Советская власть «имела. перед с060й
неудачные опыты многонациональных г9-
сударетв в других странах. Она ‘имела пе-
ред. е0бой провалившийся опыт старой Ав-
стро-Венгрии, Hi sce me oa пошла‘ на
опыт создания многонационального  госу-:
дарства, ибо она знала, чте многонацио-
нальное государство, возникшее наз базе
социализма, должно выдержать все и вся-
кив испытания» (И. Сталин, «Вопросы ле-
нинизма», изд. 11-е, стр. 513).
Возникновение в 1922 году Союза Co-
ветеких Социалистических Республик было
подготовлено всем ходом развития нашей
Родины после Октябрьской — революции.
Предоставление прежде угнетенным нацио-
нальностям свободы и равноправия He
только не вызвало распада нашей страны
на отдельные государства, kak про-
рочествовали враги трудящихея, 8, наобо-
рот, явилось условием создания  могуще-
ственнейшего многонационального  госу-
дарства, прочности которого могло бы поза-
видовать любое буржуазное  многонацио-
нальное государство. «Мы властвуем, не
разделяя, по жестокому закону“ древнего Ри-
ма,— говорил В. И. Ленин — & соединяя
всех трудящихся неразрывными цепями
живых интересов, , классового сознания. Й
наш союз, наше новое государство прочнее,
чем насильническая власть, об единяющая
ложью и железом в нужные для империа-
листов искусственные государственные 96-
разования» ((оч., т. XXII, erp. 224).
Возникновение СССР было важнейшим
этапом на‘пути создания дружбы народов
нашей страны. Оно открыло им широкие
перспективы хозяйственного и культурно-
го под’ема, создало условия для совмест-
ной работы и взаимопомоши трудящихся
всех национальностей, ‘для их взаимного
Бультурного общения. Появилась возмож-
ность успешной и быстрой ликвидации хо-
зяйственной и культурной отсталости на>
родов, унаследованной от капиталистиче-
ского общества, ибо ресурсы страны были
теперь 0б`единены и могли быть использо-
ваны наиболее‘ целесообразно. В ‘едином с0-
юзном ‚государстве ранее угнетенные на-
циональности получили щедрую помощь и
поддержку великого русского народа
Свое положение ведущего в  равноправ-
ной братской семье народов русский народ
использовал для того, чтобы дать возмож-
ность всем нациям налией страны поднять-
ся и выйти на широкую дорогу хозяйст-
венного и культурного прогребса.
Действительную и повседневную помощь
трудящимся прежде утнетенных народов,
в их экономическом и культурном раз-
	витии товарищ Сталин считал одним из 0с-
	новных положений большевистской напио-
нальной политики. Без этого отсталые в
прошлом народы не ‘смогли бы догнать
ушедших вперед, что в свою очередь сель-
езно помешало бы созданию братского го-
дружества народов, уничтожению того не-
доверия и отчужденности между ними, ко-
торые долгие годы насаждались царскими
колонизаторами.

Партия и правительство, лично товарищ
Сталин, всегда уделяли национальным рай-
онам огромное внимание. Они поддержива-
ли здесь наиболее высокие темпы хозяйст-
венного и культурного и в особенности
промышленного развития. За годы совет-
ской власти была ликвидирована отста-
лесть национальных республик и областей,
развиты в этих, прежде отсталых, районах
мощные производительные силы, созданы
индустрия и передовое социалистическое
сельское хозяйство.
	Бывшие царские колонии стали цвету-
щими советскими республиками. Там, где
в годы царизма не было ни одного промыи-
ленного предприятия, возникли десятки и
сотни заводов. В районах почти полного:
бездорожья создан железнодорожный, ав-
томобильный и водный транспорт. земные
недра раскрыли’ свои ‘несметные сокрови-
ща. Энергия рек поставлена на службу
человеку: наша страна покрылась сетью
злектрических. станций. Если в среднем по
стране валовая продукция крупной промы-
шленности с 1913 по 1940 год увеличи-
лась в 10,9 раза, то за этот же период в
Казахской ССР она возросла в 22,2 раза,
в Армянской ССР — в 22,3 раза, в Гэу-
зинской ССР — в 26,4 раза, в Киргизской
ССР — в 160 раз, в Таджикской ССР —
в 242 раза,

Базахстан был, например, при царизме
отсталой областью с преобладанием кочево-
го скотоводства. За годы советской власти
здесь выросла ‘мощная промышленноть—
нефтяная, каменноугольная, свинцовая и
другие. Открыты и разрабатываются боль-
шие залежи ископаемых, построено не-
сколько тысяч километров железных до-
рог. В республике сейчае имеется 20 выс-
ших учебных заведений, 33 научно-иесле-
довательских учреждения. «

Крупнейшие успехи достигнуты в раз-
витии культуры народов СССР, националь-
ной по форме и социалистической по содер-
жанию. До революции в Таджикистане 99,5
процента населения было неграмотных, в
Туркмении — 99,3 процента, в Виргизии
— 98—99 процентов, в Армении — 85
процентов, в Белоруссии — 80 процевтов.
Теперь Советский Союз —<трана всеобщей
грамотности населения. При советской вла-
сти создана письменность для 40  нацио-
нальностей России, не имевших ее до ре-
волюции.

В 1913 году на территории теперепених
Таджикской и Киргизской союзных рес-
публик пе издавалось ни одной газеты.
1939 году здесь выходило 156 газет. Чис-
ло газет в Казахстане и Туркмении увели-
чилось в 30 раз.

В национальных республиках й облас-
тях появились тысячи людей со сред-
НИМ И Высшим образованием,  BEI-
росла своя национальная интеллигенция. В
Азербайлжане, например, до революции на-
сечитывалось всего 12 инженеров-азербайл-
танцев, а в 1939 году их было уже более
3 тысяч: Узбекистан уже в 1937 году рае-
полагал 100-тысячной ‘армией интеллиген-
ции, а до Октябрьской революции там срз-
ди коренного таселения совершенно не бы-
ло образованных людей,
	Расцвет хозяйства и культуры в нацио-
нальных советоких республиках и облас-
тях, в частности в республиках Средней
Азии, воочию показал полную  несостоя-
тельность и лживость всякого рода буржу-
азных «теорий» о том, что неевропейские
народы якобы неспособны к цивилизации.

«Раньше «принято было» думать, —
говорил товарищ: Сталин,—что мир разде-
лен искони на низшие и высшие расы, на
черных и белых, из коих первые неспо-
собны к цивилизации и обречены быть
об’ектом эксплуатации, & вторые являются
единственными носителями цивилизации,
призванными эксплуатировать первых. Те-
перь эту легенду нужно считать разбитой и
отброшенной. Одним из важнейших резуль-
татов Октябрьской революции является
тот факт, что она нанесла этой легенде
смертельный удар, показав на деле, что 0с-
вобожденные иеевропейские нзроды, втя-
нутые в русло советского развития, спо-
собны двинуть вперед действительно пере-
довую культуру н действительно передовую
цивилизацию ничуть не меньше, чем Hapo-
ды европейские» («Вопросы ленинизма»,
изд. 11-е, стр. 178).

На своем собственном жизненном опыте
народы СССР убедились, что советская
власть является выразителем чаяний и ин
тересов всех‘ трудящихся страны, что их
подлинно национальное развитие может
происходить лишь при социалистическом
строе. В докладе на Чрезвычайном УШ
Всесоюзном с’езде Советов в 1936 ‘году,
подводя итоги советской национальной по-
литики, товарищ Сталин сказал, что в на-
шей ‹тране опыт создания многонациональ-
ного государства, созданного на базе Cor
циализма, удалея полностью.

Исторические успехи СССР в разреше-
нии национального вопроеа еще более
рельефно выделяются на фоне тяжелого
положения народов в буржуазных  гогу-
дарствах, где попрежнему сохраняются же:
стокий национальный гнет, неравноправие
и дискриминация народов: Ни одна капи-
талиетическая страна, ни одна  правя-
щая буржуазная партия не только. не уст-
ранили варварского отношения к угветен-
вым народам, но даже не ставили перед
с0бой такой задачи, Трудящнеся колоний
обрекались и обрекаются империалиетамя
на все возрастающую хозяйственную 1
культурную отсталость, деградацию и вы-
мирание. В Индии, например, в результате
двухсотлетнего господства английских им-
периалистэв 92 процента населения He-
трамотны.

Жизнь показала вею лживость утверж-
дений буржуазии и ее згентов в рабочем
движении о якобы «пивилизаторской» ро-
ли империалистов по отношению к угне-
тенным народам. Буржуазная демократия
ничего не дала народам колопий и завиеи-
мых стран, кроме фальшивых и ‘Пустых
деклараций.

Только наша страна последовательно
борется. за скорейшее и полное освббожде-
ние колоний и зависимых стран от импе-
риалистического гнета. Советское правн-
тельство активно поддержало законное
требование Египта о выводе с его террито-
рии английских войск, выступило в защи-
TY справедливого разрешения палестинско-
го вопроса. СССР герсый заявил реши-
тельный протест против колониальной вой-
ны англо-голландеких империалистов В
Индонезии, поддержал Индию в вопросе о
прекращении расовой дискриминации в
отношении индийского населения в Южно-
Африканском Союзе. Советские прэдстави-
	тели в организации 0б’единенных наций.
настаивали на’ удовлетворении требования.
	Сирии и Дивана о выводе с их территорий
английских и французских войск.

Великая Отечественная война показала,
что дружба советских народов несокруши-
ма. Тяжелые. испытания войны наш госу»
дарственный ‘строй выдержал с честью и
сларой.
	В Центральном доме техники Мини-
	стерства путеи сообщения ежедневно
бывают десятки студентов железнодо-
рожных институтов и техникумов, уча-
щихся железнодорожных училищ. Они
получают консультации по всем отрас-
лям железнодорожного транспорта,

НА СНИМКЕ: инженер-консультант
Н. Г. Пронин об’ясняет устройство па-
ровоза учащимся школы паровозных ма-
шинистов. Московско-Рязанской x. J.
Слева направо—Н. Гольдяев, инженер
Н. Г. Пронин, И. Поом и Ф. Беликов.
	Фото В. Грачева,
	замечательный
“ подарок
	МОСКОВСКИЕ ПИОНЕРЫ
РАДИОФИЦИРОВАЛИ
ДВА СЕЛА
	Трудно сказать, кто первый из них,
юных радиолюбителей-мосввичей, членов
клуба при Городском доме пионеров, выска-
вал предложение принять активное уча-
стие в радиофикации сел Московской обла-
сти. г

Но решение было принято, принято еще
летом в дни каникул. В механической и
столярной мастероких ребята, с энтузиаз-
MOM соревнуясь друт © другом, стали гото-
вить и монтировать приемники.

„Было решено радиофицировать три села:
в домах колхозников установить детектор-
ные приемники, & в правлениях кулхозов,
школах и избах-читальнях — ламповые
приемники < громкоговорителями. Всей
этой работой руководил инженер Борис
Михайлович Сметанин.

К 30-й годовщине Октября юные MOCK
вичи-радиолюбители сделали колхозникам
замечательный подарок. Полностью радио-
филированы два села Московокой области
— Свитино и Никольское,

Тепло встречали московских пионеров
колхозники, сельская молодежь. Они ру-
били елеги для мачт, помогали устанавли-
вать антенны, рыли ямы для заземления,
` Вернувшись из поездки по селам, члены
	  клуба обратились KO всем юным радиолю-
		бителям с предложением ралиофицировать
села Московской области. «Пусть каждый
дом пионеров, каждая станция юных тех-
ников радиофицирует один колхоз. Пусть
каждый пкольный радиокружок. сделает ‘и
пошлет в деревню несколько детекторных
приемников. Сделать это нетрудно, а кол-
хозпики скажут нам большое спасибо.
(амп мы берём на себя обязательстве в
честь 30-й Годовщины Октября радиофи
цировать еще три села Московской обла-
сти. Приемники для этого мы готовим, и
‘скоро их установим».
‚ Бюро МЕ ВЛЕСМ одобрило начинание
ее клуба юных радиолюбителей при
Московском городском доме пионеров.
  Бюро МК ВЛЕСМ вынесло решение © на-
гретлевии почетными грамотами Месков-
ской организации комсомола руководителей
  клуба юных радиолюбителей Б. М. Смета-
	пина и педагога  радиолаборатории В. С.
Манюкова. Восемь пионеров: Лева Меньшя-
ков. Игорь Бнеенех, Лена Артамонова, Bo-
ва Чумаков. Юра Базылев, Толя Проничев,
	Всё“ экономические и политические ус-! Валя Исаенко, Саша Вольберт также нз-
тои нашего общества и государства обна-, граждены почетными грамотами.
	ружили в дни войны могучую силу и проч-
ность, действовали с таким напряжением
и успехами, которые немыслимы в буржу-
азных государствах. Несмотря на огромное
количество наций и народностей, входящих
в состав CCCP, наша страна оказалась
сплоченной и монолитной, превратилась
	сплоченной и монолитной, превратилась:
под руководством партии Ленина— Сталина
	в единый боевой латерь.

Разгромив немецко-фашистских захват-
чиков и японских империалистов, народы
СССР вернулись к мирному  созидатель-
ному труду. В послевоенный период
так же, каки в годы Отечественной вой-
ны, дружба народов нашей страны играет
исключительно важную роль. Совместны-
ми усилиями советские люди всех нацио-
нальностей залечивают тяжелые раны, на-
несенные немецко-фашистскими оккупан-
тами, добиваются дальнейшего развития
хозяйства и культуры нашей Родины. -

Выполнение послевоенной сталинской
пятилетки принесет советским народам но-
вые успехи. обеспечит дальнейший эконо-
мический и культурный под’ем СССР, еще
более укрепит вее республики и областя
страны.

План послевоенной пятилетки, как и
предыдущие планы великих работ, исходит
из общих. интересов всех трудящихся СССР
и национальных интересов советских наро-
дов. Это вызывает могучий  общенарод-
ный под’ем, то мощное. сопиалистическое
соревнование, которое иирится с каждым
днем и приносит все более значительные
	успехи.
Знаменательную дату своей героической
историй — тридцатилетие Великого Ок-
	тября — народы СССР встречают в о0ста-
повке невиданного творческого энтузназма.
ни’ беспредельно преданы бельшевистекой
партии в советской власти, спасших AX OT
тнета и нужды и создавшим подлинно че-
ловеческую, свободную ип счастливую
жизнь для всех прежде угнетенных нацио-
нальноётей.

Дружба народов CCCP — величайшее
завоевание сопизлистического строя, «По-
ка эта дружба существует, — говорит
товарищ Сталин, — народы нашей страны
	будут свободны и о 5
НИКОЛАЕВ.
	Юные радиолюбители получили письмо
от секретаря ЦК ВЛЕСМ тов. Н. Махайлова.
Эн горязю одобряет работу  пионе-
ров — активистов по радиофикации жилищ
колхсоников, желает им дальнейших успе-
хов 3 деле, имеющем большое значение в
TOTHETHH социалистической культуры де-
	хов в деле, имеющем большое значение в
понятии социалистической культуры де-
ревни

—_o——_

Команла ЦДКА вылетает

в Чехословакию

[о приглашению опортивных организа-
ций Чехословацкой республики в Чехосло-
вакию вылетает московская команда Цен-
трального Дома Красной Армии — чемпи-
он СССР по футболу. Московские футболи-
сты проведут в Чехословакии несколько
матчей.

В составе команды  ПДКА: В. Никано-
‚ ров, В. А И. Кочетков, А. Шю-
хоров, А. Водягин, В. Соловьев, А. Гринин,
‚В. Николаев, В. Бобров, Г. Федотов,
А. Акимов, А. Пономарев, Н. Дементьев,
С. Сальников, В. Рязанцев, В. Лерман.

Вместе с армейскими футболистами вы-
взжает тренер команды — заслуженный
Мастер спорта Б. Н. Аркадьев.

Советекую спортивную делегапию  воз-
  главляет председатель Комитета по делам
  физической КУЛЬТУРЫ и р при Совете

Упнистров РСФСР с. В. Пупщнов.
	*

Футбольный клуб ЦДБА создан на базе
ОППВ  (опытно-показалельная площадка
Всевобуча) в 1923 году и неизменно поль-
зуется широкой популярностью среди мос-
ковских любителей футбола.

В 1945 году команда ПДКА впервые
стала обладателем Кубка CCCP no фут-
болу. а в прошлом голу завоевала  зва-
ние чемпиона страны; В нынешнем году
комента выиграла вторично звание чемии-
ona COCP по футболу. Блестяще провели
армейские футболисты второй круг игр на
первенство, набрав 23 очка из 24 возмож-
ных и установив таким образом  своеоб-
разный рекорд в советеком футболе.

Команда успешно провела ряд междунз-
родных встреч.
	Завтра московские футболисты проведут
первый матч в Швеции
	они не помнят, чтобы какой-либо между-
народный матч, проводимый в Швеции до
этого, вызывал такой большой интерес.
Все билеты на матч были распроданы В
течение часа, и теперь цены на них J0-
стигатт баснословных размеров.

Завтра в Стокгольм ожидается приезд
большого количества любителей футбола
из многих городов Швеции, з из города
Норрчепинг, команда которого встречается
с динамовцами, ожидается прибытие спе-
циального поезда. Весьма любопытно 34*
мечание газеты «Стокгольме тиднинген» 8B
связи с огромным интересом к матчу. Онз,
сетуя на. недостаточную величину стадио“
на, где. будет проходить игра, пишет, чт
если бы стадион вмешал 150—200 тысяч
зрителей, то и тогда нехватижю бы мест
для всех желающих „Посмотреть этот матч.
	и 7

Второй матч футболисты «Динамо» про-
ведут ‹ командой клуба «Гетеборг», счие
тающейся одной из сильнейших в Шве-
ЦИИ.
	Ззвтра футболисты московского «Дина-
№» проведут свой первый матч в Шве-
ции. Против них выступает сильнейшая
команда страны — чемпион Швеции
1943—45—46 и 47 гг. — команда клу-
ба «Норрчепинг».

Матч состоится на стадионе в Росун-
де, являющемся лучшим в Стокгольме.
Матч судит советский судья Н. Латышев.
	™

Как передают из Швеции, приезд коман-
хы «Динамо» вызвал большой интерес в
спортивных и общественных кругах Сток-
гольма. Шведские газеты уделяют большюе
внимание предстоящему матчу, помещая
на своих страницах подробные материалы
о советском футболе, о спортивной биогра-
фии команды «Динамо»; публикуются фо-
тографии и дружеские шаржи. Анализируя
технику и тактические ‘приемы московских
футболистов, ряд газет выступает за то,
чтобы против «Динамо» играли усиленные
составы шведских команд.

Спортивные авторитеты заявляют, что