Пятница, 7 ноября 1947 г., № 137 (834):
			социалистической революдии
	Своими особыми самостоятельными путями эти тра
ны делают шаги к социализму, создав для трудяз
щихся условия жизни, свободной от капиталистиче“
ской кабалы, и отстаивая свою национальную неза-
висимость против попыток иностранных империали-
стов прибрать эти страны к рукам и навязать им

Тридцатилетие
	Достаточно сказать, что гитлеровской оккупации
подверглась советская территория, население которой
до войны. достигало 88 миллионов человек. На этой
территории производилось 33 процента промышлен-
ной продукции всей страны. Гитлеровцы оккупирова-
ли территорию, посевные плошади которой составляли
47 процентов посевных площадей Советского Сою-
за-и где находилось около половины всего поголовья
скота. За время войны было эвакуировано из запад-
ных и южных районов и восстановлено на Востоке
1.300 промышленных предприятий, работа которых
была необходима для удовлетворения насущных нужд
фронта и тыла.

Второй период в истории Советского Союза, ох-
ватывающий годы Великой Отечественной войны, еще
больше показал окрепшую мощь и прогрессивную
силу нашего многонационального социалистического
государства:
	До вступления Советского Союза в войну Гитлер
хозяйничал в Европе, как у себя дома. Одни страны,
как, например, фашистская Италия, превратились в
его покорных сателлитов, другие европейские стра-
ны, как, например, Франция, благодаря профашист-
ской услужливости ее правящих кругов, лежали под
его пятой. Над Англией, на территорию которой в
течение многих веков враг не ступал ногой,‘ нависла
опаснейшая угроза германского вторжения.
	Положение коренным образом изменилось только
тогда, когда Советский Союз перестроился на военный
лад и когда советская армия по всему фронту пере-
шла в наступление против гитлеровских полчищ.

Большое значение имело также создание антифа-
шистской коалиции союзных держав, в которой СССР
занимал ведущее положение.

Все это обеспечило разгром фашизма в Европе.

Уже в день 27-й годовщины Октябрьской револю-
ции товарищ Сталин дал известную всему миру оцен-
ку этих заслуг советского народа, сказав:

«Теперь. когда Отечественная война идет к победо-
носному концу, во всем величии встает историческая
роль советского народа. Ныне все признают, что со-
ветский народ своей самоотверженной борьбой спас
цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В
этом великая заслуга советского народа перед исто-
рией человечества».
	В признании того факта, что советский народ спас
цивилизацию Европы от фашистских погромщиков, на-
роды всего мира видят также признание исключитель-
ных заслуг вождя коммунизма и великого полковод-
ца Советского Союза Иосифа Виссарионовича
Сталина. (Бурные. продолжительные аплодисменты).
	Паше многонапиональное советское государство
оказалось крепким и несокрушимым при всех испы-
таниях войны. Великая Отечественная война еше
больше сплотила советские нарсды в борьбе за завое-
вания Октябрьской. революции, в борьбе за счастли-
вое будушее нашей Родины.

После окончания войны Советский Союз вступил в
новый период свсего развития. Уже с начала прошло-
го года мы работаем по плану новой, послевоенной
пятилетки. Товарищ Сталин так определил наши новые
задачи:

«Основные задачи нового пятилетнего плана со-
стоят в том, чтобы восстановить пострадавшие райо-
ны страны. восстановить довоенный уровень промыш-
ленности и сельского хозяйства и затем превзойти
этот уровень в более или менее значительных разме-
рах».

Поставленные партией и правительством задачи
восстановления и под’ема народного хозяйства во-
одушевили наш народ на новые героические усилия и
трудовые подвиги. Вся страна живет теперь стремле-
	›еликой Октябрьской
	Донлад 8. М. Молотова на торжественном заседании Мосновсного Совета 6 ноября 1947 года
		зиции в Европе. Страны новой демократии — tOro-
славия, Польша, Румыния, Болгария, Чехословакия,
Венгрия, Албания — при поддержке широких масс
народа провели смелые демократические преобразо-
вания, к числу которых относится ликвидация класса
помещиков с передачей земли крестьянам, национа-
лизация крупной промышленности и банков и другие.
	(Продолжение)

и нашей . Родины». Все мы пом-
рные трудности переносил наш на-

ать, что гитлеровской оккупации
‹ая территория, население которой
о 88 миллионов человек. На этой
дилось 33 процента промышлен-
’ страны. Гитлеровцы оккупирова-
вные плошади которой составляли
ных площадей Советского Сою-
› около половины всего поголовья
йны было эвакуировано из запад-
онов и восстановлено на Востоке

`работицы и связанного с нею обнищания

Все это снова и снова показывает, что в нашей
стране созданы условия для быстрого под’ема „бла-
госостояния всего народа ‘и для дальнейшего укреп-

‚ления мощи Советского государства. Нам не угрожа-

ют разрушительные для промышленности экономи-
ческие кризисы, без которых не может жить ни одна
капиталистическая страна. У нас нет и не будет без-
населения.
Советский строй обеспечивает полную возможность
непрерывного . под’ема производительных сил и
непрерывного под’ема благосостояния трудящихся го-
рода и деревни, чего нет и не может быть чи в одной
капиталистической стране.

Сравните старую Россию и созданный революцией
Советский Союз.
	Известно, что буржуазно-помещичья Россия была
	разбита японским империализмом в 1904—1905 го-
дах. Известно также, что царская Россия оказалась
бессильной и не смогла противостоять полчищам
Вильгельма. С тех пор положение ‘вкорне  измени-
лось. Победа над германским фашизмом. в Европе и
последовавший за этим разгром войск японской им-
перии в Маньчжурии наглядно показывают, как да-
леко шагнула наша страна от времен старой  цар-
ской России.

Попытки обновить и возродить Россию не удались
ни в революцию 1905 года, ни в февральскую рево-
люцию 1917 года. Только Великая Октябрьская со-
циалистическая революция принесла долгожданное
обновление и создала условия для могучего возрож-
дения нашей Родины. (Аплодисменты). Только совет-
ская, подлинно народная революция, во главе которой
встала партия Ленина— Сталина, сделала страну той
велнкой и передовой державой, какой она является в
наше время. (Аплодисменты). Величие Советского
Союза создано благодаря социалистической револю-
ции и ныне признано народами всего мира.

Разве не ясно, что если бы 30 лет тому назад
большевики не сумели вырвать, нашу Родину из рук
Керенского, меньшевиков, эсеров, кадетов и других
прислужников буржуазии, то наша страна утратила
бы свою независимость и влачила бы жалкое суще-
ствование.

Сравните Советский Союз и наиболее развитые
капиталистические страны Европы.

Вот — Англия, с давних времен законно считав-
шаяся высокоразвитой промышленной страной и да-
же «мастерской для всего мира». За период между
двумя мировыми войнами уровень ачглийской  про-

’мышленности лишь в редкие годы подымался выше

уровня 1913 года, а в большинстве случаев был зна-
чительно ниже. При таком положении нельзя серь-
езно говорить 0 каком-либо под’еме английской про-
мышленности за период между двумя мировыми
войнами. Да и теперь, как вы зчаете, Англия пере-
живает серьезные экономические трудности, уповая
все больше на помощь американского дядюшки.

Во Франции промышленность за этот период раз-
вивалась не лучше, хотя и были отдельные годы
под’ема. Достаточно сказать, что перед началом второй
мировой войны продукция промышленности Франции
лишь на 6 процентов превышала уровень французской
промышленности, достигнутый еще до первой мировой
войны. Можно сказать, что за весь период между дву-
мя мировыми войнами промышленность Франции топ-
талась на месте. Теперь Франция также переживает
период экономических затруднений и, подобно Англии,
строит свои расчеты на помощь извне.

Чем об’ясняется такое разительное различие меж-
ду развитием промышленности в СССР, с одной сто-

“роны, и положением промышленности в Англии И
Франции, с другой стороны? Чем об’ясняется, что про-
мышленность Советского Союза увеличилась за период
	передышки между двумя мировыми войнами почти в
	12 раз в то время, как промышленность Англии и Фран-
ции топталась на месте, переживая в отдельные годы
некоторый под’ем, но еще чаще — годы застоя и да-
	И.
Советский Союз и международное
- сотрудничество
	круг разных американских проектов, связанных TO C

о м Щл Е
	ee gu ~

«доктриной Трумэна», то с «планом Маршалла».
Читая обо всех этих американских планах «помо-
щи’ Европе», «помощи Китаю» и т. п. Можно
подумать, что внутренние проблемы в Соеди-
	ненных Штатах уже давно решены и теперь дело
только за тем, чтобы Америка наладила дела в дру-
гих странах, предписав им свою политику и жела-
тельный состав правительств. В действительности
же, дело обстоит не так. Если бы у правящих кру-
гов Соединенных Штатов Америки внутренние дела
не вызывали большого беспокойства, особенно в
связи с приближающимся экономическим кризисом,
то не было бы такого изобилия экономических про-
ектов экспансии Соединенных Штатов Америки,
которые, в свою очередь, опираются на агрессивные
военно-политические планы американского империя:

лизма.
Теперь уже не скрывают, что Соединенные Штаты

`Америки — нередко, совместно с Великобританией —

заводят все новые и новые — военно-морские
и военно-воздушные базы во всех частях земного
шара и даже приспособляют целые государства для
такого рода целей, особенно поблизости от террито-
рии Советского Союза. Кто только ни жалуется на
нажим американского империализма в этом отноше:
нии. Если правительства некоторых крупных госу-
дарств в Европе, Азии и Америке сохраняют своего
рода солидное молчание по этому поводу, то, как
видно, некоторым малым странам становится прямо
невтерпеж. Дания, например, никак не может до-
биться восстановления своего национального сувере-
нитета над Гренландией, откуда не хотят уходить
американцы после окончания войны. Египет законно
требует ухода английских войск со своей террито-
рии, но Англия отказывается это делать, а Америка
поддерживает английских империалистов и в таких
делах. Ясно, однако, что создание военных баз в
разных частях света предназначается не для целей
обороны, а как подготовка к агрессии. Ясно также,
что если до сих пор сохраняется об’единенный анг-
ло-американский военный штаб, созданный во время
второй мировой войны, то это делается не из миро:
любивых чувств, а в целях запугивания BO3MOX-
ностью новой агрессии. Было бы хорошо, чтобы 0бо
всем этом знал американский народ, так как при
так вазываемой «западной» свободе печаги, когда
чуть не все газеты и радиостанции находятся в ру-
ках узкой агрессивной кучки капиталистов и их Ha
емных прислужников, народу трудно знать настоя:
щую правду.

Известно, что в экспансионистских кругах Соли:
ненных Штатов Америки распространилась новая
своеобразная религия: при неверии в свои внутрен:
ние силы — вера в секрет атомной бомбы, хотя
этого секрета давно. уже не существует. (Продолжи:
тельные — аплодисменты). — Империалистам, видимо,
нужна эта вер в атомную бомбу, которая,
как известно, является не средством обороны, а
орудием нападения. — Многих возмущает, что
Соединенные Штаты Америки и Великобритания
мешают организации Об’единенных Наций принять
окончательное решение о запрещении атомного 07у-
жия. За этот год два раза против этого протестова-
ли английские ученые, дважды опубликовавшие
свои соответствующие заявления, в которых онн
выражали недовольство тем, что Англия только под:
дакивает Соединенным Штатам в этом деле. И эю
вполне понятно, так как народы Америки и Англин
не меньше, чем другие народы, заинтересованы в
том, чтобы было проведено и запрещение атомногс
оружия и общее сокрашение разбухших вооруже-
ний. При этом следовало бы понять, что отказ от
запрешения атомного оружия покрывает империали-
стов позором, восстанавливая против них всех  чест:
ных людей, все народы. 7

Или возьмите вопрос о поджигателях войны. Не
смотря на все протесты со стороны американских и
других  экспансионистов, Генеральная — ассамблея,
хоть и со скрипом, приняла решение 0б осуждении
пропаганды новой войны. Обсуждение, вместе с тем,
показало, что необходимо еще больше усилить борь-
бу против поджигателей войны и против их покро-
вителей, которые выполняют волю агрессивной и
жадной до барышей верхушки капиталистов-милля-
ардеров и не считаются с интересами своего народа,
Известно, что промышленность Соединенных Шта-
тов Америки за период между двумя мировыми вой-
нами выросла, хотя ее развитие шло крайне нерав-
номерно и дважды падало значительно ниже уровня
1913 года. Зато в годы второй мировой войны аме-
риканская промышленность быстро раздулась и
стала давать огромные барыши капиталистам и го-
сударственные доходы, которые теперь американ-
ский государственно-монополистический капитализм
пускает в ход и использует для своего нажима вез-
де — в Европе и в Китае, в Греции и в Турции, в
Южной Америке и на Среднем Востоке. Любителей
использования военной кон’юнктуры, конечно, нема:
ло. Но причем тут интересы народа? Интересы на-
рода. разумеется, в корне отличаются от интересоз
поджигателей новой мировой войны.

Все эти факты свйлетельст вуют о стремлении амери:
канского империализма использовать послевоенные
трудности некоторых государств, навязать им свою
волю под флагом непрошенного американского руко-
Coen и проложить дорогу к мировому господству
оединенных Штатов Америки. Это отнюль не оппав-
дывает расчетов на возможность избежать нарастгю-
ших внутренних трудностей, избежать наступления
глубокого экономического кризиса и все усиливаюше-
гося раскола Соединенных Штатов Америки на пве
‘лавных группировки: империалистическую которая
сейчас шумит на авансцене, и демократическую 34
которой будущее. Аппетиты империалистов не нмеют
пределов, и ради постижения своих узкокорыетных
целей они готовы попирать железной пятой демокра-
	(Продолжение на 3-й стр.).
	С первого же дня существования Советский Союз
занял особое место в международных отношениях,
встав во главе борьбы за мир. ^

Октябрьская революция вырвала нашу страну из
первой мировой войны, провозгласив мир и безого-
ворочный отказ. от империалистической политики
как ‘царской России, так и созданного после Фев-
ральской революции правительства лжесоциалиста
Керенского. Несмотря на это, в течение ряда лет
наш народ не мог вернуться к мирному труду.

В целях удушения Октябрьской революции и воз-
вращения к власти`бежавших из нашей страны поме-
щиков и капиталистов государства Антанты органи-
зовали ряд военных интервенций против нашей стра-,
ны. Ответственность за эти преступления падает на
империалистов Англии и Франции, на их американ-
ских и японских союзников и на их тогдашних сател-
литов. Эта разбойничья политика, проникнутая в от-
ношении революционного русского народа звериной
антисоветской враждебностью Черчилля, Клемансо и
‘других реакционеров, с. позором провалилась. Совет-
ский народ отстоял свою независимость, добился пе-
редышки и вышел на дорогу победоносного мирного
строительства социализма.

Вы знаете, что и после этого козни против нашей
	страны не прекратились. Чего только ни делалось им-
	периалистами Запада и Востока, чтсбы сорвать мир-
ное строительство в нашей стране:
	Дело дошло до того, что Англия и Франция об’еди-
нились с фашистской Италией и заключили позорное
Мюнхенское соглашение с гитлеровской Германией,
чтобы поскорее толкнуть германских фашистов к на-
падению на Советский Союз. Однако, англо-француз-
ские империалисты просчитались. Они сами запута-
лись в расставленных ими сетях, а мудрая сталинская
политика мира блестящим образом обеспечила но:
	‘вую оттяжку войны для Советского Союза. (Аплодис-
	менты ).

Когда гитлеровская Германия все же напала на
СССР, снова оживились надежды наших врагов.

Известно, что вскоре после этого в лондонских га-
зетах появилось сообщение о том, что английский ми-
нистр Мур-Брабазон, рассуждая о положении на со-
ветско-германском фронте летом 1941 года, не постес-
нялся высказать пожелание, чтобы советские и гер-
манские армии истощили друг друга, в то время как
Англия усилит свою мощь и станет господствующей
державой. Нашлись и американские ‘деятели, которые
не захотели отстать от Мур-Брабазона. В июне 1941
года «Нью-Йорк Таймс» опубликовала такое заявле-
ние одного из виднейших американских деятелей:
«Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам
следует помогать России, а если выигрывать будет
Россия, то нам следует помогать Германии. И, таким
образом, пусть они убивают как можно больше».

Тем не менее, в войне с гитлеровской Германией
Советский Союз, Англия и Соединенные Штаты Аме-
рики успешно сотрудничали против общего врага, про-
тив общего-врага для всех демократических стран.

Как только кончилась война, Советский Союз пере-
шел к работе по плану новой Сталинской пятилетки.
Вместе с тем, нам необходимо теперь выработать и
план на несколько пятилеток вперед. Тов. Сталин,
как известно, определил эти новые задачи следую-
щим образом:

«Что касается планов на более длительный период,
то партия намерена организовать новый мошный
	под. ем народного хозяйства, который дал бы нам воз-
	чожность поднять уровень нашей промышленности,
например, втрое по сравнению с довоенным уровнем.
Нам нужно добиться того, чтобы наша промышлен-
ность могла производить ежегодно до 50 миллионов
тонн чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до 500 мил-
лионов тонн угля, до 60 миллионов тонн нефти».

Достаточно этого, чтобы показать, насколько Со-
ветский Союз заинтересован в прочном и длитель-
ном мире. Все искренние друзья мира — а они со-
ставляют громадное большинство в народе любой
страны — могут положиться на то, что Советский
Союз будет до конца защищать интересы всеобщего
мира. (Продолжительные аплодисменты).

соответствии с этой политикой мира Советский
Союз стоит за’ всестороннее развитие международ-
ного сотрудничества. Товарищ Сталин глубоко раз’-
яснил нашу внешнюю политику в беседе с извест-
ным американцем Стассеном:

«Они — Советский Союз и Соединенные Штаты —
конечно, могут сотрудничать друг с другом. Разли-
чие между ними че имеет существенного значения,
поскольку речь идет о их сотрудничестве. Экономи-
ческие системы в Германии и США одинаковые, но,
тем не менее, между ними возникла война. Экономи-
ческие системы США и СССР различны, но они не
воевали друг с другом, а сотрудничали во время
войны. Если две разные системы могли сотрудничать
во время войны, то почему они не могут сотрудни-
чать в мирное время? Конечно. подразумевается, что
если будет желание сотрудничать, то сотрудничест-
во вполне возможно при разных экономических си-
стемах. Но если нет желания сотрудничать, то даже
при одинаковых экономических системах государст-
ва и люди могут передраться».

Советский Союз неизменно проводил и проводит
политику мира и международного сотрудничества.
Таковы отношения Советского Союза со всеми стра-
нами, которые проявляют желание сотрудничать.

Изложенной товарищем Сталиным политике про-
тивостоит теперь другая политика, основанная на
совершенчо иных принципах. Здесь, прежде всего,
приходится говорите о внешней политике Соединен-
ных Штатов Америки, а также Великобритании.
	Возможно, что в Соединенных Штатах Америки
существует программа экономического развития
страны на какой то срок вперед. Однако, нигде в
печати об этом не сообщалось, хотя там доволью
	часто бывают пресс-конференции.
С другой стороны, распространяется много шуму во-
	IE EER IETS BR кю IIE NE OE NE ee SN
HEM не - только ВЫПОЛНИТЬ, но и перзвынолнить новую
пятилетку.

Лля сельского хозяйства начало новой пятилетки

же упадка?
Для беспристрастных людей, желающих понять
современные события, — ответ подсказывается, пре-

a
	было трудным ввиду засухи, постигшей в прошлом го-
ду важнейшие сельскохозяйственные районы. Однако,
способность нашей сграны быстро преодолевать встре-
чающиеся хозяйственные трудностн известна. Это
вилно также из того, что благодаря мерам, принятым
партией и правительством, валовой сбор хлеба в теку-
щем году на 58 процентов больше прошлогоднего.

В прошлом году, который был первым годом после-
военной пятилетки, мы уже получили большой рост
промышленной продукции. Одвако план прошлого го-
да был выполнен промышленностью только на 96 про-
центов, поскольку перестройка для работы в мирных
условиях еще не была закончена. -

Зато в этом году советская промышленность рабо-
тает с перевыполнением плана. За первые три кварта-
ла текущего года девятимесячный план выполнен
промышленностью ‘на 103 процента. Вся страна выра-
жает свою радость по случаю того, что наш славный
Ленияграл идет и на этот раз в первых рядах, и что
уже в октябре месяце ленинградская промышленность
перевыполнила свой план за весь второй год пяти-
летки. (Аплодисменты). Все это дает основание ска-
зать, что недовыполненная часть первого года пяти-
летки будет восполнена во втором году ‘пятилетки,
и, таким образом, план двух первых лет пяти-
летки, взятый в целом, будет выполнен к концу теку-
шего года. :

Во всех отраслях промышленности и сельского хо-
зяйства, а также на транспорте мы уверенно двигаем-
ся вперед, хотя перед нами еше много незаконченной
работы по залечиванию ран и ушерба, нанесенных
войной. Мы уже лобываем больше каменного угля,
чем до войны, но еще не псдтянули восстановление
металлургии и добычу нефти. Идет восстановление и
развертывание всех отраслей промышленности, произ-
водящих товары широкого потребления и пищевые
продукты. У нас нет такой отрасли промышленности,
которая не двигалась бы вперед и не имела бы плана
увеличения своей продукции на перисд в несколько
лет. Постоянная забота Советской власти о внедрении
новой техники во всех отраслях промышленности,
транспорта и сельского хозяйства является надежной
гарантией лальнейшего всестороннего под’ема сонид-
листического хозяйства.

Из месяца в месян увеличивается выпуск про-
мышленной продукнии. Достаточно сказать, что в
только что истекшем октябре месяце валовая про-
дукция нашей крупной промышленности уже достиг-
ла среднемесячного выпуска 1940 года. (Аплодисмен-
ты). Таким образом, сегодня выпуск продукции нашей
промышленности уже достиг девоенного уровня.
(Аплодисменты).
	жде всего, сравнением фактов.

Коренное различие между‘ Советским Союзом, с
одной стороны, Англией и Францией, с другой сторо-
ны, известно: промышленность, как и все народное
хозяйство СССР, построены на фундаменте социализ-
ма, а промышленность, как и все государственное зда-
ние Англии, равно как и Франции, держатся на ста-
рых устоях капитализма, причем как наука, так 4
практический опыт наглядно показывают, что фунда-
мент социализма в Советском Союзе крепнет с каж-
дым днем, а опоры капиталистического общества в
Европе давно уже насквозь прогнили. Теперь, как
никогда раньше, видно, насколько назрели’. предпо-
сылки социализма в нашей стране еще 30 лет тому
назад, когда победоносная социалистическая: револю-
ция вывела нашу Родину на новый путь — на путь
революционного обновления.

30 лет тому назад, накануне Октябрьской револю-
ции, Ленин страстно доказывал, что в сложившихся ис-
торических условиях нельзя итти вперед, не делая
шагов к социализму, и что материальная подготовка
социализма уже тогда имелась в нашей стране. Он
говорил:

«Идти вперед, в России ХХ века, завоевавшей рес-
публику и демократизм революционным путем, нель-
зя, не идя к социализму, не делая шагов к нему...

Диалектика истории именно такова, что война,
необычайно ускорив превращение. монополистиче-
ского капитализма в государственно-монополистиче-
ский капитализм, тем самым необычайно приблизила
человечество к социализму.

Империалистская война есть канун социали-
стической революции. И это не только потому, что
война своими ужасами порождает пролетарское вос-
стание, — никакое восстание не создаст социализма,
если он не созрел экономически, — а потому, что
государственно-монополистический капитализм есть
полнейшая материальная подготовка социализма, есть
преддверие его, есть та ступенька исторической лест-
ницы, между которой (ступенькой) и ступенькой, на-
зываемой социализмом, никаких промежуточных сту-
пеней нет».

Разумеется, как в Англии, так и во Франции уже
тогда — тридцать лет тому назад — материальные
предпосылки для социалистического преобразования
были не менее благоприятными, чем в нашей стране,
но, как известно, одних материальных предпосылок
недостаточно для того, чтобы решить даже такие
проблемы, которые стали уже исторической необхо-
ДИМОСТЬЮ.

Вторая мировая война’ нанесла новый удар по
системе капитализма, расшатав еще больше его по-