Четверг, 20 ноября 1947 г., № 142
			НОСОВ [10
MOAEE
		ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ ДЕТЕЙ —
	18 ноября в Городском доме пионеров московские школьники чествова-
	ли популярнейшего писателя нашей
для советской  детворы--Самуила
	страны, создателя замечательных XH
ковлевича Маршака, который недавно
боту в литературе орденом Трудового
	для советской детворы-—Самуила Яковлевича Марша
был награжден за ‘плодотворную работу в литературе
	Красного Знамени.
	ХИГ пленум ЦК ВЛКСМ
		повысить роль комсомола в идейном
воспитании советского студенчества
		хайлов, — когда преклонялись перед Cop-
бонной, Гейдельбергом, Оксфордом, Еем-
бриджем! Что касается США, то даже мно-
гие буржуазные исследователи невысоко
оценивают американскую высшую школу.

Настало новое время. Теперь к нам из
Европы едут уже не за пенькой, a 32
мудростью жизни, за настоящими знания-
ми, в наших вузах, университетах обуча-
ются представители многих зарубежных
стран. _

Докладчик охарактеризовал особенности
комсомольской работы в различных вузах:
технических, педагогических, медицинских.
	*x

Широко известно знаменитое  ‘определе-
ние товарища Сталина о том, что есть одна
отрасль науки, знание которой совершенно
обязательно и необходимо для специали-
стов всех отраслей науки — маркоистеко-
ленинская наука, — товорит тов. Михай-
лов.

Наше. студенчество проявляет большой
интерес к изучению марксизма-ленинизма.
Тем более нетерпимо, что некоторая часть
студентов, в том числе и комсомольцы, не-
серьезно относится к изучению основ марк-
сизма-ленинизма.

Докладчик расценивает это как прямое
проявление безидейности,  ‘аполитичности,
нетерпимых в нашем обществе, противоре-
чащих духу нашей коммунистической мо-
рали. Мы должны потребовать от комсо-
MOIBCKNX организаций, — говорит он, —
чтобы фактам недобросовестного изучения
марксизма-ленинизма они давали партий-
ную оценку. Пленум должен осудить, как
противоречащую требованиям Устава
ВЛЕСМ, позицию невмешательства  комсо-
мольских организаций в дело изучения
студентами марксизма-ленинизма.

Как известно, во многих вузах препода-
вание марксизма-ленинизма заканчивается
на втором курсе. Изучение истории СССР
в техникумах заканчивается на 2— 3-м
курсах. Докладчик ставит вопрос © том,
что комитеты комсомола этих учебных за-
ведений совместно с кафедрами могут A
должны организовать самостоятельное изу-
чение истории партии, произведений клас-
CHROB марксизма-ленинизма, биографий
Ленина и Сталина, философии, политэконо-
мии студентами старших курсов.

Товарищ Сталин учит, что в деле воспи-
тания советских людей, особенно молодежи,
—щ говорит тов. Михайлов, — необходимо
руководствоваться большевистской полити-
вой, составляющей жизненную основу со-
ветекого строя. В известных постановлени-
ях по вопросам литературы и искусства
Центральный Комитет партии глубоко и
всесторонне вскрыл опасность и недопусти-
мость проникновения в среду молодежи
	Мы заинтересованы в том, — говорит
тов. Михайлов, — чтобы наша молодежь
росла здоровой и идейно и физически. На-
до активнее взяться за создание в вузах н
техникумах широкой сети спортивных сек-
ций и команд, привлекать больше студен-
ческой молодежи к слаче норм комплекса
ГТО, воспитывать у нее любовь к спорту,
стремление всегда находить время и воз-
можности для занятия физической куль-
турой. у

Далее докладчик подробно  останавли-
вается на вопросах бытового обслуживания
студентов. Он говорит о том, что комео-
мольские организации должны смелее вы-
ступать против нерадивых  хозяйственни-
ков, ло-чиновничьн относящихся к быто-
вым нуждам студенчества. Комитеты ком-
сомола, — говорит он, — могут организо-
вать всю студенческую молодежь на TO,
чтобы в ближайшие 2 года оборудовать
при вузах и техникумах спортивные пло-
Maik, а при сельскохозяйственных Учеб-
ных заведениях развести свои плодовые
сады, ягодниви и цветы.

Необходимо проявлять больше заботы
0б организации отдыха и медицинекого 06-
служивания студентов, — говорит доклад-
чик. — ВЦСПС безусловно может изыскать
возможность увеличить количество путевок
в санатории и дома отдыха для студентов.
Что касзется медицинского обслуживания,
то мы хотели бы, чтобы миниетр тов.
Смирнов дал п этому вопросу необходимые
указания местным органам народного здра-
воохранения.

i
*

Комсомольская прослойка в вузах, —
говорит далее товарищ Михайлов, — co-
ставляет 43,8 процента ne отношению к
общему числу студентов. Это—значитель-
ная прослойка, но признать ее достаточной
никак нельзя.

Необходимо улучшить нашу работу по
отбору передовой учащейся молодежи в
комсомол.

Во многих вузах и техникумах KOMCO-
мольские организации работают замкнуто,
в отрыве от всей массы студентов. В ком-
созюльской работе в учебных заведениях
много казенщины, формализма. что не спо-
собствует росту активности комсомольцев,
развертыванию их инициативы.

В студенческой среде чзето возникают
товарищеские споры, дискуссии по поводу
просмотренных кинофильмов, театральных
постановок, прочитанных книг.  Здесь-то
требуется, чтобы комсомольская организа-
	Вчера ХУ! пленум ЦЕ ВЛЕСМ продол-
жал свою работу, По доклалу секретаря
ЦЕ ВЛЕСМ тов. Н; А. Михайлова «0 ра-
боте комсомольских организаций высших
учебных заведений ‘и техникумов» развер-
нулись оживленные прения, в которых
приняли участие комсомольские работни-
ки, представители ряда министерств, ву-
зов и техникумов. Выступавитие товари-
щи основное внимание уделили вопросам
улучшения ‘учебной, идейно-воспитатель-
ной работы, задачам борьбы за овладение
наукой и специальностью, воспитанию
студенчества в духе советского патриотиз-
ма, преданности делу партии Ленина—
Сталина.

Открывший прения секретарь Ленин-
градского обкома и горкома комсомола тов.
Чернецов посвятил свое выступление роли
комсомольских организаций в подготовке
высококвалифицированных специалистов и
в улучшении учебно-воспатательной ра-
боты в вузах.

— Комсомольские организации, — гово-
pur тов.  Чернецов, — должны своей
главной задачей считать борьбу за выео-
кую успеваемость, выполнение учебных
планов, за воспитание студенчества в
духе пламенного советского патуиотизма,
	В своей работе комсомольские органи-
зации вузов и техникумов должны ока-
зывать повседневную помощь руководите-
лям учебных заведений, професеореко-пре-
подавательскому составу, партийным орга-
низациям во всей их работе по обучению
и идейно-политическому воспитанию бу-
дущих советских специалистов. Комитеты
комсомола обязаны 00б0е внимание уде-
лять изучению студентами основ марксиз-
ма-ленинизма, прививать студентам лю-
бовь к марксистско-ленинской теории.

Выступивший затем секретарь ЦК
ЛЕСМ Украины тов. Сбемичастный подверг
критике работу ряда комсомольских орга-
низаций вузов и техникумов Украины,
которые еще слабо участвуют в улучше-
нии политико-воспитательной работы сре-
ди студенчества, недостаточно ведут борь-
бу с пережитками национализма, бур-
жуазной идеологией и низкопоклонством
перед иностранщиной в сознании некото-
рой отсталой части студенчества. Обкомы
и горкомы комсомола должны глубже вни-
кать в работу вузовских комсомольских
организаций, конкретно руководить и на-
правлять их деятельность, помогать B
устранении недостатков в воспитательной
работе среди студенческой молодёжи.

Секретарь МГК ВЛЕСМ тов. Гаврилов
рассказал собравшимся о работе’ столич-
ных комсомольских организаций в деле
подготовки высококвалифицированных мо-
лодых специалистов, в воспитании студен-
		В здании Государственной публичной
библиотеки имени В. И. Ленина открыта
выставка «Библиотека имени Ленина за
30 лет».
	Быставка отражает прошлое  библиоте-
ки, ее настоящее и будущее. Отчеты, вы-
резки из газет ярко рисуют жалкое положе-
ние библиотеки бывшего Румянцевского му-
зея ло революции.

Совершенно преобразилась библиотека
после Октябрьской революции. Уже’в нояб-
pe 1917 года, начинается работа, по собира-
нию национализированных книжных фон
дов. С этого момента вся деятельность бий-
лиотеки прохотит под знаком большой за-
	На, ХУ! пленуме ЦЕ ВЛЕХСМ с доклалом
«0 работе комзомольских организаций выс-
ших учебных заведений и техникумов» вы-
ступил секретарь ЦК ВЛЕСМ тов. Н. А.
Михайлов.

— За годы советской власти, — говорит
докладчик, — наша школа подготовила
миллионы работников интеллектуального
труда. У нас создана своя советская ин-
теллигенция, доказавшая делом предав-
ность Родине, большевистской партии, ©т-
давшая все свои силы и знания укрепле-
нию могущества советекого строя, разви-
THD социалистической науки и культуры.

В высших учебных заведениях бывшей
царской России в 1914/1915 учебном
тоду было 112 тысяч студентов. Сейчас у
нас обучается 670 тысяч — количество,
превосходящее число студентов BO всех
странах Европы, вместе взятых. В техни-
кумах учится 1.200 тысяч учащихся.
Ежегодно увеличиваются государственные
ассигнования на развитие науки и народ-
ного просвещения.

Провозглашенное Сталинской Конститу-
цией право на образование имеет под собой
‘могучую, прочную базу. Создателями этой
базы явились большевистская партия, (9-
ветское правительство, товарищ Сталин.
Они ввели советскую молодежь в светлый
храм науки и раскрыли перед ней все дра-
теценности. все духовные сокровища, кото-
рые накопило человечество за свою много-
вековую историю.

ard

Докладчик отмечает значительную роль
комсомола в жизни вузов и техникумов.
Комсомол внес немалый вклад в дело созда-
ния и укрепления советской высшей шко-
лы. В нынешних условиях комсомольекие
организации должны оказывать всемерную
помощь партии и правительству в выпол-
нении указания товарища Сталина — «не
только догнать, но и превзойти в ближай-
шее время достижения науки за пределами
нашей страны». Главная задача комеомоль-
ских организаций высших и ередних спе-
циальных учебных заведений, руководящих
органов комсомола — и впредь активно
участвовать в подготовке высскоквалифи-
цированных советских специалистов, вос-
питывать студенческую молодежь в духе
советского патриотизма, преданности Ро-
дине, партии Ленина-—Сталина.

Докладчик отмечает, что, несмотря на
заметное улучшение постановки выешего
образования, в вузах еще немало недостат-
ков, в которых повинен и комсомол. Часть
студентов, в числе которых есть и комсо-
мольцы, не успевает в учебе, получает не-
удовлетворительные отметки, во многих
вузах имеют место нарушения учебной дис-
ПИПЛИНЫ.
	ция выступила как организатор разумных
дискуссий, дисопутов, где можно было бы
поспорить и поговорить веласть, в товари-
щеской обстановке выяснить неясные во-
просы. Между тем, диспуты и дискуссии в
наших вузах и техникумах организуются
крайне редко, плохо, неумело. Живое об-
суждение вопросов часто подменяется гром-
ким чтением газет, пересказом статей, по-
священных памятным датам.

Одно из необходимых. условий успешной
работы любой комсомольской организации
— ес боевитость, уменье быстро и остро
реагировать на вопросы, волнующие сту-
денческую среду.

Мы можем ‘и обязаны в ближайшее вре-
мя добиться основательного укрепления
каждой первичной организации комеомола.
	Было бы неправильно взваливать всю
вину на недостатки нашей работы в вузах
и техникумах лишь нз первичные комсо-
мольские организации. Прежде всего за эти
недостатки отвечаем MH, руководители,
Наши горкомы, обкомы, крайкомы, ЦК
комсомола союзных республик и ПЕ ВЛЕСМ
неудовлетворительно руководят комсомоль-
скими организациями высших и средних
учебных заведений. Секретари  обкомов,
крайкомов, ЦЕ комсомола союзных респуб-
лик не общаются со студенчеством.

Надо покончить © недооценкой работы
комсомольских организаций вузов и техни-
кумов, быть ближе к учащейся молодежи,
глубже вникать в жизнь учебных заведе-
ний, систематически, a He кампанейски
руководить комсомольскими организациями.

В письме товарищу Сталину, — тово-
рит, заключая свой доклад, тов. Михайлов,
— мы обещали во имя интересов Родины
неустанно овладевать знаниями, наукой.
Дело нашей чести — по-комсомольски вы-
полнить это обещание. Комсомол немало
сделал для развития науки и культуры в
нашей стране; Это всем известно. Советское
студенчество — передовая часть нашей мо-
лодежи. Студенчество, как и вся советская
молодежь, глубоко предано социалистичее-
кой Родине, оно честно служит интересам
народа, готовится стать достойным попол-
нением рядов нашей советской интёлли-
генции, активных строителей коммунизма.
Комсомол критикует свои недостатки пото-
му, что чувствует ©вою силу.

Под руководством большевистской пар-
тии, ее Пентрального Комитета во главе ©
товарищем Сталиным мы справимся и с
новыми своими задачами.
	чества в духе большевистской идейности.
Комсомольские организации проделали не-
которую работу по подбору и воспитанию
секретарей вузовских комсомольских орга-
низаций и актива, что содействовало зна-
чительному повышению успеваемости сту-
дентов в вузах столицы. Заметно ‚увели-
Чилось в этом году число  усневающих
студентов по сравнению с зимней сессией
прошлого года, выросла политическая ак-
тивность студенчества ‘и учащихся, по-
высилась успеваемость по общественно-по-
литическим дисциплинам. Важнейшим
средством идейного воспитания ‘студенче-
ства явилось привлечение его к активно-
му участию B общественно-политической
жизни, в проведении атитационной и про-
пагандистской работы.

Ряд выступивших товарищей указывал
на необходимость того, чтобы комитеты
комсомола оказывали помощь в организа-
ции производственной практики студентов,
в улучшении условий их учебы, отдыха
и быта, принимали активное участие в
работе ученых и пелатогических советов.
	Министр просвещения РСФСР тов. Ка-
лашников посвятил свое выступление ра-
боте комсомольских организаций педагоги-
ческих учебных заведений. Отмечая нали-
чие формализма и казенщины в деятель-
ности некоторых комсомольских организа-
ций, он сказал, что надо потребовать от
комсомольских организаций этих учебных
заведений, чтобы они вели неустанную и
упорную борьбу за повышение успевае-
мости студентов и коренное улучшение
изучения учащимися основ марксизма-ле-
нинизма, а также теории и практики пе-
дагогики.

— Отдельные комсомольцы. — говорит
тов. Каланиников,—имеющие плохую успе-
ваемость по. основам марксизма-ленинизма,
нарушают не только академическую ‘дис-
циплину, но^и Устав комсомола. Комсо-
мольские организации педагогических
учебных заведений должны о прививать
студентам глубокую любовь в своей про-
фессии, высокие моральные качества со-
ветского учителя, способного с честью вы-
полнить перед государством долг по ком:
мунистическому воспитанию молодого по-
коления,

В прениях по докладу тов. Михайлова
выступили также секретарь ЦЕ IRCM
Казахстана тов. Канапин, секретарь ЦК
ECM Белоруссии ‘тов. Коноплин, секре-
raph IK ЛЕСМ Азербайджана тов. Кери-
мов, президент Академии педагогических
наук тов. Каиров, секретарь комсомоль-
ской организации Московокого  Тосудар-
ственного университета имени Ломоносова
тов. Шишкин и др.

Пленум продолжает свою работу.
		— Грудно найти другое такое имя в советской литературе, — говорит
во вступительном слове писатель Лев Кассиль. — Маршак — это поэт
большой, юной души, признанный вожак детской литературы. ,

С. Я. Маршака высоко ценили М. Горький и В. Маяковский, его книги
широко известны не только у нас, но и за рубежом, они громадным тиражом
	Поэт, переводчик, драматург, виднейший деятель детской литературы
Маршак близок и дорог народу, миллионам маленьких читателей — октяб-
	ионерка Валя Галь-

быть смелыми, силь-
глаза, трудностям и
х, больших успехов

ы многих школ сто-
гь юбиляра прочел
ихаил Гризман. 3a.
и пионеров МГК

‚МКСМ поздравила
кого комитета ком-
своих маленьких

зей-пионеров.
	PHT, писнеров, школьников.
		Сердечно приветствует Маршака ученипа’ 57-й школы пионерка Валя Галь-
	— Ваши произведения, — сказала она, — учат нас быть смелыми, силь-
ными, ловкими и умелыми, учат без страха смотреть в глаза, трудностям +
	преодолевать их. Желаем Бам долгих
в творческой работе!
	Самуила Яковлевича Маршака приветствовали пионеры многих школ сто-
	лицы, представители от Городского дома пионеров. В честь юбиляра прочел
За-

свои стихи член литературного кружка Дома пионеров Михаил Гризман.

меститель заведующего ‚отделом школьной молодежи. и пионеров МГК
ВЛКСМ тов. Е. Щеколдина по поручению бюро МГК ВЛКСМ поздравила
С. Я. Маршака и вручила ему Почетную грамоту Московского комитета ком-
		своих маленьких друзеи-пионеров.
Фото Л. Сыркина.
	В ответной речи С. Я. Маршак тепло поблагодарил
друзей‘и пожелал им успехов в учебе, счастья в жизни.
	На снимке: С. Я. Маршак в кругу

утечек!

Leet) Ptirasiiry
	Повесть ©
	Вюнетантин Симо-
нов написал повесть 0
© настоящем ‘совет- повести
ском человеке, о тех „Дым о!
типических чертах
его характера, кото-
рые воспитал в нем советский строй.

Сопоставление двух миров, двух с<оци-
альных систем, двух мировоззрений состав-
ляет идейное содержание повести.
  Сюжет повести несложен. Ee repoi—
‘преподаватель провинциального инетитута
инженер Басаргин, во время войны ставший
майором артиллерии, благодаря своему зна-
нию иностранных языков в середине войны
попадает за границу — сначала в комис-
сию по репатриации военнопленных, & за-
тём на липломатическую работу. В 1947
году Басаргин возвращается к себе на 1о-
дину, в один из разеренных немецкими ок-
вупантами городов Смоленской области.

Действие повести начинается в 12 ча-
сов дня, с того момента, когда Басаргин
сходит с позездь и приезжает к себе домой,
и кончается в 6 часов утра следующего
дня. Размышалевия героя о виденном и слы-
шанном. ело встреча и разговоры со стар-
шей сестрой Еленой, ее мужем Григорием
Фаддеичем, с младшим братом Шуркой, ©
матерью, с женой Катей составляют канву
произведения К. Симонова. Беседуя с род-
ными, Басаргин вепоминает многие события
последних лет своей жизни, происшедшие с
ним на Родине и за границей. И, сравнивая
советских людей © TOTEM буржуазного За-
пада — их мыели, чувства, поступки, обы-
чаи, сравнивая государственный строй сво-
ей Родины со строем тех стран, в которых
ему пришлось побывать, герой повести еще
более глубоко убеждается, что единствен-
ный путь, который несет избавление че-
ловечеству от духовного одиночества, зве-
риного индивилуализма. нищеты и угне-
тения, страха перед угрозой новых войн, —
это путь к коммунизму.

В образе Басаргина писатель  оттенил
наиболее существенные черты советекого
человека-—етго чувство коллективизма, его
пламенную любовь к родной земле, созна-
ние своего духовного и морального превос-
ходетва, над любым представителем индиви-
дуалистичес кого, мещаноко-буржуазного
Запада.

Светом коммунистического  мировоззре-
ния освещены для Басаргина факты и явле-
ния жизни: Он глубоко понимает реакцион-
ную сущность современной Америки, тле-
творную мораль американского общества.
Герой повести остро почувствовал духовное
убожество американского обывателя, ‘еже-
дневно оболваниваемото прессой Херста —
Мак-Кормика.

С отвращением отмечает герой повести.
невероятный цинизм американских офи-
церов, журналиетов, представителей дело-.
вых кругов, с которыми ему пришлось
встречаться в Америке. 0 колоссальных по-.
терях Советского Союза — бывшего с0юз-
ника, США в минувшей войне — они гово-
рят с плохо скрываемой радостью.

Басаргин отлично понимает, что правя-
щие круги Америки, заправилы Уолл-
стрита, ненавилящие Советский Союз, стю-
MATCH раздуть пожар новой мировой вой-.
ны, но герой повести К. Симонова верит в
то, что миллионы простых американцев, не
заинтересованные в новой войне народов,
окажут долакное сопротлвление империали-
стической клике.

В образе фермера Джона Липатова, вы-
ходца из России, К. Симонов ярко показал,
как  разрекламированный  буржуазными
идеологами пресловутый американский ин-
дивидуализм  стандартизует, опустошает
человека. Рассказ Липалова о его жизни в
США Басаргин вепомнил с чуветвом «оби-
ды на жизнь, в которую попал этот чело-
век, жизнь, где кругом было так много хо-
роттих автомобилей, лифтов, холодильников,
квартир. и в то же время внутри которой
неизменно присутствовало что-то неулови-

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	BBYX Midas

мо безнадежное и по-

’ CThl Oe TAL челове-
в, Симонова. veorman. *

печества“ На примере судь-
x бы Джона Липатова
т писатель убедительно

показывает, что «безнадежное и постыдное
для человечества» трагическое одиночество
свойственно всякому человеку, живущему
в условиях волчьих законов буржуазного
индивидуализма.
	«Миллионам одиночеств» современного
американского общества В. Симонов проти-
вопоставляет не только частную Жизнь
Басаргина, которая и за пределами его ро-
хины тесно связана с судьбой ето народа,
со всей жизнью советской страны, HO и
других советских людей — персонажей по-
вести.
	Писатель показывает, как в маленьком
тородке Смоленской области эти люди чув-
ствуют себя частицей всего советского на-
рода, восстанавливающего после жестокой
и кровопролитной войны свое хозяйство и
культуру. Их жизнь — это творческий,
созидательный ‘труд, являющийся естест-
венным проявлением их личности. Иного
пути, как борьба и труд, направаенные на
благо народа, не знает и не хочет знать ни
один из них. Это люди одной семьи, но сз-
мого различного душевного строя, с инди-
видуальными  привязанностями, с прису-
щими каждому человеку слабостями, HO
необычайно отзывчивые на все, что евяза-
но с жизнью коллектива. Таковы фигуры
старшей сестры Басаргина Елены, его
брата студента Шурки, матери, жены Kata.
	Особенно привлекательны в повести
женские образы. Ясностью души, чудес-
ной непосредственностью, горячей любовью
& своему делу народной учительницы, Е
детям и маленькому внуку покоряет чита-
теля образ матери. Пластично нарисован и
образ Кати -— жены Бахсаргина. Батя —
STO He только любящая и ожидающая
ео жена, но и товариш, боровшийся
вместе < ним плечом к плечу 3a свободу

и счастье родной земли.
	0собое место в повести занимает 06раз
Григория Фаддеича Кондрашова, мужа
старшей сестры Басаргина Елены.

На первый взгляд Григорий Фаддеич про-
H3BOTET cance отрадное впечатление. Когда
началась война, он добровольно пошел Ha
фронт. Строитель по профессии, Кондрашов
немало сделал для восстановления родного
торода. Он щедр и великодушен: самоотвер-
женно помогает родным, любит широко уго-
стить друзей и! т. д. Но в то же время его
мало интересует то, что до глубины души
волнует каждого советекого человека. Сы-
тая, обеспеченная, не омраченная нуждой
жизнь — ‘вот смысл существования Гри-
тория Фаддеича. По натуре мелкий собет-
венник. он готов поживитьея и за госу-
даретвенный счет. По-настоящему он пре-
клоняется лишь перед культурой буржуаз-
ного Запада, перед капиталистической фор-
мой ведения хозяйства. Григорий Фаддеич
духовно одинок в советском обществе, в
своей семье.
	К. Симонов изобразил ту Америку, кото-
рая после второй мировой войны бряцает
оружием, пытается запугать демократиче-
ские народы атомной бомбой, нагло претен-
дует на мировое господство. Американские
поджигатели войны убеждены, что их аг-
рессивные речи могут запугать миролюбн-
вые страны. Но на совотекого человека не
действуют никакие угрозы распоясавшихся
магнатов Уолл-стрита.
	Повесть №. Симонова написана с чув-
ством горлости за великий русский народ,
который в содружестве с другими народа-
ми Советского Союза построил ‹оциализм,
строит коммунистическое общество и твер-
до отстаивает дело мира и равноправия
народов.
	Иговь МАКАРОВ.
	Нередко комсомольские организации. не  ЧУЖдых влияний, безидейности, аполичич-
	ности, Низкопоклонства перед заграницей.

На целом ряде примеров тов. Михайлов
характеризует: вырождение западной куль-
туры и подчеркивает необходимость реши-
тельной борьбы с проявлением  низкопо-
клонства перед иностранщиной.

В некоторых комсомольских организа-
циях, однако, не сделали должных выводов
из указаний ЦЕ ВАП(б), вопросы воснита-
ния молодежи в духе советского патриотиз-
ма, борьбы © иностранщиной восприняли,
Kak кратковременную кампанию.

Нужно шире пропагандировать в среде
молодежи идеи советского патриотизма, ре-
гулярно организовывать лекции об успехах
строительства коммунизма в нашей стране,
достижениях нашей отечественной науки,
техники, литературы, искусства, их пере-
довой роли в развитии мировой культуры.
Необходимо разоблачать реакционную сущ-
ность буржуазной культуры и морали, ан-
тидемократическую,  империалистическую
политику блока США—Англин— Франция;
показывать превосходство советского строя
над калиталистическим строем, рост сил
демократии, возглавляемых СССР, неизбеж-
ность крушения империализма и победы
коммунизма.

Тов. Михайлов говорит о том, что одним
из проявлений чуждой нам идеологии яз-
ляются такие факты, когда неботорые сту-
денты-выпускники под всякими предлогами
стремятся увильнуть от выезда на работу
по назначению. Надо сурово оценивать по-
лобные факты, — говорит докладчик. —
Пленум должен высказаться 33 то, чтобы
в  комсомольцам-выпускникам, уклоняю-
щимся от предлагаемой работы, применя-
лись строгие меры воздействия вплоть до
исключения из рядов комсомола.

Докладчик далее говорит о необходимо-
ети улучшения работы © молодыми аспи-
фантами, комитеты комсомола вузов, обко-
мы комсомола обязаны постоянно интересо-
ваться учебой аспирантов и выполняемой
ими научно-исследовательской работой, вы-
ступать против таких фактов, когда аспи-
ранты готовят диссертации на малоакту-
альные темы, не представляющие научной
ценности.

Важным «редством идейного воспитания
студенческой молодежи, — говорит док-
ладчик, — является привлечение ее к ак-
тивному участию в общественно-полити-
ческой жизни.

Необходимо призвать всю армию совет-
ских студентов к еще более активной,
энергичной работе на промышленных пред-
приятиях, в колхозах, совхозах, машинно-
тракторных станциях, в ремесленных Учи-
лищах, в школах, пионерских организаци-
ях — всюду, где есть молодежь. Обкомы,
крайкомы, ЦИ комсомола союзных респуб-
лик должны позаботиться о том, чтобы по-
настоящему оргаятизовать это дело.
	Далее докладчик говорит о культурно-
просветительной работе в вузах и технику-
мах. Он указывает на необходимость ©оз-
дания широкого круга различных самодея-
тельных кружков, 0 необходимости чаще
устраивать литературные вечера, концер-
ты, лекции на естественно-научные темы.
Нужно добиться того, чтобы интереснее
была поставлена работа вузовских клубов,
чтобы они не превращались в коммерчес-
кие предприятия, занятые лишь платными
концертами и вечерами танцев.
	замечают фактов мелкобуржуаэной pacily-
щенности, не призывают к порядку тех
студентов, которые не выполняют в уета-
новленпый срок учебных заданий, не посе-
щают лекций, уроков. Недопустимо, когда
студенты пытаются обмануть профессора
или преподавателя, прибегая к нехобро-
совестным приемам сдачи экзамена, зачета.

Патриотический долг каждого студента
вуза и техникума, — говорит далее тов.
Михайлов, — успешно овладевать знания-
ми, повышать свой политический уровень,
готовиться к ответственной и почетной ра-
боте советского специалиста.  Комсомоль-
ские организации вузов и техникумов обя-
заны воспитывать у студентов высокое
чувство ответственности за глубокое изу-
чение науки и овладение специальностью,
воспитывать у них настойчивость, трудо-
любие, несгибаемую волю, готовность пре-
одолевать препятствия. Комсомолец — сту-
дент вуза, техникума обязан служить при-
мером для всех студентов, & комсомольским
организациям надо по существу интересо-
ваться успеваемостью каждого студента.

Вся деятельность комсомольских органи-
заций высших и средних специальных
учебных заведений есть неот’емлемая часть
всей учебно-воспитательной работы, про-
зодимой директорами и профессорско-пре-
подавательским составом.

Комитеты комсомола обязаны активнее
выдвигать перед директорами и партийны-
ми организациями вузов и техникумов свон
предложения по устранению различных не-
достатков, по улучшению  учебно-воспита”
тельной работы, ортанизации  производст-
венкой практики студентов, условий их
учебы, быта, отдыха,

Тов. Михайлов отмечает большое значе-
ние научных студенческих кружков, науч:
ных обществ, вузовских и городских науч-
ных студенческих конференций. Надо, 9то-
бы руковолители вузов и техникумов, 95-
комы, горкомы комсомола внимательней
относились к такого рода самодеятельной
работе, поддерживали полезные начинания
Комеомольских организаций,  направлен-
ные к повышению знаний учащихся.

Важным элементом подготовки студента
к будущей самостоятельной деятельности
является производственная практика. В
большинстве наших ‘учебных заведений
практика организуется правильно. Но
часто бывает и так, что те, кому надлежит
обеспечивать прохожление практики сту-
лентами, относятся к этому казенно. Сту-
ленты, в свою очередь, порой подходят Е
производственной практике легкомысленно.
Иногла и руководители предприятий, УЧ-
реждений, там, где проводится практика,
встречают студентов © холодком, не созэда-
ют им элементарных условий. Надо изме-
нить такое отношение в производственной
практике студентов.

Один из недостатков нашей работы c0-

Стоит в том, что мы ко всем вузам подходим
© одной меркой, не учитываем их особея-
ностей.
‚ Необхолимо, чтобы в руководстве рабо-
той комсомольских организаций учебных
заведений мы учитывали специфику каж.
ото из них, условия его работы.

Большое и важное место занимают у нас
гуманитарные вузы. Мы можем гордиться
тем, что советские университеты на, голову
вышю зарубежных буржуазных универси-
тетов. Прошло время, -— заявляет тов. Ми-
	Государственной публичной   боты о ней партии и правительства. 24 ян-
	варя 1924 года постановлением Народного
комиссариата просвещения Румянцевекая
библиотека была переименована в Россий-
скую библиотеку имени В. И. Ленина. Че-
рез год постановлением ПИЕ СССР она, пре-
образуется в Государственную библиотеку
СССР имени Ленина.

Рост библиотеки и увеличение масштабэв
ее деятельности лучше всего показывают
цифры. Число книг, журналов и годовых
комнлектов газет, имевнкихся в библиоте-
ке, равнялось в 1917 году 1 миллиону.
Сейчас их — 11 миллионов. Читальных
валов до революции было 2. В настоящее
время в библиотеке 12 читальных залов.