1 .
> JocnoBcmtga
		Суббота, 22 ноября 1947 г., № 143 (840).
	иллерия
	вовала отражению сильнейших вражеских
атак, надежно обеспечивала пехоту в го-
рячих уличных боях. Зенитчики во взаич
модействии с истребителями ‘самоотвержен-
но боролись в многочисленной неменкой
авиацией.

В период сталинградеких битв отличился
Московский комсомольский полк гвардии
подполковника Плотникова, С ноября 1942
года по: январь 1943 года залпами полка
истреблено несколько тысяч немецких ©0л-
дат и офицеров, подавлено 13 артиллерий-
ских и 14 минометных батарей, отражено
37 контратак противника. В Сталинград-
ской битве советская артиллерия © 060б0й
силой показала свою роль, Которую 08a
втрает в современных оборонительных и
наступательных боях. Успептное разреше-
ние боевых задач, выпавших в те героиче-
ские дни на долю славных советских ар-
тиллеристов, послужило основанием к то-
му, что праздник артиллерии приурочен
к 19 ноября, то-есть, к началу сражения,
вошедшего ярчайшей страницей в миро-
вую военную историю.

Во всех последующих наступательных
операциях, вплоть до полного разгрома не-
мецкой армии, наша артиллерия была глав-
ной ударной силой Советской Армии. 38
боевые заслуги перед Родиной во время
Великой Отечественной войны свыше 1.600
артиллеристам присвоено звание Героя
Совестокого Союза, более 1.200 тысяч бой-
цов, сержантов, офицеров и генералов
артиллеристов награждено орденами и ме-
лалями Советского Союза.
	Опыт Великой Отечественной войны
подтвердил незыблемость мудрого сталин-
ского определения «Артиллерия — бт
войны!».
	Победоносно закончилась Великая 0те-
чественная война на Западе против немец-
ко-фапистеких захватчиков и на Востоке
против японского агрессора. Грозные собы-
тия этой беспримерной в истории войны
отходят все дальше в прошлое. Весь наш
народ под руководетвом Великого Сталина
принялся за восстановление народного хо-
зяйства, за досрочное выполнение новой
сталинской пятилетки. Но великий подвиг,
совершенный советским народом и ем
армией во имя сохранения свободы и не-
зависимости нашей Родины, во имя спасе-
ния цивилизации от нависшей над ней ка-
тастрофы, не должен и не будет забыт ни
нашим, ни будушими поколениями.
	Вооруженные Силы  Советекого (Союза
бдительно охраняют завоеванный мир и ‹9-
зидательный труд своего налода. Orcyr-
ствие в настоящее время реальной военной
угрозы не должно порождать в наших ря-
дах самоуспокоенности и блатодуцеия. (0-
ветские воины обязаны безупречно нести
службу, неустанно совершенствуя свои
роенно-политические знания. Перед артил-
леристами и минометчиками стоят задачи
изучать боевой опыт Великой Отечествен-
	HOH войны, отлично знать боевую технику,
	состоящую на вооружении, & также новые
достижения науки и техники; изучать уе-
тавы; наставления н руководства, знать их
и уметь правильно применять в практиче-
ской работе.

Артиллеристы должны твердо помнить
указания товарища Сталина, что «Бойцы;
офицеры и генералы Красной Армии имеют
большие заслути перед народом и Родиной.
Олнако, это не должно приводить к в4-
знайству и благодушию. Не кичиться свол-
ми заслугами, а добросовестно трудиться
на своем посту, отдавая все силы и знания
на пользу Красной Армии — вот что тре-
буется от каждого советского воина»;

Много уже сделано, но многому надо
учиться. Современный бой характеризуется
применением разнообразных технических
средств борьбы. Техника непрерывно раз-
вивается. Умение наиболее эффективно
применять ее требует от всею
личного состава огромных знаний и безу-
коризненных навыков. А это может быть
достигнуто лишь постоянным  совершен-
ствованием боевой подготовки. Нет сомне-
НИЯ В ТОМ, 970 и в дальнейшем советские
артиллеристы оправдают ту высокую честь,
которая оказана им.
	5.
	У! пленум ИК ВЛКСМ.
	секретарь ЦВ ЛЬСМ Литвы, тов. Шевцов
(Министерство высшего образования), тов.
Полисектов — секретарь Тульского обко-
ма ВЛКСМ, тов. Попов — директор Мо-
оковСкого высшего технического училища,
тов. `Хамидов — секретарь ЦК ЛЕСМ Узбе-
кистана и другие.

заключительным еловом по первому
вопросу выступил секретарь ЦЕ ВЛЕСМ
Н. А, Михайлев, Он отметил, что критика
недостатков в работе комсомола в вузах и
техникумах была правильной и бюрю ЦК
ВЛКСМ сделает из этой критики необходи-
мые выводы. :

— На идейном. фронте, — сказал в за-
ключение тов, Михайлов, — усилиями пар-
тни соэлан большой под’ем. Задача комсо-
мола — найти во всей этой работе’ свое
место и под руководством нашей’ больше-
вистекой партии поднять идейно-полити-
Ческое воспитание нашей молодежи, кото-
рой предетоит завершить построение ком-
мунизма, с честью выполнить задачу, по-
ставленную товарищем Оталиным.

По первому вопросу повестки дня пле-
нум принял развернутое решение, в кото-
ром намечен ряд мероприятий, направлен-
ных на улучшение работы комеомольсках
организаций высших учебных заведений и
техникумов, на дальнейшее повышение
пдейно-политической работы среди совет-
ского студенчества. С
	Вчера, 21 ноября, ХУ[ пленум ЦК
BURCM закончил свою работу.
  Ha последних заседаниях пленума o6-
суждался второй вопросе повестки дня —
«0б участии комсомольских организаций
Латвийской ССР, Молотовской и Саратов-
ской областей в подготовке к выборам в
местные Советы депутатов трудящихся».
Было заслушано три доклада.

Первым выступил секретарь ЦЕ ЛЕСОМ
Латвии тов. Бернлав. Он отметил, что под-
готовка к выборам в местные Советы рес-
публики проходит в обстановке политиче-
CKONO под’ема и демонстрации единства на-
‘рода Советской Латвии со всеми народами
Советского Союза, сплочения латышского
народа вокруг Советского правительства,
‘большевистекой парти и товарища
Сталина. Комсомольские организации рес-
публики принимают деятельное участие в
подготовке к выборам.

Докладчик отметил местные особенности
в агитационной работе среди избирателей,
подчеркнул важность и необходимость более
широкой пропаганды Сталинской  Конети-
туции, как самого демократического закона
в мире, яркого показа величайших дости-
жений Советского Союза во всех областях
социзлистического строительства. Тов. Бер-
клав осветил роль и значение агитационно-
пропаганлистской работы в борьбе с бур-
жуазными националистическими пережит-
ками в сознании отсталой части местной
ннтеллигенции н отдельных групи латыш-
ской молодежи. Далее докладчик подверг
критическому разбору серьезные недостат-
ки в работе „комсомольской организации
республики по подготовке к выборам и
выдвинул ряд конкретных мер по улучше-
нию предвыборной пропаганды и агитации
среди латышской молодежи.

Co вторым докладом выступил секретарь
Саратовского обкома ВЛКСМ тов. Козинцев.
Он рассказал 06 активном участии комео-
мольцев и молодежи области в строитель-
стве газопровода Саратов — Москва, ©
борьбе за ‘успешное завершение сельско-
хозяйственного года, за преодоление отста-
вания сельского хозяйства области, завер-
шение плана хлебозатотовок и досрочное
вынюлнение прелприятиями области второго
года сталинской пятилетки.

Девять тысяч комсомольцев области
утверждены агитаторами. Однако, как от-
мечает докладчик, многие из этих агита-
торов еще не приётупили к беседам © из-
бирателями. Между тем, молодые избирате-
ли, в частности те 15 тыс. юношей и де-
вушек, которые 21 декабря будут впервые
участвовать в выборах, особенно нуждают-
ся в хороших, содержательных беседах.
Тов. Козинцев заверил пленум, что Сара-
товская комсомольская организация испра-
вит свои упущения и с честью проведет
свое участие в подготовке к выборам в
местные Советы.

С третьим ‘докладом выступил секретарь
Молотовского обкома ВЛЕСМ тов. Зрячих.
Он рассказал о том, как комсомольцы и
молодежь крупной промышленной ‘области
Урала борются за досрочное выполнение
плана второго года сталинской пятилетки.

В обстановке этих производетвенных ус-
пехов развертывается подготовка к выбо-
рам, в которой принимают активное участие
комсомольские организации. 9 тыс. ком-
сомольцев участвуют в работе избиратель-
ных комиссий, 15 тыс. человек являются
згитаторами, более 6 тыс. выступает как
доверенные липа. Докладчик признал, од-
нако, серьезные недостатки в руководстве
молодыми агитаторами и активистами изби-
рательной кампании, в результате чего
уровень бесед и организационной работы
на участках еще далеко не отвечает тре-
бованиям нашей партии.

По докладам были развернуты оживлек-
ные прения.

Секретарь Московекого комитота ВЛЕСМ
тов. Мохов в своем выступлении подробно
осветил широкое участие комсомола и мо-
лодежи столицы в избирательной кампа-
нии. В избирательных комиссиях работают
25 тысяч комсомольцев. Если в прошлые
выборы в Москве атгитаторами работало
60 тыс. комсомольцев, то теперь это число
возросло до 96 тые. Руками комсомольцев
столицы любовно убрано и украшено 4.350
агитационных пунктов. Комсомол и моло-
дежь столицы по инициативе ленинград-
цев решили ознаменовать выборы развер-
тыванием шиарокого, массового  социали-
стического соревнования за выполнение
сталинской пятилетки в 4 года.

Выступивший в прениях помощник на-
чальника Главного политического управле-
ния Вооруженных Сил СССР по комсомолу
тов. Маринов поделился опытом широкого
и активного участия армейского комсомола
в избирательной кампании.

На. пленуме выступил е речью Предсез
датель Верховного Совета РОФСР тов. Вла-
‘сов. Он заявил, что в дни подготовки к
‚выборам в местные Советы необходимо
обеспечить дальнейший под’ем политиче-
©кой активности советского нарбда и про-
изводетвенных успехов всех трудящихся.

Нужно добиться значительного. улучшения
всей работы местных Советов, ‚обеспечить
выдвижение и избрание‘в местные Советы
лучших представителей нерушимого ‘ста-
линского блока коммунистов и беспартийз
ных. На этой основе должна проходить вся
наша агитационно-пропагандиетекая и ор
ганизационная работа во время избирателья
ной кампании.

В этой огромной государетвенной важ-
ности ‚ политической кампании большая
роль принадлежит ‘лениноко-сталинскому
комсомолу, Десятки миллионов советских
юношей и девушек примут участие в изби-
рательной кампании. Побольше внимания
следует уделить молодым избирателям, 060-
бенно тем; которые будут голосовать впер-
вые. Нужно. содержательно и ярко расска-
зать избирателям о великих принципах
Сталинской Конституции, об исторических
достижениях нашего народа за 30 лет су-
ществования Советского государства. Необ-
ходимо обратить особое внимание на каче-
ство бесед агитаторов и работу агитпунк-
TOR, поднять  агитационно-пропагандист-
скую работу на уровень тех требований,
которые пред’являет сейчас большевиет-
ская партия.

— Выборы в местные Советы, — го-
ворит в заключение тов. Власов, — ол:
жны вылиться в новое торжество совет-
ского народа, явиться новой победой co-
ветской демократии, сталинского блока
коммунистов и беспаргийных, еше одним
доказательством любви и преданности на-
шего народа своей великой социалистиче-
ской Родине, советскому правительству,
большевистокой партии, товарищу Сталину.

С большой речью на пленуме выступил
секретарь Презилиума Верховного Совету
CCCP тов. Горнин,

— Выборы в Советы в нашей стране, —
оказал тов. Горкин, — являются одной из
наиболее массовых форм вовлечения тру-
дящихся в дело управления государством,
При подготовке и проведении выборов мил-
лионные массы трудящихся активно учает-
вуют в обсуждении и решении государст-
венных вопросов, проходят серьезную шко-
лу политического воспитания. В избира-
тельных комиссиях сейчае работает около
8 миллионов нолших партийных и беспар-
тийных активистов.

Тов. Горкин обратил внимание на необ-
ходимость во время выборов строго соблю-
дать требования избирательного закона,
внимательно прислупиваться к замечаниям
и пожеланиям избирателей.

В прениях выступили также секретарь
ЦЕ ЛЕСМ Белоруссии тов. Машеров, секре-
тарь ЦЕ ЛВСМ Украины тов. Митрохин,
‘секретарь ЦК ЛЁСМ Карело-Финокой ССР
тов. Голубев, секретарь Ленинтрадекого
cinoma BAKCM тов. Ситников, секретарь
Рязанского обкома ВАКСМ тов. Жильцова,
секретарь Пензенокого обкома ВЛЕСМ тов:
Тимонин, секретарь IR JRCM Молдавии
тов. Каханский, заведующий отделом куль:
турно-просветитольной работы ЦВ ВЛЕСМ
тов. Мосзовзкий, заместитель“ваведующего
оргинструкторским отделом ЦЕВЛЕСМ. тов
Ноззлева, секоетарь Арханхельекого обкома
ВЛЕСМ тов. Кошелев. Выступавииие крити-
ковали недостатки и ‘упущения в ‘работе
комсомольских организаций в начавшейся
избирательной кампании и выдвигали KOH-
кретные мероприятия по’ улучшению и пил-
рокому развертыванию этой работы,

‚Пленум принял развернутое решение по
вопросу об участии комсомольских  орга-
низаций в подготовке к выборам в местные
Советы депутатов трудящихся.

Пленум рассмотрел организационные во-
просы. В связи е переходом на другую ра-
éoTy пленум освободил or обязанностей
члена бюро. и секретаря НЕ ВЛЕСМ: тт.
Громова Г. П:, Мишанову 0. П., Pomanosa
Н. Н.; от обязанностей члена бюю ЦК
ВЛЕСМ: тт. Зимянина М. В., Костенко
В. С., Пегова А. М; и Сахавзву КН. Ф.

Пленум избрал членами бюро и секрета-
рями ЦЕ ВЛЕСМ тт. Нлинсва А. Г. и Еб-
нову Т. И. В состав бюро ЦЕ ВЛЕСМ пз-
браны тт. Чзонецов В. И., Сзэмичастный
В. Е., Машеров П. М. и Маринов А. А.

Пленум прошел в обстановке боевой кри-
тики и сановуитики.

С большим под’емом участники пленума
послали приветствие великому другу 2
учителю советской молодежи товаришу
Сталину.
	Сталинская
	  Завтра весь советовий. народ и em
Вооруженные Силы будут чествовать доб-
лестных артиллеристов за их вылающиеся
заслуги перед Родиной в Великой Отечест-
венной войне. .

_ Tess артиллерии установлен Указом
Президиума Верховного Совета СССР в
1944 году. -В этом _ Указе. говорилось:
«Учитывая большие боевые заслуги артйл-
лерии Красной Армии на всех фронтах
Отечественной войны в борьбе с немецко-
фашистокими захватчиками, установить
ежегодный праздник «День артиллерии».

Празднование Дня артиллерии было при-
урочено к 19 ноября, началу решительного
наступления Советской Армии в районе
	‘Сталинграда, В этот день советская артил-
‘лерия громом тысяч орудий возвестила
	‘зрмии. Она возвестила миру 90 величии
	сталинской стратегии, © непобедимости
Советской Армии, © могуществе социали-
стического государства.

Советская артиллерия была той силой,
которая, как указывал товарищ Сталин,
помогла Ёрасной Армих остановить про-
лвижение врага у подступов Ленинграда и
Москвы, обеспечила Красной Армии разгром
	немецких войск под Оталинградом и Воро-
	нежем, под Курском и Белгородом, 0]
Хатьковом и Киевом, пол Витебеком и Боб-
		§

На ХУ! пленуме ЦВ ВЛЕСМ закончилось
обсуждение доклада секретаря Центрально-
го Комитета ВЛЕСМ тов. Н. А. Михайлова
«0 работе комсомольских организаций выс-
ших учебных заведений и техникумов». В
прениях выступали секретари обкомов,
крайкомов, ЦЕ ЛЁСМ союзных республик,
руководители Министеретв просвещения и
высшего образования, директора высших
учебных заведений, секретари вузовских
комсомольских организаций. Прения носили
острый и принципиальный характер, про-
ходили под знаком большевистской крити-
KH И Самокритики.
	Содержательная речь секретаря ЦВ ЛЬСМ
Казахстана тов. Канапина была особенно
критической. Он отметил, что комсомоль-
ские руководители почти оторваны от жиз-
ни институтов и техникумов, редко вы-
ступают © лекциями и докладами перед
студенческой молодежью. Тов. Ванапин под-
верг критике серьезные недостатки в pa-
ботё отдела студенческой молодежи ПК
ВЛЕСМ, ‚который плохо изучает ` деятель-
ность комсомольских организаций вузов,
не обобщает и не распространяет опыта
воспитательной работы среди студентов.
Совершенно недосталючно освещаются во-
просы работы вузовских комсомольских ор-
танизаций и студенческая жизнь в м0ло-
дежной печати. У нас почти нет художеет-
венных произведений, книг, пье, кино-
фильмов, которые отражали бы жизнь И
учебу студенческой молодежи. Выступав-
ший рекомендовал поставить этот вопрос
перед Союзом советеких писателей, Мини-
стерством кинематографии, Комитетом по
делам искусств, ибо комсомол должен вы-
ступать инициатором в создании художе-
ственных произведений о студенческой и
учащейся молодежи.

Выступивиий с речью ректор Моеков-
ского государственного университета тов.
Галкин подробно разобрал работу комсомоль-
ской организации университета, на кон-
кретных примерах показал, Kak комсомоль-
ская организация вуза может поднимать
важные вопросы обучения и воспитания
студентов, аспирантов.
	Вопросам физического воспитания с©ту-
денчества посвятил свое выступление тов.
Романов — председатель Всесоюзного ко-
митета по делам физкультуры и спорта
при Совете Министров СССР. Он подверг
критике  неудовлетворительное состояние
спортивной работы во многих вузах и тёх-
никумах и выдвинул конкретные мероприя-
тия по улучшению и развитию массовой
физкультуры и спорта среди oryaenaecnod
и учащейся молодежи.

С большой и яркой речью выступил
министр высшего образования тов. С. В.
Каштанов.
	— Решения пленума Центрального Ёю-
митета комсомола,— заявил тов.  Кафта-
HOB, — должны быть положены в основу
работы не только комсомольских организа-
ций, но и руководителей высших учебных
заведений и техникумов. Улучшение идей-
ного воспитания подрастающих кадров 0-
ветекой интеллитенции имеет огромное
значение. Сегодняшние студенты — ‘это
будущие руководители колхозов, совхозов,
	предприятий, работники государственного
аппарата, деятели науки, литературы,
искусства.
	Тов. Кафтанов отметил важность широ-
кой и качественной подготовки кадров co
средним специальным образованием, ибо в
этом ключ к удовлетворению огромного
спроса на средние технические и специаль-
ные кадры со стороны всех отраслей народ-
ного хозяйства страны.
	Важной задачей всех высших учебных
заведений и технокумов тов. Кафтанов
считает повышение научного уровня и
практической подготовки будущих специа-
листов. Это требует серьезного улучшения
всего учебного процесса, усиления экспери-
ментальной базы вузов и техникумов, луч-
шей организации практики студентов. Тов.
Кафтанов подчеркнул, что выешие учеб-
ные заведения и техникумы должны воспи-
тывать идейно стойких людей, пламенных
патриотов Советской Родины. способных
отстаивать законные интересы нашего на-
рода и противостоять всяческому влиянию
капиталистического окружения, буржуаз-
ной культуры.

— Для того, чтобы обеспечить всесто-
роннёе воспитание студенчества, — гово-
pat Tos. Вафтанов, — мы должны сделать
весь учебный процесс идейно насыщенным,
политически направленным. Всей нашей.
воспитательной работе должен быть придан
более острый, наступательный, большеви-
стекий характер.

С этой целью, как сообщает тов. Вафта-
пов, Министерство высшего образования
проводит пересмотр всех устаревших учеб-
ников и программ.
` Выстунавший отметил всю важноеть ве-
Дущейся сейчас борьбы с преклонением пе-
ред иностранщиной, с влиянием буржуазной
культуры на некоторую часть нашей интел-
лигенция и студенчества, важность широ-
кой пропаганды приоритета и достижений
отечественной науки, техники, искусетва.
Вместе с этим тов. Вафтанов поедостерегает
некоторых наших работников просвещения
от зазнайства, от опасности нигилизма, ко-
гда под флагом борьбы © преклонением пе-
ред буржуазной культурой онн иногда недо-
оценивают культурное наследетво других
зарубежных народов и не прочь исключить
из учебников и программ иностранных уче-
ных и авторов, многие из которых внесли
большой и ценный вклад в развитие MH-
вой науки и культуры.

Значительную часть своей речи тов. Каф-
танов посвятил сравнению быетрого разви-
тия высшей и еродней школы в нашей
стране с упалком буржуазной высшей и
средней школы в Амэрике и других капита-
листических странах..

Критику работы Министерства высшего
образования и его руководителей тов. Ваф-
танов признал правильной, но недостаточ-
ной. Он отметил серьезные упущения в ра-
боте министерства, в руководстве вузами
й техникумами, указал на конкретные ме-
реприятия, направленные на улучшение
постановки дела обучения и воснитания
студенчества и выразил уверенность Be
_всемерной и энергичной помощи работни-
кам высшего образования со стороны ком-
сомола.

В прениях по докладу тов. Н. А. Ми-
хайлова выступили также тов. Рогуотие—

x

п. Н. КУЛЕШОВ,
гвардии генерал-лейтенант
	артиллерии
*
артиллерийский завод ‘выпустил 98%
	‘тоды войны 100.000 орудий. Приветствуя
коллектив этого завода, товарищ Сталин
писал: :

«Благодаря Вашему героическому труду
доблестная Врасная Армия получала непре-
рывным потоком первоклассное артиллерий-
ское вооружение, ставшее в умелых руках
наших артиллеристов решающей силой,
обеспечившей разгром гитлеровокой Герма-
нии и побелоноеное окончание войны».
	Для освоения сложной боевой артилле-
рийской техники и умелого применения ее
на поле боя нужны были хоропю подготов-
ленные калры генералов; офицеров, сержан-
тов и бойцов.

Подготовкз и воспитание выхсококвали-
фицированных и культурных офицерских
вадров проходила в специальных школах,
И артиллерийских училищах. Огромную
роль сыграла Артиллерийская ордена
Ленина и ордена Суворова Академия имени
Лзержинского.

Наши артиллеристы проходили  отлич-
ную шЕолу. воспитывались на геропческом
прошлом русской артиллерии, на героиче-
ских тралициях гражданской войны, на.
опыте боев У озера Хасан и на Халхин-
Голе и советско-финской войны. Советекие
артиллеристы воспитывались в духе бес-
предельной преданности делу партии
Ленина— Сталина и безграничной любви
в своей Родине, в духе советского патрио-
TH3MA.
	Вогда грянула Великая Отечественная
война, советская артиллерия оказалась на
высоте задач, возложенных на нее Родиной.
	Уже в тяжелых оборонительных боях
1941 года нала артиллерия показала свой
высокие боевые качества. Как известно,
немцы B TOT период имели количественное
превосходство в авиации и танках. Это да-
вало им возможность на важнейших на-
правлениях  советско-германекого фронта
соередотачивать и пускать в бой большие
массы танков, поядерживаемых мощной
бомбардировочной и истребительной авиз-
цией,

Основной удар противника, особенно
танков, принимала на себя артиллерия,

Первоклассная техника, высокие мораль-
ные качества и отличное военное мастер-
ство личного состава артиллерийских чз-
стей были той твердыней, о которую разби-
вались хваленые немецкие танковые и ме-
ханизированные дивизия.
	Особую стойкость, мужество, отвагу и
высокое мастерство проявили истребитель-
но-противотанковые части. За выдающиеся
‘успехи. в борьбе < немецкими танками
‘осенью 1941 года pay противотанковых
полков приказом товарища Сталина был
преобразован в гвардейские, открыв’ спи-
сок славных гвардейских артиллерийских
полков, покрывших свои знамена неувя-
даемой славой.
	Н-ский противотанковый артиллерийский
нолк под Москвой уничтожил 186 немецких
танков. Другой противотанковый артилле-
рийский полк только за один день 60s
24 ноября 1941 года уничтожил 22 танка
и до двух рот пехоты противника. Не было
ни одното артиллерийского подразделения,
в котором бы молодые воины во главе с
комеомольцами не проявили себя муже-
ственными и бесстрашными, безгранично
преданными отчизне.
	Так дрались советские артиллеристы на
всех фронтах Великой Отечественной вой-
ны, не щадя своих сил и жизни, защищая
Родину.

Одной из самых ярких страниц боевой
деятельности налией артиллерии в Великой
Отечественной войне является оборона
Сталинграда, а затем окружение и разгром
немецких войск пол Сталингралом.
	Артиллерия была костяком обороны
города-героя. Несмотря на исключительно
тяжелые условия, наша артиллерия, манев-
рируя огнем и колесами, активно солейст-
	руйском, под. Ленинградом и Минском, под   паши артиллеристы проходили отлич-
Яссами и Киттиневом. ‚ную школу. воспитывались на тероическом
	Своими боевыми успехами, ролью и ме-
стом в системе Вооруженных Сил СССР
артиллерия обязана исключительному вни-
манию, повседневному руководству и мудро-
му предвидению товарища Сталина. Еще за-
толго до войны товарищ Сталин поставил
задачу создания первокласеной артиллерии.

В 1937 году в Кремле, на приеме летчи-
ков, товариш Сталин говорил:
	«...В6ли мы © вами заглянем в историю,
то увидим, какую важную роль во всех
войнах играла ‘артиллерия. Авиация на по-
лях сражений появилась сравнительно не-
давно; она начинает первой борьбу © про-
тивником в глубоком тылу, наводит страх
и панику, потрясает врага морально, но это
не то, что требуется для окончательного
разгрома и одержания победы над врагом.
Для того, чтобы решить успех войны, все-
гда требовалась артиллерия. Чем побеждал
Наполеон? Прежде всего своей артиллерией.
Чем в 1870 roxy под Седаном были раз-
гремлены французы? По преимуществу ap-
тиллерией. Чем в мировую войну французы
били’ немпев под Верденом? — Главным
обравом артиллерией. Для успеха войны
исключительно ценным родом войск являет-
ся ‘артиллерия. Я хотел бы. чтобы Hama
	артиллерия показала, что она является
	первокласеной».
	Для выполнения указаний товарища
Сталина советский народ в годы пятилеток
создал мощную матернальную базу, обеспе-
Чившую производетво всех видов артилле-
рийской техники. Были воспитаны отлич-
ные кадры Жонструкторов; инженеров, : теля
ников” и квалифицированных рабочих всех
специальноелей, которые‘. претворяли в
жизнь передовые технические илеи, созда-
вая высококачественное артиллерийское
вооружение.
	Товалищ Сталин выдвинул задачу подго-
тоВЕИ и воспитания конструктореких и на-
учных кадров, как задачу огромной госу-
дарственной важности. За короткий срок у
нас была создана сеть конструкторских
бюро и научно-исследовательских институ-
тов, в которых работают известные талант-
ливые конструкторы, какими являются
Герои Сопиалистического Труда тт. Грабин,
Петров, Иванов, и другие создатели грозных
артиллерийских орудий и минометов. По
инициативе товарища Сталина в прошлом
году была создана Академия артиллерий-
ских наук, призванная ковать научные
кадры артиллеристов, разрешать сложные
артиллерийские проблемы.
	Выполнение сталинских пятилеток позво-
лило оснастить советскую артиллерию и
другие рода войск отличной по качеству
и в необходимом количестве боевой техни-
кой.

Советская артиллерия своими успехами
обязана самоотверженному труду рабочих и
инженерно-технического  ‹состава. заводов
оберонной промышленноети. Только один
	Страницы 006 лестной
воинской славы
	которой возглавлял сержант Н. Ломакин,
сожгла 11 немецких танков, уничтожила
900 вражеских солдат и офицеров.
	Силу огня пушки, которой  командо-
вал Джкума-Назар-Ходжиев, испытали
на себе соллаты 6-й немецкой
	армии под Сталинградом. В сражении у
‘реки Чатырлык пять вражеских пуль вон-
 зились в тело командира орудия, но он не
‘оставил своего поста, продолжая метво ра-
‘зить противника. Расчет этой пушки про-
славил себя и в боях пол Севастополем.
	ВБрасочны и волнующи биографии орудий,
‚выставленных в музее. В них отражается
‘мощь и героизм всей нашей артиллерии —
тлавной ударной силы Советской Армии.
	Это прославленные советские артиллери-
‹ты, взаимодействуя © другими видами
‚оружия, панесли гитлеровцам сокрушт-
‘тельный удар под Москвой, развенчав миф
© непобедимости немецкой ‘армии. Это они,
‘советские артиллеристы, ломали хребет фа-
Чинстскому зверю под Сталинградом, где
начался закат немецкой армии, Сокруши-
тельные залпы 22.000 — советских
	  ‘пушек и минометов уничтожили все укреп-
	ления немцев под Берлином. Под грохот на-
‘Ших пушек воспитанник Московской орга-
Низации комсомола капитан Самсонов во-
Друзил знамя Победы над рейхстагом.
„Никогда не изгладится в благодарной
памяти советекого народа образ скромного
яртиллериста, который, подобно сказочному
‘ботатырю, выходил на` единоборство © фа-
шистокими «тиграми» и «ферлинандами».
«Всем известно, — говорил товарищ
	Строгие, величественные залы Централь-
ного музея. Советской Армии. Здесь хранят-
ся ценнейшие реликвии налнего народа, его
воинской славы. Многочисленные экокур-
санты — молодые солдаты и рабо-
чие, учащиеся и колхозники — © благого-
вением проходят по залам.
	Внимание посетителей неизменно прив-
лекают пушки и гаубицы, удостоенные
чести стать экспонатами главного военно-
го музея страны.
	Бот, широко раскинув соттники, уставив
ствол в Потолок, стоит пушка ofpas-
па 1942 года. Это орудие upo-
шло с боями 6.940 километров от
Волги до Вислы: 38а этот долгий и тя-
желый путь из орулия было произвеле-
	но 10.250 выстрелов. Доблестные советекие.
	артиллеристы опрокинули все технические
нормы износа орудийных стволов. В их
опытных руках стальные жерла низвергали
на головы врагов тонны разящего металла.
Прославленной пушкой  команловал стар-
mu сержант Г. Гусев, наводчиком был
младший сержант В. Масютин. Это орудие
уничтожило 15 немецких танков, 1.200
солдат и офицеров противника. :
	В соседнем зале на огромных деревян-.
чых колодках установлены друг против
	друга ee гаубицы. Одна из них
начала свой боевой путь под ‘городом
Ливны. Здесь, в густых лесах и ду.
	бовых рощах, формировались части, кото-
рым суждено было нанести сокрушитель-
ный удар по войскам фашистских захват-
чиков в битве на Орловско-Курской дуге.
Эта гаубица побывала и в Германии и в
Чехословакии. Соседняя гаубица, расчел
	НА СНИМКЕ: в музее Советской Армии посетители осматривают гаубицу, про-
шедшую с боями от города Ливны до Праги. Этим орудием уничтожено 4 танка,
14 дотов и дзотов, 20 пулеметных точек, 12 автомашин, 3 минных батареи и около
400 гитлеровцев. Орудие произвело 5050 выстрелов.
	Фото В. Козлова.
	Сталин, — что Советская артиллерия до-
билась полного господства на поле боя над
артиллерией врага, что в многочисленных
боях © врагом советские артиллеристы и
минометчики покрыли себя неувядаемой
славой исключительного мужества и геро-
изма, а командиры и начальники показа-
ли высокое искусство управления огнем».
	Под толстым стеклом, освещенное ‘множе-
ством электрических ламп, стойт на поета-
менте в музее Советской Армин знамя Побе-
ды. Как бы в почетном  карауле, у него
выстроились десятки боевых знамен частей
и соединений Советской Армпи. Среди них
— прославленные знамена артиллеристов.
	Вот знамя  пушечно-артиллерийской
Браснознаменной ордена Суворова и ордена
Кутузова части. Рядом святыня — знамя
армейской истребительной противотанковой
	артиллерийской ордена Суворова и ордена
Богдана Хмельницкого части. Здесь же зна-
мена пушечно-артиллерийской ордена Je
нина Краснознаменной и ордена Суворова
части, 3 также многих других героических
частей. Эти алые полотниша, увенчанные
разноцветными орденскими лентами, сви“
цетельство славы сталинской артиллерии»
С ЛЮБИМОВ.