Четверг, 27 ноября 1947 г., № 145 (842):
	MOCHOOCE CIE.
		ША MONMMYTM
	Любимой книгой на-
шей молодежи стал
роман Н. Островского
«Как закалялась
сталь». Дорогим! ге-
poem Для нашей мо*
лодежи является Па-
вел Корчагин.

WA NMaAsevnsavus raaTrn

2 a

«КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ»

Н. ОСТРОВСКОГО
В МОСКОВСКОМ. ТЕАТРЕ
ДРАМЫ И КОМЕДИИ,

_ вести себя. © этим

мальчуганом, а отсюда
и pag комических
ситуаций и сцен. +,

риплым голосом
Павел непрестанно
говорит. «мамаша»,

‘словно’ похлопывая ее

по плечу, а, оказав-
	И Московский театр
драмы и комедий поступил совершенно прат
вильно, показав в дни 30-й годовщины.
Великой Октябрьской социалистической.
революции свою новую работу «Как зака-
лялась сталь».

Театр сделал большое и нужное дело,
Вернее, начал, потому что спектакль, по-
ставленный художественным руководителем
театра Плотниковым, можно. рассматривать
лишь Как заявку, как эскиз интересного
полотна.

Из множества  инсценировок ‘романа
театр выбрал инеценировку Н. Вальяно,
Этот выбор определяет цель и задачи спек-
такля Московского театра драмы и комедии,
стремившегося рассказать не биографию од-
ного замечательного   большевика; а пока-
зать жизнь и судьбы всего славного поко-
ления Павла Корчагина в суровые годы
гражданской войны, в период восстановле-
НИЯ.

И, наряду с эпизодами из жизни Павла,
в спектакле проходят сцены, где раскры-
вается судьба семейства Брузжаков, жизнь
пограничного городка Шепетовки, показа-
на ‘волнующая, мужественная сцена вступ-
ления в партию брата Павла — Артема и
старого машиниста Брузжака в январские
дни 1924 года. .

Включением чтеца — ведущего спектакля,
театр расширил рамки происходящего Ha
сцене, соединяя отдельные эпизоды в еди-
ную сценическую повесть © молодости стра-
ны,

Идея сценической повести о судьбах по-
коления Павла вполне закономерна, но
необходимым условием ее является нали-
чие яркого и цельного образа центрально-
го героя, В спектакле же Московского теа-
тра драмы и комедии такого героя, к сожа-
лению, нет. Артист Ключарев (Павел Кор-
чагия) добросовестно произносит текст, но
образа Павла Корчагина не создает.

Здесь дело не в том, что из-за внешних
данных артист не может изображать Павла-
мальчишку, и Корчагин первых картин вне-
шне точно. такой же, как и в финале. С этим
можно легко примириться. Дело в том, что
и внутренне Корчагин — Ключарев остается
неизменным в течение всего спектакля. Нет
развития образа, нет роста человека от озор-
ного, мятежного парня — «кухонного маль-
чишки» к бойцу“ бригады Котовского, к
коммунисту-борцу, считавшему  преступле-
нием «прожить бездеятельно хотя бы один
день».

А ведь в этом росте человека, росте со-
знания и есть глубочайший смысл романа
Н. Островского:

Н. Островский писал о Павле Корчагине;
«Жизнь била в нем ключом, прорывалась наз
ружу сквозь ‘внешнюю суровость: (Он часто
и заразительно смеялся в кругу своих дру-
зей, но, сталкиваясь с врагами, он был
страшным для них человеком».

Артист не стремится создать образ осо-
бенного, претендующего ва исключительное
положение героя, как, к сожалению, делали
многие исполнители роли Павла, и это очень
ценно. Но огромная работа предстоит еще
и молодому исполнителю, и постановщику
спектакля. Образ Павла необходимо сделать
многограннее, сложнее. Его следует изба-
вить от! элементов нарозитой грубости, ко+
мизма,. которыми грешат и исполнитель и
режиссер, особенно в первых двух актах,
Стоит вспомнить финал сцены в петлюров-
ской комендатуре, когда пьяный полковник,
опасаясь, что сюда нагрянет сам Петлюра,
«разгружает от лишних людей» тюрьму и
в суматохе выпускает на свободу большеви-
ка Долинника и Павку, арестованного ва
спасение от расстрела подпольщика Жух:
рая,

«Не веря себе, с сердцем, готовым BH-
прыгнуть из груди... Корчагин кинулся к
двери...» — пишет Н. Островский,

А в спектакле Павел лихо проносится
мимо оторопевшего коменданта, хлопнув его
по островерхой папахе, и е разбойничьим
свистом исчезает за дверью.
	Так режиссерским трюком снижается на-
пряжение серъезнейшей сцены, как  сни-
жается оно и в следующей картине.

Режиссер и актер взглянули на все про-
исходящее там с точки зрения матери Токи,
испуганной и шокированной появлением. сре-
ди ночи в их доме избитого ‘оборванного
мальчугана, бежавшего из тюрьмы.  ,

Мать растеряна, удивлена, не знает. как
	шись в ванной, он обрушивает что-то на
пол и кричит из-за дверн: «Это меня гра-
дусник по башке ударил».

Так ‘же страно, словно дикарь с Огнен-
ной З6мли. ведет`себя в доме Тони друг
	Павла Сергей, буквально ’обнюхивающий
мебель, пнавиЕо, качалку.
Почти пародийно звучит  прощальное
	об’яснение G Тоней, когда Шавел прыгает
на окно и, застыв в странной позе, выкри-
кивает слова любовного признания и,
словно сорвавшись с подоконника, стре-
мительно исчезает BO тьме.

Театр задумал ‘романтический спектакль,
насышенный музыкой, песнями той поры,
передающий  кипучую энергию, задор,
«огонь Фердца»’ корчагинского   поколения;
Многое удалось: спектакль — искренний,
честный, но романтика подчас подменяет-
ся риторикой, декламацией.

Так, побывав в Боярке, где сотни ком-
сомольцев. в‘ труднейших условиях строи-
ли на болоте железнодорожную ветку,
спеша обеспечить город дровами, ста-
рый большевик  Жухрай говорит тихо
секретарю губкомола; «Митинг не нужен.
Агитировать здесь некого... им цены нет»,
В спектакле же Жухрай, стоя один Ha
сцене, торжественно произносит эти сло-
ва в зрительный зал, стараясь  перекри-
чать музыку! и песню. Ощущение жизни
пропадает;

Таких эпизодов немало. Они снижают
значение спектакля.

То ценное, что сейчас есть в спектакле,
необходимо развить, безжалостно очищая
его от всего внешнего, наносного.

Нашел же театр задушевные, теплые
интонации для образа Сережи Брузжака
(артист Гарфельд) — восторженного, чи-
стого, наивного парня; для погибшей в
подполье его ‘сестры Вали (apr. Сла-
вина) — тихой, сдержанной девушки, с
таким ясным и твердым взглядом; для
друга Павла Окунева, роль которого пре-
восходно сыграл молодой артист Штейн-
райх.

И вто же время молодой артист Яхон-
тов в роли пулеметчика Ивана Жаркого,
которому большевики «понятие ’человече-
ское дали», неестественен и ходулен.

Жаркий проходит через весь спектакль
— (это болыная’ роль, ‘но актер лишь при-
нимает картинные позы, ‘яростно деклами-
рует, обращаясь к гимназиетам, не пожелав-
шим. вступить в комсомол, и не живет по-
настоящему на сцене, не раскрывает пе-
ред нами сложный путь Жаркого от Sec-
призоргика до cexperapa горкома комсо-
мола.

Артист Waray верно передает внешний
облик Жухрая, его выдержку, суровость,
огромную ‘ физическую силу, но нет в
его ‘образе ‘глубины, широты кругозора
матроса-большевика, раскрывшего Павуе
жестокую‘ правду жизни, ‘направившего
парня на настоящую дорогу.

Стараясь. предельно ‘сконцентрировать
действие, избежать большого количества
эпизодических лиц, инсненировшик слил
воедино ряд образов героев романа. Так,
через весь спектакль проходит столяр
Долинник — первый предревкома  Шепе-
тевки, с которым Павел был севобожден
подвыпившим полковкиком из  петлюров-
ской комендатуры. ’Долинник” руководит
стройкой в Боярке, он встречается с боль-
ным Корчагиным в санатории МК Yxpau-
ны на юге,

Но артист Ю. Заостровский пока еще не
	использовал возможностеи ‘ньесы. Образ
получился скучный, сухой, а главное —
статичный.
	Тоню Туманову играет, артистка Ефре-
мова. Ее Тоня приятна, обаятельна, но
это типичная барышня, теплизное расте-
ние. И не удивляешься, когда она в Бо-
ярке отказывается протянуть руку Корча-
гину и говорит ему резкие слова, но He
понятно, чем же она раньше так привле-
кла к себе Павла, что было в ней «та-
кого ° особенного», о чем с волнением и
большой теплотой писал Н. Островский.
	Статичность и схематизм центральных
образов спектакля заставляют сделать
вывод, что театр еще на полпути к соз-
данию настоящего романтического спек-
такля о первом поколении  молодогвар-
дейцев-корчагинцев.

Борис ЛЬВОВ.
	О мирном поговоре < Германией
	Молотова.
	Речь В М.
	на заседании Совета министров иностранных дел 26 ноября
	кратизацию Германии и, вместе с тем, 060е-
спечить ‘выполнение Германией ее обяза-
тельств перед другими странами, постра-
давшими oT гитлеровской атресеии. Выра-
ботанный на этой основе мирный договор
даст возможность и самой Германии, пре-
одолев теперешние временные трудности,
твердо встать на путь экономического BOC-
становления и развития Германии как де-
мократического миролюбивого государетва.
Четыре державы, контролирующие нынеш-
нюю Германию, несут главную ответет-
венность ва правильное рещение этих за-
дач, имеющих важное значение для наро
дов всего мира. :
	сть, очевидно, и другой план в отно-
шении Германии, который направлен на то,
чтобы не допустить ее экономического вос-
становления из-за опасений, что Германия
станет конкурентом на европейском и ми-
ровом рынке. Этому плану соответствует
такая, политика, которая направлена на
экономическое ослабление Германии и на
разрушение Германии как единого государ-
ства, хотя бы 0б этом открыло и не гово-
рилось, В этом случае Германию будут
стремиться использовать те державы, кото-
рым та или иная германская территория
нужна как база для развития, прежде вее-
№, военной промышленности, a реакци-
онные силы Германии — как опора в та-
кой политике, которая прееледует пели гос-
подства над демократическими странами
Европы и направлена против развития де-
мократического движения в освобожденных
от фашизма европейских государствах.
Ясно, что эта политика выражает стремле-
ние к установлению империалистического
мира и в данном случае, Это опасный план
© точки зрения интересов демократии и
мира в Европе, Этот план, направленный
против восстановления Германии, как еди-
ного демократического государетва, п про-
тив жизненных интересов германского на-
рода, может оказать содействие только
германским реакционерам-реванигиетам, ко-
торые готовы взять в свои руки идею об’е-
динения Германии и использовать ее в
своих ревантиистеких целях, мечтая о вос-
становлении агрессивной империалистиче-
ской Германии.
	Среди‘ демократичееких стран не долж-
но быть сторонников этого плана в этно-
шении Германии. Среди демократических
стран тем более не должно быть сторон-
ников такого плана, который означал бы
попытку использовать ту или иную часть
Германии в качестве военной или военно-
промышленной базы для тех или иных бу-
дущих. военных авантюр в Европе, или как
опору редкционных жил Европы против
прогрессивных демократических сил в Гер-
мании и в других европейских государет-
вах. Только сторонники империалиетическо-
го мира могут поддерживать осуществление
такого плана в отношении Германии, что,
однако, не может не встретить’ противо-
действия со стороны многих демократиче:
ских стран, В числе последовательных про-
тивников этого плана в отношении Герма-
нии будет, естественно, и Советский Союз,
который неуклонно защищал и будет за-
щищать интересы восстановления демокра»
тического мира в Европе и за пределами
Европы,

При подготовке мирного договора с Гер-
манией нам придется решить, прежде вее-
го, два основных вопроса. Подготовка мир-
ного договора с Германией будет успешной
в том случае, если правильно будут реше-
ны, во-первых, вопрос о создании общегер-
манского демократичеевого правительства,
и, во-вторых, вопрос о будущей мирной
конференции для рассмотрения этого догово-
ра. Конечно, есть’и другие вопросы, евя-
занные с подготовкой мирного договора, Но
решающее значение имеют указанные два
главных вопроса.
		лицию и совместно вели освободительную
борьбу против. лагеря фашистеких .rocy-
даретв, стремившихся к мировому гоепод-
ству и к установлению фашистского строя
во воем ‘мире, — и эта борьба их об’единя-
ла, давая возможность ‘успешно решать
многие еложные вопросы международного
значения, Досталочно сослаться на такие
факты, Kak конференция трех союзных
держав в Тегеране, Ялте и Потсдаме, зна-
менитые решения которых вошли важным
вкладом в историю народов.

Положение изменилось после окончания
второй мировой войны, когда выяснилось,
что у прежних участников антифантетской
коалиции существуют разные цели в во-
просе об установлении послевоенного мира.
	Тотда выяснилось, что одни страны етре-
MATCA к Установлению демократического
мира — мира, основанного на равноправии
народов и на признании суверенитета
больших и малых ‘государетв. Такой мир
дает возможность ‘развивать мирное со-
трудничество между государствами, несмот-
ря на разницу общественных систем и не-
емотря на различие в идеологиях. Установ-
ление. демократического мира означает так-
же, что и побежденные етраны имеют пра-
во на свободное демократическое развитие,
также полное восстановление своей неёзави-
симости.

Тогда выяснилось, вместе © тем, что
другие страны стремятся к установлению
не демократического, & империалистического
мира, установление которого означает гос-
подство некоторых сильных держав над
другими, большими и малыми, народами,
не считаясь с их правами и национальным
суверенитетом. Нетрудно понять, что уста-
новление империалиетического мира неиз-
бежно ведет к разделению государетв Ha
две категории: на господствующие держа-
вы, е одной стороны, и на подчиненные и
закабаленные государства, е другой сторо-
НЫ, & ЭТО, В СВОЮ очередь, ведет к новым
международным конфликтам и войнам, ко-
торые заключают в себе опасность треть-
ей мировой войны.

Стремление в установлению империали-
стического мира не могло, конечно, не
ветретить сопротивления ©O стороны мно-
тих демократических государетв. Я не
скрою, что Советский Союз целиком стоит
на стороне тех, кто стремится в установ-
лению демократического мира и борется
против навязывания империалистического
мира народам. Империалистический мир
не может быть прочным. Прочным может
быть только такой мир, который основан
на демократических началах.

Йз этого видно, в чем заключается оено-
ва расхождений между вчерашними с0юз-
никами,

Это относитея и к вопросу 0‘ мирном.
	урегулировании для Германии. Мирный 10-
	говор с Германией должен определить судь-
бы Германии на долгий период. Еетествен-
но, ветает вопрос, будет ли этот договор
основан на принципах демократического
мира или мира империалистического.

Для Советского Союза, осуществляюще-
го ленинско-сталинскую политику мира,
ответ на этот вопрос ясен, и этот ответ
может быть только таким: мирный договор
© Германией должен быть основан на прин-
ципах демократического мира и должен со-
действовать экономическому — восстановле-
нию Германии и ее будущему восстановле-
HH} как независимом демократического
государства. Коротко говоря, мирный до-
говор с Германией должен быть основан на
тех принципах, которые легли в основу
решений Ялтинекюй и Потедамекой кон-
ференций союзных государств по вопросу 9
Германии. На основе этих решений мы дол-
жны обеспечить демилитаризацию и демо-
	Мы рептили расемотреть шесть вопросов,
поставив их в нашу повестку дня. Среди
них несколько вопросов, касающихся Гер-
мании и австрийского договора. Эти во-
просы имеют неодинаковое значение.

Советская делегация предлагает, чтобы
первое место в повестке дня наштето ©ове-
щания занял вопрое © подготовке мирного
договора © Германией. Поскольку выяени*
лось, что имеются возражения против’ этоб-
го, я изложу наши мотивы подробнее.

Советское правительство считает, что
больше нельзя откладывать подготовку
мирного договора © Германией, Достаточно
сказать, что прошло уже большие чем два
© половиной года co дня капитуляции. Гер-
мании, а этот вопрос таки не сдвинулся
с места.

Мы потратили не мало времени на то,
чтобы подготовить. пять мирных договоров
с бывшими сотозниками Германии. Эта’ ра-
бота, в конце концов, была завершена 8B
общем успептно. Мирные договоры е Ита-
лией, Румынией, Болгарией, Венгрией. Фин-
лянлией уже вступили в силу. Перед на-
родами этих стран открылись перспективы
мирного. развития, что отвечает. стремлени-
Ям не только этих народов, но и интересам
установления прочного мира в Европе.
  Теперь пришло время решить вопрос о
мирном урегулировании для Германии. Нас
никто нв поймет, если Совет министров
будет откладывать решение этого вопроса
и отнесот его к числу второразрядных дел
на нашем совещании, .

Одновременно мы должны разрешить и
австрийский вопрос: Это также одна из
задач настоящей сессии Совета министров
иностранных дел.

Мы решили обсудить на этой ‘сессии
Совета ряд вопросов, относящихея к Гер-
мании. Среди них имеются важные вопро-
сы текущего характера. Им необходимо
уделить серьезное внимание. Но коренной
вопров для Германии — это вопрос © мир-
ном договоре. Полготовкой такого договора
	трудно оыло заняться до настоящего вре-.
	мени, поскольку Совет был занят рядом
других неотложных дел, Но, е другой сто-
роны, откладывание этого вопроса в дод-
гий ящик теперь уже недопустимо.
	Вопрос о мирном договоре с [Германией
является, как всем нам понятно, вопросом
9 судьбах Германии и, вместе с этим, во-
просом © полном восстановлении мира в
Европе, Этот мирный договор нужен не
только Германии. Он нужен всем народам
Европы, и не только Европы. Разве можно
отрицать, что народы Европы хотят, что-
бы был, наконец, установлен прочный мир
во всей Европе. И это вполне понятно, по-
скольку без установления полного мира в
Европе не может быть прочного всеобще-
го мира,
	вонечно, вопрос о мирном урегулирова-
нии для Германии не простой вопрос, и при
расемотрении этого вопроса будут те или
иные расхождения между нами, но откла-
дывание этого вопроса отнюдь не облегчит
положения.

Теперь, в послевоенный период, как из-
вестно, нередко возникают расхождения по
тем или иным вопросам международного
значения между Советским Союзом и apy-
жественными ему демократическими госу-
дарствами, с одной стороны, и Соединенны-
ми Штатами Америки и некоторыми запад-
ноевропейекими державами, с другой сто-
роны. В этом отношении имеется большая
разница между тем, что было во время
войны, и тем, что имеет место после окон-
чания войны. Чем об’яеняются эти нынещ-
ние расхождения? В чем их основа?

Во время втерой мировой войны Велико-
британия, Соединенные Штаты. Америки,
Советский Союз и другие демократические
государства создали антигитлерювекую коа-
	У нас имеется и база для решения этих
вопросов.

Потедамская конференция прямо сказа-
ла при учреждении Совета министров ино-
странйых дел, что «Совет будет использо-
ван для подготовки мирного урегулирования
для Германии с тем, чтобы соответствую-
щий документ был принят пригодным для
этой пели правительством Германии, ког-
да такое правительство будет образовано».
Надо выполнять это решение Потедамекой
конференции. Нельзя дальше откладывать
вопрос 06 образовании общегерманского де-
мократического правительства. Такое от-
кладывание наносит ущерб не только гер-
манекому народу, но и другим народам Ев-
ропы, заинтересованным в скорейшем ус-
тановлении прочного мира во всей Европе.
	Что касается мирной конференции, то
нам следовало бы теперь же договориться
о составе ее участников, В прошлом году
на Нью-Йоркской сессии Совета  миниет-
ров иностранных дел мы единодупно уста-
новили, какие государетва должны быть
привлечены к предварительным консульта-
циям при подготовке мирного договора с
Германией. Тогда было решено, что к кон-
сультациям, помимо пяти великих держав;
должны быть привлечены соседние Герма-
нии союзные государетва, а также другие
еоюзные государства, участвовавшие CBOH-
ми вооруженными силами в войне против
Германии. Послё этого возникли предложе-
ния, которые находятся в полном противо-
речии е этим решением, принятым Советом
министров в Нью-Йорке, Если мы не хотим
срывать то, что еогласовано между нами,
то следовало бы придерживаться указанно-
го Нью-Йоркского решения, И тогда воп-
рос 0б участии в гонсультациях при Под-
готовке мирного договора, а также вопрос
о составе самой мирной конференции было
бы разрешить не трудно.
	Бее другие вопросы, относящиеея к пед-
готовке мирного договора, можно было бы
решить без большой затяжки, если бы бы-
ли решены указанные два главных вопро-
ca, без решения которых нельзя закончить
подготовку мирного договора с Германией.
	Bee сказанное мною имело целью, 80-
первых, показать важность принятого нами
вчера решения — обсудить вопрос о под-
готовке мирного договора с Германией п,
во-вторых, обратить внимание Совета на
тлавные вопросы, возникающие в связи C
этим. Ввиду важности дела, советская де-
легация настаивает, чтобы этот вопрос был
рассмотрен первым из всех вопросов, OTHO-
сящихея к Германии.

Я напомню, что еще в апреле 1946 г.
правительство Соединенных Штатов Амери-
ки настаивало на скорейщей подготовке
Мирного договора .е Германией; Е ‘этому
предложению ‘присоединялись также бри-
танекая и французская делегации;

В то время, однако, это было невозмож-
но сделать, поскольку все внимание было
сосредоточено на подготовке первых пяти
мирных договоров. Но теперь, в конце
1947 г., у нас имеется полная возмож-
ность вплотную заняться подготовкой
мирного лотовора с Германией, не отклады-
	вая больше этого важного дела люд тем или
иным предлотом,
	Советское правительство считает необхо-
димым ускорить подготовку мирного догово-
ра с Германией и предлагает поставить этот
вопрос впереди других вопросов настоящей
сессии Совета. Мы исходим из того, что
не один только Советский (0103 заинтере-
сован в том, чтобы ускорить восетановле-
ние мира во веей Европе. Конечно, в этом
заинтересованы и другие народы Европы,
и не только Европы. Все это дает мне ос-
нование надеяться, что наши предложения
ветретят поддержку и у других делегаций.
		брошюр. Только в труде вместе с рабочими
и крестьянами можно стать настоящими
коммунистами» (Том ХХУ, етр. 396).

Сотни примеров из жизни вузов нашего
района показывают, что комсомольцы, про-
шедшие большую производственную школу,
занятые кропотливой организационной и
воспитательной работой, постепенно при-
обретают необходимые качества хоманди-
ров производетва, руководителей и воспи-
тателей масс.
	Вомсомольцы факультета транепортного
машивостроения Высшем технического
училища имени Баумана тт. Полежаев 2
Михайлов, постоянно бывая на производ-
стве, хорошо изучили условия заводской
жизни, а активная общественная деятель-
ность обогатила их академические знания,
вооружила их могучим оружием-— опытом
работы с массами. И не случайно они поль-
зуютеся большим авторитетом и’уважением
не только среди еволх товарищей етуден-
тов, но и среди рабочих производетва, < ко-
терым постоянно связаны. Тов. Егорычев,
студент того же училища, в 1941 году
закончив Ш курс, ушел добровольцем на
фронт. Большой и трудный путь войны
обогатил ето жизненным опытом. Осенью
прошлого года он вернулея на ПУ курс с
опозданием на месяц, но благодаря своей
настойчивости сумел наверетать упущен-
ное, стать в ряды отличников и взять на
себя большую общественную работу. Он
был секретарем бюро ВЛЕОМ факультета,
& сейчас избран сокретарем вузовского ко-
митета ВЛЕСМ.

Таких комсомольцев много. Своим при-
мером они опровергают различные равтово-
ры отдельных студентов, среди которых, в
сожалению, встречаются и члены ВЛЕСМ,
‘разговоры о том, что, дескать, невозможно
хорошо учиться и вести общественную ра-
боту. Надо, чтобы комсомольские организа-
ции вели © такими настроениями борьбу и
широко раз’ябняли молодежи, что только
в непосредственном ‘общении © массамя
воспитываются, растут настоящие руково-
дители масс. В каждом инетитуте есть мно-
о примеров, которые это ярко подтвёрж-
дают. Важно, чтобы. раз’яснительная работа,
	не была, оторвана от жизненной практики,
чтобы каждый факт недобросовестного от-
ношения к общественному” поручению  об-
суждалея коллективом, получал достойную
	оценку. Известен такой факт. Комсомолец
	студент Инженерно-строительного инетиту-
та имени Куйбышева Транов не принимал
никакого участия в общественной жизни
своего коллектива. В 1945 году Транов по-
лучил комеомольское взыскание за то, что
отказалея участвовать в работах, евязан-
ных ес ремонтом и благоустройством здания
института. Однако это взыскание,  види-
мо, недостаточно подействовало. Потребова-
лось специальное решение комитета ВЛКСМ,
чтобы Транов вместе с другими етудентами
выехал летом 1947 года на строительство
Гусевской электростании в подшефном Во-
локоламеком районе. И вот здесь, в общении
© люхьми, преобразующими свой район, вос-
станавливающими хозяйство, разрушенное
немецкими оккупантами, Транов почувство-
вал себя совсем другим человеком. Он по-
нял, как глубоко забтуждалея. Перед. еа-
мым ог’ездом в Москву произошла авария
— размыло плотину; Вся группа, студентов
по призыву Трановё. осталась на строитель-
стве для ликвидации аварии, Сейчае Тра-
нов не ‘только передовик учебы, но
и один из эктивистов института.

Было oat HemMMaRAwwWA arnanugmranm nx
	Было бы? неправильно ограничивать 0б6-
щественную работу студентов только вы-
полнением поручений внутри своей органи.
Ballin.
	Обрашаяеь к делегатам первой всесоюз-
ной конференции студентов в 1995 году,
товарищ Сталин призывал к тому, «...что-
бы пролетарекое студенчество расематрива-
ло себя как неразрывную часть трудящих-
ся массе... чтобы студенты чувствовали себя
общественниками и вели себя как поллин-
ные общественники». Выполняя указанле
товарища Сталина, комсомольские руково-
дители вузов и техникумов обязаны тща-
тельно‘ продумать пути выхода на ‘общест-
венную арену всей своей организации.
Необходимость этого. выхода справедливо
подчеркивал т. Михайлов на ХУ! пленуме
ЦБ ВЛЕСМ. Широким ‘полем полезной дея-
тельности ‘вузовской молодежи являются
премышленные предприятия. Здесь,  пере-
	давая свои знания рабочей молодежи, - сту-
денты в то же время могут изучать работу
предприятия, ‘особенности организационной
й воспитательной работы.
	О том, что у вузовской молодежи эсть
большое желание вести общественно-полез-
ную работу за пределами свое учебного
заведения, говорят решения большинства
отчетно-выборных комсомольских собраний
вузов и техникумов нашего района. Так,
‘комсомольцы Института химического маши-
ностроения просят райком выделить груп-
ну предприятий, где они будут проволить
организационную и политическую  pago-
ту. На отдельные предприятия района уже
направлено около 40 комсомольцев ‘инсти-
тута.

Вомсомольская организация ‘выстег
техкического училища им. Баумана Tome
взяла шефство над несколькими предприя-
тиями района. Кроме того на направила
70 студениов для проведения массово-поли-
тической работы среди рабочих треста Мс-
жилетрой. Комсомольцы с каждым THEM
расширяют круг своей деятельности, сейчае
они создают физкультурные кружки и кол-
лективы художественной самодеятельности.

меомольцы Областного педагогического
института создают литературный лекторий
в Бауманеком детском доме культуры и 6е-
рутся за руководство различными кружка-
ми в школах района. Решено также оказать
помощь в работе школьных комеомольских
организаций. Bee oto поднимет уровень
комсомольской, работы ‘и в: сайих учебных
заведениях и на предприятиях района.
	Юноши и девушки горят желанием от-
пать свою энергию укреплению нашей со-
Циалистической = Родины. Студенческие
комсомольские организации, их руководя-
щие органы и райкомы ВЛКСМ должны
строить работу так, чтобы каждый комео-
молец, каждый студент выполнял общест
венное поручение, как бы мало оно ни бы-
10. К этому обязывает указание товарища
Сталина: ` «Никома не ‘отказывайтесь от
малого в работе, ибо из малого строится ве-
Ликое, — в этом один из важнейших заве-
тов Ильича»,

П. ГЛЕБОВ,
	сскретарь Бауманского райкома ВЛКСМ.
	Приведенные факты не являются типич-
ными, они характеризуют лишь отдельных
студентов, но и за эти единичные явления.
мы не имеем права слагать с себя ответет-
венность. И важно не только осудить по-.
добные проявления несознательности, но,
главное, разобраться в причинах, их. по-
рождающих. Одной из таких причин, мне
кажется, является недостаточная требова-
тельность к студентам, примиренческое от-
пошение к фактам халатного выполнения
общественных поручений, отступления пе-
ред первыми же трудностями. Это можно.
показать на примере общественной  дея-
тельности некоторых студентов Института,
химического машиностроения,

Группа, студентов, по поручению комите-
та ВЛЕСМ, должна, была работать е уча-
щимися подшефного ремесленного учили-
ща. Но первые же несколько встреч пока-
зали, что тт. Тюрин, Шперер, Манеев, Ко-
лачева, Усальская и Баранова, не могут от-
ветить на многие вопросы, волнующие бу-
дущих рабочих, не могут организовать ни
одного мероприятия, отвечающего желани-
ям и уровню ремесленников.  Будущле
вомандиры производетва, не только не спра-
вились © комсомольским поручением, но и
не сделали сколько-нибудь серьезной по-
пытки преодолеть трудности, связанные ©
этим поручением. К сожалению, подобные
факты не единичны.

В минувшее лето большая группа ком-
сомольцев того же института выезжала в
подшефный Волоколамский район для про-
ведения среди колхозников массово-полити-
ческой работы. Значительная часть сту-
дентов оказалась совершенно неподготов-
ленной для этого. Кроме громких читок га-
зет они не емогли провести ни одного ме-
роприятия. Если же случалось, что колхоз-
ники задавали вопросы, студенты терялись,
не могли на них ответить, Одна лз бригад
института через пять дней после своего
от’езда в район вернулась в Москву.

На Ш с’езде комсомола В. И. Ленин под-
черкивал: «Нужно, чтобы союз коммуни-
стической молодежи свое образование, свое
учение и свое воспитание соединил © тру-
дом рабочих и крестьян, чтобы он не запи-
ралея`в свои пколы и не ограничивался
лишь чтением коммунистических книг и
	Общественная работа
студентов
	Подготовка»  высококвалифицированных  ‘этих трудностей. Чтобы не быть толоелов-
	вым, приведу несколько фактов из жизни
вузов своего района.
	Бывший студент Московского высшего
технического училища им, Баумана комсо-
молец Александр Лев пять с половиной лет
хорошо учился, успешно сдавал все экеа-
мены, в том числе и по основам маркеизма-
ленинизма. И никто не мог подумать, что
Лев может оказаться в какой-то степени
обывателем, человеком, в котором еще со-
знание не поднимается выше личных инте-
ресов. Но далекий от практических дел про-
изводства и от всякой общественной рабо-
ты, он по окончании училища вдруг стал
категорически отказываться от поездки на
работу по месту назначения. Что только ни
делал он для того, чтобы остаться в Моек-
ве хотя бы на сзмой незначительной рабо-
	те! Вотда же с ним побеседовали, то оказЗ-
	лось, что он боится самостоятельной рабо-
ты, боится трудностей, которые могут
встретиться на производетве, не уверен в
своих силах, боится коллектива, которым
ему предстоит руководить. Выпуекница 1т0-
0 же училища комсомолка Насонова ока-
залась настолько неподготовленной к прак-
тической деятельности, что решила вообще
работать по другой специальности, не тре-
бующей ни особых энаний, ни особого уме-
НИЯ.
	Эти факты, конечно, не дают основания
для обобщения, но они свидетельетвуют о
том, что комсомольские организации вузов
и техникумов еще не сумели охватить ©во-
им влиянием всех студентов, не привили им
навыков, без которых советокий  епециа-
лист не может отвечать своему высокому
назначению, Уловлетворяясь показателями
В академической успеваемости студентов,
вомсомольекие организации еще слабо вос-
питывают у них чувотво долга перед Роди-
вой, недостаточно привлекают их к обще-
ственной деятельности.
	специалистов, не только в совершенстве
знающих свое дело, но и умеющих вести за
собой массы трудящихся, — задача огромной
политической важности, и комсомолу
высших учебных заведений в этом принад-
лежит значительная роль. Успех дела бу-
цет во многом зависеть от того, насколько
хоропю и серьезно  вузовекие коллективы
ВЛЕСМ будут помогать дирекции, партийной
организации в коммунистическом воепита-
нии многотысячной армии будущих инже-
неров, учителей, врачей и других специа-
листов. Очень важно, чтобы еще на ету-
денческой скамье будущие специалисты
приобрели навыки организационной и вос-
питательной работы, научилиеь решать те
или иные вопросы в тесной связи с общей
обстановкой в стране, ‘умели правильно
оценивать события и делать из них долж-
ные выводы, стали воспитателями Macc.

В решении этой задачи изучение ре-
волюционной теории, постоянная связь с
массами, активная общественная деятель-
ность имеют решающее значение. Одно без
другого не может дать положительного ре-
зультата. В самом деле — нередко человек,
хорошо знающий основы маркеизма-лени-
низма, но стоящий в стороне от обществен-
ной жизни страны, при необходимости ре-
шить какую-либо проблему оказывается не
в состоянии это еделать. Вот почему
сочетание этих элементов является од-
ним из принципов коммуниетического вос-
питания студенческой молодежи. Недавно
закончившийся ХУ! пленуи WR BRCM
призывает вею армию советских студентов
к еше более энергичному участию в работе
с молодежью предприятий, колхозов, ремес-
ленных училиш и школ. К сожалению,
из некоторых высших учебных заведений
выпускают отдельных специалистов,
хорошо знающих свое дело, но не умею-
щих работать с массами, не умеющих пре-
ололевать трудности и нередко боящихся