Суббота, 3 января 1948 г., № 2 (858)
				ВСЯ СТРАНА ПРИВЕТСТВУЕТ
ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РУМЫНИИ
НАРОЛНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ
	ВУХАРЕСТ, 2. января. (ТАСС). В прези-
диум Румынской народной республики про-
должают поступать многочисленные теле-
граммы от различных организаций, 06-
ществ, профсоюзов страны. Генеральная
конфедерация труда в своей телеграмме от
имени всех трудящихся ¢ энтузиазмом при-
вететвует провозглашение Румынской на-
родной республики. Рабочий классе, гово-
рится в телеграмме, идущий во главе все-
го народа в борьбе за дальнейшее развитие
демократии в Румынии, видит в упраздне-
нии монархии устранение серьезного пре-
нятетвия на пути к прогрессу и блатосо-
стоянию румынекого народа. Мы заверяем,
говорится в телеграмме, что все трудящее-
ся население будет © энтузиазмом работать
во имя экономического процветания стра-
ны, во имя обеспечения независимости и
суверенности Румынокой народной респуб-
лики. Телеграмма заканчивается словами:
«Ла здравствует Румынская народная рес:
публика, открывшая широкий путь наше-
му народу к светлому будущему!».
	Учащиеся выеших учебных заведений
Румынии в своей телеграмме также при-
ветствуют провозглашение Румынской на-
родной республики.

(Союз румынских студентов. говорится в
телеграмме, берет на себя обязательства
вместе с рабочим класеом и трудящимися
крестьянами продолжать борьбу за новые
победы нашей народной демократии. Вместе
с нашими профессорами мы будем трудить-
ся над тем, чтобы дать стране как можно
больше квалифицированных специалистов
и научных работников, которые помогли
бы разрешению задач, стоящих перед рес-
публикой. Да здравствует Румынская нал
родная республика! Да здравствует общая
борьба рабоче-крестьянской молодежи и
студенчества за лучшую жизнь!
	В. телеграмме, присланной  профеоюзом
журналистов, говорится: «Румынская пе’
чать всеми своими силами будет помогать
родной Румынской народной республике в
ее борьбе против врагов».
	По всей провинции сегодня проходят ми*
тинги. Воинокие части и служащие recy:
дарственных учреждений приносят прися-
гу молодой Румынокой народной респуб-
лике.
		ЗАХВАТА ТРЕПЛАПДИИ .
	ВКОПЕНТАГЕН, 2 января. (ТАСС). Га-
зета «Экстрабладет» опубликовала теле-
грамму агентства Юнайтед Пресс, содер-
жащую высказывания некоторых членов
американского конгресса по вопросу 06
американских базах в Гренландии и 07т-
крыто демонстрирующую  империалисти-
ческие замыслы видных политических
деятелей США. В телеграмме, между про-
чим, говорится:
	«Роберт Чиперфилд, являющийся  чле-
ном комиссии пс иностранным делам па-
латы представителей, заявляет, что он не
знаком ес деталями гренландекой пробле-
мы, но он доверяет решениям государет-
венного департамента по этому вопросу.
Он не исключает, кроме того, что вопрос
о покупке Америкой Гренландии, в03-
можно, будет обсуждаться в связи с пла-
ном Маршалла. Республиканец Мэрион
Беннет считает, что США должны были
поставить продажу Гренландии условием
оказания экономической помощи Дании в
связи е планом Маршалла. Он замечает,
что США, несомненно, согласились бы за-
нлатить” подходящую сумму за Гренлан-
дию и что переговоры об этом следовало
бы начать как можно скорее. Демократ из
Массачузетс Томас Лейн заявляет, 470,
по его мнению, для США абсолютно необ-
хедимо иметь контроль над Гренландией
незавиенмо от того, будет ли дело ула-
жено покупкой или соглашением. Он мо-
тивирует свое мнение значением ТГрен-
ландии для оборонных планов Западного
полушария. Лейн является, между про-
чим, инициатором резолюции, которая 6бу-
дет предложена конгрессу и которая пре-
дусматривает начало переговоров государ-
ственным департаментом о покупке или
другого рода приобретении Гренландии и
подобных оборонных опорных пунктов
(например, Каранбских островов)». В рэ-
золюции утверждается, что названные
территории будто бы имеют «жизненно
2ажное значение для обороны США».
	Ответственный редактор
К. А. МИНИН.
		Поддержка кандидатуры Усллеса в США
	НЬЮ-ИОРЕ, 2 января. (ТАСС). Ванди-
датура бывшем вице-президента,
Уоллеса в президенты на выборах 1948 г.
продолжает получать одобрение и поддерж-.
КУ с0 стороны многих демократических.
групп и прогрессивных лидеров, в 060-
бенности в среде профсоюзов. Корреспон-
цент агентетва Ассошиэйтед Пресс сообщает
из Детройта, что, несмотря на недавние на-
падки председателя профсоюза рабочих ав-
томобильной промышленности Рейтера на
Уоллеса. группа руководящих работников
крупнейшего профсоюза рабочих автомо-
бильной промышленности на местном заво-
де Форда, насчитывающем 65.000 членов,
одобрила кандидатуру Уоллеса. «Комитет
траждан Мичигана» — прогрессивная 0р-
ганизация, созданная для выступления в
защиту переизбрания Рузвельта в 1940
тоду, — назначил в Детройте митинг на
7 января для мобилизации сил в поддерж-
ку Уоллеса.

Как сообщает корреспондент агентства
Ассошиэйтед Прессе из Сан-Франциско,
пользующийся большим влиянием предее-
датель входящего в Конгресс производет-
венных профсоюзов (ЮПП) профсоюза пор-
товых грузчиков в Бриджес заявил, что
кандидатура Уоллеса «сообщит выборам
1948 года рузвельтовский дух» и приведет
к тому, что в выборах примут участие
миляионы избирателей, которые в против-
‘ном случае не голосовали бы, так как они
не видят большой разницы между респуб-
ликанцами и демократами.

На состоявшемся в Нью-Йорке митинге
около 1.000 рядовых членов профсоюза
моряков (ВП) одобрена кандидатура
Уоллеса. Секретарь  общенационального
профсоюза Смит заявил представителям
печати, что 7 членов исполнительного ко-
митета профсоюза, включая его самото и
вице-предеедателей Маккензи и Янга, пос-
али Уоллесу телеграмму, в которой зая-
вили о своей поддержке его кандидатуры.
Смит сообщил, что многие профсоюзные
деятели Нового Орлеана, Хьюстона, Сиэтла
	и других портов 0б’`явили 0 поддержке
	Уоллеса.
	ВОВОГОДВИЕ ПОЗДРАЗЛЕНИЯ
ОТ МОЛОЛЕЖИ
ПЕМОКРАТИЧЕСКИХ СТРАН
	В адрес Антифаптистекого комитета с0-
ветской молодежи получены новогодние
поздравительные телеграммы от демокра-
тической молодежи зарубежных стран.

Посылая горячий братский привет, (0103
борьбы молодых из Варшавы желает новых
успехов в строительстве страны.

Получена телеграмма из Белграда:

— Дорогие товарищи! Направляем вам
братские поздравления по поводу Нового
гола е самыми лучигими пожеланиями даль-
нейших успехов советской молодежи в ее
работе по усилению и расцвету великого ©о-
циалистического Отечества — Советского
Солоза, который стоит во главе прогрессив:
Horo человечества в борьбе за длительный
мир и победу демократии во всем мире,
против империалистов и поджигателей но-
вой войны.

Молодежь СССР своей работой всегда
служила для молодежи Югославии приме-
ром того, как нужно самоотверженно бо-
роться и работать на пользу своего Оте-
чества.

Да здравствует великий вождь и учитель
Генералиссимус Сталин!

Да здравствуют вечная дружба и брат-
ство- народов СССР и Югославии!

Центральное вече.

Свободная австралийская молодежь шлет
в Новом году советской молодежи сердеч-
ные пожелания успехов в дальнейшем вос-
становлении Советской страны.

Финско-русское общество студентов по-
здравляет советское студенчество с Новым
тодом и выражает искреннее желание даль-
нейшего развития сотрудничества и
взаимопонимания! (ТАСС
	БОЛГАРО-ЮГОСЛАВСНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
0 ЛИКВИДАЦИИ В’ЕЗДНЫХ
И ВЫЕЗДНЫХ ВИЗ
	СОФИЯ, 2 января. (ТАСС). С 1 января
вступило в силу  югославо-болгарекое ео-
тлашение о ликвидации в’ездных и выезд-
ных виз и других формальностей для траж-
дан Болгарии и Югославии при проезде из
одной страны в другую. А в связи с этим
министр внутренних дел Антон [Ores из-
дал приказ, на основании которого болгар-
ские траждане могут посещать Югославию
через установленные пограничные пункты
без виз и специальных паспортов.
	ШАХМАТНЫЕ ТУРНИРЫ
В ЮГОСЛАВИИ
	БЕЛГРАД, 2 января. (ТАСС). В Бел-
граде начался первый молодежный и од-
новременно с ним первый женский шах-
матные турниры на первенство Югосла-
вии. Последние шахматные соревнования
показали большие успехи молодых шах-
матистов. Шахматы стали одной из Ca-
мых распространенных игр молодежи.
Только на строительстве молодежной до-
роги в этом году было сыграно 28.000
партий.

В молодежном шахматном турнире уча-
ствуют 14 человек. В женеком чемпио-
нате участвуют 12 человек. Первые два
дня турнира. показали, что срели югослав-
ской мололежи имеется много талантли-
	ВЫХ шахматистов.
eet 32 23а
		Прибывшие в СССР по приглашению
BORC деятели искусств Болгарии выступат
в Москве в концертах. Композитор Панчо
Владигеров, являющийся одновременно ди-
рижером и пианистом, примет участие в
концерте, организуемом 4 января Москов-
ской филармонией и Всесоюзным Радиоко-
митетом в зале имени Чайковского, В `про-
грамме — произведения П. Владигерова:
болгарская сюита, концерт для фортепиано
с оркестром, болгарская рапсодия, два ру-
мынских симфонических эскиза. Дирижиро-
вать будут автор и дирижер Больного те-
arpa №. Кондрашин.

На следующий день в Большом зале Мос-
ковской консерватории организуется высту-
пление народного артиста Болгарской На-
родной республики Михаила Попова (бас).
	клицает по этому поводу: «Познай свой
род, своих сородичей! Не забудь, что ты
составляешь He только 18 миллионов».

В другой своей книге «История тюр-
кизма» тот же автор прикрывает евои ан-
тисоветские высказывания, преподнося их
	в виде абстрактных исследований TIOp-
кизма. В этой книге OpxyH прямо-таки
по-гитлеровски пытается доказать  пре-
восходство турок над всеми народами
мира.

Огуз Тюрккан в своей брошюре «На
	пути к национализму» повторяет расист-
ские и пантюркистские «идеи». «Тюркизм,
— пишет автор, — это турецкий нацио-
нализм, существующий в Турции. подоб-
но тому, как в Германии существует на-
ционал-социализм». «Турецкую кацию, —
продолжает Тюрккан, — составляют. все
65 млн. турок, проживающих вне Тур-
ции на обширном пространстве от Болга-
рии до Алтайских гор».

Турецкие власти поощряли подрывную
деятельность пантюркистов против СССР.
В этом нет ничего удивительного, если
принять во внимакие, что правящая вер-
хушка Турции желала поражения и рас-
членения Советского Союза. Еще 5 аз-
густа 1941 года турецкий посол в Бер-
лине Гереде заявил немцам: «..можно 96 -
единить Кавказские народы в Олно буфер-
	ное государство», «...на восток от Кас-
пийского моря также могло бы  возгик-
нуть самостоятельнсе тюркское госудаэ:
	Бывший в то время  премьер-министром
Турции Сараджоглу в беседе с Папеном,
послом фашистской Германии в Турции, 27
августа 1942 г. заявил, что «как турок» он
страстно желает уничтожения России. Тот
же Сараджоглу, выступая в турецком пар-
ламенте, сказал в 1942 году: «Мы, турки, —
тюркисты и всегда будем тюркистами. Для
нас тюркизм является не только вопросом
крови, но и вопросом совести и культуры».

Конечно, не все студенты и не все про-
фессора турецких высших учебных заве-
дений настроены антидемократически. На
протяжении всей второй мировой войны
	университеты Гурции служили ареной ост-
	— ЮПЫЕ АВИАМОДЕЛИСТЫ —
” МОСКВОРЕЦКОГО РАЙОНА
	В дни зимних каникул весело и оживленно в Доме пионеров Москворецкого
района г. Москвы. Здесь работает 22 кружка; самый большой из них — кружок
	провел районных соревнования Юных
	авиамоделистов. Недавно Дом пионеров
	Ло сообщению корреспондента агентства
Юнайтед Пресс из Балтиморы, группа, 60-
стоящая из 84 профсоюзных активистов: п
включающая представителей профсоюзов
рабочих металлургической промышленно-
сти, поваров и других профсоюзов, в заяв-
лении для печати приветствовала Уоллеса
как «представителя рядовых людей» и за-
явила, что эти профсоюзы поддержат его
кандидатуру.
	Порреспондент агентства Ассошиэйтед
Пресс передает из Портленда (штат Ope-
гон), что кандидатура Уоллеса может по-
нучить поддержку некоторых демократиче-
ских лидеров Орегона. Председатель лемо-
кратической партии штата Кэрни заявил,
что кандидатура Уоллеса «повлияет на
программу демократов, которая должна
стать более либеральной, если демократи-
ческая партия собирается победить на вы-
борах».
	Вак сообщает корреспондент агентства
Ассошиэйтед Пресс из Вашингтона, член
палаты представителей, демократ от штата
Мичиган Садовский заявил, что кандилату-
ра Уоллеса «подходит для страны» и что
он не будет удивлен, если петат Мичиган
станет на сторону Уоллеса. Садовский за-
явил, что кандидатура Уоллеса поошрит
многих лиц, боявнихся до сих пор крити-
ковать «нашу двухпартийную внешнюю
политику крупных банкиров и междуна-
родных картелистов, кохорая называется
планом Маршалла. Положение настолько
ухудшилось, что люди боятся говорить то,
что они думают, опасаясь, что их назовут
коммунистами».
	По сообщению корреспондента агентетва
прогрессивный деятель Брайсон заявил,
чтс 11—12 апреля в Чикаго состоится
национальная конференция для координа-
ции действий всех прогрессивных сил, вы-
ступающих в защиту создания третьей
партии.

авиамоделистов. Победители их булут участвовать во Всесоюзных соревнованиях,
	котсрые состоятся в Ленинграде.
	НА СНИМКЕ: в кружке авиамоделистов Москворецкого дома пионеров.
Слева направо-—Семен Брусиловский, ученик 6-го класса 558-й школы, Леонид
Чувахин и Игорь Чебан — ученики 12-й школы.
	Фото В. Грачева.
	Поаздничные спектакли и концерты
	Первый день нового, 1945 года театры
столицы ознаменовали постановкой лучших
пьес своего репертуара. В 26 московских
театрах, парках, концертных залах соетоя-
лись праздничные представления, собрав-
шие переполненные аудитории.

В МХАТе и Центральном театре Ёрас-
ной Армии одновременно шли пьесы на Те-
му о героях Сталинграда—«Дни и ночи»
Симонова и «Сталинградцы»  Чепурнова.
Малый театр показал спектакль «Великая
сила» Ромашова, рассказывающий о совет-
ских ученых — новаторах и патриотах.
Ведущими силами Большого театра была
исполнена классическая опера Чайковского
«Евгений Онегин».

Большюй успех имели вчера спектакли
«Глубокие корни» в Государственном теат-
ре имени Вахтангова и «Судьба  Реджи-
нальда Дэвиса» в Московском театре дра-
МЫ.

Отлельные театры организовали у себя в
	Необычное зрелище представляет сей-
час один из залов музея Советекой Армии.
Почти всю стену зала занимает огромная
не совсем еше законченная картина. Возле
нее — группа военных художников. Тща-
тельно вглядываясь в изображение, они
подходят к ней и делают кистями почти не-
заметные для неопытного глаза мазки.

Картина называется «Форсирование
Днепра». Ее создает коллектив живописцев
под руководством тов. А. Гарпенко, ху-
дожника студии имени Грекова.

Художники поставили перед собой слож-
ную и ответственную задачу: воспроизве-
сти на полотне один из героических эпи-
золов Великой Отечественной войны —
форсирование. советскими войсками Днепра
близ города Переяславля-Хмельницкого.
	В первый день нового года началея ро-
зыгрыш первенства СССР по канадскому
хоккею для команд второй группы. Бак из-
вестно, Московская область представлена
в розыгрыше коллективом  подольского
«Динамо» (зона РОФСР). В первом туре
москвичи ветретились е“ хоккеистами «41о-
комотива» (Вологда) и легко выиграли 0
счетом 19:3.
	фойе новогодниз елки для публики. Бпер-
вые после  б-летнего перерыва была
устроена елка в Большом зале Московской
консерватории. Днем ее ноэетило свыше
1.500 учащихся музыкальных школ сто-
лицы. Перед юными зрителями выступили
с большим разнообразным по программе
концертом ведущие артисты театров Моск-
вы-—лауреаты Сталинской премии, лауреа-
ты всесоюзных и международных конкур-
сов.

Шумно, людно и весело было в Вюнцерт-
ном зале имени Чайковского. Здесь в не-
скольких фойе были также зажжены ярко
убранные елки. Днем на концерте выступа-
ли Мастера балета Государственного Акаде-
мического Большого театра, вечером — ap-
тисты МХАТ’а, Большого, Малого и других
московских театров.

Свыше 100 тысяч москвичей побывали
в кинотеатрах, гле демонстрировались луч-
шие новинки сезона.
	Многие из работающих над этим произ-
ведением военных художников являлись
непосредственными Участниками изобра-
жаемого события.
	На картине мы видим Днепр, берега ко-
торого усеяны наступающими! советекими
войсками. Немцы ведут ожесточенный 06-
стрел е другой стороны реки. Не’ ечитаяеь
со смертельной опасностью, ‘наши воины
смело фореируют широкую водную пре-
траду. Ничто не в силах остановить их по-
белоносный порыв.
	Создание монументального — полотна
«Форсирование Днепра» приурочено к 30-
летию Советской Армии. Эта большая рабо-
та коллектива военных художников будет
показана на обилойной художественной
выставке.
	В Центральной зоне 2-й группы матч
ДВУХ московских команд «Локомотива» и
«Буревестника» принес победу последнему.
Результат 6:2.

Из других матчей следует отметить побе-
ду динамовцев Свердловска нат куйбышев-
скими одноклубниками со счетом 15: 1.
Сегодня играют участники тех же ветреч
в матчах второго круга.
	„Форсирование Днепра“
НОВАЯ РАБОТА ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ
	Успех хоккеистов: Полольскна
	«Пейли уоркер» о предвыборной программе Уоллеса
	ЛОНДОН, 1 января. (ТАСО). Тазета
«Дейли уоркер» в редакционной статье пи-
шет, что предвыборная программа Уоллеса
во многом совпадает с известной традицией
Рузвельта’ и отражает демократические
устремления миллионов американцев. Изло-
жив прелложение Уоллеса о том, что аме-
	БЕЛГРАД, 2 января. (ТАСС). Радиостан-
ция Свободной Греции передала вчера об-
рашение Временного демократического
правительства ко всем народам мира. «Вре-
менное демократическое правительетво, —
гласит обращение, — шлет сердечные поз-
правления всем народам мира и выражает
им благодарность греческого народа за
симпатии и моральную поддержку». Даль-
ше в обращении говорится о героической
борьбе греческого народа против американ-
ского и английского империализма и про-
тив горстки греческих  реакционеров,
	БЕЛГРАД, 2 января. (ТАСС). Радио-
станция Свободной Греции передала вчера
приказ генерала Маркоса. Обращаясь к
бойцам демократической армии Греции и
ко всему греческому народу, генерал Мар-
кое подвел итоги борьбы против монархи-
стов-фашистов и иностранных интервентов
в течение 1947 года. Он констатировал, что
в результате героического сопротивления
греческого народа англо-американская по-
литика покорения Греции потерпела крах.
Вместе с тем потерпели крах и все капита-
листические монархистеко-фашистекие ре-
акционные партии, ставшие на службу
американского империализма. Монархиеты-
фашисты и их иностранные покровители
оказались не в состоянии разбить демокра-
	риканекая помощь Европе должна осущест-
вляться через специальный орган OOH,
газета добавляет: «Вее демократы, сознаю-
		го господетва над миром, одобрят эту про-
грамму».
	«стремящихся превратить Грецию в базу
тля новой войны, в Очаг фашистекого
	длЯ НОВОЙ ВОЙНЫ,
мракобесия».
	Обращение Временного демократического
правительства в Греции
	«Несмотря на все трудности и невидан-
ные жертвы, — заканчивается обращение,
— греческий народ продолжает борьбу и
будет её продолжать. с ‘уверенностью в по-
беде. Но ему нужна. помощь других наро-
дов. Обращаемея к-вам; демократическим
народам, ‘ко всем, ‘кто’ любит мир, свободу
и. прогресе: человечества; ‘активно помочь
борющемуся треческому народу. Его борь-
ба — это борьба за лемократию, за мир и
	свободу во всем мире».
		тическую армию и осуществить свои анти-
народные планы превращения Греции в
плацдарм против соседних, народных рес-
	публик и против Советского Союза.
«Несмотря на трудности. — заявил ге-
	нерал Маркое в приказе, — мы сорвали
	все их планы. Из мелких групп мы созда-
ли регулярную революционную армию, за-
воевали доверие и любовь веего греческого
народа. Сегодня наша борьба пользуется
теплой поддержкой демократических наро-
дов всего мира».

Генерал Маркое призывает . греческий
народ и демократическую армию усилить
борьбу против врата, помогать демократи-
ческой армии, не отступать ни перед ка-
кими трудностями,
		коммутатор К 0: 15-80 до К 0-15-88. Дежу
		рых политических столкновений реакцион-
ных и демократических студентов и про-
фессоров.

Турецкие студенты-фашисты устроили
крупную демонстрацию: 26 апреля 1944
года, когда турецкий суд судил одного
из видных турецких писателей Сабахатина
Али. Один из активных пантюркистов Ад-
сыз явился в суд и заявил, что они бу-
лут обвинять Сабахатина Али в измене
родине. Этот процессе. по его мнению
является борьбой «национализма против
коммунизма», а Сабахатин Али стремился
	«продать» Гурцию России, «Русские, —
сказал  Адсыз,. — расовые и историче-
ские враги Турции». 3 man 1944 года
	фашисты-студенты оргакизовали уличную
демонстрацию в Анкаре. столице Турции.
	Стамбульские студенты ц учащиеся во-
енно-учебных заведений вместе с пере-
одетыми полицейскими приняли актизное
	участие в антисоветской демонстрации
4 декабря 1945 года в Стамбуле. Во время
этой демонстрации были разгромлены ре-
	дакции и типографии демократических га-
зет «Тан», «Ла тюрки» и «Герюшлер», а
	также магазин, продававшии советские
книжные НОВИНКИ.
	В ковых оппозиционных политических
партиях, появившихся за последнее время
в Турции, принимают участие  студен-
ты и профессора, главным Образом, учи-
тельских институтов. В декабре 1946
года турецкие власти под предлогом борь-
бы с коммунизмом разгромили социалисти-
ческую партию и социалистическую рабоче-
крестьянскую партию. Подверглось аресту
несколько сот человек — деятели партий,
лица, принимавшие активное участие в
работе партий, в том числе большое коли-
чество студентов учительских институтов
и провинциальных лицеев в Измире, Адане
и других тородах Турции, а также Анкар-
ской консерватории. Одновременно власти
поощряют деятельность созданной турец-
ким дельцом-миллионером, близко  связан-
ным с пантюркистами Нури Демирагом, пар-
тии «Национальное возрождение». активное
	участие в ‘которой принимает целая груп-
па студентов турецких университетов.

-В связи с протестом, который был за-
явлен в письменной форме 108 студентами
Анкарского университета против травли
демократической профессуры, 7 марта
1947 года в помещении Анкарского уни-
верситета произошло столкновекие между
демократами и фашиствующими студента-
ми. Последние ‘явились зачинщиками
столкновения, но полиция не привлекла
их к ответственности, заявив, что она «не
	гачла в их поведегии элементов пре-
ступления».

19 апреля 1947 года в Измире около
	тысячи реакционных молодчиков из чис-
ла студентов высших учебных заведений
направились в типографию, где печаталась
демократическая газета «Зинждирли хюри-
ет», захватили свежеотпечатанные HOMe-
ра газеты и пошли по городу с криками
«Долой коммукизм». По дороге хулиганы
захватили у газетчиков номера газеты и
Разорвали их на мелкие клочки.
	_ Малейшие попытки прогрессивной  час-
ти студенчества высказать свою точку
зрения по насущным политическим вопро-
сам пресекаются, и этим, студентам пред’-
являются обвинения в коммунизме. Так
случилось с группой турецких студентов,
находящихся в Америке, приславших в
Турцию письмо, ь котором они осу-
ждают вмешательство США во внутрен-
ние дела’ Турции под предлогом оказания
«помощи». В ответ на это письмо турец-
	кий официоз газета «Улус» опубликовала
декларацию студенческой организации
Стамбульского университета, «горячо об-
суждавшей это письмо» и одобрившей
	деиствия турецкого правительства в связи
с речью Трумэна.
	Паглые выходки ‚ фашиствующих сту-
дектов показывают, что в университетах
Турции свили гнездо антидемократиче-
ские элементы, прикрывающне свою реак-
ционную деятельность фальшивыми нацио-
налистическими лозунгами.

ОФашиствующие студенты
	в турецких упиверситстал
	Сборник документов «!ерманская поли-
тика в Турции», опубликованный архив-
ным управлением Министерства иностран-
ных дел СССР, убедительно показывает,
что политика Турции во время второй
мировой войны была политикой прямой
помощи фашистской Германии, содействия
ее военным усилиям. Это привело к
обострению внутриполитической борьбы в
Турции, активное участие в которой при-
нимало и принимает турецкое студенче-
ство.
	Высшее образование в Турции почти не-
доступно рабочей и крестьянской молоде-
жи, детям кустарей, мелких чиновников.
Оно является привилегией детей помещи-
ков, фабрикаетов, купнов, крупных госу-
дарственных чиновников и банкиров. Мо-
лодые рабочие и крестьяне, выходцы из
бедных ЧИНОВНИЧЬИХ семей, лишены
возможности получить не только высшее
и среднее, ко даже и начальное образо-
вание.
	Ассигнования на народное образование
занимают совершенно ‘ничтожное место в
общегосударственном бюджете. Так, из
общей суммы расходов в 952 млн. лир в
1944—1945 гг. на народное образование
ассигновано 62 млн. лир, в то время как на
содержание военной машины, жандармерии
и охранки — 565 млн. лир, т. е. 60 процен-
тов бюджета.
	Неграмотных в Турции очень много —
более двух третей всего населения. К
тому же следует учесть, что  официаль-
ная статистика часто показывает грамот-
ным человека. умеющего кое-как  капи-
сать свою фамилию. ‘Трудовой народ
Турнии не может получить образование —
он живет в чрезвычайно тяжелых усло-
виях. Известный турецкий экономист Тун-
	джер в газете «Ени асыр» указывает, что
«крестьяне ‚ведут первобытный образ жиз-
HH»,

Классовый состав турецкого студегче-
ства предопределяет тот факт, что зна-
чительная его часть заняла в  политиче-
ской борьбе антидемократическую  пози-
цию, став рупором и орудием реакцион-
ных профашистских сил. Это относится,
прежде всего, к Стамбульскому и Анкар-
скому университетам. ©

Турецкие власти превратили высшие
учебные заведения и в особенности Стам-
бульский и Анкарский университеты в при-
бежище реакционеров.

Во время второй мировой войны реак-
ционеры-студенты активно участвовали
в деятельности ряда националистических
организаций, имевших часто очень невин-
ные названия: «Общество любителей кни-
ги», «Народные читальни» и т. сд. Все эти
организации фашистского типа существова-
ли открыто, а их деятельность поощрялась
турецким правительством. Организации эти
проповедывали идеи пантюркизма и пан-
туранизма.

В своей пропаганде пантюркисты и
пантуранисты шли 00 стопам своих гит-
леровских учителей. Помимо журналов
«Бозкурт», «Орхун», «Эргекон», «Чинарал-
ты» эти организации, руководящим яд-
рем которых являлись студееты и про-
фессора Стамбульского университета, из-
дали в 1944 году целый ряд книг по-
громно-расистского, характера: «Турки по
всему свету». «История тюркизма» — автор
Хусейн Орхун, «На пути к национа-
дизму», — автор Огуз Тюрккан, докто-
рант Стамбульского университета.

В книге Орхуна «Турки по всему све-
ту», изданной в Стамбуле, народы Закав-
казья и Средней Азии именуются... тур-
ками. Ничто же сумняшеся. автор вос-
	Новый докум. фильм «МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖИ» — Метрополь,
Москва, Таганский, Художественный,
Хроника, Колизей.

«ЛЕНИН В 1918 ГОДУ» — Авангард.

«ПИРОГОВ» — Метрополь. Ударник, Москва.
	Колизей, Таганский, Художественный,
Центральный, Уран, Орион, Баррикады,
Перекоп.

«НЕРВАЯ ПЕРЧАТКА», «СЕЛЬСКАЯ УЧИ-
ТЕЛЬНИЦА» («Воспитание чувств») —
Метрополь.
	«ПАРЕНЬ ИЗ НАШЕГО ГОРОДА» — Салют,
Экспресс, Динамо.

“ОШИБКА ИНЖЕНЕРА КОЧИНА» — Арс.

“АНТОН ИВАНОВИЧ СЕРДИТСЯ» — Заря.

«ИВАН ГРОЗНЫЙ», «НОВЬШЯ ДОМ» — кино-
театр Повторного фильма.

«МИКЛУХА-МАКЛАЙ» — Метрополь, Наука
и знание, :

«БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЬТЕ» — Кадр.

«НОВОСТИ ДНЯ» №№ 172, 13, «НОРРЧЕПИНГ»
— «ДИНАМО» — кинотеатр Новости дня.

«ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА», днем «МАРИТЕ» —
Юный зритель.

«В 6 ЧАСОВ ВЕЧЕРА ПОСЛЕ ВОЙНЬ№ днем
«АНАИТ» — Октябрь.
	«ГРОЗА» — Экран жизни, Ленинградский
ПКиО, Орион, к/т «ЗИС».

«БЕЛЬЙ КЛЫК» — Аврора.

«ЧАПАЕВ» — Таганский ПКиО.
	«СЕРДЦА ЧЕТЬТРЕХ» — Шторм, Орион.

«НОВЫЙ ДОМ» — Диск.

«ТАНКЕР ‹ «ДЕРБЕНТ», «СЕЛЬСКАЯ УЧИ-
ТЕЛЬНИПА» — Спартак.

ПОДБИГ РАЗВЕДЧИКА» — Смена, Уран.

«ГИБЕЛЬ ОРЛА» — Авангард.

«ОШИВКА ИНЖЕНЕРА КОЧИНА» — Мир.

«БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ» — Луч, Перекоп.

«КСТОВСКИЙ» — им. ШТ Интернапионала.

«ЧЕТВЕРТЬ ПЕРИСКОП» — Молот.

«ВЕСЕЛЬТЕ РЕБЯТА» — Баррикады.
	по коммут. 80. Отлел крестьянской

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Потаповский пер. 8, (4 слорсныь ул. Чернышевзекого, ул. Кирова а Частых прудов). ГЕЛЕФОНЫ: ком
молодежи цоб. по коммут. 79. Отдел пропагаады доб. по коммут. 29. Отдел комсомольской жизви К 3:13-45 и доб. по коммут.
	по коммут. 79. Телефонограммы — К 5.07.51
	коммут. 8. Отдел культуры К 4.68.56 а 206. по коммут, 79. Отдел писем -— К 4-68-55 и доб.
			Oo AO KR Ч“  0-66. дежурный технический секретарь доб. по коммут. 47. Отдел ин
учащейся молодежи доб. по коммут. 80. Военно-фгзкультурный отдел доб. по
То vA’ р
	Отдел художеетвенной иллюстрации доб. по
	формации К 3-13-45 в доб.
	комм, 97 Ornen pBlanuecun vy »OMMYT. 29. Отдел рабочей молодежи К 3-13-45 и доб.
коммут. 97, Отдел об’явлений К 4-18-45 п лоб го лы та
	Типография издательства «Московский большевик», Чистые пруды, 5