Суббота, 24 января 1948 г., № 11 (867)
	‚ВОЗРОЖДЕНИЕ: ГИТЛЕРОВСКИХ
° 200308 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
	В ЗАПАДНЫХ СЕКТОРАХ
БЕРЛИНА
	БЕРЛИН, 23 января. (ТАСС). 38 послед-
нее время в западных секторах Берлина
с согласия английских и американских во-
ённых властей было создано 23 об’едине-
ния предпринимателей, которые, по мне-
нию вышеупомянутых властей, являются
«организациями  безобидных мелких и
средних предпринимателей».

Газета «Нейес Дейчланд» опубликовала
статью, раскрывающую. истинную сущ-
ность этих «безобидных» = организаций.
В американском секторе, пишет газета,
был допущен «Союз графического произ-
водства», который является преемником
бывшей гитлеровской «Хозяйственной
группы печати». Эта организация сотремит-
ся занять руководящую. позицию при рас=
пределении сырья и вспомогательных Mae
териалов. «Хозяйственный с0юз машино-
строения» в английском секторе является
не чем иным, как действовавшей во вре-
мена Гитлера «Хозяйственной группой ма-
пиностроения».

На последнем заведании заместителей
комендантов Берлина советский предетави-
тель заявил протест против существования
в английском и американском секторах
об’единений предпринимателей, так как это
противоречит законам Союзного Контроль-
ного Совета.
	ЗАБАСТОВНА ШАХТЕРОВ
В АВСТРАЛИИ
	МЕЛЬБУРН, 23 января. (ТАСС). Вак
сообщает мельбурнское радио, почти на
всех угольных шахтах Нового Южного
Уэльса, являющегося основным угледобы-
вающим штатом Австралии, вчера была
приостановлена работа в результате заба-
стовки, об’явленной членами 0б’единенной
ассоциации машинистов и кочегаров. Чле-
ны этой ассоциации, работающие в север-
ном угольном бассейне, решили не возоб-
новлять работу, пока их требование о по=
вышении заработной платы не будет удов-
летворено. Их решение было одобрено чле-
нами Ассоциации, работающими в южном
и западном угольных бассейнах.

Как указывается в сообщении, забастов=
ка приведет к ежедневной потере 50 тые;
тонн угля и отразится на транецорте и
промышленности других частей Аветралии,
	Произвол
‚‚ английских властей
в Триесте
	БЕЛГРАД, 23 января. (ТАСС). По сооб-
щению триестинского корреспондента ТАз
НЮГ, в Триесте закончился суд над пред
седателем Союза приморских партизан в
селе Обчина Штубелем и пятью другими
партизанами, которые обвинялись в незз-
конном ношении партизанской формы. Во-
преки показаниям свидетелей, среди кото-
рых были и английские офицеры, утвер-
ждавшие, что партизаны шли в группе
© женами и детьми, а не военным етроем,
как доказывало обвинение, суд признал
всех подсудимых виновными в незаконном
ношении партизанской формы — (которая
отличается от обыкновенной одежды пяти-
конечной ‘звездой на пилотке) и пригово-
рил: Штубеля к 50 тысячам лир штрафа
или 3 месяцам тюремного заключения,
остальных к 20 тысячам лир штрафа или
одному месяцу тюремного заключения,
если деньги не будут уплачены до 31 ян-
варя 1947 года.

Корреспондент сообщает также, что поч-
та в Триесте стала употреблять нечать на
итальянском и английском языках с над-
нисью «Свободная Территория. Триест». Это
является явным нарушением статута .Сво-
бодной Территории, который предусматри-
вает надписи на печатях только на италь“
SHCKOM и словенеком языках.
			Террор в Бизонии против сторонников
неменкого единства
	БЕРЛИН, 23-янваля. (ТАСС). Из запад-
ных и южных районов Германии в Берлин
поступают многочисленные сообщения ©
гонениях на демократов и антифашистов
только за то, что они поддерживают идею
народного конгресса. Как передает кор-
респондент «Берлинер цейтунг» из Дюс-
сельдорфа, один из служителей католиче-
ской церкви Куршейд заявил: «Если я
выскажусь в пользу немецкого народного
конгресса за единство и справедливый
мир, 10 стоящие надо мною люди будут
мне угрожать и создавать трудности».
Житель Бремена Гане Верзих пишет в 0д-
ной пз берлинских газет: «Тратизм нашей
разобщенности состоит в том, что не толь-
ко самому конгреесу ставятся величайшие
препятствия, но любое выступление 38
0б`единение всех немцев независимо от
партийной принадлежности, религии или
сословия для многих здесь на западе со-
пряжено с личным и имущественным
ущербом».

Особенно. злобным нападкам сторонники
единетва подвергаются со стороны Шу-
махера. Членам  социал-демократической
партии Германии (СДПГ), которые высту-
пают с поддержкой народного конгресса,
Шумахер угрожает исключением из пар-
тии. Правда, невзирая на этот прихаз,
только в народном конгрессе в Берлине
приняло участие около ста социал-демо-
кратов. Большое число членов СДПГ уча-
ствовало в работе народного конгресса 8
Бремене. Исключить их всех из партии
Шумахер не посмел.

На состоявшемея на-днях митинге В
Оттинге (Бавария) бывший депутат рейх-
стага от СДИГ Маке Шейдеман выступил
с резким протестом против исключения
воциал-демократов из партии за их уча-
стие в народном конгрессе. 1.200 участни-
ков митинга и среди них мноточисленные
члены СДИГ единодушно присоединились
в этому протесту.

Когда в борьбе против народного кон-
тресса за единство и справедливый мир
не. помогает больше ни внутрипартийный
террор Шумахера, ни саботаж  Кайзера,
тогда военные власти Бизонии прибегают
& более радикальным мерам. По coodme-
ниям берлинской печати, английский суд
в Ганновере приговорил Фридриха Нинабер
из Остерхольц-Шармбек к шести месяцам
тюремного заключения за распространение
листовок, в.которых содержались требова-
ния о созыве «конгресса за хлеб, за мир
и за справедливость».

Как передает корреспондент  «Нейес
Дейчланд» из Мюнхена, 17 января амери-
канскими властями был арестован журна-
лист Фриц Иозеф Бауц (Аугебург), яв-
ляющийся членом подготовительного коми-
тета наролного конгресса в Мюнхене.
	Эти случаи ‘не единичны. Ови свите
тельствуют 06 организованном терроре,
проводимом в Бизонии против сторонников
немецкого единства. Газета «Нейее Дейч-
танл» пишет: «Почти в то же самое время,
	когла во Франкфурте нам навязывается
	О

импортированный государственный етрой
и Германия разрывается на две части, В
полицейском порядке запрещается высту-
пать за неделимую Германию и справед-
ливый мир».

Газета «Берлинер цейтунг», комменти-
руя запрещение народного конгресса в
Золингене, пишет:

«Террор против борцов за немепкое
единство только еше больше разоблачает
раскольников. Запрещенный народный
конгресс  товорит не менее убедительно,
чем это сделали вы, собравшиеся  деле-
таты». .

Постоянный комитет немецкого народ-
ного конгресса за единство и справедливый
мир направил 21 января английской воен-
ной злминистрации в Берлине протест
против запрещения народного конгресса в
Золингене. В протесте говорится:

«От имени постоянного комитета He-
мецкого народного конгресса три иредее-
дателя комитета категорически протестуют
против запрещения намеченного на 24 ян-
варя конгресса для земли Северный Рейн—
Вестфалия, последовавшего в результате
распоряжения исполняющего обязанности
английского губернатора бригадира Бара-
клоу. В обосновании запрещения указы-
вается, что с помощью этого конгресса
якобы предпринимается попытка ввести В
	заблуждение ° общественность относительно
	целей конгресса, а также обойти установ-
ленный порядок проведения политических
собраний. Все эти утверждения совершенно
не соответствуют действительности, Цель
немецкого народного конгресса ясна: это—
единство Германии и справедливый мир.
Для этой цели должны быть 0б’единены
все демократические и антифапистские
силы во всей Германии. Состоявшиеся до
сих пор народные конгрессы являются
TOMY убедительным свидетельством, .Вея-
кие противоположные утверждения лише-
ны основания и свидетельствуют о непо-
нимании великого национального  ДВиже-
ния за немецкий народный конгресс.
Нижеподписавигиеся председатели  по-
стоянного комитета немецкого народного
конгресса во имя демократии апеллируют
к британской военной администрации 06
отмене запрета народного конгресса земли
Северный Рейн-Вестфалия и 0б устране-
нии всякого рода препятствий связанным
	е этим конгрессом стремлениям немецкого
	нарола за единство Термании и справед-
	ЛИВЫЙ Мир.
	РЕЗОЛЮЦИЯ ПОЛИТЬЮРО.
ФРАНЦУЗСКОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
	ПАРИЖ, 23 января. (ТАСС). Газета
«Юманите» опубликовала резолюцию по-
литбюро французекой коммунистической
	паутии, принятую ‘на заседании 22 января,
	состоявшемся под председательством Мюри-
са Тореза.
	Политбюро, говорится в резолюции, под-
вергло глубокому рассмотрению положение,
	создавшееся для трудящихся в связи © ро-
стом ‚цен, который сводит на-нет повыше-
ние заработлой платы, достигнутое  поеле
	ние заработной платы, достигнутое после
ноябрьских забастовок, a также циркуля-
	vom Ланиэля Мейера, который имеет евоей
	целью ограничить эффект правительствен-
ных решений в отношении повышения 3а-
	работной платы. -

Политбюро решило усилить кампанию
против правительственной политики, ‹на-
правленной к удорожанию жизни, и под-
держать требования рабочих о защите но-
кунательной способности заработной пла-
ты.

Политбюрю выразило ©вое  удовлетворе-.

ние болыним успехом митинга, юрганизо-
ванного федерацией коммунистической пар-
тия департамента Сены в зале Ваграм в
целях защиты ремесленников, торговцев и
мелких и вредних промышленников, кото-
рым «план Маршалла» угрожает разоре-
нием.

Политбюро заслушало сообщение об ини-
циативе, проявленной разапчными эргани-
зациями партии, направленной к органи-
зации собраний, подобных митингу в зале
Ваграм, с тем, чтобы рассказать ‘широким
массам о коммунистичеекой политике. за-
щиты средних ‘классов.

Политбюро одобрило основные ‘положе-
ния доклада, которые сделает Вальдек Ро-
ше на конференции крестьянских органи-
заций, созываемой 26 и 27 января для ор-
ганизации защиты французского  сель-
ского хозяйства, которому верьезно угро-
жалют американские миллиардеры и их до-
веренные во Франции.

Политбюро высказалось против, политики
девальвации франка, . проводимой. прави-

тельством Шумана-—Мейера по приказу.
американских долларовых магнатов. В этой.

политике девальвации политбюро усматри-
взет новую серьезную угрозу трудящимся,
крестьянам, торговцам, лицам, имеющим

сбережения, престарелым пенсионерам и

всему мелкому люду в целом, которых X0-
тят довести до нишеты и лишить. их собст-
венности ради большой ВЫГОДЫ несколь-

ких епекулянтов, чьи интересы, противо-

ноложные интересам Франции, тесно свя-
заны © интересами международных финан-
совых магнатов.

Политбюро заслушало сообщение том,

что Федерация департамента бены решила.
благоприятно ответить на призыв 06 ert
пения профсоюзов Парижекого района oo
организации демонстрации, которой обычно

отмечают годовщину антифашистских фев-
ральских дней 1934 года. Во время этой

демонетрации в этом году будут отмечены,

также революционные  февральские дни
1848 rota, 8: tk ta Нун я

22 янвавя в Москве проходили соревнования на первенстгю столицы по
конькам. НА СНИМКЕ: забег женщин на 500 метров. На дистанции—М. Исакова и
3. Холщевникова.
		Фото Л. Сыркина,
х
	Участнику кросса —
спортивный разоял
	Ежегодно многие десятки тысяч юношей
и девушек Москвы и Подмосковья участ-
вуют в традиционном  профеоюзно-комсо-
мельском лыжном кроссе.

‹Вазалось бы, из такой массы лыжников
очень многие могли получить спортивные
разряды и стать мастерами спорта. Но, к
сожалению, действительность говорит о
другом. Лишь незначительная часть участ-
ников продолжает после соревнований co-
вершенствовать свое мастерство и доби-
ваться спортивных разрядов.

Такая же картина наблюдалась и после
весеннего и осеннего кроссов. Все это за-
BUCHT OT TOMO, что физкультурные, комео-
мольские и профсоюзные организации,
проволя кроссы, не беспокоятся о том, что-
бы закрепить достигнутые результаты, во-
влечь спортивно одаренную молодежь в
секции, не добиваются того, чтобы `физ-
культурники-новички продолжали заня-
тия, становились значкистами ГТО и мог-
ли в конце конпов получить спортивные
разряды. Пора поканчить с этим нетерпи-
мым явлением. Ведь цель всех масбовых
соревнований заключается в том, чтобы
вовлечь массы молодежи в физкультурные
коллективы, привить вкус к регулярным
занятиям физкультурой и спортом.

Что нужно для этого? В дни подготовки
К кроссу большинство коллективов начало
систематические занятия с лыжниками,
организованы тренировки, привлечены в
помощь опытные спортсмены, инструктора-
общественники. Теперь ни в Коем случае
нельзя прекращать этой работы. Наоборот,
надо всячески расширять и улучшать ее,
сделать занятия регулярными, плановыми,
хорошо продуманными и четко--‘организо-
ванными. Это — первое. Второе: — так же,
как в дни полготовки к соревнованиям физ-
	КУЛЬТУрно-комсомольский, -аклив привлекая.
	молодежь к тренировкам. выявлял делаю-
	Завтра в 14 часов на московском ста-
дионе «Динамо» состоится центральный
матч второго круга всесоюзного чемпиона-

та хоккеистов. Встречаются две. столич-
ные команды, два лидера розыгрыша —
команда ЦДКА играет против «Спартака».
` Оба этих коллектива закончили первый
круг, потеряв всего по 3 очка. Они сдела-
ли Ничьи с московским «Динамо»; спарта-
ковны нанесли поражение команле ЦДКА
	(2:1), а рижане выиграли у «Спартака»
	Пеликий
	Воренастый, силь- J
ный, с волевым CKY- K CTO.
ластым лицом сиби- СО ДНЯ Р
ряка, медлительный в ви су
движениях, = молча-
ливый Суриков ка- у
зался своим современникам живым спо-
движником Ермака, каким-то чудом охазаз-
шимся среди них, чтобы поведать о бота-
тыреких подвигах предков.

Родившийся и выросший в суровой Си-
бири, в казацкой семье, ‚где. «сам воздух
казался старинным», он < детских лет
слышал предания о любимых народных
богатырях и героях и имел редкую в0з-
можность наблюдать в окружающей его
действительности почти те сцены, ту
жизнь, которая к западу от Уральского
уребта воспринималась уже как далекое
прошлое *. Крепко евязанный © народом,
горлеливо вспоминающий в числе своих
предков вождей знаменитого красноярско-
го бунта (1695—1698), Суриков про-
нее через всю свою жизнь любовь к нееги-
баемым, могучим, вольнолюбивым харахте-
рам п, став художником, с потрясающей
силой воскресил величественные страницы
русской истории, сделал народ главным
тероем своих монументальных полотен,

Проникновенно поняв русский Hanno-
нальный характер, он прославит мужаю-
щий в суровых исторических испытаниях
великий народ. Эти особенности суряков-
<кого творчества ярко проявились уже в
его первой исторической картине «Утро
стрелецкой казни» (1881 г.).

Хмурее  октябрьское утро 1698 года.
	* В. И. Суриков родился в г. Краснояр-
ске 24 января 1848 г.

Вспоминая детство, он говорит: «Жесто-
кая жизнь в Сибири была. Совсем XVII
век...».
	щих принять участие в соревнованиях, так
и тенерь, не жалея сил, должен он вовле-
кать участников кросса в физкультурные
коллективы и спортивные секции.

Надо поставить своей целью, чтобы ни
один кросемен не выпал из поля зрения
комсомольских и физкультурных органи-
заций, чтобы кажлый начинающий лыхж-
ник в ближайшее время слал норхы на
значок ГТО 1-й ступени, а значкист ета-
рался стать разрядником.

Если раньше в коллективе была одна
лыжная секция с небольшим количеством
занимающихся, то теперь их должно быть
больше. Для начинающих лыжников еле-
дует создать. учебные группы, которыми
должны руководить лучшие спортемены. В
секции же нужно включать прежде веего
наиболее подготорленных лыжников,

Чтобы поставить интересно и широко
работу с начинающими лыжниками, еле-
дует рекомендовать также массовые вы-
лазки, туристевие походы за Topol и обл-
зательно систематически проводить мас-
совые соревнования.
	Большую помощь должны оказать моло-
дым физкультурникам мастера ‘спорта и
опытные лыжники. При их участии можно
провести семинары для  инструкторов-0б-
пественников, наладить секционную рабо-
ту, заняться с разрядниками. Для работы c
участниками кросса надлежить всемерно
использовать агитационные и учебные ки-
вофильхы по лыжному спорту, которые- у
нас незаслуженно забыты,. проводить по-
казательные выступления. беседы и лек-
ции опытных мастеров спорта.

Нужно помнить, что росс — это толь-
ко начало работы по вовлечению молоде-
жи в физкультуру и спорт.
		В. СЕРЕБРЯКОВ. .. -
	Ло сих пор о Бауще не имеется никаких Вильгельм Кюльц, Вильгельм Пик,
сведений. Отте Нушке».
	ЛИВАНСКАЯ И СИРИЙСКАЯ ПЕЧАТЬ ОБ АМЕРИКАНСКОЙ
И АНГЛИЙСКОЙ ПОЛИТИНЕ НА БЛИЗНЕМ ВОСТОНЕ
	БЕЙРУТ, 23 января. (ТАСС). - Газета
	«Ад-Духа» поместила статью‘ пол‘ затолов=
КОМ: «Антличане и американцы хотят за-
ковать арабские страны в стальные цепи
договоров», в которой товоритея, что ‘ан-
‘гличане и американцы составили совмест-
	ный военно-политический план и стуемят-
	ся сейчас заключить целую цепь логово-
	ев с арабскими странами с целью по-
строитБосеть баз для размещения англо-
американских вооруженных сил. Вонечны-
	  ми целями совместного англо-американок,о-
	Го плана, пишет Газета, авляется увкреп-
ление монархического строя з Греции; во-
енное усиление Турции; ‘строительство во-
энных баз на Срелнем Востоке; создание
английских складов в Восточной Африке;
строительство военных баз на острове
Випр и в Ливии; увеличение в бассейне
Средиземного моря  англо-американского
флота, который может быть введен в лей-
	ствие при первой необходимости.
	Газета. «Эль-файха» пишет: «Не нужно
	с тавим трагическим выражением смотрит
перел собой?
	Суриков в своем «Меншикове» поднялся
JO подлинного Ттратизма, создав исполин-
ский образ, не уступающий по своей мопти
и глубине историческим образам Шекспи-

ра.
	Высокое мастерство, обогащенное  опы-
том как русской, так и общеевропейской
реалистической живописи, ‘позволило ему
в следующей картине «Боярыня Морозова»
(1887 г.) потняться до еще большей идей-
ной глубины ип силы художественных
обобщений, создать произведение еще бо-
	  лее тлубокого исторического реализма.
	В «Боярыне Морозовой» Суриков как
бы еинтезирует замыслы обеих евопх пре-
	Тлыдущих вартин, создавая подлинно на-
  родную ‘эпопею < центральным действую-

‘щим лицом и великолепным «хором».

«Я. не: понимаю действия, отдельных
исторических личностей без толны, 63
народа. Мне их надо вытащить на уляцу»,
говорил ен. Й вот, выведя на улицу толиу,
одетую в прекрасные древнерусские, на-
родом ‘созданные одежды, Суриков пока-
зывает столкновение старой и новой веры,
‘захватывающее все слои русского обще-
ства ХУП века‘и выражавшее по суше-
	  CTBY тлубокие социальные противоречия.
	Он раскрывает судьбы этого спора в отно-
шении Морозовой к народу и народа к ней.
Как же достигает он этого?
	..Прямо на толпу, запрудившую узкую
древнемосковскую улицу, быстро мчатся
сани. Вокинув руку © двуперотным зна-
мением, сверкая грозными очами, Морозова
вклинивается в толпу, точно черная пти-
‚ца; Закованная в цени, изможденная стра-
даниями, она с прежним фанатизмом иро-
поведует старую веру. И толпа почтитель-
HO расступаетея перед Морозовой.
	Воленопреклоненная ‘старуха-нищая с
выражением сердечной жалости смотрит
на Морозову, низко, блатоговейно склони-
лась молодая боярышня. И все же... и все
	иметь большой ум, чтобы обнаружить при-
зрак: восточного блока. во ‘взапмных of9-
	‘ронительных договорах. Не являеея слу-
	чайным совпадением и время заключения
договоров и маневры американского флота
в Средиземном ‘море. Англия торопится с
заключением этих договоров, видя, что
арабские страны временно забыли © себе
и всецело поглощены палестинским вопро-
сом. На торжества и приветствия, выра-
женные при подписании англо-иракекого
договора, народ отвечает враждебными ле-
монстрациями. Египет через свою печать
заявил, что он не согласится заключить
подобный договор, ибо это означает воз-
врат к проекту «Силки-—Бевин», который
был отвергнут египетским народом». _
	Газета «Аль-инша» в статье под “заго-
	ловком «Не мечтайте о договоре е Сирией»
пишет: «Сирия не желает связать себя
никаким договором ни с каким государст-
вом. Ливан поступит так же, как и Си-
DUA»,
	ПРИБЫТИЕ В МОСКВУ БОЛГАРСКОЙ
“ТОРГОВОЙ ЛЕЛЕГАЦИИ
	23 января в’ Москву прибыла Болгар-
ская торговая делегация; возглавляемая‘
Министром ° Торговлн и Продовольствия!
г-ном К. Добревым.

На Внуковском ° аэродроме ‘делегацию’
встречали: Заместитель Министра Внешней
Торговли СССР.И. Ф. Семичастнов. Заме=
ститель о Представителя ССОР в
Болгарии К. Т. Львов и Начальник Про-
токольного В МВТ СССР Е. И. Кузь-

МИНСКИЙ.
Прибывшях Также встречали посол
	‘Болгарии в СССР г-н Н. Николов и члены
		Болгарского ‹ Посольства.
	заслуженный мастер спорта.
	ПЕРВЕНСТВО СССР ПО ХОККЕЮ
	«СПАРТАК» ЯЛИ ПДЕА?
	ху божник
	К СТОЛЕТИЮ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
В. И. СУРИКОВА
*
	(5:5). По семь остальных встреч команды
ЦДКА и «Спартака» выиграли.

Позавчера армейцы играли в Ленинграде
с местным «Динамо». Счет 4:1 в лользу
москвичей. «Спартак» в тот же день после
крайне острой борьбы победил «Крылья
Советов» (Москва) со счетом 3:0. Также
после упорной борьбы динамовцы Риги вы-
играли у каунасского «Спартака» (2; 1)-

К сегодняшнему дню у «Спартака» 17
очков, у рижан — 14, ЦДКА и «Динамо».
(Москва) имеют по 13 очков при равном
количестве проведенных встреч.
	русский
	Красная площадь. В

ETHIO утреннем туманевы-
ЖдДЕНИЯ ступает собор Васи-
ИКОВА лия Блаженного, поч-

ти сливаясь © Крем-
левской стеной. В

узком проходе — виселицы.
Внереди, у Лобного места, телеги с при-
вязанными к ним егрельнами. Их немного.
	этих одетых в белые рубахи смертников,
	торящими в связанных руках свечами,
но они так тесно слиты е родными, с 06-
етунившим их народом, что, кажется, ог-
ремная толпа собралась на Красную пяо-
щадь. А справа, у стен Времля, верхом на
коне Петр, человек, не останавливающий-
ся перел «варварскими средствами борьбы
с варварством» (Ленин), твердой рукой ре-
формирующий Россию, бестрепетно посы-
лающий на смерть восставших против ре-
форм етрельцов,

Во и осужденные не просят пощады. В
рыжебородом стрельце, бросающем торя-
щей яростью непокорства взгляд на Петра,
в фигурах других стрельцов, в ©осрелото-
	ченном разлумье переживающих — екорбь
поеледних минут, также  чуветвуютея.
сильные, могучие характеры. Й побела.
	Петра — это следствие его исторической
правоты.

В 1883 тоду Суриков пишет картину
«Меншиков в Березове». Она характери-
зуется той же глубиной исторического рез-
лизма, тем же интересом к сильным, но
потерпевшим поражение историческим дея-
телям.

Показывая мощную фигуру  «полудер-
жавного властелина» в далекой сибирской
ссылке, Суриков меньше всего желает
«разоблачить» его, провести тощую бур-
жуазную мораль о нзказанном пороке. На-
против, он дает его властным, сознающим
свою внутреннюю силу ‘человеком. могу-

же лишь юродивый решается ответить на
призыв Морозовой, только он посылает
вослед ей двуперстное знамение — символ
старой веры.
	Народ сочувствует личному подвигу 60-
ярыни, ‘но остается глух к ее фанатичным
призывам.
	Вартина покоряет правдой и силой об-
разов, красотой живописи, своеобразной
поэзией в передаче превосходно почуветво-
ванного, подлинно исторического пейзажа.
	B 30-е годы Суриков переходит к, вели-
чавому тероическому эпосу, даваемому в
форме монументальных — историко-баталь-
ных полотен. Написав  жизнерадостную
жанровую картину «Взятие снежного го-
родка» (1891 г.), ‘изображающую  народ-
ную русскую удалую масляничную игру
в современной художнику Сибири, он при-
ступает к углубленной работе над огром-
ным полотном «Покорение Сибири»
(1895 г.), навеянном народными  преда-
ниями и песнями о дерзновенном подвиге
дружины Ермака. Картина © огромной
убедительностью передает ярость боя и
побеждающую силу русскою. оружия,
окрешиего, закаленного в вековых испы-
таниях русского характера.
	Теме всепреодолевающей выносливости,
силы и легендарной храбрости русского
народа посвящена и вторая его батальная
картина «Переход Суворова через Альпы»
(1899 г.) Несокрушимой верой в силы рус-
ского народа-исполина дышат эти кафти-
ны, Осуществляя мечту о создании нацио-
нальной исторической  картины-эпопен,
именно в богатыреких подвигах народа, в
сознании его огромной физической и нрав-
ственной силы черпает Суриков могучую
красоту своих полотен.
	Последним большим творением Сурикова
было полотно «Степан Разин» (1907 —
1910 гг.).
	Вартинно широкая поза Разина, эпиче-
ски величавый пейзажный фону лодка, точ-
но окрыленная упругим парусом и весла-
	PAGES AVVO. UO KOMMYT. 41,
ут 80. Военно-физкультурный
иллюстрации доб. по коммут.
	ми — все это говорит о стремлении хуа
дожника внести песенное начало в карти
ну, опереться на фольклорный материал
в истолковании образа вождя крестьянской
революции,

**
ua
	Уже современники Сурикова понимали,
какую огромную художественную величи“
ну он ©0б0й являет. Но только теперь, пос-
ле побель: народа, судьбу которого с таким
суровым феализмом изображал художник,
становится ясным поистине  всемирно-
историческое значение его творчества, 0
глубоким реализмом и огромным , художе-
ственным мастерством развивая в живопи-
си понимание истории, как истории народ
ной, Суриков, намного опередил историче-
ские концепции своего времени, создал
прюизведения, поставившие его на одно
из первых мест среди величайших масте-
ров мирового искусства.
	Творчество Сурикова было подготовлено
всей предшествующей историей великого
русского искусетва, выросло на той же
почве, что и творчество лучших передвиж-
ников, а также непоередственного пред
шественника и соратника, Сурикова в борь-
бе за высокопдейное, демократическое ис-
Кусетво — И. Е Репина.
	Сейчае, когда перед советекими худож-
никами поставлена задача создать произ-
ведения, отражающие величие наших
дней, произведения, достойные сталинской
эпохи, достойные налнего народа-победите-
ля, бессмертные творения Сурикова дают
великолепный пример самоотверженного,
патриотического служения родному народу.
Товарищ Сталин в своем историческом
докладе 6 ноября 1941 тода в числе вы-
дающихея людей ‘русской нации ‘назвал и
славное имя Сурикова.
		чим даже в опале. Этот не будет надеяться
на царскую милость, как многие из его
современников. Недаром в Полтавеком бою.
под ним было убито три коня, недаром
предание говорит, что и могилу для умёр-
шей в дороге жены, и эту тесную  Kpe-
стьянскую. избу сделал он своими руками.
	Сознанием своей силы пронизано все его
	существо, оно определило и орлиный про-
филь его лица, и властную осанку. При-
выкнув отождествлять свою личную силу
с общественной, госуларственной. он мнил
	себя вершителем судеб народа и даже.
	Масло.
	Автопортрет:
	В. И. Суриков,
1913 год.
	мгновенное падение с потудержавной вы-
соты не сразу отрезвило его. ` Да в сущно-
сти и сейчас все мысли его — в недавнем.
прошлом. И, нахмурив густые брови, в оже-
сточении стиснув тяжелые челюсти, ‘он
грозно смотрит перед собой, сжигаемый жа-
рем неукрощенных страстей, неутомямой
жаждой деятельности,: Не потому ли он ©
такой силой ежимает могучий кулак свой.
	CL Sr пп
Ответственный редактор

АДРЕС ГЕДАБЦИИ: пПОЛАаповекии пер., з (CO стороны ул. чзерньпцевекого, ул, Кирова и Чистых прудов). ТЕЛЕФОНЬТ коммутатор К 0-15-80 до К 0-15-88. Дежурный технический секретарь доб.

крестьянской молодежи доб. по коммут. 79 Стдел пропаганды доб. по коммут. 29. Отден комсомольской жизни К 3-13-45 и доб. по коммут. 80 Отдел, учащейся молодежи доб. по коммут 80. Воен

К 3-13-45 и доб по коммут. 80. Отдел культуры К 1-68-56 и доб. по коммут. 79. Отдел писем — К 4-68-56 и доб. по коммут. 179. Телефонограммы — К 5-07-54. Отдел художественной иллюстраци
Ь- з ‚; *
		большевик», Чистые пруды, $8.
	Типография издательства «Московский
	37, Отдел информации К 3-13-45
ный отдел доб. по коммут. 179.
мут, 97. Отдел об явлений К 4-18-
	13-45 и доб. по коммут. 80. Отдел
79. Отдел рабочей молодежи
4-18-45 и доб. по коммут. 182.