Четверг, 2о марта 1948 г., № 38 (894)
		СОСО

———_ TOMCOMOARR SSS
В НРУШНАХ ABOPHA КУЛЬТУРЫ —--
	В одной из секций здания Дворца
культуры автозавода имени Сталина помс-
щается астрономическая обсерватория.
Телескоп, устаносленный здесь, — один
из самых крупных и точных зрительных
приборов в Москве. Часто приходят
сюда молодые рабочие, ученики школ;
интересующиеся астрономией. Они поль-
зуются наглядными пособиями, беседуют
и консультируются с астрономом В. Ру-
фовой. В цехах завода также проводят-
ся лекции на астрономические темы.
		Чем бы ни интересовался молодой ра-
очий, ученик ремесленного училинта или
ионер, во Дворце культуры он всегда
андет, чем заполнить свой досуг. Боль-
ой популярностью пользуется здесь
ружок авиамоделистов. Под руковод-
твом методиста-инструктора городско-
о. совета Осоавиахима тов. Васильченко
‚ нем занимается более 30 школьников
` молодых рабочих.
	НА СНИМКАХ: авиамоделисты соби-
рают модель с мотором (вверху). Слева
направо: ученики 509-й школы Жора Су-
нозов и Николай Евсеев, студент авиа-
ционного техникума Леонид Абрамов,
инструктор кружка М. Е. Васильченко и
работник мясокомбината имени Микоян
Анатолий Востриков; в обсервагорни
Дворца культуры (слева-направо) — уче-
ник 656-й школы Николай Анисимов, py-
ководитель астрономического кружка
В. Руфова, у телескопа распредмастер
	3-го инструментального цеха Виктор
Егоров и слесарь прессового цеха Ана-
толий Куряев. Сзади — ученик 666-й
Kou! Леонид Лукьянов.

Фото В. ЗУНИНА.
		ТРИБУНА СЕЛЬСКОГО АКТИВИСТА
Е
	чаши предложения.
	Передовая часть колхозной молодежи,
сельские кумсомольцы, личным примером
показывают, как надо трудитьея на благо
народа. В нашей артели комсомольцы яви-
лись заетрельщиками  социалиетического
соревнования не только в своих бригадах
п звеньях, но и среди всех членов колхо-
за. Итоги социалиетического соревнования
мы подводим каждую декаду. Показатели
труда молодежи публикуются в стенной
печати и листовках-«молниях». Это по-
MoraeT воспитывать у молодых колхозни-
ков чувство ответственности и горлости
за родной колхоз, социалистическое отно-
шение к труду.

К работе по руководству соревнованием
у нае привлекаются не только члены ко-
митета, но и рядовые комеомольцы и м9-
лодежь. Из года в д наши юноши и де-
вушки Новыптают произволительноеть тру-
да. Еели в 1946 году комсомольцы и м0-
лолежь выработали в среднем по 250 тру-
долней на человека, то в 1947 году их
средняя выработка составила уже 300
трудодней. Из рядовых комсомольцев у
нас выросли хорошие организаторы, зна-
ющие сельское хозяйство: звенъевая Ма-
ря Гомлякова, колхозный счетовол комео-
молец Иван Гомляков и другие. Комеомоль-
цы Иван Сайков, Петр и Владимир Колес-
никовы два года тому назад еще не знали,
как обращаться ©  сельскохозяйственным
инвентарем. Сейчас они стали знатными
пахарями, завобвавшими  известкость не
телько в колхозе, но и во всем района.

С каждым годом повышается культура
земледелия. Это определяет залачи моло-
дых ‘колхозников по овладению передовой
сельскохозяйственной наукой. ° Большую
роль В этом деле играют кружки агротех-
ники, которые работают y нас круглый
roy. №о в этом деле имеются  серъезные
недостатки. Сельскохозяйственные органы,
начиная © Министерства сельского хозяй-
ства, явно неудовлетворительно руководят
згротехническим обучением колхозников.

Даже после той критики, которая была
развернута в печати, положение не улуч-
пкилось. Программы разработаны по куль-
турам, без учета тоге, что у нас уже дав-
Но изжита узкая специализация, и колхоз-
ники одновременно выращивают несколь-
ко культур. Но и эти не удовлетворяющие
нас программы мы получаем не осенью, а
в середине зимы. Пора уже лерейти от
кустарщины к массовому агротехническо-
му и зоотехническому обучению колхозни-
ков, от кружков к агротехническим и 309-
техническим школам высокого урожая,
проводить экзамены. Колхозникам нужны
хорошие учебники по основам агротехники
и зоотехники, которые стали бы настоль-
ыми книгами.

Большинство налих комсомольцев в
хннувшем году успешно закончило изуче-
ние Устава ВЛКСМ и Конституции СССР и
сейчас занимается в кружке по изучению
	кружке по изучению историй BRIO).

Сельские комсомольские организации
иснытывают большие трудности из-за не-
достатка пропагандистских кадров. Это
особенно ощутимо там, где нет партийных
организаций. Tie нашему мнению, надо
создать Постоянно действующие курсы
сельских пропагандистов. У нас в колхозе
есть грамотные люди, при серьезной си-
стематической учебе из них Можно подго-
товить хороших пропагандиетов.

Большое внимание мы уделяем работе с
газетой. Свежие номера газет вывешива-
ются на витиюм месте, аккуратно ведутся
подшивки. Три комсомольца работают по-
литинфюрматорами, проводят беседы среди
молодежи ‘по газетным материалам. Они
подробно знакомят юношей и девушек ®
важнейшими событиями в жизни нашей
страйы, рассказывают о борьбе демократян
шютив реакции за рубежом.

Теперь мололежь в деревне не та, что
была раньше. Большинетво юношей и де-
вушек имеет семилетнее образование. По-
этому ин запросы у молодежи стали другче.
Молодежь хочет почитать хорошую книгу,
посмотреть ‘в колхозном клубе хороший
спектакль, новую  кинокартину,  поелу-
шать выступление хоровых кружков.

За последние два года мы организовали
У себя в колхозе хорошую библиотеку.
Часть книг собрали среди населения, 9с-
тальные закупили в магазинах. У нас
сейчас него юноши или девушки, которые
бы не читали художественной литературы,
А такие книги, как «Молодая гварлия»
А. Фадеева и «Как закалялась сталь»
Н. Островекото, мы прочитали коллективно.

Секретарь комсомольской организации
должен быть всесторонне подготовленным,
опытным и умелым руководителем. С этой
задачей мы сумеем справиться только тог-
да, когда нас будут учить, когда нам бу-
дут оказывать повседневную ‘помощь ру-
ководящие комсомольские органы. Семи-
нары, которые теперь проводятея для сек-
ретарей сельских  комеомольских органи-
заций один раз в год, не выполняют сво-
его назначения. Давно пора изменить си-
стему учебы секретарей, привести ее в CO-
ответетвие с требованиями жизни. Мне ка-
жется, что семинары надо собирать не ре-
же, чем два раза в год; по окончании ос-
HOBHEIX сельскохозяйственных работ —
на 10 дней и по окончании весенней moces-
ной — на 5 лней. В промежутке между
семинарами следует проводить ежемесячно
день секретаря комсомольской  организа-
ции колхоза при райкоме комсомола.

Таковы наши предложения.  Осущест-
вление их помогло бы значительно выше
поднять уровень комсомольской работы на
селе, сделать первичные организации В
колхозах еще более активными проведника-
ми директив большевистской партии.

Е. РАДУШКЕВИЧ,
секретарь комсомольской организации
	К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. М. ГОРЬКОГО
	Он живет в наших
сердиах
	Горький обещал еще раз побывать В
нашей коммуне. И вот утром !1 мая 1931
года делегация пионеров, в которую входил
и я, постучалась в дверь его квартиры. Мы
пришли пригласить любимого писателя К
себе на вечер. .

‚ Нас встретил сам Горький, смеющийся,
олетый в светлый весенний костюм..
	— Как раз к чаю!.. — улыбался Алексей

Максимович.
На столе. покрытом свежей скатертью,
	дышал блестящий самовар.

Алексей Максимович вначале не узнал
нас, но когда, мы ему показали снимок, где
он снят с букетом сирени среди детей, он
восторженно воскликнул:

— Помню!.. Пемню!...

Он с интересом перелистывал › альбом,
рассматривая детские рисунки, заметки,
пестрые заголовки. :

— Ну, а как вы теперь поживаете, как
ваша «живая газета»? — спрашивал’ он
нас. р
Алексей Максимович любовно смотрел на
нас, внимательно слушал наши рассказы.

Потом он ласково’ спросил:

— Как учитесь, товарищи пионеры? Вам
нужно учиться очень много, глубже изу-
чать политику страны Советов, ведь вы —
будущие строители коммунизма, вам при-
дется самим скоро многих учить строить
настоящую человеческую жизнь!..

В комнате стало тихо. Мы встали 5
дружно ответили:

— Выполним ваш наказ, Алексей Макси-
osu!

А когда мы уходили, Горький по-пионер-
ски отдал нам салют и сказал вслед:

— Учитесь лучше, товарищи пионеры,
как следует учитесь, ‚дорогие мои!..
	После этого я еще несколько раз 8H-
делся с А. М. Горьким, но одна из встреч
особенно памятна и Дорога для меня. .

Это было в начале лета 1934 года. Я в
то время ‘работал токарем в прокатном цехе
московского завода «Серп и молот». В юно-
ств я начал писать стихи. В 1934 году мои
стихи впервые были напечатаны в газете
«Рабочая Москва». Не знаю, как дошли
мои строки до Горького, но он заинтересо-
вался моим скромным творчеством.

Писатель В.  Ставский, руководивший
тогда секцией молодых авторов при Союзе
советских писателей, вызвал меня к себе
и предложил поехать с ним к А. М. Горь-
кому.

Трудно описать мою радость и волнение
в тот час, когда я подходил к дверям дачи
Алексея Максимовича.

Мне казалось, что я разучился Говорить,
но Горький, встретивший нас на пороге,
сразу ободрил меня:

— Проходите, проходите, товарищ юный
поэт. вы почему стесняетесь? .
	Алексей Максимович усадил меня 34
стол, угостил чаем и потом, видимо заме-
тив, что я успокоился, стал интересоваться,
где я учился, где сейчас работаю, как в
дальнейшем думаю повышать свои знаняя.

Я все по порядку рассказал Алексею
Максимовичу. ;

— Какие’книги читали? — спросил меня
Горький.

Я ответил, что читал Пушкина, Лермон-
това, Некрасова..

— Ну, а Льва Толстого, Чехова читали?

— Читал, но не все их произведения.

— А Шекспира; Байрона, Флобера, Гюго
читали?

— Произведения этих писателей читал
очень мало, — честно признался я.

`— Товарим юный поэт, ведь вы совсем
малограмотный человек! Разве можно с та-
ким скудным запасом знаний быть поэтом?
Вы должны океан книг прочесть, океан!
Книги помогут вам.

Я смутился, и Горький, заметив это, об-
ратился к В. Ставскому:

— Надо помочь юному поэту, в Литера-
турный институт рекомендовать, пусть учит-
ся по вечерам и от основной работы в це-
хе не отрывается. Работа на заводе — ве-
ликая учеба!

Вдохновленный и ободренный, ушел я от
великого писателя. А через некоторое вре-
мя узнаю: меня, моподого рабочего, нази-
нающего поэта, выбирают делегатом на
Первый Всесоюзный с’езд советских писа-
телей.

Строго и в то же время бережно и за-
ботливо относился великий писатель к со-
ветской литературной молодежи. Эту тре-
бовательность и заботу имеп счастье ощу-
тить и я.

Таким я помню Алексея Максимовича,
таким он останется в моей памяти навсегда.
	Александр ФИЛАТОВ.
	Мне выпало счастье несколько раз встре-
титься с А. М. Горьким, ощутить его луче-
зарную любовь к детям, а позднее, когда
я начинал писать стихи, познать творческую
помощь. и поддержку великого писателя.

В 1928 году я воспитывался в пиолер-
ской коммуне при заводе «Серп и молот».
Это был детский дом, в котором жили си-
роты, дети участников гражданской войны.

Алексей Максимович только что вернул-
ся из-за границы, Мы, воспитанники комму-
ны, жадно следили по газетам за каждым
его шагом. Горький встречался с команди-
рами Советской Армии, с рабкорами, с учи-
телями.

У нас появилась мысль пригласить Мак-
сима Горького к себе, в коммуну, Сначала
многие ребята отнеслись к этому недовер-
чиво. — Разве Горький, известный всему
миру писатель, приедет к нам, в нашу ком-
муну пионеров?

Но скоро все опасения рассеялись.

Алексей Максимович радушно принял на-
шу делегацию и согласился побывать у нас.

И вот долгожданный день настал. В
праздничных костюмах, ровными рядами
выстроились мы вдоль: светлой лестняцы.
К парадному крыльцу подкатила голубая
машина. Из автомобиля вышел высокий, Ши-
рокоплечий человек, в сером костюме, с
пушистыми, густыми, опущенными вниз уба-
ми. Мы сразу уэнали Горького.

Алексей Максимович с плащом на левой
руке, с тросточкой и шляпой поднимался
между двумя рядами восторженных комму-
наров. Одна из наших пионерок, пользуясь
тем, что стояла на две ступеньки выше до-
рогого гостя, бережно повязала Горькому
галстук почетного пионера.
	Мы все захлопали в ладоши, а Горький
смущенно разводил руками и ласково улы-
бался нам. В первый момент мы немного
смутились, но Алексей Максимович оказал-
ся таким простым и хорошим, что всем по-
казалось, будто мы давно знакомы. .

Мы водили его по спальням, и он, оста-
новившись среди белоснежных  постелей,
расспрашивал о нашей жизни, интересовал-
ся, как учимся, поднимал одеяла, трогал
матрацы, спрашивал: мягко ли спать?

Вскоре мы очутились в большой пионер-
ской, комнате, где со дня организации ком-
муны были любовно оборудованы два угол-
ка: «Уголок Ленина» и «Уголок Горького».

Алексей Максимович внимательно осмо-
трел Ленинский уголок, а потом подошел к
«Уголку Горького».

— Здорово вы меня тут разрисовали,
дорогие мои... А скажите, KHHTH-TO МОЙ ВЫ
читаете?

Тут же, у «Уголка ео, в тесном
кругу ребят, один из пионеров бойко про-
декламировал «Песню о соколе». Алексей
Максимович, растроганный, пожал руку
юному чтецу.
	Мы пригласили Горького в другую KOM-
нату, где все уже было готово для показа
«живой газеты». Алексей Максимович, ка-
залось, замер от удовольствия и, широко
облокотивитись на стол, ловил каждое
слово.

В заключение концерта хор детей испол-
нил песню о Волге. При звуках этой пес-
ни Горький вдруг изменился: нахмурился,
потемнел, и вскоре мы заметили на его ще-
ках слезы...

В тишине, которая наступила после ис-
полнения песни, одна из участниц самодея-
тельности неожидачно тихо сказала:

— Смотрите, до чего допредставлялись,
цаже Алексей Максимович заплакал от на-
шей скуки...

Горький встал и обратился к коммуна-
рам:

— Дорогие, хорошие мои... Я прослезил-
ся не потому, что вы скучные номера по-
казываете мне. Я заплакал от радости и
от гордости за вас. Вот стоите вы передо
мной — красивые, талантливые, любовно
собранные Родиной в единую семью. Я ви-
жу. что усилия ваших отцов не пропали
mapom.. Mbt elle счастливее будем жить!..
Вот когда вы запели песню про Волгу,
вспомнил я свое детство: как бурлацкую
лямку тянул, как у буржуйки-хозяйки по-
суду мыл, кастрюли чистил... Сравнил свое
детство с вашим, и радость наполнила мое
сердце: хоропю вы живете, дорогие MOH,
красиво!

На прощанье мы подарили Горькому юог-
ромный букет сирени.

На память коммуне осталась чудесная
карточка, на которой стоит Горький с бу-
кетом, окруженный плотным кольцом ре-
бят.

Никогда не забыть тех минут, когда он
стоял среди нас и ласково басил:

— Милые вы Мои... хорошше!...
		ее Е О ОЕ реет рвение росте чото мае и Ст РЖ а oO

ИТ во оноеон они озвезоро ина ниниз

ва. «Мивониеь Репина», «Беликий русский
ученый Ломоносов» — темы докладов, про-
читанных комеомолками 3еей Померанцевой
и Людмилой Шацкой. Два доклада о Куту-
зове и Суворове, подготовленные комео-
мольцами Г. Шигал и В. Кирилловым, бу-
дут обсуждены в ближайшие дни. .

Школьники прослушают лекции: «0
социализме и коммунизме», «О сущности
советского патриотизма», «0 скромности и
вежливости» и другие. Эти темы подсказа-
ны самимн учащимися, комсомольцами. В
этом и следует искать истоки популярности
вольного лектория, привлекающего обыч-
но большую аулиторию.

Нелавно комитет комсомола (секретарь
Талина Гросглик) предложил начать еще
одно важное и полезное дело. Неподалеку
от школы находятся общежития, в которых
живут рабочие железнодорожной станции.
Комсомольцы решили регулярно знакомить
их © новыми произведениями советских
пиезтелей. Они уже два раза были в обще-
житиях, устралвали чтения, выступали пе-
ред. рабочими © программой художествен-
ной самодеятельности.

Л. КАЛУГИНА.
	¢3—-—_- —---—
	ШКОЛЬНЫЙ ЛЕКТОРИИ
	Вомсомольцы 19-й Кусковской железно-
дорожной школы твердо знают: самые инте-
ресные дела это те, котопые подсказаны
Школьной ЖИЗНЬЮ.

Не случайно, что, когда кто-то предлэ-
жил организовать школьный лекторий, все
комсомольцы горячо ухватилиеь за эту
мысль. Директор школы Вера Алексеевна
Полякова и педагоги поддержали ребят. Че-
рез несколько дней старшеклассники уже
слушали первую лекцию.

Вруг вопросов, затронутых прочитанны-
ми лекциями, разнообразен: «0 воспитании
воли», «0’ характере и темпераменте», «0
моральном облике советского человека», «0
дружбе и товаришеетве». Естественно, что
подобные темы под силу только квалифици-
рованным, знающим лекторам. Их пригла-
шают из Академии общественных наук,
привлекают из числа онытных педагогов.

Для школьного лектория готовят докла-
ды и учащиеся. Темы, нал которыми они
работают и будут работать, — жизнь и
деятельность великих русских людей. Не-
давно вступивиая в комсомол Людмила
Гребенник сделала доклад о творчестве ве-
ЛИкого Пусекого живописца В. И. Сурико-
	ОГОЛИЧНАЯ ШЫ
	Центральной музыкальной школе при
Московской консерватории имени П. И.
Чайковского исполнилось 15 лет. Это —
крупное среднее учебное заведение, в ко-
тором обучается свыше 400 детей. Опи
получают здесь общее среднее образова-
ние и, кроме того, обучаются игре на раз-
личных музыкальных инструментах.

Ba оды своего существования Цент-
ральная школа выпустила до 1200 музы-
кантов. Среди них — юноми и девушки,
ставшие затем крупными музыкантами —
победителями всесоюзных и международ-
ных конкурсов. Таковы —— Р. Тамаркина,
	сти», спрашивали: когда он успевает
столько читать?

После очередного выступления Васплий,
усталый, неловольный  ‹0б0й, обдумывал
свои речи и приходил к печальному выво-
ДУ:

— Как плохой актер, — зло усмехалея
он — из кожи лез, говорил красивые слова,
& за словами-то пустота. Восемь классов
окончил пять лет тому назад. И больше ни-
чего. Пока, не чувствуется эта пустота, но
не сегодня— завтра товарищи поймут, в чем
дело, и тогда...

Надо учиться, учиться и немедленно...

На следующий день уже быт готов план
занятий. Василий долго беседовал в парт-
	кадинете. дотговорилея 9 неультации, ва-
	брал книг и, довольный принятым реше-
нием. начинал заниматься.

Первый день прошел успешно, а 3a-
тем опять «захлестывали» текущие дела:
вызовы, звонки, заседания, беседы. Ёниги
покрывалиеь пылью.
	Так было уже много раз. Потом Василий
махнул рукой и решил: организадия и так
работает  Ееплохо, вот пойду учиться в
техникум, тогда ничто не помешает, не-
чего зря терзать себя.

Приняв такое решение, Василий пролол-
жал выступать с докладами, цитировать
классиков, громить тех, кто не учится,
упоминал попутно названия многих новых
романов, рассказов, поэм. С легкостью, ‘как
© старых знакомых, говорил о больнтих и
малых писателях. И бесконечно поучал...

Н на заводе, и в райкоме он славился как
«всесторонне образованный комсомольский
работник».

Однажды на заседании комитета, обсуж-
дали вопрос © предстоящей литературной
конференнии, посвященной творчеству
Л. Н. Толстого. Очень подробно  товорил
Василий 06 организационной стороне кон-
ференции; помещении, докладчиках, соета-
ве участников, консультантах и т. д. Ра-
ботники библиотеки разработане тематику.
	и
И
Hay
7 10
	OMY
Het
[и
HOT
Трз-
			биографии товарища Сталина. Hanboace   колхоза села Морозово, Дмитровского
подготовленные товарищи работают в района.

—_———~9———_

„День секретаря комсомольского
	«День секретаря комсомольского коми-
тета техникума» был проведен вчера от-
делами студенческой молодежи МИ и МГК
ВЛЕСМ. С докладом © работе педагогиче-
ского коллевтива и мероприятиях, наме-
ченных для поднятия идейно-политической
п воспитательной работы в свете решений
ХУ! пленума ПЕ ВЛКСМ, выступал ди-
№клор механического техникума тов.
А. Я. Мололов Второй доклад — 0
перспективном плане деятельности комсо-
мольской организации — сделал секретарь
комитета ВЛЕСМ того же техникума тов.
	Вомсомольцы строительно-монтажното
поезда’ треста «Иромтражданстрой» (секре-
Taps комитета ВЛЕОМ тов. Крысенкова)
взяли шефство над клубом своего ©трои-
тельства.

На олном из комсомольских собраний бы-
19 принято решение оказать клубу помощь
	_ В стганизации культурного досуга молодых
	строителей. Этой работой руководит сеичас
	Улачин. В оживленных прениях выступа-
ли многие из приглашенных на совещание
циректоров средних специальных учебных
заведений, секретарей комитетов ВЛЕСМ,

После доклалов секретари комитетов
обсуждали повесть Добровольского «Трое в
серых шинелях».

Вечером секретари комитетов BACH
смотрели новый спектакль Камерного те-
атра «Лев на площади» И. Эренбурга и
спектакль театра Сатиры «Встреча с юно-
стью» А. Арбузова.
	(————
	комитета техникума”
		М. Козолупова, М. Ростропович, Г. Нико-
лаева, Ф. Лузанов, Т. Гусева и другие.
Олин из самых юных лауреатов Междуна-
родного фестиваля в Прате скрипач Игорь
Безродный сейчас заканчивает школу.
	рава RHO видный  советекий
музыкант лауреат Сталинской премии про-
фессор В.П. Ширинский.

По образцу Центральной музыкальной
школы в стране организовано 14 таких
средних учебных заведений. Столичная
школа оказывает HM широкую методиче-
	KOMCOMOJIbDLLbI— ШЕФЫ КЛУБА
	молодежный совет клуба, состоящий из
комсомольцев-активистов.

При клубе ‘созданы драматический и
стрелковый кружки, организована шаумат-
но-шатечная секция. Шо вечерам дежурят
комсомольцы.

Мололые рабочие —= плотники и столя-
ры — изготовляют во внеурочное время ме-
бель. необходимую для клуба.
			резе решения пленума райкома была сде-
лана соответствующая накачка секретарям
цеховых организаций», что «надо органи-
зовать культурные развлечения для м0л0-
дежи». А закончил речь гневными слова-
ми: «А бескультурья у нас до чорта!».

В президиум поступили две записки.
олной было написано: «Почему докладчик
товорит не по-русеки?». Во второй — ав-
тор сообщал Баланюву, что приведенная им
нитата принадлежит не тому человеку, ко-
му он ее приписывает.

Записка вызвала недоумение.  Ёто-то
пошутил: «Рушатся священные устои», а
председатель об’явил, что «поступают за-
писки не по существу».

...Вечером Василий зашел в общежитие,
посмотрел, где чего нехватает, спросил, теп-
ло ли в комнатах, работает ли радио, по-
интересовался, ходят ли девушки в школу,
как они учатся, и уже собрался было ухо-
дить, когда в комнату < шумом ворвались
Вера Агеева п несколько ве подруг.

— Услышали твой голос и решили из-
брать тебя судьей. Вот уже много дней в
«Литературкой газете» мы читаем дискуо-
сию по кните Пановой «Вружилиха». И
каждый вечер спорим, а вот рассулить нас
	‚некому. Помоги!
	зету. 0 новых книгах он зназт по кратким
аннотациям, которые вывешивает библио-
текарь в читальном зале. Политическим са-
мообразованием он не занимается:

В райкоме все были очень удивлены, п
секретарь срочно вызвал к себе Балашова.

В комнату вошел хмурый Василий.

— Ругать будете? — спросил он, про-
тягивая руку. — Зря. Я ведь не виноват;
Голова закружилась от работы. Bee от-
кладывал учебу. Несколько раз начинал за-
ниматьея то в кружке, то в районной пар-
тийной школе, в университет маркеизма-
ленинизма поступил. Горячо брался, а по-
том один раз пропустил — надо на бюро,
другой раз — на заводе собрание, и так
третий, четвертый раз, а потом так отстал,
что и ходить уже неудобно. ‘

Василий волновалея, нервничал:

— Я виноват, знаю. Во вель вы-то тоже
виноваты. Хвалили — первый, лузший
активист! А хоть раз  поинтересова-
лись вы, что за всем этим кроется? Pas
навеегла было установлено, что я грамот-
ный, культурный, — © горькой иронией
продолжал он. — Долго я ходил © этим яр-
лыком. А теперь оглянулся, и словно заве-
ca спала с глаз. Как я отстал! Ребята, тех-
никум кончают, в институте, на курсах
различных учатся, специальность получи-
ли: А я? Пока других учил, сам. неучем
стал. Теперь друзья бьют меня за то, что
я неуч, за то, что иду не в ногу © ними.
А разве я один виноват?

as
	Долго мы беседовали © Балапюзым. Я не
могла быть безучастной к его судьбе, к
судьбе комсомольца, который потерял ав-
торитет, На следующий день я была в рай-
коме. Там мне много рассказали о Васи
Лии...

Я не хочу оправдывать его, но мне хо-
четея повторить вопрос Василия, обращен-
ный к ‹екретарю райкома: разве’ ен, Ba-
лашов. один виноват в том, что © ним слу-
	чилосъ:
Н. МАКАРОВА.
	мы: Одну из них предложили взять и Ва-
CHINN, но он отказался — «некогда».
Заседание кончилось. Вее стали расходить-
ся. Прощаясь, Василий каждому пожимал
‘руку и полушутя читал на память: одно-
му — «Прощай, немытая Россия»; другому
«Прощай и друга не забудь», «Поости,
шощай».

— Да, но почему «немытая Россия»?—
спросила Надя.

-— Ну, товарищ-активист, знать нало,—
сниеходительно похлопав по плечу Надю,
сказал Василий. — Это в старину так
Французы и англичане называли Царокую
Россию. Знаешь, европейская культура, а
вы, мол, медведи. Вот и «немытая».

Наля несколько неуверенно попробовала
возразить, но Василий уже говорил в это
время % «самом раннем произведения Тол-
етого под названием «Катюша Маслова»,
6 «Анне Карениной, которая «отбила»
мужа у Натанги Ростовой, о графе Карени-
не» и о многом другом, о чем, по ето мие-
нию, надо было рассказать на, конференции.

— Послушай Василий, — раздалея воз-
мущенный голое Владимира. — Ты же вее
перенутал. Наверное, очень давно все чи-
Tal.

— Может быть, — несколько смутив-
шись, ответил он. — Я в поеледнее
емя едва успеваю читать наших.
Вог «Непокоренные» прочитал, «Чайку».
Ениги эти вышли недавно. Говорят, Эрен-.
бург написал «Бувю» о тражданекой вой-
не. Выйдет книга, обязательно ‘’обеудам.
Опа очень напоминает «Вак закалялась
сталь».

С удивлением слушали товарищи ‹бив-
чивые и неуверенные ю0б’яснения В. Ба-
лашова, & потом, поспепгню попрощавшись,
вышли из комнаты.

Это была первая трепитна в отношениях
активистов © секретарем. Незыблемый ав-
торитет поколебался.
  Через несколько лней было комсомоль-
  ское собрание; Докладчиком, как всегда,
  был Василий. Он говорил о том, что «в раз-

В МЕМ ВШШФО
СИЛЕН БАЛА!

Встретились мы © Василием Балашовым
неожиданно. Поздно вечером  взволнован-
ный и чем-то очень недовольный пришел
сн ко мне. Василия я не видела года два, и
позлнее появление его меня удивило.

— Вы рекомендовали меня в Комсомол,
знаете меня, скажите, что вы думаете 960
мне?

Меня несколько удивил его вопрос, но,
чувствуя, что за этим, казалось бы стран-
вым вопросом, скрывается что-то важное,
волнующее юношу. я ответила:

— Когда я рекомендовала тебя, не сом-
невалась, что ты будешь хорошим комсо-
мольцем. Все эти годы ты оправдывал до-
верне, а вот последнее время, признаться,
потеряла тебя из виду. Не знаю...

**
	_ Василий Баланюв пойшел на завод в
	Конте 1943 гола. Трудное было время. 0<-
	новные цехи завода были эвакуированы,
уехали квалифицированные рабочие, а сре-
ди них — часть комеомольцев, вывезены
станки, оборудование. Оставшаяся часть
коллектива получила важное задание —
предстояло освоить изготовление новой, не-
знакомой продукции. Завод работал напря-
женно — день и ночь, чтобы к сроку дать
первую партию деталей.

Состав комсомольской ортанизации 3a-
метно изменился. Многие комсомольцы
ушли на фронт. На завел приитло несколько
сот новых молодых рабочих. По существу
работу надо было начинать сначала.

Василий, избранный секретарем комите-
та ВЛКСМ, не растерялся. С помощью не-
большой гоуппы активистов в цеховых 9р-
танизациях были проведены отчетно-выйор-
пые собрания, составлен план работы, рас-
прелелены обязанности. Были зозданы ком-
сомольско-мололежные бригады, Посленен-
	но увеличилось число активистов. Ja MT
свыше 200 юношей и девушек были при-
няты в ряды ВАВСМ.

Вес успевали делать комсомольцы: и на
крыше дежурить, и на занятия кружков
санинструкторов пойтя. Многие учились в
школах рабочей молодежи, в техникумах.
Почти все занималиеь в пПолиткружках.
Жизнь кипела. Организация считалась
одной из лучших в райзне.

Василий Балашов, инициативный п
энергичный руководитель, горяче брался
за дело. Уливлялиеь его способности воду
поепевать, быстро решать вопросы. Мобили
Василия и за веселый нрав, и за чуткость.
( самыми разнообразными вопросамя при-
ходили к Нему. -

. День проходил незаметно. Василий х0-
дил по цехам, проводил заседания TH COBe-
щания, готовился к докладам.
 . Herorza о себе подумать, забыл, ког-
да последний раз в кино ходил, а о тезтре
  и думать нечего, — улыбаясь, рассказывал
он представителям райкома, посещавиим
комитет ВЛЕСМ. — Вот кончится война,
два месяца каждый день буду в театр хо-
дить. А книг непрочитанных сколько! Да
  что книги! Рот кипа газет ждет меня... —
И он выразительно разводил руками.

Tak проходили дни © Утра до позд-
вего вечера. Василий был занят: делал
доклады, журил тех, кто пропускает заня-
тия в школе, не посещает политкружок, не
повышает свой идейно-политический ип
  Kyabrypuatl уровень. Во воех ‚ выступле-
ниях — на заводе ли или на районном соб-
  рании актива—он умело приводил цитаты,
напоминал требования Устава ВЛАСМ: «ов-
ладевать знаниями, культурой, наукой,
техникой». В докладах он искуено пользо-
 `вался крылатыми фразами: Слушатели до-
	Василий впервые услышал о «Кружили-
хе» и ничего не мог ответить. Сослалея на
TO, что торопитея, пообещал прислать чле-
	‚ На комитета, ответственного 33 культурно-
	массовую работу.

— 06бощлось, — облегченно вздохнув,
сказал про себя Василий и, HOUPOULABEUICD,
ушел.

Охнако в друтой раз не «обошлось». Кот-
да райком готовилея к пленуму по вопросу
0 состоянии политического просвещения в
районной комсомольской организации, pe-
пили проверить, как комсомольский актив
учится. Шобеседовали и © Василием. Обна-
ружилось его вопиющее невежество. Ни на
один вопрос не сумел он ответить, и выяс-
нилоеь, ЧТо «в водовороте текущих дел»
Балашюв забывал прочитывать Jame та-
	Е ЕР пол чи пасы

вольно улыбались, удивлялись его «учено-1 Активисты распределили между собой те-] был Василий.