22 апреля 1948 г., № 50 (906):
	К 78-й годовщине
		московских
		Памятник Павлику
Морозову
	В ближайшее время в Москве будет уста-
новлен памятник Шавлику Морозову — в
парке ero имени  (Краснопресненский
район).

Бронзовая фигура мальчика, работы
скульптора И. А. Рабиновича, будет воз-
лвитнута на цоколе из красного гранита.
Полножье постамента украшает эмблема
пионерской организации.

В беседе с нашим корреспондентом автор
памятника рассказал:

— Колхозный строй для Павлика был
зарей новой жизни, которая зажгяа воетор-
гом его детскую душу. Он боролся за но-
вую жизнь и в этой борьбе погиб, как ге-
рой. Передо мной стояла задача — дать в
позе, в чертах лица, во взгляде мальчика
облик настоящего героя.

Дети, подобные Павлику, становясь
взрослыми, в условиях мирного етроитель-
ства с достоинством несут звание советеко-
го гражданина, а в суровые дни войны
геройски защищают любимую Родину.

Памятник будет установлен на высоком
постаменте. Общая высота памятника с по-
стаментом около 5 метров.
	ПА СНИМКЕ: скульптурное изобра-
жение Павлика Морозова работы И. А.
Рабиновича.
	Лекции
о В. Г. Белинском
	Вступительным словом академика М. Б.
Митина 20 апреля’ в Большом лекцион-
ном зале Политехнического музея начались
чтения, организованные ЦЕ ВЛЕСМ и Вее-
союзным обществом по распространению
политических и научных знаний в связи
е предстоящим 100-летием со дня смерти
В. Г. Белинского. На первой лекции «Ве-
ликий русский критик и революционный
демократ В. Г. Белинский», прочитанной
доктором филологических наук Н. Ф. Бель-
чиковым, присутствовало около 600 мос-
квичей.

Академик М. Б. Митин, члены-коорес-
понденты Академии наук СССР А. М. Его-
лин, М. Т. Иовчук, действительные члены
Академии педагогических наук PCOCP
Н. Л. Бюдекий, М. В. Нечкина и друтие
прочтут десять лекций о жизни и деятель-
ности Белинского, о его роли в развитии
русской литературы, о задачах советской
критики.

Следующая лекция «Патриотизм Белин-
ского» будет прочитана 27 апреля.
	всего, металлургия и военная промышлен-
ность были восстановлены и оснащены яо-
вой техникой на иностранные и, в первую
очередь, американские капиталы, золотым
потоком хлынувшие в страну по плану
Дауэса. Хозяева капиталистической Амери-
ки-_Люпоны, Морганы, Рокфеллеры—пре-
доставили миллиарды долларов немецким
промышленникам и банкирам, помогли им
привести гитлеровцев к власти, вооружить
Германию и превратить ее в сильного и
опасного хищника.

К концу 1937 года Германия, однако,
еще не была готова вк войне; она собира-
лась © силами, предоставляя действовать
своей разбойничьей дипломатпи. В тот
период еще не поздно было обуздать фаши-
стекого агрессора, предотвратить войну.
Вместо этого английское и французское
правительства поощряли  захватнические
стремления немцев с тем, чтобы уступками
на Западе спровоцировать нападение фа-
щистской Германии на Совелекий Союз. За
спиной народов, коварно втягиваемых в
войну, правящие круги Англии и Франции.
вступили в тайную сделку е Гитлером,
преследуя далеко идущие внешнеполити-
ческие цели.

06 этом тайном англо-германском согла-
пении свидетельствует беседа Гитлера с
Галифаксом 19 ноября 1937 года, которой
открывается сборник. В то время Галифакс
был министром без портфеля («лордом-хра-
нителем печати»). Уже в 1938 году он
был назначен министром иностранных дел.

В ходе беседы Галифако фактически сде-
лал Гитлеру предложение % присоединении.
Англии и Франции к пресловутой «оси
Берлин — Рим».

Устами своего посланца английское пра-.
вительство назвало и ту цену, которую оно
готово было дать за союз с немцами: Га-
лифакс одобрил  захватнические планы
фашиетокой Германии. On  предупре-
дительно  раз’яенил своему — собесед-
нику, что же понимает Антлия под те-
ми «изменениями» в Европе, которые, как
заявил британский уполномоченный, «ве-
POATHO, рано или поздно произойдут»: анг-
лийское правительство имело в виду Дан-
циг, Австрию и Чехословакию. Так скром-
ным слоБечком «изменения» Галифакс
	со дня рождения
		Комсомольское собрание в 4-й средней школе гор. Перово
	Мысль о собрании возникла у членов ко-
Милета комсомола после разговора с дирек-
тором школы. Беседовали 0 том, что сей-
час больше всего волнует школьников:
как лучше  подготовитьея к экзаме-
нам, как сделать, чтобы все ученики ус-
пешно выполнили свой патриотический
долг. Посоветовавшиеь с педагогами, с ак-
тивом, решили провести собрание на тему
«Как я готовлюсь к экзаменам».

И вот в небольшом зале собрались 83
комсомольца. Выступает директор школы
А. В. Петров.
	ЗА ЧЕСТЬ РОДНОЙ
ШКОЛЫ
— Пройдет месяц — и ученики нашей
школы будут держать экзамены, -—— гово-
рит Александр Васильевич. —  Можно ЛИ
сказать, что у нас в школе все благопо-
лучно, что нам нечего беспокоиться? Чи
	  в коем случае. Це забывайте, что в третьей
	четверти из 1100 учащихся не успевало

Особенно плохо дело обстоит в пятых
классах. Там 36 учениц имеют двойки —
это одна шестая часть всех учащихся этих
классов. Ёто в этом виноват? Мы с вами.

Есть и среди комсомолок, отстающие. Это
совершенню нетерпимое положение. Если
сам плохо учишься, как же других подтя-
тивать будешь, кто тебя слушать будет?
Задумались ли над этим комсомолки Cypo-
вова и Евсеева из 8-го класса «А»? У них
двойки по четырем предметам.

Но мы должны беспокоиться не только 0
тех, у кого двойки. Ведь тройка — эта та-
кая оценка, которая может к четверке при-
вести, а может и к двойке. Мы должны б9-
роться за четверки и пятерки. А у нае еще
очень много троек.

Мы уже начали готовиться к экзаменам.
В школе имеется комната для самостоятель-
ных занятий, устраиваются обзорные лек-
ции, занимаются предметные кружки и т. д.

хочу обратить внимание комсомольцев
на то, что этого еще мало. Нужно добиться
тлавного: у нас в школе должна быть та-
кая обстановка, чтобы ни один лодырь не
мог укрыться от комсомольского глаза. Нам
надо знать, как готовится к экзаменам каж-
дый учащийся, какой у него режим дня,
не нуждается ли он в помощи, все ли у не-
го в порядке с текущей успеваемостью, ка-
кие у него условия дома.

Если мы так будем работать, то на экза-
менах наша школа покажет хорошие ре-
зультаты. Давайте же бороться за честь
родной школы!
	- ГОВОРЯТ
ВЫПУСКНИКИ
	— Мне хочется рассказать 0 TOM, как
наш класс готовится к экзаменам на атте-
стат зрелости, — говорит десятикласени-
ца Наталия Барабанова.

Не скрою, все мы, выпускники, етре-
	вой. Я знаю ее © 8-го класса. Этой комсо-
молке присущи упорство и настойчивость.
Она всегда добивается своего, учится толь-
ко на пятерки.

Но не все десятиклассницы понимают,
насколько ответственны и серьезны пред-
стоящие экзамены. Комеомолка Анна Мака-
рова, как правило, учится на 4 и 5. Ho B
ее табеле на-днях появилась двойка по хи-
мии. 9то в решающей-то четверти, накану-
не экзаменов! Нет усидчивоети, упорства и
у Риты Демидовой. А ведь она ло 10-го
класса была отличницей. Мы должны на
собрании напомнить Рите: ты имела в те-
чение года посредственные отметки и даже
двойки. Потрудись исправиться — тебе это
по силам.

Ярким дополнением к словам Н. Базаба-
	новой были выступления выпуекниц Вали.
	Пивиной и Вали Пушкаревой. Пушкарева
товорит о значении лабораторных работ.

— В течение всего года мы проводим
под руководством педатогов практические
лабораторные занятия по’ физике и химии,
на которые обычно остаемся всем классом.
Это принесло большую пользу. Ученицам
понятнее стали трудные разделы этих
предметов. :
	ВЕЧЕР «ЧУДЕС»

Очень помогает готовиться к экзаменам
участие в предметных кружках. 0 хими-
ческом кружке учащихся 9-го класса рас-
сказала комсомолка Елена Патрушева. Ва-
ждую субботу кружковцы собираютея и по
очереди делают доклады. Например, Н. Ут-
кина подготовила доклад «0б открытии но-
вых элементов путем спектрального ана-
лиза».

— А недавно, — говорит Е. Патрушева,
— мы провели вечер «чудес». Чудес, ко-
нечно, никаких не было, но каждый из нас
на основе химических законов подготовил
интересные опыты. Немало припглось по-
рыться в учебниках, в справочной литера-
туре. Зато мы теперь так знаем химию, что
нам легко готовиться к, экзаменам.

В школе работают также физические, ма-
тематические, географические кружки. Уча-
щиеся сами изготовляют наглядные посо-
бия, необходимые схемы, плакаты и т. д.,
выступают с интересными докладами, в
которых глубоко и подробно разработан
программный материал.

ПОЧЕМУ КОМСОМОЛКИ
ЕВСЕЕВА И СУРОВОВА
ИМЕЮТ ДВОЙКИ
Перед собранием, опустив глаза, стоит
ученица 8-ro класса «А» комсомолка,
И. Евсеева. Ей стыдно смотреть в лицо сво-

им товарищам.

Начиная © первой четверти, в табеле
комсомолки И. Евсеевой появились двойки.
Число их все увеличивалось. Однажды она
не выучила урока, в другой раз проболта-
ла и не слушала об’яенёний преподавателя,

Учебные долги И. Евсеевой возрастали 6

РО чу ттиЕ тлтоле ema eee man ween open ae
	каждым днем. Догонять товарищей, усилен
но заниматься было лень, и она на вее
махнула рукой.

Ученица того же класса комсомолка
И. Суровова тоже имеет четыре двойки.
Появились они также в результате легко-
мысленного отношения к учебе. Про таких,
каж Евсеева и Суровова, говорят, что лень
раньше них родилась. Но что сделала ком-
сомольская организация, чтобы отучить де-
вушек от этой лени? Ведь они не первый
день ототают в учебе? С таким вопросом
обратилась к собранию секретарь Перов-
ского горкома ВЛЕСМ Е. Н. Николаева.

— На примере Евсеевой и Сурововой, —
говорит тов. Николаева, — ясно видны не-
досталки работы комсомольской организа=

‘ции, Вы вызвали этих учениц на комитет,
пожурили их — и только. Вак видите,
успеха такие миролюбивые меры не при-
несли. А вот если бы вы раньше застави-

‘ли Евсееву и Суровову краснеть так, как

они сейчас краснеют, то и результаты ска-
зались бы значительно раньше. Комсолмюль-
ские группы не используют как следует

‚силу общественного воздействия. Стенные

‘тазеты на высменвают лохырей, нерадивых

‘учащихся.

К слювам тов. Николаевой можно доба-
‘вить, что родители И. Евсеевой — учи-
Tels, педагоги ередней школы. Вак же
` они упустили из рук контроль за успевае-

моетью своей дочери, перестали интересо-
ваться ее учебными делами?
	ПИОНЕРАМ

— Меня удивляет, — говорит преподая
вательница А. М. Якушева, —что на собрал
нии никто не сказал о работе пионерской
организации, которой призван руководить
комсомол. А ведь среди вас немало отряд-
ных пионерских вожатых, к вашему голосу
прислуптиваются маленькие девочки в кра-
сных галстуках.

Положение е учебой пионеров в нашей
школе тревожное. Более половины неа
успевающих — пионеры. Это — резуль-
тат недостаточно вдумчивой работы комсоч
мольекой организации co школьниками
младшего возраста. ;

Отрядная  пионервожатая б-го клава
«В» комсомолка Сизова в течение всей чет-
верти не удосужилась побывать У своих
пионеров. Некоторые вожатые, видимо,
считают, что надо заниматься лишь своей
учебой и отложить до неопределенного сроз
ка работу е пионерами. Может быть. не
следует сейчас проводить мероприятия, ко-
торые отнимают много времени, но для бе
седы © детьми у вожатото веегда должно
найтись время.

СЛОВО КОМСОМОЛЬСКОГО

ВОЖАКА

Последней выступает секретарь комео-
мольской организации Галина Гинько.

—- Стыдно здесь, на Комсомольском с0б=
рании, признаваться в том, что среди наб
есть еще лентяи, двоечники. Совсем недав-
но, например, комсомолка Бирюкова ухит“
рилась получить... единицу.

Лености, разболтанности мы отныне 06°~
являем беспощадную войну. Буду откровен-
на: уж слишком блатодупгно относились мы
раньше к плохим ученицам, к «случайным»
плохим отметкам.

Цифры -— вещь упрямая. Из 190 учз-
щихся комсомольского возраста за третью
четверть две Комсомолки и 12 школьниц
7—10-x классов не успевали.

\ ведь наша роль, роль передового от-
ряда в школе, заключается не только в
тем, чтобы хоропю учиться самим. Мы дол-
жны служить примером остальным, бороть-
ся за честь родной школы.

По оживленным и острым выступлениям
можно судить, что комсомольское собрание;
посвященное подготовке к экзаменам, при-
несет несомненную пользу.

Главная задача сейчас — хорошо под-
тотовиться к предстоящим экзаменам. И
эту задачу комсомольская ‘организация
школы в содружестве с педагогами должна
решить успешно. А. АЛЕКСАНДРОВ,

Л. КАЛУГИНА.
	В. И. Ленина
	Па родине великого
вождя
	Приволжекий город Симбирок, де 78
10т назад родился основатель большевизма
В. И. Ленин, теперь называется Ульянов-
ом. Главной достопримечательностью го-
ра является дом, где провел: детство и
первые годы юности Владимир Ильич.

Почти двадцать лето прошло со
их открытия в Ульяновеке  дома-музея
В. И. Ленина. За эти годы его посетило
коло миллиона человек.

Обстановка дома-музея, его экспонаты
помогают многочисленным посетителям по-
aah, каким был Ленин, какие качества ру-
ководителя, мыелителя и человека воепита-
218 в нем семья, какие впечатления дететва
определяли еще здесь, в домашней обета-
новке, в семейном кругу, его мировоззрение
я жизненный путь.

„.Зайдем в кабинет Ильи Николаевича—
ота Фенина. На стене висит карта Сим-
бирской губернии, самые отдаленные угол-
хи которой приходилось посещать Илье
Николаевичу. На письменном столе лежат
его рукописи, отчеты по народному обра-
зованию. И тут же рядом его книги.

Илья Николаевич служил инспектором

народных училищ. Он был образованным
и передовым русским человеком. Еще на
студенческой скамье его мировоззрение оп-
ределили идеи русских революционных де-
мократов ХХ века. Не щадя сил и здоровья,
настойчивый и требовательный к себе, он
целиком отдался работе по просвещению
народных маое.
‚ Мать Ленина — Мария Александровна
была первым другом своих детей, приви-
зала им навыки сознательной дисциплины,
чуткого и гуманного отношения к людям.
Владимир Ильич на всю жизнь сохранил
чувтво глубокой привязанности и ува-
Бения к матери.

Трух был основным принципом  воспи-
чания в семье Ульяновых. У окна в сто-
товой дома Ульяновых и сейчас стоит ста-
ринная швейная машина, на которой не-
редко работала Мария Александровна. Дети
всегда видели мать за делом и сами при-
учались по мере сил помогать ей.
	Мария Александровна была человеком
большой культуры: она хорошо знала’ руе-
скую и мировую художественную литера-
туру, много занималась музыкой. Мария
Александровна сумела рано пробудить в де-
тях интерес к знаниям. Владимир Ильич Е
пяти годам уже научился читать. В его
комнате на столе мы видим любимые кни-
ги юного Ленина — «Записки охотника»
Тургенева, сочинения Добролюбова, роман
«Спартак» и другие.
	Ьниги и в последующие годы оставались
зрузьями Владимира Ильича. Книги по-
могли ему овладеть теорией  маркоиз-
ма, которую Ленин развил лальше в новой
	исторической обстановке. обогатил новыми
	выводами и положениями о классовой борь-
бе, о диктатуре пролетариата, о построении
оцизлизма в одной, отдельно взятой,
стране,

Казнь старшего брата Александра про-
извела большое впечатление на Владимира,
Яльича. Но уже в то время, будучи 17-лет-
ним гимназистом выпускного класса Сим-
бирской гимназии, он считал, что Алек-
сандр в борьбе с самодержавием избрал не-
верный путь. «Нет, мы пойдем не таким
путем. Не таким путем надо итти!»—
сказал Ленин, узнав 0б участии Алек-
Сандра в террористической организации. И
вскоре, в конце 1887 года, Владимир
Ильич — студент Казанского универси-
тета — вступил на путь пролетарского
революционера, на дорогу революционной
борьбы против самодержавия и капитализ-
ма, за освобождение трудящихся от гнета
и экеплоатации.
	Живой образ Ленина — основателя И
вождя великой паотии большевиков, орга-
	ложника строительства бесклассового ком-
мунистического общества — встает перед
посетителями дома-музея в Ульяновске.
Они мысленно видят перед собой юношу-
Ленина: серьезного и вдумчивого, ‘уже в то
время непримиримого к самодержавному
строю, уже веем сердцем ненавидящего уг-
нетение трудящихся, напиональный гнет.
	внимание посетителей привлекают or-
	тиск с золотой медали, которой был награж-
ден Владимир Ильич по окончании тимна-
зии, полочка с его любимыми книгами,
аттестат зрелости, тщательно выполненные
рукой Ильича учебные работы,
	Даже эти немногие экспонаты напомина-
	ют 0 большой одаренности юного Ленина, о
его исключительных успехах в гимнази-
ческие годы. Очень начитанный, прекрасно
знавший родную историю и литературу. он
	прекрасно успевал и по всем другим пред-
метам.
	В ранней юности Ленин прочел все ЛУЧ-
	шее, что дала в то время русская револю-
ционно-демократическая публицистика, —
произведения Герцена, Белинского, Черны-
шевского, Добролюбова, Писарева и другие
книги, считавшиеся тогда «запрещенны-
ми». Очень сильное впечатление произвел
на него роман Чернышевского «Что де-
лать?», с которым Ленин ознакомился в
возрасте 14—15 лет. Внимательно и вдум-
чиво Владимир Ильич читал революцион-
ную литературу, которую привозил, приез-
жая из Петербурга на каникулы, его брат
Александр.
	Уже в старших классах гимназии Ленин
	был настроен революционно. Но его рево-
люционные настроения родились не только
в результате чтения революциэнной лите-
ратуры. С детских лет он общался с тру-
дящимися, наблюдал их тяжелую жизнь,
видел их нищету, бесправие и темноту. Это
заставило его задумываться над социаль-
ными вопросами, а впоследствии искать то
оружие, которое могло обеспечить победу в
борьбе против строя политического  бес-
правия и хищнической экснлоатации тру-
жеников города и деревни.
	Это оружие он нашел в революционной
	теории марксизма, которую Ленин сделал
руководетвом к действию, мощной силой
под’ема масе на борьбу против самодержа-
вия и помещичье-буржуазного строя, за-
кончившуюся величайшей победой трудя-
щихся нашей страны в октябре 1917 года.
	Посетив музей, каждый советский чело-
	век исполняется еще более твердой реши-
мости итти по ленинскому пути, продол-
жать дело Ленина. 0б этом говорят записи
в книге, сделанные на разных языках, но
проникнутые одним желанием: жить,
учиться, работать, как Ленин, быть похо-
жим на Ленина, любить Родину, как вот
ее Ленин.
	В многочисленных записях посетителей
	музея часто можно встретить пожелание
сохранить этот лом на века.
	Но небольшой деревянный лом, выстроен-
	ный в 30-х годах прошлого столетия, не-
избежно в недалеком будущем должен был
погибнуть от времени, если бы не капи-
тальные работы, начатые весной 1945 го-
да и законченные в августе 1947 года.
Деревянные детали дома были подвергнуты
антисентической обработке химическими
растворами. При музее создана особая уста-
новка, цель которой -— поддерживать в до-
ме одинаковую температуру и влажность
воздуха. Кроме того, разработана система
противопожарных мер. Большие работы,
проведенные по реставрации здания, обес-
печивают сохранность дома Ульяновых на
400—500 лет. И правнуки напих внуков
сумеют увидеть эту замечательную релик-
вию, сохраненную в том виде, в качом дом
существует сейчас.
	О.

НСКАЯ,
		cc ew SS
		Y«
			(И.

ay
	Ms
		о,
Ha
	мимся подражать отличнице Злате Голубе-   в третий раз совеем пропустила занятия.
	готовки к экзаменам. НА СНИМКЕ:
Трасковская занимается с ученицами
Фото В. ГРАЧЕВА.
	В школе организована комната для подготовки к экзаменам.
	преподавательница русского языка П. А,
	19-го класса.
	низатора и руководителя первого в мире   зам. директора дома-музея В. И. Ленина.
воциалистического государства, основопо- { г. Ульяновск.

и мыть
БИБЛИОГРАФИЯ
	Пособники гитлеровской
агрессии разоблачены
	Недавно вышел в свет [  том докумен-
тов и материалов кануна второй мировой
войны*. Он охватывает период от ноября
1937 года по декабрь 19838 гола. 09пуб-
ликованные документы являются обвини-
тельным приговором политике «умиротво-
рения» гитлеровцев, проводимой правите-
лями Англии и Франции с одобрения Co-
единенных Штатов Америки накануне вто-
рой мировой войны. Беспристрастный язык
документов разоблачает деятельность мюн-
хенских «миротворцев», явившуюся 0д-
ним из важнейших условий гитлеровской
агрессии. Опубликованный сборник пока-
зывает, «какая шла игра судьбами наро-
дов, как беззастенчиво торговали чужими
территориями, как втайне перекранвалаеь
карта мира, как подбадривалась гитлеров-
ская агрессия и какие делались усилия,
чтобы каправить эту агрессию на Восток,
против Совелекого Союза» («Фальсифика-
теры истории», стр. 23).

Уроки недавнего прошлого призывают
все свободолюбивые народы к бдительно-
сти, в беспощадному разоблачению совре-
менных мюнхенцев, для которых сейчас,
‘как и десять лет назад. обман обществен-
ного мнения, провокации и антисоветская
клевета являются излюбленными средства-
ми в борьбе с силами демократии и про-
гресса. возглавляемыми нашей страной.

1.

Сборник открывается документами, от-
носящимиея к чоябрю 1937 года и первым
месяцам 1938 года. К этому времени не-
мецкая тяжелая индустрия, и, прежде
	*# Министерство Иностранных Дел CCCP.
Документы и материалы кануна второй ми-
ровой войны. Том 1. Ноябрь 1937—1938 гг.
Из Архива Министерства Иностранных Дел
	вой-   Германии. Стр. 968. Тираж 100 тысяч эк-
		В январе 1948 года государственный
департамент Соединенных Штатов Амери-
ки издал сборник «документов» гитлеров-
ских дипломатов под сенсационным назва-
нием  «Нацистско-советские отношения
1939—1941 гг.». Публикуя эти произ-
вольно и тенденциозно подобранные «доку-
менты», злостно извращающие историче-
ские факты, чиновники из государетвен-
ного департамента США преследовали оп-
ределенные политические пели. Сказками о
\нимой агрессивности СССР они попыта-
лись исказить стремления и цели совет-
ской внешней политики, ослабить междуна-
родное влияние и авторитет нашей Родины.

Эта затея правящих кругов США, Анг-
лии и Франции окончилась для них пол-
ным провалом. Историческая справка Co-
ветского информационного бюро «Фальси-
фикаторы истории» не оставила камня на
камне от досужих вымыслов англо-амери-
канской пропаганды и явилась подлянным
торжеством исторической правды.

В этом документе выдающегося между-
народного значения дан глубокий науч-
ный анализ международной обстановки и
внешней политики СССР как в перивя,
предшествовавший второй мировой войне,
так и в годы ее, ярко показана принциии-
альность, последовательность и безупреч-
ная честность дипломатии солиалистиче-
ского государства.

Американское, английское и Француз-
ское правительства осуществили сепарат-
ную публикацию немецких ‘локументов.
Они отклонили предложение СССР о cos-
местной разработке германских архивных
материалов. Вследствие этого советское
правительство сочло себя вправе опубли-
ковать секретные дипломатические доку-
менты германского министерства  иност:
ранных дел. захваченные COBSTCKANH вой-
	сками в Берлине.
		фалпистекой Германии. Гендерсон настой-  ния быть неловольными и вождем. «оппог
	зиции Его Величества» — Уинстоном Чер-
чиллем. «Я сказал: я не являюсь против=
ником мощи Германии, и большинство анг-
личан желает, чтобы Германия заняла свое
место в качестве одной из двух или трех
руководящих держав мира» (стр. 162), —
так заявил 14 июля 1938 года Черчилль
руководителю данцигских фашистов Фер-
стеру. Глава «оппозиции» на словах. .е
	Целью обмана общественного мнения. не
	одобрявший прогерманский курсе англий-
ского правительства, за кулисами поотягиз
вал руку Чемберлену и Галифаксу.
		чиво подчеркивал «большое . мужество»
Чемберлена, заключающееся в том, что
британский премьер, «не обращая внима-
ния ни на что, сорвал маску с таких ин-
тернациональных фраз, как коллективная
безопасность и т. п.» (стр. 64). Англий-.
ский дипломат, усердно расхваливая ©вое-
го шефа, разоблачил неприглядную сущ-
ность политики Чемберлена, направленной
на срыв коллективного отпора агреесору.

В беседе Гитлера е Гендерсоном была’
еще более ясно сформулирована основная
цель соглашения английских и германских
империалистов, направленного прежде Bce-
го против СССР: «Не надо было впускать
Советскую Россию в Европу. Он, фюрер, в
<вое время в своих предложениях имел в
виду 0б’единение Европы без’ Росвии»
(стр. 65).

Вопросу 0б англо-германских отношени-
ях посвящено опубликованное в сборнике
политическое донесение германского пос-
ла в Лондоне Дирксена от 10 июля 1938
года. Дирксен настойчиво подчеркивает,
что основной целью правительства Чем-
берлена — Галифакеа «была и осталась
политика соглашения с тоталитарными го-
сударетвами» (стр. 145).

рофашистские симпатии английских
политических деятелей имели своей.
оборотной сторбной неизменное жела-
ние толкнуть Германию на Восток, про-
тив нашей страны. Дирксен с удовлетворе-
нием отмечает в своем донесении единет-
во взглядов Англии и Германии «в отно-
шении отстранения Советского Союза 92
решения судеб Европы» (стр. 155). Без-
мерная злоба к социалистнческому  госу-
даретву 00’единила руководителей «лемо-
вратической» Англии — Чемберлена и Га-
лифакса и вожаков фашистской Германии
— Гитлера и Риббентропа.

Недаром 13 марта 1938 года Риббент-
роп, разговаривая из Лондона по телефону
с Герингом, заявил: «От Чемберлена оста-
лось у меня наилучиюе впечатление» (стр.
96). Захлебываяеь от восторга, главарь
авантюристической фашистской диплома-
тии повторял: «Мои впечатления от обоих
— Галифакса н Чемберлена — превосход-
ны» (стр. 97).

Однако у гитлеровцев не было оенова-

910 уже в 1937 году правительство Чем-

рлена выдало Австрию, Чехословакию и
Данциг на растерзание фашистским хищ-
никам.

Стоило британскому уполномоченному
заговорить о Восточной Европе и дать
вполне определенные обещания по этому
поводу, как его собеседник, немедленно пю-
казал, что он прекрасно понимает, чего от
него хотят его английские партнеры: Гит-
лер назвал Советский Союз. «Единственной
катастрофой, — заявил Гитлер, — являет-
ся большевизм» (стр. 46). Заканчивая бе-
седу, он не преминул еще раз злобно Упо-
мянуть © Советском Союзе: «Лишь одна
страна — Советокая Россия — может в
случае  общею конфликта выиграть»
(стр. 48). Вновь и вновь  дёмонетрируя
свою ненависть к нашей стране, Гитлер
прекрасно сознавал, что в этом вопросе он
встретит безусловное одобрение ‹ Галифак-
Ca.

Переговоры, начатые Галифаксом, были
продолжены британским послом в Берлине
Гендерсоном во ‘время его свидания © `Гит-
лером 3 марта 1938 года. Гендерсон преж-
де всего подчеркнул, что английское пра-
вительство предлагает тайное и широкое
политическое соглашение. «Дело идет не
© торговой сделке, — заявил он, — a 0
попытке установить основу для истинной и
сердечной дружбы е Германией» {стр. 55).

Британский посол не только подтвер-
дил согласие Галифакса на «перемены в
Европе», но и co своей стороны заявил с
циничной откровенностью в отношении Ав-
втрии, что «часто он сам, сэр Невиль Ген-
дерсон, высказывался за — аншлюсс»
(стр. 70). Немцы не замедлили сделать
практические выводы из этой беседы: 12
марта 1938 г. они захватили Австрию. Од-
нако, выступая 14 марта в палате общин,
Чемберлен с сокрушенным видом заявил,
что действия Германии «заслуживают
серьезного осуждения». Это, правда, не по-
мешало английскому правительству уже 2
апреля 1938 года формально признать за-
хват Австрии Германией.

Ничто не способно было  подейство-
вать отрезвляющим образом na Чем-
берлена и его дипломатов. Они попреж-
нему продолжали свою безумную политику
	Опубликованные Министерством Иноста
ранных Дел СССР документы проливают
новый свет на мюнхенскую политику за
падных держав, непосредственным слелет=
вием которой явилось неслыханное предан
	тельство английским и французским пра=
	вительствами Чехословакии.
	После захвата Австрии наступила 0че=
редь Чехословакии. Гитлеровцы действова-
ли в строгом соответствии с планом, 9доб-
ренным Чемберленом и Галифаксом. Правя-
щие круги Англии и Франции поотряли
захватнические стремления Германии, и
немцы, чувствуя свою полную безнаказан-
ность, пред’являли все новые и новые
требования к Чехословакии.
	Английские и французекие сообщники
Гитлера, стремясь обмануть общественное
мнение, лицемерно отрицали агрессивные
намерения, немцев в отношении Чехосло-
вакии, Выступая 28 апреля 1938 года на
совещании британских и французских ми-
нистров, Чемберлен заявил, что он «весья
ма сомневается в том, что г-н Гитлер. жез
лает уничтожения Чехословацкого государ“
ства ..он не думает, чтобы фюрер хотел ан
шлюсса» (стр. 124). Одновременно Чембер-
лен и Галифакс, Французские минастры
Даладье и Бонн сознательно распространя-
ли лживые слухи, согласно которым в слу
Чаз нападения немцев на Чехословакию
Англия и Франция не смогут противоетоятЕ
агрессору, запугивали миллионы людей
опасностями войны.

(Окончание на 4-й стр.)
	ханжеоки пыталея прикрыть тот факт,   беспрестанных уступок и задабривания