московск и 9

QC MAAC A
	Я Т.Н м 1

Рано в полном блеске проявились — Н6-
обычайные способности Белинского; Уже
первые его критичесвие работы. полны за-
мечательных наблюдений и обобщений.

Известный автор исторических романов
Лажечников, по службе ревизовавший Чем-
барское уездное училище, ‚был... поражен,  ,
смелостью BAYMUHBBIX, самдетбятельных
ответов хрункого школьника, еына-местно-
го лекаря_Белинекого. , ‚ Саевно › «sap
ястребок» налетал вн на вейрбсы- экзами-
наторов, блестяще на них отвечая. .

Уже тогда — и позднее в Панзенской
гимназии — мальчик до самозабвения УВ-
лекался русскими поэтами и «сочинитель-
ством» преимущественно ромаятических
стихов, «почитая себя опасным  соперни-
ком Жуковекого». Но векоре тонкое чутье
подсказало ему, что создан он Ве для п0э-
зип, а лля «емиренной прозы».

Первый крупный литературный — опыт
В. Белинского нятиактная драматическая
повесть «Дмитрий Калинин», заклеймив-
шая крепостническую тиранию —— инте-
реснейтий памятник русской литературы.

«Дмитрий Калинин» обсуждалея на чте-
ниях в «11 нумере» общежития казенно-
коштных студентов, где Белинский орга-
низовал «Литературное общество». Этот
кружок, состоявший из разночинцев, жи-
во интересовался философеко-политически-
ми вопросами. Здесь кинели споры, крити-
ковалась западная идеалистическая фило-
софия, обсуждались литературные и эсте-
тические проблемы, читалиеь  запрещен-
ные политические книги. «Литературное
общество 11-го нумера» смыкалось с инте-
ресами таких передовых московеких сту-
дентов того времени, как Лермонтов, Гер-
цен, Огарев, Тургенев, Гончаров, Станке-
вич.
«Дмитрий Калинин» послужил  оенов-
ным поводом к неключению Белинского из
университета «но ограниченности с10с0б-
ностей и слабости здоровья».

Изгнанный из университета и  аишен-
ный всякой матернальной поддержки, юно-
ma Велинский занялся скудно оплачивав-
тимея мелким, изнурательным литератур-
ным трудом.

.В 1833 году Белинский познакомился 6
Належдиным, приваекшим его к сотрудни-
честву в журнале «Телеекон» и газете
«Молва».

Скоро Белинскому поручили заведыва-
ние критическим отделом, а при необходи-
мости он замешал и самого редактора На-
деждина.

В 1834 году «Молва» опубликовала
первую большую статью Виссариона Гри-
терьевича Велинекого, сделавшую его имя
известным. То были бессмертные «Литера-
турные мечтания» — ценнейшая изо его
	работ московского периода, в которой автор
указывал дальнейший путь развития рус-
ской литературы под знаком подлинной
народности и реализма.

В «Мечтаниях» Белинский дал ray6o-
кий анализ отечественной литературы 34
пелое столетие. Это обозрение одновремен-
	но явилось и первой историей русской ли-
тературы. Уже в этот период Белинский
предстает как основоположник русской ли-
тературной науки и критики. Он резко
враждебен современным ему реакционным
узколобым критикам Гречу, Булгарину,
Сенковскому. Ратуя 3a национальную
культуру, Белинский вкладывал в это по-
нятие глубокий смысл, об’единяя общече-
ловеческое интернациональное с народным,
национальным.

Величайшие русские поэты получили
уже в ранних работах критика верную
оценку, еще более углубленную в Халь-
нейнтем.

_ Белинекий твердо верил в болыную бу-
лушность русской литературы, — которая
	Свою критику Белинский называл «пря-
MOH», в отличие от критики  «уклончи-
вой», оперирующей «осторожнейшими вы-
ражениями», трусливо избегающей выра-
жать евое ясное отношение в явлениям
искусства. Свое мнение Белинский выра-
жал всегда резко, смело, защищая его со
всей страстью своего «вулканического»
темперамента. Шевырев, Погодин, Аксако-
вы постоянно обвиняли его в резкости
выражений, в «нетерпимости». И когда в
этом же однажды ero упрекнул Боткин,
Белинский разгиеванне ему, ответил;
	— Останусь гордо и убежденно „нетер-
пимым. И если сделаюсь терпим, — знай.
что с той минуты я — кастрат:
	Его безмерно раздражали спокойные и
пресные критические статьи, равно как и
романы, в которых не было ни сочуветвая,
ни вражды, ни любзи, ни ненависти:

Высокую принципиальность Белинекого
некоторые современники пытались было
об’яснить его склонностью к «диктатор-
ству». 06 этом нелвуемыеленно, например,
писал Валериан Майков. Белинского угова-
ривали быть более снисходительным к
ннакомыеслящим.
	Он с презрением отметал эту благодущ-
ную либеральную болтовню. Увидев ошиб-
ку в произведении писателя или в статье
критика, он разоблачал ее со всей «неисто-
воСТЬЮ», ‘на’ КАКУЮ Только был снобобен.
И важнб заметить: этому принципу «пря-
мой» критики Белинский оставался верен
и тогда, когда дело касалось его еобетвен-
ных ошибок. На эту замечательную 060:
бенность натуры Белинского обратил уже
внимание Черныитевский.
	Белинский прошел очень сложный и
трудный путь ичейного развития, На этом
пути он иногда заблуждалея, совершал
онтибкн. Но, когда он осознавая их, не
было критика более беспощадного и непри-
миримого. чем он еам.
	Преодолев свое кратковременное увлече-
ние Гегелем, Белинский яростно отшвыр-
нул от себя «колпак Егора Федоровича» и
проклял ©в0е «насильственное примирение
е гнусвой рассейской лействительностью».
Панаев в CBOHX воспоминаниях фассказы-
	вает характерный энизод. Олнажхы в HOMY
				ЖИВЫЕ
ОКИ
	культуры, ее искусства. Белинский был
враждебен реакционным  националистиче-
ским крайноетям славянофилов, он был
пе меньшим противником и либерального
космополитизма занадников, рабски подра-
жавших всему европейскому.

Белинский любил Россию страстным
чувством человека из народа, его патрио-
тизм был революционным и демократиче-
еким.

Когда дело кавалось Родины, ое незави-
симости, борьбы русского народа за про-
гресе, за осуществление  освободительных
ндеалов — все отетунало для Белинского
ва задний план. Интересы родного народа
были для него превыше веего. «Мы будем,
—= пророчески писал он, — и поэтами, и
философами, народом артистическим, наро-
дом ученым, и нарэдом воинственным, на-
родом промышленным, торговым, общест-
венным». `

Великий революционный демократ верил
в творческие силы своего народа. Вот но-
чему он завидовал внукам и правнукам,
которым суждено видеть Россию в 1940
году, етоящею во главе образованного ми-
ра. Мы, современники социалистической
эпохи, воочию убедились, каким  проник-
новенным провидщем был Белинский, вы-
разивший ето лет назад надежды, которые
полностью осуществлены в жизни нашим
героическим народом.

Белинский был философом, мыслителем,
	социологом, деятелем культуры, но доль-
те всего любил он русскую литературу —
	свою жизнь. Неустанная борьба Белинско-
го за демократическое, народное искус-
ство, за искусство высоконлейное, реали-
стическое составляет самые замечательные
страницы его критики. «...Тучшая тради-
ция советской литературы, — говорит
А. А. Жданов, -—— яваяется продолжением
лучших традиций русской литературы XIX
века. традиций, созданных нашими вели-
	кими революционными демократами — Бе-
линским, Добролюбовым, Чернышевским,
Салтыковым-Щедриным, продолженных
Цлехановым и научно разработанных и
обоснованных Лениным и Оталиным».

Белинский неехучайно занимает первое
место среди деятелей русской аите-
ратуры. Он был основоположником наней
наниональной революционно-демократиче-
ской критики, ставшей уже в годы Белин-
ского передовой литературной критикой
мира.

Белинский впервые в мировой литера-
туре столь ясно и полно сформулировал
требование идейности, как самое суще
ственное в подходе к творчеству писателя.
Он неустанно боролся с проповедниками
теории «чистого искусства», справедливо
усматривая в этой теории желание уйти от
	освещения важных ‘° общественных вопро-
сов, от изображеняя жизни, стремление
отлалиться от современности,  противоно-
ставив ей мизерный, убогий мирок.
Указывая, что вне современности невоз-
можно настоящее, живое искусство, Белин-
ский приветствовал корифеев русской ли-
	тературы Грибоедова, Пушкина, дермон-
това и особенно Гоголя за то, что они в
евоих произведениях освещали важные
вопросы современности. Наша советская
литература наследует Белинскому в этом
понимании роли и значения современно-
сти в творчестве художника. Наша  лите-
ратура создает произведения, проникнутые
пафосом нашего героического времени,
верные действительности и освещенные вы-
сокими идеями коммунизма. Она служит
народу, как призывал и требовал сто лет
назад великий Белинский, она является
тортостью нашей Родины, нашей передовой
	Г. БРОВМАН,
кандидат филологических наук.
	YHO
	Белинский писал, что творчество Пуш-
кина отноентея к вечно живым, развиваю-
щимея явлениям. Каждая эноха говорит
свое слово о Нушкнне и оставляет пюсле-
дуюшей произнеетн свое, новое слово 0
поэте. Это можно сказать и о творчестве.
самого Белинского.

Bes жизнь гениального разночинна была’
наполнена предощущением великих 05-
циальных битв, a Korda он умирал, —
призрак коммунизма уже начинал свое
шествие по Европе. «Манифест «оммуни-
стической партии» еше не успел проник-
нуть в Росеню, но атмосфера в стране
была насышена илеями марксизма, идеями
революнни. Белинский читал ранние рабо
ты Карла Маркеа и Фрилрнха Энгельса,
которые были опубликованы в «Неменко-
французском ежегоднике» в 1844 году.
После прочтения этой книги Белинский’
писал А. И. Гериену: «Истину я взял ©е-
бе, — ив еловах бог и религия BURY
тьму, мрак, цепи и кнут... Все это так,
но ведь я попрежнему не могу печатно
сказать все, что я думаю и как я думаю.
А чорт ли в истине, еели ее нельзя попу-
ляризнровать и обнародовать? — мертвый
капитал!».

Белинский мечтал о возможности про-
пагандировать революционные идеи. Он
начал творческий путь, бросив устами
тероя своей пьесы «Дмитрий Калинин»
тневные елова против крепостничества, и
закончил свою великую  жизвь, написав
знаменитое письмо к Гоголю, отразивитее,
по словам В. И. Ленина, настроение кре-
постных крестьян.

Белинский близок нам своей неукроти-
мой революционной страстью, своей лю-
бовью к народу, своей борьбой за свободу
и доетоннетво человека.

«Гордиеь, гордиеь человек своим высо-
ким назначением... жизнь есть действова-
ние, а действование есть борьба», — Boc-
клицает Белинский в «Йитературных меч-
таниях», — в своей первой и блестящей
критической статье. Эти слова Белинского
папоминают вам известные слова А. М.
	Горького; «Человек... это звучит гордо! ».
Мыель Белинского о человеке — творце
жизни. деятеле и борце — близка социа-
	листическому гуманизму. Советская  лите-
ратура велед за Белинским и Горьким ут-
верждает торжество разума, господство вы-
сокнх пндеалов.

На протяжении всей своей  деятельно-
сти Белинский боролся ‘за такое понима-
пие личности, которое в наше время В
социалистическом обществе стало  феаль-
HOCTHIO.

Героя, служащего интересам народа,
человека, имя которого звучит гордо,
нет на страницах современной буржуаз-
	ной литературы. Ворыетные интересы,
погоня за прибылью, 2а чистоганом — BOT
что определяет духовные устремления
буржуазии. «...Горе государству, которое в
руках капиталистов, это люди без патрио-
тизма, без всякой возвышенности в чув-
страх. Лля них война или мир значат
	только возвышение или упадок фондов——
далее этого они ничего не видят».

Как справедливы эти слова Белинского
по отношению к капиталиетическим стра-
вам  сеголня! Истинно высокие чувства
буржуазия давно выменяла на деньги.
«Торгаш, — писал Белинекий, — есть
существо ло натуре своей пошлое, дрянное,
низкое и презренное». Глубокой ненави-
етью к античеловеческой морали эксплоа-
таторского общества проникнуты многие
страницы Белинского. Они звучат © огром-
ной  разоблачительной силой ив наши
дни.

«Неистовый Виссарион» был патриотом.
Он горячо любил свою родину и отдал
вов силы её освобождению, расцвету ее
	a
разовьется, когда «просвещение разольется_
по Руси широким потоком...», RoTopoe долж-
HO а «наниаии- трудами, взро-
шенное нА родной почве...».

С детства горячо увлекавшийся театром,
постоянный посетитель представлений кре-.
‚поетной труниве-и» участнив любительских
‘енектаклей, юный  Вежинекий В `Модекве,
каки в Нензе; тратил-на театр свои 10-
саедвне “трон:   Огромный: таланх   тратяка
Мочалова’ и Зеликоленный  реализу Ценки-
Ha страстно волновали Велинского, олицет-
воряаи для него идеал актерского BCEYCCT-
Ba.

Гениальные статьи молодого Белинского
о Мочазове в роли Гамлета превосходны го
тлубнне суждения 0б игре и ° даровании
русекого трагика и по верному реалисти-
ческому пониманию трагического образа
Гамлета: ЕЕ

Велинскому уже в ранние годы ясна
была огромная роль философии. «Филосо-
фия есть начало и источних всякого зна-
ния... без нее «всякая наука мертва,
непонятна и нелепа»,—писал онв 1837 ro-
ду. Белинский — преемник русской клас-
сической материалиетической философии,
родоначальниками которой были великие
просветители ХУПТ века Ломоносов и рево-
люционный демократ Радищев. Критиче-
ское отношение в узкой ограниченности
неменкой идеалистической философии, от-
вращение к гегелевскому «филистерскому
колпаку» ‘привело Белинского к вершинам
матерналистической революционно-демовра-
тической мысли. В философии Белинский
шел вое время вперед, беспрестанно совер-
шенетвуясь, творчески воспринимая  Ha-
капливаемые знания, н вырос, по словам
Плеханова, «в самую замечательную фи-
лософскую организанию, когда-либо вы-
стунавшую в нашей литературе».

В 1836 году «Телескон» и «Молва» бы-
аи закрыты и сам Надеждин сослан из-за
напечатанного им в «Телескопе» «филосо-
фического письма» Чаадаева.

Белинский начал сотрудничать в «Мос-
ковеком наблюдателе» как критик и *е-
лактор: там была опубликована созданная
Велинеким в очень короткий срок, специ-
ально для М. С. ЧЦенкина драма «Пятиде-
сятилетний дядюшка пли странная 09-
лезнь», заложившая основы пеихологиче-
CKO-HHTHMHOH драмы в русском театре.
Пьеса игралась в Москве п Петербурге;
«дядюшка» —одна из лучших ролей ТЦеп-
кина.
	Молодость Белинского прошла в Москве.
«С Москвой у меня соединено все прекрас-
ное в жизни, я прикован к ней...». Даже
невзрачный его угол в комнате дома кня-
зя Касаткина-Ростовского на Цетровке ola
ему мил. «Из всех российских городов
Москва есть истинный русский город, ео-
хранивший свою национальную физионо-
мию, богатый историческими воспоминани-
ями, ознаменованный печалью священной
древности, и за это нигде сердце русского
не бъется так сильно, так радостно, какв
Москве...».—писал критик.
	С’ от’ездом в 1839 году из Москвы кон-
чилаеь блистательная молодость Белин-
ското, наступила пора еше более блиста-
тельной зрелости.
	уже в тридцатых годах статьи молодого
Белинекого нетерпеливо  ожидались, 10
словам Герцена, передовой молодежью 0бе-
их столин. Уже © ранних пророческих
страниц молодого Белинского встает благо-
родный и величественный облик страстно-
го человеколюбца, преднественника  pyc-
ской ‘революционной демократии, генналь-
ного провидца, чьи предсказания о велн-
кой булушноети Росепи ебылиеь.

SpERSSRADARSCARMESAAUAECSES: OUR ESE PASE Ee

ЗАВИДУЕМ ВНУКАМ И ПРАВНУКАМ ПАЗИМ, KO1O-
РЫМ СУЖДЕНО ВИДЕТЬ РОССИЮ В 1940 ГОДУ, СТОЯЩУЮ
ВО ГЛАВЕ ОБРАЗОВАННОГО МИРА, ДАЮЩЕЮ ЗАКОНЫ И
НАУКЕ И ИСКУССТВУ, И ПРИНИМАЮЩЕЮ БЛАГОГОВЕЙ-
НУЮ ПАНЬ УРАЖЕНИЯ ОТ ВСЕГО ПРОСВЕШЕЁННОГО ЧЕЛО-
	в Г БЕЛИНСКИЙ.
	НУЮ ДАНЬ УВАЖЕНИЯ
BEUECTBA...
	И ©
	НЕИСТОВЫЙИ
	В общежитьи студенческом тесно.
Окриженный друзьями стоит
Молодой, никому неизвестный,
	Тот, чье имя весь мир облетит.
Голубая зима на исходе,

Вечера в переулках глухи,

О России своей, о свободе

Он мечтает и’ пишет стихи,
Зимний вечер тревожен и длинен.
	Свечи тают.
Кончается год.
Это пишется «Дмитрий Калинин»

Это ярость 2го восстает!

Yr tanassnsereeszanses:
		И в Московском университете,
Свою рукопись бросив на стол,
Строки гневные он на рассвете
	Не друзьям, а эпохе прочел.

Его праведный труд исполинский
Чтит сегодня советский народ.
Да, столетье прошло,

Но Белинский,

Окруиженный друзьями, встает.
	Он идет по великой державе,
Наш «неистовый Виссарион»,
Видит в силе, з работе, и в славе
Тех, которым завидовал он.
Виктор УРИН.
	ветеких организаций, фабрик и заводов.
научной общественноети, писатели, арти-
сты, учащаяся молодежв. А

Митивг открыла заместятель председа-
теля исполкома, Ленгорсовета М. В: Матков-
кая.
	Белинский осмыеливал . любое художе-
ственное явление с точки зрения главного
вопроеа эстетики: отношения искусства
к действительности. Он цения литератур-
ное произведение в той мере, в какой оно
Ве только воспроизводит жизав, но и вме-
шивается в нее, воздействует на Hee,
твернт суд над ней.

Эту же задачу Белинский ставил перед
критикой. Критика должна быть органом
жизни, она обязана быть «31000й дня»,
активное и своевременно ванять на жизнь.

Белинский был критиком-учителем.
Громадную силу еГо духовного влияния
иеныиаан на себе многие великие русские
писатели, Гоголь и Лезмонтов, Тургенев и
Некрасов, Кольцов и Гончаров, — B TBOD-
ческую судьбу каждого из них органиче-
ски вошло имя Белинского.

Bureona авторитетность эстетических
суждений Белинского основывалась не на
том, что OH знал лучше, чем кто либо
другой законы искусства. Он знал лучше
жизнь. И это составляло главную силу
его критического анализа. Это давало ему
моральное право учить писателя.
	Рисунок художника Б. ЛЕБЕДЕВА.
	МИТИНГ У МОГИЛЫ В. Г. БЕЛИНСКОГО
ЛЕНИНГРАД, 1 июня. (ТАСС). Сегодня, ветеких организаций,  фабр
	на литераторских мостках Болкова клах-
биша, где похоронен В. Г. Белянский, со-
CTOMICH митинг и Торжественное возлюже-
ние венков на могилу велокого критика.
На площадке у могилы В. Г. Белинскоге
собрались представители партийных м ©9-
	Но в чем должен заключаться Пафос
критики?

Белинский вспоминает Гете, заметивше-
го однажды, что он хотел бы иметь такого
читателя, «который бы меня, себя и целый
мир забыл и жил бы только в книге моей».
Велинский называет мыель Гете односто-
ренней и лишь отчасти соглашается в ней.
Вирочем, замечает он, Гете был бы в дан-
вом елучае вполне прав с точки зрения
«немецкой критики»,  рассматривающей
все явления искусства лишь в «тесной
сфере эстетики» и никакого внимания не
обращающей на историю, ° общество,
ЖИЗНЬ. г и

Главным недостатком предиествующей
критики Белинский считал ее отрешен-
ность от жизни, приверженность ce ко
всякого рода метафизическим теориям, ‚©
точки зрения которых она и пыталась оп-
ределять значение того или иного явления
искусства: «Й если творения поэта не
улеглись плотно на прокрустовом ложе
теорни кратика, критик или вытягивал их
за ноги или обрубал ‘ни ноги (хаже и го-
леву — смотря по обстоятельствам)».
	Петербургский кружок Белинского.
	в гости приехал Зелинский. Он зашел в
кабинет и увидел на столе книжку «0те-
чественных = записок», раскрытую на
статье «Менцель— критик Гете». «Белин-
СсЕНЙ пришел ко мне в очень хорошем фас-
положении духа, — продолжает Панаев, —
HO, подойдя к столу и взглянув на книж-
ку, он вдруг изменился в лице, схватил
КНИЖЕУ и бросил её на пол.
	— Что это вы нарочно хотите подхраз-
нить меня, подсовывая мне на глаза эту
статью? Вы знаете, что я не могу 6ез
негодования” вспоминать 06 моих статьях
этого времени. Сделайте одолжение, я про-
ну вас неё делать е6 мною Таких вещей».

Белинский! не считал зазорным признать
ошибку, допущенную при оценке того или
иного‘ произведения, того ила иного пнса-
теля. Белыше того, он не только кон-
статирозал самый факт ошибки, но пол-
вергал ее тщательному анализу, беспотщад-
но вскрывал ее корни:

Историческое значение Белинского с9-
стояло в том, что он вывел русскую Kpli-
тическую мысль, по выражению С. М. Кл-
рова, из «темных лабиринтов голой a6-
стракции на торную дорогу реализма».
Критика Белинекого обобщала  художе-
ственный опыт русской литературы. №
эго теоретическая мысль нередко опережа-
ла развитие литературы, ставила перед

‚щей; конкретные залачи, убзывая , ей Заль-
нейнтие WYTHE: Be
	Бею свою жизнь Белинский воевал 38
иекуество, которое служило бы целям осво-
бождения человека, когорое  воспитывало
бы в читателе патриотическое чуветво Е
Ресепи, к ев великому народу.
	Бечинский был демократом и гумани-
стом. Для него не было мечты более воз-
вышенной, чем мечта uv счастье народа. дя
задыхался в тяжких тенетах николаевской
России. Но он страстно верил в то, 90
настанут времена, «когла не будет бога-
THX, He будет бедных, ни царей и поддан-
ных, но будут братья, будут люди».

Служеняю этой илее Белинский посвя-
тил свой великий талант критака и пуб-
лициста.

С. МАШИНСКИЙ,
кандидат филологических наук,
	Вдохновитель русской
‘литературы
	Своим авторитетом, громадным влиянием
на общественную жизнь русекая критика
прежде всего обязана Белинскому. Ox cos-
хал критику как явление  всемирно-исто-
рического значения. Никогда критика не
играла такой роли в национальном и 06-
шественном развитии страны.
	( самого начала своей деятельности Бе-
линский ожееточенно боролея е аристокра-
тически-салонной, «паркетной», светской
критикой. Один из ее столнов Шевырев
провозгласил «вкус» высшим критерием в
оценке художественного произведения. Бе-
линский боролея против этих сословно-ари-
стократичееких поныток сделать критику
монополией лишь избранных, «просвещен-
вых», «образованных» эстетев, «аюдей со
вкусом».

Эстетика Белинского была глубоко демо-
кратична. И это определяло направление
его литературных интересов. Широко из-
вестен пример, связанный © именем Гоголя.

Большинство  петербургеких и москов-
ских критиков крайне отринательно ветре-
тило «Миргород». Булгарин и Сенковский,
Полевой п Шовырев сходились в том, что
повести Гоголя «грязны», они единодушно
обвиняли молодого писателя в искаючи-
тельном пристрастии к изображению «зад-
ного лвора жизни и человечества». Белин-
ский был первым критикем, © гениальной
птоницательностью  почувствовавиим в
Гоголе громадное явление в искусстве. Еще
не было «Ревизора», задолго до «Мертвых
душ» он увидел в Гоголе главу нового на-
правления в русской литературе.

С самого начала своей деятельности Бе-
линевой боролея за искусство, связанное
© жизнью, с нарохлом. В этой борьбе скла-
дывались теоретические основы критики,
которой довелось сыграть великую роль в
иоторий русской литературы.

Слмым важным элементом в произведе-
тян  покусства является, с точки зрения
Талинокого. «разумное сотержание». От-
Clo1a вытекает и определенная обязанность

критики. Она состоит в расомотрении ис-
кусетва не как явления самодовлеющего,

не «в сфере самого искусства», но в его

отношении к жизни. Белинский формули-
рует евою мысль так: «На само искус-
ство нельзя емотреть только в сфере само-
то искусства, без отношения к жизни:
такой взгляд может быть иногда верен, но
он всегда односторонен, особенно в отно-
шении к искусству в России». Белинский
здесь раскрывает существо того, что он
называл «исторической критикой».

Следует обратить внимание на замеча-
тельную мыель, когозой заканчивается
приведенная выше цитата. Применение
принципов исторической критики особенно
важно. по мнению Белинского, в Расеии, в
анализе русской литературы — наиболее
«содержательной», наиболее  «обществен-
ной» литературы мира.

Раньше Велинекий утверждал: в поэте
важен талант. Теперь он уточняет: важен
не только талант, но и направление та-
ланта.

Но we может ли «направление» лишить
художника права на «евободу творчества»?

том и состоит, чтобы помочь художнику
«примирить свободу творчества © служе-
нием историческому духу времени, се елу-
жением истине». Но что же нужно, чтобы
свобода творчества у писателя  естествен-
но сочеталась со служением современности?
Вритив отвечает: «Даля этого не нужно
принуждать себя, писать на темы, насило-
вать фантазию: для этого нужно только
быть гражданином, сыном своего общества
И своёй эпохи, усвоить себе его интересы,
слить свои стремления с его стремленяя-
MIL...

Иными словами, «лух времени» должен
проникнуть не только в ассудок поэта, но
ив его серлце, оваадеть целиком его лич-
ностью. Тотла «современное направление»
станет его «живой страстью», т. е. тем,
что Белинский называл «пафосом».

Задача критики, по мнению Белинекого, в.