^ Вторник, 10 августа 1948 г., № 97 (953).
	CK Bn
	KOMCOMOAELS

ПО ГОРОДАМ НАШЕЙ
ОБЛАСТИ
	элентросталь
	‹ В декабре этого года городу Электро-
tramb исполнится 10 лет. Здесь сосредото-
чены крупнейшие предприятия тяжелой
индустрии, из которых три награждены
орденами Ленина.

На заводах города плавятся высоколе-
гированные стали, собираются сложнейшие
механизмы, выпускается разнообразное обо-
рудование для новостроек: ‘шахтные меха.
низмы. под’емники, краны, мощные редук-
торы.

Продукция заводов «Электросталь» и
Ново-Краматорского расходится по всей
	стране
НОВЫЕ КАДРЫ
МОЛОДЫХ РАБОЧИХ
	Па предприятиях города трудятся ты-
CATH молодых рабочих. Здесь широко из-
вестны имена стахановцев-сталеваров Вла-
сова, Бусарова, Масальского, станочников
Пухова, Харченко, Лисицына и многих
других. Все они недавно окончили город-
ские ремесленные училища и школы ФЗО.

Два ремесленных училища и три школы
ФЗО города ежегодно дают. предприятиям
квалифицированное пополнение. Только од-
но ремесленное училище № 5 выпустило в
этом году свыше 9280 молодых рабочих.
	ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОРОДА

Всего лишь 25 лет назад на месте горо-
да Электросталь простирались леса и боло-
та. Неузнаваемо изменился этот район
за годы сталинских пятилеток. Сейчас
Электросталь — один из благоустроенных
подмосковных городов. В нем — десятки
многоэтажных каменных домов, семь сред-
них школ, три школы рабочей молодежи,
Дом культуры, два клуба, два стадиона.

В 1948 году на дальнейшее  строитель-
ство города отпущено свыше 40 миллчо-
нов рублей. Из них на жилищное строи-
	тельство — более 25 миллионов рублей. В.
	этом году здесь будет построено 119 но-
вых жилых домов.
	ДОСУГ МОЛОДЕЖИ

Вечерами комсомольцы и молодежь го-
рода проводят свободное время в клубах,
в Доме культуры имени Карла Маркса, в
летнем парке, на стадионах, в библиоте-
ках-читальнях. В городской и клубных
библиотеках насчитывается свыше 100 ты-
сяч книг. Библиотека им. М. Горького
вместе с комитетом ВЛКСМ завода «Элек-
тросталь» регулярно проводит литератур-
но-художественные молодежные вечера.

В самодеятельных коллективах Дома
культуры занимается более 300 юношей и
девушек. Драматический кружок в этом
году был удостоен премии на областном
смотре самодеятельного театрального искус-
ства.
	ЛИЧНЫЕ АВТОМОБИЛИ
«МОСКВИЧ»

За последнее время десятки рабочих и
инженерно-технических работников города
купили мотоциклы. Недавно 11 работников
Нове-Краматорского завода приобрели в
личное пользование легковые автомашины
«Москвиц».
	ВОСКРЕСНЫЕ ПОХОДЫ
МОЛОДЕЖИ
	Комитет ВЛКСМ Егорьевской швейной
фабрики часто проводит воскресные похо-
ды молодежи за город. ;

Недавно группа молодых рабочих co-
вершила 35-километровый поход в район
села Старое. M3 города вышли вечером,
накануне воскресенья, взяв с собой рюк-
заки, котелки, рыболовные принадлежно-
	сти. К месту назначения, на берег реки
Цны, молодежь пришла ночью. Злесь
развели костер, сварили ужин и, разбив
	палатки, устроились на ночлег.

Весь день молодежь отдыхала у реки.
Юноши и девушки играли в волейбол, в
различные спортивные игры, купались, за-
горали... Все участники похода сдали нор-
мы комплекса ГТО по плаванию.

Под вечер, отдохнувшие, довольные сво-
ей прогулкой, туристы отправились обрат-

но в город.
С. СМИРНОВ.

В выходной лень на пляже в Химках.
	Главное в работе
пионерских лагерей
	Сталина. Пионеры проводят походы по
местам боев Великой Отечественной войны.
В этих походах дети многое узнают о ге-
ронческих подвигах комсомольцев.

Неизгладимое, волнующее впечатление
осталось у пионеров лагеря Оптичеекого
завода, посетивших могилу Зои Воемо-
демьянской. На камне, который лежит на
могиле, ребята оставили налпись:

«Вечно юный, вечно живой друг!

С чуветвом глубокого волнения посети-
ли мы тебя и склонили знамена евоего ла-
геря цвета алой молодой крови над святым
для нас местом твоего прощания с Роди-
ной, которую ты так горячо любила и за
которую отдала свою прекрасную жизнь.
Клянемся хранить в памяти твой незаб-
венный образ! Клянемся быть достойными
тебя и любить Родину так же горячо, как
ты!».

«Тебе, комсомол!»—так назывался сбор,
проведенный в лагере завода «Красный бо-
гатырь». Это был день показа достижений
каждого звена, отряда и пионера. Боль-
шой интересе представила выставка дет
еких работ-подарков. Пионеры разучивали
комсомольские песни, декламировали CTH-
хи, посвященные комсомолу.

Но далеко не во всех лагерях воспита-
тели правильно поставили  пионерскую
работу, нашли такие ее формы, которые
‹сответствуют вкусам и запросам пионеров.
Например, в пнонереких лагерях Мини-
стерства трудовых резервов и Министер-
ства черной металлургии весе проводится
по указке взрослых.

— Что скажет старший вожатый, то и
будем делать, — говорят ребята. Неудиви-
тельно, что здесь все сведено к общела-
герным мероприятиям; нет даже кружков,
в которых так любят участвовать пионе-
ры.
В лагерях метрополитена, заводов авто-
тракторного и имени Семашко в течение
цвух недель вожатые даже не составили
календарного плана. Жизнь в лагере шла
самотеком. Каждый делал, что ему взду-
мается.

Пристрастие к общелагерным мероприя-
тиям сделало очень скучным сбор в пио-
нерском лагере Высшего технического
училища. Между тем тема сбора «Загадки
и пословицы» могла быть тщательно, по
отдельным разделам, разработана непосред-
ственно в звеньях. Й такой сбор, несом-
ненно, принес бы большую пользу.

Гораздо интерзенее и лучше была бы
поставлена работа в лагере Министерства
рыбной промышленности, если бы педаго-
ги были активными участниками полити-
ко-воспитательной работы. Но педагог ла-
геря даже не смог провести беседу о М. Ю.
Лермонтове, о жизни и творчестве кото-
рого ребята хотели узнать,

В лагерях побывали 211 тысяч  мос-
ковских пионеров п школьников. Началась
третья, последняя очерель лагерей. Рай-
комы ВЛЕСМ должны еше раз тщатель-
но проверить состояние — воспитатель-
ной работы в пионерских лагерях свое-
го района, помочь вожатым исправить
недостатки, имевшиеся в двух первых сме-
нах. Только систематический контроль и
повседневная помошь вожатым п педагу-
гам позволят обеспечить правильное ру-
ководство жизнью пионерских организаций
в лагере. Только тогда пионеры, возвра-
тившись в школу, внесут в жизнь пио-
нерских дружин то новое и свежее, что да-
	ли им пионерские лагери.
А КАЛЬНЕБОЛОЦКАЯ.
	лагерный организатор гор. Москвы.
	КОНЦЕРТЫ ФИЛАРМОНИИ
В НОВЫХ КЛУБАХ
	Московская областная Филармония Ha-
правила в новые клубы Можайского райо-
на концертную бригаду.

Новые колхозные клубы Павлишева, Но-
вого села, сельскохозяйственной артели
«Майское утро» впервые принимали в своих
стенах столичных артистов. На концертах,
прошезитих с большим успехом, присутство-
вали и колхозники соседних деревень.

Во многих клубах, где побывала бригала,
состоялись ветречи участников самолеятель-
ности © артистами.

Артисты дали в новых клубах района 13
концертов, на которых побывало около 4
тысяч зрителей.

nr
	НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ
		Домоуправление № 130 по Бакунинской
‘улице после многочисленных жалоб со сто-
роны жильцов, проживающих в доме № 48,
приступило в январе 1947 года к ремонту
сгнившего из-за неисправности крыши, по-
толка в квартире № 6 В мае 1948 года
работы были формально закончены: пото-
лок отремонтировали. Однако крыша оста-
лась попрежнему хулой. После 2—3 до-
ждей потолок стал обваливаться, на’ голо-
вы жильцов посыпались куски невысох-
шей штукатурки.

Обо всем этом сообщил в редакцию то-
вариш Крылов.

Жилишное управление Бауманского рай-
она, куда редакция направила копию пись-
ма тов Крылова, сообщило, что в насто-
ящее время в доме № 48 по Бакунинской
улице произведен весь необходимый ремонт.
	ПО СЛЕДАМ НАШИХ
ВЫСТУПЛЕНИИ
	„НОЧНЫЕ СЕАНСЫ
ПЛЯ ДЕТЕЙ“
	По поводу заметки под таким  заголов-
ком («Московский комсомолец» № 84) за-
ведующий отделом культпросветработы
Гремячевского райсовета тов  Солодков
сообщил, что в кинообслуживании населе-
ния в доме культуры наведен порядок.

Киномеханик Парфенов отстранен от ра-
боты. Дети больше не допускаются на
сеансы для взрослых, для них оргавизу-
ются специальные сеансы.
	Организация пионерских лагерей — од-
Но из проявлений отеческой заботы пар-
тии и правительства о подрастающем по-
колении советоких людей. В течение лета
в лагерях отдохнут и укрепят свое здо-
ровье 283 тысячи пионеров и школь-
ников столицы, т. е. на 43 тысячи боль-
ше, чем в прошлом году.

В нынешнем году Центральный комитег
ВЛЕСМ пред’явил к постановке  пнонер-
ской работы в лагерях повышенные тре-
бования. ЦК ВЛКСМ обязал вожатых и
педагогов так наладить дело, чтобы дети
не только окрепли физически, но и рас-
ширили свой кругозор, углубили  зна-
ния, полученные ими в школе, приобрели
необходимые жизненные навыки. Главная
задача лагерных работников — воспиты-
вать честных, смелых, преданных своей
Родине граждан. Выполняя эти указа-
ния ЦВ ВЛКСМ, комсомольские  орга-
низации направили на работу в лаге-
ри лучших, проверенных людей. Вожатые
и педагоги умело организуют пнонерскую
работу в отрядах и звеньях. Именно поэто-
му во многих лагерях воспитателям уда-
лось сделать жизнь ребят интересной и
ссдержательной, наполнить ее увлекатель-
ными и полезными занятиями.

— Ham весело, мы крепко сдружнлись.
Больше всего нам нравится заниматься в
авиамодельном кружке, которым руководит
Толя Наумов из нашего звена. А Витя
Чехалев научил нас оказывать первую
помощь, — рассказывают члены` первого
звена отряда Ne 1 нионерекого лагеря
фабрики имени Ногина.

Все пионеры звена сдали нормы БГОО.
Недавно ребята отличплиеь на ирополке
свеклы в колхозе «Вторая пятилетка».
Спортсмены звена вышли победителями в
лагерной спартакиаде.

Звено Юры Осина (пионерский лагерь
автобазы Академии наук СССР) рентило
помочь колхозу села Тарасково, Нарофо-
минского района, в уборке урожая. Пио-
неры привели в порядок и оборудовали
Колхозный ток, отремонтировали движок,
ебелуживающий молотилку. Отряд Милы
Лобковской шефствует над двумя семьями
погибших воинов Советекой Армии. Пио-
нерки пропололи подшефным огород, регу-
лярно поливают гряды. Мальчики другого
отряда по просьбе пионеров починили за-
бор одного дома. Начальник лагеря на це-
лый день лал в распоряжение отряда ма-
шину, чтобы завезти дрова для семей по-
гибших. Кроме того, девочки передали сво-
им подшефным заработанные в колхозе
трудодни.

Большим успехом у пионеров лагеря
Министерства лесной промышленности
пользуются военные игры. Ребята научи-
лись снимать план местности, ориентиро-
ватьея по компасу, распознавать страны
света по местным природным признакам,
маскироваться. строить шалаши, готовить
пищу на костре.

В пнонерском лагере Машиностроитель-
ного завода Октябрьского района мальчики
увлечены морским делом. С помощью ком-
сомольцев завода они соорудили водную
станцию, построили байдарки и два па-
русных судна. Малыши сделали макеты
кораблей. Пионеры овладели искусством
вождения моторных лодок, подаренных за-
BOTOM.

Советская молодежь отмечает в этом
году 30-летие Ленинско-Сталинского ком-
сомола. История комсомола представляет
для юного поколения яркий образец вер-
ного служения Родине, делу Ленина—
	РУКАМИ КОМСОМОЛЬЦЕВ
	Следуя почину можайской молодежи, ком-
сомольцы Уваровского района строят сво-
ими силами новые клубы.

Недавно открылся новый клуб в селе Ли-
повка. Он был построен по инициативе ком-
сомольцев, работавших на стройке в ево-
бодные часы.

Возводятся новые клубы в деревнях Пет-
раково, Преснецово, Колоцкое, Астафьево и
других.

В Уваровском районе намечено построить
14 сельских клубов, 19 колхозных изб-чи-
тален, 94 красных утолка.
		ЗАМЕТКИ ЛАГЕРНОГО ОРГАНИЗАТОРА
	ь г
		Фото В. ТОКАРЕВА.
		Сал на Ново-Басманной
	ското мотостроения до новейших образцов
мотоциклов. Выставка привлекла внима-
ние молодых посетителей парка.
	В саду ведется систематическая лекпи-
онная пропаганда за выполнение пятилез-
него плана в четыре года. Лекции и бесе-
ды регулярно проводятся также в библио-
теке-читальне. Здесь имеется большой
выбор политической и художественной ли:
тературы. Есть, однако, дело, к которому
руководители сада проявили странное не-
внимание: ни разу здесь не было органи-
зовано лекций и бесед о призыве молодежи
в ремесленные, железнодорожные училища
и школы 930.
	Днем в саду ведется работа с детьми. Два
раза в неделю ребята смотрят спектакли
кукольного театра. К их услугам игротека,
в которой много занимательных игр. Ква-
лифицированные работники направляют 4
организуют детский досуг. Непонятно
лить, почему от этой работы самоустра-
вился райком ВЛЕСМ.

Недавно саду имени Баумана вручено
переходящее Красное знамя, как лучшему
районному парку столицы.

Б. СЕМЕНОВ.
	Б течение нескольких лет руководители
сада имени Баумана подвергались заслу-
женным упрекам за плохую работу. В этом
TOAY здесь наметилось значительное улуч-

` шение: сооружен летний кинотеатр, в ал-
леях расставлены садовые скамейки. Один
из красивейних уголков сада — грот, еще
недавно запущенный и грязный, сейчас
приведен в порядок. К нему ведут заново
сооруженные каменные леетницы. Вдоль
всех заборов посажен хмель и дикий вино-
 Tpat, высажено около 70.000 многолетних
	цветов.

Ежедневно на эстраде проводятся лек-
ции, беседы, организуются концерты. Так,
	за Последнее время были прочитаны лек-
ции о Белинском. Чернышевском и ряд
тругих. Носле лекций обычно устраивают-
ся тематические концерты.
	В саду работает консультационный
пункт Политехнического музея. Здесь де-
монстрируются новейшие достижения на-
шей промыпыенности. даются ответы Ha
различные вопросы. Недавно состоялась
интересная лекция «0. советских мотоцик-
лах». На организованной в связи е этим
выставке были представлены различные
отечественные машины-—ю0т первенца совет-
	В срок закончить
ремонт школ
	До начала занятий осталось всего 20
дней, но в Бронницком районе не спешат
с подготовкой к новому учебному году.

Единственная в районе средняя школа
нуждается в капитальном ремонте. Ре-
монт школы взял на себя городекой со-
вет. Шефы — местные кустарно-промыс-
ловые артели — обещали помочь. Много
раз в течение лета школу посещали раз-
личные комиссии, говорили о необходимо-
сти срочной замены балок, но лальше этого
дело не шло. Только на-лнях в школе на-
конец начался ремонт. Но он идет такими
темпами, 4TO вряд ли закончится к
1 сентября.

Там, где местные советы заботливо от-
носятся к школьникам, дело обстоит ина-
че. Шубинский сельсовет к началу учебно-
го года построит новую школу. В этом —
большая заслуга председателя сельского
совета тов. Бодрова, сумевшего привлечь к
участию в строительстве сельскую общест-
	венность и колхозников.
	В сожалению, таких примеров немного.
В большинстве школ района ремонт, если
и начат, то очень затянулся.

Следует также добавить, что топливо
завезено только в 30 школ, а некоторые
не имеют еще ни полена. Из 5 школьных
интернатов организованы пока лишь три.
He везде произведены запиь в первые
классы и учет детей школьного возраста.

Большая доля вины в этом лежит и на
	райкоме ВЛЁСМ (секретарь тов. Портнов).
	который не уделяет достаточного внимания
подготовке школ к началу занятий, не
привлек к этому важному лелу комеомоль-
eB, А ФЕДОРОВ.
	По местам
исторяческих боев
	Недавно 20 учащихея старших классов
средних школ города Солнечногорска от-
правились в большой туристский поход по
маршруту Солнечногорск — Клин — Вы-
соковск — Волоколамск. Юные путешест-
венники пройдут по историческим местам
обороны Москвы в дни Великой Отечест-
венной войны, познакомятся с природой
родного края, посехят дом-музей Чайков-
ского в городе Клину. .

Ф. КОКОРЕВ,
секретарь Солнечногорского
ГК ВЛКСМ.
	ЁД >= le
	Улица Чернышевского, 29
	Между молодыми деревьями и клумбами
стоят столы и скамьи. Сад сегодня перепол-
wen. Bee внимательно слушают врача
С. Гольдимидт, лектора из Куйбышевского
лома санпросвета.

Неподалеку от слушателей у стены до-
ма невысокий черноглазый юноша Алек-
сей Чижов занят настройкой  радиолы.
После окончания лекции он включит му-
зыку. Это будет сигналом о начале оче-
редной читки нового художественного про-
извеления. Сегодня для читки выбран
«Рассказ о Родине» Нины Емельяно-
вой. Его прочтет комсомолка Тамара Анфи-
ногенова.

Весь вечер будет работать передвижная
библиотека, состоятея танцы...
	Большую массово-политическую и куль-
турную работу среди населения проводит
клуб города Воскресенска. За полгода в
клубе прочитано 70 лекций на различные
политические и научно-технические темы,
проведено 150 концертов и 419 киносе-
aHCOB.

В восьми кружках художественной са-
модеятельности —— драматическом, xopo-
	_В КРАСНОМ УГОЛКЕ ПРИ ДОМОУПРАВЛЕНИИ
	Так проходят часы досуга мололежи на
	летней площадке при красном уголке дома
№ 29 по улице Чернышевского.
Летняя площадка при красном уголке
	создана при помощи комсомольцев. Вуйбы-
шевский райком ВЛЕСМ вместе с передвиж-
ной библиотекой № 34 организовал шесть
летних площадок при домоуправлениях.
Они стали центрами агитационной работы
среди населения, популярными местами от-
дыха.

Райком ВЛЕОМ Куйбышевского района
начал большое и полезное дело. Очерель
	за другими районами.
Л. БЕРЕЗОВА.
	вом, духовом и других — занимается
свыше 200 человек, в основном — мо-
лодежь. Проводится большая работа по
хуожественному воспитанию детей.

Библиотека клуба имеет сейчас более
12 тысяч томов и располатает двадцатью
передвижками, работающими на предпри-
ятиях города.

А. МАКУШИН.
	Новый стадион
в Павлово-Посаде
	Недавно в Павлово-Посаде состоялось
торжественное открытие стадиона Лен-
ской фабрики. Оборудованы игровое и
тренировочное футбольные поля, беговая
дорожка, полоса препятствий, волейболь-
ная и баскетбольная площадки.

Стадион красиво оформлен  скульштур-
ными фигурами спортсменов, декоративными
деревьями, цветочными  клумбами. В его
	строительстве деятельное участие принима-
ли комсомольцы и молодежь фабрики.
И. МАТВЕЕВ.
	B доме отдыха Глуховского хлоп-
чатобумажного комбината им. Ленина
отдыхает около восьмидесяти рабочих
и служащих комбината. НА СНИМКЕ:
в доме отдыха Глуховского комбината.
Слева направо: сотрудница комбината
Нина Комарова, инспектор по качеству
Клавдия Певалкина и чертежник Вла-
дими  Клюшкин.
	Фото В. ГРАЧЕВА и К. ИВАНОВА
	В клубе города Воскресенска
	В ряды ДОСАРМ‘а
	Молодежь сборочных цехов Тушинского
троллейбусного завола © болыним жела-
нием вступает в ряды Добровольного 0б-
щества содействия армии (ДОСАРМ).

На заводе созданы Кружки по подго-
товке  стрелков-спортеменов. Уже прове-
дены теоретические занятия кружковцев
i Первые стрельбы из малокалиберной
Винтовки. А. АЛФЕЕВ.
	Исторические взгляды Л. Никулина так-
же поверхностны. О крупнейших явлениях
и событиях русской истории Л. Никулин
позволяет себе отписываться в таком роде:
«Москва купеческая становилась капита-
листической Москвой(?!). Эти перемены ви-
дел престарелый поэт Вяземский...»
(стр. 47).

Л. Никулин не справился даже с неслож-
ной задачей подбора литературного мате-
риала для своей книги. Во введении он го-
ворит, что разбирает лишь «наиболее зна-
чительные художественные произведения,
посвященные Москве». Руководствуясь та-
ким критерием, автор должен был включить
в свою книгу «Песню о купие Калашнико-
ве» и стихотворения Лермонтова, «Евгений
Онегин» Пушкина, драмы А. Островского,
статьи и высказывания о Москве Щедрина,
Герцена, Огарева, Белинского, Гоголя, рома-
ны Лажечникова («Басурман»), Данилевско-
го («Сожженная Москва») и др.

Но Л. Никулин почему-то даже не упо-
минает этих произведений, но зато в ряду
других «значительных» произведений он
называет роман «Основание Москвы, или
смерть боярина Кучки», 1836 года, сатири-
ческую балладу Елистрата Фитюлькина
(псевдоним В. А. Проташинского), «Две-
надцать спящих будошников», стихи по-
этессы Растопчиной.
	Обращает на себя внимание и то, что вся
ГУ глава книжки Л. Никулина «Москва в
ХУП веке» построена исключительно на за-
писках путещественников-иностранцев, хотя
имеется множество ценнейших материалов и
документов по этому вопросу в русской ис-
торической литературе.

Ряд крупнейших произведений советской
литературы, где затронута тема Москвы:
«Батый» В. Яна, «Повесть ‘о Болотнико-
ве» Г. Шторма, «Кремлевские куранты»
Н. Погодина, стихи Маяковского, замеча-
тельные произведения военных лет так-
же не удостоились внимания автора, но в
то же время он считает уместным пропа-
гандировать порочную книгу А. Соколова
«Меншиков».
	больших недостатках
маленькой книжки
	вулин тут же приводит пушкинскую ха-
	рактеристику Ломоносова, потом сразу OT-
рывок из оды Ломоносова, который сме-
няется перечислением восьми имен круп-
нейших деятелей русской культуры ХХ
века, учившихся в Московском университе-
те. Этот калейдоскоп сменяется экскурсом
в историю университета и заканчивается
описанием коронации Екатерины 1(!). Все
эти события автор ухитряется уместить в
30 строках текста!

На стр. 52—53 читатель сталкивается
с еще более разительным примером. Всего
50 строк уделяет писатель таким важным
событиям истории, как революция 1905 го-
да; период реакции 1907—12 гг., декадент-
ство в литературе, рост революционного
движения, смерть Л. Н. Толстого и паде-
ние самодержавия в России. Все это пре-
подносится Л. Никулиным в избитых,
штампованных фразах.
	удивительной пюверхностностью отлича-
ются те немногочисленные оценки крупней-
ших произведений русской литературы, ко-
торые автор приводит в своей книге. Вот,
например, как характеризует Л. Никулин
«Воскресение» Л. Толстого: «Описание вес-
ны в Москве, которым начинается «Вос-
кресение», судьба Катюши Масловой, соб-
лазненной и брошенной князем Нехлюдо-
вым, осужденной на каторгу безо всякой
вины, — эти страницы романа Толстого
есть(!?) суровое и правдивое обличение
гнусности, лицемерия и лживости капитали-
стического общества» (стр. 50).
	Эта оценка Л. Никулиным крупнейшего
произведения русской литературы говорит
о непростительной небрежности и безответ-
ственности автора.
	Издательство «Московский рабочий» вы-

пустило 50-тысячным тиражом книгу Л. Ни-
кулина «Старая и новая Москва в художе-
ственной литературе»*.
_ Москва — центр формирования русской
нации, город, воплотивший в своем про-
шлом и настоящем замечательные револю-
ционные, боевые, трудовые и культурные
традиции нашего народа.

В творчестве русских писателей Москва
всегда занимала большое место. Книга
Л. Никулина должна была в популярной
форме разрешить вопрос о том, почему те-
ма Москвы стала одной из важных тем
русской литературы.

Но, к сожалению, эти задачи не только
не разрешены, но даже не поставлены ав-
тором.

Серьезную постановку важных зопросов
автор подменил беспорядочным перечисле-
нибм имен и наименований, бесчисленными
цитатами и зачастую неправильным изложе-
нием разнообразных исторических фактов.

Книга Л. Никулина, претендуя охватить
800-летнюю историю столицы, наполнена
разбросанными в беспорядке сведениями по
истории, литературе, экономике, архитекту-
ре. Эти сведения не об’единены ни общей
идеей, ни каким-либо стилевым или компо-
зиционным приемом.

Вот два примера, ярко характеризующие
манеру изложения автора этой книги.

На стр. 26, говоря о первых годах жиз-
ни и учебы в Москве Ломоносова, Л. Ни-

* Л. Никулин. «Старая и новая Москва в
художественной литературе». Краткий исто-
реко-литературный очерк. М. «Московский
рабочий». 1947 г. 64 стр. Тираж 50.000. Це-
на 2 руб. 50 коп.
	Подобный метод отбора материала отра-
зился и в деталях книги. В «Путешествии»
Радищева Л. Никулина занимает лишь то.
	что «Новиков и Радищев... привели Екате-
	рину в негодование своим  вольнодум-
ством». Автор довольно подробно на
зывает точные координанты... пруда, в кото-
ром, согласно преданию, утопилась карам-
зинская «Бедная Лиза». Всего двумя-тремя
фразами Л. Никулин характеризует «Вой-
ну и мир» и «Петра Первого», но зато
весьма подробно описывает царский кабак
у собора Василия Блаженного. На протяже-
нии двух страниц автор любовно повествует
об английском клубе в Москве в 1-й чет-
верти Х[Х века.

Перед этими основными пороками книж-
ки меркнут ее частные недочеты: фальши-
вые, безвкусные определения (например,
фраза: «Смерть Пушкина от руки ловца
счастья и чинов Дантеса...» (стр. 42), факти-
ческие неточности и т. д. Л. Никулин оши-
бочно утверждает, что первой из Кремлев-
ских башен была построена Беклемишев-
ская башня (стр. 9). На самом деле первой
была заложена Антоном Фрязиным в 1485
году Тайницкая башня, а Беклемишевская
была заложена 21 марта 1487 года и не
Петром Соларио, а Марко Фрязиным. День
торжественного празднования Полтавской
битвы в Москве ошибочно датирован 19
декабря 1709 года вместо 21 декабря (стр.
25). Автор записок об осаде Троице-Серги-
евской лавры в 1608—1609 гг. Авраамий Па-
лицын назван «организатором обороны Лав-
ры» (стр 16). На стр. 21 годом постройки
«Комедийной храмины» в Москве вместо

1672 указан 1762. Л. Никулин утверждает,
что могила поэта Александра Полежаева
	осталась неизвестной (стр. 40). А между
тем общеизвестно. что’ могила Полежае-
	ва находится на Преображенском кладбище
в Москве.

Книга Л. Никулина, опошляющая боль-
шую и важную тему, не имеет ничего об-
щего ни с историей, ни с литературой.
	БОГУСЛАВСКИЙ.