Четверг, 12 августа 1948 г., № 98
	2 июля был дан старт похода школьн
посвященного 30-летию Ленинско-Стали
				Поход школьников города Павлово-Посада по пути легендарного
Сталинского рейла партизан С. А. Ковпака

иков Павлово-Посада,
нского комсомола. 23
	— к коммунизму. Пионеры посетили много восстанавливаю-
щихся заводов, фабрик, совхозов и колхозов. Всюду они ви-
дели, как люди благоустраивают свою родную, отвоеванную в
тяжелых боях землю.

— Люди — вог самое интересное, что мы видели в похо-
де, — единодушно заявляют ребята. — Люди, от которых
мы узнали столько нового, люди, примеру которых мы хотим
		Встреча участников похода с дважды Героем Советского Союза С. А. Ковпаком.
			лучших ученика под руководством своих преподавателей от-
правились в большое, интересное путешествие по пути ле-
гендарного партизанского рейда дважды Героя Советского
	HEC IDA Но пути ле-
я Героя Советского
вились они к этому

‚ тысячи километров
и новых знаний дало
	Союза С. А. Ковпака. Целый год гото
важному ‚событию.
	Месяц провели ребята в походе. Три
	осталось позади. Сколько впечатлений
	им это путешествие! Толстые тетради их дневников заполне-
	ны интереснеишими записями.
В Киеве сбылась их лавнишняя
	— ONE RE RMON A AGBHIRMRAR 6MENTAa. 6 COATa = =6BCTPEeTEH-
лись с Ковпаком. В Путивле места боев партизан им показы-
вал начальник штаба соединения Ковпака Г. Я. Базыма. В
Чернигове они возложили венок на могилу одного из руково-
дителей партизанского движения Героя Советского Союза
	Одновременно с изучением истории партизанского движения
Великой Отечественной войны юные путешественники позна-
комились с историческими местами и памятниками старины.
	Но не одна только история интересовала школьников. Они
	страна, как залечива-
	хотели знать, чем живет сегодня наша
		Главный архитектор Харькова ходил вместе со школьника-
ми по городу‘и с увлечением рассказывал им о TOM, как
прекрасен станет Харьков в ближайшем будущем, какие в
	нем вырастут новые
ске колхозники расс
миллионерах, сильно
	ске колхозники рассказали ребятам о том, что в их колхозах-
	пострадавших во время фашистской ок-

купации, теперь снова настала богатая и счастливая жизнь.
В Брянске железнодорожники с гордостью показали школь-
никам заново отстроенное здание вокзала.
	Летние каникулы подходят к концу. Скоро участники по-
хода снова сядут за парты. Разнообразные знания, которые
они приобрели в походе, помогут им в школьных занятиях.
Пожелаем юным путешественникам дальнейших успехов в их
большом и важном деле—в изучении нашей Родины, ее про-
шлого, ее настоящего, ее будущего.
	Через два дня мы прибыли в Брянск.
Здесь лля нас была организована встреча с
местными партизанами, которые рассказа-
ли много интересных эпизодов Великой
Отечественной войны.

В Путивле — следующем пункте похо-
да — мы осмотрели музей, ознакомились с
городом, а самое главное — побывали в
Спадщанском лесу. С большим вниманием
отнесся к пионерам бывший начальник
штаба партизанского соединения Вовпака
Г. Я. Базыма. Он сам показал ребятам, где
были расположены землянки партизан.

Из Путивля мы отправились в POD.
Щорс. Здесь нам много рассказали о под-
вигах комеомольцев-подпольнинков в перя-
од войны. Ёроме того, мы посетили домик-
музей, где жил ШЩоро.

Когда мы прибыли в Чернигов, горком
партин организовал для нас встречу с пар-
тизанами. Участники похода осмотрели го-
рюд и побеседовали © учащимися мколы,
где мы остановились, устроили вечер игр и
аттракционов.

...Вот и Киев. Столица советской Украи-
ны, древнейший и красивейший город.
Здесь мы встретились © С. А. Вовпаком.

Из Киева мы направились в Полтаву. В
этом городе русской славы мы посетили
музей, осмотрели места Полтавской битвы,
редуты, памятники.

Следующий пункт нашего похода —
Харьков. Ребята побывали на Харьковском
тракторном заводе, беседовали с рабочими.

Миновав. Белгорол. мы прибыли в Вурек,
	‘где с нами беседовал опытный краевед. Он
	рассказал участникам похода о Вуфокои
уагнитной аномалии, о боевых и трудовых
подвигах жителей Курска. В Орле и Мцен-
ске мы осмотрели места боев, которые про-
исходили во время Отечественной войны.
Поход приближался к завершению. Прове-
тя несколько дней в Ясной Поляне, мы на-
правнлись в Серпухов, залем в ПШо-
дольск. Оставалея один переход до родного
города.

В Павлово-Посаде нам устроили торжест-
венную встречу, преподнесли цветы. На
TOPOICKOM стадионе был проведен большой
митинг. Участников похода буквально за-
сыпали вопросами о том, что они видели.

Так окончился наш поход. Разумеетея,
здесь не рассказано и десятой доли того,
что мы видели и узнали за три тысячи
километров пути. Да 0б0 всем не расска-
жешь.
  Проведенный поход — не единственный
В это лето. Пионеры нашей школы учает-
вовали еще в пяти краеведческих походах.
Ребята ознакомились с историей нашего го-
рола. Они побывали в Самарских лесах, на-
	холащихея в восемнадцати километрах от
	города. Здесь охотился Владимир Ильич
Ленин.

Для учеников шестых классов был op-
ганизован четырехдневный поход по изу-
чению истории близлежащей местности и
мелких рек. Школьники старших классов
участвовали в трехлневном походе на реку
Дрезенку, где им удалось обнаружить 0с-
татки древнего города.

Так отдохнули пнонеры нашей школы.
Вее они остались довольны своим летом
и по материалам походов собираются орга-
низоваль в школе краеведческий музей.
Зреют замыслы и на будущее лето. Мы хо-
тим в будущем году прелпринять еще мно-
го интересных походов. Вула? Это пока ce-
	М. САФРОНОВ,
руководитель похода, педагог 18-й

павлово-посадской школы.

ст она тяжелые раны войны, как идет к светлому будущему
		чезабываемые пни
	ЕнаЧче связава с городами и селами, где
предстояло побывать участникам похода.

Педагогический совет и совет дружины
постановили, что в поход отправятся толь-
ко те ‘пионеры, которые учатся хорошо и
отлично и активно занимаются физкульту-
рой и спортом. Надо было видеть, как изо
всех сил старались наши пионеры, чтобы
завоевать почетное право участвовать в
походе. В конце второй четверти учебного
года мы получили 150 заявлений от уча-
щихся, желающих отправиться в путешест-
вне. Все они не имели ни одной тройки,
упорно и глубоко овладевали знаниями. Но
ведь в поход надо взять веего 238 челове-
ка. Как быть? Дирекция школы тщательно
отобрала для участия-в походе самых луч-
ших пионеров — отличников учебы, ак-
тивных общественников, хороших <порт-
CMCHOB.

Наконец, состав участников утвержден.
Началась непосредственная подготовка к
походу. Было проведено несколько трени-
ртовочных походов. Пионеры готовили к ле-
ту необходимое снаряжение, оборудование,
точно разрабатывали маршрут. В матери-
альном отношении нам очень помогли го-
родские и московские областные организа-
nun. Живейшее участие в подготовке по-
хола приняли горисполком и горком комсо-
мода Павлово-Посада. Нам были _ предо-
‘ставлены значительные средства, оборудо-
‘вана специальная автоматина.
  Но вот закончены экзамены, все готово
`Е началу похола. Незадолго перед этим на-
‘ши пионеры побывали в гостях у Героя
`Советекого Союза писателя П. И. “Верши-

POPES, который лал много полезных советов

ре   . >
тля   и указаний пю организации похода. А BORO
	  ре в школе было получено письмо от
‚товарища Ковпака, который написал, что
‘будет с нетерпением ждать нас в Киеве.
‘Oro еще больше воодушевило участников
‘ похола.

Наступил день от’езда. Второго июля в
‘городском парке собрались провожающие.
Здесь были руководители городских пар-
‘тайных, советских и комсомольских орга-
низаций, трудящиеся города, родители уч3-
стников похола. Тепло проводили нае жи-
тели Лавлово-Посада. На состоявшемся ми-
тинге было сказано немало отеческих Ha-
путетвенных слов. Трудящиеся города вру-
чили нам для передачи С. А. Ковпаку цен-
ный подарок — вытканное на босточе
панно.

Итак, 2 июля мы взяли старт и выехали
из Павлово-ПШосада. В Подольске мы пере-
ночевали, а рано утром отправились даль-
me, He доезжая Малоярославца, мы сдела-
ли остановку. Здесь ребята впервые увиде-
ли подбитый немецкий танвк. Около него
была проведена беседа о разгроме немеп-
ких войск под Москвой. Затем мы направи-
лись Е гор. Калуге по Старой Калужской
дороге, по которой в 1812 году гений Ку-
тузова и доблесть русских войск заставили
отступать Наполеона. В Калуге мы разме-
стились. во Дворце пионеров. Участники
похода рассказали зденитим пионерам, ка-
това пель нашего путешествия. Как и
	  везде, в Калуге нас приняли очень хорошо.
	Бот мы и опять в родном Павлово-Поса-
{е. Закончилея месячный поход по пути
легендарного сталинского рейда партизан-
ского соединения Ковпака — поход, Е ко-
торому наша школа так долго и кропотливо
ГоторИлась, o котором мечтали пионеры
весь учебный гол.

Трудно выразить словами, какое глубо-
кое впечатление вынесли. нкольники из
похода, из незабываемых вотреч е Ковпа-
ком, бывшим начштаба соединения Базы-
мой, героями-партизанами, из всего того,
что увидели они на нашей замечательной
советской земле.

Не было во время похола ни одного дня,
ви одного часа, который не обогащал бы
час духовно, не наполнял бы нас гордостью
за советских людей — героев Отечествен-
ной войны и доблестных тружеников мир-
него строительетва.

0 многом из того, что мы увидели, ска-
вут юные участники похода. На мою долю
выпало рассказать о том, как готовилось
это путешествие и как оно проходило, a
также 0 других походах учащихся нашей
школы.

... етом 1947 года, после путешествия
в Ясную Поляну у пионеров школы заро-
дилась мыель — в будущем году провести
поход по родной стране. В результате го-
рячих споров о маршруте похода было pe-
шено отправиться по пути, который mpo-
шли партизанские соелинения Дважды
Героя Советского Союза С. А. Вовпака во
время Великой Отечественной войны. Оно и
понятно. Своими глазами увидеть места,
тде сражались партизаны, встретиться ©
любимыми героями, известными пока что
по книгам, — может ли быть что-либо 60-
лее заманчивое, более интересное для
ШКОЛЬНИКОВ?

Пионеры нашей школы придерживаются
старого, мудрого правила: сказал — ofe-
лай. У нас ребята слов на ветер не броса-
ют. Они — не бесплодные мечтатели. Они
привыкли, решив что-нибудь, cpasy же
приступать в осуществлению задуманного.

С самого начала учебного гола закипе-
ла горячая работа пе подготовке к походу.
Пионеров охотно поддержал учительский
коллектив школы. На педагогическом сове-
те решено было оказать пионерам всемер-
ную помошь.

Бак велась подготовка в походу? Школь-
накн занималиеь в кружках: в историче-
ском. литературном, географическом, био-
логическом и других. Опытные педагоги-
историки подробно знакомили ребят с ве-
ликими историческими событиями. проис-
ходившими в местах маршрута будущего
похода: действиями замечательного полко-
ролпа Дмитрия Донского, борьбой русского
народа < нашествием Наполеона в 1812
тоду, боями во время гражданской войны
1917—1921 гг. и, наконец, героическим
рейдом партизан Ковпака в годы Великой
Отечественной войны. В течение зимы в
школе было проведено 13 пионерских <б9-
ров. посвященных сталинскому рейду Ros-
пака.

В литературном кружке школьники лю-
бовно изучали творчество Гараса Шевчен-
	нииминииинмициямининимих ии иииикимиинхи нии ими киикижкияижинии мии ину пжхиинянииинииимищин ии ХИ КИСИКИЖИКИ НИИ ЖИЛА ЖИ и и нЕхикилииИнииия ии ии Илии ини нии
	ко, Гоголя, Туртенева, Льва  Толетого,
жизнь и деятельноеть которых Tak или

а ТЕ 2191 ЕЕ, >

1 оворят участники и
	Как мы встретились
	с Ковпаком
Еще залолго до начала похола било Ap-
	Темьевич Рювпак прислал нам теплое на-
	путетвенное письмо. С этого времени мы
стали все чаще мечтать о встрече © леген-
1арным героем Отечественной войны.

И вот этот долгожданный день наступил.

...Щентральная станция юных натурали-
стов в Киеве. Шо тенистой аллее мы подхо-
дим к уютной, утопающей в зелени зеран-
пе, расположенной в глубине парка. Толь-
ко что еюла приехали литовекая делегация
	MOTO и представители вивевевих Пио-
	неров и комоомольцев. Быстро завязывает-
ся дружеская оесела. Делегаты раееказы-
	‘вают друг. другу. .о евоей жизни. и работе,
	делятся впечатлениями о Виеве. hro-To 3a-
пел‘ «Гимн демократической молодежи».
Вее подхватили. Далеко по парку тазне-
слись мужественные, сильные елова.

Узлеклниеь пением, мы и не заметили,
как в веранде подошел Ковпак.

— Ребята, Сидор Артемьевич идет! —
вдруг воскликнул кто-то.

Bee векочили с мест и восторженно
приветствовали любимого героя.

Ёюгда стихли аплодисменты, Женя Вузь-
мин попросил:

— Сидор Артемьевич, расскажите НАМ,
пожалуйста, з своем отряде.

Ковпак начал рассказывать о трудной
и славной борьбе партизан. Исторические
события как бы ожили в его рассказе. Си-
дор Артемьевич начал говорить © тяжелом
1941 годе, когда организовалея отряд,
вепомнил о перзом боевом крещении. Он
рассказал о том, как отряд постепенно по-
полнялся и вскоре превратился в бельшюе
соединение, которое стало  одерживать
победы одну за другой. Вовпак поделился
воспоминаниями о встрече с товарищем
Сталиным, который дал соединению боевое
задание совершить рейд от Путивля до
Карпат.

От участников похода выступила Валя
Куликова.

— Когда началась война, мы учились в
младших классах школы и 0 войне знали
еще мало, — сказала она. — Сейчас мы
выросли, и нам захотелось узнать больше
о великой борьбе нашего народа < фаптиет-
скими захватчиками. Особенно нас инте-
ресовали действия партизан. Встреча © ва-
ми, Сидер Артемьевич, на вею жизнь оста-
нется в нашей памяти.

М. С. Сафронов, начальник нашего по-
хода, передал  Еовпаку письмо 07
трудящихся города Павлово-Носада и
‘подарок: вышитое панно «800-летие
Москвы», которое было сделано ру-
ками рабочих ордена Красной Звезды Лен-
ской фабрики. Огромное панно развернули
перех собравшимися. В центре ето —
Кремль, освешенный огнями салюта, 10
краям — яиды Москвы.

Сидор Артемьевич серлечно поблатода-
рил за подарок и попросил нае передать
привет трудящимся Навлово-Посала.

Toot Платон Воронько, в прошлом пар-
тизан отряла Кознака, прочитал свои <ти-
	  хи. Артисты киевеких театров выступили
	е рассказами о партизанах. Киевские пио-
неры епели «Песню о Вовпаее».

Сидор Артемьевич долго беседовал с на-
мп, расспрашивал о нашей учебе и работе.
Нам хотелось получить от него что-нибудь
на память, и Валя попросила:

—- Напишите нам что-нибудь. Сидор Ар-
темьевич.

Ковпак взял ее дневник и на первой
странице написал: «Учащимся 18-й шко-
лы Павлово-Посала шлю торячий привет.
	Ровпак».
Юра НЫРКОВ.
	О чем рассказал
Baarrna
	В Путивле мы прежде веего разыекали
	— А 910, город был очень разрушен? —
спрашиваем мы.

— Очень. Ни одного дома не уцелело.
Сначала немцы жгли дома. Да, видно, им
этого мало показалось. Стали взрывать
стены, что от пожаров уцелели. Даже гни-
лую сторожьу на кладбище и ту унлчто-
жили. Поеле них здесь только груды щеб-
НЯ и остались, — рассказывают нам жи-
тели. — Ну, да это позади. Сейчас у нас
кипит стройка. Уже сколько улиц восета-
новили! Недавно большой праздник спра-
вили: из последней землянки выехали. Те-
перь все живем в домах.

В Харькове самое большое впечатление
на нас произвело то. что трудяшщиеея сами
	заново  отетраивают свой город. Стадион
Юных нионеров восстанавливают комео-
мольпы и пионеры города. 9то — их
	псдарок к 30-летию комсомола.

Малую Южную дорогу, на которой рабо-
тают харькорские Школьники, нам
Показывает наш новый знакомый, ученик
харьковской школы Володя Бабский.

— Бомсомольцы и пионеры восстанови-
ли дорогу еще в 1945 году, — расеказы-
вает он. — Сейчас стройка продолжается.
Скоро будет проложена еще одна линия и
построен первый на нашей лороге мост.

В, местечке Карюковка колхозный брига-
дир Роман Иванович Мосенко рассказал
нам о возрождении родного колхоза. кото-
POMY немцы причинили много вреда. Сейчас
колхоз снова достиг расцвета.

Наша машина проезжает мимо полей, ©
которых уже сжата рожь. мимо богатых
колхозных салов, мимо отетраивающихея
городов. Мы нигде не видели нераспахан-
ных, незасеянных земель и на всем путв
встретили только четыре землянки.

Своими глазами мы увидели обновлен-
ную советскую землю, замечательных лю-
дей, возрождающих из руин прекрасные
города, — все то, о чем раньше читали
только в газетах. Женя КУЗЬМИН.
	У нас стало
много друзей
	Во время похода у пас было много встреч
© пионерами и школьниками. Обычно мы
останавливались в Домах пионеров или
школах, И знакометею с местными ребятами
завязывалесь быстро. Мы рассказывали ©
нашем похсде, об учебе, онн — о своих
школах, кружках. помощи колхозу.

Особенно запомнилась нам встреча ©
ребятами гор. Путивля. Не успели мы поа-
ехать, как к нам стали приходить гости —
тюнеры и школьники города. Вечером мы
5се собрались в болышом зале. Начался ве-
чер самодеятельности. Шол  аплодасменты
собравшихся выступали чтецы.  танпоры,
рассказчики.

Нас сменили пионеры Путивля. Они вы-
ступили в украинскими песнями и пля-
сками.

Мы кренкс подружилиеь е юными жи-
телями Путивля н решили обязательно пе-

ропиеываться. В Виове Валя Куликова,
	радостная, прибежала с почты.

— Угадайте, от кого мне письмо? —
спросила она. — Ни за что не догадаетесь.
Or ‘Kean Цариесвой.

— Так скоро? — удивились мы.

С Женей Валя подружилась в Путивле.
И: пнеьма Жени мы узнали последние но-
BOCTH о наших друзьях. Она рассказала,
как они помогают колхозу. как укозшают
свой пионерский дом.

Несколько писем ждало нас в Павлово
Посаде, когда мы вернулиеь ломой. Миша
Житленок из Чернигова написал о спортив-
ных соревнованиях. в которых их 8-4
кола заняла первое место.

— Ребята, лавайте пошлем Мише пола-
рок. — преложил Жепя.

Все согласилиеь. Через несколько дней
мы отоглали Мише дружеское пневмо и го-
товальню.

Из различных городов п <ел приходят к
нам сейчас письма. Ребята рассказыватт
и своей учебе, о евоих походах, делятся
планами на будущее. И нам приятно ©озна-
валь. что у нас сразу стало так много хо-
ропитх друзей. Дора ДВОРНРИКОВА.
	Он охотно сотлаеилея показать нам ме-
ста, где действовали партизаны.

На другой день рано утром мы отпра-
вились в путь. Скоро впереди показался
густой, темный лес.

— Вот это и есть Спадщанский лес, —
сказал Григорий Яковлевич. — A pot cirpa-
ва видите холм? Это — Вишневая гора. С
нее прекрасно видно всю местность. Там
помешалея нашг наблюдательный пункт.

Мы были уже около леса. Справа у до-
porm стоял большой немецкий танк.
Местами краска облетела, ржавчина раз’е-
ла металл, п танк покрылся рыжими пят-
нами.

— Это наш трофей, — сказал Г. Я. Ба-
зыма. — Первый танк, который мы под-
били.

И Григорий Яковлевич рассказал нам,
как партизаны отбили атаку двух немеп-
ких танков. Это было в конце 1941 года.
Влевать была тяжело. Партизаны раеполо-
	Участники похода беседуют с начальни-
ком штаба партизанского соединения

Ковпака Г. Я. Базымой в Спадщанском
лесу.
	жилиеь в Опадщанском лесу, подходы к ко-
торому заминировали. Немцы окружили
лес, а близко подходить боялись. Но нашел-
ся предатель, который повел немецкие таз-
ки по незаминированному ’ пути. Засада
партизан их заметила‘ и открыла ожесто-
зенный огонь. Один танк завяз в болоте.
Его команда пересела в другой, который
тут же повернул обратно, чтобы прежним
путем возвратиться к своим. Тогда группа
партизан кратчайшим путем вышла ему
наперерез и заминировала перед ним путь.
Векоре раздался взрыв, танк подорвался.

Осмотрев места боев вблизи опушки, мы
направились в глубину леса, где в самой
чаше, среди зарослей деревьев и кустарни-
ков, расположилиеь землянки партизан.

— Вот здесь жили разведчики, — ска-
зал Григорий Яковлевич и показал на сов-
сем уже разрушенную, обваливитутося зем-
aguny. — А там был штаб.

Штабная землянка реставрирована. Мы
спустились в нее. Низкий потолок. Бревен-
чатые стены. Свет падает через небольшое
окошко рядом с дверью.

Долго мы ходили по этому городу земля-
нок. осматривали их, слушая рассказы Ба-
зымы © его товаришах, героях-партизанах.

Марина БОРОДИНА.
	На сбяовленией
земле
	Три тысячи километров по районам,
которые были времекно захвачены фаши-
стами; — таков маршрут нашего путеше-
СТВИЯ.

Свой похот мы посвятили изучению пар-
тпзанского движения. Но разве можно итти
сейчас по восстанавливающейся стране и
смотреть только в прошлое, хотя и в неда-
лекое, но все-таки в прошлое. Возрождат-
шаяся жизнь колхозов и городов © само-
го начала пути увлекла нас.

..В районный центр Жиздра мы попа-
ли в самый разтар строительных работ.
		После месячного отсутствия возвратились участнике
а о YVauteng Нанлово Нобеля 08:
	достно встречают юных путешественников.
	НА СНИМКЕ: самые юные павлово-посадцы, восни-
танники детского сада № 1 текстильной фабрики чм.

10-летия РККА, преподносят возвративнтимся участни-
			Григория Яковлевича Базыму, ‚начальника   Машины © лесом и строительными матези-
	алами следуют одна за другой. Они мину-
ют уже ототроенные улипы и паправля-
ются туда, гле идет стройка, где растут
новые дома.
	штаба партизанского соединения Ёовпака.
Встреча была теплая и радостная. Мы сразу
подружились © этим спокойным человеком ©
посеребренными селиною виеками.

ав ивааА ЯНИЕ ЕЕ ЕЕ НЕВЕ ЗО БЕББ ЕО ЕНО БО СУ Е РОБ Е ДЕЗ ООВ ИЕЕНОЕ: