- . КОМСОМОЛЕЦ А
речи В. И. Ленина на

с‘езле PKCM
				годовщине
			Тениальный вождь русского и мирового
рабочего лвижения, лучший друг и воспи-
татель воветекой молодежи В. И. Ленин
в речи на Ш сезде РЕСМ 2 октября 1920
года поставил перед нашей молодежью
величайшую задачу — продолжить
и завершить строительство коммунизма в
нашей стране, выразил глубокую уверен-
ность, что наша революционная молодежь
сумеет достойно выполнить возложенную
на нее задачу.

Историческая речь В. И. Ленина на мно-
гие десятилетия определила основные зада-
чи комсомола, указала пути коммуниетиче-
ского воспитания подрастающих поколений.
Эта речь является программным документом
большевистокой партии по вопросам вос-
питания нового человека.

Комсомол, руководимый великой боль-
шевистекой партней и ее вождем товарищем
Сталиным, блестяще оправдал возлагавшие-
ся на него надежды.
		„Союз коммунистической молодежи должен быть yao.
группой, которая во всякой работе оказывает свою помощь, пр
> “

являет свою инициативу, свой почин. a
		‚ над картиной «Выступление В. И. Ленина на третьем сезде комсомола»,
ВЛКСМ. НА СНИМКЕ: репродукция с картины С. Дудника.
	А

A aRRBRA яркая

Аавиниркякияря!

ложились в поэмы
железом строк —
С погодками он
на Днепре, на Амуре
Зарю новостроек
и домен зажег...
Потом на войни
	он ушел
вместе с сыном,
Сталинским словом
на бой окрылен.
Сражаясь за Родину,
шел до Берлина
Его прославленный
батальон.
Воспоминания
неотразимы —
Разве в анкету
такое сожмешь!
.. Он смотрит в окно:
по улице мимо
С песней веселой
	идет молодежь.
Рожденное в бурях
	крылатое племя,
Партии смена,

надежда ее,
Оно обгоняет
	легящее время,
Учится, строит,
	творит, создает.
Владимир ФРОЛОВ.
	BT
	ПО-ЛЕПИНСКИ 2 ить,
РАБОТАТЬ, УЧИТЬСЯ

мунизм должно было молодое поколение  .

советской страны.

«Вы должны построить коммунистиче-
ское общество, — говорил Ленин, обра-
шаясь к молодежи. — Первая половина
работы во многих отношениях сделана.
Старое разрушено, как его и следовало
разрушить, оно представляет из себя гру-
ду развалин, как и следовало его превра-
тить в груду развалин. Расчищена почва,
И на этой почве молодое коммунистическое
поколение должно строить коммунистиче-
ское общество».

Ленин подчеркнул, что свержение вла-
сти буржуазии и помещиков и защита с0-
ветской власти от сил контрреволюции—
как ни трудно было совершить это — яв-
лялись задачей менее сложной и трудной,
чем строительство коммунизма. Решить
задачу коммунистического строительства
можно только при условии овладения высо-
тами научных знаний, в первую очередь до
конца усвоив великие идеи марксистской
науки, превратив коммунизм из готовых,
заученных. формул и предписаний в руко-
ведотво к живой, непосредственной прак-
тической работе.

Отвечая на вопрос, какова основная за-
дача коммунистического союза молодежи,
Тенин говорил, что главнейшей задачей
комсомола в данных условиях  являетея
задача марксистской учебы. Учиться ком-
мунизму, овладеть высотами маркойстеко-
о знания — такова цель, стоящая ‘перет
каждым сознательным строителем комму-
низма.

Коммунизм как учение базируется на
сумме научных знаний и культурных до-
стижений, выработанных еще в предыду-
щем обществе. Нельзя стать коммунистом,
не овладев научным капиталом, есоздан-
ным за многие века существования чело-
веческого общества. Но к изучению  до-
стижений науки и культуры старого обще-
ства необходимо подходить критически.
Ленин приводил классический пример 0с-
новоположника научной теории революци-
онного пролетариата Карла Маркса и с03-
данного им учения. Марке, создавая свою
теорию, опирался на прочный фундамент
человеческих знаний, завоеванных еще
при капитализме; диалектический метод
Маркса в сочетании с последовательно ма-
териалистическим мировоззрением на при-
роду и общество позволили Марксу or-
крыть действительные законы обществен-
ного развития, научно доказать неизбеж-
ность гибели капитализма и победы ком-
мунистического строя. Марке Ge ограни-
чилея теоретической деятельностью. Ha-
учно обосновав роль пролетариата, как мо-
гильщика всяких форм угнетения человека
человеком. Марке, как подлинный ученый-
революционер, сделал свое учение до-
стоянием масе, вложил мощное оружие в
руки борюшегося пролетариата.

«Коммунистом, — говорил Ленин, —
стать можно лишь тогда, когда обогатишь
свою память знанием всех тех богатетв,
которые выработало человечество». Проле-
’тарекая культура не рождается из ничего.
Без критического усвоения  положитель-
ных достижений культуры старото общеет-
ва нельзя создать пролетарскую культуру.

Строить коммунизм можно только опи-
раяеь на глубокое знание выеших дости-
жений современной науки, Ленин приво-
дит. в качестве примера план ГОЭЛРО, осу-
ществить который смогут только выеоко-
образованные специалисты-коммуниеты,
хоропо знакомые со всеми новейшими до-
стижениями в области современной техни-
БКИ.

Задача хозяйственного возрождения
страны, реорганизация ее промышленности
и сельского хозяйства на базе современ-
ной техники будет под силу только обра-
зованным строителям коммунизма. А 0ез
осуществления в кратчайшие сроки 09-
циалистической реорганизации нашего на-
родного хозяйства в условиях капитали-
стического окружения гибель советской
влаети неминуема. ‘

Сервезно, по-деловому помогать молоде-
жи овладевать наукой, техникой и куль-
турой — таков один из важнейших заве-
тов Ленина, одно из важнейших указаний

товарища Сталина. Работа комсомола В

школе приобретает в условиях перехода в
коммунизму громадное значение. В сред-
ней и высшей школах учатся миллионы
юношей и девушек комсомольского возра-
ста. Товарищ Сталин призвал  комеомол
«успешно выполнять задачи воспитания
подрастающего поколения в духе предан-
ности ленинекой партии, помогать моло-
дежи овладевать достижениями науки и
культуры, поднимать силы юных патрио-
тов на борьбу за дальнейший фаецвет на-
шей великой Родины!».

Ленин требовал, чтобы молодежь, овла-
девая науками, не замыкалаеь в стенах
школ. чтобы каждый шаг своего обучения
она связывала C повседневной жизнью. с
общим трудом рабочих и крестьян. «Мы
не верили бы, — говорил Ленин, — yue-
нию, воспитанию и образованию, если бы
оно было загнано только в школу и отор-
вано от бурной жизни».

Осветив вопрос: чему учиться, Влади-
мир Ильич обращается к разяснению
вопроса: как учиться коммунизму, т. е. к
методу освоения идей коммунизма, и кон-
кретно касается проблемы коммуниетиче-
ской морали. Ленин клеймит сторонников
так называемой «внекласеовой» и «обще-

a
	человеческой» морали, подчеркивает, что
	наша задача состоит в TOM, чтобы BOCHH-
тать молодежь в духе пролетарекой нрав-
ственности, готовности подчинить  свол
частные интересы интересам классовой
борьбы пролетариата, интересам коммуниз-
	ма. Необходима самая непримиримая борьба
с проявлениями пережитков буржуазного
сознания. Завоевали советекую власть и
приступили к строительству социализма
люди, выросшие в условиях капитализма,
еще не сумевшие полностью освободиться
от пережитков катиталистического созна-
ния. Молодое поколение строителей комму-
низма также не всегда свободно от про-
клятых «родимых пятен», пережитков ка-
питализма в сознании. В процессе борьбы
за коммунизм нужно развивать и Уукреп-
лять коммунистическую ‹ нравственность,
рептительно бороться с проявлениями мел-
ко-буржуазных настроений.
_ Быть настоящим коммунистом — зна-
чит быть до конца преданным идеям ком-
мунизма, уметь подчинять свои интересы
делу упрочения диктатуры пролетариата.
Молодое поколение строителей коммунизма
сможет учиться коммунизму, «только ©вя-
зывая каждый шаг своего учения, воепи-
тания и образования с непрерывной борь-
бой пролетариев и трудящихся против
старото эксплоататорского общества».

Раз’яеняя значение слова  коммуниет,
Ленин показывает, что коммуниет — это
человек, борющийся за построение бесклас-
совото общества, в котором не будет чает-
ной собственности на средства производет-
ва, основы угнетения человека человеком,
тде торжество общественной собственности
на средства производства обеспечит неви-
данный расцвет производительных CHI,
науки и культуры, где будет осуществлен
принцин «от каждого по способноетям,
каждому— по потребностям».

В основу коммунистической системы
воспитания должна лечь борьба за укреп-
ление и заверптение коммунизма.

Быть коммунистом — это значит орга-
низовывать и 0б’единять подрастающее по-
коление, быть образцом служения идеям
диктатуры пролетариата, подавать пример
воспитания и дисциплины в борьбе с вра-
гами рабочего класса.

«Союз коммунистической И аь —
говорит Ленин, — только тогда оправдает
свое звание, что он есть союз коммуни-
стичеокого молодого поколения, если он
каждый шаг своего учения, воспитания.
образования связывать будет © участием в
общей борьбе всех трудящихея против
эксплуататоров».

В. И. Ленин закончил свою речь выра-

энием уверенности, что молодежь ока-
жется на высоте поставленных задач и
будет верным помощником партии в деле
строительства коммунизма, что в новых
условиях мирного труда Союз коммунисти-
ческой молодежи в этой борьбе и работе
своих членов «...об’единит в одну армию
трула и возбудит общее уважение к себе».

Ш еезд РАСМ, собравшийся в октябре
1920 года, происходил в обстановке близ-
кого окончания иностранной военной ин-
тервенции и гражданской войны. Первое
военное нападение международного капи-
тала на страну социализма окончилось
полным крахом. Отбив натиск внешней и
внутренней контрреволюции, разгромив вой-
ска оккупантов, рабочие и крестьяне от-
стояли советскую республик. В дни работы
‘езда части героической Ирасной Армии
завершали под руководством товарища
Сталина разгром белополяков, создавая
необходимые условия для ликвидации
врангелевского контрреволюционного гнез-
qa.

Победа в гражданской войне далась
нелегко. Она была завоевана пеной вели-
чайшего напряжения, дисциплины и му-
жества, беззаветного героизма. ценой не-
слыханных жертв и страданий миллионов
советских лютей. в том числе молодежи.
	Экономическое положение нашей стра-
	ны к концу гражданской войны было
исключительно тяжелым. Царская Россия
была страной экономически отсталой.
	Ленин писал. что технически она была
слабее Англии вчетверо, Германии впятеро,
Америки — в десять раз.
	Три года империалистической войны,
голы грабительского хозяйничания интер-
вентов и белогвардейцев на временно за-
нятых ими в период гражданской войны
территориях привели нашу экономику в
исключительно тяжелое состояние. Срав-
нительно с уровнем предвоенной царской
России к концу гражданской войны по-
севная площадь сократилась вдвое. Про-
дукция крупной промышленноети в 1920 г.
была почти в семь раз меньше  довоен-
ной, выпуск тканей сократился к 1920 г.
в 20 раз, выплавка чугуна составляла
считанные проценты от нищего уровня
довоенной царской России. Враги совет-
ской страны втайне надеялись, что совет-
ская власть не сумеет справиться с эко-
номическими трудностями, пойдет на пок-
лон к капиталистам Америки и Европы
ради получения займов и кредитов и рае-
считывали тем самым поставить нашу
страну на колени. >
	Расчеты империалистов снова провали-
лись. Большевиетская партия, опираясь
на поддержку широких масс трудящихся,
в том числе на поддержку рабоче-кресть-
янской молодежи, руководимой комсомолом,
начинает в новых условиях борьбу с го-
лодом и разрухой, за превращение нашей
страны из отсталой в страну передовой
промылгленности и сельского хозяйства,
начинается гигантская работа по закладке
фундамента социализма в нашей стране.
	В начале февраля 1920 г. сессия ВЦИЬ
но предложению Ленина принимает  спе-
пиальное решение о плане электрифика-
ции России. План ГОЭЛРО, подводивший
мощную энергетическую базу под наше
строительство, имел огромное не только
экономическое, но и политическое значе-
ние. Владимир Ильич называл план
ТОЭЛРО второй программой партии.
Товарищ Сталин настаивал на необходимо-
сти немедленно приступить к его практиче-
скому выполнению.

Окончание гражданской войны позволи-
ло партии обратить свое главное внимание
на выполнение задач мирного строитель-
ства.
	2 октября 1920 года В. И. Ленин вы-
ступил на Ш се езде РЕСМ. В своей речи
Ленин обрисовал новые задачи, стоящие
перед комсомолом и молодежью в связи с
окончанием периода гражданской войны, и
от имени партии выразил глубочайшую
уверенность, что наша революционная мо-
лолежь до конца оправдает доверие пар-
тпи и завершит работу по строительетву
коммунизма, начатую старшим поколением
коммунистов.

(Гезд происходил в Москве, на Дмитров-.
ке (ныне ул. Чехова), в здании, где сей-
час помещается театр им. Ленинского
комсомола. Появление в зале Ильича де-
легаты встретили громом аплодисментов,
стоя приветствуя любимого вождя, друга
и учителя.

Ленин говорил в своей речи о задачах,
которые партия ставит перед комсомолом,
говорил о грядущем коммунистическом
строе. И казалось, что раздвинулиеь сте-
ны зала и делегаты воочию увидели лу-
чезарные дали счастливого коммунисти-
ческого будущего, того общества, © кото-
ром Энгельсе говорил, что только с него
начнется настоящая история  человече-
ства...

Старшее поколение коммунистов сверг-

ло ненавистный царизм, уничтожило власть
помешикор и катиталистов. Строить ком-
	Мололой художник Степан Дудник закончил работу над картино
		Картина посвящена 350-й
			БИОГРАФИЯ
СОВРЕМЕННИКА
	DB комсомольских
организациях

Семь докладчиков лекторской груп-
пы Тимирязевского РК ВЛКСМ под-
готовили `‹ доклады о речи В, И,
Ленина на И с’езде комсомола.

Этой же теме будет посвящена лек-
ция в районном комсомольско-моло-
дежном лектории. Доклад сделает
член лекторской труппы РК ВЛКСМ
тов. Борзов. Затем перед молодежью.
с воспоминаниями выступит делегат
НТ сезда РКСМ заместитель дирек-
тора’Всесоюзного научно-исследова-!
тельского института зерна В. И. По-

}

ПОВ.
	В анкете ево ==
событья и даты
Проходят
стремительной чередой...
Он начинал
комсомольцем-солдатом
Тридиатилетний
` путь боевой.
Год восемнадцатый...
Бурное время!
‚® Дома хранится
старый портрет:
Еще безусый, -
в буденновском шлеме,
Бравый боец
восемнадцати лет.
Он вспомнил
горячие дни в двадцатом,
Достойные многих
больших поэм, —
В этом году
он был делегатом
Третьего. с’езда
ь РКСМ.
	Он видел Ленина
на трибуне,
Он слышал его
вдохновенную речь —
Вождь призывал
к дДерзанию юных —

Строить, учиться,
	й в труде гореть!
Шли. дни.
	бушевали ветра и бури,

Свердловский раиком ВЛКСМ co
вместно с музеем В. И. Ленина орга-
низует конференцию на тему «Ленин
и Сталин о комсомоле и молодежи»,
С докладами выступят сотрудники
музея, работники райкома ВЛКСМ и;
комсомольские активисты района,

мсомольские активисты района,

*

}

Орехово-Зуевский РК ВЛКСМ на-
тил провести теоретическую конфе-

ee ~- TT ........ kg Oa

метил провести теоретическую конфе»:
ренцию по работам В. И. Ленина и
И. В. Сталина о задачах союза моло“
дежи. Конференция посвящается 30-
летию ВЛКСМ.

Более 150 комсомольцев предприя-
тий и колхозов района деятельно го-
товятся к выступлениям, изучают речь :
Ленина на ИЕ ‘с’езде РКСМ и вы!
ступление товарища Сталина на УИ
с’езде ВЛКСМ.

медленно плыли темные облупленные доу
неубранные кучи мусора, обшарпанные, Bu
битые тротуары, наглухо закрытые ворота,
занавешенные окна,

В Охотном ряду стояли плечом к плечу
забитые досками лавки, На другой сторон
улицы высилась церковь. Приближаясь К
ней, увидели мы Дом союзов. Тут мы #
ставили извозчиков остановиться, подошли
к зданию и, задрав головы вверх, залюбо
вались тогдашним небоскребом.

Мы казались малышами рядом с вии.
Прошло немного лет, и «небоскреб» стал ма
лышом рядом с громадами новых зданий
социалистической Москвы.
		Бесемертна гениальная pew Ленина.
Свыше четверти века служит она путевод-
ной звездой в деле воспитания советской
молодежи. Речь Ленина стала постоянным
спутником, испытанным руководством мо-
лодого поколения нашей страны в 610
жизни и борьбе. Готовясь достойно ветре-
тить 30-летие ВЛЕСМ, каждый вомсомо-
лец, каждый юноша и девушка прежде
всего залаетея вопросом, все ли они сдела-
ли, чтобы выполнить заветы Владимира
Ильича Ленина, данные им в речи на
Ш с’езде ВЛЕСМ, на заре существования
комсомола,

Поколение комсомольцев, к которым 28
лет назад Ленин обращался с трибуны с’ез-
да, внесло вой замечательный вклад В
дело строительства коммунизма. 3a эти
годы Ленинско-Сталинский комсомол выра-
стил новое поколение революционной моло-
дежи, которое внесет новый, еще более
решающий вклад в дело окончательной
победы коммуниетического строя.

Под руководством великой большевиет-
ской партии наша молодежь строит ком-
мунизм. Молодежь самоотверженно борется
за ‘досрочное выполнение плана новой пя-
тилетки, за новый под’ем производитель-
ности труда, за строжайшую экономию и
сверхплановые накопления, памятуя, что
досрочное выполнение сталинской после-
военной пятилетки является важным
этапом на пути к полной победе комму-
низма в СССР.

Историческое выступление В. И. Ленина
на Ш сезле комеомола сохраняет свое зна-
чение и в наши дни. Великий вождь при-
зывал молодежь настойчиво и упорно
Учиться коммунизму. Это указание жиз-
ненно и теперь, ибо в новых условиях все
более возрастает ответственная задача
дальнейшей борьбы за высокий идейный
		уровень и широкий размах воспитательной
и культурной работы среди молодежи.

Ленинская программа коммуниетического
воспитания молодежи, его страстная борь-
ба с проповедниками  «внеклассовой» и
«общечеловеческой» морали, с защитника-
ми фальшивых идей «космополитизма»,
непримиримость ко всем проявлениям пе-
режитков капитализма в сознании людей,
так ярко данные им в выступлении перед
молодежью, являются могучим оружием в
нашей современной борьбе се черными си-
лами имперналистической реакции.

Источником вдохновения в труде и в
учебе, знаменем борьбы за коммунизм
стала для советокой молодежи речь В. И.
Ленина. Руководимый большевистской пар-
тией. воспитываемый любимым вождем
товарищем Сталиным, комеомол и впредь
будет по-ленинеки жить, учиться,  рабо-
тать, бороться за полную победу комму-
низма.

3. БОГОРАД,
Ю. ШАРАПОВ.
		Когда иду я по Москве, восхищение охва-
тывает меня не только потому, что я вижу
то или иное новое здание или возникшую
посреди площади гигантскую клумбу. Я
вспоминаю то, что было когда-то на месте
нового здания или квартала, и чувство ра-
дости и гордости наполняет мое сердце. Из-
менился внешний вид нашей столицы, изме-
нилась ее география.
	Передо мкой встают картинки быта Мо-
сквы 1920 года — и отчетливей видишь,
какое огромное расстояние прошли мы по
пути к кашей цели, какие грандиозные кре-
пости старого мира мы взорвали, какие
препятствия преодолели. Немудрено, что
острее других чувствует все перемены тот,
кто видел и знал Москву много лет назад

Я говорю о картинках быта потому, что
в дни моего пребывания в Москве во вре-
мена первых трех с’ездов комсомола я не
был жителем столицы, и мои путешествия

по ее улицам и домам были кратковремен-
НЫ.
		А. БЕЗЫМЕНСКИЙ
<>
	„ оставалось только загрузить ими тендер
паровоза.

Пока производилась эта операция, мы
успели найти группу московских комсомоль-
цев, чтобы передать им привет от казан-
ских соратников. Узнав, что мы являемся
делегатами на 3-й с’езд, москвичи окружи-
ли нас тесной толпой, кое-кого «покачали»
и прокричали «ура».

— Да здрав-ству-ет тре-тий с’езд! Ура-
а-а!

se
	Казанский вокзал произвел на нас по
сающее впечатление. Толпа, заполнявшая
залы, была ненсчислима. Люди и мешки,
чемоданы и баулы — все было перепутано
клубком. На мешках сидели, на мешках за-
кусывали, на мешках спали. Подранные
зипуны иных мешочников ‘никак не соответ-
ствовали богатому румянцу на их щеках.
С этим румянцем резко контрастировали
худые лица большинства заполнявших залы.

Предстояло добираться до Третьего До-
ма Советов, до общежития с’езда.

Был вечер, начинался дождь. Москвы мы
не знали, нас было немало, вещей тоже.
Что делать? Пошли к извозчикам. Смекнув,
что мы ничего не понимаем ни в столичных
ценах, ни в расположении улиц Москвы,
три бойких «Ваньки» сторговались с нами
за неимоверную плату — ФУНТ СОЛИ!

Однако Флизость расстояния от вокзала
до Каретхого ряда могла выдать их ковар-
ный обман. И, чтобы хоть как-нибудь его
скрыть, извозчики повезли нас по Орликову
переулку, по Мясницкой, по Охотному ря-
ду, по Всздвиженке, по Арбату и, свер-
нув на Садовое кольцо, доставили нас к
цели с противоположной стороны, совершив
гигантский круг.

Жадно смотрели мы по

Не очень веселая картина открывалась
нам. Тускло горели немногочисленные фо-
нари, Трясло пролетку неимоверно, ибо ас-
фальтовых мостовых нигде не наблюдалось,
а ухабов было предостаточно Min,

тря-

сторонам.
	Начались горячие с’ездовские mun, Bee
было интересно. Ни от чего не хотело
оторваться. Единственный маршрут, который
мы пользовались, был такой: Каретный ряд
— Малая Дмитровка; 6 и обратно, Толью
на пятый день с’езда, пожертвовав необя
зательным для нас утренним заседанием
двинулась наша делегация по Москве,

Сразу стали мы натыкаться на стены
бесчисленных церквей, вышедших на самую
средину улиц, перегораживавших дорогу
толкавшихся среди площадей. Подумать
только! В центре города — Страстной №
настырь. Монастырь! Это ведь миф! Нее
пый призрак!

И в самом деле. Нам пришлось проходить
мимо зданий, ставших ныне преданием, ale
крифом,

Нам очень понравились Триумфальные #
Красные ворота, мосты через Москву-реку,
Узкая-узкая Тверская и особенно деревяннй
торцовая мостовая на ней (все-таки главная
улица столицы!).
	Мрачным страшилищем встало перед #8
ми Зарядье, Тленом пахнуло на нас от ау
	циона на Арбате, где вылощенные сухареВ”.
	TH
цы старались возможно дешевле фай
мебель, драгоценности, фарфор. Наг
жесты, затаенный страх...
	wx
*

На слелующий день представители деле

aa отправились на московские заводы’
оганн Альтман двинулся (пешком) #4
	Из Казани в Москву поезд шел пять су-
ток. Полотняный мешочек с десятью фун-
тами соли, специально выданный нашей де-
легации для того, чтобы мы могли попол-
нять на остановках наш скудный запас
продовольствия, сильно похудел. Мы были
не очень расчетливы, и быстро уплывала
из мешочка соль (поваренная соль!), — са-
мая стойкая валюта тысяча девятьсот два-
дицатого года,
	Скучать нам не приходилось. Яростная
дискуссия по с’ездовским вопросам зани-
мала все наше время в перерывах между
походами в лес. «Похолы в лес» представ-
ляли собой не очень интересное развлече-
ние, однако без них обойтись было невоз-
можно. Вместе со всеми пассажирами поезда
выходили мы рубить дрова в лесу, что-
бы паровоз мог дотянуть наш состав до
следующей остановки.

Перед самой Москвой нам повезло. Для
пополнения запаса дров поезд остановился у
делянки, где работали на субботнике рабо-
ave и служащие предприятий Рогожско-Си-
моновского района. Дрова были налицо —