Бепомни, товарищ, тот знаменательный для тебя
день, когда секретарь райкома вручил тебе неболь-
шую книжечку стального цвета с силуэтом велико-
го Ленина на обложке, — ты стал комсомольцем.
И когда ты развернул эту книжечку, то увидел на
первой же страничке изображение двух орденов —
боевого ордена Красного Знамени и ордена Трудо-
	вне дрисмоем опамепи, Которых
удостоен за исключительные за
	очегчет эм исключительные заслуги перед Po-
диной в годы гражданской войны и в годы довоен.
	ных

сталинских пятилеток.

nee

во имя победы снискали комсомолу; советским юно-
шам и девушкам горячую любовь и уважение всего
советского народа. И он увенчал своих молодых
героических воинов и беззаветных тружеников тыла
высшей наградой — орденом Ленина.
	па знамени комсомола сияют три награды —
ордена бессмертной славы молодого советского по-
коления. И где бы ты ни был, товарищ, всегда
помни об этом и делами своими умножай комсо-
	мольскую слави!
	Пусть подвиги во имя Отчизны,
				i,
	es
io
	комсомол оыл   коления
	свершенные твоими друзьями, вдохновляют и окры-
ляют тебя. Ответим на любовь и заботу большеви-
стской партии новыми успехами в труде и учебе.
Будем достойны славных боевых традиций
Ленинско-Сталинского комсомола!

На этой странице мы рассказываем об орденах,
которыми награжден Всесоюзный Ленинский Ком-
мунистический Союз Молодежи.

Когда грянула Великая Отечественная война со-
ветского народа с немецко-фашистскими захватчи-
ками, дважды орденоносный Ленинско-Сталинский
комсомол под руководством большевистской партии
стал в первые ряды бойцов фронта и тыла. Изуми-
тельные боевые подвиги нашей молодежи на полях
сражений, ее героический, самоотверженный труд

ACuSGuneuRanxseusauapeuaannaenenuccesensuason *
	«Уходили комсомольцы
на гражданскую войну...»
	АЗ. iy

“<
С Ь
	всеобщее признание. Имена героев-комсо-
мольцев хранятея в блатодарной памяти
народа.
	« Зоемя стирает могилыные холмы.
	Во никакие силы не могут стереть,
сгладить и уничтожить память © не-
устрашимых борцах, смелых Rpacwoap-
мейцах, навшгих героями за дело рабоче-
го класса», — писал в своем обраще-
нии ЦК BARCM в десятую  годовишину

Красной Армли.

Комеомольцы не только героически от-
станвали завоевания революции на фрон-
тах гражданской войны. Они были прелан-
ными помошенками большевиков в по/-
полье, в тылу врага. Выполняя залания
партийных комитетов. юноши и довушюн
доставляли оружие, распространяли боль-
шевистокие газеты и листовки, вели бое-
вую развелку, разрушали  транелорт и
связь врата, зоздавали партизанские отряды.

Большую работу проводили подпольные
комсомольские организации на Украине, в
Белоруссии, в Крыму, на Дальнем Востоке.

Партия большевиков воспитывала в мо-
лодом поколении беспредельную любовь к
Родине, великую духовную силу, несгибае-
мую волю к победе. Взлелеянный партией
комсомол вписал немало славных страниц
в летопись гражданской войны.

Родина выюохо оценила боевые заслуги
комсомола. В 1928 году Советекое прави-
тельетво наградилю комсомол орденом Крас-
ного Знамени,

УПТ с’езд ВЛЕСМ, принимая боевую на-
граду, в обращении к молодежи писал:

«От вашего имени, от лица двухмил-
лионной армин ленинцев заявляет с’езд

Правительству Советского Союза:

Наши знания. наши мускулы н нана
	публикой нависла гроз-
ная опасность. Царекий
адмирал Колчак © по-
МОЩЬЮ иностранных
интервентов собрал от-
ромную армию и дви-
нулея к Волге, на со-
единение с Деникиным,
который орудовал тогда
на юге России. Партия бросила клич: «Вее
на защиту Урала, на борьбу с Колчаком!».

Комсомольцы Сущевско-Марьинекого
района Москвы собрались в те суровые
ни, Чтобы обсудить постановление ЦЕ
РЕСМ о первой всероссийской мобилива-
ции комсомольцев. Юнопиг и девушки в
пламенных речах говорили 06 одном стрем-

лении — пойти под знаменем Ленина—
Сталина в бой против белогвардейцев 1
интервентов.
	«Узнав о тяжелом положении на Во-
сточном фронте, мы, юные пролетарии,
обращаемся © горячим призывом ко всей
мололежи стать на защиту завоеваний

`реролюции... Каждый из нае клянется
защищать всеми силами власть трудово-
го нарола», — говорилось в принятом
решении.
На следующий лень большинство комсо-
мольцев района выехало на фронт.

Вместе < товарищами прибыл на Во-
сточный фронт семналцатилетний юноша
Афанасьев — олин из организаторов ком-
самела Сушевеко-Марьинското района.
Афанасьев вступил в коммунистический
отряд и был назначен начальником нуле-
метной команды. С юношеским  пылом
и самоотверженностью сражался молодой
москвич с колчаковскими бандами.

Отважный комсомолец закалялея в бит-
вах с врагом п понобретал воинский опыт.
Векоре ero назначили комиссаром кавале-
	ОМСОМОЛ всегда стоял.
у нае в первых рядах.
	наших бойцов. Я He
	знаю случаев, когла бы.
	он отставал у нас

событий нашей револю-
цпонной жизни, —
сказал товарищ Сталин,
выступая 29 марта
1927 гола ma V Bee-
	ECHA 1919 ГОДА. Над! рийекого полка. В неравном бою’ в районе
молодой Советской рес-  станции Деркуль юноша погиб смертью
	станции Деркуль юноша погиб смертью
героя.

Десятки тысяч комеомольцев так же,
как Афанасьев, беззаветно сражалиеь с
врагами Родины на фронтах гражданской
войны, С беспримерным мужеством труля-
щаяся молодежь отстаивала родную землю
oT белогвардейских банд и иностранных
интервентов.

Защищая завоевания революции, комео-
мольцы показали себя верными помощни-
ками большевиетекой партни.

Партия говорила комсомельцам: судьба
Ролины решается на полях сражений! И
каждый юноша, каждая девушка етреми-
лись на фронт, чтобы © оружием в руках
отстаивать свое счастье, свое будущее.

Известно немало случаев,  когла на
фронт уходили целые комсомольские орга-
низации.

«Райком закрыт. Все ушли на фронт!»
— такие об’явления на дверях райкомов
вошли в историю.

На фронтах из комсомольцев формиро-
вались целые роты, батальоны, команды
бронепоездов. Их бросали на самые ответ-
ственные участки, и они всегда оправлы-
вали доверие, показывая чудеса храбрости,
воинсокой доблести и отваги.

На Восточном фронте славился комсо-
мольский батальон Ш армии. Его бойцы
никогда не отступали, не знали страха в
бою.

Уходя на фронты гражданской войны,
комсомольцы‘ неели в своих сердцах призыв
В. И. Ленина: «Победа или  смерть!». Й
они вступали в смертельную битву © вра-
тами Родины, вдохновленные сознанием
того, что они сражаются за свободу и неза-
висимость молодой Советекой республики,
за великое дело коммунизма.

Своим мужеством и отвагой, славнымн
_босвыми делами комсомол снискал cede
		вступил первенец сталинских пятилетов —
Магнитогорекий металлургический  комби-
нат, е честью носящий имя вождя.
	На торжественном заседании Х!У пленума ЦК ВЛКСМ в Колонном зале Дома союзов, посвященном вручению ордена
Ленина Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи. НА СНИМКЕ: Председатель Президиума Верхов-
ного Созета Союза ССР товариш М. И. Калинин вручает секретарю ЦК ВЛКСМ тов. Н. А. Михайлову правительственную
	награду.
			Высшая нагоала
	4 EUEPH комсомол носит
на своем знамени орден
© изображением Влади-
мира Ильича Ленина—
великого бойца за благо
народа... Улостаивая
комсомол этой наивыс-
шей награды,  прави-
тельство  подчеркнуло
большие заслуги комсо-
мела в годы великой борьбы за Отчизну
как на фронтах Отечественной войны, так
и в тылу — на фабриках, заводах, на кол-
хозных полях.
(Из речи М. И. Валинина на торже-
ственном заседании XIV пленума ЦЕ
BARCM 28 ноября. 1945 года).

яж
Ранним утром 22 июня 1941 года во-
оруженные до зубов немецко-фашистекие
полчища вероломно напали на нашу Ро-
дину.
Где бы ни застала комсомольцев весть
Ф злодейском начадении врага, © того мига
сердце и разум кажлого мололото патрио-
	когла немецко-фатистские орды прибли-
жались K столице нашего отечества —
Москве, столичная организация комсомола
мобилизовала все свон силы Ha помощь
Ераеной Армии, на защиту сердца Роди-
ны. 260 тысяч комсомольцев отправила к
тому времени на фронт и в партизаны сто-
личная организация ВЛЕОМ. Более 100
тысяч молодых москвичей участвовало в
етроительстве оборонительных рубежей,
опираясь на которые Красная Армия сна-
чала задержала врага, а затем, перейля в
наступление, нанесла ему жестокое пора-
жение.

В холе исторической битвы за ны
совернтили свои бессмертные, немеркнуцие
в веках подвиги 28  героев-панфиловцез,
ценою своей жизни остановивших 50 фа-
шистеких танков, отважные сыны и доче-
ри московского комсомола Виктор Талали-
хин, Зоя Космодемьянская, Наташа Ковию-
ва. Илья Кузин и сотни, тысячи других
молодых патриотов.

Изумительное мужество и выдержку
проявили в защите колыбели Великого Ок-
тября комсомольцы города Ленина. В те-
чение всех 900 дней беспримерной осады
великого города ленинградовие комсомоль-
цы показывали пример стойкости и отва-
ги. Девять из каждых десяти комсомоль-
цев Ленинграда находились на фронте. За
выхающиеся б0еБые подвиги 129 комео-
мольцам — защитникам города Ленина бы-
ло присвоено звание Героя Советекого (%-
	Jova, а свыше 200.000 комсомольцев и м0

людых воинов было натраждено орденами
и медалями.

В величайшем в истории войн сраже-
нпи у стен Сталинграда воины комеомоль-
цы показали изумительные образцы доб-
лести и мужества.

Страницы великой эпопей, имя которой
— Сталинградская битва, изобилуют при-
мерами героизма молодых воинов. Более
10 тысяч вражеских солдат и офицеров
уничтожили за время обороны волжекой
твердыни одни только снайперы. Так, Ге-
рой Советского Союза комсомолец-енайнер
Василий Зайцев уничтожил на улицах
Сталинграда 242 гитлеровца. Несколько
сот комсомольцев, участников Сталинград-
ской битвы, удостоены звания Героя Co-
ветского Союза, больше 7600 sonnos-
комсомольцев награждены орденами и ме-
далями СССР, десятки тысяч носят медаль
«За оборону Сталинграда».

Незабываемы подвиги, совершенные мо-
лодыми воинами в дни великого настутале-
ния Советской Армии, начавшегося у стен
Сталинграда и в предгорьях Кавказа u
завершившегося в поверженном Берлине, в
Праге, Вене.

Осенью 1943 года, котда Советская
Армия, преследуя врага, вышла в Днен-
фу, тысячи смельчаков с ходу форсировали
великую реку. Среди героев, ценой огром-
ных усилий захвативших и затем раеши-
ривших плацдармы за Днепром, большинет-
во составили молодые воины-комсомоль-
цы. Из 1800 храбрейших из храбрых ©ол-
дат и офицеров, удостоенных за отвагу п
доблесть, проявленные в битве за Днепр,
высокого звания Героя Советского Союза,
более тысячи — комсомольцы.

23 февраля 1943 года в решающую ми-
нуту боя за деревню Чернушки  (Велико-
луцкая область) совершил свой великий
подвиг комсомолец Александр Матросов,
который, прорвавшиеь к вражескому дзоту,
закрыл своим телом амбразуру п тем самым
обеспечил успешное наступление всего
подразделения.

Комсомольцы были и среди доблестных
воинов, наносивших последние удары по
сопротивлявшемуся с отчаянием обреченно-
му врагу в его зверином логове. Сквозь
огонь жесточайшего сражения первыми во-
рвались в рейхстаг и водрузили над его
куполом знамя нашей победы комсомольцы
Михаил Егоров и Мелитон Кантария из
	батальона воспитанника комсомола комму-
ниста Степана Неустроева.

Замечательные страницы вписали В
историю Великой Отечественной войны
молодые партизаны и партизанки, состав-
лявшие значительную часть армии народ-
ных метителей и своими ударами mo da-
шистоким войскам с тыла  помогавшие
доблестной Советской Армии. Только среди
белорусских партизан насчитывалось 53
тысячи комсомольцев. Десятки тысяч паТ-
тизан дали  комсомольекие  ортанизации
Москвы, Украины и друтих ‘районов  Сою-
за. Подвиги героических сынов и дочерей
комсомола, в тяжелых условиях  парти-
занекой борьбы наносивигих сокрупитель-
ные улары по врагу, были и останутся об-
разцом преданности  социалистическому
Отечеству.

Победу над врагом вместе с воинами
ковали и Молодые труженики тыла. «Все
для фронта, все для победы» — был их
девиз. Ha смену ушедшим на Фронт к
станкам пришли юноши и девушки, под-
ростки, женщины. Новые калры ‘рабочих
составляли на многих предприятиях две
трети всего коллектива.

Патриотическое движение советской мо-
лодежи в тылу нашло свое яркое выраже-
ние в создании комсомольеко-молодежных
бригад. В январе 1943 гола таких бригад
насчитывалось по стране около 10 TH
сяч. Наряду < двухсотниками и трехеот-
никами появнлиеь тысячники — рабочие.
выполнявшие по десять норм.

Самоотверженно работали в дни войны
молодые колхозники. Bea тяжесть сель-
ких работ легла в деревне на плечи м-
лолежи и женщин. И сельский комсомол ©
честью справился со своей задачей.

Товарищ Сталин высоко оценил ‘Bena
молодых тружеников в делю победы нал
врагом:

«Навсегда войдут в историю беспример-
ные трудовые подвиги советских женщин
и нашей славной молодежи, вынеспих на,
своих плечах основную тяжесть труда на
фабриках и заводах, в колхозах H COBXO-
зах».

Наша Родина, большевиетская партия и
Советокое правительство. великий друг и
отец советской молодежи товаринт Сталин
высоко оценили подвиги советекой моло-
дежи и ее боевого авангарла — комсомола
в боевые голы Отечественной войны. Сот-
ни тысяч молодых патриотов награждены
боевыми орденами. Свыше 7 тысяч воели-
танников ВЛАСМ удостоены высшей на-

тграды — звания Героя Советского Союза,
из НИХ 490 молодых москвичей,
60 воспитанников комсомола — дважды

Герои Советского Союза. Комеомел выра-
стил и воспитал тавих замечательных ге-
роев, как трижды Герои Советского Сою-
за Александр Покрышкин и Иван Кожетуб.
За героизм, проявленный комеомольцами
в партизанской борьбе с врагом, орденом
Прасного Знамени награждены укратнокая
Ц белорусская организации ВЛЕСМ,

Через 35 дней после победы над фати-
стекой Германией — 14 июня 1945 года,
34 выдающиеся заслуги перед Родиной
в годы Великой Отечественной войны Co-
ветекого Союза против гитлеровской Гер-
мании и за большую работу по воепита-
нию молодежи в духе деззаветной поелан-
ности Отечеству Ленинеко-Сталинский
комсомол был награжтан орденом Ленина.
	-

Под знаменем великого Ленина. под ру-
ROBOICTBOM великого Сталина молодое по-
коление нашей Родины росло и мужало в
боях и труде, умножая славу комсомоль-
ского племени.

Под знаменем великого Ленина, под во-
дительством великого Сталина наша моло-
дежь ныне совершает новые замечательные
трудовые подвиги на фронте послевоенной
сталинской пятилетки.

С. АЛЕКСАНДРОВ.
Ю. ШАРАПОВ.
Р. ЮРЬЕВ.
	жизнь принадлежат власти рабочих и та не знали иного стремления, иной ду-
крестьян. Мы не щадили их в огненные   мы. иной цемт. чем благородная цель раз-
	годы гражданской войны, мы 063 вздоха
сожаления отдалим их в дни новых ио-
пытаний и побел».
	В январе — октябре 1929 года комсо-
	комби-   мол провел первый массовый поход за уро-
	жай и коллективизацию. Было с<озлано
	грома нонавиествых немецко-фатрие товлх
захватчиков. Зея Космодемьянская и Олег
Вошевой, Борис Дмитриев и Лиза Чайки-
на еще сидели за школьными партами,
Владимир Пчелинцев и Людмила Павлючен-
KO занималиеь в вузовских лабораториях.
Александр Матросов и Нина Онилова тру-
дилиеь у своих станков, а Мелитон Ванта-
рия и Яков Павлов — в колхозах. Кажлый
из них, как и сотни тысяч их сверстников,
оетавалея еще на том посту, на кототом
застало его начало войны, но серлцем ево-
		чери Ленинского комсомола были там, где
решались судьбы Отечества, — на перед-
нем крае боев лротив немецко-фантистеких
захватчиков.

В 3 часа 45 минут утра 22 июня
1941 года на западной границе атажовал
армаду вражеских стервятников и бил
первый фаплистектй самолет летчик-истре-
битель Георгий Жилов, бывший слесарь
Каширской электростанции, пришедший в
авиацию по путевке Московской органи-
зации ВИКСМ. Этот славный сталинекий
сокол открыл счет уничтоженных совет-
секими летчиками вражеских самолетов,
‹бив в течение первого дня войны три фа-
шистеких бомбартировитика.

В первый день войны в Тимирязевеком
районе Москвы проходила районная ком-
сомольская конференция. Узнав о злодей-
ском нападении фаптистской Германии na
нашу Родину, всо делегаты конференции
обратились в военкомат с просьбой послать
их на фронт.

3a первые три дня войны 50 тысяч
комсомольцев Москвы отправились на
фронт добровольцами. Сотни тысяч заявле-
ний < просьбами отправить их добровольца-
ми на фронт поступили в те дви в райкомы
и военкоматы от комсомольцев Ленинграда,
Внева, горолов Донбасса и Урала, Поволжья
п Сибири. Со всех уголков нашей необ`ят-
ной страны в боевые рялы Красной Аюмпи
вливались пополнения из молодых патрию-
тов.

Казжлый день приносил известия Ф новых
боевых полвигах славных сынов Ленинеко-
Сталинокого комеомола. Первыми совет-
скими воинами, удостоенными в дни вой-
ны звания Героя Советекого Союза, были
летчики комсомольцы Петр Харитонов, Ми-
хаил Жуков и Степан Злоровцев. сбивиие
смелыми таранными ударами вражеские
самолеты. Воспитанник московского комсо-
мола, замечательный летчик Виктор Тала-
лихин совершил первый в истории ночной
таран.

В первые же дни войны на весь мир
прогремела слава © подвиге друтого вос-
питанника Московской организации комсо-
мола, молодого летчика Николая Гастелло.

В незабываемые wan осени 1941 гола.
	На Магнитогорской етройке свыше поло-  5 тыеяч новых колхозов. В. МТС для работы
вины рабочих была молодежь, комсомоль-   комсомол послал 13 тысяч человек, из них
		4 тысячи трактористов.

Комсомольцы и молодежь на стройках
первой пятилетки показывали  образ-
цы  трула. проявляли инициативу B
	  ЦЫ. B жару и стужу, днем и ночью, не

покладая рук строили они комсомольскую
 домну № 2.
Рос завал. росли и люди. Десятки, сотни

выетуная 29 марта
1927 года на У Bee-
союзной конференции комсомола.
Комсомол стоял в первых рядах борцов
за инлуетриализацито страны.
	Строить новую индустрию нало было на.
	собственные средства и накопления И
строить быстро. Темпы решали успех дела.
Так родилась знаменитая пятилетка, кото-
рую привететвовал весь советский < народ.
	Вомсомольцы и молодежь были в первых
рядах строителей фундамента социалисти-
ческого oomecrBa. (С‘езлы комсомола — УП
(март 1926 г.} и УШ (май 1928 г.), —
выполняя указания партии, подняли ком-
сомольцев и мололежь на само? активное
участие в выполнении пятилетнего плана.

На У с’езле комсомола 16 мая 1928
	гола, двадцать лет чазад, выступал
товарищ Сталин. Речь товарища Сталина 9
залачах мололежи в  соцналистическом
	строительстве стала программным докумен-
TOM деятельности комсомола на многие
ГОДЫ.

Выполняя волю родной партии, любимого
Сталина, комсомол направил в вузы, техни-
Кумы, ча различные технические курсы
десятки тысяч юношей и девушек.

26 января 1929 года «Комсомольская
правда» обратилась & комсомольским орга-
низациям е призывом:

«Начать Всэсоюзное социалистичесное
соревнование».

Вея молодежь горячо откликнулась на
этот призыв. Позсюлу — в Москве, в Ле-
нинграле, в Киеве, на Урале. — проходили
собрания комсомольцев и рабочей молоде-
жи, олно за другим предприятия вступали
в социалистическое соревнование.

ЦК ВЛЕСМ провел первую мобилизацию
комсомольцев на новостройки. По неполным
данным, в те годы было мобилизовано <вы-
ше 200 тысяч комсомольцев.

У полножья горы Магнитной, в cepiie
Урала, волею большевиков возник в голы
первой пятилетки гигант металлургической
ппомьитленности. 1 февраля 1932 гола
магнитогорская домна № 1 выдала первую
плавку. В строй лействующих предприятий
	молодых тружеников, пришедигих на CTPOH- jexe уларничества и соцсоревнования, от-
	давали свою молодую энергию, свои силы
делу строительства социализма. И рабочий
класе нашей страны обратился © просьбой
к прарительству о награждении комсомола
орденом Трудового Красного Знамени за ре-
волюционный почин в социалистическом
соревновании.

21 января 1931 года, в седьмую годов-
щину се дня смерти В. И. Ленина, за ини-
циативу, проявленную в деле ударничества
и социалистического соревнования, ЦИК
Союза ОСР постановил наградить орденом
Трудового Красного Знамени Всесоюзный
Коммунистический Союз Молодежи. Вомсо-

мел стал дважды орденоносным.
me ke
	Славной страницей в истории комсомола
является строительетво крупнейшего инду-
стриального центра на Дальнем Востоке —
Комсомольска-на-Амуре.

«И, как бы на память потометву, —
писал к 25-летнему юбилею ВЛКСМ
М. И. Калинин, — в отдаленной глу-
ши, среди непроходимых лесов, на ве-
личественной реке Амур комсомольцы
построили город своего имени — Коу-
сомольск, который стал уже значитель-
ным индустриальным центром Дальнего
Востока и промьМпленное значение ко-
торого растет © каждым днем»,

В 1932 году, по инициативе товарища
Сталина, в Москве началось строительство
метрополитена. C помошью комсомольцев,
молодежи столицы создано лучшее в мире
подземное сооружение. В 1935 году была
закончена первая очередь метро ив 1936
году — вторая. Тысячи комсомольцев
Москвы работали на строительстве метро.

14 мая 1935 года на торжественном за-
селании, посвященном пуску метрополите-
на, товарищ Сталин предложил за особые
заслуги в деле мобилизации славных ком-
сомольцев и комсомолок на успешное строи-
тельство Московского метрополитена — на-
гралить орленом Ленина Московскую орга-
низацию комсомола.

ку чернорабочими, в короткий срок стано-
	 вились квалифицированными епециалиста-

ми, училиеь, овладевали мастерством. Boc-
THITIOHNE перзого поколения MADHHTOTOp-
	питанник первого поколения MAb IT Ope
ских комсомольцев Алексей Шатнлин стал
мастером. Правительство дважды удостаи-
вало его высшей награды — ордена
	денина.
	Участие в строительстве промышленных.
	предприятий — волнующая страница тру-
довой доблести комсомольцев первой пяти-
летки. Комеомол взял шефетво над етрои-
тельством Урало-Кузбасса. Великая строй-
ка стала лелом всего комсомола. 304 удар-
ные бригады, 12 тысяч комсомольцев рабо-
тали на строительстве Кузнецкого  метал-
лургического комбината.

А Днепрогэс... Стихи и поэмы слагались
о комсомольцах, перегородивших Днепр бе-
тонной плотиной. Навеки останутея в па-

MATH комсомола «штурмовые дни» Днепро-
тэса, когда молодые строители, борясь ¢
сешней водой, закладывали  ’ фунламент
плотнны. Совершив это за несколько меся-
цев, молодежь об`явила борьбу за полмил-
лиона кубометров бетона, которые надо бы-
по уложить по встречному плану. Берега
Пнепра напоминали в те дни фронтовую
пслосу. Здесь кипел бой за время. Труд по-
истине стал делом чести, делом доблести,
делом мужества и геройства. В результате
соревнования было уложено 518 тысяч ку-
бометров.

› Семь тысяч юношей и девушек, отклик-
нувитись на призыв ЦЕ РЛЕСМ, приехали
на строительство Сталинградекого трактор-
ного завода.
	ж
	1929 год етал голом великого перелома,
положиршим начало массовому колхозному
движению.

В колхозы пошел серелняк — основная
масса крестьянства. Коллективизация сель-
ского хозяйства проходила в обстановке
ожесточенной классовой борьбы. Ликвилро-
валея чослетний эксплоататорекий класс в
	нашей стране — кулачество.