Втерник, 2 ноября 1948 г. № 133 (389).
ее те тя
		революции),
	московский

КОМСОМОЛЕЦ

Советские юноши и девушки! Овладевайте передовой наукой, техникой, культурой! Будьте стойкими м с
	(Из призывов ЦК ВКП(б) к 31-й годовщине Великой Октябрьской социалистической
	Быть верными партии нашеи всегда—
наш полг и свяшенное право
		С чувством
гордости
	Бесть 0 награждении комсомола вызва-
ла огромный тод’ем среди студентов и
преподавателей Выстего технического
училища им. Баумана.

чувством гордости за себя, за свой
родной комсомол шли студенты всех @a-
культетов на митинг.

В привететвенных и поздравительных
словах коммуниетов, профессоров и пре-
подавателей, в выступлениях  Комсемоль-
цев выражена твердая уверенность в том,
что комсомол всегда будет во передовых
рядах борцов за коммунизм. Звучат слова
	  любви и преланноети партии и правитель-
	ству, товарищу Сталину. Секретарь  ком-
вомольской организации механического
факультета студент Ю. Виноградов  гове-
рит:

— В письме ‘° товарищу Сталину мы
дали слово добиваться новых успехов в
труде и учебе, еше настойчивее овладевать
учением Маркеа—Энгельса—Йенина—
Сталина, и мы приложим все силы к то-
му, чтобы одержать свое слово.

— Ha заботу партий и правительства 9
молодежи, перед которой открыта широкая
дорога труда, творчества и учебы, — ска-
зал студент тов, Кабанов, — мы ответим
улучшением качества учебы. Мы, комсо-
мольцы, обязуемея сдать зимнюю экзаме-
напионную сессию только на «хорошо» и
«отлично»,

( приветствиями комсомолу на митинге
выступили начальник.МВТУ имени Баума-
на ‘° профессор М. А. Попов, секре-
тарь парткома училища доцент М. И, Во-
ронин, старший преподаватель тов. Ива-
нов и другие.

С болыним нод’емом, нод бурные ова-
ции участники митинга поелали  привет-
ствие вождю и учителю — Иосифу
Виссарионовичу Сталину.

Д. СМИРНОВ,
	— вые 4$
	x
Незаб ываемый
день
	В большом пролете моторосборочного це-
ха завола имени Владимира Ильича после
гудка на комсомольский митинг собрались
сотни молодых ильичевцев, Этот цех был
построен в годы нервой ‹ сталинской пяти-
летки руками комсомольцев. В его затем»
ненных пролетах в годы Великой Отечеет“
венной войны молодежь ковала оружие
для армии. Новых замечательных уснехов
добились здесь комсомольцы в дни новой
сталинской пятилетки. Завод стал произво“
дить электродвигатели. Ёомсомольцы строн-
ли здесь первый сборочный конвейер. Hx
руками на этом конвейере были собраны
первые электродвигатели. Особенно высо-
кие. темпы сборки моторов были взяты в
дни предпраздничной вахты. Каждые пол-
часа — новая мангина, Шла борьба за вы-
	‘плана в честь 30-летия ВЛЬСМ.
	И вот эти машины сошли с конвейера;
часть из них уже отгружена в Донбасе,
Ваку, Грозный.

Создатели их — молодые ильичевцы ©9-
брались на митинг, посвященный Harpas-
дению комсомола.

В горячих словах комсорг моторосбороч-
ного цеха Василий Гребенников,  лучитий
мастер комсомолка Анна Соколова вырази-
ли чувства всех ильичевцев, сказав о 6ес-
предельной преданности молодежи партия
Ленина— Сталина. Горячо и взволнованно
звучали слова старшего мастера. штампо-
вочного участка А. Селезнева.

Его биография —— это история всего за-
водекого комсомола. QOH окончил Школу
Ф30 в начале 20-х годов, вступил тогда в
комсомол, восстанавливал завод,  воспиты-
вал молодых рабочих, стал коммунистом,
передовиком послевоенной сталинской пя-
тилетки. Он горячо приветствовал награж-
ление комсомола четвертым орденом, 4
Московской организации ВЛАСМ— вторым.

Большой митинг состоялся в ремонтно-
механическом цехе, в котором 20 лет назал
возникла одна из первых в столице улар-
ная комсомольская бригада.

Митинги состоялись во всех цехах заведа,

Я, АРЗАМАСЦЕВ,
	гатовыми преодолеть любые трудности! Самоотверженно трудитесь на благо нашей Родины!

Навстречу 31-й годовщине Великого Октября
	—_ГОДОВОЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕН...

час молодые металлурги берут новые
социалистические обязательства, желая
встретить X! с’езд Ленинско-Сталин-
ского комсомола трудовыми подарками.

В эти же дни завершил годовую
программу коллектив завода’ «Динамо»
имени Кирова. На заводе освоено про-
изводство новых, более экономичных
электродвигателей для метро и TpaM-
вая, под’емных магнитов большой мощ-
ности, По итогам работы в третьем
квартале коллективу завода было прн-.
суждено переходящее Красное знамя
Совета Министров СССР,

29 октября это почетное знамя было
	вручено коллективу завода, На со-
стоявшемся по этому поводу митинге с
большой речью выступил секретарь
	МГК ВКП(б) тов. Н. ИП. Фирюбин. По-
здравив собравшихся от имени Москов-
ского комитета партии, он призвал ра-
ботников завода непрерывно увеличи-
вать выпуск и улучшать качество элек-
тротехнической продукции, снабжать
народное хозяйство новыми, добротны-
ми машинами и аппаратами, достойны-
ми марки столичного завода,

Завершили годовую программу также
заводы «Фрезер» имени М. И, Калини-
на, «Борец» и многие другие.

НА СНИМКЕ:  комсомольско-моло-
дежная бригада Марии Герасимовой,
занявшая первое место в социалистиче-
ском соревновании на заводе «Фрезер».
Бригадир М. Герасимова (справа) про.
веряет качество продукции у стаханов-
ки А. Папышевой.
	Фото Н. КУЗНЕПОВОЙ.
		ПО ахтерекни ответ
		День славной годовщины ВЛКСМ, 29
октября, комеомольцы и молодежь шахты
№ 91-бие ознаменовали новыми трудовы-
ми победами в добыче угля,

Комеомольско- молодежная емена горного
мастера Александра №лимова перекрыла
сегодня задание на 50 тонн. Навалоотбой-
шики этой смены Н. Сидоренко, В. Самой-
лов дали по две нормы.

Молодые горвяки шахты № 21-бис до-
были в нынешнем году около 10 тысяч
‚тонн сверхпланового. угля.

Отвечая на высокую награду комсомо-
ла. они ветупают в соревнование за л0-
стойную встречу ХТ с`езла ВЛЕСМ и 0бе-
шают дать до конна года еще 5 эшелонов
дополнительного топлива.

П. ДЕМИДОВА.

Сталиногорск.
	высокого звания
	— Сеготня у нас большой праздник:
комсомол в день своего трилпатилетия от-
мечен высшей правительственной. наградой.
	В этот радостный день для всей советской
	молодежи я пропту принять меня в славные
ряды ВЛКСМ.

Бригадир Ро м
бригалы  станочников  инструментального
цеха завода АТЭ-1 комсомолец тов. Суха-
нов с волнением говорил на митинте о том
горячем чувстве блатодарноети к партии и
правительству, которым охвачены сейчас
сердца юношей и девушек нашей страны:

— В такой день хочетея сделать как
можно больше и лучше. Моя бригада ре-
шила в честь молодежного праздника, в
честь четырежды ‘орденоносного комсомола
закончить выполнение годового задания к
	ROWDY сегоджяниной смены:
	завода
	С большим воодушевлением  ветретили
мелодые горняки Мосбаеса вееть о награж-
дении о Ленинско-Сталинского комсомола
вторым орденом Ленина, а Московской ор-
ганизации — орленем Красного Знамени.
На шахтах состоялись многолюдные с0б-
рания, митинги, на которых молодые гор-
HAKA в ответ на награду комсомола обе-
щают работать еще лузие, дать стране
еще больше угля,

Бомсомолец-навалоотбойщик шахты
№ 21-бщ трепа  «Сталиногорекуголь»
Алексей Гулыгин сказал На МИтивге:

— На высокую награду комсомола обя-
вуюсь ответить высокой произвохительно-
стью труда, вместо 8 тонн ‘по норме я
буду давать по 14 тоня ежедневяе.

Комсомольпы-навалоотбойщики А. Брас-
нов и ©. Вялов тали слово ежедневно 19-
бывать по 15 тонн утля каждый.
	Быть достойным
	На митинге мелодых производственников
Электролампового завода по поводу награж-
дения Лениноко-Сталинекого комсомола
четвертей высокой правительственной нз-
градой — орденом Ленина, & Московской
организации ВЛИСМ — орденом Красногэ
Знамени, с горячей речью выютупил ком-
сомолеи Гвтеняй Зайцев:
	—щ Высокая награда воодушевляет нас
на новые трудовые подвиги; Моя средняя
выработка — 200 шюцентов нормы. Хо-
четея работать еще лучше, еще произвохи-
лелыней, чтобы быть достойным высокого
звания комеомольца. Я свою годовую норму
давно уже выполнил, теперь заканчиваю
вторую. Призываю всею молодежь завода
еще упорнее трудитъея ‘на благо нашей со-
пиалнетичесокой Родины!
	На. Траноформаторном заводе молодой
слесарь Николай Лучкин ‘так выразил
мыели и чуветва евоих товарищей:
	В цехах Московского инструментального

С ОГРОМНЫМ воодушевлением го-
> товятся москвичи к знаменатель-
ной дате — 31-й годовщине Великого
Октября. Они самоотверженно трудят-
ся над досрочным выполнением плана
третьего решающего года послевоенной
сталинской пятилетки.

Многие десятки предприятий сто-
лицны ‘и Московской области, выполняя
слово; данное товарищу Сталину, до-
срочно. завершили годовые планы.
.-.На-днях коллектив дважды  ордено-
носного завода «Серп и молот» рапор-
товал о завершении годовой программы.
Московские металлурги дали слово
великому вождю обеспечить в текущем
году 6 миллионов рублей сверхплано-
вых накоплений. Это свое обязательст-
ве они выполнили досрочно и дали не
шесть, а семь миллионов рублей сверх-
плановых накоплений.

В эту замечательную трудовую побе-
ду серьезный вклад сделали комсо-
мольцы и молодежь, Лучших резуль-
татов добились передовые молодежные
бригады, возглавляемые сталеварами TT.
Чесноковым, Субботиным, Поздеевым и
многими другими мастерами сталеваре-
ния. Они хорошо овладели скоростны=
ми методами и изо дня в день добива-
ются сокращения продолжительности
плавок.
	Молодые металлурги с начала года да-
ли сверх плана. свыше 5900 тонн стали,
760 тонн проката, 3321 тонну  листо-
проката и полураската, сэкономили за
это время 1259 тонн мазута и 2614 ты-
сяч киловатт-часов электроэнергии. Сей-
	члена ВЛКСМ
	МОЛОДЫЕ РАБОТНИЦЫ
ВСТУПАЮТ: В KOMCOMON
	Сотни молодых работниц фабрики им.
Ногина собрались на митинг,  посвя-
шенный награждению Ленинеко- Сталин-
‘ского комсомола орленом Ленина и Москов-
ской  организапии ВЛКСМ —- орленом
Красного Знамени, :

— Комсомол всетла был верным боевым
помошником большевистской партии. Вом-
	сомольцы нашей фабрики идут в первых.
рядах борцов за досрочное выполнение по-
	слевоенной сталинской пятилетки, — за-
явила лучший молодой бригадир Алексмндра
Ахтямова,

`° Наша комсомольско-молодежная бригаха
‚завершила головое задание к 25 октября.
Отвечая на высокую оценку деятельности
комсомола, данную Центральным Комитетом
большевистской партии и советским пра-
вительством, мы obasyenca работать еще
лучше. \

Я сегодня подала заявление о приеме ме-
ня в члены Ленинекого комсомола и обя-
зуюсь отдать все свои силы делу построе-
ния коммунизма в нашей стране.

В этот день подали заявления о вступ-
лении в ВЛКСМ молодые стахановки Ан-
на Филиннова, Галина Герасимова, Екате-
рина Темирбулатова и другие.
	и слесаря Николая Черкасова, и многих
других. Завод стал для них родным. Лю-
бовь к заводу, к цеху, выражается у них
прежде всего в труде — самозабвенном и
подлинно творческом. Честь завода, честь
цеха — вот что диктует здесь законы, про-
изводственной жизни. Дать больше парово-
зов — это; конечно, много, но далеко еще
не все. Дать больше хороших‘и дешевых
паровозов — вот на что направлены ныне
стремления молодежи. Пожалуй, нет ни
одного молодого рабочего или работницы,
которые не знали бы, что из обещанных
тринадцати миллионов сверхилановых на-
коплений уже есть более семи миллионов
рублей. Здесь, в этих миллионах, десятки
и сотни рублей, сэкономленных каждым
ИЗ НИХ.
	Кели познакомиться с цифрами, можно
видеть, что еще в прошлом году на сле-
сарную сборку паровозных деталей одной
машины участка Кузнецова затрачивалось
390 часов, в этом году — 148 часов. Ста-
ночные работы для тех же частей занимали
980 часов, сейчас — 539 часов.

Экономить везде, где только возможно!
Сбереженный рубль удешевляет наш паро-
воз! —0б этом помнит каждый ‘рабочий
участка. Молодежный  стахановский учас-
ток сберег на инструментах за один месяц
3.300 рублей, на абразивных материалах —
1.097 рублей и даже на обтирочных мате-
риалах — 564 рубля,

Это только по одному участку одного
цеха. А вот общезаводские цифры: комсо-
мольцы и молодежь, соревнуясь за достой-
ную встречу 30-й годовщины Ленинского
комсомола, записали на свои лицевые сче-
та 157 тысяч отработанных сверх плана
нормочасов. Основных и вспомогательных
материалов, инструментов сэкономлено на
1 миллион рублей, электроэнергии 700 ты.
сяч киловатт.
	>, 111СъмО

SEVFEP PB: meg! ema

Лучшие молодежные коллективы Мосбасса
		Сто трилнать пять молодежных  коллек-
тивов, 0б’едипяющих 3264 молодых гор-
няка, участвуют в преднраздничном’ социа-
листичееком соревновании, \

Силами молодежи в сентябре было до-
быто сверх плана свыше 22 тысяч тонн
угля, пройдено 412 погонных метров
пттреков и перевезено 32.700 тонн угля.
	Недавно МЬ ВЛАСМ подвел итоги сорев-
нования молодежных коллективов шахт
комбината «Москвоуголь» за сентябрь.

На добыче угля победителями в соревно-
вании признана молодежная смена тов,
Солотова (шахта № 27-бие треста «Стали-
	хх К юбилею комсомола   тысяч
все молодые рабочие заво-   75 к!
	да «Каучук» выполнили го-   энергии.
	ногорскутоль»). Эта смена выполнила ме-
сячный план на 231 процент и дала сверх
залания 525 тонн угля.

На подготовительных работах первенет-
во завоевала молодежная смена тов. Ефи-
мова (шахта № 13 треста. «Красноармейск-
уголь»), которая выполнила илан на 169
процентов и прошла сверх задания 127
погонных метров пигрека.

На внутришахтном транспорте и обслу-
живании механизмов нервое место заняла
молодежная смена тов. Воротягина (птахта
№ 21-бие треста «Сталиногорекутоль»).

Всем этим коллективам вручаются пере-
холящие Красные знамена МК ВЛАСМ.
	Комсомольские подарки
	тысяч  рублеи, сэкономили
75 киловатт-часов электро-
	сэкономили обязательство выпустить к
в электро-   юбилею комсомола 1 200 ты-
	сяч электроламп сверх пла-
	довые нормы и дали сверх- *% 90 тысяч пар обуви   на перевыполнено на 300
плановой продукции на 1,5   сверх задания выпустили мо-   тысяч ламп.

миллиона рублей вместо   лодые обувщики москов- \ В подарок к юбилею
400` тысяч рублей по обя-   ской фабрики «Парижская   молодежь Павлово-Покров-
зательству. За это время   Коммуна». Свыше 270 юно-   ской фабрики дала допол-
они сберегли на 300 тысяч   шей и девушек выполнило   нительно ‘272.800 — метров
	пряжи
 .907.790
	от 4 ло 6 годовых норм.
		рублей основных и вспомо-
гательных материалов, снни-
зили потери от брака на 90
	AX норм.   ткани И 222 ТОННЫ
молодежью   на общую сумму
завода   рублей.
	двух PCh
	вуг над пролетами, осторожно опускаются
на станины. Фрезы, сверла, резцы делают
свое дело, и цилиндры, поршни, буксы,
колеса — все множество частей и частиц,
из которых состоит паровоз, уходят всбо-
рочный цех.

В этом году много нового в цехе. Вот
у станков протянулись ровные линии роль-
гангов — впервые в паровозостроении создан
поток. Поток —- это значит продуманный и
выверенный путь обрабатываемой детали.
Да и сам путь этот стал ныне в три раза
короче. Вдвое и втрое снижена трудоем-
кость изготовления частей. :

Один из пролетов цеха, где обрабаты-
ваются детали паровозной будки, детали
котла, называют здесь стахановским MO-
лодежным. И когда говорят—стахановский
молодежный, всякий знает, что речь идет
о пролете, которым руководит старший ма-
стер Николай Иванович Кузнецов.

Старший мастер сам давно вышел из ком-
сомольского возраста, Но все остальные на
участке — строгальщики и фрезеровщики,
	токари и долбежники, слесари и брига-
диры — вее они молоды, многие—комсо-
МОЛЬНЫ.
	Вот входит в цех молодая ремесленница
Тася Соломонова. Направляется в стаха-
новский молодежный пролет.

Старший мастер испытующим взглядом
встречает повую работницу. (Сколько их
пройгло перед ним за два десятка лет —
	юношеи и девушек, вступающих на само-
стоятельный жизненный путь! Число его
учеников по самым скромпым подсчетам
	превыенло шестьсот человек,

Никому не доверяет Кузнецов ответствен-
ного дела — познакомить нового работника
со станком. Вот и Тасю Соломонову стар-
ший мастер сам подводит к строгальному
станку, сам ставит резец, пускает мотор.
Он рассказывает Тасе, кто до нее здесь
работал, а главное — как работал; наблю-
дает за первыми движениями новой станоч-
ницы; поправляет ее,

На молодежном стахановском участке
старшего мастера Николая Ивановича Куз-
нецова более шестидесяти юношей и деву-
шек. Так же, как Тасю Соломонову, о пер-
вом дне которой мы рассказали выше, шаг
за шагом приучал старший мастер к рабо-
чей жизни и Анатолия Маркина — токаря,
	состоялись митинги, посвященные награждению Ленинско-Сталинского
	комсомола орденом Ленина. НА СНИМКЕ; инженер цеха комсомол ка Ольга Артемова читает приветственное письмо товарищу
		Сталину.
	Фото К. ИВАНОВА и В ГРАЧЕВА.
	ко минут готовая деталь стояла на ста-
нине.

— А теперь покажи свою работу, — ска-
зал Чиликин дочери.

Валя обточила такую же деталь, но вре-
мени затратила на минуту больше, чем
отец...

Несколько ‘дней пробыл Семен Чиликин
на заводе. Он очень подружился с комсо-
мольцами, становился за многие станки, но
больше всего времени проводил с дочерью,
терпеливо учил ее, передавая навыки свои —
прославленные навыки коломенского тока-
ря. И добился своего, Станок Вали пере-
стал «прогуливать». Она изменила и метод
работы, научилась избегать многих лишних
движений, экономить каждую секунду ра-
бочего времени.

Когда Семен Чиликин уезжал, провожали
его все комебмольцы машиностронтельного
цеха. Плоды его посещения проявились еще
до от’езда — Валя стала выполнять норму.

Совсем недавно, когда комеомольцы ор-
ганизовали общественный показ стаханов-
ских методов труда Вали Чиликиной, они
снова отправили в деревню письмо ее отцу.
В этом письме они сообщали об’ успехах
дочери, ставшей настоящим коломенским
паровозостроителем.
	4. Лрэузъя
	Эл ектроламнового
		из о солнечной Молдавии, предпочитал
быстрые танцы. Юргин, коренной  коломе-
Hell, больше любил размеренный темп
	русской пляски. Оба они были известны,
как превосходные плясуны. ,

Уже к началу прошлого года Виктор
Моткович стал выделяться в цехе. Ему по
ручали сложные работы, и он недурно
справлялея с ними.

Быстро набирал темпы Моткович. К сорок
восьмому году не былов цехе формовшика,
который мог бы соперничать с Виктором.
Три задания в смену — такова его обычная
выработка. А бывает и больше. Он научил-
ся планировать свой труд за несколько
дней вперед, заранее рассчитывая, сколько
ему потребуется опок, сам накануне про-
веряет, чтобы они были подготовлены для.
следующей смены. Пневматическая набой-
ка, инструмент — все у него в отличном
состоянии,

Виктору Мотковичу присуждено звание
лучшего формовщика Коломны, Заработок
недавнего ремесленника — 2 600—3 000 руб-
лей в месяц, И сейчас только одно тревожит
Мотковича—Владимир Юргин пока еще от-
стает от него — выработка его лишь не
много превышает две нормы. Но он надеет-
ca, что Юргин догонит его,

№ *
‚*

\ Могучие паровозы серии «Л», названные
так по пербой букве фамилии их творца
Льва Лебедянского — главного  конст ук-
тора орденоносного завода им. В. В. Куй-
бышева, — ведут по железнодорожным ма-
гистралям страны сотни составов. Но для
завода серия «Л» — это пройденный этап.
В паровозно-механическом цехе сейчас мож-
но видеть детали нового локомотива. Он
сще мощнее, чем прославленный «Л». Три
сверхплановые машины, носящие славные
имена героев-комсомольцев: «Николай
Островский», «Александр Матросов» и
«Виктор Талалихин» выпущены заводом к

30-й годовщине  Ленинско-Сталинс кого
комсомола.

aa

С огромным энтузиазмом трудятся мо-
лодые  производственники и на других
предприятиях Коломны. С особым под’е-
MOM проходило соревнование в честь 30
летия ВЛКСМ. Свои обязательства коло-
менцы выполнили с честью! Свыше пяти
тысяч молодых  производственников до-
срочно выполнили годовые задания. Это —
их подарок славному юбилею ВЛКСМ.

7 С. АКСАНОВ,
	Коломна.
	ловину нормы. Это уже было чрезвычай-
ным происшествием в жизни цеха.

Прежде всего Чиликина — комсомолка.
Виталий Глущенко поручил члену комсо-
мольского бюро Анне Когтевой выяснить,
в чем причина неудач молодого токаря.
Просмотрели станок — он был исправен.
Причина крылась в самом отношении Чили-
киной к труду. Часто она отлучалась OT
станка, К инструменту относилась небреж-
но, раскидывала его, где попало. Валю вы-
звали на заседание бюро. Она имела муже-
ство признать, что в плохой работе вино-
fia сама, обещала исправиться, Но... все
продолжалось попрежнему. Беседовали с
Валей старые рабочие, но здесь, как выра-
жается сейчас комсорг, был «особо труд-
ный случай». На`одном из заееданий бюро,
когда опять веплыл вопрое о Чиликиной,
Виталий Глущенко предложил:

— Давайте пошлем письмо отцу Чили-
киной. Ведь он — коломзаводец,.. Должен
он нас понять и поддержать.

Старый токарь, ныне инвалид труда, Се-
мен. Чиликин почти полжизни отдал коло-
менскому паровозостреительному. Сейчас он
живет в одной из ближних деревень.

На следующий день комсомольцы цеха
	отправили отцу Вали письмо.
«Дорогой товарищ  Чиликин! — писали
	они. — Вы, как старый кадровик, поймете
нас, комсомольцев  машиностроительного
цеха, которым очень дорога честь и слава
родного завода. Мы обязались досрочно
выполнить программу. Дочь Ваша ° Валя,
придя из ремесленного училища, постуни-
ла в наш цех. Но, к огорчению всех своих
подруг и товарищей, работает. она плохо,
тянет нас назад` Мы пытались помочь Вале,
не раз проверяли условия, в которых она
трудится, окружили ее заботой и внима-
нием. Но это не помогло. Мы обращаем-
ся к Вам не только потому, что Вы—отец
Вали, но и потому, что Вы сами немало
поработали на нашем заводе, что Вы знаете
традиции коломенских паровозостроителей.
Вам они дороги».

Комсомольцы паровозостроительного це-
ха ждали ответа старого токаря, Но про-
шло несколько дней, и‘к началу смены в
машиностроительный цех прищел он сам,
Семен Чиликин. Направился к станку Вали.

Сухо и сдержанно поздоровался старый
токарь с дочерью и попросил у мастера
разрешения самому стать за станок. Пря-
вычной рукой зажал резец, пустил мотор.
Переливаяеь на свету, словно ртуть, по-
ползла стружка с металла, Через несколь-
	на берегу
	J. Родной ‘дом
	Не один человек долгим взглядом про-
вожал эту машину, когда она медленно и
степенно, словно сознавая свою силу, про-
ходила по внутризаводским путям к желез-
нодорожной магистрали.

Темносиняя, мощная. Буква «Л» на буд-
ке машиниста. Номер. И во всю ширь —
наднись: «Любимой Родине в честь 85-ле-
тия завода от коломенских паровозострон-
телей. 1863—1948».

Она рождена в цехах завода, раскинув-
шегося на берегу двух рек—Оки и Мо-
CKBBI.

Локомотнвы почти всех основных марок,
находящиеся на железных дорогах Совет-
ского Союза, спроектированы на заводе
имени В. В. Куйбышева. Могучие «ИС» и
«ФД», тепловозы и локомотивы с тендер-
	конденсаторами, скоростные машины
«2-3-2», мощный «1-5-0»...
Четверть века назад трактор «Коломе-
	нец» подпял первые пласты  непаханнои
еще целины. Турбины; шахтные под’емные
механизмы; тюбинги для московского мет-
рополитена... что только пи делали и ни
делают золотые руки коломенских Ma-
стеров!

Если пройти по цехам и отделам, можно
видеть: каждый второй рабочий, инженер,
техник, ‹ конструктор — молод. Наряду с
людьми, в трудовых книжках которых от-
мечены десятки лет работы на этом заво-
де, они, только недавно пришедшие из ре-
месленного училища пли ученикамн пере-
ступившие порог цехов, строят паровозы.
Трудятся с задором, с огоньком. Живут
интересами своего участка, цеха, завода,
Непрестанно думают об улучшениях. Учат-
ся у старых рабочих и передко сами поз-
же становятся учителями юных паровозо-
строителей. Для них, только вступивших
в жизнь, огромный завод на берегу двух
рек, где строят могучие локомотивы, стал
дорогим и близким, стал родным домом.
	2. Стахановсевии
HO.LCOOCHCH BN...
	Паровозно-механическийи цех очень ве-
лик. Под стеклянными сводами — станки,
станки, станки... Детали локомотивов плы-
	Оба они молоды, каждому едва минуло
двадцать лет. Оба четвертый год
на заводе. Вместе поступали в ремес-
ленное училище, рядом сидели в классах.
В один день подали заявления в
комсомол, и даже комеомольские билеты
У них, как говорит Володя Юргин, «стоят
рядом»; у него, у Володи, № 20572396, а
у друга его, Виктора  Мотковича —
№ 20572397. Вдвоем пришли и на завод,
и в этот цех, стали трудиться в формовоч-
ном отделении сталелитейного цеха.

В первые дни работа не очень ладилась,
но друзья не унывали.

Любознательность и трудолюбие помогли
друзьям быстро освонть формовку деталей
для ‘машин. Настал день, когда Виктор
Моткович первый дал больше нормы. Воло-
дя Юргин еще не освоил операции. После
	смены формовщики задерживались в цехе.
	Виктор снова становился у формы, показы-
вал Владимиру, как он располагает инстру-
менг, как готовит землю.

Не расставались друзья и вечерами, часто
вместе ходили во Дворец культуры, у них
здесь была общая страсть — хореографиче-
ский кружок. Виктор Моткович, южанин
	Иногда бывает не так легко привить мо-
лодому человеку навыки хорошего произ-
водственника.

Недавно в один из машиностроительных
цехов пришла новая работница из ремес-
ленного училища, Валя Чиликина. Уже в
первые дни и товарищи по работе, и комс-
орг ‘цеха Виталий Глущенко‘ узнали, что
У молодого токаря не ладится е работой.

Невыполнение нормы в первый день —
дело нестрашное. Но прошла неделя. вто-
	рая, а Валя все еше выполняла лишь по-