ХОДЯГ В ШКОЛУ:
		rom А»
	Почти три месяца прошло с начала нового учебного года. Все ли дети ходят
в школу? -Как выполняется в `Москве и Московской области закон о всеобщем
обязательном обучении? Эти вопросы заслуживают самого серьезного внимания
органов народного образования, директоров школ, педагогов, райкомов и горко-
мов ВЛКСМ, школьных комсомольских организаций. Надо добиться того, чтобы
все дети школьного возраста получили образование. Это — задача важного госу-
		дарственного значения.
	senvescapnoqeasrasanne by

Шеувленно всышолиять
зако ® вееобуче

Борьба за неуклон- * вовлечению детей “ в
	ное выполнение зако-
На 0 всеобщем обяза-
	  теяьном обучении не
	Беседа
с заведующим Мособлоно
тов. Г. С. ВЛАСОВЫМ
	———_{3--—_ >
	да школы. Гороно, мест-

‚ Мособлоно ные партийные и х0-
ПАСОВЫМ зяйственные  органи-
зации оказывают по-
мощь детям, нуждаю-
щимея в обуви, одежде.

Цо решению исполкома райсовета гор.
Вереи отпущено 4 тысячи рублей для ока-
зания помощи детям-сиротам, детям
инвалидов Отечественной войны. Колхозы
и сельсоветы Верейского района также по-
стоянно заботятся об удовлетворении нужд
учащихся. При Верейской средней школе,
Назарьевской и Архангельской семилетних
школах созданы интернаты для детей, жи-
вущих далеко от школы.

К сожалению, так дело обстоит далеко
не везде. Сигналы с мест говорят о том,
чт во многих районах работа по выпол-
пению закона о всеобуче не ведётея или
ведется совершенно не удовлетворительно.
Так, в.Дмитровском районе из-за занятости
подростков на колхозных работах не учат-
ся 118 детей, в Егорьевеком районе — 45,
в Звенигородеком—68, в Истринеком— 33.

числе районов, где десятки детей не
охвачены учебой, — Куровской, Коробов-
ский, Луховицкий, Солнечногорский, Лото-
шинский и другие районы.

Руководителям районных отделов народ-
ного образования, исполкомам районных с0-
ветов, комсомольским организациям следует
принять неотложные меры, чтобы привлечь
детей в школы. Необходимо в каждом от-
дельном случае выяснять причины, по ко-
торым школьник прекратил учебу. Болыне
внимания следует уделять помощи нужда-
ющимея детям, продумать все вплоть
до подвоза детей к школам из отдаленных
селений, наладить питание детей и т. д.

Райкомы комсомола, комсомольские ор-
ганизации школ обязаны помочь органам
народного образования в этом важном деле.
Надо сделать так, чтобы ни один ребенок
не остался без внимания, не был оторван
от учебы. В сожалению, до сих пор мно-
гие райкомы комсомола ограничиваются
	тем, что запрашивают сводки в роно, а дей-
	ственной помоши не оказывают.
Неуклонно выполнять закон о ‘всеобщем
обязательном обучении — важная задача

органов просвещения, комсомольских орга-
низапий.
	Молодежная бригада проходчиков,
вала первенство в соревновании молол

eeanerwn 3
	НА СНИМКЕ (справа налево):
бригады комсомольцы 3. Корнева и В.
			руководимая Михаилом Епифановым, завое-
ежных коллективов Метростроя.

М. Епифанов и ‘лучшие проходчики его
Лукьянов.
	Фото Л. ВЕЛИКЖАНИНА (ТАСС).
*
	aera Se He >

прекращается с нача-
лом учебного ‘года.
Органы народного ,

образования, директора школ, педагоги,
комсомольские организации иекол обязаны
палалить постоянный контроль за посеще-
нием школы всеми детьми икольного в0з-
	раета.
	Картина молодого художника П. Осенева «Комсомольцы на строительстве оборони-
		тельных рубежей». —
	Освоить правительственные
нормы проходки
	ной нормы, сэконо-
мить 75 тысяч руб-
лей.  Иомсомольско-
мололежные бригады
	С собрания
молодых стахановцев
	Во Дворце культу-
	ры Метростроя собра-
лись юноши и девуш-
ви — строители мос-
	Искусство молодых
художников
	На картине изобра-
ие. Выстави
солдатами, матросами, ik ain n
рабочими. On по-  4CKYC имен
казан в исторический
момент провозглаше- -
ния советской власти. Вождь — мы навсег-
да заномним этот жест — простер вперед
руку, указывая на новый, светлый путь.
	Эта волнующая картина, созданная мо-
лодым ленинградским художником В. Ce-
№вым и удостоенная Сталинской премии,
олицетворяет полное глубоких идей, сме-
л0е, реалистическое искусство молодых ху-
дожников, представленное на Всесоюзной
выставке, посвященной 30-летию комсомо-
та.
	Больше трехсот произведений — живо-
WHCHBIX, скульптурных, графических —
собрано на ней. Это — творческий рапорт

молодых деятелей искусства к юбилею
ВЛЕСМ.
	Веобычайно разнообразна эта выставка
по тематике — молодые художники стре-
мятся отразить нашгу замечательную жизнь
во всей полноте и многообразии.
	Образы великих ` вождей революции
Ленина и Сталина глубоко волнуют совет-
ских художников, в первую очередь при-
влекают их внимание. Этим образам по-
священы самые лучшие, самые вдохновен-
ные творения молодых живопиенев.
	Ярко, ¢ большой художественной силой
изображают молодые художники великих
вождей народа.

Московский живописец С. Дудник экс-
понировал т «Залн «Авроры».
В. И. Ленин и И. В. Сталин показаны в
тот незабываемый момент, когда крейсер
«Аврора» громом своих пушек, направлен-
ных на Зимний дворец, возвестил начало
революции.

«B. WH. Ленин в Горках» — так назы-
вается полотно московского художника
А. Руднева. Молодой автор долгое время
провел в Горках, изучал обстановку, в ко-
торой протекали последние дни Владими-
ра Ильича, внимательно присматривался к
окружающему пейзажу. В результате ему
удалось создать полотно большой поэтиче-
ской силы. На нем запечатлен яркий, глу-
бокий образ Ленина, надолго запоминаю-
щийся зрителю.

Произведения, представленные на вы-
ставке, отображают подвиги молодежи в
годы Великой Огечественной войны,  ге-
роический зозидательный труд в наши
дни. Много картин, рисунков, акварелей
посвящено учебе и быту советской моло-
дежи. Есть на выставке и лирические пей-
зажи, поэтически раскрывающие прелесть
родной природы.

Среди выставленных работ можно уви-
деть произведения, созданные талантливы-
ми молодыми военными художниками сту-
дии имени Грекова. Вот, например, картина
Б. Неменского «Мать». На ней с большой
душевной теплотой запечатлен характер-
ный эпизод. Трех фронтовых друзей прию-
тила на ночлег пожилая женшина-коееть-
	: — Что будет со мной’ — спрашивает
Хосе.

— Если останешься здесь — убьют, —
отвечает Жюль.—В лучшем случае сгноят
за колючей проволокой. Ты должен бе-
жать. Получишь документ. Ребята соберут
для тебя деньги. Ты еще молод, во Фран-
ции тебе делать нечего. Но мир нынче ши-
	рок. Тебя обнимут лрузья в Чехословакии, .
	в Польше, в Болгарии, в Румынии. Счаст-
ливец, может быть, ты увидишь Москву,
погладишь гранит Мавзолея, услышишь го-
лос Сталина. Вспомни. тогда 0бо мне, дру-
жище.
	— Передай всем друзьям, — продол-
	жает он, -—— что макки еще не сложили
оружия. Наступит час, поднимется Фран-
ция коммунаров. И тогда...

—fA слушаю тебя, товарищ, — меч-
Тательно улыбаясь, перебивает его Хосе, —
ий вижу, как болтается на фонаре коротко-
ногое чучело Франко...

0ба тихонько смеются.

— Я хотел бы о тебе рассказать Кла-
ре, — говорит Хосе. — Это моя девушка.
Если бы ты хоть раз взглянул в ее глаза...
Неужели она погибла из-за меня!-—вздрог-
нув, восклицает он.

Француз смотрит на светящийся ци-
ферблат часов.

— Скоро полночь, — говорит он. —
	  Ровно в 24 я сменяюсь. Сюла придет бол-
	ван Из тех, вто Получает посылочви с око-
роком и пирогами. Будь с ним осторожен.
Через четыре часа я снова буду здесь. По-
старайся поспать. Пусть тебе снится «свя-
тая лева... Санта-йлара...».
		* Янка. Безмятежно
а в Музее спят фронтовики,
ительных ыы. С ое
# А. С. Пушкина грустью в глазах, по-
* матерински ласково
смотрит на них жен-

щина, которая, можёт быть, проводила на

войну и своих сыновей, .

Сильное полотно создал и другой греко-
вед, художник К. Китайка. Это — большой
портрет генерала Тутаринова. Он проник-
нут ярким романтическим настроением.
Картина привлекает силой внутренней пеи-
хологической характеристики героя.

Широко . известно полотно лауреата
Сталинской премии В. Пузырькова «Чер-
	номорцы». зрители подолгу останавлива-
	ются у картины. Ёе сила в том, что худож-
ник в образах героев-черноморцев воплотил
типические черты характера наших совет-
ских людей.

На выставке немало произведений, по-
священных жизни колхозного крестьянет-
ва. К лучшим из них относится картина
молодого художника Д. Тегина «На кол-
хозных полях». это— солнечное, радующее
‘тлаз полотно. Живописец в поэтических 0б-
разах рассказывает, как радоетен колхоз-
ный труд. Яркие, светлые краски, вдох-
новенный лирический пейзаж тонко гармо-
нируют 6 фигурами женщин, убирающих
хлеб.

С этим произведением перекликается по
настроению также широко известное по-
лотно лауреата Сталинской премии А. Лак-
тионова «Письмо с фронта». Оно написано
на другую тему. Молодые люди получили
	весточку е фронта. Озарены радостью лица“
	юношей и девушек, слушаюшщих письмо.
Как много психологических оттенков су-
мел ‘увидеть в этом, казалось бы, простом
	сюжете художник! .
Общие черты об’единяют не только кар-
тины Тегина и Лактионова, — произведе-
	HHH BCOX молодых живописцев проникнуты
высоким оптимизмом, освещены героизмом
наших будней.

На выставке привлекает внимание много
интересных скульитур. Срели них хочется
060б0 отметить работы J. Кербеля—«Тру-
довые резервы» и «Суворовец».

Интересны также скульштура «Юный
десантник» В. Цигаля и хорошо выполнен-
	ные портреты Героев Советского Союза ра- :
	боты И. Першудчева.

В небольшой статье невозможно охарак-
теризовать даже главные экенонаты вы-
ставки. Но и этот беглый обзор свидетель-
ствует, что творческая, горячая, вдохно-
венная работа над созданием больших, со-
держательных произведений — вот что
характерно для наших молодых живопис-
eB, графиков; скульшторов. Искусство мо-
лодых художников отмечено серьезным,
вдумчивым отношением к жизни. Все они
стоят на единственно правильном пути раз-
вития советского искусства — на пути со-
пиалистического реализма.
	П. КОТОВ,
заслуженный деятель искусств, лауреат
Сталинской премии.
	Нужно устранить препятствия, мешаю-
щие подростку продолжать занятия, соз-
дать в школе все условия для учебы, по-
интересоваться здоровьем детей, узнать,
обеспечены ли они учебниками и тетра-
дями, помочь нуждающимся. От этого за-
висит успех дела.

В нынешнем учебном году в первые
классы школ области принято около 125
тысяч человек. В 1—4-х классах учится
539 тысяч учащихся. Общее количество
учащихея по сравнению с прошлым годом
выросло на 69 тысяч человек и составляет
740 тысяч. Значительно расширена сеть
пгкол (введено в эксплоатацию 39 освобож-
ленных и новых школьных зданий), про-
ведена большая раз‘яснительная работа
среди населения, повышается общеобразо-
вательный, культурный и идейно-полити-
ческий уровень учителей. Вее это не могло
не способствовать значительно - лучшему
выполнению закона о вееобуче.
	Б Ухтомском районе вопрос о том, все
ли дети учатся, обсуждался на заседаниях
исполкома райсовета, городских и поселко-
вых советов, на совешании директоров
школ и педагогических советах. При круп-
ных средних и семилетних школах созданы
фонды вееобуча. Так, в Красковекой семи-
летней школе оказана помощь в одежде и
обуви 23 школьникам. В районе выдано из
этого фонда детям около 1000 пар кожа-
ней обуви. Учительские коллективы школ
ведут повседневную борьбу с пропуеками
занятий. Школа прислушиваетея к голосу
родительской общественности, старается
держать в поле зрения каждого ученика.

Значительных успехов добилея также
Серпуховской городской отдел народного
образования. На 1 сентября в городе не
учились 140 детей школьного возраста.
Гороно и школы г. Серпухова забили тре-
вогу. Была проведена больная работа по
	ме РЕ Е се о ЗИ РТ т.

KOBCKOrO  метрополи- Метростроя тт. Городецкого, Си-
тена. Они добились х С вакова и Шелепова
сврьезных успехов в обязались до конна
социалистическом ‘соревновании в честь   года пройти сверх залания 65 погонных
	метров и к 24 февраля еще дополнительно
15 погонных метров.

Секретарь комитета ВЛЕСМ конторы
электромонтажных работ Метростроя, ин-
женер технического отдела тов. Фролов
рассказал, что молодежь конторы обяза-
лась досрочно закончить монтаж многих
крупных об’ектов и в частности закончить
монтаж натяжной станции средней части
п привода эскалатора на станции Таган-
ская к 1 февраля 1949 года. Кочегар 3-й
автобазы тов. Улитин сообщил, что моло-
дые рабочие автобазы взяли обязательст-
во сэкономить 25 °тысяч литров бензина
на 20 тысяч рублей и сберечь материалов
на 25 тысяч рублей.

На собрании лучшим метростроевцам бы-
лн вручены значки «Ударник сталинского
призыва» и «Отличный строитель», а так-
же Почетные грамоты МГЕ ВЛЕСМ.

Собрание молодых стахановцев приняло
социзлистические обязательства в честь
Х сезда ВЯКСМ.

1. Комсомольско-молодежные бригады
проходчиков обязуются ко дню ХГ с’езда
BIRCM достичь средней проходки в смену
не менее 1,2 погонных метра на перегон-
ных щитах; 0,40 погонных метра на
станционных щитах; 0,67 погонных мет-
ра на переговных  эректорах и 0,27 по-
гонных метра на станционных и наклон-
‘ных эректорах.

2. Всем комсомольцам и большинству
молодых рабочих ко дню открытия Х
с’езда ВЛЕСМ выполнить  четырехлетние
задания, а 150 молодым рабочим — пяти-
летние задания. ,

Добиться того, чтобы к 24 февраля
1949 года все молодые метростроевцы за-
пончили задание первого квартала 1949
года.

3. Повысить производительность труда
на 15 процентов; добиться, чтобы число
молодых рабочих, ежедневно выполняющих
по 2 нормы выработки, достигло не менее
1000 человек.

RK XI с’езду комсомола добиться повыше-
ния квалификации не менее 200 юношей
и девушек. и обучить новым профессиям
не менее 200 молодых рабочих.
°4. Довести ко дню с’езда ВЛЕСМ свой
молодежный вклад в сверхнлановые  на-
копления до одного миллиона рублей.

5. Организовать ко дню с’езда ВАКОМ
40 новых комсомольско-молодежных бригад,
доведя количество их на Merpocrpoe до
150.

6. Добиться, чтобы каждый комсомолец
и большинство молодежи занимались физ-
культурой и спортом и были членами ДСО
«Локомотив» на Метрострое. В текущем
зимнем спортивном сезоне 1000 молодым
метростроевцам сдать нормы на значок
ГТО по зимним видам спорта. Принимать
активное участие во всех массовых спор-
тивных соревнованиях.
	всех друзей. Конечно, нас предали. И кля-
`нусь светлым именем Ибаррури, я его
знаю — предателя! Это кривоглазый Вар-
л0е. сын торговца, будь он трижды про-
клят! Но поверьте, не себя мне жаль, ©
нами была девушка, моя невеста, дочь
друга моего ‘отца. Дайте ей в руки алое
знамя, и вы воскликнете: это революция!

— 9, да вы поэт  — сказал офицер,
показав свои желтые зубы. — №омму-
нист?

— Да, это я могу сказать твердо: я бу-
ду членом великой партии! Отец мой сра-
жался за республику, он был коммунистом.
Нет людей тверже и вернее. Они отетояди
Сталинград. .

— Ловольно! — прервал его офицер. —
Я не сомневаюсь в том, что вы говорите
некренне. Тем хуже для вас. Вы — друг
Франции? А я вам скажу: Франции нуж-
ны совсем другие друзья!

В тусклых глазах его мелькнула на-
смешка. Он неожиданно ветал и, подступив
к юноше, проиипел:

— Вы шпион, шпион, шпион...

Й Хосе почувствовал короткий удар ку-
лака в лайковой перчатке, На ‘рассеченной
губе выступила кровь.

2.

Так, так, Хосе, значит, ты снова угодил
в камеру? На этот раз в «свободной, де-
мократической Франции»... Грязная, сы-
рая, темная конура, точно такая же, как
там, по ту сторону Пиренеев...

Горе и голод подступили в твоему серд-
цу мутят разум, хотят сбить тебя с ног!

ЕТ По р и 5 --
	30-летнего юбилея ВЛКСМ. Сейчас в связи
¢ подготовкой к XI сезду Ленинско-
Сталинского комсомола молодые метростро-
евцы решили продолжить соревнование ме-
Жду бригадами, шахтами, строительными
конторами.

На собрании в полном составе присут-
ствует прославленная  комсомольско-моло-
дежная бригада горнопроходчиков Михаи-
ла Епифанова. В 1948 году проходчики
бригады Михаила Епифанова освоили пра-
вительственные нормы проходки. С 80
сантиметров они довели проходку тоннеля
№ 1.4—1,6 погонных метра. Решением
ВЦСПС и Министерства путей сообщения
бригаде Михаила Епифанова присуждены
первая премия — 37,5 тысячи рублей и
переходящее Красное знамя ВЦСПС,

Молодые проходчики не только освоили
высокие нормы проходки, но и показали
себя рачительными, бережливыми хозяе-
вами, активными рационализаторами.

Участок тов. Лесничего, на котором ра-
ботает бригада тов. Епифанова, за 10 ме-
сяцев этого года сэкономил около 500
тысяч рублей.

Здесь же, на собрании молодых стаха-
новцев Метростроя, можно было видеть и
членов комсомольско-молодежных бригад
тт. Трусова, Конякина, Извекова и Суво-
рова, получивших вторую ‘и третьи пре-
мии. Замечательными делами встретили
молодые метростроевцы 30-летие комсомо-
ла. 100 комсомольско-молодежных бригад
и свыше 2000 молодых метростроевцев к
29 октября закончили выполнение годо-
вых заданий, дали около 2 миллнонов руб-
лей сверхплановых накоплений.

Славный юбилей ВЛЕСМ вызвал среди
молодежи Метростроя не только большой
трудовой под’ем, но и улучшение всей
рабэты комсомольских организаций.

На собрании выступил с докладом комс-
орг МСА ВЛЁСМ на Метрострое тов. Абу-
шенко. Он подвел итоги социалистического
соревнования в честь 30-летия ВЛЕСМ и
рассказал о задачах, которые стоят сей-
чае перед молодежью Метростроя.

В прениях по докладу тов. Абущенко
выступили секретари комсомольских орга-
низаций шахт, строительных контор, брига-
диры  комеомольско-молодежных бригад.
Вее они говорили о большом  производст-
венном под’еме, который наблюдается сре-
ди молодежи в связи с подготовкой в Х!
езду ВЛЕСМ.

Секретарь комитета BIRCM шахты
№ 4, коллектив которой явился инициато-
юм социалистического соревнования в
честь созыва ХТ с’езда ВЛКСМ, тов. Двой-
нов заверил присутствующих Ha  собра-
нии, что юноши и девушки шахты № 4
достойно встретят созыв с”езда. Они рени-
ли 10 24 февраля выполнить не менее
	полугодовой нормы, причем ежедневно вы-
рабатывать не менее 150 процентов смен-
			НОУЧИТЕЛЬНАЯ МСТОРЫМЯ
	ле. Вместо этого они попросту отмахнулись
от мальчика. ,

История с Валентиным Дубовым должна
заставить задуматься, людей, ответственных
за выполнение закона о всеобуче. К сожа-
лению, этот случай не елиничен.
	В ленинградском районе не обучается в
школах без всяких уважительных причин
50 детей or 8 до 16-летнего возраста.
Будущее этих детей не тревожит работни-
ков Ленинградского районо и райкома ком-
сомола. Элесь, видимо, решили, что это
слишком маленькая цифра, не заслужи-
вающая их внимания. В райкоме комсомо-
ла ни разу не обсуждался вопрос о вы-
полнении закона о вегобуче.

Неудовлетворительно выполняется, закон
0 всеобщем обучении и в некоторых дру-
гих районах Москвы. В Щербаковском
районе, например, не учатся 16 детей. А
районный отдел народного образования и
райком комсомола (заведующая отделом
школьной молодежи тов.  Сдобникова)
остаются равнодушными.
	Началась вторая четверть нового учеб-
ного года. Должны быть приняты  самые
серьезные и срочные меры, чтобы при-
влечь к занятиям в школе всех детей

школьного возраста.
А. МОТОРИНА.
	Не так давно Валентин Дубов был уче-
ником 659-й школы Ленинградского райо-
на столицы. 1 сентября 1947 года для
Дубова начался четвертый год обучения в
школе.

Прошло немного времени, и Валентин
стал часто пропускать занятия. Наконец,
он совсем перестал ходить в школу. Как
ни странно, это никого не обеспокоило. В
школе не торопились выяснить, почему
Дубов бросил учебу. Мальчик. целые неде-
ли и месяцы проводил вне дома, занимаясь
неизвестно чем. Липть после того, как Ду-
бовым заинтересовались органы милиции,
ето вернули в школу. Но и тогда ни пе-
дагоги, ни комсомольская и пионерская
организации не уделили мальчику доста-
точного внимания. не помогли догнать то-
варищей. В результате К экзаменам за
4-й класс Дубов как неуспевающий допу-
щен не был.

Таким образом, Валентин Дубов не по-
лучил даже начального образования. Сейчас
Дубов работает на производстве. Разумеется,
для него не закрыты пути к знанию: он
сможет продолжать учебу в школе рабочей
молодежи. Однако в этом не было бы не-
обходимости, если бы дирекция, педагоги и
комсомольская организация 659-й школы
своевременно приняли меры и помогли Ду-
бову получить образование в обычной шко-
		Но ты стоишь упрямый, злой, подпирая
широкими, худыми плечами сырую, осклиз-
лую стену.

— 9, приятель, получай свой паек.
Республика позаботилась о твоем брюхе...

Это добрый голос, голое друга. Солдат
говорит на ломаном испанском языке.

— Ито ты. малыш? — спрашивает он,
пока Хосе давится куском. — Меня зовут
Жюль Грийо, я слышал твой разговор <
капитаном... Ты ошибся адресом, верно?

Француз сидит на корточках. Это фрон-
товая привычка, Он раскуривает трубоч-
ку. Спичка освещает его горбоносое лицо,
живые глаза.

Ошибся адресом? Хосе говорит угрюмо,
с горечью. ‘Он бежал из тюрьмы погранич-
ного городка..Отец его погиб в боях за
Мадрид. Он сражался за республику. А
сын? Опустит голову, как бык в ярме?
Нет, тысячу раз нет!

Да, он бежал во Францию. Здесь друзья,
сражавшиеея бок-0-б0к с его отцом за
счастье испанцев. Здесь французы — сме-
лые,  бесстрашные ребята, с которыми
отец пил кислое вино, пел песни, делил
патроны. Еак же он ошибся адресом?

— Не удивляйея, малыш, — говорит
француз. — Наш капитан — ублюдок де
Голля. Он отлично знает, что ты не шпион,
но он рад расстрелять тебя, как, впрочем,
и всех нас. Только руки коротки...

Хосе слушает, как зачарованный.

— Ешь, ешь, дружище, — говорит
Жюль. — Он ненавидит нас и боится...
Целый день жует американскую резинку.
Ребята смеются над ним. Есть у нас один
рыжий нормандец. Он часто читает «Юма-
ните». Капитан пробовал было к нему
прицепигься:

— Вы что читаете?

— Газету, мой капитан. Разве это за-
прещено уставом, мой капитан? Вы при-
кажете мне прекратить чтение, мой Ka-
питан?
	Вапитан синеет от бешенства, трясется,
будто припадочный, и кричит:

— Идите к чорту, шут вы гороховый...
Два наряда, три, четыре наряда! — То-
пает ногами, А казарма дрожит от хохота.
Ребята свистят, улюлюкают... Никто ero
терпеть не ‘может. Есть, правда, несколь-
ко подлых душонок, но-где их нет? Верно
я говорю, малыш?

Француз задумывается, потом говорит:

— Я был макки, Хосе. Мы бушевали в

горах, как божья кара, спускались в до-
лины... Немецкая пуля продырявила мне
правое легкое. Брата повесили... Я видел
Францию  разграбленную,  оскорбленную.
Ей плевали в глаза. До сих пор не утихла
в нас ярость против предателей — всей
этой своры трусливых торгашей, подлых
буржуа, готовых за пачку американских
сигарет надругатьея над честью народа...
		помни первый адрес. Друзья  помотут...
Сейчас я тебя выведу. Ты побежишь в сто-
рону гор. Когда ты будешь достаточно да-
леко, я открою стрельбу. Положиеь на ме-
ня, я неплохой актер, мечтал даже посту-
пить в балаган... Слушай дальше:  лох-
мотья свои сбросишь на воле, В левом
верхнем кармане куртки — удостоверение
на имя Альфреда Вийон из Андорры. Te-
перь ты Альфред Вийон, понял? До
первого адреса. А там товарищи  что-ни-
буль придумают. Ты готов? Ну, в добрый
час, дай я тебя обниму, малыши...
к
	Торы в слепом предрассветном тумане,
как молодость, уходящая в прошлое...

Итак — в путь!

Наступит утро, и переполненный говор-
ливыми крестьянками поезд умчит тебя
далеко, далеко от этих гор, которые раз-
лучают и связывают тебя с родиной! Пер-
вый дрожащий отблеск луча — прощаль-
ный привет родного неба. Й снова — неж-
ный горный цветок с горькой росинкой на
лепестках...

Эта тропинка ведет во Францию. А та,
другая — в горы. В Испанию. Там братья
по горю, ненависти, борьбе,

— Я оставил их, — горько думает Хо-
ce. — Грянет час  когда народ поднимет
оружие. И спросят люди: а где Хосе? По-
чему его нет среди нас, на баррикадах? Где
он шатается по свету, этот Хосе? Жюль был
макки. Он очищал французскую землю от
фашистской нечисти. Он говорит: «Макки
не сложили оружие». Бойцы Маркоса бьют
королевских наймитов. Витайские комму-
нисты ‘ведут народную войну. Смелые ухо-
дят в горы. в леса, собираются под зна
	мена борьбы. Вот она, твоя тропинка, Xo-
	се. Твоя судьба.
Й он поднимается вверх по каменной
тропе = туда. в Испанию, навстречу гор-
	ой партизанской судьбе...
A р у А ЕФИМОВ.
	Солнце уходило на запад. Оно окрасило
хмурые горы Испании скорбпыми вечерни-
ми красками, и Хосе увидел сверкнувший
В траве чахлый горный цветок. Он сорвал
его, прижал в пересохшим губам.

„.На французской пограничной заставе
его допрашивал офицер, немолодой человек
C холодными, потухшими глазами.

— то вы и зачем пришли? — спро-
сил он по-испански, отправляя в рот же-
вательную резинку. Хосе увидел кривые,
желтые зубы.

— Я друг демократической Франции!—
восторженно воскликнул он. — Я бежал
из Испании. Я ненавижу фашистский ре-
жим Франко. Позор моей родины жжет
мне глаза.

— При каких обстоятельствах вы На-
рушили государственную границу? — cy-
хо прервал его офицер.

_ — Я был арестован политической по-
лицией. Пас накрыли в тот момент, когда
мы записывали радиопередачу «Свободной
Испании», чтобы донести голос правды AY
	— Вставай, дружище! — Это  шопот
Жюля. Он осторожно толкает Хосе.

Хосе ворочается, мычит, испуганно
вскакивает. к

— Вее в порядке, — говорит фран-
цуз. — Вот узелок е одеждой. Деньги. За-