РАССКАЗЫ О ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЯ^Л
	„Газета без oymarn
И расстояния“
	«Говорит Москва...». Каждое утро, сквозь
	туманы и непогоду, через горные Кряжи
и бескрайные степи, во все концы нате
необ’ятной Родины летят эти слова в
эфир. С гордостью внимают им советские
люди, труженики страны социализма, 6
надеждой ловят их трудящиеся за рубе-
жом. Льются в эфир могучие звуки Гимна
Советского Союза, веему миру слышен ме-
подичный перезвон Кремлевских курантов.

«Газетой без бумаги и расстояния» Ha-
звал тадио В. И. Ленин. Советское радио
несет в массы слово большевиетской
прарлтт тазвивает.  обогашает культуру
	правды, развивает,  сбобащес вос
народов.

Родина радио — Россия. Свыше, полу-
рака назат  вылающийся русский уче-
	века назад выдающийся
ный Александр Степано-
вич Попов  продемонет-
рировал первый в мире
радиоприемник. Гениаль-
ное изобретение А. С.
Попова открыло новую
страницу в развитии
науки и техники. Совет-
ский народ с призна-
тельностью произносит
имя великого русского
ученого, трудами ROTO-
рого передача звука на
расстояние без проводов
превратилась из мечты в
действительность.

С первых шагов своей

русский уче-

научной деятельности А. С. Попов стремил-
ся использовать достижения науки для 1е-
шения практических проблем. Наибольший
интерес у А. С. Попова вызвали электро-

магнитные волны.
	В 1899 году А. С. Попов высказал прел-
положение, что электроматнитные волны
можно применять для передачи сигналов на
расстояние без проводов. Эта замечательная
идея не только не высказывалаеь другими
учеными, работавшими в области электро-
магнитных волн, но даже отвергалась ими.
	Продолжая исследование электроматнит-
ных колебаний, А. С. Попов, будучи пре-
красным экспериментатором, построил и
создал компактную и удобную аппаратуру
пля передачи телеграфных сигналов на
расстояние без проводов. В 1895 году он
создал прибор, названный им  грозоот-
метчиком. Этот прибор позволил принимать
электромагнитные волны © большого рас-
стояния.

24 марта 1896 года А.-С. Попов сов-
местно со своим ближайшим помощником
П. Н МРыбкиным  продемонстрировал пе-
редачу по радио сигналов азбукой Морзе
на расстояние 250 метров.
	А. С. Попов упорно продолжал работать
над усовершенствованием радио,  внедре-
нием его в практику, оснащением радио-
станциями судов рубекого военного флота.
	Чувством горячей любви к русекому на-
роду звучали замечательные «лова
	Попова, сказанные им по поводу своего изо-
	бретения: «Если не современники, то, мо-
жет быть, потомки наши поймут, сколь ве-
лика моя преданность нашей родине, и
как я счастлив, что не за рубежом, ав
России открыто новое стелетво связи».
	В августе 1900 года жюри международ-
ной электротехнической выставки в Па-
риже наградило А. С. Попова за его радио-
	станцию большой золотой медалью и дип-
	ломом.

К этому времени, наряду с успешными
работами А. С. Попова, стали известны ра-
боты итальянца Маркони, который через
полтора года поле того, как схема Попова
стала общеизвестной, опубликовал cBoe
описание передачи электромагнитных коле-
баний на расстояние.
	В данном случае трудно говорить о ка-
ком-либо совпалении.
	Этот факт неоспоримо подтверждает
приоритет А. С. Попова как изобретателя
радио. Когда в августе 1903° года откры-
лась первая международная радиотелеград-
ная конференция, А. С. Попов принял в
ней участие. На конференции присутетво-
вал Маркони, упорно доказывавший, что
только он является изобретателем радио,
В ответ на это французский ученый Бур-
делонг © трибуны заявил: «Здесь присут-
ствует человек, который больше достоин
этой почести, это — профеесор Попов»,
Конференция восторженно приветствовала
русского ученого.
	Более полувека прошло со времени изо-
бретения А. С. Попова. Тяжел был путь
развития этого русского изобретения. В
царской России стреми-
лись это изобретение,
как и многие другие, по-
ставить в зависимость от
иностранного капитала:
В результате раз-
витие радио в дореволю-
дионной России вплоть
до Великой Октябрьской
социалистической  рево-
люции тормозилось;
Только советская власть
создала условия для ши-
рокого практического
осуществления идей т8+
лантливого русского уче
ного. Широкое развитие
радио в нашей стране тесно связано с име
нами Ленина и Сталина. Партия и правиз
тельство высоко оценили радио, как 9
вершенное средство связи, могучее средство
политического и культурного воспитания
многомиллионных масс трудящихся. За п-
‘ды сталинских пятилеток создана могучая
техническая база радиосвязи и радиовеща-.
ния. Советский Союз располагает густой
сетью радиостанций, сооруженных по по-
следнему слову техники. Более 100 радио-
вещательных станций в нашей стране во
дет передачу на 70 языках народов СССР,

Огромную роль сыграло советское радио
в годы Великой Отечественной войны. He
раз в эфире звучал голое великого
Сталина, воодушевляя советских людей нз
ратные и трудовые подвиги. Огромную роль
играет радио и теперь, в послевоенные 1о-
ды восстановления и мирного етроительст»
ва. Успехи советской радиотехники явля-
ются результатом совместной напряженной
и плодотворной работы наших ученых п
инженеров. Тесная связь между теорпей
и практикой стала традицией советской
радиотехники.

А. С. Попов, изобретатель радио, был и
создателем первого в мире радиоприемника.
Советские ученые и инженеры © честью
продолжают его работу. В этой област
советским специалистам принадлежит нема-
ло оригинальных и важных работ, весьуа
способствующих совершенствованию техни-
ки радиоприема. Велики также заслуги на*
них инженеров в области построения мощ-
ных  радиопередающих устройств. Совет
ский Союз прочно удерживает мировое пер-
BeHeTBO по мощности  радиовещательных

станций.
Перед советской радиотехникой стоят
огромные задачи дальнейшего развития
	научных исследований и практического
применения их для народного хозяйства п
обороны нашей страны. Забота партии и
правительства и лично товарища Сталина
e советской науке создает необходимые
условия для решения этих задач.
	Л. СТОЛЯРОВ,

зам. председателя оргбюро Все“
союзного научно-технического 0б-
шества радиотехники и электросвя-

зи имени А. С. Попова,
	——-—ty-—-——
	ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ
	Началея раз’езд студентов на производ
сетвенную практику.

Вчера, 13 декабря, выехала группа сту“
дентов старших курсов Московекого выс-
Hero технического училища имени Баума-
на. Они пройдут производственную практику
на заводах промышленности и транспорта.
Ленинграда, Ворошиловграда, Харькова 1
других городов.  Старшекуреники Энерге-
тического института имени Молотова булуТ
работать на электростанциях Москвы, (т
зинотбрска, Каширы, Шатуры. На предпри“
ятия Ленинграда, Коломны и Новосибирска
зыехали студенты Станкоинструментально-
го института имени Сталина.

Производственная практика студент
рассчитана на два-——два с половиной м“
еяца. Ею руководят доктора наук, профес“
Г и доценты вузов.
лира мытьдйй
	Ответственный редактор
К А. МИНИН.
			Ответ позфессору
	Нрофессор Индианского университета
США г. Дж. Меллер. прислал ‘президенту
Акалемии наук Союза ССР и опубликовал
	в американской печати письмо, в котором
он выражает свое несогласие с недавними
решениями Президиума Академии наук
СССР по вопросам биологической науки и
заявляет о своем, выходе из состава Ака-
демии. :

Содержание этого письма свидетельетву-
ет о том, что проф. Меллер при определе-
нии своих позиций в научных вопросах не
руководствуется интересами науки, инте-
ресами истины.

Он пытается обвинить Академию наук
Советекого Союза в том, что она в епоре
между сторонниками взглядов Вейемана—
Мортана и сторонниками подлинно дарви-
новского учения, поднятого на новую, 60-
лее высокую ступень в трудах замечатель-
ното русекого ученого Мичурина,  реши-
тельно встала на позицию  мичуринской
биологии. При этом Меллер далек от того,
чтобы, как это подобает об’ективному ис-
следователю, рассмотреть доводы и; аргу-
менты противников вейсмановского направ-
ления. Он пренебрег известным указанием
Павлова о том, что «факты — ‘воздух
ученого», и предпочел отказатьея от ана-
лиза новых многочисленных экеперимен-
тальных данных,. полученных советскими
пееледователями. Вряд ли такое поведение
может быть расценено как образец науч-
ного бесетрашия и об’ективноети.

Академия наук СССР при определении
своей позиции исходила. из экенеримен-
тальных работ, которые ясно показали
омтибочность взглядов Вейсмана-— Моргана
и торжество идей Мичурина. Мичурин и его
последователь академик Т. Д. Лысенко опро-
вергли учение 00 060б0м «веществе нас-
лелетвенности». независимом от остального
	организма и от условий его жизни. векрыв
связь между наследственностью и условия-
ми жизни организмов, мичуринская биоло-
	гия дала конкретные методы сознательного,
направленного воздействия на органиче-
ский мир, указала путь преобразования
природы организмов в сторону, нужную
человеку. Мичуринская биология устраня-
ет власть случайности, слепой стихии в од-
ной из важнейших областей человеческой
деятельности — в практике выведения но-
вых сортов тастений и пород животных.
	`Мичуринское учение является дальней-
тим этапом развития дарвинизма. Вобрав в
себя все громадное богатство идей Дарви-
Wa, а также передовые, прогрессивные
взгляды других биологов, в том числе Та-
марка, отбросив их опровергнутые даль-
нейшим ходом науки заблуждения, учение
Мичурина и его последователей подняло
биологию на новую, выенгую ступень.
	[лубокое возмущение вызывает утверж-
jeune Меллера, будто мичуринская биоло-
гия приводит к расистским выводам, так
как из нее якобы следует, что условия
жизни отеталых в культурном отношении
народов должны определить их наеледет-
венную. неспособность к восприятию более
высокой культуры. этот вздор ничего 06-
щего не имеет с мичуринской наукой..

Советские ученые категорически отвер-
гают попытки перенести на общественную
жизнь биологические закономерности, в
том числе и выводы мичуринской биоло-
гии. Развитие общества подчинено не био-
логическим, а более высоким, содиальным
закономерностям. Всякое стремление. рае-
пространить на человечество законы жЖи-
вотного мира означает стремление прини-
зить человека до уровня зверя.
	Не мичуринекая биология, & морганов-
ская генетика всемерно используется реак-
пионерами для обоснования расистеких те-
орий. Так было в фашистекой Германии,
так делается ныне в Америке. И предее-
датель «Американского общества по генети-
ке человека» проф. Меллер, выступавиий
некогла против евгеники, а ныне пропаган-
дирующий  человеководство, сомкнулея ©
откровенными расистами и реакцибнерами
в науке.
	Г. Лик, Мелле
‚ Дн, меллеру
Проф. Меллер высказывает свое пренеб-
режительное отношение к «так называе-
мому диалектическому материализму», ко-
торый ›неразрывно связдн с мичуринским
учением. Следовало бы здесь вспомнить,
что в 1934 г. Меллер выражал иные
взтляды и призывал генетиков «избавить-
сея от антиматериалистических и антидиа-
лектических уклонов». Мы не верим в иск-
ренноеть этих слов. Однако советская нау-
ка не на словах, а на деле овладевает ме-
тодом диалектического материализма, ибо
этот метод — вернейшее оружие научного
исследования. Рассматривая все в движе-
нии, в развитии, во взаимосвязи, диалек-
тический материализм отвергает существо-
вание каких-то неизменных субстанций
вроде «вещества наследственности», утвер-
кдает теснейшую связь организма со ере-
дой. Быть может это именно и не нравится
Меллеру.
	Меллер заявляет, что в воем решении
по вопросам биологии Академия наук пре-
следовала политические цели, что наука в
Советском (Союзе подчинена политике.
	Мы, советские ученые, убеждены в TOM,
что не существует и не может существо-
вать в мире наука, оторванная от полити-
ки. Этому учит весь опыт истории. Ворен-
ной вопрос заключается в том, с какой по-
литикой связана наука, чьим интересам
она служит: интересам народа ияи интере-
сам эксплоататоров.
	Советская наука служит интересам про-
CTOTO народа, она гордится своей связью <
политикой советского государства, у кото-
роге нет иных целей помимо улучшения
благосостояния  трудящихея, укрепления
мира и расцвета демократии. Тесное твор-
ческое содружество советской  биологиче-
ской науки с политикой государства ярче
веето проявляется в практической работе
по повышению урожайности сельскохозяй-
ственных культур, продукции животновод-
ства, по осуществлению невиданных по
размаху и прекрасных по замыелу планов
борьбы с засухой путем устройства тыся-
чекилометровых лесонасаждений.
	Советские ученые ¢ чувством горячей
симпатии относятся к тем зарубежным де-
ятелям науки, которые честно и искренне
стремятся служить интересам мира, про-
гресса и демократии. Однако нельзя завры-
вать глаза на то, что в капиталистиче-
ских странах буржуазия подчиняет науч-
ное исследование своим интересам, пресле-
дующим цели наживы,  утнетения трудя-
щихся маее, подавления демократии. В на-
стоящее время общепризнанным является
факт милитаризации науки в США, под-
чинения науки захватническим, агресеив-
ным планам американского империализма.
	Вызывает удивление, почему проф. Мел-
лер выступает не против. использования
американским империализмом научных до-
стижений в целях массового уничтожения
людей и культурных ценностей, а против
мичуринекой биологической науки, пресле-
дующей задачи возможно более быстрого
роста народного благосостояния.
	Успехи советского народа в строитель-
стве нового коммунистического общества,
расцвет культуры, науки и искусства В
CCCP обуславливают с0бою все более ра-
стущий авторитет и глубокое уважение Е
советской стране со стороны всех передо-
вых людей мира. С другой стороны, эти
успехи вызывают злобу и ненависть со ето-
роны врагов подлинной науки и прогрег-
са — империалистов и их прислужников.

Проф. Меллер некогда слыл прогрессив-
ным ученым. Это — не очень удобное по-
ложение в нынешней Америке. Выступив
против Советского Союза и ето науки, Мел-
лер снискал восторг и признание всех ре-
акционных сил Соединенных Штатов.
	Академия наук СССР без чуветва сожа-
ления расстается со своим бывшим чле-
ном, который предал интересы подлинной
науки и открыто перешел в лагерь врагов
прогресса и науки, мира и демократии.
	ПРЕЗИДИУМ АКАДЕМИИ НАУК СОЮЗА ССР.
	Открытие хоккейного сезона на стадионе «Динамо», Матч на первенство СССР по
хоккею между столичными командами «Динамо» — «Спартак». НА СНИМКЕ: ата-

дж БТИ А
		- ка спартаковцев.
	Фото В. ВИКТОРОВА.
he

Хоккейный сезон открыт
	ПРАЗДНИК НА СТАДИОНЕ «ДЛИНАМО»
	В минувшее воскре-
сенье на Центральном
стадионе «Динамо»
московские — хоккеи-
сты открыли спортив-
ный сезон.

„.Скупое
солнце

зимнее
позолотило

ледяной паркет беговой дорожки. В про-   одноклубники Иванушкин и

О м FLO Anite

©

ФЛАГ ПОДНЯТ к БЛИЦ-ТУРНИР ПО
РУССКОМУ ХОККЕЮ х* УСПЕХ МО-
лодых коньк‚оБЕЖЦЕВ ж ПОБЕДА
«ДИНАМО» И «КРЫЛЬЕВ СОВЕТОВ»

%®

стерами участвовала
и молодежь. Молодой
динамовец Сергеев
первенствовал в беге
на 500 метров с пре-
красным для начала
сезона результатом —
45,1 секунды. Ero
Урусовский
A
	зрачном воздухе трепещут знамева AW”
бровольных спортивных обществ. Около
тысячи хоккеистов столицы ‚ выстрои-
лись перед северной трибуной стадио-
на. На правом фланге команда «Дина-
мо» — чемпион столицы 1948 года. Капи-
тан команды заслуженный мастер спорта
М. Якушин медленно поднимает по древ-
ку алый флаг. Хоккейный сезон открыт!

На старт эстафеты выходят. юные хок-
кеисты московских спортивных обществ и
клубов. Четыре команды, показавшие
лучшее время, допускаются к участию
в розыгрыше блиц-турнира по русскому хок-
хею на приз открытия сезона. Это право
завоевали юноши стадиона «Юных пиояс-
ров», «Динамо», «Сталинца» и «Крыльев
Советов». В финальной игре победу одер-
жала команда стадиона «Юных пионеров».
Упорная борьба за приз разыгралась в
мужских командах. Честь оспаривать приз
открытия добились в эстафете хоккеисты
«Динамо», «Буревестника», «Торпедо» и
ЦДКА. «Динамо» нанесло поражение тор-
цедовнам (1:0). ЦДКА и «Буревестник»
окончили матч, не добившись результата.
Победа была присуждена спортсменам «Бу-
ревестника», быстрее пробежавшим эста-

фету.

Встреча хоккеистов «Буревестника» и
«Динамо» определила обладателя приза.
Изобиловавшая острыми моментами игра
окончилась победой более опытных дина-
мовцев, среди которых были заслужен-
вые мастера спорта М. Якушин, С. Оо-
	ловьев, В. Блинков и другие.
	пробежали эту дистанцию за 4/0 секун-
ды. Необходимо отметить, что заслужен-
ный мастер спорта Прошин и чемпион
СССР на этой дистанции Большаков пока-

зали худшее время — соответственно 47,6
и 478. Бег на 3000 метров выиграл Про-
шин — 5 минут 26,4 секунды.

Вечером на стадионе при свете ярких
электрических фонарей начался розыгрыш
первенства СССР по хоккею. Тысячи лю-
бителей этой увлекательной игры _присут-
ствовали на матчах, в которых встрети-
лись команды «Крылья Советов» (Mo-
сква)—«Динамо» (Ленинград) и москов-
ские динамовцы со «Спартаком».

Дружная молодая команда «Крыльев Со-
ветов» играла энергично и напористо и
ушла с поля победительницей со счетом
5:0. .
Встреча «Динамо»—«Спартак» протекала
очень напряженно. Спартаковцы играли
агрессивно, с большой волей к победе и
до конца третьего периода вели матч с
результатом 2:1 в свою пользу. Отсут-
ствие у них второго, равноценного по ка-
честву, состава решило исход встречи.
Динамовцы, имевшие возможность частой
замены игроков, сохранили больше сил и
‘бурными атаками на последних минутах
сломили сопротивление «Спартака». Игра
	закончилась со счетом 3:2 в пользу «Ди-
намо».
+

Чемпион страны хоккейная команда
	ЦДКА, выступавшая в Челябинске, выиг-
рала. с минимальным преимуществом матч
у местного «Дзержинца» (3:2). ^

жж

re
	Вчера в Москве команда ВВС нанесла
поражение: рижским динамовцам (9:2).

В тот же день на беговую дорожку ста-
	диона вышли и вонькобежцы, Они оспа-
ривали традиционный приз открытия сезона,
учрежденный газетой «Советский спорт». В
соревновании наряду с заслуженными ма-
	16-й Всесоюзный. шахматный чемпионат
	Центральная партия Бронштейн-—Вотов
состоявшегося вчера 19-го (последнего) ту-
Рз осталась неоконченной. В отложенной
позиции у каждого из гроеемейстеров по
слону, коню и по четыре пешки. Наиболее
вероятный исход этой партии — ничья.
6ба лидера турнира имеют сейчас по 11*/
очков.

`Фурман сделал ничью с Арониным 4,
набрав 11 очков, занял третье место в
чемпионате. Флор выиграл у Холмова. У
него 10? очков. На пол-очка от него от-
стал Толуш, одержавший победу над Авер-
бахом. Далее идут Константинопольский. —
91/> и олна неокоченная партия, Бондарев-
	ский, Нерес и Лисицын — по 9, Или-
вицкий и Лилиенталь — по 9 очков, Хол-
мов — 8!, Авербах, Левенфиш и Раго-
зин — по 8, Панов — 7/2, Алаторцев —
6» и одна неоконченная, Аронин и Тайма-
нов — по 6 очков.
	Сегодня © 12 часов — доигрывание
неоконченных партий Бронштейн — Котов
и Алаторцев — Конетантинопольский.
	В 8 часов вечера в Центральном доме
культуры железнодорожников состоится 3а-
крытие 16-го первенства CCCP по шах-
матам.
		нии на свет приводит в ужас родителей.
В рассказе «Кислое молоко» страшная
мысль мучит героя рассказа, маленького
Хасана, на котором лежат все заботы о его
двух маленьких рахитичных братьях: «Что
если в один прекрасный день мать придет
домой, сляжет на несколько дней, без чьей-
либо помощи родит в муках еще одного
ребенка и уйдет через несколько дней на
работу. И. тогда ему придется кормить и
этого ребенка, незваным гостем появивше:
гося на свет».
	Сабахаттин Али находит волнующие
слова, рассказывая о маленьком носильщи-
ке, который, чтобы заработать жалкие гро-
ши, с утра до вечера ходит по базарам с
большой заплечной корзиной. Его отцу в
самые лучшие месяцы удается получить
работу на 8—10 дней. На свой заработок
он не может прокормить семью и вынуж-
ден посылать мальчика по базарам! ‘«Под-
растет, может, будет зарабатывать пиаст-
ров на 20 болыне», — думал отец.

С детства знакомятся герои рассказов
Сабахаттина Али с голодом. Голод мучит
их в юности. Страх перед голодной
смертью преследует их всею жизнь, несмот-
ря на тяжелый, изнурительный труд с ран-
него детства до глубокой старости.

Незабываемое впечатление производит
история двух крестьянских парней, с дет-
ства связанных крепкой дружбой (рассказ
«Арык»). Когда они становятся взрослы-
ми, бремя нищеты ложится на них всей
своей тяжестью. Каждый из них владеет
крохотным клочком земли, от которой
можно. по образному выражению, автора,
добиться чего-либо только «если .скрести
землю когтями». .
		Недостаток воды — этот вечный бич
турецкого крестьянина—заставляет одного
из друзей отвести воду арыка, который
дрошает их поля. Но это означает ! голоп-
ную смерть для другого бедняка: — его
бывшего друга. Напрасно тот обращается к
властям с просьбой о справедливом  рас-
пределении воды. В отчаянии он, убивает
своего друга, которого считал свойм бра-
том, а сам отдает себя в руки влаёбтей.

По эпической силе, выразительности и
лаконичности языка — это один из лучших
рассказов Сабахаттина Али, го

Беспросветна жизнь молодого поколения
	трудового народа` Турции. Еше более бес-
	правна турецкая женщина. -
	Гневом и горечью за свой народ дышат
страницы рассказа «Арба».

В нем с большой художественной силой
передано горе старой крестьянки, единст-
венный сын которой убит в споре из-за
земли сыном местного кулака. Старейши-
ны деревни запугивают ее, чтобы она не
сообщала властям об убийстве, а отец
убийцы обещает ей материальную помощь.
Старая женщина потрясена своим горем, но
«иметь дело с властями кажется ей еще
более страшным».

Страница за страницей, рассказ за рас-
сказом Сабахаттин Али развертывает перед
читателем страшную картину жизни ту-
рецкой деревни:  беспошадно-правднвыми
красками рисует он безземелье и малозе-
мелье подавляющего большинства кресть-
ян, жестоко эксплоатируемых помещиками
и кулаками — ага, произвол, взяточничест-
во, бюрократизм чиновников, ° неправый
классовый суд, творимый над труженика-
ми земли, нищету, бесправие и невежест-
во крестьян — все, что так старательно
поддерживают власть имущие в современ-
ной Турции, начиная от деревенского има-
ма до губернатора — вали.

Но даже забитый, неграмотный турецкий
крестьянин не хочет больше молчать. За 26
лет господства  народно-республиканской
партии турецкий крестьянин, об’явленный
«хозяином Турции», не получил ничего,
кроме ‘широковещательных деклараций и
обещаний. Изверившись получить землю,
доведенные до отчаяния, турецкие крестья-
не переходят от обычных протестов к более
острым формам борьбы.

В районе Сока безземельные крестьяне
самочинно захватили часть земель Борнов-
ского поместья. В районе Койджиюз без-
земельные крестьяне разделили между со-
бой именье Далабана. В вилайете Чанкы-
ры в деревне Колджик крестьяне сожгли
усадьбу помещика и уничтожили 50 голов
скота. В вилайете Испарта во время во-
оруженной схватки крестьян с членами
правящей партии были убиты десятки лю-
дей. Крестьяне кричали: «Вон отсюда аме-
риканских холуев!».

Недовольство политикой правительства в
деревне проникает и в ряды — правящей
партии. 5 апреля 1948 года газета «Сов
поста» писала, что на конференции народ-
но-республиканской партии в Иозгаде де-
легаты заявили: «Народ испытывает край-
	ние трудности. Крестьяне в течение трех ме-
	сяцев в году вынуждены питаться травой.
они не имеют даже самых примитивных
сельскохозяйственных орудий».
	Недаром поэтому так зло издевается
Сабахаттин.Али над теми либеральными
интеллигентами, которые считают, что толь-
ко просвещение может вывести народ из
этого трагического положения, в котором
он пребывает по воле правящей турецкой
верхушки. Какой иронией звучат слова пи-
сателя 0б одном «знатоке крестьянского
вопроса», который специально для изучения
SH турецкой ‘деревни провел два года

.. Парагвае!
	Сабахаттину Али с этой целью не ‘нужно
было ездить в Парагвай. Он отлично знает
жизнь крестьянства: в детстве’ он. вместе с
отцом, офицерсм турецкой армии, много
ездил по стране, а будучи взрослым, дол-
гое время работал сельским учителем.
	Трагична судьба ‘героев. Сабахаттина
Али, но не’ менее трагична в современной
Турции и судьба писателя, правдиво изо-
бражающего жизнь своего народа. Об этом
свидетельствует вся литературная и обще:
ственная деятельность Сабахаттива‘ Али.
Писателя неоднократно бросали в тюрьму.
Против него возбуждается ряд судебных
процессов. Во время одного из них в зал
суда ворвалась группа пантюркистских мо-
лодчиков и избила писателя, а «бесприст-
растные» судьи поспешили вынести судеб-
ное определение, по которому виновником
«инцидента» об’являлся сам избитый писа-
тель-демократ. Его книги сжигаются ту-
рецкими башибузуками на кострах во вре-
мя фашистских демонстраций. Сатириче-
ские газеты, издававшиеся писателем, раз-
громлены и закрыты. Его преследует вся
реакционная. пресса страны — и все это по-
тому, что Сабахаттин Али осмеливается
говорить правду о жизни турецкого наро-
да.
	Правящие турецкие круги, продающие
независимость страны американским импе-
риалистам, пытаются скрыть правду о дей-
ствительном положении турецкого народа.
Но правду в тюрьму не упрячешь!

Турецкий народ помнит слова поэта-де-
мократа Тевфика Фикрета, слова, обра-
щенные к передовой турецкой молодежи:
	«Никогда не забывайте, что каждая ночь
имеет утро!».
		Беепроеветная судьба.
турецкого крестьянства
	«Новый мир» — так назвал свою послед>
нюю книгу прогрессивный турецкий писа-
тель. Сабахаттинв Али. Мир . простых лю-
дей — действительно новый для турецкой
литературы мир. Ведь до последнего вре-
мени в Турции почти совсем не было про-
изведений, показывающих жизнь крестьян-
ства, хотя оно и составляет около 80 про-
центов населения страны.

Уже самый выбор темы говорит о соци-
альной направленности творчества писате-
ля. Это сразу резко выделяет произведе-
ния Сабахаттина Али на общем фоне того
чтива, которым заполнен рынок сегодняш-
ней Турции.

Если в годы войны страна была навод-
нена немецкой  расистской литературой,
переводившейся пантюркистами, то теперь
книжный рынок в не меньшей мере заполнен
низкопробными американскими — детектив-
ными и уголовными романами, а также
«мемуарами» поджигателей войны вроде
Бирнса, Буллита- и др., поставляемыми в
порядке срочной американской «помощи».
	В то же самое время в Турции` запрещены  .
	отнесенные к’ разряду ‘«коммунистической
пропаганды» произведения русских класси-
ков — Фонвизина, Пушкина, Грибоедова,
Салтыкова-Шедрина, Толстого и` Чехова.
	Что касается реакционных турецких... пи-
сателей, то они, усердно выполняя заказ
внутренней реакции и ее заокеанских по-
кровителей, фабрикуют «произведения»,
провикнутые духом шовинизма и Милита-
ризма, разжигающие военный психоз и при-
	зывающие к физической расправе. сл
человеком, осмеливающимся  высказ
недовольство господствующими в Т
антидемократическими порядками. -
	Держа нарол в темноте, турецкие, пра-
вители душат любое проявление ‘прогрес-
сивной мысли. Всякая ‘критика их `антина-
родной политики об’является «коммунисти-
ческой крамолой». Один из. руководителей
играющей в «оппозицию» демократической
партии «профессор» Фуад Кепрюлю высту-
пил в издаваемой им газете‘ «Кудрет»` с” За-
а Ао олакий бл РОВОЗЯТ: о ТОМ.
		что «американский империализм. подорвет
независимость Турции и превратит ее в ко-
лонию, является коммунистическим пропз-
гандистом... Если кто-либо попытается
внушить вам подобные идеи, то скажите
ему, не колеблясь, прямо в лицо, что он
агент Москвы».

В подобного рода обстановке турецкие
прогрессивные писатели подвергаются же-
сточайшим репрессиям. Наряду с други-
ми демократическими писателями и жур-
налистами не раз был арестован и Сабахат-
тин Али, Турецких реакционеров не оста-
новили ни его популярность, ни то, что
этот писатель продолжает лучшие тради-
ции национальной турецкой литературы,
традиции Тевфик Фикрета`и недавно умер-
шего Садри Эртэма, посвящавших — свои
книги актуальным проблемам современной
им турецкой действительности, писавигих о
народе и всегда стремившихся быть понят-
ными народу.

Все творчество Сабахаттина Али посвя-
щено народу.

Трагическое положение турецкого кре-
стьянства общеизвестно. Достаточно при-
‘вести лишь несколько цифр. Две трети
всей пахотной земли принадлежат 33 ты-
сячам крупных землевладельцев и только
одна треть приходится на долю 2,5 мил-
лиона крестьянских хозяйств. Турецкий
крестьянин платит более 30 видов налога.
За 1947 год с крестьян за различные «про-
винности» взыскано 7.600.000 лир штра-
фов. По данным газеты «Тан», в 1945 году
число грамотных в Турции не превышало
18 процентов. В трех четвертях турецких
деревень нет начальных школ. Однако по
бюджету на 1948`год на полицию и жан-
дармерию отпущено на 30.000.000 лир боль-
ше, чем на все министерство просвещения.
	Герои рассказов Сабахаттина Али —
батраки, крестьянки, дети крестьян. Они
живут в различных частях ‘страны, но оди-
`наково. безотрадна и невыносимо тяжела их
жизнь, одинаково трагична их судьба.

Eure we родился ребенок в крестьянской
	‘семье но уже-одна мысль о его появле-
	в (со
	стороны ул; Яернышевского. ул. Кирова
	: 206, no коммут 80. Отдел пропаганды
4-63-56 и доб по коммут. 79. Отдел культуры К 4-
	«ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ» =
Метрополь, Экспресс, Спартак, Ю
зритель.

«ТРАНСВААЛЬ В ОГНЕ» — Арс, Молот. 04

«ДАЛЕКАЯ а «КАДЖАНА» — КИН
театр повторного фильма.

«МАШИНА 92-12» — кинотеатр рН

«ДОРОГА НА ЭШАФОТ» — Экспресс. 7

«КИНОСБОРНИК № 13 ЦВЕТНЫХ МУЛЬТИ:
ПЛИКАЦИОННЬ!Х ФИЛЬМОВ — ее
поль, Кинозал короткометражного уве:

«ИНДИЙСКАЯ ГРОБНИЦА» (1-я сер.) — за
рополь, Уран, им. Ш Интернациона›
Баррикады, Кадр, Аврора, Молот, Зар
Экран жизни, Октябрь, Искра. amp

«ИНДИЙСКАЯ ГРОБНИЦА (2-я сер.) — Те
киноактера, Ударник, Метрополь, or
Родина, Колизей, Центральный, р
Москва, Художественный, Уран, нм
Таганский, Динамо, Шторм, Луч, ЕР icp
ганский ПКИО, Перекоп, кинотеатр «ЗИ»
Смена, ея

«СЬТНОВЬЯ» — Октябрь. \

«КУБОК СССР», а ЗИНАЛ РОЗЫГРЬНИА
«КУБКА СССР» ПО ФУТБОЛУ В ee
МЕЖДУ КОМАНДАМИ ЦДКА — «СПА.
ТАК» (МОСКВА)» — Наука и знание, Hono.
сти дня, Уроника, Кинозал короткоме
ражного фильма.

«XXXKI ORTHBP ES — Новости дня, ХрониЕа
Кинозал короткометражного фильма. т

«ЧАЙКОВСКИЙ» «ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ»
Наука и знание.

«СУВОРОВ» — Юный зритель.
	«оммут. 47 Отдел информации К 3-13-45 и доб по коммут. 8.
4-10-59, Военно-физкультурный отдел К 4-68-56 и 106 по
Отдел художественной иллюстрации поб_ по коммут 97
	Чистых арупов) ТЕЛЕФОНЬГ коммутатор К 0-15-80 по К 0-15-88. Дежурный техническяй секретарь К 5-52-99 м доб. по

К 3-13-45 и д0б Oo коммут 80.-Отдел комсомольской жизни К 3-13-45 и доб. по коммут, 80. Отдел учашейся моподежи

58-56 и доб по коммут. 79. Отдел писем -— К 4-68-56 и доб. по коммут. 79. Телефонограммы — К 3-82-19 и доб. зо 5оммут. 1-1
Отлел об’явяений К 418-45 и поб. по коммут. 1-62. .
	Типография издательства «Московский большевик», Чистые пруды, 8.
	АДРЕС РЕДАКЦИИ: Потаповский аер.,
Отдел крестьянской молодежи К 3-13-43
коммут 19 Отдел рабочей мололежи К
	=