’Гторник, 8 февраля
				ОТ Х ДО Х! С ЕЗДА ЛЕНИНСКО-СТАЛИНСКОГО КОМСОМОЛА.
	РАССКАЗ О КОМСОМОЛЬЦАХ КАЛИБРОВОЧНОГО ЦЕХА ЗАВОДА , СЕРП И я

xk *& x

Wunss UES aNCOTEUSEYSSUDCNUUENEEENWSCceTENUEtONTE

и \
одной калибровщицей. Стахановская смет-
ка подсказала, что если переконструиро-
вать ‘стан, то калибровщица, действуя
обеими руками, сумеет без всякого напря-
жения подавать не одну, & две штанги.
Расчет оказалея верным. Теперь Калашни-
кова со своей напарницей Марией Ивано-
вой подают в стан почти в два раза боль-
ше металла, чем раньше. На двухниточное
волочение перешли и другие валибров-
WHEE.
	Валашникова ведет упорную борьбу за
	рациональное использование каждой мину-
ты рабочего времени.

Было так: когда заканчивалась калиб-
ровка одной партии металла, калибровщи-
ца обычно ждала, пока не будет убрана
с приемных стеллажей готовая «пачка»
пртанг.

— Это неправильно, Михаил Алексее-
вич, — заявила девушка мастеру тов.
Оситову. — Зачем же мне даром время
терять? Давайте устроим тах: пока Савель-
ев убирает готовый металл, я буду разби-
рать новую партию, Только для этото ну-
	жно, чтобы вы в0-время подавали нам за-
	TUNOBRY.

’Коммуниету Озипову мысль комсомолки
понравилась, и он помог ей организовать
Труд по-новому. Метод Калашниковой пе-
реняли и остальные пары ее бригады:
‘Прасковья Галкина и Анна Гурьянова,
Александра Аносова и Мария Лосева.

В феврале калибровшики перешли на
новые нормы — они выше действующих
на 15 процентов. Стахановцы перевышол-
няют их. Больших успехов добился моло-
дежный стан Сорафимы Калашниковой. В
первую же смену трудовой вахты в честь
Xl с’езла ВЛКСМ молодая калибровшица
Паша Галкина выполнила новую норму на
115 процентов. Около пяти тонн калибро-
ванвого металла, верх повышенного зада-
ния дает ежедневно бригала Валашниковой.
	НХ СЕРОЙ обложке этой скромной не-
большой книжечки напечатано:
		Книжка участника
социалистического соревнования
за выполнение послевоенной
сталинской пятилетки в 4 года.

4. ВСЕГДА ВПЕРЕД!
	союзную доску почета имени Х с’езда комсомола:

О замечательных делах, молодых металлургов,
свято хранящих и приумножающих славные тради-
ции своего коллектива, рассказывает „эта страница.

Тринадцать лет назад, когда советская молодежь
готовилась к Х с’езду ВЛКСМ, комсомольская орга-
низация калибровочного цеха завода «Серп и мо-
лот» за стахановскую работу была занесена на Все-
		Маленький паровоз вталкивает железно-.
	дорожную платформу под своды этого цеха.
Мостовой кран, неслышно скользя в высо-
те, подхватывает связку металла.
	Круглые штанги разных сечений; ше-
стигранники;  «таврики», формой своей
напоминающие тавровые балки, только В
десятки раз тоньше их..
	Синеватый отлив стали. Если коснуться
связки рукой, можно ощутить неушед-
шую еще теплоту. Совсем недавно жидкой
струей вытекал металл из мартена. Валы

прокатных станов вытянули слитки в эти
штанги.
	На каждой связке — паспорт. Марка
«Сим» — «Серп и молот».
			6. РАЧИТЕЛЬНЫЕ
_ ХОЗЯЕВА —
	В КАЛИБРОВОЧНОМ цехе стала анека
дотом история, происшедитая © одним
рабочим, неплохим правильщиком. Мастер
поставил его как-то. на ножницы — 06-
рубать заточенные концы штанг. Правиль-
щик горячо взялся за дело.

— Здорово у тебя, дядя. получается, —
заметил слесарь Евгений Колесников. ная
блюдавший за работой правильщика,

— Известно, по-стахановски, — 10+
вольный похвалой улыбнулея рабочий.

— Нет, брат, не по-стахановски! —
вдруг строго остановил его комеомолец.

равильщик опешил. — Портипть металл,
а говоришь «по-стахановски». Посмотри,
сколько обрубаень. Суешь штангу доотка-
за, а не видишь, что упора на ножницах
нет. Тебе что же, народного добра не жал-
ко, «етахановец»?

— A ты 910 за начальник? — вепылил
правильшик. — Ты какое имеешь право
мне указывать?

— Я — руководитель контрольного ком-
сомольского поста и не позволю  губить
метала, понял?

’ 06 этом елучае узнал весь цех. Здорово
досталось правильшику от начальника це-
ха, а главное — товарищи засмеяли.

Посты упорно борются за каждый мил-
лиметр, за каждый грамм стали. Шо их на-
стоянию на острильных станках были ус-
тановлены ограничители для заточки кон-
цов На ножницах  появилиеь упоры, не
позволяющие обрезать концы штанг сверх
установленного размера.

Сортировщицы шарикоподнииниковой °
стати, заметив дефект на штанге, недолго
думая, отбрасывали ее в сторону. как
негодную. -

— 91% возмутительно, — заявила Дуся.
Яшникова комсоргу. — Зачем же выбра-
сывать всю штангу? Ведь нетрудно выре-
зать испорченный кусок, а хорошую сталь
пустить в дело.

На волочильных станах часто обрыва-
ются концы штанг. особенно малых калиб-
ров металла. Калибровитики такие штанги
выбрасывали.

— Заточи снова конец штанги и спо-
койно калибруй ее, — предложили ком-
сомольцы. .

Во. все мелочи вникали рачительные
хозяева, не давали покоя расточителям и
разгильдяям. И добились ‘своего. Около од-
ного миллиона рублей  сэкономил цех ‘в
прошлом году, а нынче работает еше бе-.
режливее. вще осмотрительнее. : =

Мололые калибровщики решили еэконо-
мить в феврале 5 тонн металла. 9т0—мо-
лодежный подарок ©’езду Ленинско-Сталин-
ского комсомола.
	‘7. ПОСЛЕ ГУДКА
	РИ раза в сутки; как шумный прилиз
и отлив, гудят многолюдные смены в
бессонных цехах ‘металлургического завода

Трудовой день молодого калибровщика
окончен, Это был увлекательный, волную-
щий день горячей борьбы за план. Хоро-
ию поработал, товарищ! А теперь за уче-
бу. в клуб. на стадион!

Комеомольпы еобираютсея в цеховом ко-
митете, в красном уголке на занятия но-
литкружков. Юноши и девушки изучают.
«Краткий куре истории ВЕП(б)», биогра-
фию великого вождя товариша Сталина.

Шлифовщик Иван Никифоров и браков-
щица Раиса Шадрова спешат в школу 1а-
бочей молодежи. Слесарь Василий Зайцев -
собирается на очередные лекции в вечер-
ний металлургический институт; студентом
которого он является.
`Дуся Яшникова, Валя Степанюк, Нико-
лай Хромов’ направляются в школу ма-
стеров.

По вечерам. шумно и весело в красном
уголке  калибровочного цеха. Молодежь
гордится своим коллективом художествен-
ной самодеятельности.

— Валибровшики во всем впереди, да-
же в самодеятельности, — шутят  комсо-
мольцы, показывая прекрасную радиолу—
премию за успех в социалистическом со-
ревновании метизных цехов и гармонь,
полученную за достижения в художествев-
ной самодеятельности.

По вечерам вы найдете многих мололых
	калиоровщиков в библиотеке клуба «Серп
‘и молот», на коллективном просмотре но-
‘вого кинофильма, на. спектавле, концерте...
	Мнотогранная жизнь! Счастливая, дер-
	`заюшая молодость:
	Это стахановский паспорт шлифовщицы
Ларисы Ильинской из бригады Федора
Вытшлова.

Откройте декабрьский листок. Девушка
обязалась выполнить задание декабря
1948 года на 150 процентов. Выполнила
на 172 процента.
	Наступил январь 1949 года. Отарший
мастер шлифовального отделения комсомо-
лец Владимир Леви спросил Ильинскую:

> А теперь сколько возьмешь? ..

— Сколько выполнила, столько и возь-
му, — Твердо сказала Лариса.

Леви записал в графу обязательства —
170 процентов. Он и не ожидал другого
ответа. Закреплять  завоеванное, упорно
двигаться вперед и вперед — стало зако-
HOM в молодежных бригадах калибровочно-
го цеха.

Roraa обсуждались обязательства шли-
фовщиков в честь ХТ с’езда комсомола, мо-
лодые рабочие заявили:

— Дайте болыше металла — за нами
дело не станет.

Бригадира калибровщиц Cepadumy Ra-
лашникову можно смело назвать новатором
производства. Она первой. освоила так на-
зываемое «двухниточное» волочение. Две
каретки, словно челноки на ткацком стан-
ке, беспрерывно снуют взад и вперед по
длинному волочильному стану. В каждую
каретку  подаелся одна металлическая
штанга. Каждая каретка обслуживается
	кина, уже дали за прошлый год сто тысяч
рублей экономии.

Но многое еще в плане работ коллекти-
ва цеха — и прежде всего ликвидация
оетрильного отделения, замена острения 0б-
каткой ‘как более экономичной операцией.

Уже сейчас цех выпускает в два раза
больше шарикоподшинниковой стали, чем
в 1936 году. В дальнейшем калибрование.
увеличится. Ведь в недалеком будущем.
промышленность будет пользоваться только
калиброванной сталью.
	3. НОВЫЕ ЛЮДИ

В ЭТИ хни, накануне XI е: ‘езда, И:

ее В ор, аа
	] беседует с комсомольцами. На памяти парт-
	орга Широкова вся. история  калибро-
вочного цеха. Он помнит первые дни пу-
ека и. годы непрерывного роста цеха,
первых комсомольцев, ставших зрелыми
большевиками, и новое поколение энтузиа-
стов сталинской пятилетки. На его глазах
в тяжелом 1941 roxy родной пех напо-
ловину опустел, чтобы стать в Матнито-
TOPCKE целым калибровочным заводом. Пять
коммуниетов и три комсомольца остались
злесь. в Москве, в затемненном цехе заво-
	5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДХОД
	напомнила Калашникова. — Где бумажка
< расчетами?

— fl напамять помню: снизим себе-
стоимость продукции —— это раз; повысим
производительность труда на 18 процен-
тов — два...
	—. Пора заканчивать, — сказал Висе-
лев. — А вот главное забывать нельзя:
для кого мы стараемся, почему так хло-
почем?..

— Понятно! — воскликнул Павлов. —
Разве мы ‘только для <ебя стараемся?
	Конечно. булет больше металла, произво-
	дительность труда повысится, себестои-
	‚мость уменьшится, Но вель это не Bee:
	главное — мы тогда больше сумеем дать
калиброванной стали московским заводам.
г

Зачем же ее из других городов возить, хо-
	тя бы из том же Магнитогорска?’ Пожа-
	пуйста, АЕ ит — ¢BOID, мо-
сковекую!

— Ват 06 этом-то и надо написать ми-
нистру! — подытожил секретарь комите-
та. — Партия дала нам, комсомольцам, ве-

ликив права, обязала нас активно участ-
вовать в хозяйственной деятельности, по-
тосударственнюму подходить к делу. Пока-
жем, что хомсомольцы «Cepia и молота»
не со своей колокольни смотрят на вещи,
& гораздо шире, действуют в интересах
государства...
Горячее письмо молохых калибровщиков
не осталовь без ответа. Завод получил
дополнительный металл. А ©в0е слово ком-
сомольцы © честью выполнили: тысячи
тонн стали сверх плана — верное тому
доказательство. -

ТИ молодые люди накануне XI

‘с’езда ВЛКСМ множат славные
традиции родного цеха. НА СНИМКЕ
(слева Направо): отжигальщик Нико-
лай Хромов, калибровщица Серафима
Калашникова, комсорг цеха Иван Пав-
лов, полировщик Федор Шебалков,
контрольный мастер Полина Гераси-
мова, бригадир термических печей Сер-
гей Михайлин, бригадир-наладчик Сер-
тей Шмаков и контролер ОТК Евдокия
Яптникова.
	ото В. ГРАЧЕВА.
	В ИЮНЕ прошлого года комсомольцы

калибровочного цеха завода «Серп
и молот» обратились © письмом к министру
черной металлургии СССР тов. И. Тевосяну.

Комсомбльцы писали:

«Мы тщательно подсчитали все свои
возможности и пришли к выводу, что можем
дать значительно больше  калиброванного
металла, чем выпускаем сейчас. По нашим
подсчетам можно увеличить выпуек пра-
дукции на 25 процентов...».

...Вюмеорг Иван Навлов положил ручку.

— Правильно? — обратился он к Симе
Палашниковой. .

— Конечно, правильно, — горячо за-
говорила девушка, — я толковала, с калиб-
ровщиками, с мастерами, с партортом —
двадцать. пять пронентов нам вполне под
силу.
	Эти люди 13 лет назад, в дни Х
с ‘езда ВЛКСМ своим трудом про-
	славили коллектив калибровочного
цеха. НА СНИМКЕ (слева направо):
председатель цехкома слесарь Иван
Степанович Бузанов, парторг цеха
Иван Михайлович Широков, мастер
Михаил Алексеевич Осипов и брига-
дир электромонтеров Михаил Алек-
сеевич Нестеров. Фото В. ГРАЧЕВА,
	КУБЕ нЕЕЗиЕ!

А «Си M»
	ТО только не делают из этого металла!
В какой машине не встретим мы ча-
етицы. выточенной из стали «СяМ»!
	Металл, идущий на машиностроительные

заводы, можно’ направлять в различном
виде. Вот эти круглые штанги: из них де-
лают стальные валы для автомобилей и
траклоров; из прутков — ролики для под-
шипников; из «тавриков» — части па-
ровозов. Но на заводах сталь пройдет мно-
0 стадий обработки. И кроме обычных
‚процессов, придающих металлу строгую,
законченную форму, надо будет произвести
подгонку размеров, обточить штангу, сде-
лать ее тоньше, отшлифовать, отполиро-
вать. Нельзя ли направлять в цехи мно-
гих заводов сталь такото сечения, такого
калибра, который не требовал. бы до-
полнительной подгонки размеров? Устано-
вить на станок-автомат пруток, из кото-
рого можно было бы отштамповать шари-
ки для подшипников, не растрачивая до-
рогого металла на отходы, сберегая время,
средства, ускоряя процесс производства?
  Для того, чтобы давать сталь нужных
размеров, полностью подготовленную для
машиностроительных предприятий, и по-
строен шестналцать лет назад этот цех на
заводе «Серп и молот».
	..Вран опускает связку стали на тележ-
ку. Клавдия Сальникова, работающая здесь
со дня основания цеха, нажимает кнопку,
тележка автоматически приближается Е
станку. Несколько секунд, и штанга за-
остряетея. Это нужно для установки в 80-
лочильное кольцо. На волочильных CTA
нах штанга утончается; на правильных —
выравнивается; на ножницах — обрезает-
CH заостренный конец; смазка — защита
против ржавчины =— тонкой пленкой обво-
лакивает поверхность. Сталь готова. Йз
склада ее увезут на подшипниковые, ав-
томобильные, тракторные, паровозострои-
тельные, ‚ инструментальные и многие дру-.
гие заводы страны — их более ABYXCOT,
работающих на калиброванных сталях
«CHM».
	Тринадцать лет назад комсомольцы
страны готовились к Х с’езду Аенинско-
Сталинекого комсомола. В эти месяцы м9-
гучая волна производствениого  под’ема
прошла по цехам «Серна и молота». Pa-
	порты © победах ежедневно приходили из
калибровочного цеха.

«Молодежная бригада лекальщиков KOM
сомольца Олега Семенова боретея за то,
чтобы заслужить высокое звание стаханов-
ской. За стахановскую пятидневку брига-
дир Олег Семенов в два раза перевынол-
нил свое задание. Не отетает от него ле-
кальщик комсомолец Григорий Переиц».

В феврале 1936 года комсорг цеха пи-
сал в заводской многотиражке:

«По представлению Х1 конференции ком-
сомола Пролетарского района комеомоль-
ская организация калибровочного цеха за-
несена на Веесоюзную доску почета имени
Х еезда ВЛЕСМ. В стахановевую декаду
комсомольцы трудились на решающих уча-
стках, работали по-стахановеки».

...Над  волочильными  станами висит
большой плакат. Вумачевые буквы: «До-
стойно встретим ХТ с’езд ВЛЁСМ». Три-
налдпать лет отделяют две значимые вехи
в истории комеомола нашей страны  —
десятый и одиннадцатый с’езды, Где они,
комсомольцы калибровочното, боровшиеся
за высокую честь быть занесенными на
Веесоюзную доску почета имени Х с’езда?
Какие изменения произошли в их жизни?
А сам цех остался ли таким, каким был в
1936 году?

Многих из тех, кто стоял за этими во-
лочильными станами, нет в стенах ‘цеха.
Водителем танка ушел в дни войны на
фронт бригадир Олег Семенов. Он не вер-
нулея, погиб смертью храбрых, защи-
щая Москву. Молодой сслесарь-лекальщик
Борис Морозов — ныне на Магнитке на-
чальником калибровочного  цеуз. Первый
помошник комсомольцев инженер Яков
	‘Сокол сейчае директор Челябинского ме-
	Таллургическото завода.

Многих комсомольцев нет теперь в цехе.
Но вот по пролетам проходит инженер. Под
расстегнутой серой спецовкой виден синий
китель, золотятея пуговицы с якорями.
Знакомое лицо, освещенное  застенчивой
улыбкой. Ла ведь это Григорий Переиц,
	‘участник первого Всесоюзного совещания
	стахановцев в Времле. Тринадцать лет на-
зад, тогда еше юноша-комеомолец, стреми-
тельный и пылкий, стоял он у слесарного
верстака, обрабатывая стальную матрицу
волочильного стана. Сейчас он — заме-
ститель начальника цеха.
	да «Серп и молот». На их-то плечи и лег- — Замечательно, — сказал Дмитрий
ла основная тяжесть возрождения произ-   Киселев, секретарь заводского комитета
водства калиброванной стали. комсомола. — Я говорил 0 вашей ини-
  Парторг рос вместе с цехом. Вначале он   циативе директору завода. Он одобряет.
‚был рядовым отжигальщиком, затем брига- «Молодцы . комсомольцы! — говорит. —

lel о eee pte eee ee Ам wn TKS
	диром; окончил Школу мастеров и стал
мастером термического отделения, потом
начальником смены. Он вырастил десятки
мастеров, воспитал сотни молодых рабочих.
Вот он сидит, умудренный многолетним
опытом, рядом с комсоргом Иваном Навло-
вым. Павлов — молодой коммунист. Ho
он прошел большую школу войны. Rar
внимательный ученик, жаднф ловит он
каждое слово парторга.

— Да, славно поработала наша моло-
дежь накануне Х с’езда комсомола, —
задумчиво товорит Широков. — Хорошие
традиции унаследовали вы, их надо беречь
	и множить. Комсомольцы не щадили себя
	ни $ труде, ни в бою. Многих мы не досчи-
талиеь в своих рядах после войны.
	— И все-таки ничто нас не сломило!—
продолжает он. — Было пять коммуни-
сетов, стало сорок семв. Было три комео-
мольца, етало тридцать два. И какие лю-
ди выросли, какая сила поднялась! Mopy
Нестерова, Марусю Иванову, Юрия Ви-
талнева, Симу Валашникову — да всех
их не перечтешь, — я помню еще юнцами.
Статики в шутку их «муравьями» звали.
И верно, как муравьи, котошились они в
цехе. А теперь? Орлиные крылья, выросли
у ребят. Георгий Нестеров — лучший стро-
тальщик, калибровщица Мария, Иванова.
выдвинута в народные заседатели, Юрий
Киташев — слесарь-лекальщик 7-м раз-
ряда, Серафима Балашникова — бригадир
комесмольско-мюлодежной бригады. знат-
ный человек, Ведь кажется, совсем недавно
Валя Нестерова, Валя Степанювк и Катя
Вычкова были рядовыми рабочими, —те-
перь они контрольные мастера. В гору п-
шли комеомолки! За триналиать лет, через
тоды войны, мы приходим в ХТ с’езду
комсомола окрепшими, накопившими боль-
шой производственный * и политический
опыт. Шутка ли сказать: в прошлом году
наш цех дал на 6,5 миллиона рублей ка-
либрованной стали сверх плана, сэкономил
металла, мазута, смазочных материалов
почти на 1 миллион рублей!

— Значит, молодежь тоже неплохо по-
работала? — опроеил комюорг.

— Неплохо, таить нечего, —улыбнул-
ся парторг. — Но, ведь, сознайся, Павлов,
разве ты доволен? Разве кто-нибудь из нас
скажет: я colo доволен, я уже веего
достиг? Таких людей, по-моему, у нас нет.

— По-моему, тоже, — твердо сказал
Павлов. ИЙ он перевел речь на самую
важную для калибровщиков тему: ках бы-
стрее и лучше освоить в феврале новые по-
вышенные нормы, взять новую высоту в
берьбе за досрочное завершение пятилетки.
	Ролба у них звонкие, молодые, далеко
слышны, авось их скорее услышат, дадут
нам побольше металла... А Цех справится,
ребята там боевые, дружные, хорошей за-
калки,  по-государетвенному подходят»...
Очень доволен был старый металлург...

Комсомольцы взволнованно  перегляну-
ЛИСЬ...

— По-моему министру чадо так и ека-
зать: для нас это не предел, тов. Тевосян!
— предложил Дмитрий Виселев.

— Правильно. Наличнем так: ‘<.. можно
увеличить выпуск продукции на 25 про-
центов. И этот повышенный план обязуем-
ся также успешно перевылолнить...».

— Надо, ребята, указать, что если бы
нам побольше металла, мы резко повыеи-
ли бы производительность труда. Шлифов-
щики это хорошо по себе чувствуют.

`Вее обернулись в сторону говорившего
молодого правильцика Никифорова. -

— Это хорошая мыель, — сказал Ки-
селев. — Пиши так: «Товарищ министр!
Поэтому мы и решили обратиться к Вам.
с просьбой пересмотреть установленный
заводу план по выпуску калиброванного.
металла...».

— На забуль насчет обязательств. —.
		2. ПЕРЕДОВАЯ ТЕХНИКА
	тического приспособления. Еще одно на-
жатие — отходит каретка. Пневматика не
только намного облегчила труд, она при-
вела и к увеличению производительности
	труда.
Новые ‘волочильные станы Иркутского
	завода тяжелого машиностроения сменили
в калибровочном отделении неудобные и
малопроизводительные «Кизерлинги». Вме-
сто «однониточного» введено «двухниточ-
ное» волочение, ~

Механик пеха Михаил Бугров предложил
	ввести механический  сбрасыватель для
штант, старший. мастер Алексанхр Молод-
цов — пневматические зажимы, оттаски-
ватели.  отраничители. Автоматические
	сбрасыватели на правильных машина“,
введенные ло предложению механика Byr-
рова и помощника начальника цеха Copo-
	ОСЛИ люли, рос цех. Совершенствова-

лись методы труда, иным становилось
оборудование, ‘ новая советская техника
пришла на смену станам и машинам, ус-
тановленным в первые годы.

В острильном отделепии широко раски-
нул свои фермы\новый мостовой кран. Ме-
талл не носят. Металл не возят и на руч-
ных тележках. Электротельферы тянут
по рельсам вагонетви — нажим ЕНОПКИ, И
металл у’ станка.

Еще несколько лет назад острильщицы
вручную зажимали штангу на стадке. На-
чальник пеха Алексей Иванович вен
ин подсчитал, что за смену рабочий де-
I пять тысяч двлжений, требующих.
больших физических усилий и связанных
лишь с закреплением штанги.

Сейчас — легкое нажатие на рычажок,
BZ прутоЕ зажимаетея поередетвом пневма-.
	шей и девушек. И они решили ознаменовать прибли-
жающийся ХГ с езд ВЛКСМ новыми трудовыми по-
дарками любимой матери-Родине.

На-днях вся молодежь калибровочного цеха об’явила
стахановский двухдекадник высокой производительно-
сти труда. Новых успехов, дорогие друзья!
	А. ЕФИМОВ, С. АКСАНОВ.
	В ЭТИ горячие дни, накануне ХГ с езда ВЛКСМ,
комсомольцы калибровочного цеха с теплым чув-
ством вспоминают трудовые подвиги молодых калиб-
ровщиков, с честью встретивших 13 лет назад Х сезд
	стремление юно-
	комсомола.
Свято хранить и множить славн
дежи цеха — таково единодушное