Вторник, 5 апреля 1949 г., Ne 43 (1056).
			КОМСОМОЛЕН

Xs cfe3 a В
					Доклад секретаря ЦК`ВЛКСМ тов. Т. И. ЕРШОВОЙ
	народного образования, советскому учитель-
ству в улучшении преподавания биологи-
ческих наук в школе.

В наших школах преподается Конетиту-
ция СССР — Основной Закон советского
государетва. Конетитуция СССР отражает
всемирно-исторические завоевания совет-
ского народа, достигнутые под руководством
большевистской партии и товарища
Сталина. Изучение Конетитуции СССР дол-
AO помогать воспитанию учащихся в ду-
хе советского патриотизма, показывать
преимущества нашего строя перед строем
капиталистическим, воспитывать у уча-
щихся готовность свято и неуклонно со-
блюдать законы нашего государства.

Нельзя ничем оправдать сухое и фор-
мальное преподавание Конституции в неко-
	торых школах. В сожалению, этому пред-
	мету министерства просвещения не уде-
ляют должного внимания. До сих пор нет
учебника по Конституции, сколько-нибудь
обетоятельных и содержательных методи-
ческих пособий. Преподаватели Конститу-
ции не получают нужной помощи.

Было бы неправильно всю вину за эти
недостатки ‘возлагать ‘лишь на ‘органы
народного образования. Вомсомол также не-
сет за это немалую ответственность. Мы
можем очень многое сделать для того, что-
бы помочь учащимея более глубоко изучить
Конституцию СССР. Комсомольекие органи-
зации могут устраивать интересные экс-
курсии, встречи с передовыми людьми сво-
его района, изготовить свойми силами не-
которые наглядные пособия. Обкомы, гор-
комы комсомола вместе с органами народ-
ного образования должны обобщать и рас-
пространять лучший опыт преподавания
Конституции, постоянно помогать прено-
давателям Конституции повышать свою
квалификацию.

Дальнейшее улучшение преподавания во
многом зависит от качества учебников. На-
ша советская школа ежегодно получает
миллионы новых учебников. В их созда-
нию у нас привлекаются крупнейшие уче-
ные. Партия, правительство; о лично
товарищ Сталин уделяют огромное внима-
ние вопросам научного и идейного содер-
жания учебников для школ. Наши учебни-
RH в своем большинстве высокоидейны и
содержательны. Ню вместе с тем надо ска-
зать о крупных недостатках в издании
учебников, а также в их содержании. Ми-
нистерства просвещения подвергают учеб-
ники Частым  переработкам и изменени-
ям. Эти изменения вносятся иногда наспех,
в результате чего нередко страдает кзчест-
BO учебников и нарушается принции ста-
бильности.

Улучшение содержания учебников для
Школ должно стать первейшей заботой op-
ганов народного образования.

Следует сказать еще и о том, что мно-
	тие школьные программы чрезвычайно пе-
	регружены, и это создает большие трудно-
сти в обучении школьников. Министерства
должны заняться разработкой этого вопрю-
се» и принять меры в устранению имею-
шихся недостатков.

Большое значение в дальнейшем улуч-
щении работы школы по обучению A BOC-
питанию подрастающего поколения имеет
политическое просвещение. Политическое
просвещение школьной молодежи осущест-
вляется, прежде всего, в процессе обуче-
ния, на основе учебных программ школы.
Вея работа комсомольских организаций по
	политическом
	должна дополнять и углуолять знания, ко-
торые школьники получают на уроках.
Строить эту работу следует с учетом воз-
раста школьников, общей их подготовки, в
соответствии с планом всей воспитательной
деятельности школы.

Работа по политическому просвещению
успепна лишь в том случае, если она ве-
дется в яркой и доступной для каждого
Школьника форме, если учитываются и воз-
раст учащихся и их знания. Комсомоль-
ские организации пох руководством учите-
ля должны проводить беседы по различным
политическим вопросам, приучать школь-
ников к чтению газет.

Для учацкихся старших классов надо ор-
ганизовывать лекции и доклады на обще-
ственно-политические темы, проводить по-
литинформации, раз`яснять учащимся осно-
вы международной, внутренней политики
советского государства, приучать их к изу-
чению политической литературы. Необхо-
диме усилить научно-естественную пропа-
танду среди школьников, воспитывать их
в атеистическом духе, бороться с` претрас-
судками и суевериями. Надо воспитывать
Школьников в духе советского патриотизма,
готовности преодолевать любые трудности
	лено орденами и медалями свыше 100 ты-  в школе все еще имеются серьезные недо-
	статки. Остановимея кратко на  некото-
рых из этих недостатков.

Возьмем, например, преподавание рус-
ского языка. Нет необходимости доказы-
вать, какое величайшее значение имеет
для нашей молодежи. изучение русского
языка. Однако в преподавании  рубсвого
языка в школах “есть существенные упу-
щения. Прежде всего, многие учащиеся не-
достаточно -хоропю усваивают. грамматику
русекого языка. Некоторые школьники всв
еще плохо владеют культурой устной и
письменной речи.

Ерупными недостатками страдает , препо-
давание русского языка в школах союзных
и автономных республик. 0б этом много го-
ворили на с’ездах комсомола Грузии, Apme-
нии; Узбекистана, на
комсомольских кон
ференциях ‘Татарской,
Вашкирекой, Мордов-
ской АССР, Мы не
можем мириться ©
этими ‘недостатками:
Изучение = русского
языка имеет исклю-
чительное значение;
Русский язык помо-
гает молодежи  при-
общаться в высокой
культуре русского
народа, связывает
между собой  брат-
ские народы, ‹ наее-
ляющие наше много-
национальное, социа-
листическое государ-
ство. Необходимо зна-
чительно улучшить
преподавание русско-
го языка в школах.

: Коммунистическая
партия всегда  при-
знавала  за художе-
ственной литературой
великую воспитатель-
ную силу. Народы
нашей Родины вы-
двинули. из‘   своей
среды — выдающихся
писателей, обогатив-
ших человечество
бессмертными произ-
ведениями, на  кото-
рых воспитывались и ‘°
будут воспитываться целые поколения,
Преподавание литературы в школе имеет
огромное значение, оно способствует BOC-
питанию учащихся в духе советекого
патриотизма, воспитанию у них ‹ качеств
человека сталинской эпохи.

Пренодаванию литературы в школе -на-
	несли серьезный ущерб космополиты, люди,
не имеющие родины, лишенные священно
го чувства советского патриотизма. . Их
антипатриотическая деятельность” разобла-
чена. Необходимо, чтобы преподавание. ли-
тературы в школе было поставлено на 60-
лее высокий уровень, проникнуто духом
высокой  партийности, — большевистской

страстности, глубокой идейности.
	Вомсомол может многое сделать, чтобы
помочь учащимся в изучении литературы.
Необходимо всячески поддерживать прове-
	сяч учителей. (Аплодисменты).

Советская школа из года в год растет
и развивается, неуклонно идет по пути
под’ема и расцвета.

Иная картина в странах капитализма.
Антинародная политика буржуазных пра-
вительств, нищета и безработица широких
народных мас приводят в тому, 4TO COT-
ни миллионов детей трудящихся в капи-
талистических, ‹ и’ колониальных странах
лишены возможности получить даже” нд-
чальное образование.

Взять, например, Соединенные Штаты
Америки: Нынешние правители ОША по-
ставили Школу и педагогику на службу
хищнической борьбе империалистических
клик за мировое господство. Они превра-
тили школу в рассадник мракобесия, ре-
лигиозных предрассудков, невежественных
представлений © законах развития приро-
ды ий общества. Расходы на просвещение
в Америке сокращены до крайнего преде-
ла. По федеральному бюджету 1948 года
в США на просвещение было аесигнова-
но 250 миллионов долларов, что уловлет-
воряло нужды школ лишь на 4 процен-
та. В то же время военный бюджёт США
составил 18 миллиардов долларов, чтов 72
раза больше суммы, отпущенной на просве-
щение. В этом году расходы на просвещение
в США снова значительно сокращены.

Шесть миллионов детей и подростков в
Америке, т. е. одна пятая часть всех де-
тей школьного возраста, не учатся даже
в начальной школе. Законы расовой дис-
вриминации закрывают лвери школы для
миллионов негров и индейцев.

Подобная картина типична для любого
капиталистического государства. Ни одно
капиталистическое государство, не может
потягаться © Советским Союзом в деле
под’ема культуры и просвещения народа.
Наша великая Родина стоит во главе ци-
вилизованного мира, указывая всем наро-
дам пути развития науки, культуры,
искусства. Миллионы простых людей, тру-
жеников всех стран, все передовое про-
грессивное человечество е надеждой и вос=
хищением смотрят на Советский (Союз —
страну победившего социализма.

Борьба за построение коммунистическо-
го общества вдохновляет советских людей
на новые подвиги во славу Родины, во
имя дальнейшего мошного под’ема народ-
ного хозяйства, неуклонного роста произ-
водительности труда, нового расцвета куль-
туры и науки. Перед ‹советеким государ-
ством стоит задача сделать всех рабочих
и крестьян культурными и образованными,
подготовить новые кадры всесторонне раз-
витых, сознательных и активных строи-
телей коммунистического общества. В ре-
шении этой задачи важную роль призва-
на сыграть советская. икола. Долг. комсо-
мола — оказывать активную помощь ком=
мунистической партии и советскому пра-
вительству в дальнейшем укреплении и
развитии школы.
	MOIBCKHX организаций все еще имеется
	лах. Этот почин следует широко распро»
странить в комсомольских организациях,

Большие задачи, стоящие перед шволь-
ными комсомольскими организациями, трея
буют их организационного укрепления,
усиления их политического влияния на
учащихся, более активной работы по во=
влечению школьников в ряды ВЛЕСМ. `

Комеомольские организации за отчетный
период значительно. выросли и окрепли,
Многие ‘из них насчитывают в своих ря
дах свыше ста членов ВЛЕСМ. Возникает
вопрос о том, чтобы создать в таких шкое
лах комсомольские организации в классах;
Следует прелоставить этим организациям
пръво приема учащихся в комсомол © п0б-
ледующим ` утверждением постановлений
комсомольских собраний классов в BOMITE-
те ВАЕСМ школы.

Успех работы школьных комсомольских
организаций в значительной степени зави“
сит от уровня руководетва ими со стороны
райкомов, горкомов, обкомов комсомола:
Многие наши недостатки надо об’яснить
тем, что до сих пор некоторые комеомоль-
ские руководители недооценивают работу
комсомола в школе. Подчас у нас школьч
ными комеомольскими организациями ру
ководят недиференцированно, без знания
жизни шкоды. На прошедших конферен-
Циях и с’ездах делегаты резко критикова-
ли Вологодекий, Астраханский, Крымский,
Тульский обкомы ВЛЕСМ, ЦВ ЛЕСМ Мол-
давии и Белоруссии за слабое внимание в
школе. Надо устранить недостатки в руко-
водетве работой комсомола в школе, по-
вселневно и заботливо направлять деятель
ность школьных комсомольских организа-
ций. Следует полнее использовать предо-
ставленное комсомолу партией право ета-
вить перед отделами народного образова-
ния, партийными и советскими организа-
циями вопросы, связанные © улучшением
обучения и воспитания в школе.
	ий препятствия во имя своей социалисти-
ческой Отчизны.

Владимир Ильич Ленин говорил: «Надо,
чтобы все дело воспитания, образования и
учения современной молодежи было воспи-
танием в ней коммунистической морали».
	Школа и комсомол призваны воспиты>
вать у наших учащихея лучшие качества
человека сталинской энохи: беснредельную
любовь к Родине, беззаветную преданность
делу Ленина— Сталина, чувство подлинно-
го товарищества. силу воли, мужество,
упорство в достижении цели.

Учащаяся молодежь должна принимать
активное участие в общественно-полезном
труде: помогать в оборудовании учебных
кабинетов шкюл, в радиофикации.и элек-
трификации школ и домов колхозников, ра-
ботать на пришкольных участках. Надо,
чтобы уже в школьные годы молодежи при-
вивалиеь любовь и уважение к труду, го-
товность выполнять любую, необходимую
для Родины работу.

Важным средством коммунистического
воспитания молодежи, укрепления ее здо-
ровья, подготовки к труду и защите социа-
листической Родины является физическая
культура. Школьные комсомольские орга-
низации должны добиваться, чтобы школь-
ники регулярно занимались физической
культурой и спортом. .

Необходимо укрепить существующие
коллективы физкультуры в школах, улуч-
шить их деятельность, обратив особое вни-
мание на развитие таких видов спорта и
спортивных игр, как легкая атлетика, гим-
настика, конькобежный, лыжный и водный
спорт, волейбол, баскетбол, — тенние.
Всяческой поддержки и  распростране-
ния заслуживает инициатива комсомольцев
Ростовской области, которые обязались m0-
строить в текущем году спортивные пло-
щадки при всех семилетних и средних ико-
		Товарищи! Под руководством великой
коммунистической партии, под водитель-
ством товарища Сталина народы Советеко-
№ Союза строят коммунистическое обще-
ство. СССР превратился в могучую инду-
стриальную и колхозную державу, в стра-
ну самой передовой науки и культуры.
Все достижения науки и культуры в на-
шем социалистическом государстве постав-
лены на службу трудящимся. Сталинская
Конституция — конституция страны” побе-
дившего социализма — утвердила право
советских граждан на образование, от-
крыла молодежи широкий путь в зна-
ниям. В Советском Союзе сложилась прин-
ципиально новая система воспитания, е03-
дана самая передовая, самая прогрессив-
ная в мире школа.

Коммунистическая партия, советское
правительство, товариш Сталин уделяют
огромное внимание дальнейшему укрепле-
нию и развитию советской школы, обуче-
нию и коммунистическому воспитанию мо-
лодежи. Советская школа является важ-
нейшим звеном в воспитании миллионов
строителей коммунизма. В школе воеии-
тывается и обучается вбе. подрастающее
поколение нашей страны. Советская шко-
ла стала могучим средетвом просвещения
ий коммунистичеекого воспитания широких
масс. Комсомол, верный помощник боль-
шевистской партии, всегда рассматривал
свою работу в школе как дело большой
государственной важности.
	В нашей стране осуществлено всеобщее
обязательное обучение детей. Непрерывно
растут сеть школ и количество учащихся
в них. В этом году в начальных, ееми-
летних и средних школах учится 33,9
миллиона человек. Для школ будет изда-
но свыше 174 миллионов экземпляров
учебников, что полностью удовлетворит
залроеы учащихся.
	Аесигнования, отпущенные советским
правительством на народное просвещение
в 1949 году, составляют более 60 милли-
ардов рублей. В текущем году страна при-
ступает к осуществлению повсеместно все-
общего обязательного семилетнего обуче-
ния. Введение всеобщего семилетнего обу-
чения является новым важным вкладом в
дело культурного строительства в СССР.
Долг комсомола — принять самое актив-
ное участие в разрешении этой важней-
шей государственной задачи.
	Благодаря заботе  коммуниетической
партии и советского правительства наша
школа достигла огромных. успехов в 0бу-
чении и воспитании подрастающего ноко-
ления. Улучшилась постановка учебно-
воспитательной работы в школе, повы-
сился . идейный и научно-теоретический
уровень преподавания. Учащиеся приоб-
ретают более прочные и глубокие знания.

Почетом и уважением окружен в на-
шей стране благородный труд советского
учителя. В настоящему времени за выс-
лугу лет и безупречную работу награж-
	за отчетный период комсомол провел

большую работу в школе, активно помо-
гая коммунистической партии, советекому
правительству в улучшений обучения и
воспитания учащейся. молодежи.
. Постановления Х и ХН пленумов ЦК
ВЛЕСМ направили деятельность комсомо-
ла в школе на решение главной задачи—
помощь учителю в обучении и воспита-
нии учащихся. Комсомольская и. пионер-
ская работа в школе рассматривается каБ
неот’емлемая часть всего учебно-воспита-
тельного. процесса. Комсомольцы. и пионе-
ры показывают пример сознательного от-
ношения к учению и дисциплине. Во мно-
гих школах ереди учащихся — комсо-
мольцев и пионеров нет неуспевающих,
большинство из них учится только. хоро-
шо и отлично. Почти ‘все учащиеся, окон-
чившие школу < золотыми и серебряными
медалями, — комсомольцы. В Москве, на-
пример, в прошлом’ учебном году из 1.035
учащихся, окончивших среднюю школу ©
золотыми и серебряными медалями, —
827 комсомольцев; в Армении из 147 —
437, в Украинской CCP из 1.710 —
1.633; в Узбекистане из 239 — 200
ROMCOMOABIEB.

Вомсомольские организации в школе
значительно окрепли, возрос их авторитет
среди молодежи. Количество школьных
комсомольских организаций после Х с’ез-
да комсомола увеличилось более чем в три
раза, а число комсомольцев-учащихея —
в пять с половиной раз. Больме полови-
ны всех школьников старших классов —
	комсомольцы. Формы и методы фадоты
комсомольских организаций в борьбе за
тлубокие и прочные знания учащихея
	стали более разнообразными, интересными.
° По инициативе комсомольцев в школах
создаются предметные кружки, проводят-
CH лекции, нитательские конференции,
диснуты, экекуреии, смотры техническо-
го творчества, конкуреы юных математи-
ков, физиков, химиков.

Но в нашей работе имеются и серьез-
ные недостатки. Есть еще такие школь-
ные комсомольские организации, которые
слабо борются за глубокие и прочные
знания учащихся, за укрепление дисцип-
лины. Нередко комсомольские организации
не обрашают должного внимания на такие
отрицательные явления в жизни школы,
как недобросовестное отношение некото-
рых учащихся к выполнению заданий
учителя, плохая подготовка к урокам,
подсказывания.

В наших школах все еше имеет месте
второгодничество. Особенно много второ-
годников в Новосибирской, Читинской,
Омской, Ярославской областях, Киргиз-
ской ССР. В числе’ отетающих есть a
комсомольцы. Между тем многие  комсо-
мольские организации недостаточно требо-
вательны к тем комсомольцам, которые
плохо относятся к учению, ‘нарушают
дисциплину.

В работе некоторых школьных комсо-
	_ *) Печатается
грамме.
	по сокращенной — стено-
	УЛУЧШИТЬ РУКОВОДСТВО ПИОНЕРСКОЙ
	ОРГАНИЗАЦИЕЙ
	Вомсомол вместе с профсоюзными орга
низациями и органами народного 0бразо-
вания должен позаботиться о дальнейшем
расширении сети пионерских лагерей в
улучшении содержания их работы. Работа
в нионерских лагерях должна вестись пе-
дагогически продуманно. В лагере дети
	должны разумно отдыхать. Физически за-/
	Каляться, развивать свои творческие спо-
собности. И здесь надо еще раз сказать ©
необхотимости тщательно отбирать началь-
ников и вожатых лагерей. Эти люди
должны иметь педагогическую  подготов-
Ку, опыт работы с детьми.

нашей стране широко известен пио-
нерский лагерь «Артек» имени В. М. Мо-
Лотова — всесоюзная детская здравница,
любимое место отлыха пионеров. у

В феврале 1948 года по инициативе
товарища Сталина было принято поета-
новление Совета Министров Союза ССР о
том, чтобы открыть еще несколько новых
пионерских лагерей тина «Артек». Ком»
COMO должен активно помочь етроитель-
ству этих лагерей.”

Но не вое дети выезжают в пионерские
патери. Поэтому нужно 060бое внимание
уделить организации летнего отдыха де-
тей, остающихея в городе.

Велика и почетна ‘роль пионерского во-
жатог в коммунистическом воспитания
пионеров и школьников. Вожатый — не
телько умелый руководитель и воспита“
тель, но И самый близкий товарищ детей,
С ним можно поделиться и радостью успе-
ха и горечью неудачи. У него можно Hail:
ти ободрение, поддержку, совет. Много. чё
до знать и уметь, чтобы руководить пио-
нерской дружиной, отрядом.

Е сожалению, у нас многие комсомоль-
ские организации невнимательно относят-
ся к работе с вожатыми. Подбирая Boma
тых, часто не учитывают их общеобразо-
вательной и педагогической подготовки,
Значительная часть старших. освобожден-
ных вожатых не имеет педагогического ob:
разования. Некоторые вожатые не имеют
среднего образования. Многие комсомоль-
ские организации слабо помогают вожатым
 повышать свои знания.

На протяжении длительного времени в
многих отрядах и дружинах вовсе нет во-
жатых. А что значит, когда нет вожат-
го? Это значит, что по сути дела отрм
или дружина лишь числятся, а не раб-
тают по-настоящему. В Алтайском крае
за полгода из. 446 вожатых сменилось
180: В Горьковской области из 606 во-
жатых за это же время сменилось 225.

Далее тов. Ершова говорит о необходи“
мости лучше обобщать и распространять
положительный опыт работы с детьми, 9
создании большой подлинно научной ли-
тературы для вожатых и учителей.

Большое значение имеет широкое при-
влечение учителей к работе старшими 1
отрядными вожатыми. Необходимо п9мо-
тать учителям изучать существо пионер-
ской работы: совместно с органами народ
ного образования проводить сехинары для
учителей; ставить на обсуждение учителей
вопросы пионерского движения: обобщать
и распространять лучший опыт работы
учителей в пионерской организации.

Педагогические учебные заведения еже.
годно выпускают десятки тысяч учителей,
Но многие из них не приобретают 3a BP
мя обучения необходимой подготовки п на-
выков работы с пионерами.

Нельзя считать нормальным, когда пи
чтении курса педагогики в педагогических
и учительских институтах вопросам пло-
нерской работы отводится  веего 4—0
часов, а в педагогических училищах —
8 часов. Педагогическая практика ©ту-
дентов по пионерской работе не проводит“
ся. Такое ненормальное положение У6у*
губляется и тем, что в учебниках по Me
даготике’ уделяется самое  нёзначитель“
ное. место пионерской организации,

Ввеление в педагогических учебных 82-
ведениях лекционного курса и семинар”
ских занятий по вопросам работы пионео“
ских организаций или увеличение Ч96г8
на эти темы в программе курса педагоги
		(Окончание на 3-й стр.)
	Воммунистическая партия возложила н&
	ВЛОМ важную задачу — руководетво ор-
	ганизацией юных пионеров. Пионерское
движение приняло в нашей стране широ-
кий размах. Пионерская организация на-.
считывает сейчас 13 миллионов школьни-
ROB.

Вопросам пионерской’ работы Централь-
ный Комитет ВЛЕСМ уделял большое вни-
мание, нзправляя’ всю деятельность отря-
дов и дружин на оказание помощи учи-
тельству в выполнении учебно-воспита-
тельных задач школы. В послевоенное вре-
мя комсомол провел значительную работу
NO укреплению кадров вожатых, улучше-
нию содержания деятельности пионерской
организации, дальнейшему развитию ини-
циативы и самодеятельности юных пионе-
	‘B.

В марте 1947 гола ЦЕ ВЛЕСМ принял
постановление «0б улучшении работы нио-
нерской организации». Для того, чтобы
привлечь большое число пионеров к актив-
ной работе и улучшить воспитание пио-
нерского актива, ЦА ВЛКСМ отменил в
пионерской организации систему назначе-
ний и ввел выборность вожатых звеньев,
советов отрядов и дружин. Олновременню
были еозланы районные, городекие, обла-
стные, краевые и республиканские советы
юных пионеров. Были также введены зна-
мена для районных и городских пионерских
организаций и пионерских дружин. Серь-
езную роль в дальнейшем улучшении ра-
боты пионерских организаций сыграло по-
становление ЦК ВЛКСМ о приеме в орга-
низацию юных пионеров детей с 9 лет, &
не с 10 лет, как это было раньше. Такая
мера дала возможность создать пионерские
отряды и дружины в большинстве началь-
НЫХ ШКОЛ.

Пионер — всем детям пример. Это вы-
ражение вошло в быт школы, детей. Пио-
нерская организация ведет большую и
нужную работу в школе, классе, помогая
учителям укреплять дисциплину, воспиты-
вать у детей сознательное отношение к
учению, стремление учиться хорошо и от-
лично. В пионерской организации возникли
новые, интересные формы работы.

На ряде примеров тов. Ершова показы-
вает, как правильно поставленная  вне-
школьная работа способствует успешному
решению _ учебно-воспитательных ‚ задач
школы. Докладчик говорит о различных
формах массовой самодеятельности пионе-
ров И Школьников.

Пионерская организация бвоей разно-
сторонней, содержательной и интересной
деятельностью завоевала авторитет среди
учащихея и стала серьезной опорой учи-
	телей. Но нато признать, что многое в ра-
боте пионерских организаций все еще не
удовлетворяет ‘запросам и интересам
школьников. Часто в работе с пионерами
не учитываются педагогические требова-
ния, возрастные особенности и интересы
цетей. Пионерские организации порой
плохо воспитывают у пионеров и школь-
ников организованность и дисциплину. В
некоторых отрядах и дружинах работа про-
ходит вяло, однообразно.

Деятельность пионерских организаций
должна быть целиком подчинена учебно-
воспитательным задачам тнколы, помогать
учащимея хорошо учиться, способствовать
организации хорошего, здорового отдыха
детей. Работу в пионерских звеньях, отря-
дах и дружинах следует вести нз основе
активности и самодеятельности самих пио-
неров, всемерно развивая их инициативу.
Но это не исключает, а наоборот, предно-
лагает, чтобы работу пионеров направляли
и развиваля опытные, педатогически об-
разованные руководители. Исключительно
важно, чтобы учителя, ‘классные руково-
дители больше привлекались к деятельно-
сти пионерской организации, работали во-
жатыми. помогали нионерским вожатым.

В нашей стране получила“ широкое рас-
пространение такая замечательная форма
работы ‘с детьми летом, как ппонерский
латерь. В пнонерских лагерях разумный
отдых сочетается е большой -воспитатель-
ной работой. Только за прошлое лето в
пионерских лагерях, в лесных школах, на
оздоровительных площадках отдыхало 60-
лее четырех миллионов детей,
	ОБЕСПЕЧИТЬ ГЛУБОКИЕ И ПРОЧНЫЕ
ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ
	формализм. Часто еще комсомольские ор- ‘дение комеомольскими организациями ли-
	тературных вечеров и диспутов, устраивать
обсуждения книг советеких писателей,
создавать кружки художественного чтения,
литературные кружки, помогать библиоте-
кам в их болышой и важной работе.

Мы живем в век новых достижений нау-
ви и техники. Одно из условий успешного
строительства коммунистического общества
состоит в том, чтобы поднять на невидан-
ную высоту науку и технику, широко при-
менять их во всех областях нашей жизни.
Отсюда вполне очевидно, как важно, что-
бы учащиеся хорошо изучали такие пред-
меты, как математика, физика, химия.

Математика охватывает многообразные
области познания — от математической ло-
гики до средств проектирования и расчетов
сложнейших сооружений. В некоторых
школах учащиеся механически заучивают
теоретический материал по математаке, и
это мешает им осмысленно применять ма-
тематические правила, законы, формулы.

Физику часто называют матерью всех
технических открытий и изобретений. Фи-
зика —— это фундамент, на котором оено-
вывается  изучение технических наук. Для
того, чтобы школьники хорошо усваивали
физику, надо преподавать ее наглядно. Это
требует большого количества практических
опытов, &- следовательно, необходимых. при-
боров и оборудования.

Haro признать существенным недостат-
	ROM TO, 4TO BO MHOTHX школах в изучении
	ганизации, вместо того чтобы повседнев-
но помогать учителю повышать знания
учащихся, проводят одно 3a другим длин-
ные собрания, которые носят характер
скучного назидания. В комитетах комсо-
мола некоторых школ составляются вся-
кие сведения и сводки, работа над. кото-
рыми отнимает у активистов много вре-
мени и не приносит пользы.

Во многих школах учащиеся, особенно
комсомольские. и пионерские активисты,
перегружаются общественной и. другой
неучебной. работой, -

Центральный Комитет ВВП(б) вскрыл
эти недостатки в своем постановлении. «0
мерах по устранению перегрузки школь-
ников общественной и другой неучебной
работой». Постановление ЦК ВЕП(б) яв-
ляется. документом огромной ‚важности.

’

Оно еще раз подчеркивает, что тлавное в.

жязни школы — учебный процесс и вея

внешкольная работа должна быть подчи-
нена этой главной залаче.

Центральный Комитет комсомола принял.

известные меры к тому, чтобы устранить
перегрузку школьников общественной и

другой неучебной работой. Но следует при-

знать, что некоторые райкомы, горкомы и
обкомы комсомола не сделали необходимых
выводов из постановления ЦК ВЕП(б), не
ликвидировали перегрузки учащихся, Не-
давно ЦВ ВЛЕСМ проверил состояние дел в
Калужской и Ивановской областях, Татар-
	ской и Башкирской автономных республи-   физики нехватает наглядности.
	ках. Оказалось, что в некоторых школах по-
прежнему есть факты перегрузки учащихся.

Наша обязанность — принять все меры
к тому, чтобы положить этому конец.
Общественная работа должна помогать уча-
щимся успешно овладевать основами нау-
ки, воспитывать у них организованность,
активность, чувство коллективизма.

Говоря о содержании  учебно-воспита-
тельного процесса, тов. Ершова  подчер-
кивает, что урок. — основа всего учебного
процесса. Законом для каждого школьника
должно стать достойное поведение на уро-
ках, обязательное выполнение всех зада-
ний учителя, добросовестное приготовление
доманених заданий к каждому уроку.

Школьные комеомольские организации,
оказывая товарищескую помощь тем уча-
щимся, которым трудно дается тот или
иной раздел программы, должны вместе с
тем осуждать нерадивое отношение некото-
рых школьников к учению. Ы

Надо улучшить работу по воспитанию
учащихея в_духе сознательной дисципли-
ны. Твердая дисциплина — непременное
условие успешной работы школы. Комсо-
мольские организации обязаны помогать
директорам и учителям укреплять диеци-
плину и порядок в школе, решительно вы-
ступать против фактов неуважительного
отношения к. учителю, неисполнительно-
сти, развязности, грубости отдельных уЧа-
щихея.

Обкомы, крайкомы, ЦЕ ЛЕСМ союзных
республик ‘обязаны глубоко вникать в со-
держание учебного процесса. Это тем более
необходимо, что в преподавании основ наук
	Чтобы устранить книжность преподава-
ния, сделать его предметным, необходимо
обеспечить учителя наглядными пособиями,
оборудовать в школах хорошие кабинеты
физики. В связи е этим важное значение
имеет помощь. комсомольских организаций
предприятиям,  изготовляющим школьное
оборудование. Следует также поддержать
инициативу шефетвующих над школами
предприятий Москвы, Ленинграда и других
городов, которые помогают оборудовать
школьные физические кабинеты. Многое
могут сделать для этого и сами учащиеся
под руководством учителей.

Широкой поддержки заслуживает такая
работа комсомольских организаций, Kak
проведение конкурсов юных физиков, ма-
тематиков, химиков, встреч с деятелями
науки и техники, организация экскурсий
на заводы и фабрики.

Преподаванию биологических дисциплин

в нашей школе отводится большое и важ-
ное место. Такие предметы, как ботаника,
зоология, анатомия и физиология человека,
основы дарвинизма, помогают вырабатывать
У школьников материалистическое  миро-
воззрение, воспитывать их в. атеистическом
духе, понять закономерности явлений при-
роды.
_ До недавнего времени преподавание био-
логических наук в школах велось неудо-
влетворительно. Перед органами народного
образования стоит задача обеспечить пре-
подавание биологических наук в школе на
основе передового мичуринского учения.

Комсомольские организации могут и
должны оказать активную помошь органам