Четверг, 14 апреля 1949 г., № 47 (1060):

ЗЕ

Самая прогрессивная в мире советская наука
	оду
	Постановление Совета Министров, СООР
о присуждении Сталинских премий за вы-
дхающиёся работы в области науки под-
вело итог плодотворной работы советеких
ученых. 1948 тол был ознаменован даль-
нейшим  подх’емом  научно-иселедователь-
ской деятельности во всех областях зна-
HHA.

Передовые ученые нашей Родины, сле-
дуя указаниям великого Сталина, 60po-
лись за процветание той науки, которая’
не отгораживается от народа, а готова.
служить народу.

Ната отечественная наука завоевала
передовые позиции в важнейших отраслях
знания. Многие имена славных русских
исследователей — основоположников нау-
ки вошли в историю, утверлив в веках за-
мечательную творческую силу русского
народа.

Развивая и умножая традиции великих
деятелей отечественной науки — Ломоно-
сова, Менделеева, Бутлерова, Лобачевеко-
то,  Яблочкова, Попова, Ковалевекого, Меч-
никова, Тимирязева, Сеченова, Навлова,—
советские ученые ведут науку к новым
высотам, показывая перед всем миром
преимущества передовой культуры наро-
да, строящего коммунистическое общество.

Блестящая побела передового мичурин-
ского направления в советской биологии
явилаеь основой нового расцвета смелой
действенной науки, преобразующей при-
роду. Огромную роль в окончательном
торжестве мичуринской биологии сыграл
крупнейший советский ученый, патриот
Родины Герой Социалиетичеекого Труда
акалемик Т. Д. Лысенко. Сталинская ope-
мия первой степени присуждена ему ныне
за научный труд «Агробиология». Йз-
ложенные в книге исследования в облаети
биологической и сельекохозяйственной
наук являются крупнейшим событием в
истории развития биологической науки. В
работах «Селекция и теория сталийного
развития растений», «0 внутрисортовом
скрешивании растений самоопылителей»,
«0 двух направлениях в генетике» и дру-
гих академик Т. Д. Лысенко последователь-
но вскрывает закономерности развития
организмов, развивает, творческое ядро
дарвинизма, поднимает на небывалую вы-
соту › учение Мичурина © направленном
изменении приролы растений путем воз-
действия условиями жизни. В работе «0
наследетвенноети и ве изменчивости» Т. Д.
Лысенко лает на основе мичуринеких илей
		служит CBOCMY пар
		в СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СОЮЗА. ССР
	_© присуждении Сталинеких премий
за выдающиеся работы в облаети науки
и изобретательства за 1948 rox
		крупнейшего советского ученого и врач в.
	области лечения ‘и диатностиви DOCTHO-CY-
ставного. туберкулеза.

Велико значение советской археологии
п этнографии в изучении истории нашей
Родины. Труды советских ученых, блестя-
ще опровергая расистские лжетеории бур
жтазной науки, ‹ утверждают позиции
	учение 01  марксистской историографии. На основания
разбивающее   богатейшего материала, собранного науч
в биологии.   ными экенедициями, восотановлены заме-
воззрениям чалельные страницы из истории развития
sana в би0-  самобытной русской. культуры, оказавией
	Беседа с председателем Комитета
по Сталинским премиям

в области науки и изобретательства
пкадемиком А. Н. НЕСМЕЯНОВЫМ
			стройное материалистическое
	развитии ‘живой природы,
идеалистические воззрения
Сокрушитеяьный удар этим
	начесен в зтоклале «0 положении в
	Сталинские премии за выдающиеся изобретения и коренные
усовершенствования методов производственной работы:
	(Окончание. Пачало
см. «Московский комсомолец»
от 9 и 12 апреля)
	13. Пестрянову Владимиру Борисовичу,
руководителю работы, Нудрявцеву Влади-
миру Николаевичу, Семеневи Владимиру
Антоновичу, Тимофееву Александру Анд-
риановичу, инженерам 3aBeisy—3a разра-
ботку и промышленное оетюение новой
ра. ноаппаратуры.

374. Петрову Георгию Петфовичу, на-
чальчику лабораторий завода  Грачеву
Андрею Андреевичу, иняенеру: стеклозавола
ямени Горького, Зильбартитейну Якову Мат-
веевич?.. Лиознянской Софье Григорьевне,
научным сотрудникам Веесоюзного научно-
песледовалтельского института стекла, Еме-
льянову Мвану Михайловичу, бывшему ди-
ректору завода Автостевло; Бреховских (е-
рафиму Макжимовичу, глазному инженеру
Тлавтехстекло, Назанскому Михаилу Сер-
теевлчу, доценту Ленинтрилекого техноло-
тического института имени Ленсовета, —
за разработку и обвоенив производства
закаленного стекла «Оталинит».

75. Петрову Григорию Семеновичу, ди-
ректору Научно-исследовательского инети-
тута пластмасс, Бродсному Тертону Шимо-
новичу, Выгодекой  Мариаме Борисовне,
Луновенко Тамаре Михайлозне, Пешехоно-
ву Алексею Алекееевичу, Урахтеру Алек-
санлру Савельевичу. Файншмейну Абраму
Самойловичу. научным сотрудникам того
же института, — за разработку и внелре-
ние в промышленность упивереального
клея и плаетмасе.

76. Плавсному Константину Конетан-
тиновичу. начальнику отдела НИЙ, Ляли-
кову Изану Тимофеевичу, Назарову Нико-
лаю Константиновичу, Федосееву Влади-
миру Михайловичу, научным сотрудникам
инетитута, Николаеву Николаю Николае-
вичу, инженер-майору, — 38 ‹е0здание но-
вого образца вооружения.

77. Попрезкову Виталию Борисовичу,
преподавателю  Архитектурного” инетиту-
Ta, —~ за изобретение протеза
	78. Покровсному Андрею Глебовичу, ру-
коволителю работы, Скибарко Алексею
Петровичу, инженеру, Юффа Лейбу Дави-
довичу, директору завода, Иллювиеву Вла-
диславу Викторовичу, инженеру, Русенко-
му Михаилу Леонтьевичу, главнойгу  тех-
нолоту завола, Шунейко Витольду, Сабино-
вичу, главному конструктору завода,
Горшкову Алексанлоу Порфирьевичу, ин-
женеру, — за разработку конструкций
радиоаниаратуры,

79. Рагинскому Бориеу Александровичу,
руководителю работы, Тимофезву Николаю
Отепановичу, Асан-Нури-Абдулла оглы, ин-
женерам Министеретва нефтяной промыш-
ленноети, Крылову Ивтению Никочаевичу,
инженеру  Веесоюзного научно-исследова-
тельского института гидротехники и мелио-
рации, Озерову Никотаю Васильевичу, до-
центу Московского института инженеров
транспорта, — за разработку эстакадного
метола тля можеких нефтепромыелов,
	80. Русинову Михаилу Михайловичу,
профессору Ленинградекого института теч-
ной механики и оптики,  Захарьевскому
Алексанлру Николаевичу, профессору того
же института, Егореву Василию Андрее-
вичу, Чернорезу Михаилу Андреевичу, co-
трудникам того же института, Шиканову
Сергею Александровичу, директору того же
института, Ламперу Ефиму Григорьевичу,
инженеру, — за создание новых образцов
оптических приборов.

81. Савельеву Борису Николаевичу, ру-
ховодителю работы, инженеру НИИ, Рома-
нову Василию Васильевичу, Боброву Але-
geet Ивановичу, научным сотрудникам
НИИ, Нлимонтовичу Владимиру Алекеан-
дровичу, инженер-капитану 1 ранга, Ще-
голеву Евгению Яковлевичу, научному со-
труднику Физического института Академии
наук СССР, — за разработку нового типа
ралиоанпаратуры.

82. Серенсену Сергею Владимировичу,
действительному члену Академии наук
УССР. Житомирскому Валентину Вонетан-
тиновичу, Нинасошвили Роберту Семенови-
чу, Натанзону Владимиру Яковлевичу, на-
учных еотрудникам ПИАМ, — за исследо-
вания в области динамической прочности
мания.

83. Сиваченко Михаилу Степановичу,
действительному члену Всесоюзной акаде-
мии сельскохозяйственных наук им. В. И.
Ленина, Павлову Василию Дмитриевичу,
Герасимову Сергею Александровичу, инже-
нерам Веесоюзного научно-иселедователь-
екого института  механизалии сельского
хозяйства, — за созлание и внедрение В
пооизволетво свеклокомбайна «СПГ-1».
	34. Силичи Вячеславу  Викторовизу,
	главному конструктору завода «Ревтруд»,
	Забайкальской железной дороги, — за ко-
ренные усовертенствования процесса pa-
боты паровозных бригад по экеллоатации
и ремонту паровозов, обеспечивлтие значи-
тельное повышение  производительности
труда, экономию топлива и улучшение
пепользования па00в03ов.
	87. Табачнину Бенциону  Шлемовичу,
инженеру Министерства  электропромьйя-
ленности, Панкратьеву Александру Федоро-
вичу, Перцеву Гериу Ицковичу, инжене-
рам завода, — за создание электрообору-
дования для врубовых машин.

88. Тананаеву Николаю Алексанлрови-
чу, профессору Уральского  политехниче-
ского института им. С. М. Кирова, — за
разработку эффективного метода химиче-
ского анализа сплавов. 5

89. Танцюре Алексею Андрониковичу,
научному сотруднику Всесоюзного научно-
исследовательского института  железноло-
рожного транепорта, руководителю работы,
Данилову Михаилу Петровичу, Красникову
Михаилу Павловичу, научным сотрудникам
того же института, Пузанкову Дмитрию
Вонетантиновичу, заместителю главного ин-
женера Главного управления машинострои-
тельных заводов, Рязанцеву Борису Сергее-
вичу, главному инженеру Главного управ-
ления сигнализация и связи Министерства
путей сообщения, Семенову Николаю Мат-
веевичу, начальнику Главного управления
сигнализации и связи Министерства путей
сообщения, Булдык Константину Артемови-
чу, инженеру Харьковского завода «Тран-
связь», Нурбатову Евгению Дмитриевичу,
инженеру Министерства путей’  со0обще-
ния, — за разработкх нового автостопа.
	90. Толстому Никите Алексеевичу, Ффво-
филову Петру Петровичу, старшим научным
сотрудникам Государственного оптического
института, — за <оздание прибора для
изучения быстропротекающих физичееких
процессов.

91. Трубкину Михаилу Васильевичу, ма-
стеру Куйбышевской ГРЭС, Вальчану Ста-
ниславу Войцеховичу, инженеру завода
«Энергодеталь», Кучвину Сергею Дмитрие-
вичу, Мануйлову Петру Николаевичу, ин-
женерам Оргрэе, — за разработку о кон-
струкции и промышленное внедрение авто-
матического регулятора питания паровых
котлов.
	92. Умикову эахарию Нерсесовичу, руко-
водителю работы, Власову Анатолию Ива-
новичу, Борушко Александру Михайлови-
чу, Вайнеру Срулю Пиневичу, Смолину
Тимофею Григорьевичу, инженерам, — за
созлание нового образца вооружения.
	93. Участкину Петру Васильевичу, заве-
дующему лабораторией Всесоюзного науч-
но-иселедовательского института охраны
труда, Ланда Александру Бениаминовичу,
заместителю директора того же инетиту-
та, — за создание передвижной вентиля-
ционной установки для улучшения уело-
вий труда.
	94. Файбиссвичу Исазку Львовичу, на-
учному сотруднику Веесотюзнотго угольного
государственного института, Кагановичу
Якову Марковичу, научному сотруднику
того же института, Горбачеву Тимофею Фе-
доровнчу, главному инженеру комбината
Кузбассуголь, Рибас Юрию Михайловичу,
научному сотруднику Макеевского научно-
исследовательског  инетитута угольной
промышаенности, Симоненко Владимиру
Ивановичу, главному конетруклору, =— за
разработку и внедрение в утольную про-
мышленноеть норого типа ламп,
	95. Федоринову Василию Михайловичу,
директору Брейтовекого  мосударетвенното
племенного рассадника Ярославской обла-
ети, Махониной Галине Федоровне, старше-
му селекционеру, Князеву Василию Фело-
ровичу, зоотехнику, Смирновой Ефросинье
Ивановне, заведующей племенной  свино-
водческой Фермюй колхоза имени М. Горь-
кого Брейтовокого района, — за выведе-
ние и размножение  высокопродуктивной
породы свиней «Брейтовегая».
	96. Филатову Анатолию Георгиевичу, ве-
душему конструктору завода «Красный
Пролетарий», Корсову Льву Алексеевичу,
Кириллину Борису Ивановичу, инженерам
того же завода, Ростовцеву Ивану Алек-
сандровичу, главному конструктору завода
имени ©. Орджоникидзе, Каменецкому Ге-
оргию Иосифовичу, инженеру, — за 603-
дание токарного полуавтомата для обточки
паровозных осей,

97. филиппову Борису Сергеевичу, ру-
ководителю работы, Золотареву Константи-
ну Васильевичу, Токареву Николаю Петро-
	управляющему конторой Союзшахтоосуше-
ние, Балбачану Якову Ивановичу, инжене-
ру Миниестеретва угольной промьышленно-
сти, Кравцову Евгению Павловичу, главно-
My инженеру Главиентрошахтострой, Кри-
ворогу Степану Арсентьевичу, Лаврову
Игорю Александровичу, Рикману Влахими-
ру Абрамовичу, инженерам конторы ©003-
шахтоосущение  Троянскому Сергею. Вз-
сильевичу, профессору Московского  гор-
ного института имени И. В. Сталина, —
за разработку и внедрение нового метола
глубокого осушения водообильных  уголь-
ных месторождений.
	100. Хрищановичу Александру Степа-
новичу, буровому мастеру треста «Ашше-
роннефть», @рлову, Алексею Ильичу, бу-
ровому мастеру треста  «Бузовнынефть»,
Балабансву Павлу Прокопьевичу, бурово-
му мастеру треста «Туймазанефть», — за
разработку и осуществление скоростных
метолов бурения нефтявых окважин.
	101. Хрущеву Александру Андреевичу,
руководителю работы, Белотникову Игорю
Михайловичу, Матвеенко Александру Cep-
геевичу, Фурдуеву Вадиму Владимирови-
чу, научным сотрудникам Научно-иесле-
довательского кинофотоннетитута, Муром-
цеву Василию Васильевичу, начальнику
лаборатории завода «Ленкинап»,— за Cco-
здание новой системы воспроизведения
звука, обеспечивтей ‘выеовое качество
звучания при демонстрациях кинофильмов.
	102. Хрисановей Валентине Викторов-
He, технику, бригадиру  комсомольеко-мо-
лодежной бригады цеха ралиолами › М0с-
Бовского  электролампового завода, — за
применение новых методов работы, obec-
пенивающих более высокую  производи-
тельноеть труда, енижение себестоимости
и высвобожление рабочей силы.
	103. Цикунову Николаю Конетавтино-
Щербакову Виктору Федоровичу, Тарасо-
ву Василию Николаевичу, Бельскому Рос-
тиславу Рафапловичу, инженерам, Полае-
ву Феодосию Александровичу,  инженер-
полковнику, Мартыненко Михаилу Петро-
вичу, инженер-капитану 2 ранга, — 3a
разработку нового образца вооружения.

104. Цехановичу Михаилу Васильеви-
чу. руководителю работы,  Адриановой,
Людмиле Николаевне, Миллеру Виктору
Александровичу, Сырковой Варваре Дани-
ловне, Нилендеру Роману Алексеевичу,
Цветкову Григорию Михайловичу,  инже-
нерам, — за разработку конструкции и
освоение производства электронно-лучевых
приборов.

105. Чашкину  Мойсею Ивановичу,
старшему научному сотруднику Bececows3-
ного научно-исследовательского  инетиту-
т& агролесомелиорации, — за разработку
конструкции лесопосадочной машины.

106. Чубакину Владимиру Степанови-
чу, руководителю работы, главному  кон-
структору, Малунову Владимиру Никан-
дровичу, Родионсзу Петру. Васильевичу,
инженерам завода; Карпову Алексею Яков-
левичу, инженеру, Салазно Георгию Ни-
колаевичу, инженер-подполковнику, — за
создание нового образца боеприпасов,

107. Чутвих Александру Степановичу,
помощнику мастера Краснохолмекого кам-
вольного комбината, — за внедрение ра-
циональных высокопроизводительных Me-
тодов работы: в текстильной  промышален-
ности, обеспечивающих выпуск  продук-
ции отличного качества и. получивших
широкое распространение в других отрас-
лях народного хозяйства,

108. Шапировскему Якову Борисовичу,
руководителю работы, Гитису Эммануилу
Исазковичу, Норчмару Александру Ильи-
чу, Кунявскому Гедалию Моисеевичу, ин-
женерам,— за. созхание новой радиоаппа-
ратуры.

109. Шаповалу Ивану Емельяновичу,
руководителю работы, директору завода,
Барансву Константину Никойаевичу,
Турьянекому Святополку Александровичу,
Карташеву Валиму Григорьевичу, инжене-
рам завода, — за разработку метода про-
изводетва нового типа оптического стекла.

110. Шурису Науму Ароновичу, руко-
водителю работы, Чевненно Анатолию Ива-
новичу, Балыкеву Владимиру Мнхайлови-
чу, Альшицу Якову Исааковичу, инжене-
рам Гипроуглемаша, Алешину Григорию
Ивановичу, Рафаловичу Александру Алек-
сандровичу, инженерам Копейского мапги-
ностроительного завода пм. С: М. Кирова,
Братченко Борису Федоровичу, ‘главному
инженеру треста «Шахтантрацит»,  Лео-
ненко Ивану Абрамовичу, главному инже-
неру комбината «Востеибуголь», Хоханбе-
еву Афанасию Марковичу, главному ин-
женеру Горловского малииностроительного
завода им. С. М. Кирова, Херсонсному
Льву Вениаминовичу, заместителю ° на-
чальника  «Главетроймеханизации»,— за
разработку и внедрение в угольную про-
мышленность мощных врубовых машин,

111. Энглину Абраму Львовичу, руково-
дителю лаборатории Научно-исследователь-
ского института, Архиповой Клавдии Xap-
лампьевне, Триханову Михаилу Дмитрие-
вичу, Мильруду Сертею Семеновичу, ин-
женерам,—за разработку и освоение про-
изводетва смолы для изготовления лаков
H эмалей,
	Есохину Георгию Гоортиевичу, Севостьяно- ; вичу, Яхнису Вфиму Израилевичу, инже-
	нерам Кемеровского коксохимического ком-
бината, Писаревесному Михаилу Борисови-
чу, инженеру Главкокеа, — за разработ-
ку и внедрение новой технологии произ-
волства электролного кокса.
	98. Фридляндеру Иосифу Наумовичу, ру-
ководителю работы, начальнику лаборато-
рии Всесоюзного института авиационных
материалов, Кутайцевой Exatepane Ива-
новне, Павлову Сергею Ифимовичу, инже-
нерам того же института, Воловину Борису
Ефимовичу, профессору Московекого ‘выс-
wero технического училища имени Н, 9
Баумана, Воронову Савватию Михайловя-
чу, профессору Московекого  авиационно-
технологического инетитута, ° Добаткину
Владимиру Ивановичу, главному  метал-
дургу завода, — за разработку и промы-
шленное внедрение нового высокопрочного
сплава. :
	99. Хохловкину Давиду Михайловичу,
	ву Филиппу Сергеевичу, инженерам того
же завода, Алексееву Александру Емелья-
Новичу, профессору Ленинградекого инети-
тута инженеров железнодорожного  транс-
порта, Рабиновичу Анатолию Яковлевичу,
тлавному инженеру рельсосварочного тре
ста Министеретва путей сообщения, — за
созтание рельсосварочной машины.
	85. Сонолову-Анлронову Борису Михай-
ловичу, главному инженеру треста «Ор-
гро», Гижирову Ибрагиму Вадыровичу, на-
чальнику котельного цеха Казанской ТЭЦ,
Сергееву Федору Михайловичу,  Веткину
Ирколаю Семеновичу, инженерам треста
«Сргрэс», — за разработку и внедрепие в
промышаенность методов CHATABA A углей
с улалением шлака в жидком виде,

86. Солозьзву Ивану Трофимовичу, етар-
шам» машинисту пашовозного депо Зилово
	логической науке», включенном. в. настоя- значительное влияние На Hayhys литера
	шее излание «Агрозиологиий».
	`Тнила эта   туру и искусство других стран. Одной из
	ценнейших работ, ‘опубликованных в
прошлом году, является исследование Б. А,
Рыбакова «Ремесло древней Руси», поевя-
шенное истории русской ремесленной про*
мышленноети © древнейших времен до
ХУ века. Автор устанавливает, что древ-
няя Русь была одной из культурнейших
стран того времени. Убедительно показано
в книге большое влияние Руси в Х—ХИ
веках на Польшу, Чехию и ряд других
стран.

Сталинская премия присуждена профес:
copy С. П. Толстову за историко-археол
гические исследования, обобщенные в
научном труде «Древний Хорезм». Хорез-
мийские раскопки С. П. Толетова—яркая
страница блестящей деятельности COzeT-
ской археологии. Этим ученым  виервые
последовательно рассказана и научно 0б-
яенена древняя история Средней Азии,
	первостепенное раскрыты самобытность и глубина куль“
	гуры ее нар.

Улостоен Сталинской” премии труд
П. И. Лященко — «История народном
хозяйства ОССР» том Т, опубликованный в
1947 году, и том П, опубликованный в
1948 голу. В этом калитальном иеелело-
	м3; >20

является крупнейшим произведением о-   пеняейших
neTeRAT CHOTOTHUPCKON HAVER. B которой   пропелом роду,

ветекой биологической науки, в которои
дано материалистическое учение о живой
природе и указаны пути неуклониого по-
вынпения продуктивности нашего бельско-
го хозяйства.

За отубликованный в 1948 году труд
«Селеклия картофеля» и успехи в выве-
дении ракоустойчивых сортов картофеля
удостоены Сталинской премии выдающиеся
селекционеры С. М. Букасов и А. Я. Вз-
мераз. В прошлом году этими сортами
картофеля только в Фенинградекой обла-
ети было занато свыше воеьми тыеяч
	RAR URL TEER EN ах NN OES ES a ee OE

гектаров. С. М. Букасовым собрана самая   научном труде «Древний Agi

ewe ПЛА
	крупная в мире коллекция диких и кузБ-
турных видов картофеля, представляющая
ценнейший исхолный материал для даль-
нейших исследований и опытов в этой 0б-
ласти.

Срели работ, имеющих первостепенное
	ee aT OE SS SOE SE а М. в 1
		венных лесных полос, крупный интерес   194 году, и том Н, опуоликованный в
представляют труды доктора сельскохо- 1948 голу. В этом капитальном иселедо-
зяйственных наук профессора В. П. Тимо-  вании дается марксистеко-левинское осве-

= nny
	феева «Лиственница в культуре» и «Вы-   ЩЕНИЕ ИСТОРИИ De
патттрачие лиственнипы». опубликованные   процесса экономического развития Росеин
за ~_ Зуи т

tg
	от первобытно-обитинного строя до Великой
	гор-   Октябрьской социалистической революции.
	Сталинские премии восприняты все
народом, как свидетельство огромного вни-
мания партии и правительства в судьбам
советской науки и заботы о дальнейшем
ве процветании.
	Воолушевленные высокой правительст-
	ращивание лиственницы, Ol Oana ok
в 1947—48 гг.

Деятели советекой медицины могут гор-
JATECA новыми достижениями передовых
ученых-меликов, потнявптих на новую вы-
соту отечественную науку, проявляющих
патриотическую заботу о здоровье и биа-
госостоянии нашего народа.

Труд профессора Т. П. Враенобаева —
	хействительного члена Академии медицин-  венной наградой, советские ученые отда-
ских наук СССР — является крупнейшим   дут все свои силы и знания процветанию
	вкладом в отечественную
	медицинскую   сопиалистической Родины, которую ведет
	OE EEO ~~ EE

литературу. и имеет большое теоретическое к новым и новым замечательных победах
`и практическое значение, обобщая опыт! великий Сталин.
		торы-пато
	Беседа с министром высшего
образования СССР
С. В. КАФТАНОВЫМ,
заместителем председателя Комитета
по Сталинским премиям в области
науки и изобретательства _
<
	движения послевоенной пятилетки являет-
ся переход GT стахановской работы от-
дельных передовых рабочих в коллеклив-
ной стахановской работе бригал, участков,
пехов и заводов.

Широчайшее распространение получило
новое движение за высокое качество про-
дукции, за звание, бригад отличного ка-
пества, зачинателем которого является из-
вестный всей стране новатор, помощник
мастера Краснохолмекого камвольного ком-
бината. Александр Чутких, ныне удостоен-
ный Сталинской премии. В группе знат-
ных рационализаторов -—— техник М сков-
ского электроламнового завода В. В. Хри-
сапова, возтлавивитая , замечательное лви-
щение комсомольцев столичных предприя-
THH ga ритмичную работу, за досрочное
выполнение пятилетки. Сталинеких  пре-
мий удостоены также токари московекого
завода «Ирасный пролетарий» А. Н. Мар-
ков и Н. В, Угольков, токарь Московского
завода шлифовальных станков П. Б. Бы-
ков, которые первыми подхватили почин
Г. С. Борткевича во внедрении екоростно-
го метода резания металла и сделали этот
метод достоянием других столичных рабо-
чих.

Показалельны достижения  автомобиль-
ной промышленности. Групна рационализа-
торов во тлаве с директором Московекого
автомобильного завола имени И. В. Сталина
И. А. Лихачевым награждена Сталинской
премией з& разработку метода перевода по-
точного производства на выпуск новой мо-
дели автомашины без прекращения вы-
пуска продукции. П. И. Захарченкю 4
другие награждены за разработку нового
типа станков для сборки автомобильных
покрышек, увеличивающую пройзвотитель-
ность труда сборщиков в 2 раза.

Многое сделано за прошедитий год в 0б-
ласти улучшения работы транспорта. ит-
рающете первостепенную роль в успешном
	= oe Ey aoe
ee
		разрешении грандиозных наролнохозяйст-
венных задач послевоенной пятилетки,

Известно значание бурлаковского движе-
ния на речном транспорте. Инициатор ero
механик теплохода «В. Чкалов» Б. И. Бур-
лаков совместно е инженерно-техническимя
работниками разработал и, внедрил новые
методы технической экеплоатации улов,
Эти методы, которые в навигацию 1948
гола применялись на 790 судах, способет-
вовали уллинению срока службы судовых
механизмов, снижению 9б’ема зимнего ре
монта судов. общему росту производитель-
ности речного флота.

Содиалистическое земледелие  обогатя-
лось в 1948 году оригинальной самоход-
ной сенокосилкой Ф. Н. Волкова, зерно
сушилкой и машиной для очистки зерна
конетрукпии А. Ф. Григоровича, rape
генераторами М. Н. Грузова,  свеклокон-
байном М. С. Сиваченко и другими вые
копроизволительными маптинами.

Прекрасное претворение в жизнь 61а-
линского генерального плана реконструЕ-
ции Москвы во многом обязано патриоти
ческой творческой инициативе нафода, а“
мих строителей напего славного города.

Сталинекими премиями натраждены док-
тор технических наук С. А. Миронов —
автор новых методов производства бетон
ных, железобетонных и каменных работ в
зимних условиях, группа рационализато-
ров. во главе с С. И. Батуркиным —
создателей машин для механизированной
очистки улиц.

Трудно охарактеризовать или даже про
сто перечислить все достижения передовых
деятелей советской техники. Чиело их ¢
каждым годом растет. Новаторетве стан
витея главной и отличительной чертой
многомиллионного советского натода.

Вдохновленные высокой наградой,  пат
риоты-новаторы будут стремиться поднять
советскую технику на ешо более высокую
ступень, утверждая и укрепляя приоритет
советской страны. В то время, как в усл
BHAX загнивающей буржуазной культуры
каждое техническое новшество использует-
ся правяними кругами для подготовки но
вых кровавых планов закабаления наро“
дов, советская техника служит благоро-
ному делу мира, прогресса и благосоетоя
ния человечества. ‘
	Рост могущества Советского Союза, ве-
личие творческих сил народа, строящего
коммунистическое общество, ярко прояв-
ляются в невиданном размахе техническо-
	  То новаторства. Советские ‚ученые, инже-
	неры, конструкторы, изобреталели и ра-
ционализаторы, преисполненные глубокой
любви в Родине, упорным трудом, совер-
шенствуют технику, двигают ее внеред.

В достижении новых выдающихся успе-
хов  социалистического хозяйства, в
успешном претворении в жизнь нослевоен-
ного сталинского пятилетнего плана вели-
ка заслуга перелового отряда нашей
научно-технической интеллигенции, стаха-
новцев промышленности и сельского х0-
зяйства, удостоенных ныне высокой на
трады советского ИЕ
ских премий.

По самым различным направлениям тех-
ники идут разнообразные творческие ре-
пения новаторов, улостоенных сейчас вы-
сокого звания лауреатов Сталинеких пре-
MEH.  Комилекеная механизация трудоем-
ких процессов, создание нового совершен-
ного оборудования для  станконнотрумен-
тальной промьштленнеети, внедрение  по-
точных методов производетва, оригнналь-
ные конструкции машин, механизирующих
сельскохозяйственный труд, высокопроиз-
водительные  чехнологические процессы,
экономящие стране миллионы рублей, но-
вые высокоурожайные сорта сельекохозяй-
ственных культур, дальнейшее укрение-
пие оборонной moma CCCP — в этом е0-
держание работ сталинских лауреатов.

В списке лауреатов Сталинских премий
1948 года, как никогда, полно и мпого-
образно представлены самые широкие елои
советского народа,  народа-творца. Cpe-
ди них — виднейиле ученые страны, ин-
женеры—командиры производства, селек-
ционеры-мичуринцы, мастера, товари, фре-
зеровщики, строители, машиниеты, реч-
НИКИ.

В этом замечательном перечне творцов
новой техники стоят имена выдающегося
советского металлурга академика И. П.
Бардина, токаря-скоростника Ленинград-
ского станкостроительного завода имени
Свердлова Г. С. Бюрткевича, агронома
С. 3. Махателашвили и многих других.

” Отличительной черой  стахановекого
	ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙШМ.

Е. Ю. МАЛЬЦЕВ,
писатель.
		С. А, ГЕРАСИМОВ,
кинорежиссер,