Вторник, 7 июня 1949 г:;, № 70 (1083).
	—MOCNROBC
			Торжественное заседание в Большом
	театре Союза C
	СР, посвященное
	Tur в MIOGHBG у ПадИяииа №, 6, СЛЛИНИНУ
	На трябуне — заместитель председателя
исполкома Московского Совета Т. А. Сели-
ванов.

— Нам, москвичам, —товорит of, —
Пушкин особенно дорог. Мы тордимея тем,
что величайший поэт всех времен и наро-
лов, страстный певец свободы родился в
Москве, провел здесь свое детство, оставив-
шее глубокий след во всем его творчестве.
Пушкин безгранично любил ни. великий
город. Ему посвятил он немало своих про-
никновенных строк. Москва — сердце рус-
ской земли. Пушкин понимал значение
Москвы для русского государства, не раз
спасавшей Россию от нашествия  инозем-
ных захватчиков. . :

Советский народ свято чтит память ©в0е-
го великого поэта. На творениях Пушкина
воспитывались многие поколения русских
революционеров. Их воодушевлял на подви-
ги во имя светлого будущего своего народа
пламенный патриотизм поэта, его беззавет-
ная любовь к народу.

Неувядаемы бессмертные  пушкинские
творения. Но весь их блеск, вся их мудрая
простота раскрылись лишь в наше совет-
ское время, в эпоху Ленина и Сталина.

Пушкин мечтал о той поре, когда над его
родиной «взойдет  звезла пленительного
счастья», и эта звезда взошла над Россией.
Наш народ, руковолимый большевистской
партией, величайшими гениями человечест-
ва — Аениным и Сталиным, — сбросил с
себя царские оковы и на обломках само-
властья построил социалистическое государ-
етво и успешно двигается вперед — к ком-
мупизму.

—- Исполнилась заветная мечта Пушки-
на, — говорит, академик С. И.’ Вавилов.—
В октябре 1917 года над нашим  отечест-
вом взошла прекрасная заря свободы, заря
социалистического строя.

Могучая притягательная сила пушкин-
ского гения состоит в том, что Пушкин был
И остается самым народным русским поэтом,
настоящим «эхом русского народа». В Пуш-
кине сосредоточились лучшие стороны ве-
ликой нации — любовь к отчизне, к сво-
боде, ясный ум и твердая воля. Пушкин 00-
лее ста лет говорит своим чудесным языком
с русеким народом. За советские годы из-
дано 45 миллионов экземпляров различных
произведений великого поэта. Язык Пуше
вина — это народная мудрость, народное
остроумие, народное чувство красоты. Этот
язык до сего времени нов и свеж и остает-
ся источником культуры и вдохновения
для русского человека.

Народный поэт Пушкин был прежде
всего поэтом вольноети. Про себя и для се-
бя он писал те строки, которые высечены
на его московском памятнике:

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил

я свободу...».

Свою речь академик Вавилов закончил

словами: слава великому русскому поэту!
	Слава русскому народу, давшему миру
Пушкина!
Слово предоставляется  предотавителю
	братского украинского народа поэту П. Г.
Тычине.

— Сегодня все народы Советского Союза
чествуют поэта-титана, = и каждый ha-
род, называя Пушкина гордостью русской
культуры, называет также его своим по-
этом, близким, родным. Своим близким н
родным называет Пушкина и Hall украин-
ский народ. Живой, горячий, стремительно-
хеятельный, полный глубочайших мыелей,
свободолюбивых порывов и гордых мечта-
ний, полный неугасимой любви к народу,
Пушкин продолжает и ныне волновать, за-
жигать наши сердца любовью к нашей ве-
ликой Родине. Пушкин принадлежнт всем
народам нашей страны, ибо в нем видят они
слицетворение могучего духа русского на-
рода.

В наше время, время торжества ленинско-
сталинской национальной политики, все
народы нашей Родины, и в том числе ук-
раинский народ, как зеницу ока, берегут
и укрепляют братскую дружбу © великим
русеким нарэдом. И украинский народ, пол-
ный глубочайшей любви к гениальному по-
эту, мыелителю, борцу за свободу —
бессмертному Пушкину, восклицает сегодня
от всей своей благодарной души: «Слава
русскому народу, породившему Пушкина!
Слава Пушкину, солнцу, немеркнущему в
веках! Да здравствует сталинская дружба
народов! Слава великому Сталину!».

Над площадью звучат продолжительные
аплодисменты.
	С речью от имени грузинского н8р0дЗ
выступил народный артист СССР А. А. Хо-
рава.

—- Пушкин дорог и любим как генизль-
ное воплощение боевого духа и творческой
мощи великого русского народа, уверенно
ведущего под руководством партии Ленина
— Сталина все народы нашей Родины ft
светлому будущему человечества — &
	Грузинский народ © благоговением, ©
тлубоким уважением и любовью преклоня-
ет свою голову перед бессмертным именем
великого сына великого народа. Мы горды
тем, что Грузия и ее люди немалое место
занимают в бесемертных произведениях
Пушкина.

Продолжительной овацией встречают при-
сутствующие здравицу в честь великого рус-
ского народа, ленинско-сталинской дружбы
народов, в честь великого Сталина.

От имени трудящихся Москвы выету-
пает знатный сталевар завода «Серп и мо-
лот» С. В. Чесноков. Он говорит о том, что
только в нашей социалистической стране,
где с каждым годом растет культура трудя-
щихся, возможен всенародный праздник,
посвященный поэтическому тению. Мил-
лионы советских рабочих читают замеча-
тельные произведения великого поэта, зна-
ют наизусть его стихи, считают Пушкина
своим близким и родным другом.

Слово предоставляется студентке Москов-
ского университета В. В. Николаевой.

— Пушкин для нае — вечно молодой
спутник, живой источник познаний, — го-
ворит она. — Поэтому в день юбилея вели-
кого поэта мы говорим: — он с нами, он
целиком наш, через столетия он протяги-
вает нам руку co словами: «Здравствуй,
племя, младое, незнакомое!». Мы можем
сказать о Пушкине пламенные слова, Ед-
торые А. М. Горький обращал к смелому
COROTY:
	Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и
сильных духом всегда ты будешь живым
примером, призывом гордым к свободе, в
свету!

Слово предоставляется председателю кол-
хоза имени 12-й годовщины Октября, Ух-
Томского района, Московекой области, Ге-
рою Социалистического Труда И. С. Моро-
зову.

— Пушкин страстно желал видеть свое
отечество свободным и просвешенным, —
товорит он. — Его заветные мечты пол-
ностью сбылись. Под руководством партии
Ленина — Сталина наш народ построил
ноБУЮ жизнь. Неузнаваемо изменился o6-
лик советской деревни. В нашем колхозе нет
такой семьи, где бы не было произведений
Пушкина, где бы не читали его вдохновен-
ных строк. Мы гордимся евоим Пушкиным,
перед талантом которого преклоняетея весь
мир. Мы чтим и глубоко любим его за то,
что он был искренним патриотом Hani
Родины, © негодованием бичевал барство
и произвол парекого самодержавия, верил в
светлое будущее грядущих поколений.

Председатель Союза писателей Чехоело-
вакии Ян Дрда произнее свою речь на рус-
ском языке.

— Я счастлив, — сказал он, — что
могу эт имени народов Чехословакии по-
чтить вместе с вами память бессмертного
гения Пушкина. Славные торжества, посвя-
щенные 150-летию со дня рождения Пуш-
кина, знаменуют собой триумф социалиети-
ческой культуры.

Великие творения Пушкина звали наро-
ды царской России к борьбе за, своболу. Сво-
Soya, которая завоевана народами Совет-
екого Союза, вдохновляет все народы мира
на борьбу за окончательное освобождение
человечества. Народы стран новой лемокра-
тии, которым доблестная Советская Армия
принесла свободу, с чувством глубокой бла-
годарности используют опыт Великой 0к-
тябрьской социалистической революции.

Слава великому Пушкину!  Славз

великому Сталину!
° Выступивший от имени писателей Болга-
ия поэт Димитр Полянов прочитал свои
стихи, посвященные великому русскому
oon А. С. Пушкину.
	Митинг окончен. Покидая площадь, тру-
дящиеся столицы с чувством благоговения
проходят перед памятником А. С. Пушкину,

гениаленому поэту всех времен и наро-
лов.
	В митинге приняло участие свыше 10
тысяч человек.
(ТАСС).
	люду» статье председателя почетного Ko-
митета по празлнованию в Польше 150-й
	годовщины CO дня рождения — Пушкина
Владислава Ковальского подчеркивается,
что пушкинские лни являются событием
	большого значения не только лля всех со-
ветских народов, но также событием меж-
дхунаролного значения.
	Мы, поляки, пишет Ковальский, видим
в Пушкине одно из прекрасных явлений
национальной культуры братского нарола,
одного из геннальных переловых мыслите-
лей, которые ведут мир по пути прогрес-
са. Пушкин крепко связан © польским на-
родом сердечной дружбой, которая соели-
няла ero c Мицкевичем. Дружба великих
поэтов исходила из глубокой общности
склада характера наних народов, из
общей нашей любви к свободе, сопиальной
справедливости и мирному культурному
сотрудничеству всех наролов в лостижении
счастья лля всего человечества.
		5 июня в Москве на Пушкинской
плошади состоялся митинг трудящихся,
посвященный 150-летию co дня рожде-
ния великого русского поэта А,
Пушвина.

У памятника поэту собрались предста-
вители трудящихся 25 столичных райо-
нов. Сюда пришли люди разных возрастов
и профессий — рабочие и писатели, уче-
ные и студенты, деятели искусств, учите-
ля и школьники, представители Советской
Армии. На митинге присутствовали много-
численные посланцы братских союзных
республик, гости из-за рубежа,  приехав-
щие отдать дань величайшего ‘уважения
«солнцу русской поэзии».

Невольно, вновь и вновь вопоминаются,
ставшие пророческими,  проникновенные
строки великого поэта:

«Я памятник себе воздвиг нерукотвот-

ный,

Ё нему не зарастет народная тропа...».

Вокруг гранитного пьедестала памятни-
ка много живых цветов.

На алом полотнище сияют пифры 1799
—1949. Звучат мелодии произведений рус-
ских композиторов, написанных на пуш-
кинские тексты.

На трибуне генеральный секретарь (С9-
юза советских писателей СОСР А. А. Фа-
Jee, президент Академии наук СССР ака-

к С.И. Вавилов, секретари NIK
BRIS) И. А. Парфенов и Н. П. Фиарюбин,
зав. отделом пропаганды и агитации ЦВ
ВЕП(б) Д. Т. Щепилов, секретари ME
ВКП(б) С. А. Жолнин, А. Я. Оекачев,
заместитель председателя исполкома Мос-
ковекого Совета Т. А. Селиванов, предее-
датель Мособлисполкома П. Г. Бурыличев,
писатели, представители братских с0ю3-
ных республик, потомки великого поэта—
его правнуки Г. Г. Пушкин и Е. А. Цуш-
кина, праправнучки-—юные пионерки На-
таша и Юлия Пушкины. На трибуне так-
же находятся зарубежные гости, среди KO
торых 80-летний датский писатель Map-
тин Андерсен Некке.

Митинг открыл председатель Веесоюзно-
го комитета по проведению 150-летия co
дня рождения А. С. Пушкина  генераль-
ный секретарь Союза советских писателей
СССР А. А. Фадеев. Первое слово от имени
Союза советских писателей СССР он пре-
доставляет поэту Н. С. Тихонову.

— (Сегодня, —товорит он/—в светлый
всенародный праздник — в день славного
юбилея Александра Сергеевича Пушкина,
мы приносим нашу великую сердечную лю-
бовь, наш горячий привет благодарных по-
томков ему — бессмертному родоначальнику
великой русской литературы. Мы чествуем
ето сегодня в нашей радостной, прекрас-
зой Москве, столице советекого народа,
	которую OH любил так искоенне и глу0до-
	KO, как верный сын, как первый поэт
русской земли:

«Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!»

Сетолня эти строки звучат с особой силой,
потому что мы приветствуем его в Москве,
мы — люди сталинской эпохи, живущие в
братской семье своболных народов, люди
могучего Советского Союза. Й с нами вместе
его имя повторяют на всем просторе необ’-
ятной советской земли, Нет такого места на
ней, где бы не звучало оно на языках всех
братских народов как дорогое, любимое имя.

Он создал русский, литературный язык,
новую русскую литературу, передовую, ре-
алистическую, свободолюбивую. Он служил
ей непрестанным подвигом поэтического
труда, посвятив этот подвиг родному на-
роду.

Пушкин верил, что придет время, ког-
д —

«Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!»
	Среди лучших имен борцов за народное
счастье мы написали твое солнечное имя —
Александр Пушкин, потому что твой етих
сопровождал борцов за народную свободу,
потому что твой стих был оружием острым
и страшным для всех врагов народа. Мы
сегодня приветствуем тебя, нашего дорогого
друга и нашего вечного спутника, с кото-
тым мы идем к сияющим высотам комму-
низма.

Слава великому гению, нашей радости и
гордости — Александру Пушкину! Слава
великой нашей Родине, взращивающей та-
ких исполинов духа!
	Открытие обелисна.
в память пребывания
А. С. Пушкина
в селе Захарове
	5 июня в селе Захарове, под Москвой,
де А. 0. Пушкин проводил летние меся-
цы 1806—1810 гг., против школы, нося-
щей имя великого поэта, состоялось тор-
жественное открытие обелиска, воздвигну-
того Академией наук СОСР в ознаменова-
ние 150-летия со дня рождения поэта.

В село Захарово прибыли авадемиви
Б. Д. Греков, А. А. Микулин, В. Н. Су-
качев, Е. Н. Павловский, В. М. Родионов,
К. М. Бывв и М. М. Дубинин, директор
Третьяковской галлереи А. А. Замошкин
и груниа других научных и общественных
деятелей, колхозники окружающих сел —
всего ло 1500 человек.
	Открывая по поручению Академии наукБ
CCCP митинг, . академик Б. Д. Греков под-
робно остановился на всемирном значении
творчества А.-С. Пушкина.

Спадает покрывало, и перед собравши-
MICH прелетает трехметровый обелиск из
черного полированного гранита. На нем
бронзовый позолоченный барельеф поэта,
внизу золотыми буквами высечена надпись:
	«А. ©. Пушкин
жил в Захарове
летом 1806—1810 rr».
	После митинга воспитанники детского
дома имени Комарова выступили с чтением
стихотворений А. С. Пушкина.

.

Захарово находится в четырех километ-
рах от станции Голицыно Западной желез-
ной дороги. С 1806 по 1810 год семья
Пушкина выезжала сюда на лето. Здесь
	Пушкин познал красоту и прелесть руе-
ской природы, слушал замечательные еказ-.
	ки Арины Родионовны и рассказы © ста-
рине — в частности о Борисе Годунове,
слушал песни крестьян.

Последний раз великий поэт был здесь
в 1830 году. По рассказам современников,
он быстро обошел все места и был разоча-
рован —— так все здесь изменилось!

В селе Захарове сейчас богатый 5олхоз
«Красное знамя», МТС, животноводческий
совхоз, коневодческий институт. Работа-
OT FBO школы.
	9) ———
	150-летию со дня рождения А. С. Пушкина

— Через множество гор и рек, проре-
зая туманы и облака, я с берегов трех
морей прилетел на берег реки Москвы в
столицу советского народа, в столицу
всех народов, борющихся за свою незави-
симость и свободу, прилетел, чтобы уча-
ствовать в елавном юбилее великого рус-
ского поэта, гения мировой литературы
Александра Пушкина.

Мы, китайские писатели, счастливы,
что учились у русских классиков и про-
должаем учиться у них, учиться у совет-
ской литературы. Гуманизм и реалис-
тичность, жизненносеть и целеустремлен-
ность классической русской и советской
литературы привлекают внимание китай-
ских писателей, начиная © великого Лу-
Синя, который был первым, кто познако-
мил китайский народ < Пушкиным.

Народы Советского Союза могут по
праву гордиться таким великим сыном,
каким был Пушкин. Он был певцом свое-
то народа, он беззаветно любил свою 1о-
дину. Это великий пример для прогрес-
сивных писателей всего мира.

Товарищ Сталин назвал писателей
«инженерами человеческих душ». Вождь
китайского народа Мао Цзе-дун учит нас,
работников литературы и искусства, ве-

`рой и правдой служить народу.

Пушкин —- глубоко русский  нацио-
нальный поэт, именно поэтому он — ве-
ликий мировой поэт. Сбылись его пророче-
ские слова. Слух о нем прошел по всей Ру-
си великой. Но уже давно этот слух пере-
шагнул границы родины Пушкина. Творе-
ния поэта известны всему миру, и его
имя называет всяк сущий в ней язык.

В Китае начали переводить Пушкина
с 1903 года. Витайский народ знает, чи-
тает и любит Пушкина.  Знаменательно,
что единственный иностранный писатель,
которому на китайской земле поставлен
памятник, — это Пушкин. Когда-то Пуш-
кин хотел поехать в Витай, но жандармы
не позволили ему этого. Если поэту не
удалось осуществить евои мечты при
жизни, то теперь она сбылась. Он гордо
стоит над рекой Хуан-Пу, в Шанхае, не-
давно окончательно  освобожденном ки-
тайской народной армией.

Сегодня в Бэйпине, в Мукдене, в Хар-
бине, в Шанхае, в Нанкине, в Ухане ки-
тайский народ чтит память великого рус-
ского поэта. 0 нем делают доклады вид
нейшие китайские поэты, писатели, куль-
турные деятели. Мы празднуем юбилей Пуш-
кина в Китае в дни решающих побед над ре-
акционной кликой Чан Вай-ши и его хозяе-
рами —— американскими изитериалиетами.
Мы, китайские писатели, ученики Пуш-
кина, Гоголя, Толетого, Горького, Шев-
ченко, Руставелли, потомки Цюй Юаня,
Ли Бо, Лу Фу, Лу Синя, наследники ты-
сячелетней культуры китайского народа,
под знаменем Ленина—Оталина, под води-
тельством Маю Цзе Дуна, рука 06 руку
со всеми демократическими народами,
смело илем к новым победам.

Пусть расцветает литература и искус-
ство, наука и культура наших стран!

Пуеть крепнет дружба советского и
китайского народов.

Глубокое уважение великого русского
поэта-патриота Пушкина в другим на-
родам, к их культуре, их свободолюбивым
идезлам подчеркнул в своем выступлении
армянский писатель Гурген Борян:

— Пушкин — певец дружбы и брат-
ства народов. Он мечтал 06 их великой и
счастливой семье. И эти мечты Пушкина
мы видим осуществяенными 5 нашей Co-

_ветской стране. Армянский народ, как и

другие братские народы, был спасен
Лениным и Сталиным, Великим Октябрем,
славной большевистской партией oT moar
ного истребления, от гибели своей древней
культуры. Советская Армения, ее рабочие,
колхозники, интеллигенция охвачены ве-
ликим пафосом социалистического  строи-
тельства. Для всех нас — свободных со-
ветских граждан — самое дорогое, самое
заветное — наша великая Советская Ро-
дина, где воплощены лучшие думы и чая-
ния гениального русского поэта.
«Ломоносов красотами гения украсил
обитель поэзии. Но властелином ее Пуш-
кин был избран свыше». Эти слова азер-
байджанского просветителя и философа
Ахундова привел в своем выступлении
азербайджанский писатель Мамед Рагим,
говоря с любви и уважении азербайджан-
	CKOTO народа к великому русскому народу,
к его передовой культуре. Заканчивая
свою речь, он провозглашает здравицу в
честь нерушимой дружбы народов Совет-
ского Союза, в честь мудрого вождя и
учителя трудящихся, надежды и славы
всего передового человечества — Иосифа
	Виссарионовича Сталина.

Торжественно звучит Государственный
Гимн Советского Союза, великой страны
победившего социализма.

Празднование юбилея великого русского
поэта вылилось во всенародный праздник
социалистической культуры. Этот яркий
торжественный праздник BHOBL A BAORD
оказал, что наша великая Советская
страна, идущая под мудрым водительством
товарища Сталина к победе коммунизма,
является светочем мировой цивилизации и
прогресса, оплотом всех демократических
сил мира, знаменосцем самых передовых
идей всех эпох и народов — великих и
непобедимых идей р и
	Цосле торжественного заселания cocTo-
	ялея большой концерт, в котором приняли
участие лучшие артистические силы сто-
дицы и союзных республик,
	Пушкин знал и любил Грузию, назван-
ную им «пламенной Колхилой». On вос-
	торгалея природой Грузии и ее древней
культурой, предсказывал Грузии светлое
будущее — свободу и возрождение. Жи-
	вописные холмы 1рузии, ее цветущие до-
лины, картины ее природы вдохновляли
Пушкина. Песни Грузии вошли в величе-
ственную симфонию, созданную пушкин-
ской лирой.

Грузинский народ гордится тем, что
Пушкин, как и его славные  современни-
ки Грибоедов и Лермонтов, был связан с
Грузией, что в Грузии началась творче-
ская жизнь родоначальника нашей совет-
ской литературы Максима Горького, что
на грузинской земле родился Владимир
Маяковский. И это не случайно. В этях
связях величайших русских писателей ©
Грузией — извечное духовное родство
грузинского народа © вэликим русским
народом, та давнишняя дружба е Рос-
сией, благодаря которой грузинский на-
род сумел довести свой язык и нацио-
нальную культуру до нашей светлой со-
веткой эпохи.
	Великий Пушкин, — продолжает beco
Жтенти, — вдохновляет нас пламенным
призывом — отчизне посвятить души
прекрасные порывы. Й мы отдадим все
	порывы души, все силы и способности,
всю жизнь свою за то, чтобы здраветвова-
ла наша могучая Советская Родина, что-
бы крепла и процветала наша многона-
циональная сталинская семья народов.

Слава великому творцу и вдохновителю
всемирно-исторических побед советского
народа — нашему родному и любимому
Сталину!

Тепло встречают собравшиеся извест-
ного прогрессивного датского писателя
Мартина Андерсена Нексе.

— В Советском Союзе, в республике
трудящихся, — сказал он, — талант
ценится, как нигде в мире. Старый мир
хвастает своим «индивидуализмом», но
превращает таланты в безликую массу,
когда они больше не могут быть исполь-
зованы для рекламы. А здесь, в советской
стране, народ почитает своих поэтов в
благодарность за то, что они совершили.
Русский народ, являющийся авангардом
пролетариата и человечества, заменил
лживый буржуазный «индивидуализм» —
подлинным уважением к личности,

Как прекрасна благодарноеть русского
народа евоему великому поэту Пушкину!
В старом мире этого не поймут, не могут
понять. Великий? Но для буржуазии «ве-
лико» только то, что дает прибыль, чисто-
ган. Поэты вообще сегодня не котируются,
конторщики и дипломатические секретари
считаются куда полезнее. А поэтому ста-
рый мир говорит: «Будущее? Мы ничего не
хотим слышать о будущем. Пиши оды
статусу кво, а еще лучше — средневе-
ковью. Верни нам это средневековье, © его
принудительным трудом и крепостничест-
вом, и тогда мы будет устраивать торжест-
ва в твою честь».

Только здесь, в новом мире, проводят
Торжества в честь тех, кто светил и све-
тит человечеству на его пути внеред. Пуш-
кин был таким светочем. Писатели наших
дней могут и должны учиться у него той
истине, что место писателей — в аван-
гарде человечества.

Снова в Большом театре звучат горячие
аплодисменты, когда сообщается © много-
численных приветствиях, поступающих в
адрес Союза Советских писателей СССР и
Всесоюзного Комитета по проведению
150-летия со дня рождения А. С. Пушки-
на. Приветствия поступили: от профессо-
ров и студентов старейшего польского г9ро-
да Вроцлава, от ирландекого писателя Шо-
на (О’кейси, от японского писателя Вура-
xapo Ворихито, которому штаб Макартура
не да» разрешения приехать в Москву на
пушкинские торжества, от других видней-
ших деятелей культуры многих стран ми-
ра.
	Выступает представитель литовского на-
рода поэт Венцлова.

— Слух о Пушкине, — сказал он, —
уже давно дошел до берегов Немана, вос-
петого великим другом Пушкина Адамом
Мицкевичем. Гениальные произведения
Пушкина еще при жизни поэта «тали из-
вестны передовым сынам литовекого наро-
да. Свобололюбие Пушкина влохновляло и
	литовских поэтов, представителей нацио-
нально-освободительного движения.
Несмотря на то, что Пушкина уже дав-
но начали переводить на литовский язык,
подлинно всенародным поэтом он стал в
Литве только в наше еоретское время. Луч-
	шие литовские поэты и писатели перево-
дят его бессмертные произведения на род-
ной язык. Ученые изучают связи Пушкн-
на с Литвой, его плодотворное влияние на
литовскую литературу.

Влохновленный гением Сталина, литов-
ский народ вместе со всеми народами
CCCP идет по нути в коммунизму. И бес-
смертный Пушкин сопутствует нам!

Пушкин © огромной натриотичеекой си-
Лой писал о великой русской земле, раски-
нувшейся от древнего Кремля «до стен
нелвижного Китая». Но не недвижен ныне
Китай — могучей волной вздымаетея побе-
доносное освоботительное движение вели-
кого китайского народа. Этот народ, так же
как и другие народы мира, узнал и полю-
бил Пушкина. 06 этом ярко рассказал при-
бывший на пушкинекие торжества в Мо-
	скву известный китайский писатель эми
Cao.
Bor ero рассказ:

РАБОТНИКИ ИСКУССТВ
СТОЛИЦЫ — В ЧЕСТЬ
А. С. ПУШКИНА
	Вчера, 6 июня, в Центральном доме
работников искусств состоялся большой
торжественный вечер, посвященный 150-ле-
тию со дня рождения А. С. Пушкина. На
вечер собрались артисты, режиссеры, му-
зыканты, художники и другие работники
искусств столицы.

С локладом «Наш Пушкин» выступила
лауреат Сталинской премии, народная
зртистка республики С. В. Гиацинтова,

В. вечере приняли участие деятели со-
ветского театра, поэты, композиторы, 8
также чтецы и вокалисты, отмеченные
дипломами на недавно  закончившемся
всесоюзном конкурсе на лучшее исполне-
ние произведений А. С. Пушкина.

В этот же день в Центральном доме ра-
ботников искусств открылась выставка
«Пушкин и театр», организованная Госу-
дарственным центральным музеем им.
А. Бахрушина.

В многочисленных фотографиях, ренро-
дукциях со старинных изданий показа-
ны постановки произведений А. С. Пуш-
кина на сценах различных театров, начи-
ная с 40-х годов прошлого века.

Большой интерес представляют снимки
и зарисовки сцен из опер «Руслан и
Людмила», «Евгений Онегин» и других,
галлерея артистов, исполнявших главные
роли в этих спектаклях, — Ф. Шаляпк-
на, И. Мельникова, Н. Фигнер, Л. Соби-
нова, А, Неждановой, И. Козловского,
С. Лемешева и других.

Показаны также снимки последних
пушкинских спектаклей в казахском,
таджикском и других национальных теат-
рах, сцен из ведавно поставленного в
Ленинградском театре имени Кирова ба-
лета «Медный всадник».

(ТАСС).
		ПРАГА, 5 июня. (ТАСС). Общественность
Чехословакии широко отмечает 150-летие
со дня рождения гениального русского поэта
А. С. Пушкина. По инициативе юбилейного
комитета издан ряд произведений Пушкина
на чешском и словацком языках в новых
переводах. Вся чехословацкая печать публи-
кует статьи и очерки, посвященные жизни
великого поэта, влиянию его творчества на
литературу и культуру Чехословакии. Мно-
гие чехословацкие поэты посвятили А; С.
Пушкину свои стихи.

Во всех школах проводятся беседы о
жизни и творчестве Пушкина, в Праге, Бра-
тиславе и многих других городах состоя-
лись публичные доклады. Одному из город-
ских парков в городе Братиславе присвоено
имя Пушкина.

Вчера в Национальном театре Праги
состоялось торжественное заседание, посвя-
щенное 150-летию со дня рождения А. (С.
Пушкина. На заседании присутствовали за-
меститель председателя Национального е0-
брания Вацлав Давид, миниетр иностранных
дел Клементис, многие общественные и го-
сударственные деятели, писатели и деятели
культуры и искусства. Доклад о творчестве
Пушкина и его влиянии на чехословацкую
и мировую литературу сделал ректор Вар-
ыы университета профессор Мукаржов-
ский.
	Ь Пражеком оперном театре состоялся
	спектакль «Пиковая тама».
		Пушкинские дни за рубежом
	МОНГОЛЬСКАЯ
НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
	УЛАН-БАТОР, 5 июня. (ТАСС). O6me-
отвенность Монгольской народной республи-
ки широко отмечает 150-летие со дня рож-
1ения А. 0. Пушкина. В столице реепубли-
	Советский   ‘НИЯ 8. ©. пушкина. 5 столице респуоли-
тупит   КИ и в районных центрах поовелены сотни
	лекций о жизни и творчестве великого рус-
ского поэта. Монгольские писатели Нацаг-
доржи, Лодойдамба, Баст и другие прочита-
ли ряд лекций о влиянии творчества Пуп!-
Бина на развитие монгольской литературы.

Вчера в Монгольском университете со-
стоялся большой студенческий вечер, посвя-
щенный пункинскому юбилею. Выступав-
ший с докладом поэт Чимид отметил, что
Пушкин является самым любимым поэтом
монгольской молодежи. Произведения Пуш-
кина, переведенные на монгольский язык,
с любовью читаютея в самых отдаленных
уголках страны.

Пушкинские вечера состоялись в других
учебных заведениях, школах и на предприя-
тиях столицы, а также в ряде аймаков. В
Булганском аймаке местная редакция ра-
диовещания провела несколько пушкин-
ских радиовечеров, прошедших е большим
успехом.

Монтольское общество культурной связи
с Советским Союзом организовало пушкин-
ские выставки, которые привлекают массу
посетителей. Издан массовым тиражом
большой сборник прозаических произведе-
ний Пушкина.
		Вчера вечером в здании Софийского уни-
верситета состоялась юбилейная сессия Бол-
гарской академии наук. В ее работе приняли
участие советские ученые и деятели куль-
туры. Сессия заслушала доклад кандидата
философских наук Д. И. Чеснокова «0 ми-
ровоззрении А. С. Пушкина». Советский
Журналист Д. 0. Заславский выступил с
токладом «Сатира в творчестве Пушкина».
Доклад о влиянии Пушкина на болгарскую
литературу сделал академик Людмил Стоя-
HOB.

Газеты публикуют многочисленные статьи
й стихи, посвященные А. С. Пушкину.
		БУХАРЕСТ, 5 июня. (ТАСС). Во всех бу-
харестских газетах опубликованы статьи,
посвященные великому русскому поэту
А. С. Пушкину. Многие газеты напечатали
отрывки из произведений Пушкина. Газета
«Скынтейя» вышла в увеличенном 0б’еме.
На ее страницах помещены статьи: «Поче-
му мы любим и ценим великого Пушкина»,
«Пушкин-—гений русской и всемирной ли-
тературы», «Из жизни Пушкина», «Пуш-
кин и румынская литература» и лругие.
	Тазета «Ромыниа либера» опубликовала
статьи «Солнце русской поэзии», «Чему на-
учил нае Пушкин» и выступления румын-
ских поэтов и писателей.
		ВЕНА, 6 нюня, (ТАСС). В связи со
150-летием со дня рождения А. С. Пуш-
БИНЗ Во МНОГИХ австрийских рабочих клу-
бах проводятся литературные вечера. по-
священные творчеству поэта.

‚ Ряд австрийских газет опубликовал
статьи © творчестве Пушкина и переводы
его стихов.
		ПРАЗДНОВАНИЕ 150-ЛЕТИЯ 60 ДНЯ РОЖДЕНИЯ
А. С. ПУШКИНА В СТОЛИЧНЫХ ПАРНАХ
	В Центральном доме работников ис-
кусств прошел первый заключительный
концерт чтецов и вокалистов — участни-
ков Всесоюзного конкурса на лучшее ис-
полнение произведений А. С. Пушкина,
организованного Комитетом по делам ис-
кусств при Совете Министров CCCP a
Центральным домом работников искусств.

Большое оживление вчера наблюдалось
на книжных базарах, открывшихея в
столице. Здесь были распроданы десятки
тысяч экземпляров произвелений А. С.
		Б воскресный лень 5 июня все столич-
ные парки и сады отмечали 150-летие со
дня рождения великого русского поэта
А. С. Пушкина.

Десятки тысяч москвичей приняли
участие в болыном народном празднике
«Наш Пушкин». который  состоялея в
Центральном парке культуры и отдыха
имевк Горького.

Многолюдно было вчера в парке куль-
туры и отлыха «Сокольники».

Заключительный вечер из цикла
«Пушкин в творчестве советеких компо-
	зиторов» состоялся в Центральном доме  Пушкина,
	композита.
	БУДАПЕШТ, 5 июня. (ТАСС). В связи
со 150-летием со дня рождения великого
русского поэта А. С. Пушкина одна из цен-
тральных улиц венгерской столицы (улица
Эстерхази) переименована в улицу Пушки-
на. На одном из зданий улицы установлена
мемориальная доска в память о гении рус-
ской и мировой литературы.
	Ha митинге, посвященном установлению
мемориальной доски памяти Пушкина, С
речью выступил бургомистр Будапешта
Йожеф Boruap.
	ТААГА, 6 июня. (ТАСС). Голландская
печать отмечает 150-летие со дня рожде-
ния А. С. Пушкина. Газета «Де ваархейд»
опубликовала большую статью о жизни
и творчестве великого русского поэта, 3
также отрывки из поэмы «Медный всад-
ник» в переводе Алейлы Схот.

Статьи о творчестве поэта опубликова-
ны в журнале «Де фрейе кателер», газете
«Альгемейн ханлельбблад» и других,
	СОФИЯ, 5 июня. (ТАСС). Общественность
Болгарии торжественно отмечает 150-10
годовщину со дня рождения Александра
Сергеевича Пушкина. В городах и селах
страны проводятся собрания и вечера, но-
священные памяти великого русского поэта,
На собраниях и вечерах е докладами о твор-
честве Пушкина выступают болгарские пи-
татели. Библиотеки и народные читальни
‘организовали пушкинские выставки.
	ВАРШАВА, 6 июня. (ТАСС). Сегодня
польская общественность отмечает 150-
летие со дня рождения великого русского
поэта А. С. Пушкина.

Польские газеты помещают  многочис-
ленные статьи, посвященные этой годов-
птине; а также переводы пушкинских сти-
XOB.

В опубликованной газетой  «Толбуна