ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
				24 июля советский народ и его Воору-
женные Силы отметили День Военно-
Морского Флота СССР—славный праздник
героических советских моряков и судо-
строителей.
	Бозглавить
соревнование молодежи
на уборне урожая
	На полях Подмосковья развернулась Уборка хлебов. От вы-
борочной косовицы колхозы переходят в массовой жатве зерно-
вых, обмолоту и сдазе сельскохозяйственной продукции госу-
даретву.

С цервых же дней уборочных работ большую помощь артелям,
оказывают комсомольцы и молодежь. На вязке снопов и транс-
портировке их к месту обмолота, за штурвалами комбайнов м
на жатках — веюду молодые труженики показывают  озразны
самоотверженного стахановского трула, применяют передовые
методы работы, стремятся в сжатые сроки и без потерь убрать
обильный урожай нынешнего лета.

Как и в прошлом году, инициаторами скоростной вязки ©но-
пов выступили коломенпы. Вслед за пожилыми, опытными кол-
хозницами высокие обязательства берут молодые сноновязаль-
шицы. В ирошлом году на скоростной вязке снопов шрюслави-
лась Зоя Виноградова из колхоза «Заря коммуны». Сейчае в
соревнование вступила ее сестра Лидия Виноградова, Которая
обязалась вместе со своим звеном вязать в день 18200 сно-
пов. Колхозница Городецкой артели А. Аристова два сезона ра-
ботала в звеньях скоростной вязки снонов. Теперь она сама
руководит таким звеном. В нем пять девушек, четыре из них—
Комсомолки. Аристова и ее подруги решили ежедневно вязать
не менее 12 тысяч снопов, что составляет четыре нормы н&
человека. Они вызвали на соревнование комсомольско-молодеж-
ное звено В. Копытиной из колхоза «Вперел к победе» того же
района.

Почин Коломенцев должен стать достоянием каждого колхоза

области. На вязке снопов, одной из наиболее ‘трудоемких
работ, не должно быть отставания. Иначе замедлятся вывозка
снопов, обмолот и хлебосдача.
’ Чтобы избежать разрыва между отдельными процессами труз
да, необходимо правильно организовать работу, обратить 060608
внимание на специализацию людей, широко применять метод
скоростной вязки снопов. А это значит, что каждый член звена
должен стоять на определенном участке: один — готовить пе-
ревясла, другой — собирать валки, третий — связывать ено-
пы ит. д...

Успех уборки решают темпы и качество косовицы и обмоло-
та хлебов. Чем быстрее будут убраны зерновые, тем меньше
потерь от осыпания колосьев. Решить эту задачу помогают
колхозам машинно-тракторные станции, оснащенные мощной
сельскохозяйственной техникой.

Механизаторы Подмосковья не стали ждать созревания хлё-
бов на всех массивах. Многие из них, дорожа каждым 5а00м
благоприятной погоды, своевременно приступили к уборке хле-
ба комбайнами и жатками. Соревнование комбайнеров, начав-
шееся в Луховицкой МТС по предложению опытного механиза-
‘тора Василия Дорофеева, нашло горячую поддержку во многих
станциях. Е

Сейчае в Зарайском, Малинском, Серебряно-Прудском, Коло-
менском, Ленинском, Ухтомеком и других районах области кипит
напряженная работа. Верные первой заповеди колхозов, труже-
ники социалистического земледелия отправляют лучшее зерно на
государственные заготовительные пункты.

В эти горячие дни горкомы и райкомы ВЛЕСМ,  комсомоль-
ские организации колхозов, совхозов и МТС должны  уделать
0с0б0е внимание комплектованию сквозных молотильных бригад.
В каждой из них нужно выделять комсорга, организовать круг-
лосуточную молотьбу. Необходимо из числа лучших комсомоль-
пев и мололых колхозников создать в артелях транспортные
	бригады.
Комсомольские вожаки вместе сю своими активиста-
ми обязаны  позаботитьея 0 дальнейшем развертывании
	соревнования механизаторов, всей молодежи, занятой на уборке
урожая. Стахановский труд на полях должен прославить новые
имена молодых патриотов, отлающих все свой силы, знания и
способности колхозному производству, Своевременно подлержи-
вать ценные начинания, широко распространять передовой опыт,
оперативно, по-большевиетски руководить ‚соревнованием моло-
	дежи на уборке, обмолоте и сдаче хлеба государству — перво-
очередная задача каждой комсомольской организации.
Сила сопиалистичеекого соревнования — в его массовости
	и гласности. Ежедневное подведение итогов работ на хосках
показателей, распространение опыта передовиков © помошью
агитаторов, районных и стенных газет, боевых листков и «мол-
ний» является важным комсомольским делом.

Заботясь о высоких томпах косовипы. необходимо оберегать
	урожай от Потерь, сохранять каждый колос, каждое 3ep-
но. В этом деле, имеющем большое государственное зна-
чение. должны активно проявить себя комсомольские  кон-
	трольные посты. По примеру прошлых лет нужно установить
постоянный контроль на жатве, обмолоте и транспортировке
хлеба, зорко следить за тем, чтобы в поле не оставалось ни
одного неубранного стебля, а на току — ни одного необмоло-
ченного ‚ колоса. Необходимо организовать сбор колосьев, при-
влекая к этой работе пионеров и школьников.

‚ Комсомол на селе обязан оказывать  действенную помощь
партийным организациям. правлениям колхозов, директорам
	совхозов и МТС, привлекать к уборочным работам всех трудо-
способных колхозников, улучтать организацию и учет трула,
беречь хлеб — наподное достояние — от потерь.

Молодые комбайнеры, жатчики, сноповязальщицы, работни-
ки молотильных и транспортных бригад! Bam стахановский
труд на полях и токах поможет колхозам быстро и высококаче-
ственно провести уборку хлеба, досрочно сдать лучшее зерно
государству. Шире развертывайте соревнование, перенимайте
скоростные методы работы, не хлопускайте потерь, боритесь за
выполнение своих высоких обязательств!
	ПРОДЛИТЬ СРОК СЛУЖБЫ
ОБОРУДОВАНИЯ
	Соревнование молодых сталеваров завода «Серп

и молот» со знатным нефтяником А. Кафаровым

Молодые сталевары мартеновской печи № 4 завода
«Серп и молот» Анатолий Субботин, Виталий Михай-
лов и Николай Чесноков заключили на-днях договор
на социалистическое соревнование с молодежным
участком 2-го промыслового треста «Кировнефть», ко-
торым руководит знатный нефтяник Ага Кафаров.
Москвичи обязались до конца года дать сверх плана
за счет увеличения стойкости печи 1800 тонн стали,
сэкономить 90 тонн мазута и сварить 200 скоростных
плавок. Нефтяники города Баку обязались увеличить
междуремонтный период эксплоатации скважин до
150 дней, дать сверх плана 3200 тонн нефти, снизить
себестоимость нефти на 15 процентов, сэкономить 79
тысяч рублей, выполнить годовой план к 1 ноября и
пустить в эксплоатацию 5 ранее бездействовавших
	Сб САС ИВ
	нных Сил Союза ССР

№ 71 г. Москва
	Сегодня, 24 июля, произвести салют воен-
ных кораблей в Ленинграде, Кронштадте, Тал-
лине, Балтийске, Севастополе, Одессе, Мур-
манске, Ваенге, Архангельске, Владивостоке,
Порт-Артуре, Советской Гавани, Петропавлов-
ске-на-Камчатке, Баку, Хабаровске, Us.
маиле, Пинске — двадцатью артиллерийскимн
	Да здравствует Советский Военно-Морской
	KOM I COMOa &
	№ 91 (1104)
	Орган МК и МГК ВЛКСМ
	Вторник, 26 июля 1949 года.
		ПРИКАЗ
	Новые успехи
народного хозяйства
страны
	Советский народ с глубоким удовлетворением воспринял CO-
общение Центрального статистического управления при Совете
Министров СССР. В итогах выполнения государственного плана
восстановления и развития народного хозяйства СССР на
1949 год за П квартал ярко видна могучая поступь страны со-
пиализма, новое доказательство преимущества социалистическо-
го строя перед капиталистическим. «... Советский строй обеепе-
чивает полную возможность непрерывного  под’ема  производи-
тельных сил и непрерывного под’ема благосостояния трудящих-
ся города и деревни, чего нет и не может быть ни в одной кз-
питалистической стране» (В. Молотов).

С невиданным творческим под’емом и энтузиазмом самоотвер-
женно трудятся советские люди, борясь за досрочное выполне-
ние сталинского пятилетнего плана. Все ярче разгораются огни
социалистического соревнования, охватывая самые широкие
массы трудящихся. Успешное выполнение народнохозяйственно-
го плана порождает небывалый под’ем производственной актив-
ности миллионов советских патриотов, вызывает прилив новых
сил, чувство величайшей гордости за свою любимую социали-
стическую Родину. Есть чем гордиться советским людям! С ра-
достью восприняли они весть о том, что в июне 1949 года
среднесуточный выпуск валовой продукции промышленности
превысил средний уровень довоенного 1940 года на 41 пропент.

В сообщении Центрального статистического управления при-
ведены цифры, которые свидетельствуют о новых выдающихся
успехах во всех отраслях народного хозяйства СССР — в про-
мыпленности, на транспорте, в сельском хозяйстве. Значительно
улучшилось материальное благосостояние трудящихся,  увели-
чился выпуск товаров широкого потребления, снизилась их
стоимость, серьезные успехи достигнуты и в жилищном строи-
тельстве. С каждым месяцем улучшаются качественные пока-
затели работы, что нашло свое выражение в ускорении обора-
чиваемости оборотных средетв, сверхплановом снижении себе-
стоимости, повышении качества продукции, в росте производи-
тельности труда. :

В авангарде всенародной борьбы за новый мощный  под’ем
народного хозяйства идут трудящиеся Москвы и Московской
области. В своем письме великому Сталину москвичи обещали
выполнить пятилетку но 0об’ему промышленного производства в
четыре гола. «0б’ем продукции, — говорилось в письме, —наме-
ченный пятилетним планом на 1950 тол, булет нами до-
стигнут в нынешнем, 1949 году».

Так писали в июне 1949 года трудящиеся Москвы и Москов-
ской области. Позавчера в газетах опубликовано сообщение
статистических управлений города Москвы и Московской обла-
сти, в котором говорилось о том, что москвичи добились новых
успехов в выполнении государственного плана восстановления и
развития хозяйства города Москвы и Московской области 3a
П квартал 1949 года. Достаточно сказать. что план Й квартала
1949 года по валовой продукции промышленности гор. Москвы
и Московской области выполнен на 107 процентов. Во П квар-
тале 1949 года промышленностью гор. Москвы и Московской
области выпущено сверх плана значительное количество про-
мышленной продукции, в том числе: угля, паровозов  магист-
ральных, троллейбусов, автомобилей, мотоциклов и других ви-
JOB промышленной продукции.
	Больших успехов добились труженики сельского  29-
зяйства Московской области. На пять дней  рантлие,
чем в 1948 году, на высоком атгротехническом уровне
был проведен весенний сев. В кслхозах, совхозах и
	МТС развернулась деятельная подготовка к уборке уро-
жая. Лосрочно выполнен государственный план по электрифи-
кации колхозов. За шесть месяцев построено 29 сельских элек-
тростанний, электрифинировано 859 колхозов. В 30 районах
области завершена сплошная электрификация. Электрифициро-
вано всего 4647 колхозов, все МТС и 124 совхоза, оборудова-
Ho 3420 электромолотильных пунктов. Лампочка Ильича заго-
релась в 210 тысячах домов колхозников и тысячах культур-
но-бытовых учреждений. Большие работы развернулись по ра-
лиофикации, в 3998 колхозах радио уже проведено. В этих
пифрах видна величайшая забота партии и правительства о
под’еме культуры колхозников.

Значительный размах приняли капитальные работы по горо-
лу Москве и Московской области. За первое полугодие 1949 го-
да дополнительно газифицировано 23.688 квартир. Транспорт
торода Москвы получил 86 новых трамвайных вагонов, 23 ва-
тона метро, 75 троллейбусов. 83 автобуса «ЗИС» и 473 аег-
Бовых такси.

В замечательных успехах трудящихся Москвы и области
есть доля труда и молодых москвичей. Комсомольцы являются
верными и боевыми помощникам московских большевиков,
они настойчиво борются за досрочное выполнение годовых норм
и отличное качество продукции, выискивают новые резервы
повышения производительности труда, снижения себестоимости
продукции, выступают инициаторами новых замечательных дел.
Всюду и везде — на фабриках и заводах, на транспорте и
стройках, в колхозах и совхозах спорится дело у молодых пат-
риотов-москвичей, не жалеющих сил для блага своей любимой
матери-Родины.

С чувством законной гордостя обозревают плоды своего тру-
да советские люди. Но им чужды  зазнайство и самоуспокоен-
ность. Они знают, что сделано еще далеко не все, что многое
предстоит сделать. Советский народ, наша молодежь и впредь
будут трудиться не покладая рук, уверенно итти вперед Е
коммунизит под руководством любимого Сталина.
	МОСКВА
Московскому областному и городскому
	номитетам ВЛИСМ
	Военные моряки Северного флота горячо поздравляют KOMCO-
мольцев города Москвы и Московской области с традициенным
праздником советского народа — Днем Военно-Морского Флота и
шлют вам, дорогие товарищи, свой пламенный, боевой привет.

Североморцы гордятся славными трудовыми подвигами моло-
дежи города Мосивы и Московской области, отдающей все свои
силы на досрочное выполнение послевоенной сталинской пяти-
петки. Эти трудовые подвиги воодушевляют личный состав фло-
та на новые успехи в боевой и политической подготовке. Моря-
ки Северного флота постоянно чувствуют заботу московского
комсомола, взявшего шефство над нашим флотом.

Сласибо вам, боевые товарищи, за заботу о военных морянах.

Мелаем вам, дооогие товарищи, невых успехов в самоотвер-
женнем труде за досрочное выполнение сталинского пятилетне-
го плана.

Да зправствует наша любимая Родина!
	Да зправствует наш вождь и учитель товарищ Сталин!
Вице-адмирал ПЛАТОНОВ.
	Контр-адмирал ЧЕКУРОВБ.
Контр-адмирал ЗАРЕМБО.
	_ Министра Бооруже
		‚Товарищи солдаты и матросы, сержанты
	и адмиралы!
	и старшины!
Товарищи офицеры, генералы
	‘Сегодня советский народ и его Вооружен-
ные Силы празднуют День Военно-Морского
Флота Союза ССР и отмечают успехи, достиг-
нутые советскими военными моряками и судо-
строителями в выполнении задач, поставлен-.
	ных перед ними нашим вождем
товарищем Сталиным.
	Приветствую и поздравляю Вас с праздни-
ком — Днем Военно-Морского Флота.

Желаю всему личному составу советских
Военно-Морских Сил и работникам судострои-
	успехов в де-
	тельной промышленности новых
	‚ поставлен- залпами.
и учителем Na an
		Да здравствуют Вооруженные Силы Со-
ветского Союза!
	Да здравствует наша Советская Родина!
	Да здравствует славная Всесоюзная Ком-
мунистическая Партия (большевиков)!
	Да здравствует наш вождь ‹.и учитель
	великий Сталин!
	ле дальнейшего укрепления военно-морской
	моши нашей великой Ролины.
	В ознаменование Дня Военно-Морского
	Флота СССР — приказываю:
	Министр Вооруженных Сил Союза ССР
	‚ Маршал Советского Союза А. ВАСИЛЕВСКИЙ.
	Выше темпы уборки, обмолота и поставок зерна государству
				ПЕРВЕНСТВА НЕ УСТУПИМ
	Организованно начали уборку хлебов колхозники артели «Новая жизнь». Впе-
	скосить 100 гектаров,
	реди идут комсомольцы AH MOTOR.
	Но примеру
коломеннев
	Почин секретаря комсомольской орга-
низации колхоза  «Труженик» Василия
Петухова, взявшего обязательство косить
жаткой на уборке зерновых по 8 гекта-
ров в день, широко поддержан  комсо-
мольскими организациями  Малинекого
района. В колхозе имени ХУШ годовщи-
ны Октября Дмитрий Вялкин взял такое
же обязательство. Правильно организо-
вав свой труд, Вялкин < честью выпол-
няет ©вое слово.

По 8 гектаров в день косит в колхо-
зе «Новый путь» Матвей Боживин, по
5 гектаров — Иван Русаков из колхо-
за «Коммунар».

В колхозе имени ХУШ годовщины Ок-
тября создано  комеомольско-молодежное
звено сноповязальщиц. Ознакомившись ©
методом коломенцев, комсомолки М. Царь-
кова, А. Фадеева, Е. Ландышева на вязке
онопов выполняют нормы на 150—175
процентов. Звенья молодых «ноповязаль-
IAN созданы также в колхозах Спасское,
Зевалюво, Фелоровское и других.
	А. ЗЮЗИН.
Малино. р

——®_———

НА РЕШАЮЩИХ
УЧАСТКАХ
	В косовице озимых хлебов комсомольцы
и молодые колхозники Талдомского района
принимают самое активное участие. М-
лолаля колхозница артели «Авангард» Нина
Воинова впервые вышла на жатву. В пер-
вый же день она перевыполнила нормы.
Молодежь артели «Центральная» обязалась
провести уборку озимых в 10, а яровых
в 8 дней, за пять дней заскирдовать весь
хлеб, выполнить план сдачи государству
зерна 1 сентября. Здесь создана молодеж-
ная транспортная бригада, в полной го-
товности все средства передвижения.

Комсомольцы колхоза селения Федотово
организовали комсомольский контрольный
пост. Члены поста следят за качеством
жатвы, обмолотом хлеба и своевременной
вывозкой зерна госудатетву.

А. РЫЖИЧЕНКОВ.

г Таллом.
	Водитель жатки комсомолец Владимир Нронин обязался
	Цетр Зотов и Владимир Емельянов — по 80 гектаров. Они работают без проетозв,
		и Нана Вомарова решили давать
	если решение: Помочь колхозу провести
выполнить нлан хлебопоставок ло 15 ав-
	Комсомолки-вязальшины Нина Шкаликова
	по 15 копен при норме 10. Свое обязательство они выполняют.
	На общем собрании комсомольцы вынесли решение:
	уборку озимых в 5. а яжювых в Т дней,
	гуета. Организована комеомольско-молодежная бригада, которая обязалась намолачи-
рать в лень по 15—18 тонн зерна при норме 12 тонн. Старшим в бригаде выделен
	машинист комсомолеп Виктор Кузнецов.
	Создана также комсомольско-молодежная транспортная бригада под руководством
	старшего грузчика Владимира Вузнецова.
	Юноши и девушки поставили перед собой
	залачу отправлять на заготовительный пункт не менее 10 тонн зерна в день.
	организация заняла первое место В
	В дни весеннего сева наша комсомольсвая
	гайоне и получила переходящее Красное знамя РЁ ВЛЬСМ. Мы приложим все силы,
чтобы и на уборке урожая не уронить чести нашего родного колхоза.
Вызываем на сопиалистическое соревнование комсомольскую организацию колхо-
	за селения Болково.
	В КУЗНЕЦОВ,
оза «Новая жизнь»,
Луховицкого района.
	секретарь комсомольской организации колхоза
		сударетву. Теперь почему-то положение
иное.

Не проявили должной заботы о еохран-
ности хлеба и в Запутновском колхозе.
Жатва ржи началась неделю назад, а ком-
сомольская организация только собирается
обсудить мероприятия по проведению убор-
ки урожая, создать контрольные посты по
борьбе с потерями. Здесь так же, каки в
Степановской артели, у молодежи есть
немалый опыг активного участия в хозяй-
ственной жизни колхоза. Но все это в
пролом, а сейчас молодые колхозники про-
ходят мимо серьезных упущений.

В ЕКуровском райкоме комсомола (cexpe-
тарь РК ВЛЕСМ тов. Топориков) нередко
можно слышать разговоры © необходимости
создания комсомольских контрольных по-
стов, привлечения школьников для сбора
колосьев и т. д. Однако дело не двигается
с места. Качество уборки урожая попреж-
нему низкое, потери зерна в поле велики.
	С. БАРИНОВ.
Куровской район.
	Нал сжатыми полями Степановского кол-
хоза вьются стаи грачей. 3a последнее вре-
мя, по приметам местных жителей. их стало
кула больше. Й не без причин. Ha yaact-
ках, где убрана рожь, осталось много Ео-
тосъев. На каждом квадратном метре их
можно насчитать не один десяток. Еели
учесть, что в колхозе 61 гектар озимых, то
нетрудно подсчитать, какие большие потери
хлеба несет артель.
	В селении Степаново десять  к0мсо-
мольцев. Каждый выполняет на уборке ту
или иную работу. Однако никто из них не
` заботится о качестве жатвы. комсомольские
контрольные посты бездействуют.

— Не учли мы, что будут большие по-
тери зерна, — признается секретарь ком-
сомольской организации тов. Иванова.

В прошлые годы комсомольцы этой арте-
ли выступали инициаторами борьбы ¢ по-
терями, мобилизовывали Школьников Н8
сбор колосьев. Хорошо работал контрольный
пост на уборке, обмолоте и сдаче хлеба го-

В Московском комитете комсомола CO-
стоялось совещание секретарей райкомов
и горкомов ВЛЕСМ. С докладом © зада-
чах комсомольских организаций в период
уборки урожая и затотовок сельскохозяй-
ственных продуктов выступила секретарь
МЕ ВЛЕСМ тов. Соловьева.

— Успех уборочной кампании, — 91-
метил докладчик, — решают темпы и Ез-
чество косовипы и обмолота хлебов. Не-
	обхолимо правильно организовать труд
молодежи, добиться специализации 1ю-
лей на отдельных процессах работы,
	организовать круглосуточную молотьбу,
создать транспортные и сквозные  моло-
тильные бригады.

„В ряде районов — Истринском,  Зве-
нигородскох,  Коломеноком,  Луховицком
такие бригады созданы. Однако в целом
по области этому важному делу райкомы и
торкомы ВЛЕСМ уделяют мало внимания,
особенно в таких файонах, как Волоко-
ламский, Солнечногорский, Серпуховской
и других.

Комеомольны лолжны бороться за тем-
пы и качество уборки. В связи © этим
большое значение имеют комсомольские
контрольные посты, которые  лолжны
быть созданы повсеместно. Е сбору ко-
	ANA СЕЛЬСЕШХ
	Da 2H 8 А НЕВЕ Bg
	ВАЕШЕШИО АЗ АДА ША ¢
ЕОМСФМФОЛЬьсСкКИхХ ФРГА
	В МК ВЛКСМ
	лосъев нужню привлекать пиоверов и
Школьников.

Далее тов. Соловьева остановилась на
вопросах развертывания в период убор-
RH соревнования молодежи, активного
участия молодых колхозников в хозяйст-
венной жизни артелей, говорила о необхо-
димости широко развернуть махсово-поли-
тическую работу в бригадах и звеньях.

Выступая Ha совещании,  <екретарь
Истринского РК ВЛЕСМ тов. Гончаров
рассказал о том, что сельские комсомоль-
цы разработали конкретные мероприятия
по проведению уборки, обмолота и сдачи
хлеба госуларству. Ocnopnoe вниманяе
уделено правильной расстановке сил:
все колхозники закреплены за определен-
ными участками работы. Большую роль
сыграл  комсомольско-молодежный  ройл
пе проверке готовности колхозов, совхо-
зов и МТС к уборке, который помог выя-
вить и устранить серьезные недостатки.
	районе создано 85 таких постов. Прове-
лено совещание, выпущена памятка.

Секретарь Звенигородского РК ВЛЕСМ
тов. Отроителев остановилея в своем вы-
ступлении Ha роли актива, который pa-
ботает сейчас под руководством райкома
комсомола.

0 большюй помощи школьников колхо-
зам рассказал совещанию секретарь РЕ
ВЛЕСМ Михневекого района тов. Яков-
лев. На заготовке кормов для скота и
уборке урожая учащиеся показывают
примеры трудолюбия.

Выступивший в заключение секретаоь
МЕ и МГЕ ВЛКСМ тов. Красавченко под-
черкнул, что в этом году в связи 00
сложностью уборки’ урожая задачи ком-
сомольских организаций значительно в03-
рэели. Сроки уборки должны быть корю-
че, качество выше.  0собенно увеличи-
вается ответственность — комсомольских
организаций тех колхозов, где нет пау-
тийных организаций. Райкомы должны
улелить им больше внимания. Необходи-
MO Широко организовать соревнование
молодежи за высокую производительноеть
труда, перенимать опыт переловиков, §0-
раться © потерями зерна, привлекать к
		PR BDiWOM уделяет внимание ROMCO-   PMD © UDO эорнпа,  привловать
мольским контрольным постам. Сейчас в’ работе на полях пионеров и школьников.