ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
ЖЖ ЖЖ мы 4+
				329-я школа — одна из старейших`
в Москве. Из ее стен вышли в жизнь’
десятки тысяч юношей и девушек.
Многие видные ученые, — инженеры,
врачи, педагоги, генералы и офицеры
Советской Армии сидели за партой в
светлых, просторных классах этого че-
тырехэтажного здания, расположенно-
т9 в центре столицы. Здесь учились
знаменитый русский физик академик
П. Н. Лебедев, прославленная спорт-
еменка, чемпионка Европы Евгения Ce-
	ченова, герой Великой Отечественной.
	войны офицер-летчик Валентин Аки-
MOB, научный сотрудник Московского
университета Людмила Михайлова и
многие другие. а

Ro дню 1 сентября в школе
готовились, как в большому торжеству.
До начала учебного года еще оставалоеь
несколько недель, а сюда уже приходи-
ли ребята и родители, чтобы помочь
педагогам оборудовать учебные кабине-
ты и лаборатории, убрать классы, ра-
зобрать наглядные пособия, новые кни_
ги, расставить цветы на окнах и в ко-
ридорах.

Закончены последние приготовления.
Высохла масляная краска на стенах,
Rak новые, блестят отремонтированные
парты, зеленые тропические пальмы
украсили залитый солнцем вестибюль
иколы.
	Труппа девочек в коричневых плать-
ях и белых, тщательно ‘выглаженных
передниках, оживленно беседуя, подхо-
дит к киоску с учебниками. Самая ма-
ленькая из них, черноглазая пионерка,
се голубыми бантиками в косичках де-
ловито рассматривает новенькую книж-
ку — «Родная речь». Ее очень заин-
тересовали картинки, иона показывает
их своим подружкам.
	Эту сценку с улыбкой наблюдают
убеленные сединой старейшие педаго-
ги Александр Дмитриевич Соловьев и
Ольга Сергеевна Самсонова. В который
раз встречают они на пороге школы
таких вот жизнерадостных и пытли-
вых маленьких граждан Москвы!

Первого сентября заслуженный учи-
тель республики, кавалер двух орденов
Тенина Александр Дмитриевич Соловь-
ев начнет свой сорок шестой учебный
	НЕПОВТОРИМЫЙ
ЧАС
	Здравствуй, школа!
Кончен отдых летний,
И уже в неповторимый час
Октябренок, мальчик семилетний,
Чуть волнуясь, входит в первый -
класс.
Вот сидит он, маленький,
за партой,
И в глазах, и в сердце торжество.
Этот класс украшен новой картой
Необ атной Родины его.
Мальчику расскажут педагоги,
Как просторы наши широки,
И какие выбрали дороги
Выросшие их ученики.
Есть средь них бессмертные
герои,
Мальчуган, взгляни сюда скорей:
Вот портрет
Космодемьянской Зои,
Легендарной сверстницы моей.
И чтоб мог спокойно ты учиться,
Приходить на пионерский сбор,
Ночь без сна проводит на границе
Школьный друг мой — гвардии
майор.
Й в своем рабочем кабинете
Вожль наш Сталин трудится
в Кремле,
Чтобы мир торжествовал на свете,
Чтобы был ты счастлив на земле.
Яков КОЗЛОВСКИЙ.
	  й Яков КОЗ.
	Cy WUT POLVOY
	иивявизина но низине уюинии ни ини ини миюими мии июн моим иминиян

Le iii Lilie Lt. мамин мумии ии ии нии мини ини ии ини нию ими и вузиимуму и!

овен нинизааыи!

люди различных возрастов и профес-
сий. Воспитанник школы, бывалый пу-
тешественник-геолог делает доклад 6
своих изысканиях в горах Тянь-Шаня,
зимовшик-метеоролог рассказывает 09
снежных нустынях Заполярья. молодой
		и фауне Серебряных лесов Киргизии.
Кружок воспитывает у школьниц лю-
	вовь к нашей Родине, расширяет их
знання и кругозор.

Пе предложению комсомольцев ны-
	ненним летом был организован загорол-
ный лагерь для учашихея школы. В
нем хорошо отдохнули, поправили свое
здоровье и набрались новых сил более
ста пятидесяти пионерок. Большую за-
боту комсомольская организация прояв-
ляет ® детях, потерявших родителей на
фронтах Великой Отечественной войны.
Их обеспечивают одеждой и обувью,
учебниками и письменными  принад-
лежностями.
	..Мето осталось позали. Миновала
пора увлекательных походов, интерес-
ных экскурсий и путешествий. Первое
сентября — большой день в жизни
каждого ученика. С волнением  пере-
ступает порог школы  первоклассник.
Широко открытыми глазами он вгля-
дывается в необ’ятный и многокрасоч:
ный мир, раскрывающий перед ним не-
исчислимые богатетва натки.
	Первого сентября начинается послел-
ний учебный тод для десятиклаесника.
	Ему предстоит напряженная ‘работа.
Впереди выпускные экзамены на ат-
тестат зрелости. & там. за стенами:
	школы,-—-большая, прекрасная жизнь,
полная кипучих творческих дерзаний и
созилательноге трула.
	...дсеннее утро. На школьном дворе,
	‚среди цветов, нол сенью васкидистых
	лин, стройными рядами выстроятся
учащиеся.

Директор школы Нина Федоровна
Панфиленко поздравит — преподавате-
	лей и учениц с началом нового учебне-
го года.
Ирезвенит звонок. Школьницы сядут
за парты.
В лобрый час, друзья!
Р. ЮРЬЕВ,
К. ВАСИЛЬЕВ.
	НА СНИМКАХ: вверху — Людмила
Полтовец и Нина Гусева, поступившие
в первый класс. Внизу — заслуженный
учитель РСФСР Александр Дмитриевич
Соловьев беседует 6 учащимися
8-го класса Верой Нистратовой, Лидией
	Краиновой и Людмилой Леловской.
Фото В. ГРАЧЕВА.

НОВЫЕ ШКОЛЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗКЕЛЕЗНОЛОРОЖНИКОВ
	Б железнодорожных школах в насту-
пающем новом учебном году будут зани-
маться 1300 тысяч детей. На работу в
железнодорожные школы Дальнего Восто-
ка, Сибири, Средней Азии и ряда других
районов выехали 850 молодых учителей.

На небольших полевых станциях и
раз’ездах сегодня впервые — откроют
свои двери для детей железноло-
рожников 178 новых начальных школ,
на крупных железнодорожных узлах до-
полнительно открывается 14 семилетних
И ‘срелних школ.
	Male APYSb sk
	Некоторые высшие учебные заведения
проявили ценную инициативу, живо от-
ЕЛИКНУЛИСЬь На замечательные начинания
новаторов производства. Так, например,
Станкоинструментальный институт имени
Сталина привлек в прошлом году к чте-
нию лекций о поточном производстве мик-
рометров лауреата Сталинской премии Ни-
колая Российского. В этом году пикл лек-
ций в скоростном резании металлов здесь
прочитает знатный стахановеп-скоростняк
завода шлифовальных ‘станков лауреат
Сталинской премии Павел Быков.

`В новом учебном году необходимо  по-
биться дальнейших успехов в илейно-по-
литическом воспитании студенческой мо-
лодежи. В этом должны большую роль
сыграть комсомольские организации вузов.
Советский специалист должен полностью
отвечать тем высоким требованиям, кото-
рые пред’являет к нему  большевистекая
партия. Е

«Тенинец, — товорил товарищ Сталия,
— не может быть только специалистом
облюбованной им отрасли науки, — он

должен быть вместе с тем политиком-0б-
щественником, живо интересующимея
судьбой своей страны, знакомым с зако-
нами общественного развития, умеющим
пользоваться этими законами и стремя-
щимся быть активным участником поли=
тического руководства страной».
	Сегодня начинается гол серъезной уче. .
	бы и творческой работы студентов и пре=
подавателей. Юноши и девушки,  етрои-
тели новой жизни, должны приложить
все силы, всю энергию, чтобы взять кре-
пость — науку с ее многочисленными от-
раслями знаний. Пожелаем полного успеха
т талантливой, настойчивой мололе-
ЖИ
	МАО СОС
		№ 107 (1120)
	MICOMON
	Орг
	ан МК и МГК ВЛКСМ
	Четверг, 1`сентября 1949 гола.
	ных особенностей. под руководством ди-
ректоров школ, учителей и классных ру-
ководителей.

В ближайшие дни в школах начнут
проходить отчетно-выборные комесомоль-
ские: собрания и выборы пионерского
актива. Райкомам и горкомам ВАКСМ нэ-
обходимо оказать помощь школьным: ком-
‚ сомольским организациям провести выбо-
‘ры так, чтобы к руководству пришли наи-
`‘ более достойные. активисты, отличники
	учебы.
„Руководство пионерской организацией
  — важнейшая обязанность школьного
	комсомола. Нланируя работу с пионера-
ми, необходимо учитывать возрастные
особенности детей, их интересы и запро-
сы, развивать инициативу, активность и
самодеятельность самих пионеров.

° Качество пионерской работы во многом
зависит от пионервожатых. В Москов-
ской организации ВЛЕСМ немало опыт-
‘ных вожатых, любящих свою работу,
пользующихся большим авторитетом у
пионеров. Однако имеют место случаи,
когда в пионерские дружины и отряды
приходят еще недостаточно  полдготовлен-
ные вожатые. Больше того, в ряде школ в
течение прошлого учебного гола не бы-
ло пионервожатых, не подобраны они нв
	этом году. С таким положением мирить- .
	ся дальше нельзя.
Вместе со старшеклассниками сегодня
впервые садятся за парты ученики пер-
вых классов. Позабогиться о них, помочь
им как можно скорее влиться в единую
школьную семью — долг педагогов, ком-
сомольских и пионерских организаций.
Комсомольские организации должны при-
нимать активное участие в осуществле-
нии закона о всеобуче. добиваться, чтобы.
ни один ученик ‘по тем или иным при-
чинам не покинул школы.
Новый учебный тол вместе co ШЕОЛЬ-
никами начинает сегодня более чем нпяти-
десятитысячный отряд учителей Москвы и
области. Блакородный труд учителей окру-
жен в нашей стране почетом и уваже-
нием. Свидетельство этому — награждение
	учителей орленами и мРдалями за безупреч-

‘ный и лолголетний труд. 8775. учи-
телей Москвы и области получили BBICO-
кие правительственные награды.

Носле ХТ с’езда ВЛЕСМ в школах Мо-
сквы и Московской области накоплен 60-
гатый опыт совместной работы  комсо-
мольских организаций и учителей в леле
воспитания школьников. На проходивших
недавно августовских совешаниях учите-
лей были заслушаны и обсуждены  до-
клады «0 задачах школ и учителей в
связи с итогами ХГ с’езла ВАЕСМ». Не-
обходимо, чтобы накопленный опыт был
широко использован и приумножен в на-
чариемся учебном году.

Советская школа — самая передовая
и прогрессивная в мире — начинает но-
вый, 1949/50 учебный год, имея все уе-
ловия для успешной учебно-воспитатель-
ной ‘работы. Продолжается перестройка
преподавания биологических дисциплин
на основе мичуринского учения. Приня-
ты меры по устранению перегрузки
MEOIBHAROB общественной и другой не-
учебной работой. Созданы необходимые
условия для дальнейшего развития физ-
культуры и спорта. Пожелаем учителям,
деятелям народного образования, добиться
в новом учебном голу еше больших ус-
	пехов в деле воспитания и обучения под-
растающего поколения.
	том Сочинений
q
	определяет основные пути и 60
ства разрешения зерновой проблемы, стро-
ительства колхозов и совхозов, укрепле-
	ния смычки межлу городом и деревней.
	В этих произведениях И. В. Оталин 000-
новывает необходимость быстрого темпа
развития индустрии, как основы социа-
лизма и обороны страны, ставит задачу
создания новых кадров, вышелигих из <ре-
лы -padouero класса, способных овладеть
наткой и техникой.

Лальнейшему развитию MaPRCHCTCRO-
ленинской теории и обоснованию политики
больневистской партии по национальному
вопросу посвящено впервые публикуемое
произведение «Национальный вопрос и
ленинизм».

В одиннадцатый том вошла известная
речь И. В. Сталина «0 трех особенностях
Ерасной Армии»-

Вопросы международного революционно-
то движения и задачи братских коммуни-
стических партий освещаются в доклале
«0б итогах июльского пленума ПЕ
ВКП(б)», в речах «0 программе Коминтер-
на», «О правой опасности в германской
компартии». И. В. Сталин подчеркивает
международное значение Великой Октябрь-
ской социалистической революции, социа-
листического строительства в СССР.
В одиннадцатом томе внервые публикуют-
ся 14 следующих работ И. В. Сталина:
«0 хлебозатотовках и перспективах раз-
вития = сельского хозяйства»;  «Пер-
вые итоги заготовительной кампании И
дальнейниие задачи партии»; «Членам По-
литбюро ИК»; «О программе Коминтерна»;
«06 индустриализации и хлебной пробле-
ме»; «О смычке рабочих и крестьян и ©
совхозах»; «Письмо тов: Куйбышеву»;
«Ответ тов. Шу»; «Ответ Кунтысеву»;
«Докатились»; «Группа Бухарина и пра-
вый уклон в нашей партии»; «Ответ
Билль-Белоцерковскому»; «Телеграмма в
Проскуров»; *«Национальный вопросе и
ленинизу».

г
		cs gt be
		Цена 20 коп.

ам ннииро нии нимииии ви нмининириниюиюм
	За новый .под ем
	в работе шнолы
		«Добро пожаловать» — таким призывом
встречают сегодня шкелы своих дорогих
питомцев. Хорошо отлохнув за лето, набрав-
шись свежих сил, начинают  икольники
новый учебный год, чтобы, упорно овлале-
вая знаниями, стать грамотными, образо-
ванными строителями коммунистического
общества.

Школа в нашей стране окружена-всена-
ролной любовью. Новседневное внимание
школе уделяют бельштевистская партия, с9-
ветское правительство и лично товарищ
Сталин. Ниле в мире не проявляется
столько заботы х народном образовании,
Kak 3TO делается у нас, в сопиалистиче-
‹ком государстве.

Основными показателями в работе школы
являются качество учебы, прочное усвое-
ние учащимися знаний, крепкая дисципли-
на. На достижение этого должны быть на-
проавлены совместные усилия педагогов,
ЕОМСОМОЛЬСКИХ и пионерских организаций.

Опыт прошлого учебного гола показы-
вает. что там, гле комсомольские органи-
зации выступают в качестве активных
помощников педагогических коллективов в
Уучебно-воспитательной работе, — налицо
высокая успеваемость школьников, их
повселневное участие в общественной жиз-
ни. К таким, например, относятся комсо-
мольские организации 329-й школы Крас-
ногварлейскомо района, 635-й школы
Сверхловского района, 29-й школы Фрун-
зенского района Москвы. 1-Й средней шко-
лы г. Пушкино, 22-й средней школы
г. Серпухова, 2-й средней школы Ногинска
и других.

Каким образом в настоящее время, на-
чиная новый учебный год, должны стро
ить свою работу школьные комсомольёкие
организации? Какую помощь ожидают от
них директора и учителя? Прежде всего
комсомольцы должны четко уяенить, 910.
основной формой организации учебной ра-
боты ‘является урок. Школьные KoMCco-
мольские организации призваны оказать
помошь педагогам в том, чтобы все уча-
щиеся тщательно  тотовились к каждому
занятию, добросовестно выполняли домаш-
ние залания, достойно вели себя на Ypo-
ках. Необходимо, чтобы борьба за каче-
ство учебы развертывалась не к концу
четверти, а с первых же дней нового учеб-
ного года.“ Поэтому” организация  rma-
тельнога контроля за качеством .. уче-
бы каждого комеомольца, каждого -yaa-
шетося является первейшей обязанностью
ШЕОЛЬНОЙ Комсомольской организации. В
полную меру лолжна быть. использована
товарищеская помошь учащимся, испьеты-
вающим затруднения в усвоении того или
иного предмета. Вместе ‹ тем комсомоль-
ские организапии должны сурово осуждать
случаи нерадивого отношения в учебе 0
стороны отдельных учеников, пресекать
попытки нарушить дисциплину.

Начиная новый учебный год, RoMco-
мольские организации должны составить
четкий план массово-политической рабо-
ты среди учашихся, избегая, разумеется,
перегрузки школьников различными вне-
учебными мероприятиями.

Поскольку политическое просвещение в
школах осуществляется главным 0бразом
в процессе обучения, задача  комсомоль-
еких организаций состоит в том, чтобы
добиваться высокой активности учащих-
ся на занятиях по общественно-полити-
ческим лиспиплинам. Вся работа по поли-

тическому просвещению учащихея AO0A-
SHA проводиться с учетом их возраст-
	Одиннадцатый
	Вышел в свет олиннадцатый том Сочи-
нений И. В. Сталина. полготовленный Ин-
ститутом  Маркса—Энгелька — Jenuna
при ЦЕ ВЁП(б).

Одиннадцатый том Сочинений И. В.
Сталина содержит произведения, написан-
ные ¢ января 1928 года по март
1929 года.

В этот период, опираясь на достигну-
THe успехи в социалистической индуст-
риализапии страны, большевистская пар-
Ha развернула напряженную  деятель-
ность по подготовке к переводу трудящих-
ся масс крестьянства < пути единоличного
хозяйства на путь колхозного  социали-
стического хозяйства. a

С перехолом партии в наступление Ha
хллачество, вражеская бухаринско-рыков-
скзя группа правых капитулянтов, copo-
сив маску, открыто выступила против по-
литики партии.

В письме «Членам Политбюро ПЕ», в
речах «0 празой опасности в ВЁП(б)»,
«0б индустриализации страны и о правом
увлоне в ВЕП(б)», «Группа Бухарина н
правый уклон в нашей партии», в статье
«Доватились» и в других произведениях
И. В. Сталин вскрывает  кулацкую
контрреволюционную сущность правого
уклона, разоблачает подрывную деятель-
ность правых капитулянтов и троцкист-
ской подпольной антисоветской организ“-
пии, указывает на необхолимость непри-
миримой борьбы на два фронта, сосредота-
чизая огонь против правого уклона.

В локлалах «0 работах апрельского 0б’-
елиненного пленума ЦЕ и ЦЕЕ», «05 ито-
тах июльского пленума ЦК ВЕП(б)», в
беседе «На хлебном фронте», в речах «05
индустриализации и хлебной проблеме»,
«0 смычке рабочих и крестьян и 0 COB-
хозах», в речи на УШ с’езле ВЛЕСМ, в
выступлении‘ «О хлебозаготовках и пер-
спективах развития сельского хозяйства»,
в статье «Ленин и вопрос о союзе с серед-
няком» и в других работах И. В. Сталин
	Бручение дипломов
и почетных знаков
лауреатам Сталинской
	премии
	год. Целая армия любознательных под-
ростков прошла перед отечески лобры-
ми и внимательными глазами педагога.
	Почти двенадцать тысяч мальчиков н
девочек слушали в кабинете географии
‚его ‘увлекательные рассказы в необ’ят-
ных проеторах нашей чудесной Роди-
HEI.

А скольких юношей и левушек воспи-
тала за тридцать пять лет евоей учи-
тельской деятельности преподаватель.

HAT русского языка и литературы

Ольга Сергеевна Самсонова! 0 ней е
любовью и благодарностью вспоминают
во многих уголках нашей страны ее
многочисленные питомцы. Да и как не
вспомнить эту скромную, отзывчивую
женщину, замечательную наставницу
молодежи!

Вместе с этими ветеранами школы
начнут свой новый учебный год моло-
дые педагоги Надежда Алексеевна Фе-
досеева, Виктория Александровна Ca-
мохвалова, Зинаида Васильевна Яков-
лева, Мария Павловна Победина. Срав-
нительно нелавно они окончили ст9-
личные вузы, но уже успели  заре-
комендовать себя способными преподазва-
телями, любящими и знающими свое
дело.

Самоотверженный, целеустремленный
и настойчивый труд всего пелагогиче-
ского коллектива приносит желанные
плоды. С каждым тодом повышается
уровень знаний учащихся. Минувшей
весной на выпускных экзаменах они
показали выдающиеся успехи. Похдав-
ляющее большинство учениц получило
втличные и хорошие отметки. В школе
нет ни одного второгодника.

Первыми среди лучших идут комео-
мольцы. Из тридцати двух выпускниц,
удостоенных за последние четыре года
золотых и серебряных медалей,-—трид-
нать одна комсомолка. В этом году 30-
лотые медали заслужили пятеро  деся-
тикласснип: Надя Петрова, Люся Рах-
‘манова, Нонна Ривкина, Галя Тарле и
	Светлана Лебедева. Все они — члены
Ленинско-Сталинского комсомола.
«Беспокойные сердна» — так  гово-
	рят учителя о комсомолках школы. Их
неиссякаемая инициатива и кипучая
энергия проявляются во многих нолез-
ных. о начицтаниях. Помсомолки-вы-
пускницы Лия Алекееева и Антонина
Тихонова были’ лушой. литературного
кружка. С помощью. Ольги Сергеевны
Самсоновой они вместе с подругами из-
давали  литературно-творческий  жур-
нал «Юность», пользующийся большой
популярностью среди учащихся. ~

Комсомолки принимают активнэе
участие в деятельности школьного гео-
графического кружка. Шо установив-
шейся традиции в первую субботу пос-
ле Нового гола в кабинете теографии у
Александра Дмитриевича Соловьева co-
бираются бывшие и нынешние члены
теографического кружка. Сюла прихелят

30 августа состоялось вручение динло-
мов и почетных знаков лауреатам Сталин-
ской премии, удостоенным этой выеокой
награды за выдающиеся изобретения и
коренные _ усовершенствования методов
производственной работы за 1948 год.

Председатель Комитета по Сталинским
премиям в области науки и изобретатель-
ства академик А. Н. Несмеянов тенло по-
здравил выдающихся изобретателей, нова-
торов социалистического производства, чей
труд явился значительным вкладом в раз-
витие народного хозяйства страны. Среди
них — крупнейший металлург академик
И. П. Бардин, стахановцы А. Н. Map-
ков, Н. В.. Угольков, В. В. Хрисанова,
авиаконструктор А. И. Микоян, инициатор
новых методов технической эвсплоатации
судов Б. И. Бурлаков, работники уголь-
ной промышленности, транспорта,  созда-
тели новой радиоаппаратуры, конструкто-
ры лесопосадочной машины и другие.

Получая дипломы, лауреаты горячо бла-
тодарили партию, правительство, товарища
И. В. Сталина за великую заботу 0 про-
пветании отечественной. техники. -
	В счет
	четвертого квартала
	Вчера, 31 августа, Косинская трикотаж-
ная фабрика выполнила  девятимесячный
план. Начат выпуек продукции в счет
четвертого квартала.

Косинская фабрика — передовая в Мос-
Бовской области. За счет увеличения с’ема
продукции © имеющегося оборудования и
производетвенных плошадей и повышения
производительности труда ее коллектив
выпустил сверх плана десятки тысяч
Штук верхнего трикотажа и значительно
снизил себестоимость. Выпуск продукции
в первом полутодии повысился на 20 про-
центов.

За последние дни коллектив фабрики
добился новых успехов. Рационализаторы
решального цеха, руководимые начальни-
ком цеха новатором  произволетва С. И.
Митиным, перевели часть вязальных ма-
шин на повыненные скорости. Олно это
даст возможность выпустить большую пар-
тию трикотажа сверх плана.
	ЛУЧШИЕ СПОРОСТНИВИ
СТАНРОСТРОЕНИЯ
	Девять токарей и три фрезеровника R-
бились первенства в хоревновании скоро-
стников станкоинструментальной промыш-
ленности во втором квартале. По решению
Министерства станкостроения и ЦА ироф-
союза им присуждаются звания лучших
скоростников и выдаются аттестаты отлич-
ников еоревнования,

Среди лучших скоростников немало ста-
хановцев-москвичей. 330—350 метров в
минуту — такой скорости резания при
чистовой обработке крупных деталей до-
стиг‘токарь завода «Красный пролетарий»
Тригорий Пименов. Являясь учеником и
сменииком новалора лауреата Сталинской
премии Алексея Маркова. тов. Пименов изо
	Научные сессии, посвященные юбилею
А. Н. Радишева
	Академия наук СССР провохит в связи
	М. В. Нечкиной «Радищев и его место в
истории русского революционного  движе-
ния» и доктора филологических наук
Н. Л. Степанова «Путешествие из Петер-
бурга в Москву» в истории русской лите-
ратуры».

Издательство Академии наук СССР вы-
пускает в связи с юбилеем третий тои
полного собрания сочинений А. Н. Ради-
HERS.
		дня в день борется за выкокую кулыгуру  с 200-летием со дня рождения выдающего-
	вого революционера и писателя
Рад ищева научные заседания и
Г
	17 сентября в Москве состоится общее
	произволетва и за глубокое овладение сво- !ся русского
	ей профессией.
	Высокой произволительноети лобилея то-   сеесии.
	Kapb- KOPOCTHEAR Московского 348018 шли-
	фовальных станков Николай Александров,“ собрание Академии наук СССР, носвяшен-
	ное А. Н. Радищеву. Со вступительным
словом выступит презилент Академии нз-
	отличного ка- УК СССР С. И. Вазилов. Будут заслушз-
	ны доклады доктора исторических наук
	впервые применивитий при нарезке вин-
тов резцы твердых сплавов. Свою норму
он выполняет на 800 процентов и выпу-
скает продукцию только отличного  ка-
чества.
			Сегодня высшие учебные заведения на-
шей необ’ятной социалистической Отчиз-
ны широко распахнут свои двери для со-
тен тысяч студентов; начинающих невый
учебный год.

Свыше 830 университетов и институ-
тов страны получили огромное пополне-
ние — 197 тысяч юношей и левушек.
В настоящее время количество студентов
‘в CCCP ogocrurmo 1750 тысяч, на
‚165 тысяч больше, чем было накануне
Великой Отечественной войны.
	В нынешнем году во многих городах
страны открылись новые вузы, в том
числе только в РОФСР 31 учитель-
	‘ский институт. Ореди них — первые выс-
‘шие учебные заведения на Южном Саха-
лине и в Горно-Алтайской области. В
` университетах и институтах открыты
также десятки новых факультетов и ка-
‘erp. Новые кафедры атрономии созданы
в Московском. Ленинградеком и боль-
шинстве других университетов, кафедра
электрификации сельского хозяйства — В
Московской сельскохозяйственной  акаде-
мии имени Тимирязева и другие.

Еще ло Великой Отечественной войны
советская система высшего образования
была на первом месте в мире, превзошла
по количеству студентов все  крунпней-
шие европейские страны и Японию, вме-
сте взятые. За годы послевоенной  ета-
линской пятилетки высшая школа Co-
ветского Союза идет неуклонно вперед по
пути дальнейшего развития.  Это—-яркое
свидетельство величайшей` заботы  больз
ТПевистской партии, правительства о и
	Беседа с заместителем министра высшего образования,
	*«

лично товарища Сталина о росте и вос-
питании строителей коммунистического
	общества, людей, вооруженных знаниями,
овладевших наукой, снособных успешно
решать величественные задачи построе-
ния коммунизма.

Исторические постаневления ЦЕ
ВКП(б) по идеологическим вопросам спо-
собствовали улучшению деятельности ву-
зов, повышению идейного и теоретическо-
то уровня преподавания. Проделана боль-
шая работа по пересмотру учебных про-
грамм и критическому разбору учебников
и учебных пособий. Нрошедиие приемные
экзамены в вузы показали. что улучши-
лась и подготовка учащихся средних
школ. 20 тысяч юношей и девушек,
окончивнгих школу в золотыми и сере-
бряными медалями, приняты в вузы без
экзаменов.
	Советская высшая школа имеет все уе-
ловия лля успешного выполнения своей
главной задачи: воспитания молодых кад-
ров советской интеллигенции,  вооружен-
ной глубокими специальными и полити-

ческими знаниями.
	Особенно велика роль московских вузов
в подготовке  высококвалифицированных
специалистов. Москву, сердце нашей
Родины, центр передовой  сокизлистиче-
ской культуры. по праву зовут городом

вузов, главной кузницей советской ин-
теллитенции.
	членом-корреспондентом Академии наук СССР
тов. А. М. САМАРИНЫМ
			В нынешнем году в 78 выспих учеб-
ных заведений и 15 вечерних и заочных
институтов столицы принято более 26 ты-
сяч юношей и девушек. Среди них— нред-
ставители всех союзных и автономных
республик. Они сдавали приемные экза-
мены у себя на родине в одном из вые-
ших учебных заведений и оттуда направ-
лялись в столичные вузы для зачисления
их студентами вне конкурса. Москва го-
степриимно приняла в свои университет
и институты казахов, узбеков,  азер-
байджанцев, грузин, эстонцев и предста-
вителей многих других национальностей.

Свыше 2000 юношей и девушек-—зна-
чительно больше, чем в прошлом гГоду,—по-
ступили в старейшее высшее учебное за-
ведение страны — в Московский Госулар-
ственный университет имени Ломоносова.

Много юношей и девушек прошли серь-
езные конкурсные испытания в Московском
энергетическом институте имени Молотова,
Горном ‘инотитуте имени Сталина, Геолого-
разведочном институте имени Орджоникил-
зе, Институте стали имени Сталина, Хя-
мико-технологическом институте имени
Менделеева, Педагогическом институте
имени Ленина, Инженерно-строительном
институте имени Куйбышева и других.

Многие столичные вузы хорошо подго-
товились К учебному году, пополнили свои
лаборатории, кабинеты, мастерские, учеб-
но-опытные хозяйства новейшим оборуде-
ванием.