Суббота, 24 сентября 1949 г:, № 117 (1130).
					Корифей русской и ‘мировой науки
	ях

К 100-летию со дня рождения
И. П. ПАВЛОВА.
. *«

Этот переход не был случайным для
Павлова; он вытекал из всей  предыду-
щей его иселедовательской деятельности.
Вопреки тому,‘ что думали и чему учи-
ти в то время психологи-идеалисты, Пав-
лов утверждал, что‘ вся деятельность жи-
вотного, в том числе и психическая, про-
текает закономерно, по законам поичин-
ности, как и все явления в природе.

Иван Петрович  остановилея ‘на -изуче-
нии работы слюнной железы, стоящей.
так сказать, У «ворот» пищеварительно-
го канала. До этого физиологи изучали
отделение слюны, наступающее лишь при
	вепосредственном акте еды, правильно
рассматривая его как рефлекс. Павлов
	тончайшими опытами показал, что. слю-
на начинает течь не только при кормле-
нии животного, но и при одном виде пи-
щи, запахе ее, звуке  шатов служителя,
который кормит собаку, итд Вот
личие от рефлексов, которые являются
врожденными. и вызывают слюну во вре-
мя еды, эти отдаленные раздражители
(вид пиши, запах ее, звук шатов) начи-
нают гнать елюну лишь после несколь-
ких сочетаний их с процесеом еды. Эти
рефлексы не врождены, & приобретаются
в течение жизни, им соответствуют  вре-
менные связи между нервными клетками
в коре головного мозга.

Так Пазлов открыл основной закон
деятельности высших отделов  пентраль-
ной нервной системы — принцип замы-
кания или временной связи рефлексов го-
ловного мозга. Это явление он и назвал
условным рефлексом.

Павлов показал, что сложные  прояв-
ления высшей нервной деятельности CBO-
дятея к движению двух основных  про-
цессов возбуждения и торможения в ко-
ре толовного мозга. «Вея выешая нерв-
ная деятельность, как она проявляется в
Условных тГефлексах, — COCTOUT из по-
стоянного чередования, или, лучше ска-
зать,  балансирования двух основных
процессов — возбуждения, торможения и
растормаживания», -—— указывал Павлов,
Он установил, что возбужление и тормо-
	жение представляют собой как бы две
стороны единого нервного — процесса.
Здесь сказывается глубина нпавловской
	мысли, сумевшей притти к диалектиче-
скому обобщению и в пониманию един-
ства этих противоположных процессов
высшей нервной деятельности. Он обна-
ружил пути перехода одного процесса в
другой и проник в таинственную приро-
ду сна и смежных ¢ ним состояний
(гиленоза, летаргии).
Совокупность условных рефлексов,
приобретенных животным в течение жиз-
ни, образует его жизненный опыт. Тип
животного, характер его поведения окла-
дывается из черт врожденных (инстинк-
тивных) и приобретенных в результате
влияния внешней среды. Влияние внеш-
ней среды Павлов ставит на первое ме-
сто. Тах понимал этот вопрос и Сеченов.

«Можно принимать, — указывает  Пав-
лов, — что некоторые из условных,
вновь образованных рефлексов — позд-

нее наследственностью превращаются в
безусловные». Этот вывод, к которому
принел Павлов ещо в 1913 году, со-
звучен данным новейнгих достижений ми-
чуринской биологии о возможноети ие-
редачи по наследству признажов, приоб-
ретенных в течение индивидуальной
жизни организма.

` Близость высказываний Павлова к
выводам великого преобразователя приро-
an Ивана Владимировича Мичурина He
случайна. Она еще раз подчеркивает ту
огромную передовую и прогрессивную
роль, которую играет нала  отечествен-
ная наука. В решении актуальнейших
проблем современной биологии советская
наука стремится к перестройке мира ра-
стений и животных на новых, разумных
основаниях.

Как представитель передовой науки,
Павлов не мог оставаться и никогда не
оставался в узких рамках одних теорий,
как бы новы. оригинальны и <мелы они
ни были. Его всегда интересовала их
пражтическая ценность — то конкретное,
что они могли дать человеку. Человек,
его здоровье, его счаютье, его труд —
вот окончательная цель ‘исканий велико-
го исследовалеля. Свои знаменитые «Лек-
ции о работе больших полушарий голов-
ного мозга» он заканчивает  специаль-
ной лекцией «0 приложении  экспери-
ментальных данных, полученных на жи-
вотных, к человеку». Он организовал в
Колтушах ‘(ныне село Павлово) под
Ленинградом станцию для сравнительного
эволюционного изучения высшей  нерв-
ной деятельности у животных, в том чие-
ле и у наиболее близких к человеку —
обезьян.

Павлова интересовала не только GU-
зиология, но и патология нервной  дея-
лельноети. Блатоларя его трудам был най-
	ден ключ в понимачию процессов BOG
HIURROBCHHA расстройств нервной сиете-
	мы у людей, были изучены и испробова-
ны методы лечения неврозов и воестанов-
ления нарушенного равновесия. Павлов
показал. что при «ерывах» в централь-
ной нервной системе начинают резко из-
меняться процессы возбуждения и т9р-
можения.

Иногда животное впадает в длитель-
ный сон, охраняющий покой клетки. Con
препятетвует дальнейшему  истошению
центральной нервной системы. Павлов
приходит к выводу, что ести хочешь вы-
вести животное из этого, «невротическо-
го» состояния, старайся ‘искусственно
усилить процессы торможения и поддер-
жать длительный сон. Этот опыт блестя-
ще удалея и был применен в поихиатри-
ческой клинике при лечении  шизофре-
нии. Длительный сон оказалея лучшим
средством восстановления нарушенных
нервных процессов при травмах военного
времени. Учение, созданное Павловым,
принесло богатые плоды клинической
практике.

Не меньшее значение для решения ак-
туальных практических вопросов имело
учение о связи коры головного мозга с
внутренними органами. До ‘последнего вре-
мени это была наиболее темная область
физиологии. Факты изменения деятельно-
	сти внутренних органов под

импульсов из коры головного мозга рас-
шифровывают вопрос о лечении  внуше-
нием. На этом основаны способы хирур-
гических операций под гипнозом, 0бе3б0-
ливание родов и т. д.

Эти открытия Павлова имеют огромное
значение для изучения влияния на жи-
вотное условий окружающей среды. У че-
ловека, как высшето из живых существ,
являющегося прежде всего социальным
существом, общественная среда, общест-
венная деятельность являются решающи-
ми факторами в жизни.

Несмотря наз всю свою гениальность,
Иван Петрович не смог бы охватить та”
кой огромный вруг вопросов, ести бы он
был ученым-бдиночкой. Павлов был уче-
ным нового типа, ученым, опирающихся
В своих исканиях на коллектив  талант-
ливых учеников и помощников. Привле-
ченные светочем, павловского гения, дви-
жимые желанием развивать  отечествен-
ную науку, молодые ученые со всех
	концов Необ`ятной нашей Родины стреми-
	лись в павловские лаборатории.  Лавлов
был душою этого большого коллектива.
Он ‘умел организовать работу так, что
все лучшее, что имелось у каждого из
сотрудников, было направлено на выпол-
нение общей задачи.

И. П. Навлов о — отец советской  фи-
зиологии. Только блатодаря советскому
социатлистическому строю павловское уче-
ние могло дать столь обильные плолы. В
1921 г., в труднейшие дни после  окон-
чания гражданской войны, когда каждый
трами хлеба, металла, топлива On. Ha
учете, Владимир Ильич Ленин подписал
специальное постановление Совета Народ-
ных Комиссаров о всемерной помощи в
работе павловсюим лабораториям. Извест-
но, какую огромную заботу и внимание
к развитию отечественной науки прояв-
ляет лично Иосиф Виссарионович
Сталин. При советской власти в Колту-
щах, под Ленингралом (ныне село Павло-
во), был построен научный городок —
«столица условных рефлексов», —
рудованный по последнему слову науки
и техники. «Науку шедро вводят в на-
шей. стране — до последней степени
щедро, — говорил Павлов.—Мы, руково-
дители научных учреждений, находимея
прямо в тревоге и беспокойстве по поводу
того. булом ли мы в состоянии оправдать
		AHOT правительство».

Благодаря работам Павлова и его уче-
ников наша отечественная физиология
оставила далеко позади зарубежную на-
уку. На ХУ Международном конгрессе
физиологов, состоявшемся в 1935 г.в
Ленинграде, Павлов был единодушно при-
знан «старейшиной  физиологов мира».
Тем омерзительнее выглядят попытки не-
которых «ученых» ‹ капиталистических
стран, которые, как английский  физио-
лог-идеалист Ч. Шерринттон, стремятся
принизить сейчас роль строго материзли-
стического учения Сечонова-——Чавлова и
оклеветать ето. Эти попытки особенно
усилились в последнее время в американ-
ской литературе, где ведется клеветниче-
ская кампания с целью доказать, что ве-
ликое учение юб условных рефлексах с03-
дано якобы не русской наукой и не Пав-
ловым, а американцами. Этими измыш-
лениями занимаются Фултон, Лешли и
другие. Негодные жульнические попытки
опорочить приоритет нашей науки в этом
важном вопросе вызывают законное в0з-
мущение всех честных людей мира.

Есть и такая группа буржуазных
«критиков», которые, признавая на сло-
вах приоритет Павлова, пытаются вытра-
вить самую сущность ето учения, утвер-
RMA, ITO это учение ни в какой степе-
ни не может приблизить нас к понима-
нию нсоихической деятельности, что пеи-
хичезкое якобы вообще  непознаваемо.
Возражения эти не новы. На всем про-
тяжении своего развития павловское уче:
ние постоянно пробивало себе путь в
ожесточенной борьбе с идеализмом. По са-
мому своему духу учение Павлова  глу-
боко революционно, оно подрывает основ-
ные устои всякого идеализма,

Борьба против  павловского учения,
стремление принизить, оклеветать, опош-
лить его исходят от представителей реак-
ционной, империалистической «науки».
Олнако, несмотря на все попытки, прав-
да великого павловского учения oben
HOCHO пествовала и шествует через гра-
ницы, находя все большее и большее чис-
ло сторонников во всех странах мира.
	lag —ы `

Мракобесы всех мастей еше и потому
	ненавидят Навлова, что он был

русским патриотом. Он страстно любил
вой народ и все свои силы, все помые-
лы отдавал на служение ему.

«Что ни делаю, постоянно думаю, что
служу этим, сколько позволяют мне мои
силы, моему отечеству», — писал Пав-
лов. «На моей родине идет сейчас гран-
диозная социальная перестройка. Уничто-
жена дикая пропасть между богатыми и
бедными. Я хочу жить еше до тех пор,
пока не увижу окончательных результа-
тов этой социальной перестройки».

Иван Петрович искренне и до концы
дней своей жизни поддерживал  герои-
ческий труд родного народа по созданию
новото общества.

Величайший ученый, создавший эпоху
в науке, Иван Петрович до конца своих
дней вынашивал новые, грандиозные
планы работы. Ему все казалось, что
сделано еще мало.

«Помните, — указывал он в письме
к советской молодежи, — что наука тре-
бует от человека всей его жизни. И если
у вас было бы две жизни, тои их бы
нехватилю вам. Большого напряжения и
великой страсти требует наука от чело-
века. Будьте страстны в вашей работе и
в ваших исканиях... И для молодежи,
как и для нас, вопрое чести — оправ-
дать те большие упования, которые в03-
лагает на науку наша родина».

Эти горячие слова, обращенные к мо-
лодежи, были завещанием великого
ученого.

27 февраля 1936 года не стало Ива-
на Петровича Павлова, но остались er)
научные илеи,  влохновляющие наших
ученых. Дело, созданное им, растет и
крепнет. Советокая физиология, неустан-
но двигаясь вперед, стала самой  пере-
довой и ведущей наукой в мире.

Проф. Ю. ФРОЛОВ,
заслуженный ‘деятель науки РСФСР.
	» Среди тениальных ученых, которыми
справедтиво гордится советский народ и
5се прогрессивное человечество, одно из
первых мест занимает Иван Петрович
Павлов, столетие со дня рождения кото-
Гого 27 сентября отмечает советская об-
шественность.

И. П. Павлов был великим русским
физиологом-материалистом, одним из вы-
дающихся ученых и мыслителей, с его
именем связаны не только крупнейшие
научные открытия в области физнология,
но и делая эпоха в развитии естествозна-
ния. Классические труды И. П. Павлова
в области изучения деятельности нервной
системы знаменуют величайшую победу
материализма нал идеализмом.

Иван Петрович Павлов был корифеем
науки, ее великим и неутомимым деяте-
дем. Ем творческий гений охватил мно-
гие отрасли физиологии и всюду он JO
стиг выдающихся результатов. :

Иван Петрович Павлов — великий но-
ватор и революционер в науке, наша на-
циональная гордость. В тяжелую годичу,
когда озверелые орды гитлеровцев  рва-
лись к столице социалистической Родины
— Москве, товарищ Сталин назвал его
имя в ряду величайших сынов русского
народа, чьи образы вдохновляли наших
воинов в сражениях за Родину.

Иван Петрович Павлов ролилея 27 сен-
тября 1849 г. в Рязани. Предки его бы-
IM крепостными крестьянами, а отец —
священником бедного городского прихода.
С детства Павлову была привита любовь
к физическому труду, к серьезной лите-
ратуре.

На формирование мировоззрения И. П.
Павлова в ето юношеские годы огромное
влияние оказали передовые идеи великих
русских просветителей, революционеров-
демократов — Добролюбова, Герцена, Чер-
нышевского. Их пламенный призыв слу-
жить верно народу, бороться за его oc-
вобождение ют крепостного гнета, неве-
жества и темноты глубоко запал в ero
сердце.

В своей революционной пропатанде Чер-
нышевский, Герцен и другие отводили вид-
ное место естествознанию и, в частности,
биологии. Герцен в «Былом и думах» пи-
сал: «Без естественных наук нет спасе-
ния современному человеку, без этой здо-
фовой пищи, без этого стротого воспита-
ния мысли фактами, без этой близости в
окружающей нас жизни».

Передовая молодежь того’ времени горячо
откликнулась на этот призыв. Пазлов был
в ее рядах. Под влиянием пропаганды
дарвинизма молодой Павлов решил посвя-
тить себя естественным наукам. Он ушел
из Рязанекой духовной семинарии и по-
ступил в Петербургский университет. Не-
сколько ранее он познажомилея с одним
из замечательных достижений  человече-
ской мысли — с книгой отца русской
физиологии И. М. Сеченова  «Рефлек-
сы головного мозга». Книга оставила
тлубокий след в душе мололого Павлова,
который более чем через 30 лет сумел най-
ти пути для экспериментального реше-
ния вопроса, поставленного Сеченовым, 0
работе’ мозга, смог доказать, что учение о
бессмертной душе человека. противоречит
всем данным науки.

Окончив университет, Павлово посту-
пил учиться в Мелико-хирургическую ака-
‘демию, гле стремился увязать физиологи-
ческую теорию с практикой. По оконча-
нии академии он получил приглашение
заведывать экспериментальной  лаборалто-
рией при клинике проф. С. П. Боткина.
Творческое содружество с выдалощимся
русским ученым-клиницистом дало очень
много Ивану Петровичу. В клинике Бот-
кина Павлов выполнял свою диссерта-
ционную работу о нервах, регулирующих
деятельность сердца. Открытия Павловым
нервных влияний нового типа привели к
созданию учения о том, что нервная си-
стема регулирует питание клеток.

Вскоре Павлов посвятил себя изучению
регуляции деятельности ортанов пищева-
рения. Замечалельный хирург, тонкий и
терпеливый экспериментатор, Павлов стал
накладывать фистулы Ha протоки пище-
варительных желез животных (собак).
Особенно привлекала его фистула we
лудка, впервые осуществленная  москов-
ским хирургом А. В. Басовым. Чтобы по-
лучить чистый, не смешанный ¢ пищей
желудочный сок, Павлов предложил опе-
рацию изолированного желудочка. Сущ-
ность ее сводилась к тому, что у живот-
ного из участка стенки желудка  созда-
вался как бы второй, маленький желуло-
чек, полость которого сообщалась фисту-
лой в внешним миром. Вее кровеносные
сосуды и нервы были в этом маленьком
желудочке сохранены, и поэтому деятель-
ность его стала как бы зеркалом работы
большого желудка.

Ренающее значение для выяснения ме-
ханизма возбуждения желудочной  секре-
ции имели знаменитые павловские опыты
в мнимым кормлением. В результате спе-
циальной операции пища при еде не по-
ступала в желудок, а вываливалась нару-
жу. Олнако при этом все равно выделя-
лось большое количество желудочного с0-
ка. Эти опыты показали, что выделение
сока происходит блатодаря сложному дей-
ствию нервной системы.

Остроумными и точными опытами Пав-
лов открыл законы деятельности пише-
варительных желез. Результаты  исслело-
ваний были опубликованы в знаменитых
«ЛТекциях о работе главных  пищевари-
тельных желез». Эти лекции были изда-
ны в 1897 году отдельной книгой. По но-
визне, обилию фактов и оригинальности
она не имела себе равных. Ёнига <ни-
скала автору славу классика  естество-
знания.

Практическая медицина благодаря этой
и другим работам Павлова сделала огром-
ный шаг вперед. Все современные методы
исследования и лечения желудочно-ви-
шечного тракта основаны на добытом Паз-
ловым точном и блестяще обобщенном фи-
зиологическом материале.

В начале дваднатого века Павлов при-
ступает к изучению высшей нервной дея-
тельности, которое являетея главным его
вкладом в дело научного материализма.

Предылупеие работы Ивана Петровича
настолько продвинули вперед  физиюлоги-
ческую науку, что появилась  возмож-
ность экспериментально изучить Подня-
ri Сеченовым вопрос: что представляют
«обой рефлексы головного мозга — мате-
Виальной основы психической жизни?
	Декада таджикекой литературы -————- —
	SUS CESS STS TE ESE FAECES Te SSE EE SSSI Sea TE PETES SETS Sees IT
	в заключение вечера, высту- оркестр народных инстру- рубабисток (слева) и на-
пили ведущие мастера C= ментов, родной артистки Таджик-
кусств республики, ан“ НА СНИМКАХ: выступ- ской ССР Р. Галибовой.

самбль рубабисток, хор и ление женского ансамбля Фото В САВОСТЬЯНОВА.
			TBA

Декады литературы и ис-
кусства братских народов
Советского Союза, устран-
ваемые в Москве, являются
свидетельством — огромного
под’ема и расцвета MHO-
гонациональной — культуры
нашей Родины.
	На днях в Москве откры-
лась декада таджикской ли-
тературы. В ней принима-
ют участие ведущие писате-
ли и поэты республики —
	С. Айни, М. Турсун-заде,
М. Миршакар, М. Рахими,
А. Дехоти, Д. Икрами,
	Б. Paxum-3ane, молодые
поэты А. Шукухи, М. Фар-
хат, А. Каххори и другие.
В Москву для участия вде-
каде приехали и лучшие
мастера искусств Таджики-
стана. На открытии декады
в Колонном зале Дома сою-
зов доклад о развитии тад-
жикской литературы сделал
председатель правления Со-
юза советских писателей
Таджикистана Мирзо Тур-
сун-заде.

В концерте, состоявшемся
	he

Возвращение делегации
советской молодежи
из Албании
	Вчера, 23 сентября, из Тираны в Моск-
ву возвратилась делегация советской моло-
дежи во главе с тов. Н. А. Михайловым.
Делегация принимала участие в 0б’елини-
		тельном с езле молодежи Албании.
	Приезд в Москву
молодежной делегации
Венгрии
	Вчера, 23 сентября, в Москву по при-
глалцению Антифалпистского комитета с0-
ветской молодежи прибыла Делегация оу-
ководяших работников пионерского дви-
жения в Венгрии во главе е Сендрое
Wanyop.

Ha аэродроме делегацию встречали пред-
ставители ЦК ВЛКСМ, Антифашиетского
комитета советской молодежи, МГК ВЛКСМ
и пионеров столицы.

(ТАСС).
	На первенство страны по футболу
		Близится к концу розыгрыш первенства
страны по футболу. Игры последних дней
носят острый, напряженный характер. Ли-
деры розыгрыша—московское «Динамо»,
ИДКА и «Спартак» (Москва) встречают
упорное сопротивление своих соперников.

Дружную, слаженную игру продемонст-
рировали футболисты московского «Локо-
мотива» в матче с возглавляющей турнир-
ную таблицу командой «Динамо» (Москва).
Защитники «Локомотива» стойко отражали
атаки динамовцев, напалающие активно вы-
‘ходили к воротам противника. Счет был
открыт лишь в последние минуты второго
тайма. Бесков с подачи Малявкина заби-
вает гол в ворота «Локомотива», но желез-
нодорожники тут же забивают ответный
гол. Матч закончился вничью — 1:1.

Также одно очко потеряла и команда
ЦДКА во встрече с футболистами москов-
ского «Торпедо». Вся игра прошла в бы-
стром темпе и изобиловала острыми мо-
ментами у обоих ворот.

В первой половине итры армейцы в ре-
зультате красивой комбинации Федотов —
Демин — Бобров открывают счет. После
перерыва футболисты «Торпедо» еще более
активизируют свою игру, и В. Пономарев
точным ‘ударом сравнял счет. До конца
матча, проходившего в обоюдных атаках,
противники еще раз обменялись голами.
Результат игры 2:2.
	В Ленинграде местные динамовцы встре-
тились с московским «Спартаком». Проде-
монстрировав четкую, энергичную игру,
москвичи одержали заслуженную победу со
счетом 2:1.

Завтра на стадионе «Динамо» состоятся
два интересных матча. Играют ЦДКА —
«Локомотив» (Москва) и «Спартак» — «Зе-
НиТ».
			На стадионе Метростроя состоялся фи-
нальный матч на «Кубок Москвы» по
футболу. Играли клубные команды Цент-
рального Дома Красной Армии и <«Дя-
намо».

Встреча закончилась победой  армей-
ских футболистов со счетом 3:1.

Выиграв «Кубок Москвы», клубная
команда ПДЕА завоевала право участво-
вать в розыгрыше «Кубка CCCP» по
футболу. 25 сентября она встретится в
Москве © комачлой «Тинамо» (Воронеж).
	НОВЫЕ ВСЕСОЮЗНЫЕ
РЕКОРДЫ СКУТЕРИСТОВ
	Московские скутеристы, зыступая 22 сен-
тября на водной станции ДСО «Трудовые
резервы» на Москве-реке на дистанцию
в Ги 5 километров, вновь обновили таб-
лицу всесоюзных рекордов по водно-мо-
торному спорту.

В классе скутеров с моторами «С» (до
500 куб. см.) мастер спорта Р. Шибаев
(ДОСФЛОТ) на дистанции в   км. побил
рекорд С. Галкиной («Динамо»), установ-
ленный ею в 1947 году (63,886 KM/uac.).
Среднечасовая скорость, показанная
Р. Шибаевым на моторе отечественного
производства, — 68,702 км/час.

Молодая гонщица «Трудовых резервов»
Е. Пониткина прошла дистанцию 5 км. на
скутере с мотором класса «М» со средне-
часовой скоростью 43,457 км/час. Это так-
же новый всесоюзный рекорд.

А. Добрынин (ДСО <Трудовые резер-
вы») на дистанции 5 км., идя на мотолод-
ке класса «МВ», перекрыл принадлежав-
ший ему же всесоюзный рекорд. Новый
рекорд равен 36,862 км/час.
	Il. ЛЕОНТЬЕВ,
заслуженный мастер спорта.
	Люблю тебя, священная страна,
Люблю тебя, родная сторона,
Слагаю песни с именем твоим,

И каждый раз нежней и горячей
Родник моих взволнованных речей.
Ты вырастила молодость мою,

Ты закалила мужество в бою,

Ты щедрой мерой счастье мне дала.
Пока я жив — твоей судьбой горю,
Тобой горжусь, тебя благодарю.
	Отчизна правды, счастья и весны,
Большой судьбой твои сыны равны,
Свободный труд — закон твоих людей.
Перед лицом всех наций и племен
Горжусь, что я в такой стране рожден.
Как солнце озаряет ширь земли,

Так Родина детей своей семьи.

Я отблеск твой и твой огонь живой,
Я от тебя навек не отделим —
Клянусь бессмертным именем твоим.

Перевод с таджикского
М. ФОФАНОВОН.
	О литературных кружках
	Проходящий всесоюзный смотр  культ-
учреждений профсоюзов вызвал большой
под’ем в деятельности клубов, домов куль-
туры, библиотек. Значительно  увеличи-
Лось число читателей, стала разнообраз-
ней массовая работа с ними. Вырос уро-
вень самодеятельных кружков, куда вли-
лось немало молодежи.

Есть, однако, один участок работы
культурно-просветительных учреждений,
которому до сих пор не уделяется доста-
точно внимания. Мы имеем в виду лите-
ратурные кружки.

До войны в Москве активно работали
многочисленные литгруппы: на Элек-
трозаводе, на заводах «Красный проле-
тарий», «Динамо», комбинате «Tpexrop-
	вая мачуфактура», на обувной фабри-
ке «Парижская Коммуна», кондитер
ской фабрике «Красный Октябрь» и лру-
гих. В них рабочие приобщалиеь к лите-
ратурному творчеству, широко знакомились
с литературой, расширяли свой культур-
ный кругозор.

Однако значительное число кружков,
ранее успешно работавших, сейчас pac-
палось по той простой причине, что
ИМИ Никто не интересуется, не оказыва-
ет помощи, а предоставленные самим се-
бе; без квалифицированного руковолетва,
они, само собой разумеется, не могли про-
цолжать плодотворную деятельность.

Большинство же тех кружков, которые
продолжают действовать и. ныне, органи-
зационно не оформлено, занятия в них
проводятся беспланово, заволекие общеет-
Ренные организации не уделяют им 10-
статочно внимания, а ВИСПС и Coms
советоких писателей не помогают им.

Культотдел ВИСИС считает, что литерз-
турные кружки — дело писательской 05-
щественности, & в Союзе советских писа-
телей сложилось мнение, что ими веецело
должен заниматься ВЦСПС. Литературные
кружки тем временем оказались на поло-
жении пасынков.

Основной порок в работе кружков со-
стоит в том, что творчество кружковцев
отрывается от литературной учебы, от
регулярных обсуждений лучших произве-
дений советских писателей.

Возьмем, к примеру, литературную
группу нь автозаводе имени Сталина. За-
нятия здесь посвящаются главным обра-
зом чтению и обсуждению произведений
членов группы. Систематического обсуж-
дения творчества лучших советеких пи-
сателей не практикуется.

В литературном кружке Дворца культу-
ры Метростроя занимаются только чет-
веро  метростроевцев, остальные с Метро-
	строем вовсе’не связаны. Вружок поэто-.
	му оторван OT жизни коллектива.

Второй, основной недостаток кружков
заключается в слабом участии начинаю-
щих литераторов в культурно-массовой
работе клубов, библиотек, в отсутствии
связи с многотиражками и стенгазетами.

Каково же доджню быть содержание ра-
боты литературных кружков?

Опыт работы нескольких кружков сто-
липы поможет нам ответить на этот во-
прос.

На заводе «Серп и молот» при газете
«Мартеновка» около двадцатя лет суше-
ствует литературное об’единение  «Валь-
повка». Посешая занятия  «Вальцовки»,
кружковцы постоянно повышают свой
кУлЬтурно-политический уровень, paciliu-
ряют познания в области литературы, по-
лучают постоянную помошь в своем
творчестве. Творческий и читательский
кружок здесь, по существу, единое пе-
moe.

«Вальцовка» стала активным звеном в
культурной Жизни завода, вырастила рят
одаренных литераторов.

Можно сослаться и на пример  завола
«Фрезер», где при газете «Ha трудовом
фронте» также существует литературная
группа. Творчество кружковцев, вся лея-
тельность группы злесь неразрывно свя-
заны с задачами предприятия. Кружковцы
	На днях в детском Доме культуры име-
ни Павлика Морозова состоялся вечер,
посвященный подведению итогов летней
работы.
	чиков И девочек прошли вурс лечения в  ской молодежи.

систематически печатают свои стихи и
очерки в заволекой газете. Группа we or-
рывается и от массовой библиотечной ра-
боты < книгой.

Опыт «Вальцовки», кружка на заводе
«Фрезер» и некоторых других  полеказы-
вает направление и формы работы лите-
ратурных групп. Они существуют
не только и не столько для воспитания
профессиональных литераторов, сколько
для поднятия культурного уровня  рабо-
чих и служалцих.

А. М. Горький, создавая в 1930 голу

журнал «Литературная учеба», полчерки-
вал, что членам «визовых литературных
Еружков» прежде всего необходимо © по-
мощью такого кружка приобретать «боль-
`пгую культуру».
— Писатель В. Федин писал в своем
«Письме литературному кружку», 910 в
литературном кружке «необхолимо прежде
всего заниматься чтением нашей клаеси-
ческой и современной литературы». В том
же письме К, Федин говорил и © творче-
ской группе. Важлый ее член «писать
должен одновременно с чтением книг, ©
изучением литературы. Только так можно
достичь каких-нибуль результатов, не ина-
че. Еели кружковец будет полагаться
единственно на свое «знание жизни» и не
будет учиться у писателей-классиков и
современников, то он никогда не передает
своего «знания жизни» при помоши пера,
потому что перо не будет слушаться ето
так, как нужно...»

В этих советах высказаны главнейшие
соображения о правильной работе литера-
турного кружка. Там, где кружки тесно
связаны с общественностью и ведут свою
работу непосредственно при библиотеках,
клубах, а члены творческой группы
кружка активно работают в многотираж-
ках и стенгазетах, откликаясь на важней-
шие задачи своего предприятия, там pa-
бета литературных кружков приносит
значительные, ошутимые результаты.

Несомненно, что ответственность за лея-
тельность таких кружков несет культот-
дел ВИСПС, который должен занятьея ор-
танизационной стороной литературных
кружков, являющихся одной из форм га-
модеятельности рабочих и  служаших,
репгить, тде, на каких предприятиях
рационально их создавать, и выработать
соответствующие планы занятий.

Для дальнейшего улучшения работы ля.
тературных кружков на предприятиях CTO-
лицы огромное значение имеет подбор ру-
ководителей. Деятельность литературных
групп ставит этот вопрое особенно остро,
так как к руководству ими привлекают-
ся люди, зачастую не отвечающие въыса-
ким требованиям кружковпев. Участники
литературных групн столицы  налеются,
что культотлел ВИСИС совместно с Сою-
зом советских писателей решат этот во-
прое в кратчайший срок.

Со стороны Союза советских писателей
необходимо обеспечить реальное шефство
наших литераторов Hat старейшими и
вновь созланными кружками. Совместно с
Профиздатом Союз советских писателей
должен заинтересоваться изданием наибо-
лее ярких произведений начинающих
авторов.

Следовало бы также возобновить изла-
ние специального журнала по примеру
Горьковской «Литературной учебы», перио-
дически устраивать семинары для руко-
волителей кружков по обмену опытом
итл

Прюходяший сейчас Всесоюзный смотр
культурных учреждений профсоюзов вы-
звал новый ‘лохем в работе.  очатов
культуры. Нало добиться, чтобы литера-
турные кружки, приобщающие Minors.
массы трудящихся к творчеству, заняли
подобзющее мосто в работе  культурно-
просветительных учреждений. Этим
кружЕзм надо улелить больше внимания,
чем это делалось до сих пор.

А. ФИЛАТОВ,
А. ПРУСАКОВ.
	оставшихея в городе, было создано 3 пипэ-
нерских лагеря.

На вечере показал свое искуество га-
молеятельный пионерский ансамбль, орга-
пизованный из детей, отлыхавших в г0-
ролеких лагерях и в лагере на станции
	«Правла». Свое большое  выступленге
ансамбль заключил Гимпном демократиче-

ской молодежи.
С. БОРСКАЯ,