Воскресенье, 13 ноября 1949 г., №

138 (1151).
	OBCK MER
		@ ЗАПРЕЩЕНИИ АТФОМНОГО ОРУЖИЯ
И © МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТРОЛЕ
	Речь А. Я. ВЫШИНСКОГО в Специальном
политическом комитете 10 ноября 1949 ода
	ной комиссии формулировки, говорящие
06 этом пресловутом праве собственности
так называемого международного  кон-
трольного органа. В этих целях они проде-
лывают некий  маскарадный номер: они
пытаются подменить формулу © праве
собственности международного контрольно-
го органа на атомное сырье и атомные
предприятия формулой — «владение IC
товереннюсти» или «распределение по до-
веренноети».
	Но это изменение чисто словесное, OHO
	ни в какой мере не меняет сушества де-
ла. так как владение или распределение
атомной энергии по доверенности прело-
ставляет контрольному органу такие же
широкие полномочия, какие ему предостав-
лялись и по первой формуле, говорящей
	о праве собственности.
	США и Англия саботируют
решения Генеральной Ассамблеи
	—- В нашеи повестке дня,—начал свою
речь А. Я. Вышинекий, —стоит доклад ко-
миссии по атомной энергии, посвящен-
ный одному из важнейших вопросов, при-
влекающих внимание Организации O6 e-
диненных Нащий. Этот вопрое имеет уже
трехлетнюю давность. Срок — достаточ-
ный для того, чтобы решить этот во-
прос. Между тем, он вее еще не решен. И
даже больше — сейчае он не ближе Е
своему решению, чем это было три и два
	гола тому назад. И это несмотря на Ряд
	резолюций, которые были приняты Гене-
ральной Ассамблеей на протяжении этого
времени. в которых выражено ясно и точ-
HO единодушное стремление нашей орга-
низации решить этот вопрос,  запретив
использование атомной энергии в воен-
	ных целях и изяв атомное оружие Is
национального вооружения. Приходится
констатировать, что вее эти резолюции
	оказываютея пустыми декларациями, что
все онй лишены реального значения, пре-
вращены командующим в Организации
06’елиненных Наций блоком в пустую
бумажку.

Совелский представитель отметил, что
содержащиеся в резолюции Генеральной
Ассамблеи от 4 ноября 1948 года реко-
мендалеии о консультациях шести постоян-
ных членов комиссии по атомной энергии
с пелью установления того, имеетея ли
основа’ для соглашения о международном
контроле над атомной энергией по обеспе-
чению ее использования исключительно в
мирных целях, оказались, ках это и пред-
вилела в свое время лелегащия СССР,
	нереальными, неспособными сдвинуть это
	важное дело © мертвой точки. Причина
этого лолжна быть ясна: из шести посто-
янных членов этой комисеми — пять чле-
нов, уже ранее, голосуя за резолюцию
4 ноября 1948 года, признали необходи-
мым вообие приостановить работу комис-
сии, мотивируя это «безвыходностью по-
ложения» и бессилием комиссии  пПрими-
рить возникигие в ее работе противоречия
и разногласия.

Такая линия поведения большинства,
комиссии, продолжал А: Я. Вышинекий,
вполне отвечала политической линии В
аломном вопроее правительства Соединен-
ных Штатов Америки, выраженной в из-
вестной речи презилента Соединенных
Штатов Америки 6 апреля 1949 года,
когда он сказал. что не поколеблетея при-
нять ренение о применении атомной бом-
бы. если на карту будут поставлены бла-
госостояние Соединенных Штатов Америки
или демократий мира.

При такой установке, естественно, ле
могло быть надежды на успех работы ко-
миссии, которая была призвана разрабо-
тать мероприятия по запрещению атомно-
то оружия. р

Теперь, сказал представитель СССР,
официально сообщается, что шести по-
стоянным членам комиссии не удалось
найти основы для решения стоящей пе-
ред ними задачи.
	Как англо-американский блок
	извращает факты
	Нельзя не отметить, что одновременно ©
представлением Генеральной — Ассамблее
предварительного доклада этой комиссии о
консультациях шести постоянных членов
комиссии по атомной энергии, пять чле-

нов комиссии — Соединенных Штатов
Америки, Великобритании, Франции, Ви
тая и Ванады — поторопились опублико-

вать свое заявление 9б этих консультаци-
ях. В этом заявлении они тенленциювно
изложили сущность разногласий, которые
возникли между СССР и пятью другими
постоянными членами этой комиссии, и
извратили позицию Советското Союза, изо-
бразив ее так, будто бы эта позиция и
явилась препятствием в достижению CO
глалиения.

Советскому правительетву клеветниче-
ски приписывается, что оно «не желает
принимать мер, которые могут вторгнуть-
ся в строгое осуществление им беспрепят-
ственного  государственното суверенитета
или помешать такому осуществлению».

В этих «выводах» — что ни слово, TO
передержка, извращение, фальсификация
фахтов.

Представители пяти держав утвержиа-
ют, сказал А. Я. Вышивекий, что они
предлатали какие-то «нововведения». В
действительности никаких «нововведений»
они не предлагали, если не считать,  ко-
нечно, нововведением в области вуверени-
тета требование категорического, полного,
беспрекословного и безусловного отказа от
всякого суверенитета.

(тказ представителей Советского Cow-
за принять такой план, отдающий Ha BO-
лю и произвол так навываемого  между-
народного контрольного органа судьбы
любого государства, ето экономическую и
	  политическую независимость, изображает-
	ся этой лостопочтенной  пятеркой, — Kak
якобы откав от международного  сотруд-
ничества и отрицание международного
контроля в атомном деле.

Пять держав во время так называемых
консультаций упорно продолжали навязы-
вать пресловутый план Баруха, как из-
вестно. изобретенный еще в 1946 году. и
	  встретивитий справедливое осуждение
	стороны ряда видных ученых-атомников
еще два года тому назад, ученых, ROTO-
рых никак нельзя затюдозрить He только
в коммунизме, но в самом даже отдален-
ном приближении к коммунизму.

Правда, отметил глава советской хе-
дегации, денаются кое-какие ПоПЫтЕМ
прикрыть клыки и когти этого плана,
заменить некоторые слишком уже цинич-
ные формулировки другими, не столь
одиозными и грубыми.

Чтобы прикрыть слишком грубую откро-
венность американских империалистов,
мечтающих о том, чтобы взять в CBOH
руки все атомное производство и натразв-
лять всю деятельность в этой области во
всем мире по своему усмотрению, указал
А Я Вышинский, пять держав пытаются
смягчить содержащиеся в докладах алом-
	ками для производства или использования
опасных количеств таких материалов по
доверенности от имени госуларетв-членов».
Как я уже сказал, слова о «доверенности»,
«сылка на «доверенность» ничего не ме-
няют в существе дела, так как межлуна-
родному контрольному органу по этому
плану предоставляются фактически праза
собственника.

Это лолжно быть яено из заявления
представителя Соединенных Штатов Аме-
рики г-на Осборна на 48-м заседании ко-
миссии по атомной энергии 9 июня 1948
roa, Borda, отвечая на третий вопрос
представителя Советского Союза, он за-
явил, что «международный контрольный
орган должен иметь в своем распоряже-
нии все источники атомного сырья, ядер-
ного горючего и опасных  прелприятий,
вверенных ему участвующими странами, и
что участвующие  тосударства не могут
иметь никакого права собственности или
нрава принимать решения по вопросам,
касающимся атомных ресурсов и атомных
материалов, расположенных на их терри-
ториях».

А. Я Вышинский говорит, что в крат”
ком изложении плана контроля, предло-
_женного большинством комиссии по атом”
ной энергии (содержащемся в третьем до-
guage Совета Безопасности or 17 мая
1948 г.) прямо указывается, что: «Раз-
витие и использование атомной энергии
не являются по существу внутренним де-
лом отдельных ‘стран, & имеют преимуще-
ственно международное значение и влия-
ние». в

Конечно, отметил советский представи-
тель, вся эта установка не выдерживает
никакой критики. Если коснутьея послед”
него момента. что развитие и использова-
ние атомной энергии не’ являетея по су-
WecrBy внутренним делом отдельных
стран, то это опровергается рядом фактов,
	Канскюй и антлиисвои Цезати, во врайнои 10 7 HH a

мере по некоторой части этой печати, — op ae an anne nei ue eee ko

UT aTOT Wak ABAAer pect maxmar- COABHHTEIHO Het WOH —~ B BeCKOTb
только лет — DOK, в моей етране, где
	НЫмМ XO0M.

Критики этого плана из среды ученых-
атомников теперь открыто уже заявляют,
что этот план был придуман © расчетом
на то, чтобы, будучи отвергнут, этот факт
можно было использовать как предлог для
шумной антисоветской кампании и для
обвинений Советского Союза в том, что
его отрицательное отношение к этому пла-
ну и является якобы единственным пре-
	пятетвием в достижению этого междуна-
родного мира. Критики, которых  стано-
вится все больше и больше, в настоящее
	время, особенно в связи с таким неоспо-
римым фактом, который нашел свое отра-
жение в известном вам всем сообщении
советского телеграфного атентства от 25
сентября этого года, — критики эти все
больше и больше указывают на действи-
тельную подоплеку этого американского
плана. В этом, указывают критики аме-
риканского плана, его авторы видели
«весьма значительную победу американ-
ской дипломатии». Известно, что этот
план, несмотря на всю свою неприемле-
мость для ряда стран, в которыми нельзя
ве считаться, находит полную поддержку
20 стороны ответетвеннейптих предетави-
	атомная энергия используется ка раз
в очень важных и по’ масштабу и по зна-
чению хозяйственных мероприятиях в ин-
тересах мирного строительства. Й поэтому
говорить о том, что развитие и использо“
вание атомной энергии уже перестало
быть внутренним делом страны, — 9TO
не соответствует действительности, хотя
нельзя отрицать, что проблема атомного
оружия и имеет международное значение.
Американский план идет так далеко,
что предусматривает передачу в собетвен-
ность международного органа также хими-
ческих и металлургических заводов п
тем предлогом, что на этой стадии произ-
водства опасность утайки  булет более
серьезной, чем на предыдущих стадиях.
Американекий план ни с чем не ечитает-
ся. Он открыто требует признания за этим
международным органом права вмешиваться
в любую область экономической жизни
каждого государства. Не только. — я 970
протиу заметить, — В TY область, которая
в какой-либо мере связана, © атомным про-
изволетвом. а в любую область.
	Американский план контроля
уничтожает свободу науки
	ратической .
а -
	Выступает генеральный секретарь Союза
чехословацкой молодежи Вратислав Кру-
тина. 3}
	— Советский Союз—<<амое лучшее ме-
сто для празднования Всемирного дня мо-
лодежи, — говорит он: — потому что илеи
международной солиларности и сотрулниче-
ства берут начало в Советском Союзе. 0%-
ветский комсомол является последователь-
ным проводником этих идей. Советская Mo-
лолежь — пример для всей молодежи мила.
	На трибуне заслуженный артиет РСФСР
Николай. Афанасьев.
	— Юноши и девушки первой в историй
страны победившего социализма. — гово-
рит тов. Афанасьев, — горды сознанием то-
го, что наша Родина, руководимая мудрым
и великим вожлем трудящихся товарищем
Сталиным, идет в авангарде демократиче-
ских сил, показывает вдохновляющий при-
мер всем народам мира. Молодые работни-
ки культуры и искусства тверло обещают
нашей Родине, большевистской партии,
товарищу Сталину и внредь высоко нести
знамя передового советского искусства.
	Слово предоставляеля — предоедателтю
Главного правления Союза польекой моло-
дежи Владиславу Матвину. Он передает го-
рячий привет советской молодежи от юно-
щей и девушек демократической Польши.

— Славная советская молодежь, —го-
ворит Малвин, — является передовым OT-
рядом демократической мололежи мира. На
советскую молодежь равняютея молодые де-
мократы всех стран, с нез берут пример все
молодые ;борцы з& прочный мир и демо-
кратию. .

Выступает поэт Лев Ошанин. Свою речь
он заканчивает чтением нового стихотво-
рения из цикла стихов «Дети разных

a народов».
	А.

Слово предоставляется секретарю
Бауманского РЁ ВЛЕСМ г. Москвы
Софье Маоковой.

— Большевистская партия и ©0-
ветское правительство, — говорит
она, — создали все условия для
всесторонне развития молодежи
нашей страны. Мы горячо благода-
рим нашу партию, советское прави-
тельство и лично товарища Сталина
за отеческую заботу и внимание в
нам — молодежи. В ответ на эту за-
боту и внимание советская молодежь
будет еще упорнее трудиться BO
славу нашей любимой Родины. Or
стаивая дело мира, мы уверенно
смотрим вперед.

Выступления окончены. Участни-
ки еобрания единогласно принимают
резолюцию, в которой одобряется де-
ятельность ВФДМ, напразленная на
укрепление единства демократиче-
ской молодежи мира для борьбы за

` прочный мир, демократию, ° нацие-

нальную независимость народов и
лучшее будущее молодежи. -

— Вместе со всем советеким нару-
10м,—тговоритея в резолюции, — мо-

rolex Москвы присоелиняет свой голос
тухуреета против подготовки новой войны.
	Мы будем и впрель активно _ бороться
заа дальнейшее укрепление латеря мира и
демократии, сделаем вое возможное,
чтобы предотвратить войну.

Собрание актива призвало всех юно-
шей и девушек Москвы еще  самоот-
верженнее бороться За новый расцвет co-
циалистической экономики и кульгуры в
налцей стране, за дальнейшее укрепление
силы и могущества налней великой Роди-
ны, 3& победу коммунизма.

С огромным полемом участники собра-
ния принимают текст  приветственного
письма своему любимому вождю, учителю
и другу Иосифу Виссарионовичу Сталину:
Вее встают. Под‹еводами  Колонного зала
долго не смолкает овация в честь велико-
го знаменосца мира и дружбы народов. Co
всех концов зала раздаются приветствен-
ные возгласы: «Да здраветвует великий
Сталин!», «Товарищу Сталину —— ypal»,
«Мучшему другу советской молодежи
ловарищу Сталину — слава!»

Собрание закончилось пением ‘Тимна
Всемирной федерации демократической
молодежи.
	MeO EES RERARARU PORE AEATN MARANA PA ESSE RMR YE

НА СНИМКЕ: занятие кружка сопро-
тивления материалов. Руководит круж-
	‘ком бывший воспитанник института
кандидат технических наук А. А. По-
токин. Слева направо — студент 5-го
курса комсомолец-отличник Владимир
Гродский, руководитель кружка А. А.
Потокин и студент 3-го курса сталин-
ский стипендиат Алексей Кузьмичев в
лаборатории сопротивления  материа-
	лов.

Фоло Х. АМАСПОР.
	МОЛОЛС
	АМ МИ
	11 ноября в Волонном зале Дома сою-
BOB состоялось собрание актива молодежи
столицы, посвященное Всемирному ДНЮ
мололежи.
	задолго до назначенного часа начали
собираться представители славной москов-
ской молодежи, чтобы — продемонетриро-
вать свою сплоченность, верность принци-
пам Всемирной федерации  демократиче-
ской молодежи, готовность к борьбе за
прочный мир и демократию, за нацио-
нальную независимость народов и лучшее
будущее. Для участия в собрании актива
прибыли молодые  стахановцы — м9-
CKOBCKHX предприятий, студенты столич-
ных вузов, учащиеся ремесленных учи-
лиш и школ $30, молодые леятели и<-
кусств, комсомольекие работники. Среди
собравшихся были также посланцы герон-
ческой китайской молодежи, делегаты с9ю-
за «Своболная немецкая молодежь», пред-
ставители молодежи стран народной демо-
кратии.
	Семь часов вечера. Секретарь  МГВ
ВЛЕСМ тов. Гаврилов открывает собрание
akTHBS.
	Под бурные аплодисменты собрание из-
бирает в почетный президиум Политбюро
ЦЕ ВЁП(б) во главе с лучшим другом и
учителем советской молодежи великим
Сталиным.
	Упоминание имени товарища Сталина
вызывает в зале бурю оваций. Все встают.
Слышны возгласы: «Да здравствует вели-
кий Сталин!», «Товарищу Сталину—ела-
ва!», «Любимому Сталину — ура»

С докладом о Всемирном дне молодежи
выступил председатель Антифапистского
комитета советской молодежи тов. В. И:
Кочемасов.

— Четыре года назах, — гово-
pur тов. Кочемасов, — 10 ноября
1945 года на Всемирном конгрессе
молодежи в Лондоне была coa-

дана  Воемирная фелеращия  де-
мократической молодежи. В то вре-

мя в нее входило 30 миллионов че-
повек. Сейчас федеражия о0б’единяет
60 миллионов юношей и девушек бо-
лее 70 стран мира.
	Федерация сплотила вокруг ceda
десятки миллионов молодых людей
разных рае и национальностей, раз-
личных политических убеждений и
религиозных верований.

Докладчик характеризует далее
рост демократических сил, успехи
молодежного движения в странах на-
родной демократии. В Болгарии,
Польше, Чехословакии, Венгрии, Ру-
мынии, Албании нынё работают
единые организации молодежи. B
Польше, например, Союз молодежи
умеет более миллиона членов, в
Венгрии — 800 тысяч, в Чехоело-
panna — 670 тысяч. В Болгарии
Димитровский союз народной м0-
лолежи насчитывает 600 тысяч че-

ловек. В Румынии Союз трудящейся моло-
деязи обединяет более 750 тыеяч человек.
В Албании Союз трудовой молодежи имеет

В своих рялах 70 тыеяч членов.
	Велики успехи Всекитайской федерации
демократической молодежи. Участвуя в
созлании нового государства, молодежь
Битая с энтузиазмом трулитея в премыш-
ленноети, на транспорте и в сельском
хозяйства.
	Почти полтора миллиона юношей и де-
вушек об’единены в рядах Союза  демо-
кратической мололежи Северной Кореи.

На широкую арену активной политиче-
ской борьбы за мир против империалисти-
ческих поджитателей войны выходит про-
трессивная мололежь Германской демокра-
тической республики. В авантарде этой мо-
лодежи идет Союз своболной немецкой
молодежи, 0б’единяющий ‘сейчас более 1
миллиона человек.

Сильные молодежные организации, юр-
танизации борьбы за мир против «плана
Маршалла», выросли 3& это время и в
странах, где орудуют англо-американские
империалисты.
	Ширитея и растет лвижение  прогрес-
сивной молодежи в колониальных и.зави-
симых странах. На базе под’ема нацио-
нально-освободительной борьбы выросли
мощные 9б’елинения мололежи во Въетна-

СОБРАНИЕ АНТГИВА МОЛОДЕТИ
иоснвы
> : ь
	ме, Индонезии, Малайе, Индии; Бирме. В}
рядах этих организаций миллионы безза-
ветных молодых борцов за свободу наро-
дов колоний и зависимых страж.
	Заканчивая доклад, тов. Кочемасов про-
возтлашает злравицу в честь лучшего
друга молодежи, великого вождя народов
товатиша Сталина.
	Эти слова встречаются бурной овацией
BOX присутотвующих. Слышатся возгласы:
«Слава великому Сталину!», «Вперед, за
прочный мир, лемократию, национальную
независимость натолов!».
	Предеедательствующий предоставляет
слово стахановцу завода «Серп и молот»
Анатолию Субботину.
	— Молодые рабочие Москвы, — говорят
тов. Субботин, — гордятся тем, что в пер-
вых рялах демократической молодежи мира
илет славная советская молодежь. Hama
задача состоит в том, чтобы стахановеким
трудом укреплять мощь нашей Родины.
Крепить мощь Советского Союза— это зна-
чит крепить мир. Чем сильнее будет наша
Отчизна, оплот мира и безопасности на-
родов. тем належнее будет дело мира.
	Трюмкими аплодисментами  ветречают
присутствующие выступление молодого те-
нерала Китайской народно-освоболительной
армии Сяо Хуа. Он передает” горячий хру-
жеский привет советской молодежи от юно-
шей и левушек нового Витая.
	На собрании актива молодежи Москвы в Колон-
ном зале Дома союзов. Фото В. КОЗЛОВА
	— Сегодня на огромных просторах зем-
ного шара,— восклицает Сяо Хуа. —от Ки-
тайской народной республики ло Герман-
ской лемократической республики, 800 мил-
лионов человек стоят под знаменами мара
и демократии!

На трибуне студент Московекого энерге-
тического института имени В. М. Молотова
Алексей Качурин.

— Мы живем в замечательное время. —
товорит он.— Нам выпалю большое счастье
жить и работать при социализме. Мы гор-
димся тем, что являемся молодыми строй-
телями коммунистического общества. © ЕЭ-
тором веками мечтали лучшие умы чело-
вечества.

0т имени студентов Москвы я призываю
прогрессивную молодежь всех стран еще
теснее сплотиться вокруг Всемирной феде-
рации демократической молодежи.
	Слово предоставляется руководителю де-
легации союза «Свободная немецкая моло-
лежь» Хорсту Брашу.
	— Передовая молодежь Германии, — го-
ворит Хорст Браш,— неемотря ни на какие
провокации и ухищрения англо-американ-
скнх империалистов, неуклонно борется за
единую демократическую Германию. Борь-
бу молодежи возглавляет союз «Свободная
немецкая молодежь». 0 росте влияния с9-
юза говорит такой факт. что только за ио-
следние четыре меслна в него вступило
триста тысяч юношей и девупек.
			Своим планом контроля США
пытаются прикрыть отказ
от запрещения атомного оружия
	Можно таким образом слелать вывод,
‚ американский план так называемого
	что американский план так называемого
международного контроля остается вее тем
хе планом, каким он был три года тому
назад. со всеми евоими коренными порока-
	ми. из-за которых, и это хорошо знают
сами авторы этого плана, этот план obpe-
чен на провал.

Возникает вопрос:

Чем же об’яенить в таком ‘случае
упряметво, © которым англо-американское
большинство компосин защищает этот
план? Уже слышатся голоса, и среди них
голоса авторитетных людей, специалистов
в области атомной энергии, что этот вума-
сбродный план для того и предназна-
чен, чтобы затруднить установление ка-
кого-либо контроля вообще. Слышатея г9-
roca — 06. этом можно судить по амери-
ганекой и английской печати. по крайней
		@ртии
BOD.
ОЙ в
вает
ава
ЦИТ,
рево-
Коло.
		a)
ATOR:
НЫЙ
‚ро.
ARNG
oT On.
CR.
Wa-
BHAT
OTHE
vTyB
MOTH:
и п,
RCRA
POTN
	ЛИТ

‘боль
в, 8
radi
Xu
ИЯНиО
Rak
я 601.
вовох
зари
скит
			телей Соединенных Штатов ‘Америки.
Вепомним недавнее заявление президен-
та США о том, что этот план «является
единственным планом, который отвечал
бы техническим требованиям контроля,
который сделал бы эффективным запре-
щение атомного оружия и в то же время
содействовал бы мирному развитию атом-
ной энергий на основе сотрудничества».

Е ЕО АЙ Те 7”

По американскому плану только межлу-
народному органу принадлежит исвключи-
тельно право. производить научные иееле-
дования и работу в области развития ис-

пользования атомного оружия и этомной

энергии.
Какие Же можно сделать отсюда выво-
ды? — спрашивает А. Я. Вышинский.

роза.
	Поставлена тигантокая ставка, указы-
вает он, на отказ каждым государством
от своей тосударственной самостоятельно-
CTH BO имя, как говорят авторы  этэго
американского плана, — «высшего бла-
та», — то-есть спасения человечества от
ужасов атомной войны.

Но соответствует ли этому  американ-
ский план, который связан с нарушением
государственного суверенитета, с из`я-
тием атомной энергии из распоряжения
отдельных государств, с закупоркой науч-
но-исследовательской работы в этом отно-
шении и который — HU AIA кого не мо-
жет быть в этом сомнения — застопорит
веякую возможность использования атом-
ной энергии для мирных целей.

Мы в Советском Союзе используем атом-
ную энергию не для того, чтобы нако-
плять запасы атомных бомб, хотя я убеж-
ден в том, что когда — если, к несча-
стью, это случится — они понадобятся,
их будет столько, сколько необходимо. Мы
используем атомную энергию по нашим
хозяйственным планам, в наших экономи-
ческих и хозяйственных интересах. Мы
хотим поставить атомную энергию на вы-
полнение великих залач мирного строи
тельства, чтобы взрывать горы, менять
течение рек, орошать пустыни, прокладье-
вать новые и новые линии жизни там,
тде редко ступала человеческая нога. Эте
делаем мы, хозяева своей земли, по на-
шему плану, и мы не обязаны ни подчи-
няться; ни отчитываться в этом деле ни
перед какими международными органами.
	Пепригодность американского
плана контроля
	Тлавный мотив в защиту американско-
0 плана контроля, предусматривающего
передачу права собственности контрольно-
му органу, заключается в утверждении,
что контроль во всяком ином случае, при
всякой иной системе контроля и инспек-
тирования не булет эффективным.

В заявлении пяти держав указывается,
что производетво ядерного горючего столь
сложно, что инспекция не может предот-
вратить утайки и что — я цитирую этот
доклад —— «...невозможно проверять дей-
ствительное количество атомных материз-
лов внутри урановых котлов или реакто-
ров по сравнению с количеетвами, указан»
ными в записях».

Представители пяти держав, критикуя
предложения CCCP, предусматривающие
периодическую инспекцию заводов, произ-
водящих атомную энергию и т. д., заяв-
ляют, что одна только система инспекции
	(Окончание на 4-й стр.)..
	Вее это дает основания считать, что
имеют пох собой серьезную почву предпо-
пожения, открыто высказываемые в пе-
чати, что авторы американского плана
так называемого международного контроля
на, самом деле и не рассчитывали на то,
что этот план может послужить основой
для решения вопроса о запрещении атом-
ного оружия. В этом отношении сыграла,
конечно, свою роль иллюзия американских
правящих кругов, что Соединенные Шта-
ты Америки являются монополистами 110
произволетву аломных бомб. Эта иллюзия
особенно была распространена в 1946 го-
ду, в году, когда был создан план Баруха,
продолжающий етще владеть умами этих
Крутов и в настоящее время. В американ-
окой печати открыто говорится и сейчас,
члю тогда ожидалось, что монополия будет
существовать, по крайней мере, в течение
нескольких лет. Это предположение ока-
зало значительное влияние на самый ха-
раклер американского плана так называе-
мого международного контроля.

Во всяком случае любопытно напомнить
0б олной недавней статье в журнале «Нью
рипаблик». где можно прочесть  следую-
wes: «Концепция монополии  юб’ясняет
постановку условий в отношении стадий,
принцип которых предусматривалея в 34-
явлении Трумэна, Эттли и`Винга от 15
ноября 1945 года». Это верно. Но это
верно также и в отношении других основ-
ных особенностей американского плана.
Иллюзия американской монополии на; атом-
ную бомбу толкала правящие ‘американ-
ские крути на создание такого плана, ко-
торый мог бы обеспечить ликвидацию вся-
кого национального соперничества в этой
области, в области атомного оружия, есла
придется в конце концов пойти все-таки
на какой-нибудь международный контроль.
Известно. однако, что иллюзии гибнут,
факты осталтся. Теперь уже всем ясно,
что иллюзия американской монополии на
аломное оружие безнадежно погибла. Ясен
в то же время и тот факт, что атомная
бомба, имеетея в распоряжении и другого
государства.
	Наши разногласия
	Основным принципом, на. котором по-
строен весь так называемый американский
план, продолжал советский представитель,
является принцип, сформулированный в
заявлении пяти держав следующим обра-
зом: «пять держав остаются убежденными
в том... что для обеспечения безопасности
международный контрольный орган сам
должен оперировать и управлять опаены-
ми установками и должен владеть  опас-
пыми атомными материалами и установ-
	№ студенческом шаучном обществе
	денты участвуют в работах по благо-
устройству своего Бауманского района.
Они тесно связаны с районным архитек-
тором и часто выполняют его задания.
Сейчас научно-техническое общество
готовится к У! научной конференции
института, на которой будут заслушаны
наиболее интересные доклады. Десять
лучших исследований, имеющих  прак-
тическую ценность, будут помещены во
	’ втором сборнике студенческих работ.
В. ВАЛИН.
	Студенческое научно-техническое 06-
шество Инженерно-строительного инсти-
тута имени Куйбышева было создано в
1945 году по инициативе комсомольской
организации. Сейчас в нем занимаются
800 студентов. Работа в обществе по-
могает им глубже изучать курсовой ма-
териал, расширять свеи знания в инте-
ресующей их области, приучает к само-
стоятельной  научно-исследовательской
деятельности.
	Общество приносит большую прак-
тическую нользу Кучинский  керами-
ческий завод внедрил в производство
новые составы глазурей, найден-
ные студенткой Филиней. На стройках
применяется прибор для разметки кри-
вых на поверхности труб, сконструиро-
ванный студентом 5-го курса тов. Гар-
бером.
	Интересную исследовательскую рабо-
ту вели студенты в этом году во время
практики. Студент 5-го курса Л. Клепи-
ков написал реферат «Характерислика и
особенности строительства высотного
здания на Смоленской площади». Сту-
дент-отличник А. Яшин изучал устрой-
ство железобетонного коробчатого фун-
дамента и стен цокольного этажа на
строительстве этого же здания.
	Наряду со старшекурсниками в paGo-
те общества принимают участие студен-
ты младших курсов, для которых созда-
ны кружки сопротивления материалов,
стпоительной механики, архитектуры и
	  другие. Помимо занятий в кружках сту-
ee иланаиииииииилариииткая виза рии