/ Четверг, 17 ноября 1949 г., № 140 1153).

ИН
				В помошь пропагандистам — руководителям. начальных политкружков

Плакат работы художника В. КОРЕЦКОГО.
		Кризис, безработица, расточит ель сы
масс — вот неизлечимые болезни капитализма. Наш строй

не страдает этими болезнями, потому что власть в Наших

ee ee FETE NE Da
	BON SN

руках, в руках рабочего класса, потому что мы ведем плано-
вое хозяйство, планомерно накопляем ресурсы и правильно
распределяем их по отраслям кародного хозяйства. Мы сво-
бодны от нвизлечимых болезней капитализма. В этом наше
отличие, в этом наше решающее преимущество перед капи-
тализмом... А это значит, что наш строй, советский строй,
дает нам такие возможности быстрого продвижения вперед,
о которых не может мечтать ни одна буржуазная страна.

“ И. В. СТАЛИН.

Говоря о классовой структуре советсвю-
то общества, надо использовать  следую-
зе Указание В. И. Ленина: «Социализм
есть уничтожение классов. Диктатура про-
летариата сделала для этого уничтожения
все, что могла. Но сразу УНИЧТОЖИТЬ
классы нельзя.

Й классы остались и останутся в тече-
ние эпохи диктатуры пролетариата. Дик-
татура будет ненужна, когда исчезнут
классы. Они не исчезнут без диктатуры
пролетариата» (В. И. Ленин, т. XXIV,
стр. 513).

В СССР в настоящее время существуют
два дружественных класса — класс рабо-
чих и класс крестьян, а также новая,
подлинно народная советская интеллиген-
ЦИЯ.

При характеристике изменений в клас-
совом строении советокото общества про-
патандисту необходимо использовать вто-
	рой разлел доклада товарища Сталина Ha
Чрезвычайном УШ Всесоюзном с’езде Со-
вотов в ноябре 1936 года {2 проекте
Конституции Союза ССР» («Вопросы ле-
нинизиа», стр. 508—514).

В СССР сложилось и получило развитие
морально-политическое единство советского
народа. Пропатандиету нужно подчеркнуть,
что морально-политическое единство совет-
	cKoro юбщества обеспечивается . глубоким
елинетвом интересов. взглядов. целей co-
	PPTCKUX люлеи. их сплоченностью вокруг
	соротекой власти. большевиетской партии.
	Морально-политическое единство — ве-
личайшее завоевание советского народа,
доститнутое им под руководетвом комму-
нистической партии. Пропагандиет раз’яс-
няет, что морально-политическое елинетво
	‘советского народа, советский патриотизм,
	дружба советских народов являются вели-
кими движущими силами советекого обще-
ства.
	Тов. Молотов товорил: «Морально-поли-
тичевкое единство народа в пазщей стране
имеет и <в0ё живое воплощение У нас
есть имя которое стало символом moti
	имеет и ©8096 живое воплощение. У нас
ость ИМЯ, Которое стало символом побед
социализма. Это имя вместе с тем символ
морального и политичеекого етинстра CO
	ветекого нарола. Вы знаете, что это имя—
Сталин!» (В. М. Молотов. В лватцатилетию
Октяйтьекой pe BOOM. Партиздат, 1937,

етр. 30).
	Пропагандист далее 0б`ясняет слутате-
лям, что в капиталистическом  общеетве,
состоящем из враждебных классов. нахо-
	дящихея в непримиримых противоречиях
друг с лоугом. гле илет жестокая 60050
	между рабочими и капитал

“TAMH,  EDpe-
	стьянами и помещивами, невозможна
рально-политичеекое етинетво ЕбролЗ.
	Пропаганлист может использовать на
	занятий следующие произведения совет-
ских писателей: М. Исаковский «Избран-
ные стихотворения», Сборник  художест-
венных произведений «0 Лепине». Т. Се-
мушкин «Алитет уходит в горы», В. Маль-
цев «Ог всего сердца» и дуоугие.
	могут быть
Ликвилация
	‚ В беседе пропагандистом
выдвинуты такие вопросы:
	Как провести занятия по теме
„Советское социалистическое
_ общество“
	H4 ЗАНЯТИЯХ по теме «Советское социалистическое общество» слушатели дол-
жны уяснить основные особенности советского социалистического общества, его
непреоборимую жизнеяную силу и преимущества перед  капиталистическим строем.
Излагая материал, пропагандист должен познакомить слушателей с основными пело-
жениями ленинско-сталинского ‘учения о советском социалистическом хозяйстве, о
цвух формах социалистической собственности в СССР, о плавовом характере развития
советской экономики, о труде в советском социалистическом обществе, о социалисти-
ческом соревновании и его высшем этапе — стахановском ‚движении, с  классовом
строении советского общества, о морально-политическом единстве советского народа,
как источнике силы и крепости Советского Союза.

Занятия рекомендуется проводить по следующему плачу:

‚1. Советская социалистическая система хозяйства и ее преимущества перед капи-
талистической системой хозяйства.

. Социалистическая собственность в СССР и ее формы.

ИГ Плановость социалистического хозяйства в Советском Союзе.
	ТУ. Труд в советском социалистическом обществе.
У. Классовое строение советского общества.

\1. Морально-политическое единство социалистического общества.

На прохождение темы «Советское социалистическое общество» программой я
ным планом отводится три занятия по два часа каждое. Целесообразно на пер-
занятии разобрать первые два раздела темы, на втором — третий и четвертый и,
о сл лирлтем — патый и шестой разделы темы.
		формы однотипны, представляют собой раз-
новидности социалистической  собетвенно-
сти. исключающей эксплоатацию человевз
	человеком.

Давая характеристику государственной
социалистической собственности и собет-
венности колхозно-кооперативной, следует
зачиталь на, занятии статьи 6-ю и 7-ю Ста-
линской Конституции. Важно  подчерк-
нуть, что государственная , социалистиче-
ская собственность — всенародное лостоя-
ние — является ведущей формой собет-
венности в СССР.

Советские законы охраняют права граж-
дан на личную. собственность, на трудо-
вые сбережения, на жилой дом; на пред-
NOTH домашнего обихода и личного потреб-
ления. так же как и право наследования
личной соботвенности. -

Большевистекая партия и советское го-
сударетво неустанно заботятея 06 укрепле-
нии и развитии социалистической собет-
венности, о вобпитании у советекого наро-
да бережного отношения к ней. На заня-
тиях рекомендуетея привести высказыва-
ния М. И. Калинина о бережливости к 0б-
тественной собственности (ем. М. И. Ва-
	линин «09 коммунистическом  воспита-
нии», стр. 19—80, 81).
	Пропагандист рассказывает о роли ком-
сомола как помощника большевистской
партии в воспитании у молодежи береж-
ного отношения в социалистической соб-
ственности. Для этого используются при-
меры борьбы коллективов предприятий и
учреждений, колхозов и совхозов за эко-
номию сырья, материалов, государетвен-
ных соелетв.
	Полезно использовать на занятии диа-
граммы из альбома «Пятилетний план вос-
становления и развития народного хозяй-
ства СССР на 1946—1950 гг.». Натляд-
ные пособия помогут оживить занятия,
будут способствовать закреплению прохо-
димого материала и более ясному предетав-
лению слушалелями о росте промышлен-
ности и под’еме сельского хозяйства, о по-
вышении  произволительности труда и
под’еме материального и культурного бла-
госостояния трудящихся mace B CCCP.
Для этого также можно привести выдерж-
ки из произведений С. Бабзевского «Кава-
лер Золотой Звезды». М. Шолохова «Пол-
нятая пелина», А. Твардовского «Страна
Муравия», В. Маяковского «Рассказ 0
Кузнецкстрое и людях Кузнецка», В. Смир-
нова «Сыновья» и других.
	После изучения слушателями учебного
материала проводится беседа. Пропагандиет
может поставить перед слушателями на-
ряду с другими вопросами и такие: Что ©0-
ставляет экономическую основу советского
социалистического общества? В чем источ-
ники всепобеждающей силы, прочности и
жизнеспособности социалистической сиете-
мы хозяйства? Взковы преимущества со-
ветокого социалистического общества? Ка-
ковы причины, источники слабости и
непрочности капиталистической системы
хозяйства? Чем вызвано наличие в СССР
двух форм социалистической собетвенно-
сти и в чем их еходетво и различие? Лич-
ная собственность граждан в СССР. Поче-
му каждый советский человек обязан за-
ботиться о приумножении и укреплении
советекой сопиалиетической собственности.
	ж ж*
©
	ПЕРВОЕ занятие пропагандист Начинает

. рассказом о том, как под руководотвом
коммунистической партии народы нашей
страны не только разрушили старый
общественный строй, основанный на экс-
плоатации человева человеком, но созда-
ти. отстояли и укрепили новое, социз-
тистическое общество, основанное на CBO-
болном, раскрепощенном труде, на друже-
ственном сотрудничестве людей всех на-
ций нашей Родины. °

Характеризуя главные источники BCe-
побеждающей ‹ силы и жизнеспособности
советского общественного строя, его пре-
имущества перед капиталистическим
строем. нужно ‘привести классическое
сттределение этих преимуществ, сформули-
рованное товарищем Сталиным в отчетнем
докладе на ХУ  c’eaze BRIG) (см. И. В.
Сталин. Сочинения. Том 12, стр. 317—
324).

Необходимо подчеркнуть, что советскому
наролу за истекшие 32 год» не раз при-
холилось доказывать миру великую, непре-
оборимую силу, прочность и Жизнеи-
ность  советекого государственного и 0б-
щественного строя, овобенно в годы Ве-
тикой Отечественной войны и ныне — В
пернод послевоенного  социалистичесвого
строительетва. «В величайшем соревнова-
HUM лвух систем — системы социализма
и системы капитализма, — говорил
ТГ. М Маленков в токладе о 32-й тодов-
шине Вэликой Октябрьской социалистиче-
ской революции, — яоно видно превосход-
ство социалистической системы».
	Пропатандиету следует привести поло-
жение товарища Сталика из его речи на
прелвыаином собрании избирателей Сталин-
ского. избирательного округа тор. Москвы
9 февраля 1946 года о жизнеспособности
и устойчивости советского общественного

строя.

Используя материалы из доклада тов.
Маленкова © 32-й годовщине Великого
Октября. следует показать рост сил и мо-
тущебтва, лагеря социализма. Вместе с. тем
ообхотимо на конкретных примерах Пока-
зать как все более и более расшатывается
и идет к неизбежной гибели капиталисти-
ческая гистема.
	Всем своим рассказом нужно подвести
слушателей к пониманию положения
товариша Сталина о том, что само несоот-
ветствие между производительными сила-
ми и производственными отношениями
при капитализме «..представляет эконо-
мическую основу социальной революции,
назначение которой состоит в том, чтобы
разрушить нынешние производственные
отношения и создать новые, соответствую-
шие характеру производительных сил»
(«Краткий куре истории ВЕШ(б)», стр. 117).
	Умелое использование великих преиму-
ществ социалистического способа  произ-
водетва обеспечивает нашему народу неви-
данные ‘темпы экономического и культур-
ного развития советской страны, досрочное
выполнение послевоенного сталинского
пятилетнего плана. Понимание этих
поеимуществ вооружает духовно рабочий
клаос, крестьянство и интеллигенцию,
укрепляет веру нашего народа в свои си-
лы и мобилизует на борьбу 3a новые
победы в коммуниетическом строительстве.

Важно побиться того, чтобы слушатели
уяснили, что социалистичеекая собетвен-
ность на средства производетва является
основой нашего строя, источником могу-
щества нашей  Родины. гарантией роста
блатосостояния советского народа.

Отмечая, что социалистическая собет-
венность в СССР существует в двух фор-
мах: в форме государственной (веенарод-
ной) собственности и в форме колхозно-
кооперативной собственности,  пропаган-
	дист показывает слушателям, что 008 эти
	& на принципах творческого содружества
и социалистическото соревнования.

Партия и Советское правительетво ши-
PORO применяют систему награждений и
премирования за достижения и успехи в
работе во всех областях хозяйства И
культуры». Е

В докладе тов. Г. М. Маленкова, приве-
дены данные о натраждении орденами и
медалями СОСР, а также 0 присвоении
почетных званий Героя Социалистическо-
то Труда и лауреата Сталинской премии.

Социалистическая организация труда
основана на принципе, записанном В
Сталинской Конституции: «От каждого —
по его способности. каждому — To ero
	  труду». Этот принцип дает возможноеть
		правильно сочетать общественные и лиз-
	ные интересы трудящихся в эщоху 69-
циализма. Свое воплощение он находит
в таких конкретных формах оплаты тру-
да, как заработная плата. рабочего, трудо-
день колхозниюз, ‘премиальная система.
Следует отметить, что товарищ Сталин
научно разработал пути и методы осуще-
ствления социалистического принцила рас-
пределения TO количеству и качеству
	Только в условиях социализма могло
зародиться и получить широкое  раепро-
странение всенародное социалистическое
соревнование. Ленин и Сталин разработа-
ли теорию и практику социалистического
соревнования. Социалистическое  соревно-
вание. по определению товарища Сталина,
— есть «номмунистический метод стреи-
тельства социализма» (Соч., т. 12, стр.
109). Социалистическое соревнование яв-
ляется олрой из важнейших движущих
сил и законов хозяйбствентого ‹ развития
нашего общества. Оно направлено HA
утверждение нового в борьбе со старым,
на утверждение передовых, прогрессивных
методов труда в промыниленности и сэль-
ском хозяйстве, против обветшалых догм и
устаревших норм.

Далее пропагандист рассказывает о ро-
ли комсомола — верного помошниЕз
большевистской партии в воспитании .с0-
ветоких юношей и девушек в духе уваже-
ния KO всякой необходимой для Родины
работе, любви к своей профессии, строгого
соблюдения государственной трудовой дис-
ЦИПЛИНЫ.

Свой рассказ пропагандист может проил-
люстрировать отрывками из следующих
произведений художественной  литерату-
ры: Ф. Гладкова «Энергия», Ю. Крымова
«Танкер «Дербент», В. Веотлинской «Му-
жество», В. Ажаева «Далеко от Москвы»,
П. Павленко «Счастье», ВБ. Галина «В
Лонблюсе», П. Авголиной «Люди колхоз-
ных полей», М. Шагинян «По дорогам пя-
тилетки», М. Горького «Город желтого
дьявола», сборников «Нод пятой капита-
ла» и «Скованная молодость», изданных
«Молодой гвардией», и других.

Беседа со слушателями может быть раз-
вернута примерно по следующим вопро-
сам: Государственный план развития на-
родного хозяйства СССР. В чем эаключает-
CH жизненноеть и реальность налтих пла-
нов? Что такое государственный бюджет и
какова его роль в народном хозяйстве Co-
ветското Союза? Трул как обязанно?ть и
дело чести кажлого способного к труду
советского гражданина. Каково положение
трудящихся, и в том числе — молодежи,
в капиталистических странах? Что озна-
чает социалистический принцин — «OT
каждого по его способности, каждому —
но его труду»? ‘Значение повышения про-
	  ИЗВОДИТВЛЬНОСТИ Труда в развитии народ-
	ного хозяйства СССР. Роль социалистиче-
ского соревнования в развитии народного
хозяйства Советекого Союза. Роль больше-
вистской партии в руководстве социали-
стическим соревнованием.
oe
*

ТРЕТЬЕ занятие пропатандист поевя-

щает Pacckasy 0 ‘TOM, Kak после
ликвидации эюсплоататореких классов В
СССР изменилась в ходе социалистическо-
го строительства, классовая структура на-
шего общества. Он отмечает, что если по-
мещики и крупная буржуазия были
ликвидированы в ходе социалиетической
революции, TO ликвидация кулачества,
как класса, потребозала значительно боле?
длительного времени, № решению ‘этой
проблемы можно было приступить после
ряда лет тщательной подготовки к разви-
тию социалистической индустрии, сноеоб-
ной обеспечить производстве машин для
коллективного ведения сельского хозяй-
ства.

В 1929 году наша партия совершила
крутой поворот от политики отраничения
кулачества к новой политике — ликвида-
цйи кулачества, как класса, на основе
сплошной коллективизации. Тем самым
был уничтожен последний экепалоататоо-
ский класс в нашей стране, оплот рестав-
рации капитализма. _

° Выступая на XVIII с’езде ВЕП(б) в
	1939 году, товарищ Сталин отметил, что
оотатки эксплоататореких классов в CCCP
	окончательно ликвидироганы (И. В. Сталин.
«Вопросы ленинизма», стр. 575).
	главной H OCHOBHOK пели —— строительства   там исключена всякая возможность длЯ
	коммунизма в нашей стране.
	планирования экономики. Аапиталистиче-
	ское общество живет’ под вечной угрозой
неизбежности экономического — кризиса.
	Утвержденные правительством Совет-
ского Союза пятилетние, годовые и квау-
	тальные нафоднохозяйственные планы с0-  Кризисы . всей своей тяжестью обруши-
	держат В cede основные задания по раз-
витию производства в каждой отрасли
народного хозяйства, по каждой республи-
ке, краю, области. На основе государет-
венного плана развития народного хозяй-
ства составляются планы развития отрас-
лей промышленности, сельского  хозяй-
ства, транспорта и отдельных предприя-
тий. х
	В соответствии © единым народнохозяй-
ственным планом СССР составлаетеая ro-
	сударственный бюджет. В интересах нам-
	более производительного И экономного
использования всех своих ресурсов социа-
лиетическое хозяйство использует такие
экономические рычаги, как хозяйственный
расчет, денежное обращение, цена, кредит,
прибыль, премии.

Сила государственного плана состоит в
TOM, что он дает возможноеть сосрелото-
	‘ваются ‘на плечи трудящихся, особенно Ha
молодежь. Безработина — постоянный
спутник капиталистического строя, страши-
ный бич рабочего класса. Сейчае на Ra-
питалистические страны надвигается HO-
вый экономический кризис, анализ которо-
го дан в докладе Г. М. Маленкова о 32-В
тодовиине Великой Октябрьской социали-
стической революция.

Далее пропагандист фраз’яеняет слуша-
телям кружка, что материальное произ-
водетво являетея единственным источни-
KOM и оеновой жизни человеческого обще-
ства.

Труз в СССР является главным уело-
вием неуклонного роста общественного
богатства Советекого государства, источни-
ком несокрушимого экономического, поли-
тического и военного могущества Совет-

зить материальные средства и людские
силы страны на решении тлавных залач,
поставленных в данное время коммунисти-
не м-в ее eo oft

ского Союза. Вав указывает товарищ
Сталин, «..социализм строитея на труде.
 Социализм и труд неотделимы друг oT
	друга» («Вопросы ленинизма», стр. 415).

Право на труд есть одно из величайших
завоеваний в нашей стране. Оно законода-
TARO закреплено в Сталинской Конети-
	ТУЦИИ
	ческой партией и Советским государством.
Сила госуларственного плана в том, что
OH опирается на активную творческую
деятельность народных масс (ем. И. В.
Сталин. «Вопросы ленинизма», стр. 349).
Воммунистическая партия  раз`ясняет
народу цели и задачи государственного
плана, мобилизует трудящихея на ето вы-
полнение и перевыполнение. Пропаган-
дист должен показать авангардную роль
коммунистов, показать, как комсомольцы и
молодежь вместе со всеми трудящимиея
борются за досрочное выполнение по-
слевоенного сталинского пятилетнего пла-
на. Лля этой цели следует использовать
конкретные примеры из местной жизни.
Пропагандист обращает внимание на то,
что в капиталистическом обществе, rie
	господствует частная собственность на
средства’ производства, где царит анархия
и произвол в хозяйственной жизни. —

экспаоататорских классов в СССР. Из ко-
го состоит наше социалистическое обше-
ство? Стирание классовых различий меж-
Ay рабочим классом и крестьянством, &
также между этими классами и интелли-
генцией. Что такое  морально-политиче-
ское единство советского народа и в чем
его основа? Особенности советского социа-
листического общества и его поинципиаль-

ные отличия от общества капиталиетиче-
CKONG.
	Развертывая беседу, пропагандист лол-
	жен добиться того, чтобы в ней приняли
участие все слушатели клужка, чтобы их
	выступления были обстоятельны, содер-
	малиИ не только теоретические положения,
	но и факты, примеры из личного опыта и
наблюдений; из жизни своего района, го-
	рода, предприятия, колхоза.
		В СССР труд из тяжелого, подневоль-
Horo бремени. каким юн был раньше, ше-
звратилея в почетную обязанность каждого
способного в трулу гражданина, является
делом чести, делом славы, делом доблести
и геройства. Следует привести положение
товарища Сталина с труде в советском
обществе (см. «Вопросы. ленинизма», стр.
500). а также высказывания о героике
труда М. И. Калинина (ем. «0 коммуни-
стическом воспитании», стр. 101; 226).

«В Советском Союзе, — говорил Г. М.
Маленков в докладе о 332-й годовщине Ве-
ликой Октябрьской социалистической ре-
волюции, — честный труд высоко оце-
кирается и охотно поошряется. Иначе и
быть не может в обществе, где производ-
ственные отношения основаны не на
принципах эксплоатации и конкуренции,
	Проводя заключительную беседу, проша-
гандисту следует подчеркнуть, что мораль-
но-политическое единство советского наро-
да находит свое яркое выражение в вели-
чайшем авторитете большевиетской партии
во всех слоях советекого общества. «Ни-
когда в истории нашей Родины, — гово-
рил Г. М, Маленков в докладе «32-я го-
довщина Великой Октябрьской  социали-
стической революции», — не были столь
сплоченными между ©обой народы, наее-
ляющие е необ’ятные просторы, Цафив-
шие до революции раздор и ненависть
между нациями уже давио сменились в
нашей стране дружбой и братским сотруд-
ничеством всех народов. В ‘великом содру-
жезтве наций в Советском Союзе нашли
выход творческие силы больших и малых
народов».

Морально-политическое единство совет-
ского народа играет огромную роль в раз-
вернувшейся сейчае всенародной борьбе
трудящихся Советского Союза за досрочное
выполнению послевоенной сталинской пя-
тилетки, за построение коммунизма B Ra
шей страве.

В. СУХОДЕЕВ.

Союза
		Конституция
Советских
	(Основной закон)
Социалистических
	9. «История Всесоюзной Коммунисти-
ческой партии (большевиков). Краткий
	Республик. Глава 1. курс». Стр. 118, 121—122, 230—509,
2. В. И. ЛЕНИН. Что такое совет-   320—330,

ская власть? Cou, т. ХХМУ, стр. 201. 10. В. М. МОЛОТОВ, 31-я годов-
‚З.И. В. СТАЛИН. 0б основах   щина Великой Октябрьской социалисти-
‚ ленинизма. Соч., т. 6, стр. 108—122. ческой революции.
4. И. В. СТАЛИН. К вопросам 11. М. И. КАЛИНИН. О коммуни-
‚ ленинизма. Соч., т. 8, стр. 31—60. стическом воспитании. 1947 г.

5. И В СТАЛИН. О проекте 12. Г. М. МАЛЕНКОВ. 32-я го-
	довщина Великой Октябрьской социали-
стической революции.

13. «Закон о пятилетнем плане вос-
‚становления и развития народного хо-
зяйства СССР на 1946—1950 гг.».

14. «О мерах под’ема сельского X0-
зяйства в послевоенный период». Поста-
новление Пленума ЦК ВКП(б), приня-
тое по докладу т. Андреева.

15. Н. А. МИХАЙЛОВ. Отчетный

доклад на XI с’езде комсомола о работе
ЦК ВЛКСМ.
	16. Сборник «Беседы об общественном
	Конституции Союза СФСР. Доклад на
Чрезвычайном У Всесоюзном с’езде
Советов 25 ноября 1936 года. Разделы
Пиу.

6. И. В. СТАЛИН. О Великой Оте-
чественной войне Советского Союза, стр.
21—24, 38, 42—44, 53—54, 61—63, 78—80.
100—101, 115—121, 130—131, 137—138,
143—144, 150, 158—162, 192—199.

7. И В СТАЛИН. Отчетный доклад
	: на ХУН! с’езде партии о работе ЦК
: ВКП(б). Раздел «Некоторые вопросы
теории».
	8 И. В. СТАЛИН, Речь на пред-
	выборном собрании избирателей Ста- и государственном устройстве СССР».
линского избирательного округа гор.  Раздел «Советское социалистическое
Москвы 9 февраля 1946 года, общество».

пвачачнокя. seas!

АЧИНАЯ второе занятие, пропаган-
дист отмечает, что советский общест-
венный и государственный строй открыл
возможность наиболее полного использо-
вания производительных сил СССР.
Народное хозяйство Советского Союза—
плановое хозяйство. Государственные пла-
ны развития народного хозяйства выра-
жают политику коммунистической партии
И советской власти, которая вытекает из