Дм. МЕДВЕДЕВ, Герой Советского Союза

LO am ~ SL ив» (57, KS
	ОТРЫВКИ ИЗ НОВОЙ КНИГИ «СИЛЬНЫЕ ДУХОМ

»
	мы все это употребим, кула эти цифры по-
шлем? Вы думаете об этом?

Луць и Настка думали об этом и лума-
ли давно. Не первый это у них разговор
был с Новаком. Найти какой-нибудь пар-
тизанский отряд, хоть самый маленький, но
имеющий связь с Москвой, — это было и
оставалось задачей организации, быть мо-
жет, самой насущной из всех ее задач.

— Опять же, взять эти мины с часами, —
откликнулся на мысли друга Луць. — Их
у нас две. Взрывчатки мало... с деньгами
туго...
	— Литературы, газет не получаем, —
прсдолжала Настка. — Это было по ее
отделу. — Приемник у нас один...

— Лално. — сказал Новак. — Будет
	нам < вами хныкать. Надо работать, как
работали. Услышим что-нибудь из лесу —

псынлем людей на связь — OH поднялся
уходить. — А что до ленег. то тут наша
с тобой задача, Иван Иванович.

— Снижение себестоимости? — спросил

Луць, уже не пряча улыбки.
— Вот, вот. Строгий режим экономни,—
заключил Новак.
	В эту минуту он снова был похож на
того самого директора фабрики валенок,
пана Новака. которого не далее, как с®-
годня, столь дружески приветствовал гос-
подин Ляйпсле из вартшафтскоманды.
	+ *
	#

Иван Кутковен устроился работать в Го-
ше в качестве агронома. На самом деле
он им никогда не был. До войны он толь-
ко ‘учился на первом курсе агрономиче-
ского факультета.
	Теперь он разезжал на велосипеде по
селам, следил, чтобы во-время был убран
хлеб, давал советы, и уже перестал удив-
ляться своему новому званию «пан агро-
ном», которым его кличут в селах и кото-
рое сперва, с непривычки резало ему слух.
Теперь он уже привык и. пожалуй, не про-
менял бы место агронома при гоианской
крайсляндвирте ни на какие другие долж-
ности.
	В самом деле, это была самая удобная
работа, какую можно было себе придумать.
И как только пришла в голову Ивану Кут-
ковцу такая счастливая мысль! Впрочем,
что же тут удивительного — Иван всегда
был парнем смекалистым, и когда после
встречи с Новаком еше в октябре сорок
первого стало ясно, что ему, Ивану, при-
дется ‘осесть в Гоше, он быстро сообразил,
что первый курс в студенческом билете
легко переделать на пятый — и CaM He 3a-
метил, как оказался на должности агро-
нома.
	Почему именно в Гоше? А потому, что
это родина Новака, Оли Солимчук, Карпа
Белоуса и других старых подпольшиков, у
которых остались здесь родственники и то-
варищи — надежные люди. Ну, и потому,
конечно, что Кутковца здесь не знала ни
одна душа.

К началу сорок второго года у Ивана
были уже широкие связи. Была связь с
Олей Солимчук, < Филиппом Далюком, с
Белоусом, с родными Новака, которые под-
вергались здесь респрессиям. Брат Новака
— Иван и сестра Устина стали помогать
Кутковцу.

Вскоре у него появился и другой весьма
влиятельный помошник и покровитель в. ли-
це господина Эриха Кригера — нового
крайсляндвирта местечка Гоша. Герр
Кригер сразу оценил таланты Кутковца, в
особенности же знание немецкого языка,
пусть не очень хорошее, но вполне доста-
точное для районного агронома. Иван Кут-
ковеп стал главным агрономом Гощанского
района и заодно личным переводчиком са-
мого господина Кригера.
	Неизвестно, что сказал бы по этому по-
воду старый Тихон Кутковец, как отнесся
бы он к этой стремительной карьере сына
под покровительством  крайсляндвирта,
если бы Иван заранее не предупредил от-
ца, равно как и мать и обеих сестер, для
чего он приехал в Tomy. On ne услышал
от родных ни слова о том, что это опасно,
что это может плохо кончиться для всей
семьи... Нет, Тихон. Кутковец, человек, все-
гда смотревший с надеждой на восток, де-
путат народного собрания Западной Ук-
раины 1939 года, сам благословил сына
на подвиг.

Оказавшись районным агрономом, Иван
стал подумывать о том, как бы набрать
себе подходящий штат. Ему долго не вез-
ло. Повезло лишь тогда, когда, забыв на
время о штате, он занялся подбором людей
для организации из бывших военнопленных,
бежавших из лагерей. Тогда-то появились
у него такие люди, как младший лейтенант
Василий Савченко, как лейтенант-танкист
Дмитрий Колесов. Они и стали участковы-
ми агрономами.
	(Продолжение следует).
	К началу учебного года средние, Ce~
милетние и начальные школы Москвы
получат свыше четырех миллионов эк-
	земпляров новых учебников. HA
СНИМКЕ: в переплетном цехе Мос-
ковской образновой типографии имени
Жданова. Сортировщшина А. Ломонова
подготавливает буквари для отправки
в книжные магазины.

Фото В. ХУХЛАЕВА

(Фотохроника ТАСС).
	УТУ УТУ У УТУ
		9 августа 1950 г. о стр,
	— Как у них вообще поставлена раз-
ведка? — обратившись к Шкурко и KMB-
зув в сторону Кутковца, спросил Новак.

— Налаживают, — ответил Шкурко, за-
куривая. — Ваша сестрица, — он обратил.
ся к Кутковцу, — принесла мне давеча по-
следний материал о нюссе Ровно—Киев. Ма-
териал хороший, пусть продолжают
дальше.

— Есть, — сказал Кутковец.

— Кто у вас этим делом занимается? —
спросила Настка. — Все тот же сторож
при кладбище?

— Он, — отвечал Кутковец, — живет у
самого шоссе, окна выходят прямо на ули-

цу...
	Но Настку интересовало другое:

— Этот ваш сторож может спрятать кое-
какие документы?

-— Похоронить? — вставил Луць.

— Спрятать так, чтобы потом можно
было извлечь, — не удостоив шутку отве-
том, продолжала Настка. — Архив устро-
ИТЬ.

— Можно, почему же нет!—сказал Кут-
ковен.

— А он У вас надежный человек, этот
сторож? — спросила Настка.

— Николай Иванович Самойлов? —  вос-
кликнул Кутковец, цавая понять всю неле-
пость этого вопроса о надежности.

— Hy, noSpe,— резюмировал Новак.

— Иван Иванович, докладывай, что у тебя
с сахарным заводом. С
	— Да всем ‘известно, — протянул Луць.

— Ничего подобного, — возразил Новак,
— не всем.

— Нам, например, нет, — сказал Кутко-

Луць хитро посмотрел на Кутковца, за-
тем на Олю Солимчук, словно хотел удо-
стовериться, действительно ли они не зна-
ют и стоит ли им рассказывать и, нако-
нец, начал: Е

— Дело простое. Шпановский сахарный
завод все знают? Ну вот. Сегодня взор-
вался там котел. Как? Очень просто. Пе-
регрели. Да, перегрели. Котел. с сахарным
сиропом. Восемь тонн.

— Молодцы! — восторженно воскликну-
ла Оля. —. Восемь тонн!

Вслед за ней и все остальные принялись
наперебой хвалить того, кто это сделал,
расспрашивать Луня о подробностях, пере-
сыпая разговор одним и тем же красноре-
чивым словом «молодец»:

Новак наблюдал за этой сценой молча,
не принимая в ней участия. Видно было,
что он как раз такой реакции и ждал и,
быть может, даже именно ради нее и спро-
сил Луця о диверсии на сахарном заводе.
Cam-ro on об этом взрыве знал.

Подождав, когда все успокоятся, Новак
сказал:

— Я думаю, ничего страшного не будет,
если я назову имя товарища, который так
успешно выполнил свое задание. Это агро-
ном Федоткевич, из военнопленных.

Последовало сообщение МЛуця о готовя-
щихся его отделом двух новых диверсиях.
Одна из них, придуманная им самим, ока-
залась довольно любопытной. Отправляет-.
ся почтовая посылка на имя немца, ска-
жем, в Гамбург или куда-нибудь поближе.
В посылке может быть что угодно, но одна
вещица должна присутствовать обязатель-
но, а именно—мина с часовым  механиз-
МОМ.

— Правда,—добавил Луць, — таких мин
у нас всего две штуки. Но что поделаешь!

— Две и пошлем, — ‘сказал Новак.

— Замечательная вешь! — обрадовался
Кутковец. — Непременно надо послать на-
шему гошанскому крайсляндвирту  госпо-
дину Кригеру. Записывайте адрес,$ Иван
Иванович!

— Да что, в самом деле? — спросила
„Маруся Жарская, до сих пор молчавшая.—
Так не успеет же дойти, взорвется где-ни-
будь в дороге, не иначе как в почтовом
вагоне!

— Жалко! — искренне посетовал Кут-
ковеп. — А то наш Кригер для такой ми-
ны адресат вполне подходящий. Вы, Иван
Иванович, на всякий случай запишите ад-
ресок. Если, в случае чего, в дороге не
взорвется — пускай в Гощу придет, на его
ИМЯ:

— Пусть взорвется в вагоне или на
складе... На это мы и рассчитываем, —
сказал Луць. ; ;

И Кутковец все же заставил-таки Луця
взять карандаш и записать адрес гощан-
ского крайсляндвирта.

Когда остались втроем — Новак, Луць и
Настка, Новак задумчиво сказал:

— Все это хорошо, друзья мои. Развел-
кой мы занимаемся, сторож сидит у своего
окошка и строчит себе на бумажке, куда
и откуда сколько прошло машин... Но как

СВОЕВРЕМЕННО ПОДГОТОВИТЬСЯ К НОВОМУ.
УЧЕБНОМУ ГОЛУ В ПОЛИТСЕТИ

OMmHOOR
	Ше повторять
	° Секретарем райкома ВЛАСМ я работаю
с весны этого года. Политическое  про-
свещение среди комсомольцев и молодежи
района в прошлом учебном году было
крайне неудовлетворительным. Програм-
му выполнил только один кружок по
изучению  «Краткого курса истории
ВКП(б)». Остальные кружки распались.
Анализируя эти неутешительные  резуль-
таты, мы пришли к выводу, что дело
не только в отсутствии контроля за поли-
тической учебой комсомольцев и молодежи
со стороны райкома ВЛКСМ. Плохая под-
тотовка к учебному году, формальный
подход к комплектованию политкружков
— все это привело к тому, что большин-
ство кружков прекратило свою работу с
первого же, организационного занятия.

В этом голу мы решили коренным 06-
разом улучшить сеть комсомольского по-
литиросвещения в наем районе. Мы за-
ранее развернули полготовку к новому
учебному году. Начали с подбора пропа-
тандистов. Я присматривался к  активи-
стам, часто беседовал с ними. № кон-
цу июня было подобрано необходимое ко-
личество пропагандистов. Большинство из
них с высшим и средним образованием,
имеющие опыт руководства политико-мас-
совой работой. Располагая достаточным
количеством пропагандистов, мы присту-
пили к созданию политкружков. Эту ра-
боту проводили с таким расчетом, чтобы
больше времени оставалось на учебу ру-
коРолителей политкружков.
	Большую помощь в Комплектовании по-
литкружкюв и пкол нам оказали внештат-
ные инструкторы отдела пропаганды и
агитации, активисты.

Создать политкружки во всех комео-
мольских организациях возможно лишь
тогда, когла каждый комсомолец, каждый
молодой человек поймет необходимость сво-
ей учебы. С этой раз’яенительной работы
и решено было начать комплектование
политкружков и школ.

Вместе с активистами мы посылали В
комсомольские организации  пропаганди-
стов, так как это давало им возможность
уже при созлании политкружка  знако-
	прошлогодних
	миться со своими слушателями, держать с
ними постоянную связь еще до начала за-
нятий. Создание политкружков проходило
успешно, и к началу августа комсомоль-
ская политсеть была уже в основном
укомплектована. В прошлом же году неко-
торые активисты переписывали комеомоль-
цев с книги учета и зачисляли их в по-
литкружки. На этом вся работа и закан-
	чизаласъ.
В этом голу мы каждому  активисту
дали Форму, где указывались Фамилия,
	имя, отчество. возраст, партийность, 09-
разование, и требовалась личная подпись
слушателя. Этот документ принимался в
райком за подписью активиста, секретаря
первичной комсомольской организации н
пропагандиста.

Что дает эта, на первый взгляд, неболь-
шая работа с формой?’ Она дает возмож-
ность активистам и пропагандистам бли-
же познакомиться со слушателями,
узнать их особенности, их запросы. /

Проводя работу по созданию  полит-
кружков, наши активисты здесь же .ре-
комендуют комсомольцам и мололым кол-
хозникам поступать в вечернюю школу
сельской молодежи.

Во всей этой работе нам помогают
партийные организации и районная газе-
та «Голос колхозника», в которой мы
помещаем материалы 00 организации по-
AUTRDYEROB и статьи, призывающие мо-
лодежь продолжать образование в школе
сельской молодежи.

Всю  политико-массовую работу мы
стремимся связывать с событиями в на-
шей стране, в частности с жизнью наше-
го района,

Посылая это письмо в редакцию газе-
ты «Московский комсомолец», я ставлю
своей целью не только поделиться опы-
том, но и узнать, как проводят эту рабо-
ту в других комсомольских организациях.
Мне кажется, газета окажет в этом во-
Просе необходимую помощь, и мы сможем
предупредить возможные ошибки и недо-
статки.

Н. ЯМНОВ,
секретарь Гремячевского
РК ВЛКСМ.
	НАШ ОТВЕТ
СЕРРПУХОВНАЧАМ
	Комитету ВЛАСМ завода имени
«8 лет Октября» зор. Серпухов
	Дорогие товарищи!

Комитет ВЛКСМ завода «Стан-
колит» получил ваше письмо отно
сительно задержки нашим заводом
отливок станины станка для 3aB0-
да имени «8 лет Октября».

Это письмо обсуждалось на засе-.
дании комитета ВЛКСМ в присут-
ствии начальника производства тов.
Бакман и начальника литейного це-
ха тов. Сосипатрова, давших обяза-
тельство не позднее 10 августа вы-
дать вашему заводу 10 станин По
программе июля и обеспечить свое-
временное выполнение aprycToBcKoa
программы.

Шесть станин уже отгружено в
адрес вашего завода, и к 10 августа
будет отгружено еще 4. Руковол-
ством завода. приняты меры к вы-
полнению августовской программы
пс станку.

На всех участках нами для конт-
роля выделены комсомольские по-

сгы.
Сэкретарь комитета ВЛКСМ завода
«Станколит»

МОРОЗОВ.
Члены комитета ВЛКСМ:
	ВОЛОВИК,
ЛОБАЧЕВА.
	—,——
ПО СЛЕДАМ НАШИХ
ВЫСТУПЛЕНИЙ
		В корреспонденции под таким  заголов-
ком («Московокий комсомолец» № 96) от-
мечалось, что комсомольская организация
станкозавода имени С. Орджоникидзе мало
интересуется и плохо помогает юношам и
девушкам, учащимся в школе рабочей мо-
лодежи.

Cexperapp комитета комсомола завода
тов. Катин сообщил редакции, что ко-
omer ВЛКСМ, обсудив корреспонденцию,
признал критику правильной.

Комитет ВЛКСМ поставил перед ком-
сомольской организацией завода задачу
добиться, чтобы все молодые рабочие, не
имеющие среднего образования, учились
	в школе рабочей молодежи. Б цехах за-
вода развернулась деятельная подготовка к
новому учебному году.
					98, 103)
	(Продолжение. Начало см. в №№
	С тех пор Фабрика начала отличаться
	перевыполнением плана, образцовым тех:
кическим состоянием цехов, словом, CTa-
ла ‹передовым» предприятием; вызывая
	одобрение «хозяев». Герр Ляйпеле не мог
нарадоваться на работу пана Новака, а
пан Новак, не ‘успокаиваясь на. достигну-
том, продолжал расширять и совершенст-
вовать свое производство, не забывая, ко-
вечно, о кладовой, где двое неутомимых
хлопцев день за днем подвергали своей
«обработке» как плановую, так и сверх-
плановую продукцию фабрики валенок.

Онбыл рачительным хозяином, Терентий
Новак. Он заботился о фабрике так, слов-
но она принадлежала лично ему. Кто за-
ставлял его превращать фабричный двор в
фруктовый сад? На удивление всем он
посадил здесь сорок яблонь!

—  Зачем вы это лелаете? — говорили
	подпольщики. — Не слишком ли много

усердия?
Они относились к этой затее явно неодо-

брительно.
	Господин Ляйпеле, наоборот, был в вос-
торге.

Мог ли он думать, что вечером, наедине
с друзьями, директор фабрики валенок ска-
жет с улыбкой: :

— Эти яблони дадут плоды через четы-
ре-пять лет. Они будут плодоносить для
нас!..

Не менее старательно трудился на своем
скромном посту и калькулятор Иван Ива-
нович Луць. Он довольно скоро отыскал
свой собственный способ вести подсчеты,
не замедливший сказаться на финансовых
делах подпольной организации. Каждая па-
ра валенок обходилась немцам в полтора
раза дороже своей фактической стоимости.

..В тот самый день, когда господин Ляй-
псле удостоил директора фабрики валенок
столь лестной для него похвалы началь-
ства, — лома у Луця состоялось очеред-
ное совешание подпольного центра.
	Здесь собралась только часть товарищей
— те, кто был знаком друг с другом; ос-
тальные руководители знали либо Новака,
либо Луця, либо только того начальника
отдела, кому непосредственно были подчи-
нены. Приехала из Синева Оля Солимчук;
пришла Маруся Жарская — начальник хо-
зяйственного отряда организации; явился
инженер Поплавский; из Гощи прибыл «аг-
роном» Иван Кутковец. Все расселись за
столом, на который заботливая Настка уже
собрала все свои припасы, присовокупив к
ним также две пустые бутылки из-под
шнапса. Бутылки эти появлялись на столе
каждый раз при подобных случаях и слу-
жили для «декорации», как любил гово-
рить столяр Федор Шкурко, непременный
участник всех совещаний.
	На сей раз не успел еще Шкурко прой-
тись по адресу насткиных пустых бутылок,
как ему уже предоставили слово для с00б-
щения. Новак не любил попусту терять
время.

— Товарищи, отдел разведки свое дело
выполняет, — начал Федор Шкурко. —
Сведения есть всякие, было бы куда ис-
пользовать. Есть и по железной дороге, и
по аэродромам, и кое-что еше. Мне что
нужно? Печати нужны, товарищи, бланки
нужны. Прошу всех подумать, как мы это
дело организуем.
	— Всё? — спросил Новак.
— Все, — ответил Шкурко.
Он был скуп на слова — то ли от при-
	роды, то ли после жестоких мучений, ко-
торым поядвертся в лагере для военноплен-
ных и которые до сих пор давали о себе
знать. Трудно было поверить, что этому
человеку едва исполнилось тридцать лет
Тяжелый недуг, которым страдал Шкурко
после лагеря, отражался на его худом, не-
естественно бледном лице.

Член партии, столяр по профессии, один
из тех умельцев, которых много у нас в
народе и которых нарол называет мастера-
ми на все руки, он был и тут, в подполье,
на месте: неистощимая изобретательность,
природный талант организатора делали его
незаменимым человеком в организации.
	— Разрешите?— спросил Кутковец, и
лицо его стало густокрасным.

— Да, — сказал Новак.

— Мы со своими хлопцпами попробуем
	достать бланки.
	Сотни нкольников побывали за лето в Московском планетарии. Они слушали лекции, смотрели звездное небо, присут-

АЯ ей р ee
	плоадке, где уста-
	ee eke

ee le НЕ ВА ПОНИ —,.

опытов. Особенно всегда многолюдно на астрономической
	Ч ИВ Де ПНА СГА Зо т

новлены различные приберы. НА СНИМКЕ: группа школьников на астрономической площадке Московского планетария.

ай wm tert TTT
	Фото В. СОРОКИНА.
		на их решение? Завязывается долгий за-
душевный разговор о будущем, о почет-
HOM труде педагога.

Me se
	Fad

— Шагом марш! Вперед на ГЭС! — ве-
село командует Лена.

Колонна стоговских школьников, четко
отбивая шаг, выходит на дорогу. Далеко
разносится над еще не проснувшимися по-
лями пионерская песня. Сегодня у ребят
воскресник. Они идут на строительство
колхозной ГЭС помочь взрослым. Тихая
узенькая речка Молокча становится возле
плотины Широкой и шумной. Старший
монтер Алексей Сорокин здоровается с
Леной, приветствует ребят.

— Ну-с, дорогие гости, турбину вам по-
казать?

Ребята переглядываются. Какими стран-
ными бывают иногда взрослые! Неужели
не понимает старший монтер, что они уже
украдкой от него не раз заглядывали в
помешение, где стоит турбина.

Сорокина выручает Лена.

— Турбину они видели. Вы нам поско-
рее работу дайте.

— Вот это хорошо, вот спасибо!

Старшие ребята: секретарь школьной
комсомольской организации Саша Ковал-
кин, Володя Кочетов и другие мальчики
спускаются с лопатами в котлован. Осталь-
ные подкатывают к котловану пустую ва-
гонетку. Вот уже первые комья земли ле-
тят наверх, вагонетка наполняется и, гре-
мя, катится по рельсам.

За день ребята нагрузили и свалили во-
семь вагонеток земли. Возвращались до-

мой хотя и усталые, но довольные.
жж
	*

Вечер. Мы сидим < Леной Ключаревой
в се комнате. Неторопливо, спокойно рас-
сказывает девушка о себе. Лена выросла
в семье потомственных учителей. Отец ее
около сорока лет был директором Стогов:
ской школы, учительницей была ее стар-
шая сестра, преподает в школе брат. В
детстве не раз говорил с ней отец о бла-
городном труде сельского учителя. И, еще
будучи школьницей, Лена твердо решила
окончить учительский институт.

— Я очень люблю свое дело, — просто
говорит девушка. — Трудно представить
мне жизнь без школы, без ребят.

— А как успеваемость в вашем классе?

— По моему предмету, истории —
	отстающих нет. Во всех классах уже два
года стопроцентная успеваемость.

Наш разговор прерывает мать Лены:

— Там пришли к тебе, выйди Ha MH-
нутку.

К учительнице пришел один паренек
справиться, когда его будут принимать.
Лена — секретарь комсомольской органи-
зации. Сейчас в колхозе двадцать KOMCO-
мольцев. А ведь совсем недавно было все-
TO несколько человек. Когда выбрали се-
кретарем комсомольской организации Ле-
ну, она прежде всего сплотила ребят,
сделала так, что они подружились. По-
могло совместное чтение книг: «Молодой
гвардии» Фадеева, «Повести о настоящем
человеке» Полевого и др. Комсомольцы
с нетерпением ждали очередной читки. По-
том устраивали обсуждение этих книг. Так
родилась дружба, наладилась и комсомоль-
ская работа. Начались занятия политкруж-
ка. Очень хорошо учились комсомольцы.
Лена старалась поинтереснее строить свои
занятия, читала художественную литерату-
ру, показывала диафильмы.

-—- Занимались серьезно, но зато и OT-
дыхали хорошо, — говорит Лена. — Op-
ганизовали мы  драмкружок, пригласили
учителей. Все так увлеклись этим делом,
что почти каждый день репетиции устраи-
вали. Мы поставили пьесы Островского
	`«В чужом пиру похмелье» и «Доходное ме-
	сто», комедию о Новиковой «Деревенская
сестренка». Первое наше выступление на
общем собрании колхозников › прошло <
огромным успехом. Прямо праздник был
и для артистов и для зрителей. Около де-
сяти концертов дал и мой школьный кру-
жок художественной самодеятельности. Те-
перь вот, как кончится уборочная кампа-
ния, будем репетировать отрывки из пье-
сы Горького «Мешане».

Долго еще говорила Лена о работе
комсомольцев колхоза имени Шверника.

Я слушаю ее, и передо мной встает об-
раз сельской учительницы. верной. до-
чери ленинско-сталинского = комсомола,
человека, для которого нет иного содержа-
	HHA Жизни, чем оыть среди молодежи,
жить жизнью колхоза, отдавать все свои
силы и знания великому делу роста <о-
	циалистической культуры на селе.
	Р. СОКОЛОБСКАЯ.
Загорский район.
	лючарева
	лась уже преподавательницей истории В
родную школу. у

Лена идет и чуть улыбается  нето
мелькнувшим неясным восломинаниям дет-
ства, нето просто потому, что у. нее от-
личное настроение. Беседа прошла хорошо,
и это радует девушку.

Один из лучших  агитаторов колхоза,
Лена Ключарева всегда тщательно гото-
вится к беседам. Она умеет просто и чет-
ко выражать свои мысли. Интересы и за-
просы колхозников разнообразны, и учи-
тельница всякий раз старается как можно
полнее удовлетворить своих слушателей.
Она рассказывает им о текущих событиях,
читает свежие газеты, проводит беседы о
героических трудовых подвигах и патрио-
тизме советских людей, о голосовании за
мир во всем мире, о жизни стран народ-
ной демократии. В школьном зале учи-
тельница читает колхозникам и Моло-
дежи лекции о мировом значении русской
литературы, о творчестве Максима Горь-
Koro, о жизни и деятельности Чернышев-
ского и Добролюбова, Тимирязева и Ми-
чурина. Горячее желание как можно боль-
ше и лучше рассказать односельчанам ©
жизни нашей страны, передать им свои
знания, помочь разобраться в трудных
вопросах делает беседы Лены Ключаревой
содержательными, живыми, полными хоро-
шего молодого задора, который так распо-
лагает к себе сердца слушателей.

.. В сельсовете Лену ждали девушки:
Валя Сорокина и Комсомолка Нина Коз-
лова. На столе лежал большой лист бу-
маги, кисточки и краски. Девушки гото-
вили очередной номер. стенгазеты.

— Заголовок неплохой вышел, правда?—
сказала Валя, подводя Лену к столу.

— Хороший заголовок. А где же социа-
листические обязательства?

Девушка подала наклеенный на картон
лист бумаги. На нем были написаны co-
пиалистические обязательства, взятые кКол-
хозниками на время уборки урожая. Лена
прикрепила картон к стене и, отойдя на

На СИ ол CUA

IF * =
‹ несколько шагов, критически оглядела его.
	— Некрасиво, — решительно заявила
она. — Надо красную рамку сделать.

Под руководством своего секретаря Ле-
ны Ключаревой комсомольцы выпускают не
только стенгазету, но и боевые листки, В
которых помешают’ заметки на текущие
темы колхозной жизни. А однажды Ha
стене в сельсовете появилась «молния». На
небольшом листе бумаги были стихи и ка-
рикатуры, высмеивающие работу одной из
бригад, члены которой слишком часто на-
велывались в районный центр на базар.
Вокруг «молнии» собрались колхозники И
кто-то сказал смеясь:

— И эзлесь без Ключаревой не обо-
шлось. Неугомонная какая! До всего до-
ходит.

«Неугомонная» — очень подходит это
слово к Лене Ключаревой. Вот и сейчас,
убедившись, что со стенгазетой все обстоит
благополучно, она уже думает о другом
деле.

На днях в школе собрались комсомоль-
цы и пионеры. Директор Лев Алексан-
дрович Новинский и Лена Ключарева пред-
ложили школьникам момочь колхозу В
 прополке овощей. Ребята охотно согласи-
лись. Тут же разбились на звенья, выбра-
ли звеньевых и отправились к колхозным
бригадирам. Как работают ребята? Все ли
у них в порядке? Это волновало сейчас
Лену.

— Не знаете, ушли пионеры на пропол-
ку? — спрашивает она девушек.

Узнав, что они школьников не видели,
Лена отправилась в поле сама. Тревога ее
оказалась напрасной. Еше издали заметила
она среди голубоватых капустных листьев
	фигурки ребят. Завидев свою учительни”»,
лети бросают работу и бегут ей на:
встречу.
	Лена идет вдоль рядков и проверяет, как
они выполоты. Пионеры ревниво следят за
ней.
	— (Ставлю бригаде пятерку! — 96 ЯВ-
ляет, наконец, Лена. Ребята шумно При
ветствуют слова учительницы.

Попрощавшись с учениками, молодая
учительница отправляется ломой. Дома У
нее тоже нашлись дела. Пришли ученицы
Женя Яськова, Таня Малышева и Надя
Дедюлина. Девочки окончили в этом году
школу и решили поступить в педагогиче”
ский техникум. Одобряет ли Елена Иванов-
	ПЫСЬМА ИЗ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ.
		Лена набросила плащ и вышла на крыль-
	по, еще раз оглядев хмурое,
гучами небо.
— Надолго, Лена? -— спросила мать.
	— Нет, скоро вернусь. Беседу проведу
да в сельсовет забегу на минутку.

Мысли Лены заняты предстоящей бесе-
дой. Тема такая: «Укрупненным колхозом
работать лучше». Речь должна быть 0
колхозе им. Шверника, созданном весной
этого года. И сейчас, оглядывая зна-
комые, сливающиеся с горизонтом кол-
хозные поля, Лена думает о том, как не-
похожи они на прошлогодние. Лучше вся-
ких цифр и рассуждений говорят в пользу
укрупненного колхоза желтеющие хлеба,
густые и высокие, тщательно обработан-
ный картофель, начисто выполотые, ровные
гряды овощей.

Беседу с колхозниками Лена начала <
того, что передала своим слушателям
мысли, возникшие у нее по дороге. Сразу
завязался простой и задушевный разговор.
С увлечением говорит Лена о семипольном
севообороте, который принесет © собой вы-
сокие урожаи, о богатых возможностях fe-
пользования новейших  сельскохозяйствен-
ных ‘машин и применения передовой агро-
техники.

— Ведь вот возьмите знаменитый у нас
в районе укрупненный колхоз «Труд», —
говорит Лена.

Колхозники оживляются. Жизнь близко-
го сбседа, одного из передовых колхозов
Московской области, интересует всех. Ярко
и увлекательно рассказывает O ней Лена
Ключарева. Знакомые колхозникам людии
дела убедительно говорят об одном: так
может быть и так должно быть и в ИХ
колхозе. .

Незаметно игло время. Но вот кончилея
	о о О ЕР ВР Та Е

обеденный перерыв, и колхозники TEMG

простились с учительницей.
Каждый раз по-новому близки Лене

эти знакомые < детства места. де
К”? mw
	веднлаеь, TWO зе с
ла з л5с за ягодам
окончив учительский
	рее чт

по этой дороге девчонкой бега-
за ягодами, по этой же дороге,
‘ительский институт, возвраща-