„неделя сада“
	ЯБЛОНИ, КЛЕНЫ,
ЛИПЫ
	В колхозах Звенигородского района ши-
роко развернулись осенние посадки сажен-
цев фруктовых деревьев и ягодника. Ак-
тивное участие в этих работах принимают
комсомольцы и молодежь. Новые салы
уже заложены на площади более 10 гек-
таров.

В артели имени Куйбышева с помошью
комсомольско-молодежной бригады, кото-
рую возглавляла секретарь комитета ком-
сомола Тоня Зайцева, на одном гектаре
высажена земляника. В колхозном питом-

нике подготовлены саженны фруктовых
деревьев.

Секретарь комитета комсомола колхоза
селения Сидорово Анатолий Дятлов орга-

низовал молодежную бригаду для осенних
работ в саду.
	В Звенигородской средней школе круж-
ком юннатов руководит учительница био-
логии А. Н. Кузнецова. Ребята вырастили
в питомнике 3000 саженцев клена. На при-
школьном участке скоро начнется посалка
фруктовых деревьев. Ученики старших
классов этой школы (секретарь комитета
комсомола Юрий Веденин) высадили бо-
лее 3000 корней липы и клена по обеим
сторонам асфальтированной дороги район-
ного значения. ‘ .
	Ученики Большевяземской — семилетней
школы под руководством секретаря комсо-
мольской организации учителя Морозовой
посадили 800 молодых яблонь на при-
школьном участке и 150 — в колхозе
имени Буденного.

В ближайшие дни в районе будут созда-
ны сады на 70 гектарах, Бюро райкома
ВЛКСМ приняло решение об активном
участии комсомольцев и молодежи в осен-
них посадках садовых и лесных насажде-
НИЙ.
	ДОХОДНАЯ ОТРАСЛЬ
	Утро было теплое, солнечное, а к вечё-
ру погода резко изменилась. С севера по-
дул сухой, холодный ветер. Ожидались за-
морозки.
	Садовод Николай Иванович Морозов на-
правился в колхозный сад. Векоре к нему
пришли комсомольцы Г. Сергеев, А. Ионо-
Ba, молодые колхозницы В. Кондакова,
М. Кузьминова и другие. Начались работы
по защите садовых насаждений от ветров
и заморозков. Стволы молодых яблонь
плотнее привязали к кольям, окопали и
обложили их ветками.
	Было совсем темно, когда молодежь,
уверенная в том, что насаждения отраж-
ены от ветров и заморозков, возвраща-
latch в CeO...
	Площадь под садом в колхозе имени
Молотова Кунцевского района занимает 60-
лее 17 гектаров. Здесь есть яблони, кры-
жовник и клубника. В ближайшие дни
будет посажено еще 2,5 гектара плодовых
деревьев и ягодника. Саженцы фруктовых
деревьев уже подготовлены. ;

В существующем саду. будет проведен
весь комплекс агрономических  мероприя-
SUH. по уходу за плодово-ягодными насаж-
дениями. Перепаханы междурялья,  заго-
товлено удобрение, производится обрезка
сухих веток и очистка деревьев от гнезл
гусениц.
	— Плодово-ягодные насаждения дают
большие доходы колхозу, — говорит садо-
вол Морозов. — Фрукты и ягоды получают
колхозники на трудолни. Сад стал одной
из основных отраслей колхозного  произ-

BOICTBA.
®, TPOBbIWUEBCKHA.
	САД НА ДРОВЯНОИ
ПЛОШАДИ
	Три года назад на Дровяной площади
столицы был большой пустырь. Не узнать
сейчас этих мест. Ровными рядами стоят
деревья, пышно зеленеют сады. Около трех
тысяч деревьев и кустарников высадили
пионеры и школьники перед зданием 545-й
школы.

Весной и осенью ребята сажают плодо-
вые деревья, декоративные кустарники. И

сейчас на площади работает веселая дет-
вора.

По примеру учащихся 545-й школы са-
жают деревья пионеры и школьники ряда
школ Москворецкого района.
	ПО СЛЕДАМ НАШИХ
ВЫСТУПЛЕНИЙ
	«БЮРОНРАТИЧЕСКИЙ
5 КРОСС»

Так называлось напечатанное в № 112
нашей газеты письмо комсомольцев Гип-
роредмета. Они жаловались на то, что из-
	‘за бюрократического отношения работни-
ов областного совета ДСО «Металлург»
олодежь Гипроредмета в течение дли:
ельного времени не может организацион-
© оформить свой коллектив физкультуры.
Заместитель председателя Центрального
овета ДСО «Металлург» тов. Горьков со-
общиял редакции, что факты, указанные в
‘письме, полностью подтвердились. Коллек-
‚тив физкультуры Гипроредмета получил
членские билеты общества.

® Виновный в бюрократическом. отношении
к низовым коллективам физкультуры пред-
седатель Московского областного совета
ДСО «Металлург» тов. Самоделкин реше-
вием президиума Центрального совета об-
щества отстранен от работы.

«ДВЕНАДЦАТЬ
НЕИЗВЕСТНЫХ»
	‹ В.  Ффельетоне под таким заголовком
(«Московский комсомолец» № 87) расска-
зывалось о халтурной поездке сборной
команды футболистов ДСО «Красное зна-
мя» во главе с работниками Центрального
совета ДСО «Крылья Советов» Покрассо-
вым и Егоровым на гастроли в г. Щерба-
ков.
	Президиум Московской городской фут-
больно-хоккейной секции при Московском
городском комитете по делам физкультуры
н спорта совместно с тренерским составом
и активом футболистов, обсудив фельетон,
	признал, что газета правильно и своевре-
менно подвергла резкой и справедливой
критике чуждые нравы, ‘практикуемые
	дельцами от футбола Покрассовым и Его-
ровым в интересах личной наживы.
Президиум секции осудил действия По-
крассова и Егорова, которые вместо того,
чтобы вести повседневную организацион-
ную и учебно-тренировочную работу в ни-
зовых футбольных коллективах, встали, на
путь делячества и, несмотря на двукрат-
ное обещание, не явились на заседание пре-
зидиума секции для об’яснений.
Президиум постановил просить Цент-
ральный совет ДСО «Крылья Советов» ре-
шить вслрос о возможности дальнейшей
работы Покрассова и Егорова в Ффутболь-
			Искусство китайского народа ——
	ной Третьяковской гал- &
лереи открылась Китай-
ская художественная вы-
ставка. Открытие ее сов-
пало с замечательной
датой — первой  годов-
щиной со дня образова- §
ния Китайской народной
республики.

Искусство Китая, co3-
данное талантливым и
трудолюбивым народом,
в течение многих веков
было достоянием господ-
ствующих классов, и
только теперь, в наши
дни, оно полностью при-
надлежит народу, став-
шему хозяином своей
страны. `

Выставка наглядно дё-
монстрирует  произведе-
ния китайского искусст-
ва в его последователь-
ном историческом разви-
тии, начиная с древней-
ших памятников эпсхи
Яншао — третье тысяче-
летие до н. э. — и кон-
чая произведениями сс-
временных художников.
Экспонаты,. которых на-
считывается более тызя-
чи, размешены в шест-
‚надцати залах.

Древнейшие памятни- <Восстанов
ки культуры найдены во  Шане». Peng
время археологических НИКа Ty We
раскопок в CeBeDHEIX
районах страны. Это красивой фор-
мы сосуды, на которые нанесены
сложные узоры, оружие с чеканной
отделкой, чудесные бронзовые чаши,
образцы‘ изделий из камня.

В достаточной мере представлено и
искусство Китая ХУШ —ХПХ веков:
резьба из камня, фарфор, ткани, вее-
ра, изделия из эмали, резьба по дере-
ву и слоновой кости.

Завершается выставка показом твор-
чества хуложников Нового Китая. Боль-
шое место по праву принадлежит рабо-
там, созданным после великой победы
народа над ненавистной гоминдановской
кликой и ее хозяевами с Уолл-стрита. В
этих произведениях ярко отображены и
суровые дни войны, и созидательный
труд китайского народа, его воля К МИ-
ру, любовь к советской стране и вели-
кому вождю трудящихся всего мира —
товарищу Сталину.

Нельзя без волнения смотреть на
болышое полотно художника Чжао ЮЙ
«Красное знамя»: воин Народной армии,
одной рукой зажимая рану в груди,
другой. крепко держит победное алое
знамя... С этой картиной живо пе-
рекликается по своей теме и работа
художника Янь Хань  «Водружение
победного ‘энамени на вершинах роди-
НЫ».

Художники реалистически показывают
подлинную жизнь народа, воплощают
образы людей нового демократического
Китая. У Цзо-жэнь, например, создал

os
	«Восстановление сталелчтейного завода в Ачь-
шане». Репродукция с картины китайского худож-
ника Гу Юань.
	«Портрет героя труда--знатного маши-
ниста Ли Юна». Кисти художника Мо
Пу принадлежит выразительное полотно
«Крестьяне вступают в коммучистиче-
скую партию».

Большого внимания заслуживает кар:
тина молодого художника Дай Цзэ
«Сбор подписей под Стокгольмоким
Воззванием». Мы видим сынов и доче-
рей Китая, которые подписями под ис-
торическим Воззванием скрепляют свою
нерушимую волю к миру,

Значительное место принадлежит
графике — искусству, которое получи-
ло широкое распространение в Китай-
ской народной республике.

Выполненный китайским скульптором
Чжан Сун-хэ монументальный барельеф
«И. В. Сталин и Мао Изе-дун» симво-
лизирует крепкую‘и нерушимую дружбу
двух великих братских народов — со-
ветского и китайского. Здесь запечатле-
ны и замечательные слова руководителя
коммунистической партии Китая Мао
Цзе-дуна: «Товарищ Сталин является
учителем и другом народов воего мира,
учителем и другом китайского народа...
Китайский народ в тяжелой борьбе про-
тив угнетателей всегда глубоко и остро
чувствовал и чувствуег всю важность
дружбы товарища Сталина».

Своими замечательными художествен-
ными образцами выставка хорошо зна-
комит нас с богатым и разнообразным
по своим формам искусством китайского
народа. м. ЕВГЕНЬЕВ.
	воовСава:

Колхозники ар

тели имени Ворошилова Ухтомского района досрочно выполнили
	Сейчас труженики полей закладывают
СНИМКЕ: колхозница А. Чушкина ссы-
Фото Н. ЗАХАРОВА.
		‘лан поставок картофеля государству.
лучшие клубни на зимнее хранение. НА
пает отобранный картофель.)
		Агроном Зоя Кузьмичева
	ржи. Она взяла в руки колос. «дацветает
рожь, — определила она. — Надо сказать
бригалирам, чтобы провели  добавочное
опыление, ведь это даст два центнера при-
бавки урожая на каждый гектар». И
уже на второй-третий день колхозницы,
	протянув длинные зеревки, ташили их
	DOIGKOM HO поверхности ржи, Прижимая
колос к колосу.

В большой дружбе живет Зоя со звенье-
вой Ириной Ивановной Чистяковой, кото-
рая третий год подряд снимает высокие
урожаи картофеля и овощей. Зоя изучает
передовой опыт и передает его другим,
оказывает помощь  колхозникам своими
знаниями.

Был, например, такой случай. Зоя за-
метила, что на полях одной из бригад ка-
пустные листы начали желтеть. «Калия
нехватает, — подумала она, — надо
подкормить всходы калийной солью». Это
был по существу первый самостоятельный
шаг, и в правильности его она еще сомне-
валась. Однако опасения были напрас-
ны. Решение молодого агронома, как
показала жизнь, было верным. Подкорм-
&а на участке звена Ирины Чистяковой
дала хорошие результаты. Этому примеру
последовали и другие звенья. Желтизна
на капусте пропала.

Вскоре молодой агроном обратил вни-
мание на то, что на некоторых участках
всходы капусты развиваются плохо. Box
разрыла землю ‘и осмотрела корневую си-
стему. Оказалось, что ее иеточил вре-
дитель-проволочник. Ha другой же день
девушка поехала в Орехово-Зуево, в Сель-
хозснаб и привезла. оттуда  гексахлоран
для борьбы с вредителем.

Так шла повседневная упорная борьба
за урожай.

Сейчас колхоз имени Молотова, где
работает Зоя Кузьмичева, первым в районе
выполнив план поставки государству
зерна и картофеля, завершает уборку
картофеля на площади более 100 rexna-
ров. В этом немалая доля труда молодого
агронома.
	Анна ШУВАЕВА.
Колхоз имени Молотова,
`Павлово-Посадского района:
		В областной школе полеводов, располо-
женной в деревне Крупино Павлово-Посад-
ского района, был выпускной вечер. Зоя
Кузьмичева,  светловолосая застенчивая
девушка, сидя в уголке, наблюдала за ве-
селившимися подругами.

Радостно было на душе У Зои в этот
вечер. Она успешно окончила школу и тем
самым оправдала доверие колхозников, по-
славших ее на учебу. В то же время де-
вушка немножко волновалась, а справит-
ся р она со своими новыми обязанностя-
MH

Возвращаясь домой, в селение Дергаево,
Зоя вспоминала, как год назад она была
звеньевой, получала урожай картофеля
по 25—27 тонн с гектара. Затем ей дали
путевку в школу полеводов. По совету
Зои руководить звеном поручили Вален-
тине Звяниной. Звено Вали вырастило вы-
сокий урожай картофеля: по 28 тонн с
гектара.

«Вот они какие, наши девчата. Подни-
мают урожай, изучают агротехнику и, на-
верное, ‚знают не меньше меня», — ду-
мала Зоя. И опять волновал ее тот же во-
прос: «Справлюсь ли?»

На утро Зоя пришла в сельсовет. Ее
приветливо встретил председатель <ельсо-
вета Павел Васильевич Шипов. Зоя про-
тянула ему свидетельство of окончании
школы. Шинов сказал:

— Приступай к работе, помогай кол-
хозам. Они очень нуждаются в твоей по-
мощи. ;

Зоя Кузьмичева стала агрономом. Весной
четыре колхоза Аверкиевского сельсовета
0б’единились в одну крупную артель, по-
высились требования ко всем работникам
сельского хозяйства.

По утрам, еще на заре, она уходила из
дома в полеводческие бригады. Вместе с
бригадирами, счетоводами Зоя составляла
рабочие планы, строго следила за сроками
и качеством сева,  организовывала под-
кормку овощных культур, следила за раз-
витием новой культуры — кукурузы. Мо-
лодой агроном старался передать колхоз-
никам свои знания и опыт.

Вак-то раз по пути из одной бригады
в другую Зоя шла мимо золотистого поля

: aM:
	Волхозу имени Маленкова предстоит
убрать картофель с площади 170 гектаров
H сдать государству 700 roma клубней.
Были все возможности выполнить эту за-
дачу до 5 октября. Однако темпы уборки
ий картофелепоставок проходят крайне мед-
ленно. Убрано лишь 56 гектаров и сдано
государству только 150 тонн клубней.

График уборки картофеля в этой ар-
тели не выполняется. Бригада тов. Лопу-
хова за 10 дней выбрала картофель
лишь © 10 гектаров. Здесь зо время коп-
&H не организовали сортировку картофе-
ля, и сейчас уходит много времени. на его
переборку. Руководители колхоза (пред-
седатель тов. Ратников) не позаботились о
том, чтобы использовать рекомендованный
МЕ ВКП(б) я Мособлеоветом способ вы-
бирать картофель не в одну, а в две кор-
зины, не оборудовали грохот. (сортисовоч-
ную горку). Одной из причин медленной
уборки и поставок картофеля является
слабая трудовая дисциплина. Колхозницы
Козлова. Арефьева из бриталы тов. Ма-
	ту. Ааибулов заронил

в душу паренька ис-
7 / корку любви к шах-
у - терскому ремеслу. А

когда в январе про-
шлого года Низамов приехал в Мосбасс и
увидел, как умело люди укрощают слепые
силы природы, какие замечательные маши-
ны пришли им на помощь, он горячо по-
любил сурозую и мужественную  профес-
сию проходчика.

Хайбулов терпеливо и настойчиво обу-
чал родственника горняцкому искусству.
Мубаракша оказался способным учеником.
Уже вскоре он прослыл отменным отбой-
щиком, а современем овладел и другими
специальностями, столь необходимыми в
горнопроходческом . деле.

В мае и июне прошлого гола Низамов
вместе с другими проходчиками  комсо-
мольско-молодежной бригады Михаила
Кузнецова разделил честь завоевателя не-
слыханных рекордов скоростной проходки,
а нынешней весной и сам возглавил
	бригаду.
	Одним из`звеньев в этой бригаде пору-
чили руководить двадцатитрехлетнему Вик-
тору Астапковичу. Его горняцкий стаж,
как и стаж многих других членов брига-
ды, не превышает двух лет. Астапкович
пришел в угольную промышленность из
Серпухова, где он строил. жилые дома. Как
и Низамов, он быстро освоил горняцкое
ремесло и вскоре стал одним из лучших
проходчиков.

Вместе с Астапковичем в`состав брига-
ды вошли бывший танкист, кавалер орде-
нов Отечественной зойны, Красной Звезды
и Славы Михаил Ерошкин, людиновский
машиностроитель Владимир Астахов и
другие.

Все они пришли на шахту ‘из разных
месф и разными путями, но их сб’единило
и сроднило одно общее стремление помочь
горнякам Мосбасса быстрез увеличить ло-
бычу угля. Движимые этим благородным
чувством, молодые проходчики день ото
дня все быстрее нарезали горные выра-
ботки, совершенствовали. технику проход-
ки, обучались смежным ‚профессиям, помо-
гали друг другу в учебе. Во И квартале
бригада Низамова завоевала‘ первенство не
только на шахте. За 3 месяца молодые
горняки прошли в два с лишним раза
болыше, чем предусмотрено нормой, и

Президиум футбольно-хоккейной секции
обязал все футбольные коллективы обсу-
дить’ фельетон «Двенадцать неизвестных».

совета ДСО «Красное знамя» тов. Пилюгина
сообщает, что вопрос о поведении игроков,
участвовавших в халтурной поездке в
г. Щербаков, обсуждался на общем со-
брании футболистов коллектива физкуль-
туры комбината «Трехгорной мануфакту-
ры». «Гастролеры» отстранены от участия
в играх на первенство г. Москвы.
	———ty-
Стахановский
лекторий
	Большой популярностью на Балашихин-
ской хлопкопрядильной фабрике (Москов-
ская область) пользуется фабричный ста-
хановский лекторий.

‘Интересную лекцию на тему «Rak a
осваирзю новую технику» прочла ровнич-
	НЗца стахановка Л. Панкова. Она обстоя-
	тельно рассказала 06 опыте своей работы,
продемонстрировала освоенный ею по при-
меру известной прядильщицы П. Усановой
высокоэффективный —с10с0б ликзидации
обрывов ровницы. Лекция была повторена
в клубе Реутовской фабрики, где присут-
ствовали также рабочие и инженерно-тех-
нические работники другой  прядильной
фабрики — «Арасная поляна».
	С неменыним интересом была встречена
лекция помощника мастера Балашихинской
фабрики Н. Бычковой — квалифицирован-
ной текстильщицы, окончившей без отры-
Ba от производства техникум. Выступив
на тему «Наша борьба за повышение
производительности оборудования», она
подробно познакомила собравшихся е рэз-
ботой своего комплекта, с методами пере-
дачи стахановского опыта через кратко-
срочные стахановские школы. На комплек-
те, обслуживаемом тов. Бычковой,  ско-
рость кольце-прядильных машин повыше-
на на 16 процентов. Все работницы вы-
полняют и перевылолняют нормы выра-
ботки.
	Сейчас готовят лекции еще две стаха-
новки. В разработке тем им помогают
ниженеры.

Маленький фельетон
	«ПРИ ВСЕЛЕНИМ НЕ ПОРТИТЬ
НАСТРОЕНИЕ»
	Заведующий Дмитровским районным от-
делом народного образования тов. Щего-
лев пользуется широкой популярностью
среди детей города. Еще бы, ведь это он,
Шеголев,   января открыл в Дмитрове
Дом пионеров!

Целый двухэтажный особняк получили
ребятишки в свое распоряжение. Удобно
разместились юннаты, юные техники, ху-
дожники. С утра до вечера звучали здесь
детский смех, веселая пионерская песня...
	В начале лета ребята раз’ехались, что-
бы осенью снова вернуться в свой Дом
пионеров.
	Казалось бы, что летний период нелесо-
образно было использовать для текущего
ремонта. Но ремонт начался только 28 ав-
густа.

За два дня до начала учебного года,
когда Дом пионеров, собственно, должен
уже был сиять чистотой, к дверям его
под’ехала грузовая машина...
	Она была нагружена неё железом для
ремонта крыши, не масляными красками
для полов, не шелковыми гардинами для
окон, не было на машине и рояля, о ко-
тором так мечтали ребята... Она привезла
книги, стулья и шкафы — большое хозяй-
ство библиотеки Дома учителя. Может
быть, Дом учителя решил передать свою
библиотеку пионерам? Нет, просто Дом
учителя занял под свои нужды самую
большую комнату, где пионеры разучивали
	песни, где занимался  хореографический
кружок...

аведующая Домом пионеров тов. Волкс-
ва, твердо зная, что дом и все комнаты в
нем принадлежат пионерам, повесила на
двери большой замок и пошла к тов. Ще-
голеву для «выяснения недоразумения». Од-
нако надежды ее не оправдались. Дом
учителя занял помещение Дома пионеров
не только с ведома, но даже по прямому
указанию тов. Шеголева. У тов. Волковой
хранится документ, который заслуживает
быть приведенным здесь полностью.

«Директору Дома пионеров тов. Волко-
вой Л. А. Обязываю предоставить одну
комнату для библиотеки Дома учителя и при
вселении не портить настроения товарищам.

1. Х—50 г. Зав. роно
	А. Шеголев».

..Так дмитровские пионеры лишились
самой большой комнаты в своем доме.

Но этим не исчерпываются все злоклю-
чения пионеров. В доме есть комната, от-
веденная кружку ючнатов, но живут в
ней отнюдь не ежи и рыбки. В ней рас-
положилась уборщица, так как комната,
в которой ей надлежит жить, занята.
	„.Гак у пионеров отторгли и вторую
комнату.

Не скроем: мы бы хотели, чтобы всё
нами описанное «испортило настроение»
	тов. Щеголеву...

Тревожные факты
	карта не выходят на работу. Лодырей ни-
кто не прязывеет к порялку. Рабочий день
в Этой бригаде начинаетея поздно и кен-
чается рано. Перерывы на обед в горячие
дни уборки составляют по 3 чаха.
Казалось бы, что зомсомольская органи-
зация колхоза должна, была, принять Еее
меры, чтобы помочь правлению колхоза и
партийной организации мобилизовать ро
силы на уснешное завершение  уборхн
картофеля. Но комсомольская организация
стоит в стороне от этого больного дела.
Неотложные дела на полях требуют,
чтобы комсомольская организация колхеса
решительно улучшила <вою работу и обес-
печила бы активное участие  комсомоль-
пев и всей колхосной молодежи в удберке
	урожая картофеля.
Н. АЛЕКСЕЕВ,
А. ЧАДАЕВ.
Луховицкий район.

получили вторую премию ВЫСИС и Мини-
стерства угольной промышленности.

Эта победа была лишь этапом на тру-
довом пути молодежного коллектива.
когда рабочие Смородинского строительно“
го управления, развернув соревнование за
досрочную сдачу обекта, решили приме-
нить скоростные методы проходки, чтобы
за 7 месяцев сделать TO, ча что раньше
	Мубаракша НИЗАМОВ
	уходило больше года, руководители управ-
ления остановили свой выбор на брига-
де Низамова.

Чтобы достигнуть намеченной цели, на-
до было нарезать горные выработки по
крайней мере со скоростью 450 метров в
месяц,

— Такая задача нам вполне по плечу, —
сказал на производственном совещании на-
чальник управления Николай. Леонтьевич
Кисс. — У нас есть собственный опыт, на-
	копленный в прошлом году бригадой Куз-
нецова. С тех пор в бассейне установлено
еще три новых рекорда. Значит, учиться
есть у кого. Да и техника за это время
шагнула вперед. ‘

Вскоре после этого проходчики совмест-
но с инженерами собрались обсудить про-
ект скоростной нарезки штреков. Теорети-
‘ческие расчеты инженеров дополнялись и
обогащались зрелыми практическими пред-
ложениями молодых горняков. Наиболее
подходящим вариантом казался метод,
примененный на соседней шахте бригадой
Героя Социалистического „Труда Лебедя,
использовавшей углепогрузчик С-153. Но
применить эту машину в местных yCJOBH-
ях было нельзя. Слабая кровля, обилие
воды в шахте не позволяли вести .отпал-
ку забоя, а использовать погрузочную ма-
шину, применив отбойные молотки, было
нецелесообразно.

Низамов и его товарищи предложили
использовать на отбойке молотки, а на
погрузке перегружатель. Здесь же решили
применить для откатки угля новый ревер-
сивный скребковый транспортер, котарый
в нужную минуту можно переключить на
обратный ход и доставлять к забою лес
и другие материалы.

‘Проект скоростной проходки, разрабо-
танный инженерами совместно с проход-
чиками, был готов в конце июля. На про-
тяжении 4 дней Низамов и его товарищи
готовились к работе.

Рано утром  ! августа проходчики сде-
лали первый вруб. Трое с молотками от-
бивали. уголь, остальные грузили его на
перегружатель, оформляли забой, ставили
рамы постоянного крепления. Каждый знал
свде место, четко выполнял обязанности.
А когда кто-нибудь уставал на отбойке,
сго тут же заменял другой. Так, чере-
дуясь, молодые проходчики работали без
устали на протяжении всей смены.

В забое поочередно находились то на-
чальник управления Кисс, то’ главный ин-
женер Василий Дмитриевич Samaxaes,
главный механик Виктор Алексеевич Кова-
лев. или начальник горного цеха Андрей
Иванович Хайбулов. Они помогали звень-
ям советом, быстро устраняли возникав-
	шие недостатки.

За 8 часов звено продвинулось на 5 с
лишним метров. Столько же прошли в тот
день и остальные два звена. Проходчики
	старались не уступать друг ‘другу. Copes-
новались между собой проходчик с проход-
чиком, звено со звеном.

Намеченный график аккуратно выпол-

нялся изо дня в5день, хотя на’ пути про-

ходчиков встречались и выклинки пласта
и прорывы воды. Дело шло успешно, но
ни проходчики, ни руководители шахты не
удовлетворялись этим. Совместно они ис-
кали способы увеличить полезное время
работы.

Много времени уходило на удлинение
конвейера. Натяжная головка транспорте-
ра была слишком тяжела, и, чтобы пере-
двинуть ее, требовались усилия несколь-

ких проходчиков, Наращивание транспор-_

тера отнимало час в смену. За это время
можно пройти лишний метр штрека. Глав-
ный механик шахты по совету рабочих из-
готовил ролики для передвижения натяж-
ной головки транспортера. Но они оказа-
лись недостаточно мощными, чтобы выдер-

жать тяжесть агрегата. Тогда были сдела-

ны колеса на шарикоподшипниках.
Выгадали время и на удлинении пере-
гружателя. Так изо дня в день находили
новые способы ускорить проходку. Брига-
да Низамова нарезала ежедневно’ по
14—15 погонных метров, а в иные ‘дни
проходка достигала 18 и даже 20 мет-
роз. :
Месяц напряженного труда принес мо-
лодым проходчикам  блестяшую — победу.
Они на 10 с лишним метров превысили
выдающийся показатель, достигнутый в ию-

лэ бригадой Героя Социалистического Тру-.
да Федора Петровича Лебедя. Но ни Му-.

баракша Низамов, ни Виктор Астапкович,
ни Иван Колесников, ни Владимир Аста-
хов — никто из членов бригады не удов-
летворились достигнутым.
	В сентябре геологические условия на
шахте резко ухудшились. Проходчикам
приходилось работать под сплошным дож-
дем, по щиколотку в густой, липкой грязи.
Каждый сантиметр штрека брался с боя.
Несмотря на это, они прошли за месяц
почти в три раза больше метров, чем
предусмотрено  нормативом. Вступив в
предсктябрьское соревнование, бригада ком-
сомольца Низамова продолжает увеличи-
вать темпы проходки.

Р. МАРКОВ.
	Скоростники
	В то сентябрьское утро Мубаракша Ни-
замов дольше обычного задержался в забое.
Он дождался пока маркшейдер замерил
штрек и, отдав . нужные распоряжения
только что заступившему на смену звену,
поднялся на-гора. Едва бригадир вышел
из клети; как его тесным кольцом окру-
жили ожидавшие у ствола проходчики.

По радостной улыбке, озарившей совсем
еще юное лицо Низамова, по яркому бле-
ску его покрасневших от бессонницы глаз
люди догадались, что бригадир пришел к
ним с доброй вестью. _

_ — Четыреста семьдесят три и восемь
десятых метра... — проговорил Низамов,
погасив шахтерскую лампочку.

Проходчики молча переглянулись и Мед-

ленно направились“ к временному зданию
комбината. Каждый из них испытывал не-
передаваемое чувство спортсмена, первым
разорвавшего ленточку финиша.
о Долго не мог уснуть в то утро бригадир
скоростной горнопроходческой бригады My-
баракша Низамов. Помывшись и позав-
тракав, он бодрствовал до полудня, вспо-
миная в деталях события последнего ме
сяца. Низамов радовался тому, что ето
проходчики в ‘августе установили новый
рекорд скоростного прохождения горных
выработок. Радость бригадира усиливалась
от сознания, что победу одержал коллек-
тив, состоявший из таких же, каки он
сам, молодых годами и горняцким стажем
людей. Стало быть, и он ий его товарищи
опраздали доверие, выдержали экзамен на
аттестат шахтерской зрелости. Им оказа-
лось посильно то, что доступно только
очень опытным и настойчивым.

А ведь всего лишь каких-нибудь пол-
тора года назад Низамов и многие из
его товарищей имели самое смутное пред-
ставление о шахте, о труде горняка. Му-
баракша. вспомнил, с каким вниманием он
читал письма, приходившие в татарскую
деревушку из Мосбасса, от его родствен-
ника Андрея Ивановича Хайбулова.

Опытный шахтостроитель скупо, но y6e-
дительно описывал, как живут и ТРУДЯТ-
ся горняки, звал девятнадцатилетнего KOM-
байнера МТС Мубаракшу к себе на шах:
	Ярким, праздничным салютом
Клены вспыхнули вдали.

Ветры осени поют там

О красе родной земли.

В бронзе веток — неба просинь,
Листья кружатся, шурша...
Золотая наша осень,

Словно песня, хороша!

Фотоэтюд Л. СЫРКИНА.

«МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ»
) октября 1950 г. 3 стр.