сторонников мира
	  Нападки пропагандистов, ложь и Raepe-
та,. сказал dhoano-Kiopu, не поколеблют
нас. так как мы не опасаемся, что наши
слова будут расходиться с делом. Сторон-
ники мира не выдают себя за привержен-
цев какого-либо определенного строя =f
не претендуют на то, чтобы превратиться
	eA

з полицейских. или цепных псов с целью.
	9 РИ о

помешать народам жить и избирать строй
и правительство ‘по своему желанию.
Единственная наша забота — во-время
пробудить всемирное сознание п тем Car
мым избавить мир от катастрофы.

Нат ‘долг -— ‘беспощадная борьбз  про-
тив преступной пропаганды войны. Одно-
временно мы должны поощрять всякие
Действия, способствующие установлению
мирного сотрудничества между народами.
В этом смысле Устав Организации Объеди-
ненных Наций определенно предусматри-
вает развитие экономических и культур-
ных отношений между странами. Мы счи-
таем, что подобные отношения возможны
и желательны между всеми странами,
независимо от их строя, так как мир пред-
ставляет экономически «единое целое».

Если будут воздвигаться все новые
препятствия на пути к установлению нор-
мальных экономических отношений, сего-
дня, как и вчера, вновь найдутся причи-
ны для войны.
	Мы должны разоблачать всякие меры
порабощения, ‘предпринимаемые против
независимости народов, под какими бы
	предлогами они не осуществлялись — будь
то план Маршалла или другие планы, ко-
торые идут вразрез с Уставом Организз-
ции Объединенных Наций.

Вполне понятно, что культурный обмен
будет способствовать ‘быстрейшему  озна-
комлению народов с жизнью друг, друга и
устранит многие предубеждения и . пред-
взятые суждения. В области науки и тех-
ники взаимный обмен достижениями уско-
рит прогресе, всемерно содействуя созда-
нию условий, благоприятных для поддер-

жания мира.

Устав ООН, сказал Жолио-Кюри, яв-
ляется выражением принципа сосущество-
вания различных режимов. Вот почему мы
считаем серьезным  противоречиём духу
этого Устава тот факт. что ООН одобрила
предложенный Ачесоном план, направлен-
ный против так называемой агрессии.
Основная цель этой реформы, сказал Жо-
лио-№юри, заключается в стремлении
уничтожить право «вето». Это правило
единогласия пяти великих держав было
введено именно для того, чтоды оградить
возможное меньшинство от зпоупотребле-
ний большинства.

Добиться единогласия в ПОяНнЯяТии р6-
шений, касающихся сохранения мира, —
значит признать желание сотрулничества
между различными системами, а че состя-
зания в прямом и косвенном давлении 6
целью создания послушного большинства.

С того момента, как это основное пра-
вило будет отменено, — перейдут от. по-
исков средств сотрудничества к поискам
средств давления, з затем к’ поискам
средств, способных узаконить превентив-
ную войну, рекламируемую господином
Мэтьюсом.

Я считаю, что из всех событий, имев-
ших место после нашего Первого конгрес-

‘са, посягательство на Устав Организации

Объединенных Наций является одним HB
самых серьезных п угрожающих моментов.

Одной из наших основных задач должно
быть стремление добиваться возврата К
подлинному Уставу Организации 0бъеди-
ненных Наций, Уставу, который был при-
нят согласно воле народов и хорошо от-
ражал их чаяния.

В заключение мы можем сегодня ут
верждать, заявил Жолио-Вюри, что дейст-
вия сторонников мира не столько препят-
ствуют выполнению милитаристских пла-
нов, HO и даже срывают их. Теперь под-
жигатели войны уже не могут скрывать
успеха нашего движения и свсего беспо-
койства перед провалом их смертоносного
дела. Их беспокойство так сильно, что они
прибегают к мерам, которые возмущают
всех честных людей, и помогают открыть
глаза тем, кто еще не поверил в значение
и искренность нашего движения.

Этим низким подстрекательствам поджи-
гателей войны сторонники мира все более
решительно противопоставляют свою волю
к миру. Сторонники мира не идут по пу-
ти насилия, они хотят утвердить мир не
	цутем разрушения и емертя, Спокойная
решимость, характеризующая все наше
движение. является доказательством на-
	шеи веры в человеческий разум, она ни
в какой мере не являзтсея выражением
нашей слабости перед угрозой. :

Совершенно ясно, что на конгрессе, по-
добном нашему, отражающем мяровое 06-
щественное мнение, мы должны будем
действовать этапами, изыскивая основы
для соглашения. Речь идет о многих
сложных проблемах, мы должны приету-
пить к ним в порядке их срочиости, стре-
мясь разрешить сначала те проблемы, ко-
торые связаны с наибольшей угрозой..

Нам предетоит рассмотреть вопрос о под-
держке других международных организа-
ций, которые примут правильные и дей-
ственные меры в защиту мира.

Выводы  настояшего конгресса. заявил в
заключение Жолио-Кюри. могут послужить
основой для составления призыва к наро-
дам мира. Этот призыв. а также резолю-
ции конгресса будут затем представлены
на одобрение народных собраний; могут
быть направлены представительные деле-
гации к парламентам, к правительствам,
к Организации Объединенных Hann. Я
убежден, что конгресс и комитет, который
вы изберете. сумеют найти и другие фор-
мы деятельности: .

Нельзя допустить, чтобы перенесенные
страдания остались тщетными. Нельзя до-
пустить. чтебы люли направляли на свое
собственное уничтожение естественные си-
лы, которые они сумели открыть и п9-
корить. Именно потому. что мы сознаем,
что мы действуем искренне и говершенно
объективн^ в защигу мира. мы будем
сильнее всего и нам удастся своевременно
пробудить всемирное сознание. — которое
будет побелоносно противостоять войне.
	ут о Pan Ps
Ответственный редактор
Н. С. КИСЕЛЕВ.
	ДЛоклад Жолио-йюри
	ские, этические и философские  вонцеп-
ции могут оставаться различными. Одна-
ко, Bee мы убеждены в настоятельной
необходимости объединения для совмест-
ного обсуждения и совместной `выработ-
ки средств, снособных помешать новому
вооруженному столкновению.

Далее Жолио-Ёюри остановился на тре-
бовании запретить атомное оружие и на
	необходимости строгого международного
контроля, который осуществлялся бы
специализированным персоналом  мёжду-
	народной организации.

Этот вопрос, сказал Жолио-Вюри, яв-
ляется наиболее важным, так как Of Ka-
сается сзмой прямой и самой сбрьезной
угрозы, утрозы, при которой речь идет о
возможности жизни на нашей планете. Но
это но значит, что, уделив вопросу 00
атомном оружии Такое внимание, мы не
должны выражать своего крайнего беспо-
койства по поводу огромной опасности, , ко-
торую представляют другие виды вооруже-
ния и о которой ясное представление дают
разрушения последней войны.

Решение о сокращении вооружений—
это первый этап к всеобщему разоруже-
нию. Проведение в жизнь такого решения
может быть возможным только после про-
ведения учета существующих вооружений
(включая и атомное оружие) и после уста-
новления постоянного международного кон-
троля_за ‘исполнением принятых решений,
Проведение таких мероприятий сбеспечит
каждому государству контрольную инфэр-
мацию о положении дел у других, дает
розможность избежать тревожных предпо-
ложений и опасений, окажет влияние на
восстановление взаимного доверия, разря-
длт международную обстановку и немед-
ленно приведет в облегчению финансового
положения всех стран.

Все это, естественно, предполагает за-
прещение оружия явной агрессии — атом-
ного оружия. которое иначе представляло
бы собой в течение всего этого переход-
ного периода потенциальную силу, с каж-
дым днем грозно возрастающую.

Под предлогом угрозы агрезеии легче
осуществлять репрессии социального по-
рядка. Этот предлог позволит называть
преступниками, Поджигателями или пре-.
дателями тех. все преступление которых.
состоит в том, что они выступают против.
социальной несправедливости и прямо го-
ворят об опасности новой войны п прибы-
лях частных лип в результате гонки во-
оружений. У всех честных зюдей эти
гнусные и опасные, для дела мира наме-
рения должны вызвать чувство возмуще-
ния. Мы разоблачили их, будем разобла-
чать в дальнейшем. и этим-то, отчасти,
объясняются те напздки и оскорбления,
которым мы подвергаемся.

Напомнив основные призцины полити-
ки в отношении Германии, намеченные в
Ялте и подтвержденные и уточненные. в
Потсдаме, Жолио-Кюри заявил, что уже в
1946 г. эти принципы были чарушены.
Ответственные нацистские деятели, кото-
рые поддерживали и вооружили Гит-
лера и должны были нести’за это ответ-
ственность. были возвращены на свой
старые места в Руре. Разве не полжны
мы спросить себя, сказал Жолио-Кюри.
какие причины заставляют с гакой по-
спешностью восстанавливать вермахт (гер-
манская армия. — Ред.)? И не должны
ли мы этого опасаться тем более, что в
Германии происходит весьма недвусмыс-
ленный разговор о том, что эти новые
легионы поставят своей задачей освобож-
дение Праги от опеки чехов. а Эльзава—
эт гнетз франпузов.

Решение, которое мне кажется наиболее
предпочтительным и средства для реали-
зации Которого мы должны рассмотреть,
заключаются в том, чтобы вновь подтвер-
дить и продолжить демилитаризацию Гер-
мании. Контроль и тщательное расслело-
вание необходимы, чтобы усгранить вее
возможности подозрения. Для этого нужно
получить полную поддержку тех. кто бе-
ролся против гитлеризма. Лучше  догово-
риться о том. чтобы сохранить разоружен-
ную Германию, чем вновь воевать, чтобы
вновь вырвать у нее оружие, которое ей
предоставят.

Остановившиеь на войне в Корее, Жо-
лио-Кюри сказал. что эта война является

трагическим примером конфликта, по по-
	веду которого существуют многочисленные
противоречивые толки, провоцируемые са-
мим агрессором. Исли среди нае и есть
разные мнения 06 обетоятельствах, свя-
ззнных с происхождением этой войны, мы
должны были бы все же заняться прежде
всего тем, чтобы поддержать любую ини-
циативу, которая могла: бы быть предпри-
нята или может быть предпринята с
пелью положить конеп этому конфликту.

В частности, мы будем считать  лей-
ствием в защиту мира предложение Неру
локализовать конфликт и содействовать
быстрому мирному урегулированию, Ко-
торое было немедленно поддержано Гене-
ралиссимусом Сталиным, но ствергнуто
после трех обращений государственным
секретарем ”Ачесоном.

С этого времени по решенаю Совета
Безопасности, который даже не выслушал
заинтересованные стороны и ‘на котором
не присутствовали две великие державы,
соседние с Кореей, началась иностранная
интервенция, началась даже раньше, чем
было принято решение по корейскому во-
просу. юридически не имеющее никакого
значения.

Мы должны немедленно мобилизовать
широкое общественное мнение с тем, что-
бы настоять на возвращении к пропедуре,
которая уважала бы дух и букву Устава
Организации Объединенных Наций.

Время действовать, так как война в
Корее является опасным очагом созрева-
ния всеобщего конфликта!

Затем Жолио-Кюри остановилея на ре-
шении Пражского заседания Бюро По-
стоянного комитета — просить делегатов
Второго Всемирного конгресса сторонников
мира обсудить вопрос о запрещении всех
форм пропаганды войны в какой бы то
ни было стране. Эта систематическая про-
паганда, сказал Жолио-Кюри, стремится
одновременно создать военный психоз. убе-
дить людей в том, что война неизбежна
и лать так называемое «моральное оправ-
дание» политике силы, которая может
привести только к новой мировой войне.

которые все еще участвуют в борьбе за
свободу и независимость,

Продолжайте вашу работу на благо
мира.

Ваше выступление пробудит живой от-
клик в сердцах миллионов людей во всех
частях мира и даже в нашей стране, где
власти недавно отказали вам в гостепри-
имстве, которое с радостью оказал бы вам
наш народ».
	Президиум конгресса
	Затем делегаты конгресса под бурные
аплодисменты избрали президиум, в к0то-
рый Bond:

Фредерик Желио-Вюри — предеелатель,
Пьетро Ненни, Эжени Коттон, Луи Сайян,
Ги де Буассон, Дж. Д. Бернал, Александр
Фадеев, Ласаро Карденас, Го Мо-жо, Га-
бриэль д’Арбуеье, Анежка Годинова-Спур-
на, Жан Лаффит. Де-Шамбрэн, И. В. Гу-
ляев, Де Града, Феноальтеа, Айвор Монте-
гю, Борсари.

Были избраны члены президиума of
отдельных стран: от Франции: Ив apn,
Эмманюэль д’Астье де ла Вижери, аббат
Жан Булье, Шарль  Тийон, Пьер Кот,
Вейль Алль, Франсуаза Леклерк, пастор
Боск, Фуке, Лоран Казанова; от Люксем-
бурга: Жюли Беркман; от Швейцарии:
Андрэ Боннар, фон Фишер; от Германии:
Томас Манн, Анна Зегере, Арнольд Цвейг,
Штрукс, Генрих Финк; от Италии: Андоеа
Гаджеро. Эмилио Серени, Артуро Лабриола,
Чеволото. Пьетро Амадео, Мальтони; от
Кореи: Пак Ден Ай; от Югославия: Перо
Попивода; от Румынии: Михаил Садовяну;
от Венгрии: Эржебет Андич; от Чехослова-
кии: Горак, Ян Мукаржовекий,  Громан,
Мронек: от Албании: Мусарай; от Польши:
Инфильд, Дембовский, Длуский; or CCCP:
Л. Соловьев, И. Эренбург, Н. Попова,
Н. Тихонов, А. Корнейчук.

Or Каналы: Джеймсе Эндикотт; от С0е-
диненных Штатов Америки: Говард Фаст,
Поль Робсон. Флетчер; Дюбуа; от Мексики:
Ломбардо Толедано, Херберто Хара; от. Ку-
бы: Хуан Маринельо, Энтральго; от Пор-
то-Рико: Гонсалес: от. Венецуэлы: Габаль-
дон: от Колумбии: Бальдомеро; от Воста-
Рико: Хегель. Монхе; от Эквадора:  Эче-
веррия: от Чили: Пабло Неруда; от Арген-
тины: Оливер, Итурраспе; от Уругвая:
Coapec, Maccepa; or Бразилии: Amany,
Фиальо: от Финляндии: Мелтти; от Шве-
ции: Вареминс; от Дании:  Могерес Фог;
от Бельгии: Косинн; от Греции: ВБоккалис:
от Кипра: Париассидес; от Ислании: Пи-
	  кассо, Хираль; от Алжира: Бен Исмаел,
Аль Бушама; от Егилта: .Саад Вамел; от
Южно-Африканекого Союза: Джонсон; от
	Ливана: Табет. Ханза, Шахал; от Индоне-
зии: д-р Ижоа Сик Иен; от Болгарии:
Пола Лратойчева; Тодор Павлов; от Англии:
Кроутер, Джон Миллер, Гендерсон, Вудард,
Ветти Реа. Такфильд, Джонсон; от Сирии:
шейх Мохамед Аль-Ахмар. Абдель Салам
Хейбар, Амад Абаза; от Израиля: М. Яари,
Тевфик Туби: от Австралии: Джесси Стрит;
	от Китая: Ма Ин-чу. Дю Нин-и, Эми Сяо;
от Мадагаскара: Разакаривони:; от Турции:
Назым Хикмет: от Индии:  Валлатол,
Х. Чаттопадхайя;: д-р Косамби.

С отромным энтузиазмом. бурными ова-
циями делегаты конгресеа приветствовали
избранных в президиум представителей
Китайской народной республики и лоблест-
ного корейского народа.

После ‘избрания президиума заседание
конгресса было закрымо. Следующее засе-
дание состоится 17 ноября в 9 Часов
30 минут по варшавекому времени.
	Песмотря на препятствие
	По окончании первого заседания Bro-
рого Всемирного конгресса сторонников
мира состоялась пресс-конференция, Ha
которой члены президиума конгресса от-
ретили Ha вопросы = корреспондентов.
	Ив Фарж, Кроутер, Бернал,  д’Арбусье
сообщили. что, несмотря на огромные труд-
ности, возникшие перед делегатами кон-
гресса, почти все они прибыли в поль-
скую столицу. Участники пресс-конферен-
ции отметили, что 15 американских
делегатов, в том числе такие неутомимые
борцы за мир, как Поль Робсон, Говард
Фаст и другие, не получили возможности
выехать из страны. что из 60 бразиль-
ских делегатов визы получили всего
Д человека, а звстралийское правительст-
во вообше не выдало ни одной визы.

Кроутер указал, что отказ лейборист-
ского правительства выдать визы делега-
там конгресса вызвал такое возмущение
трулящихея Англии, что министр внут-
ренних дел был вынужден выступить ©
заявлением, в котором безуспешно пытал-
ся оправдать позорные действия своего
правительства.

Д’Арбусье рассказал, какие огромные
препятствия пришлось преодолеть послан-
пам колониальных народов, чтобы попасть
на конгресс, олнако все они своевременно
прибыли в Варшаву, что свидетельствует
0 непреклонной воле миролюбивых народов
отстоять мир и наметить лейственную про-
грамму борьбы.
	гаты из Италии, английской зоны оккупа-
ции Германии и другие.

В начале заседания делегат Де Шамбран
об`явил. что по решению президиума пред-
седательствовать на заседаниях конгресса
будут по очереди следующие делегаты:

Эжени Коттон (Франция), Джон Бернал
(Англия), Го Мо-жо (Китай). Ломбардо
Толедано (Мексика), Хейг (США). Джесси
Стрит (Австралия), Табриэль д’Арбусье
(Африка). Александр Фадеев (СССР). Ив
Фарж (Франция). Пьетро Ненни (Италия).
	Вонгресс единогласно постановил вве-
сти в состав президиума  лополнительно
следующих делегатов. 0т США: Ли Робин-
сон, Уиллард. Хейг. Элен Пжонсон. Ranr-
сбери. Проктор. Мюир. Хейм; от Южно-
Африканского Союза — Бакл; от Румы-
нии: митрополит молдавский Севастьян;
от Дании — Андерсен Нексе; от. Италий—
Лорли. Квазимодо. Анце. Репаци.
	затем слово было предоставлено прел-
седателю Постоянного комитета Всемирного
конгресса сторонников мира Жолио-Вюри,
который выступил с докладом 06 общей
деятельности мирового лвижения  сторон-
ников мира со времени Первого Всемирно-
го конгресса и о расширении движения
перед лицом возрастающей военной опас-
HOCTH.
	Типография издательства

ВАРШАВА, 16 ноября. (ТАСС). Сегодня
в 19 часов 30 минут в столице Польской
республики Варшаве в «Доме  польекого
слова» в торжественной обстановке OT-
крылся Второй Всемирный конгресс сто-
ронников мира.

Так называемое «рабочее» правительет-
во Англии, действуя по указке государ-
ственного департамента Соединенных Шла-
тов Америки, приловйло все усилия к
тому, чтобы лишить миролюбивые народы
земного шара возможности выразить свою
непреклонную волю к миру и наметить
действенную программу предотвращения
новой мировой войны, которую хотят раз-
вязать американо-антлийсвие империали-
	сты. Лидеры английских лейбористов
Эттли и Бевин разоблачили. себя перед
всем прогрессивным ‹ человечеством Kak
	злейшие враги всеобщего мира, сорвав. @-
зыв конгресса в Шеффилде вопреки же-
ланию народа Англии, решительно осуж-
дающего агрессивную политику своего
правительства.

- Однако их преступные планы потерпе-
ли полный провал. Свободолюбивый поль-
ский народ, испытавиеий на себе все ужа-
сы войны, с радостью и гордостью пред-
ловил посланцам мира собраться в Своей
героической столице — Варшаве. С ис-
ключительным радушием и  гостеприим-
ством встретил народ Польши сотни деле-
татов, прибывших со всех концов земного
шара.

В празднично украшенном огромном 3а-
ле «Дома польского слова» собрались дб-
легаты более 70 стран. Многим из них
пришлось преодолеть огромные трудности
п быть подвергнутыми полицейским pe-
прессиям, чтобы попасть на конгресс. Не-
которые избранники` народов так и Ae
смогли до сих пор приехать в Варшаву.
Они были остановлены полицейскими кор-
лонами, специально созданными по дирек-
тире американо-английских поджигателей
войны, боящихся голоса сторонников мира.

Делегаты и гости заполняют зал заее-
даний. Люди, прибывшие из самых отда-
ленных уголков земли, радостно пожимают
друг другу руки, приветствуя свойх CO-
ратников, стойко защищающих дело мира.

Бурными аплодисментами делегаты и
многочисленные гости встречают членов
Постоянного комитета Всемирного конгрес-
са сторонников мира. Большой симфониче-
ский оркестр исполняет «Полонез» Шо-
пена.
	Ничто не может помешать
торжеству идеи мира
	Председатель Постоянного комитета sh0~
лио-Кюри торжественно объявляет Второй
Всемирный конгресс сторонников мира
открытым.

От имени Постоянного комитета и веех
делегатов Жолио-Кюри выражает глубо-
кую благодарность польскому правитель-
ству и Польскому комитету защитников
мира за теплое гостеприимство, оказанное
Участникам конгресса. Он отмечает. чго
огромную помощь делегатам оказал также
нарол Чехословакии. который способетво-
вал их быстрейшему пргезлу-в Варшаву...

От имени всех защитников мира. гово-
рит Жолио-Вюри, я хочу особенно привет-
ствовать наших английских друзей и чле-
нов Английского организационного коми-
тета Второго Всемирного  конгресвао сто-
ронников мира.

Мы высоко ценим их стремление пре-
одолеть все препятствия, которые ставило
на их пути английское правительство с
тем. чтобы не допустить ‘созыва конгресса.

Мы благодарны вам, знглийские друзья,
ваш трул не пропал даром. Ваше негодо-
вание разделяют все честные люди, KOTO-
рые считают, что мир является высшим
благом для человечества.

Попытки английского правительства,
продолжает Жолио-Ёюри, сорвать конгресс
правели не к тем результатам. на кото-
рые оно расечитывало. Они привели &
еше большему усилению борьбы за мир во
всем мире. Ничто не может помешать тор-
жеству идеи мира и правлы. Созыв нашего
конгресса в Польше является еще одним
ярким примером могучей международной
сэлидарноети и тесной дружбы всех сто-
тонников мира во всем мире.
	Варшавяне приветствуют
делегатов
	С приветствием конгрессу выступил
председатель президиума Ралы Народовой
Варшавы Ежи Альбрехт.

От имени граждан Варшавы, сказал
Альбрехт, приветствую вас, делегатов: все-
го мира, вас, борцов за правое дело, за’
MHD. .

Второй конгрессе собрался в момент,
когда всей цивилизации, всему человече-
CTSY, испытавшему ужасы второй мировой
войны, угрожают поджигатели новой вой-
ны. На города и села корейского народа
уже падают бомбы. Но миллионы людей
без различия веры и политических убеж-
дений борются за мир и требуют запре-
щенпя атомной бомбы. Вы, собравшиеся
злесь, отражаете их стремления к миру.

Английское. правительство,  прололжал
далее Альбрехт, сделало все, чтобы ‘п9-
мешать созыву конгресса, но оно He в
силах задушить голоса миллионов сторон-
ников мира. Этот голосе звучит теперь на
весь мир из нашей столицы, из Варшавы.

Мы приветствуем вас в стенах Варша-
вы, которая была искалечена войной. Нат
героический город благодарен за оказая-
ную ему честь принимать у себя участня-
ков этого конгресса. Население Варшавы
хорошо знает, что такое война и Rakve
значение имеет борьба за мир. Каждая
пяль земли в Варшаве пропитана кровью
наших сынов, уничтоженных гитлеровпа-
мп. Варшава потеряла 800 тыс. детей и
жаащин. Три четверти домов города были
превращены в руипы, причем варвары не
шолили музеев, школ и университетов,
преРрашали в развалины памятники Ro-
пернику. Шопену другим выдающимея
деятелям ПШольши. .

Но нам. сказал Альбрехт, протянула
руку помощи братская Советская Армия,
которая помогла нам стать свободным на-
ролом. Сейчае Варшава возрождается за-
ново; Мы строим новый город. Гитлеров-
ские убийпы хотели превратить Варшаву
в кладбище. но это им не удалось. И мы
воздвигли стены новой Варшавы. koTo-
вые являются символом победы над. .вой-
		Ной, И сейчае из стен Варшавы на весь
	мир слышен голос сторонников мирз.

В заключение Альбрехт сказал:

Мы, жители Варшавы, горячо желаем
мира и будем всеми силами бороться за
победу дела мира. Пусть. сольется в ваши-
ми голосами голое новой возрождающейся
Варшавы.

Мир победит войну!

Далее слово было предоставлено члену
Постоянного комитета антлийскому  деле-
гату Вроутеру, который от имени ‘делега-
тов поблагодарил Польский комитет защи-
ты мира и весь польский народ за тот за-
мечательный прием, который они оказали
посланцам мира. Кроутер заявил, что анг-
лийский народ был возмущен тем, что его
лейбористское правительство сорвало про-
ведение конгресса в Шеффилде.

Наша напиональная гордость была глу-
	боко уязвлена, сказал он, были нарушены.
	свободолюбивые традиции английского на-
рода. Но запрещение конгресса в Шеффил-
де послужит новым толчком в борьбе в
защиту мира в Англии. Конгресе в Вар-
тпаве еще больше активизирует эту борь-
бу, он поможет английскому народу по-
нять глубокое значение борьбы. за мир и
приведет к созданию движения в защиту
мира, достойного нашей страны.
	На повестке дня конгресса
	С предложением о повестке дня KOT
гресса выступил член Постоянного  коми-
тета Жан Лаффит. Делегаты конгресса
единогласно приняли следующую  пове-
стку JHA:

1. Доклад об общей деятельности миро-
вого движения сторонников мира со вре-
мени Первого Всемирного конгресса и 0
расширении движения перед лицом в0з-
растающей военной опасности. Доклалдчие
Ф. Жолио-Вюри.

2. Доклад о средствах развертывания
широкой деятельности, направленной на
запрещение военной пропаганды, объявле-
ние рне закона атомного оружия, вееоб-
	щее ограничение вооружений и установле-
ние контроля над осуществлением этих
мероприятий. Докладчик Пьетро Ненни.

3. Выборы нового состава Постоянного
комитета Всемирного конгресса сторонни-
вов мира.

Далее по предложению Лаффита кон-
гресс единогласно постановил создать сле-
дующие комиссии:

1. Политическую комиссию.

2. Комиссию по вопросам запрещения
атомного оружия, всеобщего сокращения
вооружений и контроля над этими меро-
приятиями.

3. Комиссию по вопросу запрещения во-
енной пропаганды. .

4. Rounccum по вопросу установления
нормальных экономических отношений
между странами.

5. Комиссию по вопросу установления
нормальных культурных отношений‘ меж-
ду странами.

6. Комиссию по определению понятия
агрессии.
	‘. Организационную комиссию.
	Продолжайте работу на благо
мира
	Английский делегат Монтегю огласил
послание делегатам конгресса от члена
английского парламента лейбориста С. 0.
Дэвиса. который пишет:

«Позвольте мне также от имени всех
мужчин и женщин моей страны, движи-
мых чувствами приличия и честности,
выразить глубокое негодование и возму-
пение мерами, принятыми некоторыми ли-
цами для саботажа ваших усплий по со-
зыву конгресса в Англии. Я получил
веское доказательство, что действия лиц,
саботировавших конгресс сторонников ми-
ра. уже сейчас обращаются против них.

Все большее число обеспокоенных лю-
лей в Англии начинает задавать вопросы
о том, почему Веемирный конгрессе сто-
ронников мира был по существу запре-
	щен, вопросы, которых не опубликует
английская печать и Ha которые, она
не даст ответа. И народ CaM находит
	ответы на эти вопросы. Ответы, которые
могут вдохновить вас, делегатов конгресса.

Хотя я являюсь лишь скромным рядо-
вым членом парламента, за последние 3,5
месяца я получил тысячи писем, петиций
‚и резолюций от отдельных лиц, больших
тгрунпп англичан, отдельных профсоюзов,
местных организаций лейбористской пар-
тии, от женских и других организаций с
призывами к миру и с выражением опа-
`сений перед катастрофой. которая угро-
жает Англии в случае третьей мировой
войны.
	Разрешите мне передать мов особенно
теплое пожелание и привет всем делега-
там, участвующим вместе с вами в работе
конгресса, которые прибыли из стран, где
свергнут вековой гнет, и тем делегатам.
	ВАРШАВА, 17 ноября. (TACC). © or-
ромным воодушевлением и вниманием
следит польский народ за ходом открыв-
шегося вчера Второго Веемирного конгрес-
са сторонников мира. Польские газеты
публикуют заявления выдающихся пюль-
ских деятелей науки, культуры и искус-
ства, в которых они выражают свою го-
товность решительно бороться за мир, про-
тив войны. Польские трудящиеся ознаме-
новали открытие конгресса новыми промз-
водственными ‘успехами. В одном только
Ватовицком воеводстве рабочие  организо-
вали 7.000 «вахт мира». взяв на <ебя
дополнительные производственные  0бяза-
тельства. С энтузиазмом откликнулись на
открытие конгресса и польские крестьяне.
Вчера в честь конгресса члены земледель-
ческого  производственного  кооператйва
деревни Фредрополь Перемышльского уез-
да постановили. назвать кооператив «Борь-
ба за мир».

Перед началом утреннего заседания кон-
гресез 17 ноября у «Лома польского сло-
вз» собрались тысячи представителей вар-
шавской мололежи. Громкими аплодиемев-
тами и возгласами ° «Мир!», «Да здрав-
ствует мир!», «Мы требуем мира!» они
приветствовали прибывающих делегатов.

В лень открытия конгресса в его радс-
‘те принимало участие 1.396 делегатов.
Cero K AAW присоединились еще деле-
	Остановившись на деятельности Hocto-
AHHOTO комитета и ег» органов, Яволио-
Кюри заявил, что перед опасностью Нового
мирового конфликта, которая  появилахь,
	как это ни парадоксально, буквально 9®-
рез несколько лет после окончания вой-
ны, особенно необходимо объединить силы
всего мира, епособные противостоять Ha-
двигающейся катастрофе.

Мы, сказал Жолио-ЁКюри, должны были
учесть приобретенный опыт, призвать 6
борьбе за мир всех мужчин и женщин,
которые не хотят повторения ужасов вой-
ны, и в первую очерель Tex, кто боролся,
тех, кто страдал.

Нам не. удалось еще окончательно унич-
тожить угрозу войны. но я думаю, 4710
не будет преувеличением сказать, что раз-
вернулось движение, имеющее огромное
значение, и что, если мы этого захетим,
и при достаточной проницательности, сме-
лости и настойчивости оно превратитея в
такое движение, которое искоренит из на-
шего сознания тревогу по поводу возмож-
ности новых массовых убийств. .

Далее Жолио-Кюри коснулся событий,
произошедших после Первого конгресса
сторонников мира. Действия, предусмот-
ренные Манифестом, принятым Первым
конгрессом, проводились повеюду, заявил
он, и мы видели, как объединяются все те,
RPO понимает серьезность военной опас-
ности, кто согласен основывать свои дей-
ствия на этих главных принципах, на-
правленных к предотвращению подобной
опасности. Этот Мапифест был и остается
свилетельством нашего искреннего жела-
	HHA мира, свидетельством того, что мы
лействуем исключительно в целях упроче-
ния мира, не стремясь каким-либо образом
превратиться в поборников того или дру-
гого политического и экономического ре-
жима.

Уже после конгресса была  провозгла-
tena Германская демократическая респуб-
лика, обрел свободу Китай и на всем зем-
ном. шаре 2 октября 1949 г. был  про-
велен Международный день борьбы 3a
мир. На сессии Постоянного комитета,  с9-
стоявшейся в Риме в конце октября
1949 г., комитет, избранный Первым Bee-
мирным конгрессом, полвел первые итоги
своей деятельности и констатировал, что
в данный момент он пользуетея поддерж-
кой общественного мнения, достаточной
для того, чтобы обратитьея & парламентам
H правительствам различных ©тран, ответ-
етвенным за их политику.

Были выработаны и опубликованы
«Предложения о поддержании мира», и
специальные делегации - передали их пар-
ламентам и правительствам многих стран.
Однако часть делегаций не была принята.
Некоторые из них были приняты, но пе-
реданные ими предложения были откло-
нены и, наконен, в других случаях эти
‘предложения были олобрены и приняты.

Это первое обращение было очень цея-
ным © точки зрения информации граждан.
всех стран. и оно одновременно лало ука-
зания, порой весьма ценные, э позиции
правительств: !

5 Олнако наряду © дальнейшим собира-
нием и организацией сил мира во всем

мире все более 000стрялась «холодная
война».
Коснувшись  «нескромных заявлений»
	06 изобретении водородной бомбы и распо-
ряжения президента США: Трумэна о про-
изволетве этого оружия, Жолио-Кюри ска-
зал:
Необходимо было действовать, нужно
было поставить яеный и срочный вопрос.
Такой вопрос существовал, и мы должны
признать, что он существует и сейчас.
Это вопрос 0б атомном оружии и других
видах оружия массового уничтожения
людей. 06 этом атомном оружии говоря-
л0еь в соглашении. принятом 27 декабря
	1945 г. в Москве. тремя министрами
иностранных дел Бевином, Бирнсом и
Молотовым.
	Сотлашение требовало от комиссии, ко-
торая должна была быть создана в Орга-
низации Объединенных Наций, сформули-
ровать особые предложения, направленные
на исключение из национальных воору-
жений атомного оружия и всех других
основных видов вооружения, пригодных
для массового уничтожения.

Одновременно с этим требованием сле-
дорало настаивать на применении необхо-
димых мер строгого международного кон-
троля, который позволил бы улэстоверить-
ея в соблюдении принятых обязательств.
Нужно было наконец, основываявь на
международной судебной практике,  уста-
новленной на заседаниях Международного
военного трибунала в Нюрнбаоге, рассмат-
ривать как преступника то’ правительство,
которое нарушило бы эти оглашения. Это
слелал комитет, опубликовав 19 марта
1950 г. Стокгольмекое` Воззвание. *

Этот призыв был услышан. 06 этом
свидетельствует то. что сотни миллионов
людей ‘подписали это Воззвзчие и что
завтра’ подпишутся, обязательно подпи-
шутся под ним еще миллионы“ людей.

На основе. простых и ясных предложе-
ний, сформулированных в Отоктольме,
возникло своеобразное всенародное обсуж-
дение вопроса о защите мира.

Yun были взволнованы. Многие посте-
пенно сознавали, что им угрожает опас-
ность и что можно своим активным воз-
действием удержать надвигающуюся онпас-
ность, & затем и вовсе ее уничтожить, и
национальные конгрессы стали объеди-
нять все большее число участников, лю-
дей. которые всего несколько месяцев
назад и не думали еще обсуждать ‘эти
вопросы.

На заседаниях национальных конгрес-
сов рассматривались и тщательно обеуж-
дались вопросы, поднятые в Праге. и ре-
шения, принятые по ним. Эти конгрессы
на своих заседаниях избрали своих пред-
ставителей для поездки на Второй Всее-
мирный конгресе сторонников мира.

Делегаты Второго Всемирного конгресса
сторонников мира представляют  значи-
тельно большее число мужчин и женщин.
самых различных религиозных верований,
убежлений и занятой, чем это было на
Первом конгреесе. Наше движение, очень
широкое уже в момент сроего возникно-
вения, за это время значительно  окрепло
и расширилось.

Мы. конечно, че ‘имеем единого мне-
НИЯ 00 веем вопросам, и наши. политиче-
	«Московская правда», Чистые пруды, 8.