_ 9 МАССОВОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ,
ЗА РОСТ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЗНЕНИИ!
	К новым успехам лыжников
	Совешание в
		Судьба т
	Вопрос: обсуждался недолю.

— Есть предложение исключить, —
сказал секретарь комитета Клинского хлоп-
чатобумажного комбината Теннадий Спи-
ров, когда присутствующие ознакомились
с «персональным делом» Глафиры Румян-
цевой. — Прошу голосовать...

Мнения членов комитета не разделились.
Да и могло ли быть иначе? Проступки
Румянцевой были каждому очевидны: она
забыла о своем комсомольском долге —
более года не платила членских взносов, пе-
рестала ходить на собрания, бросила заня-
тия в политкружке... И вот в протоколе
заседания бюро Клинского горкома, обсу-
дившего вопрос о Румянцевой, появилась
короткая формулировка: ‹«...исключена за
отрыв от комсомольской организации».

Как это случилось?

..Глафира и сейчас еще помнит ту па-
мятную беседу с комсоргом:  «Работница
ты не плохая, — заметил он как-то ей —
а в комсомол не вступаешь. Подумай...».
Она и сама об этом давно мечтала, да все
не решалась. И вот появилась  возмож-
ность. Ну что ж, решено, она будет ком-
сомолкой! Помнит девушка и первое ком-
сомольское собрание, когда она робко во-
шла в помещение и заняла место где-то в
заднем ряду. Никто тогда не заметил Гла-
фиры, а вокруг нее кипела шумная комсо-
мольская жизнь.

Потекли дни за днями, Девушка акку-
ратно выполняла все, что от нее требова-
ли. А требовали немногого: посещать ‘0
брания, платить взносы... Но разве только
06 этом она мечтала, когда решила стать
комсомолкой? Хотелось сделать что-то са-
мой, активно участвовать в жизни органи-
зации. Но почему никто не поговорит с
ней? Все заняты, у каждого свои дела, &
сама она не решилась. на такой шаг.
«Видно забыли 0бо мне», — решила Ру-
мянцева. Правда, когда однажды она слу-
чайно не явилась на собрание, ее вызвали
в комитет, поругали. На следующее собра-
ние не пошла умышленно: «Будут опять
ругать». Не пошла и в третий раз. В ко-
митете рукой махнули:  «Неисправимая,
что с ней сделаешь». И оставили в покое.

Так проходили месяц за месяцем. Bu-
вало, подруги собираются в клуб или на
занятия, а Глафира уберет свое рабочее
место и незаметно от подруг — домой, a
там — на танцы. Сходила раз, сходила
другой... Занятия в кружке, собрания, то-
варищи по работе, — все это скоро ото-
шло на задний план. «Здесь интересней», -——
решила она. Новые знакомые, веселье ув-
лекли молодую девушку. Все дальше и
дальше отдалялась она от своего коллек-
тива, комсомольцев. Что было с Глафирой
потом, — нам известно: она оказалась ис-
ключенной из комсомола.

Как-будто говорить больше не о чем.
Румянцева не оправдала выеского звания
члена ВЛАСМ и за это понесла суровое
наказание. И все же мы продолжим разго-
вор.

Только ли Румянцева в ответе за свою
судьбу? А комсомольская организация, ко-
митет, группа. товарищи? Все ли они сде-
лали, чтобы оставить ее в комеомоле, вер=
нуть в коллектив? Разве née У них на гла-
зах Румянцева постепенно отходила от ор-
ганизации, ‘попала в ‘разряд ‘‹пассивных»
и в конце конпов была исключена? Так.
почему. же молчали, почему отвернулись’
	от нее? Во-время не помочь товарищу, не.
	проявить 0 нем искреннюю; горячую: 3&00-
ту — это и значит быть равнодушным к
его судьбе. А не тем ли равнодушием веет
и от слов комсорга Екатерины Кузнецовой,
когда, перелистывая список цеховой орга-
низации, она заявляет: «Здесь все оста-
лись примерные, от «балласта» освободи-
ЛИСЬ».

«Балласт» — это не только Румянцева.
В одно время с ней стала комсомолкой и
Тамара Романычёва. Сначала все шло хо-
рошо. Не раз ее имя, как имя лучшей
	—_ 9 —-
‚Московский npon
	Вышел из печати и рассылается подпис-
чикам одиннадцатый номер журнала «Мо-
сковский пропагандист», орган МК и
МГК ВКП(б). Журнал открывается пере-
довой статьей «За победу сталинского
блока коммунистов и беспартийных», пос-
вященной выборам в местные Советы де-
путатов трудящихся.

Статья Я. Мирова «Непоколебимая воля
народов мира» знакомит читателя с ито-
гами работы Второго Всемирного конгрес-
са сторонников мира. Печатается консуль-
	оварицта
стахановки, упоминалось на комсомоль-
ских собраниях, на доске почета до сих
пор еще висит ее портрет. А потом девуш-
KY исключили за отрыв от организации.
Но как это случилось, —<юна и сама не зна-
ет: исключили заочно, в ее отсутетвие. А
что же товарищи, группа? Ночему Маша
Сизова, комсомолка. < которой она работа-`
ла рядом, на одном участке, не проявила
тревоги за ее судьбу?

— Ну что ж, — успокаивающе ска-
жут в комитете, — ведь случаи-то эти
редки. Организация воспитала немало хо-
роших работников-общественников, помог-
ла им учиться Это — Валентина  Смирно-
ва, Лиля Поскакухина, Валентина Фили-
порова и многие другие. Ведь именно благо-
даря помощи и заботе товарищей, комсо-
мольской организации Евгений Козлов и
Евгений Бухарин, пользовавшиеся ранее
дурной славой, вступили в Комсомол, ста-
ли хорошими активистами.

Человек человеку рознь. На пред-
приятии сотни юношей и девушек. [a-
кое разнообразие характеров! Одни легко
поддаются влиянию коллектива, товари-
щей, другие — трудней. Возможно; Румян-
цева и Романычева как. раз и оказались
последними, но значило ли это, что их
следовало оставить вне коллектива? Исклю-
чить — дело нетрудное, это путь наимень-
шего сопротивления. А вот перевоспитать,
убедить в неправоте, доказать опгибочноеть
взглядов — куда сложнее. Но разве это
не благодарный труд? С какой любовью и
признательностью скажет тебе потом това-
рищ спасибо.

Исключение комсомольца из организации,
в которой он воспитывалея, — серьезный
урок не только для него самого. Вместе в
тем это свидетельство слабости организа-
ции, не сумевшей воспитать товарища. И
если это случается, — значит, не все еще
сделано, значит, в работе организации есть
серьезные пробелы. Й во многом они 3a-
висят от комсомольского вожака.

Это, конечно, хорошо понимает и Ген-
надий Спиров. Секретарь комитета часто
бывает среди молодежи на производстве и
в общежитиях. Он побывает и на заседа-
нии цехового бюро или в группе, поинте-
ресуется, как обстоит дело с уплатой член-.
ских взносов, выступит с деловым докла-
дом. Мо почему он никогда не потолкует
с молодежью по душам о самых насущных,
жизненных делах? Почему он не находит
время на то, чтобы поговорить на досуге’
об учебе и отфыхе, 0б интересной прочи-
танной книге, о сомнениях и тревотах
юности, побеседовать об устройстве личной
жизни или вынести этот вопрос на обсуж-
дение комсомольского собрания? Так уж
заведено здесь: если проходит комсомоль-
ское собрание, — значит, решается хозяй-
ственный вопрос, значит, будут говорить о
производственной жизни, значит, будет су-
хой статистический отчет, за которым под-
час теряются живые люди — юноши и де-
вушки, все эти Глафиры и Тамары,
их личная жизнь, интересы,  харак-
теры. И не потому ли иногда они оказыва-
ются за бортом коллектива, выпадают из
под его влияния?

Велика и прекрасна воспитательная
роль коллектива в нашей  социалиетиче-
ской действительности. «В отдельности, —
писал молодежи Николай Островский, —
мы каждый можем ошибиться. Как бы та-
лантлив человек ни был, но коллектив
всегда умнее и мощнее». И еще: «Чувет-
вуй всегда родную почву крепко под но-
тами, живи с коллективом. помни, что он.
тебя воспитал. Тот день, когда ты отор-
вешься от коллектива, будет наналом кон-
ца».

И там, где существуют настоящая ком-
сомольская дружба, чувство коллективиз-
ма и спайки, там никогда не потеряется.
человек, а будет всегда на виду у това-
рищей, жить и работать вместе се коллек-
THBOM. я Ю ПАВЛОВ.

azanducm „№ 11
	тация Г. Гака «Базис и надстройка».

В помошь политическому самообразова-
нию опубликованы статьи А. Григоренко
«Идеологические основы большевистской
партии» (о работах В. И. Ленина «Что де-
лать?» и И. В. Сталина «Коротко о пар-
тийных разногласиях»), Б. Багликова «Ор-
ганизационные основы большевистской
партии» (о работах В. И. Ленина «Шаг
вперед, два шага назад» и И. В. Сталина
«Класс пролетариев и партия пролетари-
ев»).
	— Мы обязуемся подготовить одного лыж?
ника. 1-го разряда, 10—2-го разряда, 15 —
3-го разряда и пять юношеского разряда,
а также 10 инструкторов-общественников и
10 судей.

Полина Шмерко, перворазрядница;
член сборной команды Москвы:

— Коллектив юношеской спортивной шко-
лы ДСО «Сталинец», в которой я занимаюсь,
берет обязательство, как и в прошлом се-
зоне, завоевать первенство в соревнова-
ниях на приз газет «Пионерская правда»
й «Московский комсомолец», а также за-
нять первое место среди юношеских спор-
тивных школ г. Москвы.

С обязательствами выступали также
другие тренеры и юныё лыжники. Собрав-
шиеся обсудили и приняли обязательства
по дальнейшему повышению спортивного
мастерства юных лыжников ‘г. Москвы.
	Реитено:
	На днях в МГК ВЛКСМ состоялось со-
вещание трекеров и юных лыжников г. Мо-
сквы, посвяшенное вопросам подготовки и
проведения зимнего спортивного сезона
1950—1951 г. В работе совещания приняли
участие мастера и заслуженные мастера
спорта, представители юношеских спортив-
ных школ и коллективов физкультуры.

Ряд участников совещания выступил от
имени своих коллективов с конкретными
	обязательствами по проведению зимнего
сезона.
Светлана Птушкина, перворазряд-
	ница, участница сборной команды Москвы,
сказала:

— В лыжной секции при стадионе «Юных
пионеров» занимается в этом году 130 че-
ловек, в том числе 60 новичков. Предсе-
зонные тренировки начали мы в сентябре с
кроссов по пересеченной местности, а с
первым снегом вышли на лыжню.

Члены нашей секции обязуются: подго-
товить из новичков 40 спортсменов юноше-
ского разряда. Всем  спортсменам-разряд-
никам перейти в высший разряд.

Юрий Лукин, учащийся спортивной
школы «Юный спартаковец», рассказал о
том, что учащиеся школы дали слово: обу-
чить горно-лыжной технике всех новичков,
повысить результаты всех занимающихся в
школе до 1‘го разряда.

Н. Кузин, тренер лыжной секции за-
вода малолитражных автомобилей:
	‘Работники Дмитровского радиоузла
н радиовещания дополнительно радио-
фицировали к выборам около 200
жилых домов, все агитпункты

НА СНИМКЕ: старший техник радно-
узла Б. Сергеев (слева) и техник
А. Белов за установкой динамика на
агитпункте № 10.
	Фото С. СТИХИНА
(Фотохроника ТАСС).
	НА СНИМКЕ: в учебно-производст-
венных мастерских  Сталиногорского
ремесленного училища № 52 энергети-
ков. В сварочном цехе. Мастер произ-
водственного обучения комсомолец
Н. И. Лаврухин (слева) показывает
новые приемы электросварки отлични-
ку учебы Василию Платонову.

Фото В. ХУХЛАЕВА (ТАСС).
	Шо следам выступлений
«Московскозо комсомольиа»

УЛУЧШИТЬ показатели московских до-
стижений в зимнем спортивном сезоне;
	ПОДГОТОВИТЬ 25 лыжников 1-го раз-
ряда, 100—2-го разряда, 200—3-го разряда
и 3000—юношеского разряда;

ДОБИТЬСЯ, чтобы все молодые лыжни-
ки приняли участие во всесоюзных заоч-
ных соревнованиях;

УВЕЛИЧИТЬ количество занимающихся
в юношеских лыжных секциях в полтора ~
раза. Г

ИСТОРИЯ
ПОВТОРЯЕТСЯ
	([[исьмо в редакцию)
	Б октябре прошлого года в газете «Mo-
сковский комсомолец» была напечатана
статья тов. Ю. Капотова © плохой работе
комсомольской организации Рассудовского
сельского совета Нарофоминского района.
Бывший секретарь горкома ВЛЕСМ вызвал
тогда к себе тсв. Капотова, отругал его
за «неправильные» действия, за то, что
он без согласля горкома ВЛЕСМ стал
вритиковать работу комсомольской орга-
низации.
	В дело вмешался Московский комитет
комсомола. Ознакомившись с материалом,
МК ВЛКСМ наложил взыскание на работ-
ников горкома ВЛЕСМ за зажим критики.
Делегаты городской комсомольской конфе-
ренции также рэзко критиковали руково-
дителей горкома ВЛЁСМ за неправильное
отношение к критике со стороны рядозых
комсомольцев. Но эти уроки не пошли
впрок нарофоминским руководителям.

25 ноября 1950 года в ` передовой
етатье «Московского комсомольца» «По-
вседневно руководить политическим про-
свещением молодежи» указывалось, что в
колхозе «Новая жизнь»  Нарофоминского
районз до сих пор нет пропагандиста. а
секретари горкома ВЛЕСМ проявляют
полное безразличие к желанию молодежи
УЧИТЬСЯ.
	Казалось бы, что секретарь горкома
BIKCM, ответственный за отдел‘ пропаган-
лыпагитации, тов. Иилова немедля при-
хет меры для исправления недостатков в
политическом просвещении сельской моло-
жи, тем более, что в комсомольской ор-
танизации колхоза «Новзя жизнь» дейст-
вительно никакой работы не ведется.
Пропагандист назначен еще в прошлом
Тоду, а занятия в этом году до сих пор
не начинались. Колхозной комсомольской
организации требуется помощь со сторо-
ны горкома ВЛКСМ.

Но тов. Шилова этого не сделала. Уви-
_ дев в газете свою фамилию, она, не вы-
яснив, откуда редакция взяла сведения,
решила, что это опять дело рук тов. ЁВа-
потова. Вызвала его и отругала, пообещав
«заслушать» вопрос о нем на бюро горко-
из ВЛЕСМ и проверить, на каком основа-
нии он, комсомолец Капотов, посмел кри-
чиковать горком ВЛЕСМ.
	К. СИДОРОЧЕВ, М. ЧИНАРЕВ и
С. ГАГАРИН.

—&%
Вызываем ленитрадцев

комсомольских организаций
трудовых резервов
	менов 1-го разряда — 20 человек, 2-го
разряда — 180 человек, 3-го и юношес-
кого разрядов — 2970 человек, инструк-
торов-общественников, физоргов и судей
— 1630 человек.
	ОБОРУДОВАТЬ при всех ремеслен-
ных училищах и школах ФЗО простей-
шие катки и ледяные горки, иметь при
каждом училище и школе по .30—60 пар
лыж, по 15—20 пар коньков.

ИМЕТЬ при каждом учебном заведе-
нии спортивный зал или комнату для
занятий по гимнастике.

ПРОВЕСТИ до 1 февраля внутри-
училищные соревнования по зимним ви-
дам спорта и до 15 февраля област-
ные соревнования по лыжам и конькам.

Совещание решило ВЫЗВАТЬ НА
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВА-
НИЕ по организации массовой физкуль-
турной и спортивной работы работников
и учащихся учебных заведений трудовых
ен ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛА-

TH.

Обязательство работников и
учебных заведений
	На днях в г. Мытищи состоялось со-
вещание директоров, помощников дирек-
торов по культурно-воспитательной ра-
боте, секретарей комитетов ВЛКСМ, ин-
структоров и преподавателей физическо-
го воспитания учебных заведений тру-
довых резервов Московской области.

В целях успешного выполнения по-
становления ЦК ВКП(б) о развитии
физкультуры и спорта и решений ТУ
пленума ЦК ВЛКСМ совещание реши-

о:

ДОВЕСТИ число членов общества
«Трудовые резервы» до 85 процентов к
общему числу учащихся.

ОХВАТИТЬ систематическими заня-
тиямия в секциях: лыжной — 13 тыс. че-
	ловек, конькобежной — 4 тыс. человек,
гимнастической — 7 тыс. человек, бок-
са — 1 тыс. человек, акробатической—
	2 тыс. человек, шахматы и шашки —
7 тыс. человек. р

ПОДГОТОВИТЬ значкистов БГТО и
ГТО I ступени — 10.500 человек,
ГТО ИП ступени — 390’ человек, спортс-
	„ДЛЯ ЧЕГО ОНА
УЧИЛАСЬ?
	Статья, напечатанная под таким заголов-
ком в № 147 «Московского комсомольца»,
об учительнице Митьковской семилетней
школы Бронницкого района Лидии Карасе-
вой, окончившей Коломенский учительский
институт в 1946 году, обсуждалась на сту-
денческом собрании института. Студенты
выразили глубокое возмущение недостой-
ным советской учительницы поведением
Лидии Карасевой.

За время своего существования Коло-
менский учительский институт выпустил
почти две тысячи педагогов. Выпускники
нашего института работают в городах и се-
лах Московской . области, в Туркменской
ССР, в Дагестане и в других уголках на-
шей необ’ятной Родины. Мы имеем полное
основание гордиться директором той же
Митьковской семилетней школы Г. П. Му-
равьевым, о котором с большой теплотой
пишет автор статьи. Мы радуемся успехам
молодой учительницы-комсомолки Галины
Чистяковой, также отмеченной в этой ста-
тье, потому что и Муравьев, и Чистякова
— питомцы нашего института.

И тем более неприятно сознавать, что в

нашей семье оказался человек, не выпол-
нивший своего общественного долга, по-
грязший в тине мелочных, мещанских ин-
тересов. Нам, студентам Коломенского учи-
тельского института, больно говорить и
называть Карасеву своим товарищем.
5 И все же мы чувствуем свою ‘вину в
том, что она такова. Это свидетельствует
о том, что комсомольская и профсоюзная
организации института не сумели во-время
воспитать в таких людях, как Карасева,
чувство долга перед Родиной.

По поручению общего собрания студен-
тов Коломенского учительского института:
Р. ПРОХОРОВА, секретарь комитета

ВЛКСМ,
И. КУДИНОВ, председатель профкома,
Г. МАЛАШЕНКО, студент 1-го курса
исторического отделения, и другие.
ee
*

Как сообщил заведующий Бронницким
роно тов. Богданов, корреспонденция ‘«Для
чего она училась?» обсуждалась также на
заседании педагогического совета Митьков-
ской семилетней школы,

Все учителя подтвердили правильность
корреспонденции и отметили, что поведе-
ние тов. Карасевой не изменилось и после
выступления газеты. Тов. Карасева на за-
седании педсовета своих ошибок не при-
знала, вела себя грубо, вызывающе и го-
‘лословно отрицала факты, указанные в
статье.

В связи с этим Бронницкий роно в це-
лях обеспечения в школе нормальной об-
становки для учебно-воспитательной рабо-
ты с учащимися ставит перед облоно во-
прос об освобождении тов. Карасевой от
работы.
	мощными авиационными соединениями.
16 ноября началось второе наступление
гитлеровцев на Москву. Его целью было
выйти в тыл Западного фронта советских
войск, окружить таким образом Москву и
соединить это наступление с мощным уда-
ром; направленным на столицу се запада.
Генеральное наступление  фаптистеких
армий началось с трех сторон: по линиям
Волоколамек-—ЕКлин, Рязань-—Кашира, Мо-
жайск-—Нарофоминек-—Серпухов. Гитлеров-
цы захватили ценою жестоких потерь
Елин, Солнечногорск, Истру, Яхрому, пе-
реправились через канал Волга— Москва.
Ло столипы оставалось 30—35 километров.
	Руководитель обороны Москвы великий’
Сталин призвал весь советский народ на
защиту столицы.
	Неувядаемой славой покрыли себя в же-
стоких боях под Москвой солдаты и офи-
церы Советской Армии. Прямо в ходу
уральские и сибирские войска вступали в
ожесточенные сражения. Рядом с русскими
дрались за родную столицу украинцы 4#
казахи, белорусы и грузины — предста-
вители всех национальностей нашей Ро-
Дины. Фапистские части, прорвавитиеся в
pation Каширы, были уничтожены  кава-
леристами генерала Белова. Севернее Тулы
гитлеровцы были разгромлены войсками
генералов Захаркина и Болдина. В районе
	Рязани готовились к контрнаступлению
войска генерала Голикова.

Навеки сохранится в памяти нашего
народа бессмертный подвиг 28 repoes-
	панфиловцев. Б день. когда началось гит-
леровское наступление на Москву —
16 ноября, у раз’езда Дубосеково отваж-
ные патриоты вступили в неравный бой
с 50 фашистскими танками. «Велика Рос-
сия, а отетупать некуда. Позади Москва»,
—- сказал политрук Клочков. Четыре часа
продолжалось сражение героев е фашиет-
скими танками. Панфиловцы погибли, но
прегралили путь гитлеровцам к Москве.
Дерзкие рейды в тыл врага совершали в
это время казаки-кавалеристы генерала, До-
ватора.
	В эти дни под Москвой. родилась совет-
ская гвардия. № середине ноября 8 стрел-
		Я очень люблю  конько-   год занимающиеся конька-   вершали пробежки и даль-
бежный спорт. В прошлом   ми. Но большинство — это   ние кроссы по пересеченной
году мне удалось получить   те, кто нынешней зимой   местности. Сейчас уже на-
2-й разряд по конькам. А   впервые встает на лед.   чаты тренировки на льду.
	[]оэтому секцию мы разде-
	лили на две
бое внимание
но группе вн
числа уже
	группы. Осо-
будет уделе-
ВиЧКов. Из
‘меюптих ка-.
	но группе новичков. из
числа. уже. умеющих ка-
таться на коньках в тече-
ние зимы мы подготовим
	общественников. сообща
мы наметили дни трениро-
вок и разработали план ра-
	обычно начи-
	боты секции.
Занятия мы
	в нынешнюю зиму комитет
комсомола нашей фабрики
поручил мне как инструк-
тору-общественнику вести
занятия конькобежной сек-
	ЦИИ,

Комитет ВЛКСМ и совет
физкультуры помогли мне
заблаговременно провести
собрание членов KOHbKO-
бежной секции. На первых
порах в нее записалось 30
человек. Среди них есть
юноши и девушки, не один
	В нынешнюю зиму я обя-
зуюсь обучить 15 новичков,
с тем чтобы они в феврале.
могли выступить в фабриз-
ных конькобежных соревно-
ваниях. Кроме того, я под-
готовлю 5 спортсменов 3-го
разряда.
	Е. МАРТЬЯНОВ,
инструктор - обществен-
ник фабрики «Красный

Октябрь».
	нали < разминки, затем со0-
	eo
		можных. Мастер спорта ИЛ. Байнштеин
(Тбилиси) в стрельбе из пистолета на ди-
станцию 25 м установил новый рекорд. За
36 секунд он выбил 53 мишени из 54 воз-
можных.

ЖЖ Более 800 спортсменов участвовало В
розыгрыше первенства столицы по спор-
тивной и художественной гимнастике и
акробатике. В соревнованиях по спортив-
ной гимнастике первое место в первой
группе занял коллектив «Динамо». Чемпи-
онами столицы стали С. Подуздова и Е.
Корольков. Командное первенство по худо-
жественной гимнастике завоевали спортс-
менки ЦДКА. Лучших результатов доби-
лась Л. Рыбакова («Трудовые резервы»).
	% B Москве происходит матч-турнир
сильнейших шахматисток страны — Руден-
ко, Беловой, Быковой и Рубцовой. После
девяти туров впереди Белова, имеющая 7
очков.

\ 48 сильнейших мужских и женских
команд оспаривали в Ленинграде почетное
звание чемпионов СССР по волейболу.
Победили прошлогодние чемпионы: волей-
болистки общества «Локомотив» (Москва)
ч волейболисты ИДКА.

к Закончился всесоюзный матч стрел-
ков общества «Динамо». ‹ В дуэльной
стрельбе на 300 м большого успеха добил-
ся москвич мастер спорта В. Демин, пора-
зивший за 65.3 сек, 10 мишеней из 10 воз-
		четвертая танковые армии пПротивнива.
Отетупая, гитлеровцы создавали на вре-
менно оккупированной ими советской Tep-
ритории «зону пустынь и голода», сжи-
тали и уничтожали города и села Подмо-
сковья. № 25 декабря, успешно развивая
контрнаступление, наши войска с боями
прошли 160 километров на запад, овла-
дели Алексином, Таруссой, Плавекюом и
другими населенными пунктами, а 30 де-
кабря освободили Калугу. Наступление
гитлеровских войск было окончательно.
сорвано, а опасность, нависшая над Моск-
вой, полностью ликвидирована. В период
нашего зимнего контрнаступления совет-
ские войска прошли местами более 400
километров, полностью освободили от фа-
шистов Московскую и Тульскую области,
десятки населенных пунктов других обла-
стей, уничтожили и захватили в плен
сотни тысяч солдат и офицеров против-
ника, захватили тысячи пулеметов, танков,
автомашин врага. В ходе этих боев было
разгромлено 27 пехотных, танковых и
моторизованных дивизий противника. Был
окончательно развеян миф о «непобедимо-
сти» фашистской армии.  Гитлеровекие-
войска понесли первое крупное пораже-
ние.
	Разгром немцев под Москвой явился тор-
жеством гениальной сталинской стратегии.
Великий полководец разработал и приме-
нил наиболее совершенные методы взаимо-
действия больших группировок танков,
артиллерии, пехоты, авиации, обосновал
новый вид эффективных боевых действий
— контрнаступление, Е
	Историческое сражение под Москвой на-
всегда войдет в историю Великой Отечест-
венной войны как одна из наиболее слав-
ных и поучительных ее страниц.
		ковых дивизий, одна мотострелковая ди-
визия и одна танковая бригада были удо-
стоены высокого звания Гвардейских. Вак
указывал в приказе 7 ноября 1942 года
теварищ Сталин, «Героические защитники
Москвы и Тулы, Одессы и Севастополя,
Ленинграда и Сталинграда показали образ-
цы беэзаветной храбрости, железной дис-.
циплины, стойкости и умения побеждать.
По этим героям равняется вся наша Врас-
ная Армия».

В этих боях отличились молодые бойцы-
комсомольцы. Вместе с коммунистами они
всегда были впереди. ‹...Геройство, прояв-
ляемое комсомольцами в боях, — указы-
вал М. И. Калинин, — носит масеовый
характер. Вряд ли можно найти боевую
часть, где бы не было зафиксировано про-
явление мужества и доблести комсомоль-
цев». Большую помощь нашим войскам,
оборонявшим столицу, оказали доблестные
партизаны, среди которых также немало
было молодых рабочих, колхозников, уча-
щихся. Героические подвиги Зои Космо-
демьянской и многих других отважных.
	партизан и партизанок будут всегда
жить в сердцах нашего народа.

К началу декабря под Москвой были
	сосредоточены большие резервы советских
войск. Разгадав тактику фашистского ко-
мандования, Верховное Главнокомандование
Советской Армии решило перейти в мощ-
нее контрнаступление. 6 декабря большие
соединения наших войск начали мощное
контрнаступление на северную и южную
группировки врага. Это контрнаступление
было поддержано активными боевыми дей-
етвиями наших войск на Ростовском, Тих-
винском и Еленком направлениях. Олдно-
	временно перешли в контрнаступление
войска  Калининекого и Ююм-Западного
фронтов.
	Контрнаступление наших армий разви-
Baloch в огромной силой. Гитлеровцам бы-
ли нанесены мощные удары в районе Кли-
на, Солнечногорска и Истры, где были
расположены главные силы северной
ударной группировки врага. Наши войска
овладели Рогачевом, Клином, Калинином.
В результате десятидневных боев (с 6 по
16 декабря) были разгромлены третья в
	Историческая битва под Москвой
	тета Обороны, подписанное товарищем
Сталиным. В нем говорилось: «Государет-
венный Комитет Обороны призывает всех
трудящихся столицы соблюдать порядок и
спокойствие и оказывать Красной Армии,
обороняющей Москву, всяческое содейст-
вие». Трудящиеся Москвы, весь советский
народ с огромной радостью узнали, что
защитой столицы неносредственно руково-
дит гениальный полководец товарищ
Сталин. В городе были созданы отряды на-
родного ополчения. Все трудящиеся Моск-
вы грудью встали на защиту нашей доро-
гой и любимой столицы. Большую помощь
в эти тяжелые для нашей Родины дни
оказали молодые рабочие, студенты, уча-
щиеся, комсомольцы Москвы. Свыше’ чет-
верти. миллиона комсомольцев столицы
ушли добровольцами на Фронт, а более
33 тысяч вступили в партизанские отря-
	ды. «Вее для фронта, Bee для mobe-
ды», —= этот лозунг стал решающим. в
ЭТИ HH.
	7 ноября 1941 года, когда по плану
Гитлера должен был быть проведен смотр
фапгистских войск в Москве, на Ерасной
площади состоялся парад частей Совет-
ской Армии. На трибуну мавзолея поднял-
ся товарищ Сталин. «Наши людские резер-
вы  неисчернаемы, — сказал великий
вождь. — Дух великого Ленина и его
побелоносное знамя влохновляют нае те-
	перь на Отечественную войну Так же,
как 23 года назад.

Разве можно сомневаться в TOM, что
	мы можем и должны победить немецких
захРатчиков?».
	Прямо е Красной площади войска шли
на фронт защищать родную столицу. Они
твердо знали: победа будет за нами!
	Взбешенный Гитлер решил «любой це-
ной в короткий срок разделаться с Моск-
вой». На подступах к столице были с0-
средоточены три танковые группы и три
полевые армии, включавшие 300 тысяч
солдат и офицеров врага, прикрывавшиеся
	Историческая битва под Москвой, в pe-
зультате которой было нанесено первое
крупное поражение гитлеровским войскам,
явилась одним из самых замечательных’
событий Великой Отечественной . войны.
Мощное контрнаступление частей Совет-
ской Армии, начавшееся 6 декабря 1941
да, закончилось жестоким разгромом
крупных соединений врага. Это великое
сражение, равное которому — мало
можно найти в истории BOHH,  ABHAOCh
торжеством гениальной сталинской стра-
тегии, Сбылись пророческие слова нашего
BORIS, что <..гитлеровская фашистская
ария так же может быть разбита и будет
разбита, как были разбиты армии Нано-
леона и Вильгельма».

жж
aoe

Тяжелая обстановка сложилась под
Москвой в месяцы, предшествовавшие
невиданному контрнаступлению - советских
войск. Подмосковный плацдарм занимал
территорию в 120 тысяч квадратных ки-
лометров. Гитлеровцы, Ннадеявшиеся Ha
«блицкриг», хвастались, что через шесть
недель после начала войны они захватят
Москву.

В это тяжелое для нашего народа время
во главе наших вооруженных сил стал
великий вождь и Учитель товарищ Сталин.
Он наметил ясные стратегические пути
для отражения наступления фашистских
дивизий. ,

В эти месяцы были созданы необходи-
ные условия для мощного удара по фз-
шистским войскам. нанесенного в декаоре
1941 гола. За 4 месяца боевых действий
титлеровцы потеряли 4,5 миллиона солдат
и офицеров. Но. верные своей авантюр-
ной стратегии. гитлеровцы продолжали
вести наступление, пользуясь излюбленной
тактикой «танковых клиньев».

Захвату Москвы гитлеровское командо-
вание придавало особенно большое значе-
ние. По расчетам фашистской ставки, это
должно было внести полную дезорганиза-
	пию в советскую оборону и привести Е
	немедленному окончанию войны. — Ёроме
того, взятие Москвы повлекло бы за собой
включение в войну  империалистической
Японии.

Но бредовые расчеты гитлеровских вояк,
потерпели полную неудачу.

Осенью 1941 года фашистские войска
уже не наступали по всему фронту, как в
первые недели войны. Их наступление раз-
вивалось теперь лишь По отдельным
основным направлениям — Ленинградско-
Тихвинскому, Ростовскому и Московскому.
2 октября гитлеровцы перешли в наступ-
ление на подступах к столице, стремясь
молниеносным ударом захватить Москву.
Ina этого здесь было сосредоточено около
половины всех пехотных дивизий врага,
84 процента танковых, 66 процентов
моторизованных и свыше 50 процентов
авиации, действовавших на  советеко-гер-
манском фронте. Центральная ударная
группа фашистских войск состояла из
35 дивизий, составлявших 3 полевые ий
3 танковые армии. Перед этими войсками
была поставлена задача — окружить
Москву, уничтожить оборонявшие ее вой-
ска и взять столицу.

Главная группировка фашистских войск
ценою огромных потерь прорвала нашу
оборону на Юхновском и Сычевском на-
правлениях, пытаясь окружить наши вой-
ска, расположенные в районе Вязьмы И
Гжатска. Но это не удалось. Уничтожив
более лвух Третей живой силы врага, ча-
сти Советской Армии прочно заняли ли-
нию обороны под Можайском. Гитлеровцы,
наступавшие на Тулу, были остановлены
нашими войсками и отрядами народного
ополчения. Первое наступление фашист-
ских войск на Москву провалилось.

Но гитлеровцы не оставляли своих
авантюристических планов. Они  готови-
лись К новому удару по Нашей столице.

Москва превратилась в единый  воен-
ный лагерь. 19 октября было опубликова-
но постановление Государственного Воми-
			7 декабря 1950 г.