ному выражению Бориса Гаврилова, он
«видит кирпич насквозь». Высотное 3д8-
ние МГУ — его 13-я стройка. Свой бота-
тый многолетний опыт Ёариов охотно пе-
редает молодым каменшикам.
	«Пятерка» Прохора Карпова прослави-
лась на стройке после того, как овладела.
Методом знатного” каменщика Василия Ко-
	ролева, лауреата Сталинской премии:
Лавно ли считали. что на сложной кир-
	пичной кладке каменщик больше 4 кубо-
метров за. день не ласт. Но вот в июне!
	этаго года на строительство М1 приехал
Королев. Он демонстрировал. свой Метод
кладки на одном из участков в, присутет-
вии рабочих, бригадиров, прорабов, ‘ин-
женеров. Его «пятерка». в Которой было
	Угловая линия, в которой сходятся две
кирпичные стены здания, стремительно
овжит вверх — прямая, строгая’ — и
оорывБается‹ на большой высоте.

Выше поднимаются черные перекры-
тия железного каркаса, скелета  буду-
щих этажей Московского государетвенно-
го университета. Нах ними — “ясное, гэ-
лубое небо... р

А внизу, на земле, медленно движется
по рельсам мощный кран, подающий на-
верх кирпич, раствор, железные балки.
Вверху на стене видны три человеческие
фигурки. Они осторожно принимают кон-
тейнеры с кирпичом и раствором.

— Видите человека с краю, на углу
стены? — говорит Володя Тачков, секре-
тарь комсомольской организации произ-
водственного участка УНР-2. — Это Про-
хор Карпов, наш. знатный — каменщик.
Здесь работает его комсомольско-мололеж-
ная «пятерка».

Рядом— доска показателей работы. Про-
	тив фамилии П. ЁВарпова цифра — 231
процент. Это — результат работы  «пя-
терки» за прошлый день — олин из лней
	социалистического соревнования в Честь
предстоящих выборов.

«Пятерка» Прохора Карпова работает
сейчас между десятым и одинналцатым
этажами.
	Вомсомольцы Борис Гаврилов и Николай
Бормотько владут колонны наружной сте-
ны. И тот и другой учились в семилет-
ке, затем закончили школу ФЗО и стали
работать каменшиками на стройках.

Борис Гаврилов работал с Карповым на
заводе, выпускающем готовые строитель-
ные конструкции. Они вместе пришли на
строительство МГУ. И когда Карпову
предложили возглавить бригаду каменщи-
ков, он взял в свою «пятерку» и Бориса.

У Карпова Борие училея и искусству
строить. Он поставил перед собой цель —
работать Так же качественно и быстро.
как Прохор Петрович. Бригадир помогал
молодому каменщику овладеть в совершен-
стве специальностью, обучал его своему
мастерству. И сейчас нелегко решить, чья
кладка лучше, —— учителя или ученика.

Норма каменщика — 1,5 кубометра
кладки в день. Еще только 12 часов, а
Борис. уже уложил 2,5 кубометра, закон-
чил одну колонну и перешел к другой.
Значит, сегодня он может выполнить нор-
му не меньше чем на 300 процентов.

Не отстает от Бориса и Николай Bop-
мотько. Он также учился у Карпова и
так же, как Борис, трудится за троих.

Друзья работают одинаково ловко. В
их работе ощущается тот ритм, который
бывает у людей, видящих не только то,
что сделано уже сейчас, но и то, что
возникнет после многих дней упорного
труда. ,

... Комсомолка Взлентина Сачкова и ее
напзрница Анастасия Левошина ведут
кладку внутренней стены.

На большой. высоте очень ветрено. Лн-
ца девушек почти до глаз закрыты плат-
ками. Работают молча, сосредоточенно.
Сегодня, как всегда, надо выполнить но}-
му не меньше чем на 250 процентов,
нельзя отставать от ребят — Бориса п
Наколая. Девушки тоже в «пятерке» Кар-
пова. ,

Сам звеньевой Прохор Петрович’ ‘рабо-
тае? камениеиком более 16 лет. Цо образ-
		Глава из романа «Наследство»
	— Ну, не политический, а воспитатель?
НЫЙ, ‘что Ли...

Директор не стал хитрить.

— Ты прав. Но не всякнй удостаивает+
ся чести быть оселком, на котором оттачи-
вают сталь. Будь здоров, мой друг. Желаю .
тебе настоящих успехов.
	_ Ho sce ato было только вступлением. Для
юноши этот день начался с двенадцати.
часов, когда Андрюше разрешили отпра-
виться в отделение милиции за получени-
eM паспорта. .
Дежурный милиционер громко сказал:
— Гражданин Чиграшов Андрей Серге-
евич, к начальнику паспортного отдела.
	Ожидающие получения или обмена пас-
портов, возврашения домовых книг TOs
смотрели на поднявшегося со скамьи Ан-
дрюшу. Так звучно произнесенные имя,
отчество и фамилия должны были принад-
лежать, по крайней мере, человеку с. усза*
ми.
	Андрей умел носить форму. Пи пылин*-
ки, ни складочки. Открыв широко серые
материнские глаза, не смотря ни на кого,
он с большим достоинством, но б$з тени
вызывающего самодовольства, прошел 8
открытую дежурным милиционером дверь
и услышал:

— Прошу садиться! ;

Капитан милиции попросил принести
книгу и паспорт. Затем предложил Чиг-
рашову расписаться на паспорте и в кни-
ге получения паспорта.

Это был новенький, пятигодичный пас-
порт в темнозеленоватой коленкоровой об-
ложке, на его первой  нежно-радужной
странице значились фамилия, имя, отчест-
во, год рождения... Они были написаны
особыми черными, похожими на тушь, чер-
нилами. Фотография, сданная вчера вме-
сте со справками, была тщательно при-
клеена и припечатана тоже особой, рель-
ефной печатью.

Капитан милиции, внимательно перечитав
еше ‘раз подписанный им паспорт, поднял-
ся с места. Андрей тоже поднялся.

— Гражданин Чиграшов, вам сегодня
вручается паспорт гражданина Союза Cos
ветских Социалистических ‘Республик. Но
сите его с честью.

Всю дорогу он нес паспорт в руках. Он
не знал, куда его положить. Комсомоль-
ский билет он носил во внутреннем, поз
тайном, пришитом им самим, кармане гим+
настерки. Отстегивать ворот и лезть за па-
зуху было неудобно, да и карман был
сшит им точно по размеру комсомольского
билета, а формат паспорта был куда боль-
ше. Сунуть паспорт в карман шинели он
просто боялся. А вдруг потеряется. Кроме
того, паспорт в руках сразу бросался в
глаза, а ведь на обратном пути мог ‘встре-
титься кто-нибудь из знакомых.

Мальчик Андрюша все еше не оставлял
Андрея Чиграшова, становящегося юно-
шей. Этот мальчишка Андрюша заставлял
ноги гражданина Андрея Чиграшова 6e-
жать вприпрыжку, улыбаться так, чтс
всё встречные невольно догадывались, что
у него сегодня день рождения. Этот же
мальчишка заставил остановиться гражда-
нина Чиграшова у зеркальной вывески
парикмахерской и посмотреть в зеркало и
понтупать рукой, не начали ли у него в
день шестнадцатилетия пробиваться усы.
Впрочем, еше нзизвестно, кто остановился. -
возле зеркальной вывески,—мальчишка ли _
Андрюша или TOT, другой, которым он,›
Чиграшов, становится, получив паспорт. ^

Как медлительны, как неторопливы усы.

Паспорт уже на руках... Вот он... А они
даже не. думали появляться...
	Когда-же Андрей увидел в окне парик-
махерской плакат, призывающий молодых
избирателей отдать свои голоса лучшим
гражданам города — кандидатам в депу-
таты местных Советов депутатов трудя-
щихся, он обиделся не только на усы, но
и на то, что ему нехватает тех двух лет,
которые сейчас так необходимы и нужны.
Исполнилось бы ему восемнадцать, тогда
бы этот плакат был обращен и к нему...

Как трудно быть гражданином, еще не
получившим счастливого права голосовать.
	——_ty--_——
ОБСУЖДАЮТ НОВОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
	Читательская конференция, посвященная
повести молодого писателя Ю. Трифонова
«Студенты», состоялась в Московской 2го-
родской юношеской библиотеке.
	Конференция вызвала большой интерес
среди студенческой молодежи. В ней прим
няло участие около двухсот человек.
	Выступившие студенты Леонтьев, Фиш»
кин, Вчерашний, Варламов и другие отме+
тили положительные стороны нового про-
изведения молодого автора и указали на
отдельные: недочеты его.
	Ю. Трифонов сердечно поблагодарил
участников конференции за критику, pace
сказал о своих дальнейших творческих
	а С. РАДИЕВА.
		Фотсэтюл. В зимний морозный день в
	Подмосковье, .
@oro H. BOPCHKODBA:
	ГУУ 9777777777777 7777179977797777797717%
	«МОСКОЗСКЯЙ КОМСОМОЛЕЦ».
14 декабря 1950 г. 8 CTP,
	Чиграшовы не верили аккуратности те-
	леграфа и послали поздравительную теле-
	грамму загодя. За три дня.
Андрею исполнилось шестнаднать лет.
	Но еше за три дня об этом уже знали в
	дирекции ‘училища.  1!еннадий Иванович,
встретив воспитательницу, сказал ей:

— Вы, того, Анна Сергеевна, как-нибудь
отметьте эту дату. Парень заметный, сто-
ящий.

Анна Сергеевна, явившись в андрюшину
комнату, нарочно при всех громко сказала
ему: ; .

— Тебе шестнадцать` исполняется. Я
вчера случайно наткнулась на твою анке-
ту. Нужно позаботиться о справках, фото-
	Подем помешал Андрею дочитать газе-
ту, которую он. очевидно, через несколько
дней может взять и сохранить на память.
Он побежал вместе со всеми.
	На зарядке, в столовой, всюду поздрав-
ляли Андрея с шестнадцатилетием. Андрею
показалось, что день рождения в учили-
ше начинается гораздо лучше, нежели
лома.
	Перед уходом на занятия Чиграшова
вызвали в кабинет директора. ;

`— Тебе телеграмма, Андрей Сергеич
Чиграшов. Прочти и, ебли не секрет, ска-
жи, не случилось ли чего дома.

— Мне исполнилось шестнадцать лет, и
меня поздравляют родные, товарищ дирек-
тор училища.

— Я так и думал.

— Разрешите итти?
	— А ты не можешь разрешить и мне
пездравить тебя...
	Андрюша опустил руки по швам, вы-
прямил тулевише и приготовился  слу-
шать. Геннадий Иванович тоже выпрямил-
ся и опустил руки:
	— ученик первого года обучения Чиг-
рашов, — начал он суховато, официально,
хотя за всем этим стояло теплое, доброе,—
поздравляю тебя, ‘успевающего. ученика,
хорошего общественника, требовательного
		только два высококвалифицированных К4-.
менщика, уложила за смену 22 кубомет=.

ра кирпича! Прохор Петрович вниматель-

но наблюдал за работой Королева. Он 0-.
He.

Королева

ee

«Выработка

думал тогда:

ему:

3] карточках и покончить с твсим беспаспорт-
	‚АХ. AU DD VAC ULAR UU DIU т. ‚  ным существованием. Я думаю, что. ты бу-
В это время «пятерки» братьев 06х07 ое. ола, macnonr в ан TRCQeTA NOM.
	дешь получать паспорт в день твоего рож-
дения. Это будет выглядеть тогда подар-
ком от государства.
	Андрей стоял, то бледнея, то краснея,
сердце его билось так сладко, было так
приятно. Через три дня у него будет
свой паспорт.

Дня рождения Чиграшова ждали не
только он, но и его товариши по комна-
те, его учебная группа и группа электро-
плавильщиков.

Справлять дни рождения своих товари-
шей по комнате быдо давней традицией
	  училища, внедренной Геннадием Иванови-
	чем. Чем заметней ученик, тем шире от-
мечалось его рождение.
	‚Все необходимые справки Андрюша сдал
в милицию. Капитан милиции мог бы вы-
дать ему в тот-же день паспорт, но он
сказал:

— Граждания Чиграшов, приходите зав-
	тра, завтрашним днем и пометим ваш
первый паспорт.

Андрюша проснулся до под’ема. Сол-
	нышко первым поздравило его с полным
шестнадцатилетием. Низкое, но яркое, яр-
кое вдвойне от слепящё-белосинего снега,
отражаясь в мириадах призм снежинок,
оно приветствовало героя дня и желало
ему успехов. Решительный, серьезный н
даже чуть суровый Андрей не сумел ли-
шиться некоторой сентиментальной сказоч-
ности, навеянной бабушкой Поликарпихой
да, впрочем, и дедом.

— Спасибо тебе, — сказал тихо Андрю-
ша солнцу и улыбнулся ему. — Буду ра-
сти сильным, здоровым, — обещал он сол-
нышку, будто оно, именно в этих словах,
выражало свое поздравление.
	Не вставая с кровати, он оглядел спя-
щих товарищей по комнате. Потом принял-
ся разглядывать стены. Тут он заметил ли-
сток, которого не было раньше. Это была
маленькая. стенгазета, которая называлась
«Шестнадцать». Ниже заголовка было на-
писано: «Однодневная газета одиннадцатой
ученической группы седьмого РУ».

Андрей в трусиках, не надевая тапочек,
побежал по ковровой дорожке и принялся
читать газету.

В передовице, озаглавленной тоже «Ше-
стнадцать», говорилось о возрасте мололо-
го человека, вступающего в зрелость.
Далыше шли веселые заметки ‘и шутливо
напышенные стихи.

Я рад с тобой соревноваться,
Быть на тебя похожим всём.
Коль ты таким, Андрюшка, стал
в шестнаднать...
	Каким же ты, Андрей Сергеич, будешь
в двадцать семь...
Андрюша прыснул от удовольствия и
нринялся читать дальше,
	В праилом году мне по-
ручили вести в нашей шко-
ле 8-й класс. Класс был
большой, и учились в нем
девочки, пришедшие из раз-
ных школ города. Работать
было трудно: коллектив не-
	ра и Василия Варновых возводили учаеток
зоны «Й» — крыло корлуса ‘стуленческо-.
го общежития. В сопиалистическом сорев-.
нованги махжту твума спятерками»