Горячий комсомольский привет и поздра-
	вления лауреатам Сталинских премий-—
	выдающимся деятелям передовой советской
		наука а техники.

Орган Центрального и Московского Комитетов ВЛКСМ”
		  ЦЕНА 20 КОП:
	уббота, 4 марта 1950 г.
	В СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР

присуждении Сталинских
	за выдающиеся работы в области науки
и изобретательства за 1949 год

Совет Министров Союза
	ССР постановил присудить
	изобретения и коренные усовершенствования методов производ-
	ственной работы за 1949 год:
	№ новому расцвету науки
м техники стрены социализме
	Н ЕЗАБЫВАЕМЫЕ дни пережи-
вает наша Родина, дни нового
политического и трудового подъема.
Многомиллионный советский народ с
энтузиазмом готовится к выборам де-
путатов в Верховный Совет СССР.
12 марта советские люди с величай-
шей готовностью отдадут свои голоса
за кандидатов ‘сталинского блока
коммунистов и беспартийных. Весь
народ будет голосовать за новый рас-
цвет нашей прекрасной Родины, за
партию большевиков; за Сталина, за
коммунизм.

К дню выборов страна Советов
приходит с громаднейшими достиже-
ниями во всех областях народного
хозяйства, науки, техники, культуры.
Великий Ленин говорил: «Раньше
весь человеческий ум, весь его гекий
творил только для того, чтобы дать
одним все блага техники и культуры,
а других лишить. самого необходимо-
го—просвешения и развития. Теперь
же все чудеса техники, все завоева-
ния культуры станут общенародным
достоянием и отныне никогда чело-
веческий Ум и гений не будут обра-
щены в средства насилия, в средства
эксплуатации». Гениальное предви-
дение Ленина сбылось полностью.
Используя все достижения науки,
техники, культуры, советский народ
преобразил всю нашу землю, всю
нашу жизнь. В советской стране все
подчинено благу человека, росту его
матёриального благосостояния, раз-
витию его творческих сил.

Иначе обстоит дело в капитали-
стических странах. Там трудятся
одни, а результатами труда поль-
зуются другие Там достижения
науки, техники, ` завоевания культу-
ры все еще являются средствами на-
силия и угнетения, средствами экс-
плуатации человека. Все достижения
науки и техники в странах капитала
поставлены на службу подготовки
новой войны. ^

Наша культура, наша наука слу-
жат народу. Развиваясь на гранит-
ной основе марксистско-ленинской
теории, советская наука подчиняет
человеку стихийные силы природы,
способствует невиданному расивету
производительных сил страны социа-
лизма, созданию изобилия  мате-
риальной и духовной культуры.

Осуществляя исторические указа-
ния товарища Сталина — догнать и
превзойти в ближайшее время дости-
жения науки за пределами нащей
страны, советские ученые совершают
все новые и новые замечательные
открытия, развивают отечественную
науку, быстро двигают ее вперед.
Для этого в Советском Союзе созда-
ны широчайшие возможности, благо-
приятнейшие условия. Выстроены
тысячи научно-исследовательских ин-
ститутов, лабораторий, эксперимен-
тальных мастерских, испытательных
станций. Государство ежегодно OT-
пускает огромные средства на подго-
товку научных кадров, на научно-
исследовательскую работу.

Люди науки и техники, изобрета-
тели, новаторы производства окруже-
ны у нас всеобщим вниманнем и за-
ботой. Партия и правительство высо-
ко ценят заслуги деятелей науки и
техники, заслуги новаторов произ-
водства. Народ окружает их уваже-
нием и почетом, оказывает свое вы-
сочайшее доверие, называя многих
	из них кандидатами в депутаты Бер-
ховного Совета СССР.

Сегодня в «Комсомольской правде»
публикуется Постановление Совета
Министров СССР «О присуждении
(Сталинских премий за выдающиеся
работы в области науки и изобрета-
тельства за 1949 год». Это новое
подтверждение неустанной заботы
партии и правительства о наших дея-
телях науки и техники. Вместе с тем
это яркое свидетельство новых
крупных успехов ‘В деле ‘развития
науки, в области дальнейшего техни-
ческого прогресса нашей Родины.
Простой перечень работ, удостоенных
Сталинских премий, показывает, ‘ка-
кой значительный вклад сделан в
1949 году во все отрасли знания,
каких больших достижений доби-
лись мы, внедряя новую технику в
производство.

Сталинские премии присуждены
за открытие и изучение нового типа
звездных систем и за работы по тео-
рии «светящегося» электрона; за ра-
боты по кристаллизации жидкостей
и за теоретические исследования в
органической химии; за научные ис-
следования в области строения физи-
ко-механических свойств древесины и
за научно-клинические исследования
по оперативному лечению туберкуле-
за легких о.

Сталинских премий удостоена
большая группа ученых, инженеров,
техников, новаторов производства за
	выдающиеся изобретения и коренные
	 усовершенствования методов произЗ-
водства, за дальнейшую механиза-
цию труда, за дальнейшее развитие
‘социалистического соревнования.

’ По достоинству оценен самоотвер-
женный труд молодежи. Наряду с
маститыми учеными, широко извест-
ными всей стране, мы видим име-
на молодых научных работников,
инженеров, техников, новаторов про-
изводства. Высокого звания лаурез-
‘тов Сталинских премий удостоены
‘молодые ткачихи Мария Рожнева
‘и Лилия Кононенко, разработавшие
рациональные методы труда и произ-
водства в легкой промышленности,
которые‘ обеспечили улучшение каче-
‘ства продукции и экономию сырья и
‘материалов. Сталинская премия за
коренное усовершенствование экс-
плоатации станков, что значительно
удлиняет межремонтный цикл, при-
суждена зуборезчице  комсомолке
Нине Назаровой. Высокой. награды
удостоен токарь комсомолец. Влади-
мир Уткин, один из инициаторов но-
вых форм социалистического сорев-
нования за  ‘бережливость, за внедре-
ние личных счетов экономии инстру-
мента и материалов.

Награждены Сталинскими премия-
ми десятки других практических ра-
ботников, стахановцев заводов, шахт,
нефтепромыслов, колхозных . полей,
совместно с учеными прокладываю-
щих новые пути в науке, двигающих
науку вперед, совершенствующих
технику, поднимающих культуру со-
`ниалистического производства.
	Советская молодежь горячо при-
	ветствует новый отряд лауреатов
Сталинских премий, чьи научные от-
крытия, изобретения и’ усовершен-
стзования служат коренным интере-
сам советского народа, способствуют
росту богатства и укреплению могу-
щества нашей великой Родины.
		Вручение верительных грамот Заместителю Председателя
Президиума Верховного Совета СССР М. С. Гречухе
Послом Республики Индии г. С. Радхакришнаном
	3 марта в Кремле Заместитель Председа-
теля Президиума Верховного Совета СССР
М. 0. Гечуха принял Чрезвычайного и
	Полномочного Посла Республики Индии Г.
	С. Радхакришнама, вручившего свои вери-
тельные грамоты от имени Президента Рес-
публики,

Г-на Радхакришнана сопровождали Пер-
вые Секретапи Посольства г. Р. П. Капур и
г. Х. Гошаль. атташе Посольства г. П. Н.
Кауль ит. В. К. Ахуджа, которые были
представлены М. С. Гречухе Послом.
		При вручении верительных грамот при-
сутствовали Заместитель Министра Иност-
ранных Дел СССР В. А. Зорин, секретарь
Президнума Верховного Совета CCCP A. ®.
Горкин, Заведующий Отделом. Юто-Восточ-
ной Азии МИД СССР. В. А. Михайлов, 3a-
	меститель ‘Завелующего Протокольным Or-
	делом МИД СССР П. А. Бушуев.

После вручения верительных грамот
М. С. Гречуха имел беседу с г. С. Радхаври-
иналюм. В беседе принял участие В. А. 30-
	DAH.
(TACC).
	ВЫБОРОВ
	Сталинские премии за. выдающиеся научные работы, выдающиеся
	‘бталинскые поем
	т : Ho . Г. 7
ни за выдающиеся научные. работы в области:
		Hayh   Ty,
	в размере 100.000 рублей
	Премии ВТОРОЙ степени
	а. Физико-математических наук
	Премии ПЕРВОЙ степени
	1. Амбарцумяну Виктору Амазасповячу,
члену-корреспонденту = Академии наук
ССОР, президенту Акалемии наук Армян-
ской ССР, директору Бюроканской астро-
физической обсерватории, Маркаряну Бе-
нямину Егишевичу, старшему научному
сотруднику той же обсерватории, — за
открытие и изучение нового тина звездных
систем («звезлных ассоциаций»), излежен-
	в размере 200.000 рублей
	мянской СОР» и «Астрономический жур-
нал» в 1949 голу.

2. Шайну Григорию Абрамовичу, акаде-
мнку, директору. Ёрымской астрофизиче-
ской обсерватории, — за спектральные ис-
следования звездных атмосфер, заверитяв-
шиеся открытием в них аномального солер-
жания тяжелого изотопа углерода, изло-
женные в серии статей. опубликованных
	ные в серии статей, опубликованных в В журналах: «Известия Брымекой астрофи-
журналах: «Сообщения Бюроканской обсер-   зической обсерватории» и «Доклады Ака-
ватории», «Доклады Академии наук Ар-!демии наук СССР» в 1948—1949 годах.
	Т. Векуа Илье Несторовичу, члену-вот-
респонденту Академий наук СССР, дей-
стрительному члену’ Академии наук Ipy-
зинской CCP, профессору  Тбилисското
государственного университета = имени
И. В. Сталина, — за монографию «Новые
методы решения эллинтических уравие-
ний», опубликованную в 1948 году.

2. Вольненштейну Михаилу Владимиро-
вичу, профессору Ленинградского государ-
ственного университета имени А. А. Жда-
нова, Ельяшевичу Михаилу Алэксандрови-
чу, профессору Ленинградского института
точной механики и оптики, Степанову Бо-
рису Ивановичу, старшему научному со-
труднику Государственного оптического ин-
ститута, — за монографию «Колебания мо-
лекул» в двух томах, опубликованную в
1949 году. .

3. Иваненко Дмитрию Дмитриевичу, Co-
колову Арсению Александровичу, профеесо-
рам Московского государственного универ-
	1. Власову Василию зэахаровичу, про-
фессору, заведующему отделом строитель-
ной механикн Института механики Акаде-
мии наук СССР, —за научные труды:
«Общая теория оболочек» и «Строительная
механика тонкостенных пространственных
систем», опубликованные в 1949 тоду.

2. Данилову Виталию Ивановичу, чде-
ну-корреспонденту Академии наук Украин-
ской ССР, научному руководителю лабора-
тории кристаллизации Центрального науч-
но-исследовательского института черной
металлургии Министерства металлургиче-
ской промышленности СССР; — за работы
в области кристаллизации жидкостей, 0500-
шенные в статьях: «Некоторые вопросы
кинетики кристаллизации жидкостей» и
«0 зарождении центров кристаллизации в
переохлажденной жидкости», опубликован-
ных в 1949 году. ]
	Премии ВТОРОЙ степени в размере 100.000 рублей
	ситета имени М. В. Ломоносова, Померан-
чуку Юзику Яковлевичу, Доктору физико-
‚математических наук, заведующему секто-
ром теплотехнической лаборатории Акаде-
мии наук СССР, — за работы по ‘теории
«светящегося» электрона и по современ-
ным проблемам электродинамики, изложен-
ные в монографии «Классическая теория
поля», опубликованной в 1949 году.

4. Погорелову Алексею Васильевичу,
доктору физико-математических наук, за-
ведующему отделом геометрии Научно-ис-
следовательского института математаки и
механики при’ Харьковском тосударствен-

ном университете имени А. М. Горького —
 за работы по теория выпуклых поверхно-
стей, изложенные в статье «Однозначная
‘определенность выпуклых поверхностей»
и в серни статей, опубликованных в жур-
нале «Доклады Академии наук СССР» в
1948—1949 годах:
	1. Дубинину Михаилу Михайловичу,
зкадемику, —за научные исследования
явлений адсорбции и изучение структур
сорбентов, опубликованные в. журналах:
«Доклады Академии наук СОСР» и «Жур-
нал физической химии» в 1947—1949 ro-
дах. .

2. Иванову Константину Ивановичу,
профессору, заведующему лабораторией
Всесоюзного теплотехнического научно-ис-
‘следовательского института имени Ф. 9.
Дзержинского, — за иселедования в обла-
сти реакций автоокисления углеводородов и
разработку метода получения и выделения
органических перекисей, изложенные в
монографии «Промежуточные продукты и
промежуточные реакции автоокиеления
углеводородов», опубликованной в 1949
году.

3. Каргину Валентину Алексеевичу,
члену-корреспонденту Академии наук
СССР, заведующему лабораторией Научно-
исследовательского физико-химического ин-
ститута имени Л. Я. Карнова,—за иселедо-
вания в области физической химии высоко-
полимерных веществ, опубликованные в
журналах: «Доклалы Академии наук СССР»
и «Журнал физической химии» в 1948—
1949 годах.
	4. Предводителеву Алексанлоу Саввичу,
	университета имеви М. В. Ломоносова, Грод-
завсному Мотелю Валмановичу, профессору,
заведующему лабораторией Всесоюзного
научно-исследовательского института под-
земной газификации углей, Нелодцеву Хри-
стофору Иосифовичу, старшему научному
сотруднику Всесоюзного тенлотехнического
научно-исследовательского института име-
ни Ф. 9. Дзержинского, Хитрину Льву Ни-
колаевичу, старшему научному сотруднику
Московского государственного университета
имени М. В. Ломоносова, Цухановой Ольге
Александровне, старшему научному сотрух-.
нику Энергетического института ` имени
Г. М. Вржижановского Академии наук
СССР, — за теоретические и эксперимен-
тальные исследования процесса горения уг-
лерода, изложенные в монографии «Горение
углерода», опубликованной в 1949 году.

5. Чибисову Константину Владимирови-
‚чу, члену-корреспонденту Академии наук
СССР, научному консультанту Научно-ис-
следовательского кино-фотоинститута, Ми-
хайловой Александре Алексеевне, “`Титову
‘Алексею Алексеевичу, старшим научным
‘сотрудникам того же института, — за ис-
следования природы светочувствительности
и механизма процессов, протекающих при
спнтёзе‘ ‘фотографических эмульсий, изло-
			члену-корреспонденту Академии наук. СССР. женные в журнале «Труды НИКФИ» в
		профессору Московекого государетвенного
	г. Геолого-географических наук
	B размере 200.000 рублей
	`вичу, действительному члену Академии
  аук Армянской ССР, профессору Всесотюз-
‚ного научно-исследовательского геологиче-
ского института, — за научный труд «Гео-
логия Армении», опубликованный в 1948
roxy.
	Премии ПЕРВОЙ степени
	1. Обручеву Владимиру Афанасъевичу,
академику, —за многотомный научный труд
«История геологического исследования Си-
бири», опубликованный в 1931—1949 го-
Mar,

. Паффенгольцу Константину Николае-
	1. Громову Валерьяну Иннокентьевичу,
хоктору геолого-минералогических наук, за-
вехующему отделом Института геологиче-
ских наук Академни наук СССР, — за гео-
лого-палеонтологические исследования и
разработку новой методики расчленения
четвертичных отложений, обобщенные в на-
учном труде «Палеонтологическое и apxeo-
логическое обоснование стратиграфии кон-
тинентальных отложений четвертичного
периода на. территории СССР», опублико-
ванном в 1948 тоду.

2. Дзомненидзе Теоргию  Самсоновячу,
профессору, заведующему лабораторией Ин-
ститута геологии и минералогии Академии
паук Грузинской ССР, — за петрографиче-
	1. Павловскому Евгению Никаноровичу,
академику, директору Зоологического ин-
ститута Академии наук СССР, — за науч-
ный труд «Руководство по паразитологии
человека с учением о переносчиках транс-
	(Продолженине
	б. Технических наук
	3. Норноухову Николаю Васильевичу,
члену-корреспонденту Академии наук УкЕра-
инской ССР, заведующему отделом Инсти-
тута строительной механики Академии
наук УССР, —за научный труд «Проч-
ность и устойчивость стержневых систем»,
опубликованный в 1949 тоду.

4. Тимроту Дмитрию Львовичу, про-
фессору, заведующему сектором Всесоюз-
ного теплотехнического научно-исследова-
тельского института имени Ф. 9. Дзержин-
ского, Варгафтику Натану Борисовичу,
старшему научному сотруднику того же ин-
ститута,— за научные исследования тепло-
вых свойств водяного пара при высоких
давлениях и температурах, результаты ко-
торых изложены в серии статей, опублико-
ванных в журнале «Известия Всесоюзного
теплотехнического института имени Фелик-
са Дзержинского» в 1948—1949 годах.
	ские исследования вулканогенных горных
пород Грузии, обобщенные в научном труде
«Домиоценовый эффузивный вулканизм
Грузии», опубликованном в 1948 году.

3. Соболеву Владимиру ‹ Степановичу,
профессору Львовского государственного
университета имени Ивана Франко, — за
научный труд «Введение в минералогию
силикатов», опубликованный в 1949 году.
	4. Тронову Михаилу Владимировичу, до-
центу Томского государственного унивет-
ситета имени В. В. ВБуйбышева, — за на-
учные труды: «Современное оледенение
Алтая» и «Очерки оледенения Алтая»,
опубликованные в 1948—1949 годах.
		д. Биологических наук
Премии ПЕРВОЙ степени в размере 200.000 рублей
	миссивных болезней», опубликованный в
1948 году.

2. бирябину Константину Ивановичу,
академику, — за научный труд «Тремато-
ды животных и человека» в трех томах,
опубликованных в 1947—1949 годзх.
	на 2-й стр.)
	OK. И. Скрябин,
		в. Химических наук
	1. Комкову Ивану Петровичу, старшему
научному сотруднику Научно-исследова-
тельского института, —за теоретические
исследования в области органической хи-
мии.

2. Титову Александру Ивановичу, про-
фесгору Военной Академии хямической за-
	В. А. Обручев,
академик.
	щиты имени В. №. Борошилова, — за науч-
ные исследования по нитрованию углеводо-
родов и их производных, опубликованные
в журналах: «Доклады Академии наук
CCCP» и «Журнал общей химии» в 1946—
1949 годах.
	TAY PEAT HE сталинских ПРЕМИИ

А. В. Погорелов,
доктор физико-математических наук.
	раза. Комсомолеп Аркалий Ткачишин при-
менил новый метод сварки дефицитных
занаеных частей, во много раз повысив-
ший производительность труда.

Молодежь завода обязалась к дню выбо-
ров выпустить сверх плана десятки машин
ля колхозов и МТС страны.
		СТАЛИНО, 3 марта. (Наш корр-). Десят-
ки молодых рабочих Сталинского завода
гельскохозяйстРенного маптипостроения, ра-
ционализируя свой трух, добились в социз-
листическом соревновании захечательных
успехов. Например. слесарь Виклор Ткачен-
ко изготовил приспособление, которое по-
зволило ускорить сверление деталей в два
	Началась подкормка пшеницы
	ХАРЬКОВ, 3 марта. (Наш корр.). В кол-
хозах области начались подкормка озимых,
бэронование зяби, весновепашка. В колхозе
имени Срджоникидзе Лозовского района мо-
подежпый контрольный ност наблюдает за
созреванием почвы, определяет, где надо
начать выборочные работы.
	По предложению комсомольдев ведется
	подкормка посевов озимой пшеницы мине-
ральными удобрениями. Молодежь решила
помочь бригадирам вырастить на площади
в 300 гектаров по 158 пудов пшеницы.

Ортзнизованно приступили в весеннии
полевым работам колхозники Близнецов-
ского, Краснокутского, Богодуховекого рай-
onos.
	В. А. Амбарцумян,
	член-корреспондевт Академии наук СССР.