История плавания
двух русских кораблей

‘русские тоографы —-` ученые и Исслед,
ватели -= обогатили мир. заменатольными
TREPHINE, совёрагили ‘Немало подунтоь
воотавляющих гордость й славу нашого на-
рохз. Некоторые из этих Откр cosna-
тельно замалчивалиеь,  низкопоклонству-
щей перед заграницей правящей’ верху
кой царской России и зарубежными учены-
ми. Ныне, вовугекяе! гоографыу” Изучая
пройглое своей ‘науки, ° восстапавливают
историческую правду о выдающейся роли
оточественных географов, путешествонни-
коз, мореплавателей в ‘исоледоваяни: раз:
хичных уголков земного шара,
	Совсем недавно доцент Омолелеког › п.
‘далогичеекого института’ Т. Т. Tunoxma,
работая в’ тосударствениом архиве г. Cao.
serena, — разыекала ‘рукопибь 0 Kpyro-
светном” плавании двух” русских Кораб.
лей. Автор рукописи -— лейтенант Asser.
сей Петрович Лазарев, впоследствии кон-
адмирал, брат’ прославленного флотоводиа
адмирала М. П. Лазарева.
	Bozee 130 лет тому назад, 8 июля (0
старому стилю) 1819 года ‘из Кронштадта
вышла. в. Море знаменитая  эвепелиция
ф. Ф. Беллинсгаузена и М. ПИ. Лазарева, co
вертившая открытие Антарктики,
	Одповременею в’ далекое плавание отпрач
вились два корабля — «Открытие» и
«Влагонаморенный» под. командованием
В. Н. Васильева и Г. С. Шишмарева. Рас-
  ставииись в Рио-де-Жанейро с кораблями
Веллинегаузена и Лазарева, «Открытие» в
«Влагонамеренный» вновь пересекли Ar
‘лавтичеевий океан и, миновав мыс Доброй
Належхы. `Въыиили ‘в Индийский океан, на-
	правляясь к берегам Австралии. Оботгнув в.
	юга. Австралию, экспедиция прошла весь
Тихий ‚ океан, ‘открыла группу островов,
назвав их именем шлюпа «Благонамереня
	ный». и достигла русских территорий в (6
	верной Америке.

Экспедиция сделала ряд прупных иселе-
довапий и открытий в северной части. Ти-
хого океана.
	Boaee трех лет ‘экспедиция В; HH. Bae.
	сильева и Г. С. Шиимарева. провела в да-
	леких морях. За эта воемя были собраны
	обитирнейшие научные материалы, коллек-
ции минералов, гербарии, составлепы но-
вые карты и описания берега Чукотки
Аляски, произведены исёледования круп-
ного научного значения. Нройдя вновь воеь
Тихий ‘океан, обогнув ‘мыс Горн, экепеди-
ция в третий раз нербеекла Атлантический
	океан и 17. авгуега 1822 гола вернулась в.
	  Ъронштадт. 532 дня русские корабли про-
были пол парусами.
	06 этой -интереснейшей . кругосветной
экспедиции было рассказано. лишь в статье
	участника экспедиции мичмана. Гиллееема..
	ейтенант А. П. Лазарев, участвовавший
в плавании, через восемь»лет после возвра-
щения в Петербург подготовил в печати
полное описание работ экспедиции. Но оно
так и не увидело свет. Недавно эта руко-
пиеь, ‘обнаруженная в Смоленске, ‘была
передана Нентральному   государственному
архиву ‘ Военно-Морокого ‘флота.
	Рукопись A. П. Лазарева подготовлена
	к печати  Тосуларетвенным издательством
	географической литературы и’в  ближай:
		1120 время вый евёе.
	ak OM—
	Только по вызову...
	 .

Как обычно, в 9 часов утра’ работники
райкома быля в 6600.

— Вы только подумайте, —раздалея в03-
мущенный голое Шуры Галановой, — идет
ХГ съезд комсомола, и хоть бы один наш
хваленый активист заглянул в райком! --
Помолчав, она добавила: — Такие события
и Такое равнодушие.
	— И не заглянут, только по вызову хо-
дят— мрачно заключила Соня Общивалова.
	Девушки были правы. Давно наступила
пора поговорить о нашей работе, о нангих
неудачах, да Вве мешали «ерочные» и «не-
отложные» дела. Bee же мы выбрали время,
пригласили членов райкома, активистов из
районного пентра,. Немало пришлось нам
выслушать еправедливых замечаний, унре-
ков. На самом деле: активистами свомии
мы считали лить членов райкома, сеере-
тарей первичных отганизаций и не более
20 комсомольцев райцентра:

Бак мы воспитывали этот актив? Пло-
хо, очень плюхо,— ответили нам в тот па-
ный день товарищи.
	Пытались ли мы растить новые, свежие
силы? Нет. не пытались.
	Частые вызовы одних И тех же лип на 60-
вещания, бесконечные наставления. В ко-
мандировки посылалиеь тоже одни и те же.
А в итоге — на райком свой комеомольни-
активисты стали посматривать #060, ветреч
с нами и поручений наших избегали. То
тот, то другой отказывалея от заданий или
прое их He выполнял. Поведение таких
мы обсуждали на заседании бюро, «делали
выволы» и не замечали, как все более и 65-
хе отгораживались от молодежи.
	Разговор в райкоме помог нам разобрать-
eq BO MTOTOM.
	— Отчего члены бюро, — спросила Вера
Воэлова,— думают, что только старшая пто-
нервожатая Петровской средней школы Ве-
ра Козлова или секретарь первичной оргз-
низации Нина Боброва могут выполеить по-
ручение райкома? Отчего? Присмотритесь
внимательнее. Вокруг =— CTOIBRO замеча-
тельных ребят и девчат, настоящих. комео-
мольцев. Не замечаете вы ‘их — вот беда
ваша.

Тогда же заговорили комеомольцы и 0
том, что хотели бы видеть для еёбя в рай-
коме родной дом.

— Мимо родного дома не пройдешь, —
сказала Валентина Маленгина.— В нем ты
желанный человек, там тебя ждут. В нем
поймут все твой заботы, тревоги, радости.
В родном доме всегда тебя поддержат. Поче-
му бы и нашему райкому не стать таким
домом?

Трудно мне, секретарю райкома, судить
самому 0 том, насколько верно откликну-
лись мы на критику активистов, Как уда-
лоеъь нам претворить в жизнь все их полез-
ные и ценные предложения. Скажу только,
что многое у нас изменилювь. Очень помогло
нам решенис бюро Центрального Комитета
по нашему отчету (в августе пран-
лого года отчет нашего райкома был заслу-
шан на заседании бюро ЦК ВЛЕСМ). ,
	Их оказалось много
	Нечего ривиуь Дупюй, были у нас вна-
чале опасения: вое вазалось, что не «потя-
HYT>, не справятея в заданиями райкома
неопытные комсомольцы. Сумеет ли, напри-
мер, Аня Сергеева разъяснить молодежи пе-
шения ХТ съезда? А как Нина Шаронова?
Но тревожилиеь мы напрасно. На глазах у
нас менялись люди, да и как менялиеь! Хо-
тя правильней будет сказать, что менялось
прежде всего наше отношение к ним. Ведь
лЮди-то были хорошими, & мы их ‘до сих
nop He видели. И как их много оказалось —
настоящих, хороших комсомольцев, Это и
Нина Шаронова, и Аня Сергеева, и Алексей
Котов, и Галина Титова, и много-много дру-
гих. Нина Шаронова сейчас пропагандист,
Аня Сергеева заведует оргинетрукторским
отделом в нашем райкоме, Алексей Котов —
внештатный инструктор, Галина Титова —
агитатор.

© чего мы начали? Да 6 того, что (как я
уже и сказал) мы стали по-иному относить-
ся к люлям, Конечно, чтобы доверить что-
либо человеку, надо его хоть немного знать.
И мы узнавали, изучали, знакомились с
комсомольцами и и местах и в palikome,
Узнать человека ках работника, определить
его сильные и слабые стороты, сказать, ва
каком участке работы он принесет наиболь-
шую пользу, лучше воет  развериет своя
способности — дело ие проведе, И действуй
мы в одиночку, вряд ли бы что получилось.
Нам помогали и секретари первичных орга-
низаций, и презеедатели колх0308, и дирек-
торы пиюл. Оци подоказызали, кто из ком:
сомольцев имоот какие наплонности, на
кого в первую очередь следует обратить
внимание,

Прошел месяи, другой, а результаты,
пусть еще, быть моет, совеем и неболь-
шие, были налицо. № наём начали прихо-
дить КОмбОмОлЬНы-активисты и`ИЗ ближних
и из дальних сед, И уже без вызоза, по 600-
ственному жезанию, 90 была наша первая
победа. По тут-то пришлось нам залумать-
ся вот о чем. Доверие мы комбомольцу окд-
зали. Это. хороню. У него появилась увереп-
ность в себе, 33 лело OH Ba! ALC охотно.
А дальше? Дальше. ему помогать нахо, Про-
пагандистом Ведь он ве родился. Его надо
учить. Правда, и прежде мы учили актив,
проводили семинары, собеседования. но уж
очень много формализма во всем этом было.
И вепомнился нанг разровор о том, какчи бы
хотелось видеть акливисту свой райком,
	Раззовор no душам
	Родной дом. Большой смысл заключен в
этих словах. Как сделать так, чтобы в рай:
воме актизист мог бы вовгда разрешить вое
свои сомнепия, мог узнать о чем-то новом,
чему-то научиться. Много было у вае вся-
ких споров. Воаник даже такой вопрос; как
нам, работникам райкома, называть друг
друга? Только ли Но имени или по имени и
отчеству? Не приведет ли первое к излиш-
ней фомильярности, & второе — к натяну-
тости? Но потом примли к общему мне-
нию, что не так уж это важно и что де-
ла не в этом.
	Подумаля мы и о том, что вула прият-
ней нритти комсомольцу в райком, где чи-
сто прибрано, уютно, где можно увидеть
свежий номер газеты, журнала, новую Ени-
гу. Удалось нам, верно не сразу, заме-
вить старые,  обтертые столы. Появи-
лись у нае стенные часы, этажерви для
книг, новые стулья, радиоприемвик.
	Пу; а главное, конечно, заключалось вее-
таки в том, как встретить комсомольца в
райкоме: сухо и казенно или дружелюбно,
© искренним желанием быть ему полезным.
И бела веминуема, вели вомеомолец почув-
ствует, что работник райкома «енисходит ло
него в высоты своего величия» и внима-
нием своим оделяет, будто делает одолже-
ние. Таких, правда, елучаев у нае не бы-
вало в райкоме. Но е фактами такими, к CO-
жалению, еще приходится встречаться, Ино-
гда это водится и за секретарями первичных
организаций,

За что. за что, & 3a учебт. Активист В06=
гда будет благодарен райкому. Мне думается,
ч10-в Этом голу мы. достигли некоторых ус-
пехов. Нри райкоме у нас работала школа
пионервожатых; занимались вожатые раз в
месяц по два дня, и в последних числах
марта программа была завершена. В райко-
ме оргавизованы шезтимесячные куры про-
паганлиетов. Учатея на них комсомольцы,
которые пропагандистами еще не были,
Проводим мы помимо этого веминары с про-
	пагандистами, ведущими кружки, C CeKpe-
	тарями первичных организаций, собирается
у нас группа докладчиков...

Но мне хотелось здесь сказать не только
0 том, какие формы учебы можно использо-
вать и как важно вее организовать, а о
том, какое место лолжен занимать работ-
ник райкома непосродотвенню в учебном
процессе.

В этом году и первый, и второй ескрета-
ри райкома, и заведующие отделами очень
часто приходили на занятия автива препо-
давателями. Тщательно готовился каждый
screams gh Simm nts igs ipenndiwinern, am обрывы Вр оомиеаттие (gi emrainiaminieny fem
	J

ИЗ Нас в 660$му выступлению перед акти-
вом. Будущим нашим  пронаганлиетам я
прочитал как-то лекцию: «Методика прово-
	дения занятия в политкружке», Прииилоеь_
	немало потрудиться, прочитать Henao
книг, созбтоватьея со старшими товарища-
	ми. И как это много дало мне самому.
Пропаганлисты посетили  хва занятия
пПОлиТЕружка, Которые. ведет  заводу-
	дующая отделом школ и пионеров. рай-
кома Соня Общивалова, И можно: смело скл-
зать. что после этого посещения авторитет
	Сони Общиваловой как работника райкома
в глазах актива значительно bospoc.

И теперь, как правяло, активисты Ham
со всеми своими’ вопросами идут прежде
веего в райком.

Непременно забожит в  обеденный пере-
рыв комоомолка Нина Боброва. Она слы-
вет у нас знатоком каижных новинок.

—— Чо, еще не читали? бак же так, —
пряетылит она вого-нибуль из нас, 7

А вечерами бывает и так: соберутся. в
райкоме пять-шесть комсомольцев пото-
ворить о прочитанных книгах, 0. любимых
героях.

Раз в месяп обязательно бывает у нае
Нина Шаропова. Би далекое росетояние, ни
ироселочная дорога. занесенная снегом ила
	Базмытая долями, нё останавливают ©. У!
	нее реегда есть 9 чем рассказать нам, п9-
советоваться © anu.

Как-то. это было еще осенью, принила
в райком Шура Погодина. Брови Заре
ны, видимо, чем-то расстроена.

— Что случилось? -— спрашиваем.

— Как но расстроиться,-— отвечает —
с Валей Дмитриевой поеворилась, вот ч16.

0бе девушки были близкими подругами.
Что ж тут поделать, надо было выручать
Шуру из «беды»,
	Casco uo benzo
	Нет ничего легче, чем дать человоку
обещание, 8 потом его не выполнить. По-
этому мы взяли себе в райкоме за правило:
На каждый вопросе комеомольца, на лю-
бую его просьбу. значительная она или нет,
отвечать тут же. Нахо ли ‘пионеру Сла-
ве Некрасову нужную книгу достать. или
Нало поддержать инициативу в соревнова-
нии На весеннем ceBe молоделеи Болхола
«Луч коммунизма», или помочь  пио-
первожатой Насте Смирновой найти
хуложника, который бы выполнил для
ее дружины поргрет Son Космодемьян-
ской. послать ли докладчика на молодеж-.
Hos собрание в колхоз имени Чапаева —
все эти и другие просьбы райком выполняет
сразу же, А это. с олной стороны, развивает
и у нас чувство требовательности к самим
себе и. е доутой стороны, дисциплинирует
актив. Комсомолец убеждается на собствен-
Ном опыте, что у райкома слово не раехо-
дитея е делом.

_ Стал ли для комсомольца-автивиета наш

райком родным домом? Думаю, что не ошиа-

бусь, если отнечу утвердительно. Но зна-

Чит ли это, что можем мы успокоиться, до-

вольствоватьея достигнутым? Конечно, нет.

Еще много в нашей воспитательной рабо-

те недостатков, @ще ине дошли мы до

каждой первичной . организации, Romco-

мольские организации Зачатьевского; Бе-

резниковекого и Рушиновского ебльсоветов
работают слабо, а мы помогаем им плохо,

Мы там не вырастили, нё воспитали акти-

ва, и ясно, что для комсомольцев этих ор-
ганизаций наш райком родным домом еще

пе стал. Из сельской интеллигенции еамые

частые наш посетители-—учителя. Оня—
первые наши помощники. Но редко бывают
у нае  комеомольцы медики, агрономы,
зоотехники. Их мы вще не сумели вовлечь
в свото работу.

Работа райкома так многогранна, чт в
одной статье 0бо всем не расскажешь. Co
‘траниц «Комсомольской правды» хотелоеъ
бы узнать, как живут другие сельские рай-
комы комсомола, вакие трудности BOHEITH-
ват, как преодолевают их.
	М. СИННИКОВ,
секретарь Петровского райкома
ВЛКСМ Ярославской области.
	шахтеров ‘треста «Сталиншахтовосста*
	Большим . уважением пользуется среди
	‘новление» (Доибасс) Герой Социалистического Труда. Петр Константинович Ященко.
	восстанавливаемой шахте Центральная:
	Он руководит бригадой проходчиков на
	заводская. Bee свои знания. он. передает. молодежи, помогает. ей освоить передовые
		методы труда. На снимке:
спуском в шахту. ©
	ЯЩЕНКО (справа) со’ своей бригадой перед
	boro C. КОСЫРЕБА, :
			Глубокой ночью, когда впору ‘было
уже печатать ‘тазету «Молодой  боль-
новик», в редакцию позвонали по’ телефо-
HY 43 типографии:

— Для страницы «Вомеомольская
жизнь» нехватает двух заметок. Верстка но-
мера ириостановилаеь. Шлите скорее за-
метки. —

В редакции засустились, общабили ящи-
ки веех столов, перёрыли все папки. Увы,
везде, было пусто: ни, одного оттиска гран-
ки, ни одной pynoniaca, Ни, одного. письма
читателя. Е
	—— Обычная . картина, — вздохнула за-
	‚меститель ответственного редакторз тов. Ри-
_гина. -— 470’ теперь делать?
	Б конце концов для Того, чтобы запол-
нить свободное место, на страницу «Ком-
сомольская жизнь» была перенесена  замет-
ка с другой страницы, ‘а для того, чтобы
там не осталось белого пятна, срочно’ по-
слали в набор старую заметку республи-
канского телеграфного. агентств. Тревога
миновала.

В редавции. карвло-финской ‘республи-
канской газеты «Молодой большевик» лваж-
ды в неделю (в дни верстки) переживают
такие неприятные минуты. Редакция соби-
рает материалы для текущего номера, ра-
ботники газеты обзванивают различные уч-
реждения, наспех пишут заметки и статьи
в то время, когда в типографии уже вер-
стат газету. Поэтому верстка номера про-
должается. здесь. чуть. ли не суткя. «Мо-
xonoh” большевик». доставляется. ЕАМ
с большим опозданием.

В чем же причина столь. незавидного- по
ложения в редакции республиканекой мо-
лодежной. газеты? :

В Карело-Финской. республике, как ив
любом уголке нашей Родины, молодежь вдох-
новенно: трудится, настойчиво учится, жи-
вет. большими‘ общественными интересами.
Есть о чем писать в газету, есть и кому
	писать. Но в дневной почте редакции обыч:
но два-три письма. Не приходитея удивлять-
	ся тому, что обязанности заведующего отде-
дом писем и массовой работы возложены по
совместительству на... выпускающего (ра-
ботника, занятого в тинографиия выпуском
газеты). Редакция не переписываетея с
читателями, не старается привлечь юнкоров
К Участию в работе газеты, Редакция плохо
	знает запросы молодежи, мало с ней связа-
	на, пишет скучно и поверхностно. Поэтому
	  и материалы газеты не встречают у читате-
дей живого отклика.  _

ЕЕ ЕЕ В

Дизлектический подход к объяснению
	природы детского . коллектива позволил
А. С. Макаренко по-новому и глубоко ре-
шить такую сложную педагогическую проб-
лему, как воспитание. сознательной ie
цивлины в. коллективе,

Неудачи, постигающие` некоторых,  пода.
гогов в этой области, объясняются прежде
	‘всего тем, что они сами еше не вполне
	отрешилиеь от буржуазного взгляда на дис-
циилину как дисциплину «муштры и по-
рядка». При таком понимании дисциплина
рассматривается как чисто внешнее, она
навязывается детям для того, . чтобы они
соблюдали определенные. требования поряд=
ка. Такая диспинлина не связана < живыми
творческими устремлениями самого детского
KOAMORTHBA, :

Этой буржуазной дисциплине «муштры
и порядка» А. (С. Макаренко противепо-
ставляет принципизльно ‘ иное понимание
дисциплины как дисциплины «борьбы и
преодоления». . Задача дисциплинирования
‘органически. связывается с общими целями
коллектива и ‘всеми детскими мыслями, чув-
ствами, творческими ‘стремлениями, направ
ленными в достижению этих. целей. «Преж-
де. всего, — говорит А. С. Макаренко,
каждый ученик должен быть убежден, что
дисциплина является форжой для наилуч-
шего достижения цели, коллектива», Лис-
циплича ученика должна: выражатьея ие
только в элементарных. «тормозах» внеш-
‘него порядка, но — и это гларное — в во=
`девох напряжении борьбы за. общие цели
коллектива, в умении, поступиться: личных
во. имя. оби, в активном чувстве долга.
‹ Важную роль в формировании такой дис-
циплины ‘играют, в ‘одной! стороны, накоп-
ление определенных традиций” в. ‘коллек-
тиве, в другой — создание организованного
обществениото мнёния среди ребят.

‘Ure такое традиция? А. 0. Макаренко это
ярко ‘Показывает ‘на ‘следующем примере.
Один воспитанник обжаловал заявление,
‘сделанное на него дежурным по колонии
во время рапорта Макаренко проверил жа
‘добу и признал ее правильной. Олнако’
	дежурный не согласился с этим и в свою.
	очередь обжаловал решение самого Мака-
ренко на ‘общем собрании. Он. настанвал
на том, что, раз он’ отдал официальный рз-
порт. в присутствии всех‘ воспитанников,
ему но имеют права не верить. Раз нев др-
	Умение слушать — важное качество ра-
ботника газеты. Но заведующие отделами
редакции не бывают в комсомольских орга-
пизапиях, в молодежных общежитиях, на
занятиях политшкол, в вечерних школах
для того, чтобы послушать людей, ближе
узнать, что волнует читателей. Поэтому“ ра-

ботники «Молодого большевика» пе прино-

cat c Code в редакнию новых мыслей, по-
	вых тем, недевазанных изн ьиИ).
	Редакция, 10 сути, живет без больших
перенекти»з. Горизонтьг ответотвенного рёдак-
Тора тов, Кулрявцевой, заведующих отде-
лами ограничены рамками. ‚очередного. Ho-
мера. Вот. почему. газета He нашла cBoero
места в разрешении важнейших хозяйствен-
но-политических вопросоз, которыми живет
	республика. В редакции часто говорят:
— Мы плохо занимаемея _ лесом,
	Однако никаких попытох ближе. узнать
жизнь молодежи лоспромхозов редакция. не
		«Молодой большевик» — Петрозаводск

Недавио газета отвела много места мате-
риалам о стахановском месячнике на л6еео-
заготовках. Было напечатано много заметок.
но сила их воздействия не стала более зна-
чительной от того, что вместо ‘обычных
двух-трех заметок, в которых перечиеля-
ются фамилий стахановцев и приводятся
пропенты и пифры, на‘этот раз была напе-
	чатана почти целая страница таких сухих
	материалов. Отрамина пе вызвала откликов
Можно с уверенностью. сказать, что чита-)
тели по-иному отнеслись. бы к. выступле-.
ниям газеты, ‚если бы: дедаюния затронула,
вопросы, волнующие молодых. тружеников.
	лесной промышленности.
	Е. ПЕРЩИК,
же и факультета
 Московского университета.
	Фильм «Падение Берлина»
‘на’таджикском языке
	СТАЛИНАБАД, 7 апреля. (По. телефону).
талинабадекая студия кинохроники . вы-
пустиль первую серию’ художественного
фильма «Падение Берлина» na таджикском
Яязыкю. Перевод текста каотины слелан пи“
сателем` М.  Рахими. Режиссер — К. Алими.
Роли дублируют. ‘народные ‘артисты Тад-
жикекой С6Р.С.Туйбаева. А: Муллоканлов,
заслуженные артисты Таджикской CCP
М. Халилов, А. Рахимов. 3. Дуематов, ap-
	‘тивты Т. Гафарова. А. Нурматов и, другие.
	эвукооператоры _ о Тайнуллин п
Таврилов.

И в комсомольских ортанизациях. Нетро-,
заводека газета мало популярна. За десять.
дней, например, в редакцию о «Молодого
	1 дней, например, в редакцию . «Молодого
большевика» не заглянул ни блин молодой
	радочий, инженер, служаший, студент, ком-
сомольский работник. Лишь один ‘раз 3a
это время в редакции побывал мастер‘ спор-
та. который принес. заметку.
	В том, что газета живет такой замкну-
той жизнью, виновата не только редакниз.
Серьезную ответбтвенность 34 это несут бю-
ро н секретари ЦЕ ТКСМ республики. В ЦЕ
комсомола Карело-Финской республики, ви-
днмо, не сознают, каким сильным оружием
коммунистического воспитания ” молодежи
должна являться газета. Поэтому долгое вре-
мя злесь нв обращали внимания на то, что
республиканская ‘тазета так `оторвана oT
вомсомольцев и ‘молодежи.
	Общее собрание и сам Макаренко вы-
нуждены были признать справедливость
этого возражения. И с тех нор установи-
ach прочная традиция —— рапорт дежуряо-
го никогда не провбёряетея. Глубокий смысл
	  этой традиции заключалея в том, что она
	нрививала уважение к дежурному как
полномочному. . представителю - колябктива,
она воспитывала чувство высокой ответ-
ственности у самого дежурного. И самое
главное, такая традиция — в сочетании с
другими подобными традициями — вносила.
в коллектив определенный тон припелня-
тости, чувство коллективного. достоинства,
романтику.
	Тонкий пеихолог и великолепный знаток
мой души, А. С. Макаренко говорил,
		ми. Цель такой «игры» — внести эстетику
и романтику в жизнь детского. коллектива.
Дети чрезвычайно восприимчивы к прекрас-
	ному, И оно должно оыть всемерно исполь-
	зовано для ноавственного воспитания. робен-
ка. А. С. Макаренко указывает. на. важ-
ность создания продуманной системы внеш-
них форм, традиций, знаков, которые еде-
лают детский коллектив подлинно краси-
вым и стройным.

‚ Подчеркивая огромную роль «формы» в
процессе дисцийлинирования, А. С. Мака-
ренко, однако, решающее значение прида-
вал воспитанию созкательного‘ отношения. к
своему долгу. Сознательность детского кол-
лектива находит свое выражение в актив-
	HOM и организованном общественном. мне- 1
	вии детей, направлением. претиз- всякого.
проявления раснущенноети, лености, эгоиз-
ма и других пережитков прольлого..
Создание. общественного мнения . в. дет-
ском коллективе — трудный и сложный
процеее, требующий от пе) arora “больших
и Ннастойчивых усилий. днако, Ror Aa
такое мнение создано, сам коллектив ста-
новитея в руках педагога’ могучим: брудиеу
воспитательного воздействия. Создаютея
условия ‘для перехода в более высоким
формам воспитательного процесса, которые
А. С. Макаренко назвал «логикой парал-
лельного педагогического действия», Е:
В чем сущность этой аогики?` В том,
‘что педагог воздействует на воспитанника
не’ прямо, а Через коллектив: Иванов. про-
винилея в ‘чем-нибудь: Отвечает за это

ПЕ В ЕЕ SS SS i SE

Отвечаем на вопросы читателей

котором он состоит. При таком подходе у
	каждого воспитанника развивается и углуб-
ляется чувство’ ответственности перед. то-
варищами.

С другой стороны, ‹ происходит обратное
воспитатёльное воздействие на самый кол-
лектив. Открытое общественное обсужде-
	‘HHO: TOPO (WM иного проступка делает каж-
	ACPO ученика Участником коллективного
осуждения этого проступка,
	«Только в такой коллективной инстру-
	тментовке,— указывает. Макаренко, — воз-
можна. настоящее коммунистическое воеци-
Тание. Только в этом случае и весь коллек-
  THB, HW каждый отдельный ученик приходят
	к ощущению силы ‚Кодлектива,. к. уверен-.
	ности в его правоте, к гордости своей it
funiunol и своей честью».
	Невозможно в одной газетной. статье ис.
	черпать ве ‘богалетво. ‹ замечательных
мыслей, ‹ которыми наполнено › учение
А, С. Макаренко 0’: детевом коллективе.
Это ‘учение имвет огромное практичеекво
	эвачение для комсомольских и ‘пионерских.
	работников в школе; Воспитательная“ роль
пйзворекого отряда, комсомольской группы
будет тем выше, чем лучше они будут
организованы как полноценные детские и
юношеские коллективы.
	„И здесь: ‚нсопенимую ‘помощь руководи-
телям пионерской и комсомольской ортани-
	зации окажут ^ педагогические Wet
А; С. Макаренко. К . cee
He следует лить nostoprt,  omméor
	прошлых лет, когда некоторые’ ‘педагоги,
пионервожатые ‘брали’ у `’Макаренко ‘от-
дельные приемы, методы воспитательной
работы и механически переносили их в
обычную масебвую школу, т.е. в ул0-
	вия, резко отличные от закрытого  воспие`
	тательного учреждения. какими были #о-
	лония им. Горького й ‘трудовая коммуна.
	мм. Дзержинского. _
‚. Важны не те или иные отдельные во
мы й приемы, которые ‘применял А. @. МА-
	каренко в своей практике, а те руково-
	дящие ‘идеи, ‚педагогические принцины, ко-
торые, лежат. в их сенове, Глазное — трор-
Чески усвоить эти пдби, приннины. А вдум-
чивый” анализ соботвенной практики: под-
окажет >> педагогу, пионервозатому ‚ свой
Формы, приемы, в. которых можно. и нужко
‘воплошать  педатогические ПРИНТЫ

Одиннадцать лет назад Умер вылающийся
советский педагог-новатор Антон Семенович
Макаренко,

Трудно переоценить вклад, который внес
А. С. Макаренко в развитие советской пе-
дагогики — науки о коммунистическом вос-
питаний подрастающего поколения. Максим
Торьвий, зорко следивший за всем новым
и передовым, что рождалось в нашей стра-
не, посетив детскую колонию, руководимую
талантливым педагогом, впоследствии пи-
вал вму: «Огромнейшего значения и пора-
зительно удачный педагогический экспери-
мент Ваш имебт мировое значение на мой
взтляд», и

Свою деятельность в качестве педагога
А. С. Макаренко начал еще до революции.
Однако лишь после Великого Октября перед
ним открылись возможности полноценного
педагогического творчества. Величественные
перспективы социалистического строитель-
ства, могучий трудовой подъем народных
Масс, руководимых партией Ленина —
Сталина, захватили А. С. Макаренко. Он
глубоко осознает значение педагогического
трула как части воликого, всенародного де-
ла борьбы за коммунизм. И с присущей ему
отрастноетью и целеустремленностью он
отдается поискам путей и методов воспи-
Tanna вового человека.
	Нового человека надо воспитывать 1п0>
новочу!-—-эта нысль стала ведущей в дея-
тельности А. С. Макаренко. Замечатель-
ный и поданино новаторекий пелагогичо-
ский опыт, созданный им в тоды py+
ководетва детской колонией им. Горького
и трудовой коммуной им. Дзержинского из
Украине, А. С. Макаренко обобщил в своих
талантливых художественных и творети+
ческих трудах — «Педагогическая поэма»,
повесть «Флаги на башнях», «Ацига для
родителей», в циклах лекций «Проблемы
школьного советского воспитания», «Вос-
	«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВА»
	2 CTp.

9 апреля 1959 г.
	ом коллективе

Дорогая редакция
Очень прошу вас ‘ответить на вопрое,
в чем сущность учения А. С. Макаренко
о детснем колпективе.
К, ТИХОНОВА,
старшая пионервожатая
детского дома Л 2 города Иванова.
пиру. te lg ag Mat
	питание в семье», в многочисленных craTb~
ях и речах.
	Педагогическая система А. С. Макаренко
	богатой и содержательной жизнью, коллек-
тиве, где господствуег обязательная для
всех сознательная дисциплина, каждый ре-
бенок получает возможность для свобод
ного и всестороннего развития. «Дисцин-
лина в коллективе, — говорит А. С. Мака-
ренко,— это полная защищенность, пол-
ная уверенность в своем праве, путях и
возможноетях именно для каждой отдель-
вой личности»,

А. С. Макаренко. ‘воестороние разработал
вопросе о структуре и формах коллектива,
00 отношениях, стиле-и тоне в oageRTINBE.
	пронизана благородными идеями социали- Он продумал условия, при которых каждый
стического гуманизма, Halle IAM прек- ребенок мог бы в коллективе свободно раз-
	стического гуманизма, нашедшими прек-
расное выражение в известной формуле:
«Вак можно болыше требований к человеку,
как можно больше уважения к нему». Вы-
	вивать все свои способности, пройти шко-
лу организаторских навыков; культуры ру-
коволетва и подчинения. воспитать в себе
	дающийся педагог-новатор в своих творче-   качества активного и сознательного строи-
	ских исканиях исходил из основных п9л0-
жений марксистеко-ленинской философии,
из учения Денина и Сталина о воспитании.
	Центральное место в педагогической сис-
теме А; С. Макаренко, бесспорно, занимает
учение о детском коллективе как важней-
шем факторе коммунистического воспитания
пограстаютщего поколения.
	Макаренко подверг уничтожающей кри-
тике буржуазную систему индивилуалиети-
	ческото воспитания По методу «парвого
морализирования»: учитель —— ученик. *Со-
ветский . человек — коллекгивист, и он мо-
жет быть правильно воспитан лишь в
условиях коллектива, Такое воспитание OT~
вечает истинной природе человека как 0б-
щественного существа.
	Ребенок всегда растет. и развивается в
условиях коллективных связей,  созда-
ющихея в летекой среде. Олнако там. где
	нет педагогичесви разумного коллектива, на
юго место становится стихийный коллектив.
коллектив случайных «компаний», в кото-
рых тон чаето‘задают не более сознательные
и передовые ребята, 3 те, кто физически бо-
	теля воммунизма.

Что же яваяется исходным в создании
такого коллектива?

Этим исходным и главным являются Te
цели, которые ставит. перед 6060й `коллек-
тив, «Я убежден, -— говорит А. С; Макарен-
ко,— что если перед коллективом нет це
хи, то нельзя найти 10506 его opranit-
зации».

Проблему ueael A. С. Макаренко поеле-
довательно разрабатывает в ряде’ выстуи-
лений. ‘При этом ен. исходит из характера
	всего советского общества, Випучая жизнь
	и деятельность советских людей влохнов-
ляются великой целью ‘построения комму-
ниэма в нашей стране. С подлинно фило
софской глубиной А: С. Макаренко раскры-
вает «истинный стимул» человеческой
жизни, который захаючаетея в «завтраш-
ней радости»,

«Может быть. главное отличие нашей
	воспитательной системы от буржуазной в
том и лежит, — указывает А. С. Макаден-
ко,— что у нас детский коллектив” обя-
зательно должен расти и богатеть, впере-
AK должен вилеть лучший завтрааний девъ
	лее силен, кто хитрее на выдумки и Шало-  и стремиться к нему в’ радостном общем
	напряжении, в настойчивой веселой мечте,
Может быть, в этом й заключается йстии»
ная педагогическая диалектика».
	сти; вто привыЕ командовать.
Лишь в разумно организованном ‘и руко-
волимом педагогом коллективе, живущем
	веряют его’ рапоргу, значит ему ‘вообще   перед педагогом не только сам Иванов, Но   \. С. Макаренво.
нельзя доверять дежурство. прежде веего «первичный коллектив». в