«Ж)
	OC T Bb»
		В. Г. Фесенкова выезжала в Сихотэ-Алинь;
где 12 февраля 1947 года выпал метеорит-

ный дождь. Найденные отдельные куски же-_
	леза превысили своими размерами самые
крупные метеориты в СССР. Тут. же выстав-
лены картины, на которых изображены ог-
ромные воронки, образованные в лесу полу-
	торатонными глыбами металла. Более мел-о
кие осколки, точчо снаряды, пробивали тол-
	стые стволы деревьев.

Балет М. Чулаки на сцене Ленинградского
Малого оперного театра
	На стене--громадная геологическая кар-
та, рассказывающая о горных богатствах на-
шей Родины. Вся она пестрит яркими кра-
сками всевозможных оттенков. Красные пят-
на обозначают гранит. Его особенно много
в Забайкалье, на Дальнем Востоке, на Кав-
казе, в Карелии. Голубой цвет определяет
районы Средней Азии, Поволжья, Донбасса
и Подмосковья. Здесь изобилуют известня-
ки. Рядом зеленые пятна — это изверженные
породы—днорит и габбро. Блестящие круж-
ки, треугольники и другие условные знаки
обозначают залежи металлических руд, Me-
сторождения редких минералов, драгоценных
камней...

Неисчислимые запасы минералов таятся в
недрах советской земли, лежат на ее поверх-
ности, на дне морей и рек. Камни, которые
мы привыкли считать мертвыми, оказывает-
ся, растут, со временем приобретают различ-
ные формы, нередко погибают. Наглядное
представление о свойствах минералов, чу-
десных превращениях их в природе, о при-
‘менении минералов дают тысячи экспонатов,
размещенных на десятках столов и в шка-
фах зала.

На тумбочке лежит огромная глыба с
гладкими, как зеркало, гранями. Можно по-
	думать, что гигантские машины старательно
	шлифовали поверхность этого дымчатого
камня. Но нет! Таким сотворила этот редкий
экземпляр кварца природа Урала.

Поодаль маленький столик как бы по-
крыт плотным снегом. На поверхности побле-
скивают узорчатые мохнатые снежинки,
будто только что упавшие с неба. На самом
деле это гидроборацит, добытый со дна озе-
ра в Казахстане. Это твердый камень. Из
него приготовляют борную кислоту и буру.

А вот еше диковинка. На. высокой под-
ставке кирпичного цвета — шар совершенно
правильной геометрической формы. Весит
он несколько десятков килограммов.

— Долго его обтачивали?— спрашивает
кто-то из посетителей.

Научный сотрудник А. И. Гинзбург улы-
бается:

— К нему не прикасалась рука человека,
Таким привезли боксит с его месторождения
«Красная Шапочка».

Экскурсантов подводят к шкафу, нижнюю
полку которого занимает ствол араукария —
жителя древних лесов. Присутствующие
невольно удивляются: почему здесь нахо-
дится дерево? Оказывается, необыкновенный
экспонат несколько миллионов лет назад
был частью дерева. Вероятно, буря сломала
его и с крутизны бросила в долину реки.
Там, занесенный песком, он подвергся обра-
ботке различных солей кремния. Постепенно
эти соли отлагались точно таким же обра-
зом, как древесные кольца. В сечении от-
четливо видны слои дерева, окаймленного
толстой бурой корой... из камня.

Студенты ‘и специалисты, школьники и
любители, прихолящие в этот дворец камня,
могут получить ответы на самые разнообраз-
ные вопросы: чем богат Урал и почему ми-
нералы имеют цвет. из ‘чего состоит земная
кора и как ведет себя в природе, допустим,
кальций...

— В земной коре кальций входит в со-
став многих минералов;— поясняет А. И.
Гинзбург.— Перед вами темнозеленый зер-
нистый апатит, белые тонкие пластины акти-
нолита, ценный ` камень в виде глад-
кой морской гальки — нефрит. В состав их
и еще десятков других минералов входит
кальций. Но кальций имеет и свой мине-
рал — кальцит, принимающий самые разно-
образные формы и окраску в зависимости
от температуры образования. Это—то белые
кустики и тонкие стебли сталактита в пеще-
рах, то серый мрамор на поверхности, то
насквозь  просвечивающий omar. Очень
красивы так называемые: «железные пветы»,
напоминающие морские водоросли или ко-
ралловые полипы. Это также кальцит. Он
образуется при низких температурах.
	Чего здесь только не узидишы Тут и хо-
репю известная всем сера— то в виде
сплошной желтой массы, то в виде мелких
золотистых кристаллов; полутораметровой
высоты бело-серый цилиндр обычной соли и
семейство продолговатых матовых «паль-
цев» гипса; чистый, как капля росы, аква-
марин и зеленый, с будто отполированными
сливовыми выступами малахит; отливающий
всеми цветами радуги алмаз и розовый, с
изящными черными прожилками твердый ка-
мень «орлец», известный москвичам по стан-
ции метро «Маяковская»...

Ко всем этим образцам, лобытым в копях,
шахтах и рудниках; слелует причислить све-
тящиеся звезды, залетающие к нам из неве-
домых частей мироздания. Стеклом ограж-
дено сорокапудовое тело «паласова желе-
за» — олного из первых метеоритов, найден-
ных в ХУПП столетии в бассейне Енисея.
А рядом с ним — находки советских ученых.
	Немеркнущие образы романа Николая
Островского «Как закалялась сталь» жи-
вут в памяти советских людей. Замечатель-
ное произведение писателя-борца давно
уже стало настольной книгой нашей моло-
дежи. Понятно и похвально стремление пе-
ренести созданные Н. Островским патрио-
тические образы со страниц книги на те-
зтральные подмостки, дать им путевку в
новую, сценическую жизнь. Задача эта,
особенно если речь идет 0б искусстве хо-
реографическом, крайне трудна, но вместе
в тем почетна и благодарна. Естественно,
чт HH композитор, лауреат Сталинской
премии М. Чулаки, ни автор сценария
Юрий Слонимский, ни театр не задавались
целью перевести на язык музыки, танца и
мимики весь роман. В сценарии была иг-
пользована, да и то частично, лишь тема
первых его глав. При этом сюжетная канва
сценария далеко не тождественна роману.
Изменены в имена действующих лин.
	В занятом белогвардейцами городе по
заданию большевистской партийной opra-
низации оставлены для подпольной рабо-
ты матроо Семен со связпым — молодым
рабочим Матвеем. 06 этом рассказывается в
прологе балета. В целях конспирации Се-
мен выдает себя за владельца лавки Саха-
ровз. Судьба сталкивает матроса с рабо-
тающим в ресторане подростком Петей и
его друзьями, Дашей и Димой. Ребята ста-

новятея помощниками Семена. По его ука-
занию подпольцики вывозят оружие из
потайного места в лесу. Но вскоре лес
окружают белогвардейские солдаты. Семен
арестовач. Петя нападает на патрульного и
освобождает матроса, но по доносу гимна-
‚зиста Викторз его арестовывают. Подроетку
удается бежать. Раненый Петя подает с
колокольни сигнал в восстанию, которое
подготовлено подпольной большевистской
организацией. В город ветупают части
Красной Армии, Таково краткое содержание
балета,
Зрители узнают в прямолинейном и му-
`жественном Пете одного из любимейших
‘своих героев — Павла Корчагина, в образе
Семена — балтийского = моряка — Федора
Жухрая. Гимназистка Лена похожа на дочь
лесничего Тоню Туманову. Узнают зрители
и предателя Виктора-—ведь это же Виктор
Лещинский. А в образах друзей Пети —
Даши и Димы — так уталываются знако-
мые по роману Валя и Климка.

Музыка балета захватывает е первых же
тактов. Она просто и естественно передает
пафос революционной борьбы, „раскрывает
сложный и мнотогранный мир чувств и пе-
реживаний героев, проникнута задутевным
лиризмом. В полнозвучной реатистической
оркестровой палитре М. Чулаки мы слышим
умело использованные мотивы народных
танцев. Музыка эта, впечатляющая и яр-
	кая, предоставляет широкий простор для
творческой фантазии балетмейстера.

Постановщик, спектакля, лауреат Сталин-
ской премии Б. Фенетер досталочно полно
использовал эти возможности. Многие 9б-
разы и отдельные танцы оставляют глубо-,
вое впечатление. Однако временами поста-\
новщику изменяет чувство меры. В музыке \
и спектакле резко разграничены две 06-]
новные линии: линия Семена, Пети и их
друзей и линия белогвардейцев и примы-
кающих к ним гимназистов и гимназисток.
Противопоставляя барчукам ‘и барышням
законченный в своей выразительности ми-
мический рисунок основных ролей, балет-
мейстер в то же время неопраздално затя-
гивает танцы гимназиетов, порою именно
на них сосредоточивая внимание зрителей
и объективно снижая тем самым идейно-
художественный уровень спектакля. В це-
лом же «Юность» — безусловно интересный
и пенный балет. ,
	Успеху спектакля способетвует простое
и выразительное ‘оформление художницы
лауреата Сталинекой премии Т. Бруни. По
вв эскизам сделаны хорошие, удобные для
танца и в то же время вполне резлистиче-
ские современные костюмы.
	Основные действующие лица нашли ло-
стойных исполнителей в лице ведущих ба-
летных артистов театра. Читателей романа
«Вак закалялась сталь» неизменно привле-
кают задушевность и простота, целеусетрем-
ленность и честность, высокий патриотизм
Павла Корчагина. Выразить вое эти разно-
образные черты характера, передать слож-
ность переживаний в танцовальных образах
на редкость трудно. Исполнитель роли Пети,
лауреат Сталинской премии В. Тулубьев
блестяще справилея © этой задачей.
	Чувства, характерные для внутреннего
мира Пети, присущи и его ‘друзьям — Даше
и Диме. И это стремятся передать испол-
нители обеих ролей — лауреат Сталин:
ской премии Г. Исаева и Ф. Шишкин. На-
иболее яркий и впечатляющий образ создает
Исаева, одна из лучших танцовщиц Малого
оперного театра.

Отлично справилась © ответетвенной и
сложной ролью Лены лауреат Сталинской
премии С. Шеина. Выразительно, 6 глубо-
ким чувством проводит она все спены.

Особенно удачна финальная сцена спек-
такля, с большой силой передающая неис-
сякаемую волю к победе и радость долго-
жданного освобождения.

Ленинградский Малый оперный театр
много работает над созданием своего, отдич-
ного от других театров, оперного и балет-
ного репертуара. Балет «Юность», удосто-
енный Сталинской премии, — большая
творческая победа композитора и тватра.
	Бор. ВОЛГИН.
	Около десяти тысяч экземпляров камня
	представлено для обозрения — и это. всего _
	лишь десятая часть богатств крупнейшего
	в нашей стране, да и во всем мире, минера-
логического музея Академии наук СССР.
	Здесь собраны настоящие сокровища, плоды _
исследований и поисков многих поколений.
ученых, инженеров и геологов. Как бы изу-_
	мился и обрадовался, увидев все это, осно-_
ватель музея Михайло Васильевич Ломоно-.

COB!
	В 1741 году Академия наук поручила мо-_
лодому Ломоносову описать минералогиче-_
	ские коллекции Петровской кунсткамеры.
	Это была одна из первых работ ученого, вы-.
	полненная им по’ возвращении в Петербург
	из заграничной поездки. До нае дошли все.
	220 странии первого каталога минералов, со-
	ставленного рукой гениального ученого поч- о
	ти два века назад. В музее можно увидеть.
фотокопию этого каталога. Он содержит пез
речень почти 400 минералов, Теперь известз
	ны 3.000 разновидностей минералов.
Бережно, из рук в руки, передавали co-
	удники кунсткамеры, потом минералоги-
ческого кабинета, а позже — самостоятель-
ного музея драгоценные образцы ломоно-о
совской коллекции. Многое погибло еше при.
жизни ее собирателя, во время пожара. В го-.
лы Великой Отечественной войны уцелев= о
	шие экспонаты были вывезены из Москвы и
хранились в Свердловске.
	Сейчас дорогие реликвии снова лежат подо
стеклом витрин. Среди них самородки сере-
бра, найденные поморами на Медвежьем о
	острове, красная свинцовая руда, нзазлил
из уральского асбеста, изготовленные на
	заводе Никиты Демидова... Наконец. массив-> о
	ный магнит, сделанный руками самого /10-
	моносова. из естественного камня и одетый в.
металлическую оправу. Своих свойств маг=
	нит не утратил до сих пор и цепко притяги-
вает толстый железный брусок.
	БВ последующие годы, когда деятельность
Ломоносова приняла необычайно широкий.
размах в разных областях науки, он находил
время заниматься химическими анализами
	руд. В конце своей недолгой жизни Ломо-
	носов много сил отдавал собиранию руд и.о
	минералов, несоходимых для составления
обширной «Российской Минералогии».

После Ломоносова минералогией в музее
	занимались выдающиеся ученые—акалеми- о
	ки В. М. Севергин, Н. И. Кокшаров, А. Ц.
	Карпинский, Ф. Н. Чернышев, В. И. Вернад-
	ский, А. Е. Ферсман, профессор В. И. Кры-
жановский. Ныне возглавляет музей ака-
	демик Д. С. Белянкин. Изучались’ многие
районы страны, были открыты новые мине-
ралы. Но настоящего расцвета наука ©.
камне чостигла лишь после Великой Ок-
	тябрьской социалистической революций. 06
	этом красноречиво говорят диаграммы, таб-
лицы и карты, развешанные по стенам му-
		На севере, на Кольском полуострове, ака-
	демик Ферсман отыскал пелые горы. нефе-
	линов и апатитов. И там, у подножья Хи-_
бин, при горячем участии Сергея Миронови-
ча Кирова были созданы рудники, города;
поселки и железные дороги. Имя пламенно-
го трибуна и верного соратника И. В. Сталина _
теснейшим образом связано с советской ми-_
нералогией. Поэтому у входа в зал. на высо-
ком пьедестале рядом © белокаменным бю*_
	стом М. В. Ломоносова возвышается гра-
нитный бюст: С. М. Кирова.
	— Бо второй половине 1950 года; — ска-
зал заместитель директора музея доктор гео-
	лого-минералогических наук Г. И; Барса-
	HOB,-— будет показана новая экспозиция ми.
	нералов;, открытых в России и СССР. Это
будет: очень интересная выставка, утверж-
дающая приоритет отечественной науки.
Только за пять трудных для нас лет — с 1940
по 1945 год — в Советском Союзе было от-
крыто 38 из 128 новых минералов, обнару-
женных во всем мире:
	Весной в далекий путь отправятся отряз_
	ды изыскателей. Им предстоит разведать но-
	вые месторождения минералов, еше глубже
	изучить богатства Родины. «Дорога будет
	не скучна, в которой, хотя и не везде, со-_
кровища нас встречать станут, — писал ко-
	гда-то М. В. Ломоносов, — однако везде
увидим минералы, в обществе ‘потребные,
	которых промыслы могут принести не по-
	следнюю прибыль».
Г. КУЛИКОВСКАЯ.
	Директору Макеевского научно-иссле-
	довательского института по безопас-
ности работ в горной промышленности
И. А. Артеменко присуждена Сталин-
ская премия за участие в создании кон-
струкции вагонеток, обеспечивающих
механизацию спуска и подъема горно-
рабочих по шахтным наклонным выра-
боткам.
	На снимке: И. А. АРТЕМЕНКО в ла-
боратории института.
Фото С. ГЕНДЕЛЬМАНА. (ТАСС).
	НАШИ ЧИТАТЕЛИ

РАССКАЗЫВАЮТ
	В Музее В. И. Ленина
	В Музее В. И. Ленина в Казани всег-
да много посетителей, Сюда, в малень-
кий домик, в котором жил Владимир
Ильич после первой ссылки в деревню
Кокушкино, приходят рабочие, студен-
ты, школьники, приезжают колхозники.

В связи с приближающимся 80-летием
со дня рождения В. И. Ленина поток по-
сетителей музея увеличился. На днях
его посетило свыше 500 человек: было
много школьников, большая группа офи-
церов Советской Армии. За два с поло-
виной месяца 1950 года в Музее
В И Ленина побывало около 13.000 че-
		В, ЖУКОВ.
Казань. 1
	Конференция
по истории-комсомола..
	Недавно наш райком провел конферен-
цию на тему «Боевой путь  Ленинско-
Сталинского комсомола». К ней тщатель-
но готовились комсомольские активисты
района. :

Конференция прошла интересно. Вни-
мательно слушали собравшиеся рассказы
о славном пути комсомола. Содержа-
тельным было выступление секретаря
комсомольской организации колхоза
«Леннський шлях» тов. Левченко. Он
рассказал об участии комсомола в Ве-
ликой Отечественной войне. О работе
	‚ликой Отечественной воине. О работе
комсомола в годы индустриализации и
	коллективизации страны говорил секре-

тарь комитета комсомольской органи-

зации колхоза «Тремй  виринальний»

тов. Хавченко. Хорошо построили свои

доклады также секретари т.т, Божок,

Омельчук, Котляр, Грищенко и другие.

П. РОМАНИКА,

секретарь Макаровского райкома
ЛКСМУ Киевской области.
	Наш боевой помошник
	Два раза в декаду на HCTHHCKOM Mae
шиностроительном заводе «Двигатель»
выходит стенная газета «Комсомолец».
Газета рассказывает об успехах стаха-
новцев, бичует недостатки в производ-
ственной работе, помогает молодым аги-
таторам. Токари комсомольны Егоров и
Трофелев выпускают продукцию в счет
12-й годовой нормы. Члены редколлегии
Сигналов и Макаров побывали в цехах,
	где трудятся молодые рабочие, изучили
	нх опыт и рассказали 0б этом в газете.
У передовиков завода появилось много
последователей — токари Сбруев, Ямщи-
ков, Бубнов и другие.

В другой раз была помещена статья
рабочего т. Арбузова, в которой он объ-
яснял причины невыполнения норм от-
	’дельными станочниками. Дирекция при-
’няла срочные меры. Теперь станки за-
	гружены все 480 минут.

«Комсомолец» пишет и © кружках ху-
дожественной самодеятельности, и о ком-
сомольских собраниях, и об общежитиях.
В газете есть постоянные отделы: «Кто
сегодня впереди?» «Доска почета», а
также отдел юмора’ и сатиры.

Газета пользуется большой популярно-
стью на заводе. Комитет комсомола неда-
ром называет ее своим боевым помощ-
	А. ЛУКИН.
Рязанская область.
	25-летие
самодеятельного
оркестра.
	10 апреля исполняется 25 лет никола-
евскому самодеятельному оркестру
струнных инструментов.

Организованный в 1925 году, оркестр
спустя несколько лет занял первые ме-
ста на всеукраинской и всесоюзной
олимпиадах, А в 1933 году оркестр по
инициативе дирижера Т. Ф. Манилова
был приият в полном составе в Одесский
	музыкальный институт.
	Скоро откроются сады и парки в Ро-
стове-на-Дону. Заканчивается посадка
декоративных деревьев, кустарников,
разбиваются газоны. На снимке: комсо-
молка Варвара ШЕВЧЕНКО (слева)
и Ирина ЧАЛБИНА за посадкой ку-
старников. в городском саду имени
М. Горького.
	Фото А. КОНОПЛЕВА.
	Ё-`“ иг км [О
	ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
	Паряды вместо
спортинвентаря.
	Больше года назад в городе Острогожеке
открылея магазин культтоваров. В нем ееть
спортивный отдел. Но в этом отделе нель-
зя приобрести спортивный инвентарь. Его
попросту там никогда не бывает. Однажды
только, прошлым летом, в магазин при-
везли несколько пар маек и трусов. Й все.
На этом торговая деятельность спортивно-
TO отдела, закончилась.

Заведующий матазином тов. Щеглов не-
однократно делал заявки на необходимый
спортивный инвентарь, но заведующий Во-
ронежским облторготделом эти требования
не принимал во внимание.

Так прошел зимний спортивный сезон,
на пороге—летний. Заявка на спортивный
летний инвентарь подана давно, ответа по-
ка нет. Это очень тревожит наших физ-
	вультурниквов.
М. СЕРТАНОВ,
г. Острогожск
Воронежской области.
	— 4
По следам
пеопубликованных писем
	Читатель Гайдков сообщил в «Комоо-
мольскую. правду» о том, что физкультур-
но-массовая работа в г. Гремячинске Мо-
лотовской области запущена.

Как нам сообщил cexperaps Молотовско-
го обкома ВЛКСМ тов. Оборин, факты,
изложенные в письме, подтвердились. Для
оказания практической помощи городской
комсомольской организации в Г. Гремя-
чинск послана бригада обкома ВЛКСМ.
					А. А. Григорьев и Д. М. Лебедев. Приори-
тет русских. открытий в Антарктике.
1950 г; Стр, 94. Тир. 60.000 экз: Цена 60 к.

В. С. Дмитриев. Сталинский план преоб-
разования природы претворяется в жизнь.
1950 г. Стр. 23. Тир. 90.000 экз. Цена 60 к.

Н. А. Максимов. Мичуринское учение и
физиология растений, 1950 г. Стр. 94. Тир.
60:000 экз. Цена 60 к.

В. А. Шаумян. Успехи мичуринской био-
логии в молочном животноводстве. 1950 г.
Стр. 24. Тир. 40.000 экз. Цена’ 60 к.

В. М, Сенюков. Выдающийся советский
геолог академик И. М. Губкин. 1950 г.
Стр. 22. Тир. 55.000 экз. Цена 60 к;

В. В. Шаронов. Есть ли жизнь на плане-
тах? 1950 г. Стр. 94. Тир. 40.000 экз. Цена
60 к.
— И. И. Попов. Солице и Земля. 1950 г.
Стр. 20. Тир. 40.000 экз. Цена 60 к.

В. В. Федынский. Небесные камни — ме-
теориты и. метеоры. 1950 г. Стр. 23. Тир.
40.000 экз. Цена 60 к.

И. Ф. Шевляков. Было ли начало и будет
ли конец мира? 1950 г. Стр. 20. Тир. 40. 600
экз. Цена 60 к.

„И. Бадылькес. Искусственный холод и его
применение в народном хозяйстве, 1950 г.
Стр. 24. Тир. 50.000 экз. Мена 60 к.
	+
	«В этой книге очень много героев, но
по-настоящему раскрыты лишь некоторые
из них... Случается, что сам автор забывает
о пих, например, о ДЛеньке. Было интерес-
но, принесет ли Ленька заваленный зубок,
что выйдет из его разговора е Никитой, a
оказалось, что Ленька не пришел — не
сдержал слова!.. Матусова тоже не видим в
работе. Известно линть, да и то немного, 0
его прошлом. Он появляетея в книге для
любви в Даше. В такой книге ни к чему
герой, не играющий больше никакой роли.
Мало говорится о трех новичках, решивших
итги в лаву. Что привело их к этому реше-
	В издательстве «Правда» выпили из печа-
ти стенограммы публичных лекций, прочи-
танных в Центральном лектории Всесоюзно-
го общества по распространению политиче-
ских и научных знаний в Москве, а также
ряд научно-популярных лекций этого обще-
ства: ..

А. П. Ляпин, И. В. Сталин о постепенном
переходе от социализма к коммунизму.
1950 г. Стр. 94. Тир. 220.000 эвз. Цена 6Ок.

И. Д. Лаптев. И. В. Сталин — творец кол-
хозного строя. 1950 г. Стр. 40. Тир. 160.000
экз. Мена 60 к.

А, М. Еголин. И. В. Сталин и советская
литература. 1950 г. Стр. 32. Тир. 185.000 экз.
Цена 60 к.

Г. М. Любаров. Феликс Эдмундович Дзер-
жинский. 1950 г. Стр. 39. Тир. 195.000 экз.
Цена 60 к.

М. Н. Благовещенский, Монгольская На-
родная Республика. 1950 г. Стр. 23. Тир.
120.000 экз. Цена 60 к.

В, И. Пудовкин, Е. М. Смирнова. Пути
развития советской художественной кинема-
тографии. 1950 г. Стр. 38. Тир. 70.000 экз.
Цена 60 к.

П. А. Петров. Социалистическая собствен-
ность. 1950 г. Стр, 32. Тир. 125.000 экз. Це-
на 60 к.
		Экспединия под руководством академика  Москва.

.

отношение ребят к книге. Школьница из
г. Ступино пишет: «Нет биографии автора!

mh FENN at er
	Нет портрета! Нет предисловия! Бумага
неважная. Переплет слишком плохой. Та-
кую марлю для переплета не годится ста-
вить для детей. Четыре, шесть оборотов, и
	НИКа рассыпаетея: В конце книги очень _
	хорошо было бы печатать объяснение труд-
ных слов. и сведения о писателе».
Энергичные замечания этой девочки во
многом справедливы, в частности, суше-
ственно последнее: краткие сведения о пи-
сателах давать, конечно, следует. Тогда не
будет таких, например, недоразумений:
«Тов. С. Т. Аксаков, я вас не знаю и
вы меня. Но по вашей книге. «Аленький
цветочек» я шлю вам привет. Знаменитый
	цисатель, я вас очень поздравляю 34 вия
	рассказ». Гав пишет девятилетний маль-
	чик, не подозревая, что письмо не дойдет по
	адресу.

А другому, благополучно здравотвующему
писателто, адресованы такие строки:

«Большое вам спасибо, если вы еще жи-
вы и здоровы. А если померли, тоя пивотда
не забуду о вас».

°В самом деле, надо хоть в двух словах
сообщать, кто и когда надисал книгу, — 06
этом настойчиво напоминают ребята в своих
письмах, и в их голосу нельзя He ‚прислу-
шаться.

Миновал ХШ пленум Союз» советских
писателей. На нем 05060 стоял вопрое 0
детской литературе. Много было сказано
хороших, разумных, справедливых слов ©
том, как должна дальше жить и о чем рас-
сказывать детокая литература, какие пе-
ред нею пути и возможности. На днях ми-
новала очередная «неделя детской книги».
Дети встречались с писателями, говорили 0
прочитанном, о том, что им по душе, & 910
не нравится. Продолжение этого ‘большого,
нужного разговора можно найти в письмах,
что приходят в адрее Дома детской книги.
Этих писем в одной статье не перечислишь,
их И во многих статьях не перескажешь. В
них бьется горячая мысль, в них чуветвуют-
ся большая любовь и большое доверие, ко-
торов можно заслужить только хоропими
книгами 0 наших ребятах, 00 их жизни и
	Hk Mourad. ,
Ф. ВИГЛОРОВА.
		) апреля 1950 г.

3 CTD.
	Писательница Н. Вальма написала ипо-
весть «Староста Чарли». Повесть нечата-
лаеь в журнале «Пионер». Редакция полу-
чила много пиеем от ребят: они хотели
знать, что будет с Чарли дальше, настойчи-
во требовали продолжения, они -хотели сно-
ва встретиться е полюбившимея героем, и
писательница стала работать дальше. Так
появилась книга «Дети Горчичного рая».

В книге ищут ребята ответа на самое со-
хровенное, на самые важные для` себя во-
просы. ;

06 одной повести мальчик пишет; «Ёнига
эта хорошая, но скучная. Вы спросите, как
может быть скучная книга хорошей: Отве-
чаю: там  поучительного много. Читать
скучно, но инотла бывает трудно жить, не
знаешь, как поступить, & в этой книге при-
водятся разные случаи из жизни, там не все
правильно, но вотиа прочитаешь, то стано-
вится легче решать, как нужно поступать».
‚ Это письмо лишний раз говорит’ © том,
как велика ответотвенность человека, пи-
‚шущего для детей. Сделав неверный шаг,
поспорив се друзьями, а может быть, ис
самим собой, подросток обрыцается к книге
за, помощью, 33 советом. И надо, чтобы в
любом случае это был хороший, сердечный
ий умный совет, чтобы книга умела отве-
тить читателю верно, прямо, просто и
притом по возможности не скучно!

Вог нисьмо пятиклассницы Тони Жов-
цовой: «Сотого дня, как я прочитала эту
книгу (А. Ульяновой «Детские и школь-
ные годы Ильича»), в моем дневнике нет ни.
одной тройки. Когда я сажусь за етол гото-
вить уроки, меня манит солнышко, но
вепомню, как учился Влалимир Ильич, и
сижу, учу. Вот какую пользу принесла мне
oTa ЕНИГа».

А школьнипа из Вазахестана, прочитав
«Повесть о сыне» Е. Кошевой, пишет: «У
меня нехватает даже слов, чтобы выразить,
е ‘каким чувством я прочла книгу. Она по-
могла мне найти твердую почву пол ногами.
До сих пор я училась неважно. Эта книга
заставила меня опомниться».

Да, для них хорошая книга — поистине
руководстве к действию, она полчае нело-
	средетвенно определяет поведение, помогает
преодолеть слабость, осознать и побороть
недостатки характера.
	Еще одна черта этих писем — хозяйское
	ДОМЕ ПИОНЕРОВ шла читательская
конференция. Говорили о «Стожарах».

Й вдруг в зале погас свет.
— Будем продолжать! Мы ведь хорошо
	все помним! — закричали ребята. И в са-,
	мом деле, разговор 0 повести Мусатова, о
Сане Вюншажове и Феде Черкашине продол-
жалея и в темноте.

В друтой раз в Раменском был диспут о
школьной повести. День стоял ненастный,
шел дождь со енегом пополам, но в боль-
шой зал Раменского дома культуры битком
набились ребята — они пришли сюда, не-
смотря на непогоду. Потому что ни дождь,
ни снег не могут помешать тем, кто любит
ЕНИГУ.

Семь лет назад в Москве и Ленинграде
впервые была проведена «неделя детекой
книги», С тех пор она проводилась из ‘пода
в год, нашла свое прочное место в каленла-
ре и стала неотъемлемой частью весенних
школьных каникул,

И, как весе хорошее, яркое, интересное,
эту традицию переняли повсюду. «Вы, на-
верно, думаете, как мы в станице живем,
так ничего и не знаем, когда что у ребят
бывает, — пишут из детекого дома стани-
пы Терновекой Красводарекото края. —
Нет, мы про «неделю детской книги» зна-
ли и отметили ве. Конечно, у нас не было
ветреч с писателями, нет и больших книж-
ных выставок. У нае было вот как...»

У них было хорошю, потому что у них,
как веюду в нашей стране, книга — люби-
мый друг. И в етанице Терновской, и в Под-
московье, и в Иркутской области — повсю-
ду в 1950 году справляли этот хороший
праздник книги, одинаково дорогой и нуж-
ный и детям и тем, кто пишет для них. По-
тому что встреча в влумчивым, взыскатель-
ным, доброжелательным и нелицеприятных
читателем — это и радостно и поучитель-
но для писателя. А ребята именно такие
критики — доброжелательные и строгие.

По письмам, которые приходят в Дом дет-
ской книги, можно еудить о многом: © том,
что волнует ребят, какие требования они
предъявляют к книге. Даже когда они на-
зывают книгу хорошей, они пишут о том,
чего ей недостает, что, по их мнению,
илохо.

Ученица пятото класса 275-й москов-
ской школы посвящает свое письмо повести
Игишева «Мастера идут в лаву». Внига ей
очень нравится. Но, по пословице «не тот
друг, кто потатчик, & тот, кто советчик»,
на пишет так:
	«те места, где Володя становится твердым
и упрямым».

Они не хотят «готового» положительного
героя. «Я хочу, чтоб герой совершал опеиб-
ки и имел недостатки. И только потом стал
хорошим», — пишет мальчуган. Й это зна-
чит: хочу видеть, как растет человек, как
складывается ето характер, — ведь это
всегда самое интересное. ^

«Я хочу прочитать о советском школьни-
ке, но чтоб это был не идеальный образ, &
такой, какой встречается в жизни», — пи-
пет другой шеФлЬьник.

Алиеа Назарян из Еревана говорит: «Я
	нию, ночему именно эти трое рептились на   очень люблю’ читать книги, особенно про
это, 2 пожарние испугалея,—ведь дело не   фантазии и путешествия. Но вот я прочла
ТОЛЬКО в силе рук, но и. в характере?.. Не! «Мастера илут.в лаву». Я только что кон-
	‘поняла я также характера Ивановича. По-
чему, если он изобрел закаленный зубок,
‘это не использовали на всей шахте, почему
‘это изобретение не вышло за пределы од-
Ной шахты? Почему о нем говорят, что ког-
да мастер добрый, то, пожалуй, даст зубок,
& если злой, то и просить не стоит — не
даст? Разве у нае так бывает, чтобы ста-
хановел не делился своим опытом?»

Это разумная критика и 10 тону и по
смыслу своему. Она доброжелатетьна и вы-
зывает желание вновь задуматься над по-
вестью, которая ведь и в самом деле выит-
рала бы, если бы исправить в ней кое-что.

Ребят» хоропю знают, чего хотят. Они
хотят, чтобы всякая юнита говорила им 9
самом важном, о самом главном. Вот поче-
му они засыпали писателей, приезжавших
к ним на читательские конференции, ca-
мыми неожиданными вопросами. Речь шла
0 «Волшебном слове» В. Осеевой, а они
спрашивали: «Как понимать героизм?» В
другой раз пиватель рассказывал © своих
путешествиях, а елушатели, подробно рас-
спросив ето о краях. где он побывал, поже-
лали узнать: «Что такое настоящая
дружба?» Для них была прямая связь меж-
ДУ тем, что они слышали с трибуны, и тем,
® чем они хотели знать. Ибо лля них пи-
	чила читать эту книгу И села писать отзыв.
Я очень прошу, чтобы издательство выпу-
скало много таких книг».

«Мастера идут в лаву» — не фантазия,
не путешествие. Это повесть о шахтереком
труде, о простых, обычных людях, об их по-
вседневной жизни и работе. Но любитель-
нипу «фантазий и путешествий» эта книга
покорила правдой раксказанного, потому
что здесь есть становление характера, пре-
одоление того, что трудно, & это всегда сз-
мое интересное.

Ученипа седьмого класса просит: «Напи-
шите книгу о чистой дружбе, смелых серд-
цах и будничной жизни». Для этой девочки
смелое сердце, чистая дружба — неотъем-
лемая часть нашей жизни. Когда ребята
хотят читать о будничном, обычном, это
вовее но значит, что они отказываются от
высокой темы, от большого разговора. Нет.
Просто для них повседневное и высокое —
нераздельны, как это и есть в нашей совет-
екой действительности,

Их замечания очень существенны и при-
носят прямую, конкретную пользу. 0 пове-
сти «Кортик» семиклассница Рая Кюшеле-
ва пишет: «Ну и книга! Взк она мне понра-
вилась! Но я не поняла одну черту Миши:
настйчивый он быт или нет? То он He
	о чем они хотели знать. Ибо для них пи-
сатель — это учитель в самом глубоком и
подлинном значении слова.

«Лорогая Елена Ильина, напишите, по-
жалуйста, с чего начинать воспитывать во-
лю?» — пишет один мальчик. А москвичка
зоя Свирельщикова говорит, что в «Улице
младшего сына» ей 0с0бенно поправилиеь

настойчивый он был или нет? То он не
мог каждый день делать зарядку, а то со-
вершил такой подвиг, для которого надо
много настойчивости, Очень хорошая Ени-
Ta, 40 Там, мне так кажется, мало говорит-
ся о школьной жизни». И автор. повести. го-
ворит, что в булушем он непременно учтет
эти замечания юной читательницы,
	Теперь состав оркестра пополнен мо-
лодыми музыкантами из среды способ-
ной рабочей молодежи, Недавно на
олимпиаде в Киеве оркестру вародных
	‘инструментов была присуждена первая
	республиканская премия
К юбилейному вечеру `оркестр готовит
большую музыкальную программу.
А. TPEMBAG. :