КРИТ

ИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
	«Только идея Советской власти принее-
ла Армении мир и возможность нацио-
нального обновления», — говорил товарищ
Сталин. Мариэтта Шагинян по праву по-
ставила эти слова вождя эпиграфом в сво-
ей новой кните «Путешествие по Совет-
ской Армении *.

Страница ‘за страницей, шаг за шагом
раскрывают автор прекрасный образ рес-
публики. Мы видим, как угнотаемая
раньше, Нищая окраина превратилась
с помощью великого русского народа. под
руководством партии Ленина — Сталина,
пох благотворным воздействием советского
строя в цветущую страну © передовым, ме-
ханизированным сельским хозяйством,
развитой промышленностью, богатой куль-
турой.

В яркой, образной форме дает автор в
«Путешествий по Советской Армении» 0б-
ширный, фазнообразный познавательный
материал.

В одной из многочисленных живых сцен
М. Шагинян, большой мастер художествен-
ного слова, образно показывает, какая про-
пасть отделяет прошлое многострадального
армянского народа от его радостного. сози-
дательного настоящего.

В деревне Малишка Микояновского рай-
она автору повстречалея шестидесятилет-
ний колхозник Коное Григорьян. Хлебнув-
ший в прошлом немало горя, Конос c rop-
хостью показывает гостю кладовку, довер-
ху набитую продуктами, — это получено от
колхоза на трудодни. Чего только здесь нет!
Бесчисленные мешки е мукой и разными
крупами, огромные сосуды © медом, колба-
вы, кругами подвешенные к притолоке, гро-
мадные кувшины с молодым вином, тяже-
лые гроздья винограда, овощи...

Живым символом прошлого и настоящего
стоят рядышком два дома армянского кол-
хозника. В одном из них — этому дому уже
160 лет — Вонос жил до революции. «Пе-
	ред нами древний «глхатун» —— черное зем--
	ляное жилье. Вход в него поддерживается
двумя кривыми столбами, между которыми
висит плотная дверь на замке. Окон нет.
Зенляное жилье имеет лишь верхнее дымо-
вое окошко над вырытым в полу очагом».

В таких темных земляных норах тысяче-
летиями жили армянские крестьяне, без
света и чистого воздуха, терпя. жестокий
толот, болезни, вечную беспросветную нуж-
ду. Но выберемся поскорее из этой могилы и
войлем вместе с автором в новый дом армян-
ского колхозника, где Конос поселился уже
при советской власти.

Дом построен, как, сейчас всюду строят в
армянских селах, — это квадратное двух-
этажное каменное здание с застекленными
светлыми окнами и плоской крышей. Внизу
кухня и нечто вроде сарая. Наверх ведет
наружная деревянная лестница. Обязатель-
но открытая веранла и хорошие жилые ком-
наты 6 железными кроватями, коврами
собственной работы, швейной машиной,
тахтой, радио, патефоном, книжной полкой.

Ж№ивыми примерами, образами, убедителъ-
ными пифрами автор показывает, как в
поразительно короткий срок «из старой, за-
холустной губернии царского времени, с ее
ничтожно мелким хозяйством, ведшимся до-
потопными способами, встала цветущая
советская, республика Армения -— страна
садов. изрезанная каналами, страна цветной
	* М. Шагинян. Путешествие по Совет-
ской Армении. Изд-во «Молодая гвардия».
1360 г. Стр. 304. Тир. 45.000 экз. Цена

р.
	металтургии, химической промышленности,
сотен заводов и фабрик».

Неизмеримо выросла за тоды советской
власти культура Армении. В ео городах,
где до революции и мечтать не смели 0б
университете, теперь 14 вузов. 42 научно-
исследовательских института, своя Акаде-
мия наук. Широкая сеть больниц и лечеб-
ных пунктов раскинута по всей стране
вплоть до самых отлаленных, расположея-
ных высоко в горах сел, веками не знав-
ших никакой медицинской помощи.

Мы с интересом следуем за автором —
неутомимым путешественником — в поезде,
автомобиле, верхом на выносливой горной
лошади, а то и пешком. Осматриваем города,
колхозные села, каналы и гидростанций.
фабрики и музеи, развалины старинных
крепостей и памятники героям революции,
карабкаемся по уступам зантезурюких скал,
совершаем восхождение на вершины гор...

Мы близко знакомимся с замечательными
людьми Советской Армении, © героями Ве-
ликой Отечественной войны, передовиками
полей и фабрик, с деятелями армянекой
культуры, вносящими все более весомый
вклад в науку и технику, литературу и ис-
кусство страны Советов.

Зоркий наблюдатель и талантливый xy-
дожник, М. Шагинян веюду, в большом и
малом, показывает, как далеко шагнул за
	совотские голы народ Армении. На реальных
	фактах, в образах живых людей мы ясно ви-
дим, при своеобразии национального коло-
рита Армении, социалистическое содержание
созидательной деятельности армянского на-
рода.

Этот труд — именно так хочется назвать
книгу — хоропкий подарок советскому чи-
тателю. Особенно интересна она для моло-
дежи. Автор доносит до читателя богатый
познавательный материал. Внига учит еще
горячей, еще сознательней любить свою CO-
ветскую Родину, свой родной край.

Олнако, при неоспоримых достоинствах,
не все в этой книге на одинаково высоком
уровне, Если автор во многих случаях су-
мел «6 новых, завоеванных нашим народом,
исторических позиций» обратиться к прош-
лому, сумел ярко нарисовать ландшафт
страны, то некоторые экономические и ста-
тистические материалы, особенно касаю-
щиеся послевоенного периода, кажутся до-
бавленными в последнюю минуту, наспех
и не входят органически в общую ткань на-
учно-художественного повествования. А ме-
жду тем М. Шагинян в силах поднять на
высоту философского обобщения и хуложе-
ственного мастерства любой элемент своего
произведения.

В подробном описании богатых коллек-
ций картинной галлереи в Ереване почему-
то не показаны произвеления художников
советского времени — автор ограничивает-
ся только упоминанием о наличии соответ-
ствующего раздела. ©

Затрудняет чтение книги отсутствие
географических карт кажлого упоминаемого
автором района, a также — алфавитного
указателя собственных имен и названий.

В ноябре текущего гола исполняется 30-
летие советской власти в Армения. Шо-
этому особенно своевременно появление
	этой патриотической книги. Она ярко и
	правдиво показывает, как армянский народ,
вдохновленный идеями ленинизма, гением
великого Сталина, строит вместе со всеми
народами нашей страны новое, коммунисти-
ческое общество.
			На берегу Тыми

В звоне пил пригорок возле Тыми.
Говорок рязанский у костра.
Мастера с руками золотыми —
Плотники пришли сюда вчера. ‘
	И до поздних сумерек с рассвета
Шум не молкнет на ‘речном мысу.
Берег Тыми, в песнях не воспетый,
В стружке весь, в поделочном лесу.
	Вырастают рядом сруб за срубом,
И горяч бригад рабочих труд!
Лихо валят сосны лесорубы,
Плотники от них не отстают.
	Село тут будет! Сад и солнце будет!
Вот идут монтеры, ковали...

Очень быстро обживают люди
Наши, советский, русский Сахалин!
	`Мих. УЛЬЯНОВ,
Южный Сахалин,
—б—
	КИНОЛЕКТОРИИ
В ПОЛЕВОМ СТАНЕ
	Более трехсот километров отделяют рай-
онный пентр. Рудню-Камышинскую от Ста-
линграда. Но здесь ключом бьет жизнь, пол-
ная радости, счастья. Молодые колхозники
и колхозницы самоотверженно трудятея в
общественном хозяйстве, собирают высокие
урожаи, получают большие ‘удои молока.

С похвалой отзываются колхозники 0
юношах и девушках села Ильмен, которые
славно поработали на строительстве гихро-
электростанции. В этом селе сейчас горят
лампочки Ильича, электроэнергия приводит
в движение зерноочистительные машины,
мельницу, маслобойный завод, лесопилку.
	Вомсомольцы, молодые колхозники
не только хорошо трудятся, но и весело,
культурно проводят свой досуг. В клубах,
избах-читальнях они слушают лекции, 50-
клады, участвуют в кружках художествен-
ной самодеятельности,

Чтобы полнее удовлетворить залтроеы мо-
лодежи, мы решили создать кинолекторий.
Поставили перед сбой. цель: ознакомить
молодежь с лучшими вкинокартинами, Перед
киносвансами наметили проводить лекции,
	дхоклалы. Эта инициатива была полдержаиз
	комсомольскими активистами.

Первые лекция прочли секретарь обкома
BIECM тов. Одинцов, пропагандист тов. Баг-
ров, инспектор облоно тов. Гриднева. Темы
лекций были такие: «Боевой путь. Ленин-
ско-Сталинского комсомола», «0 дружбе,
товариществе и любви», «Образ молодого
человека в советской литературе». Я посвя-
THA евою лекцию борьбе комсомольцев за
выполнение послевоенной сталинской пяти-
летки.

Лекции вызвали болыпой интерес. Их
слушало более 2.500 юношей и ^ девушек.
Просторный дом культуры не мог вместить
peex желающих. Пришлось несколько лехд-
ций читать по радио. За четыре дня моло-
дежь проемотрела кинофильмы «Чапаев»,
«Рядовой Александр Матросов», «Повесть о
настоящем человеке», «Три встречи».

Сейчае нап кинолекторий обслуживает
полевые станы. Колхозники, механизаторы
е охотой прихолят посмотреть кинофильмы,
	пселушать лекции. Недавно в ‘полевой стан.
	колхоза имени Калинина приехала вино-
передвижка. До начала сеанса лекторы бесе-
	ховали с трактористами, интересовались их
выработкой, знакомились, как работают
комсомольцы. На первой лекции присут-
  ствовало 117 человек.

Кинолекторий дал нам возможность улуз-
шать культурно-массовую работу среди мо-
лолежи. 42 молодых колхозника и тракто-
	риета из колхозов «Пролетарий», имени
	Балинина подали заявления о вступлении
в комсомол.

Райком ВЛЕСМ принимает все меры Е.
тому, чтобы еще лучше организовать кичэ-.
обслуживание населения, шире развефнуть
	лекционную работу. :
Ф. ТИТАРЕНКО,
секретарь Руднянского райкома ВЛКСМ
Сталинградской области.
	Улица Ленина в Сталинграде украшается новыми замечательными сооружениями. Педавно здесь началось строительство мнотоэтаж-
ного жилого дома, Кирничную кладку первого этажа успешно заканчивает бригада комсомольца Вениамина Кондрашенко. На
снимке — молодые каменщики за работой. Справа — бригадир КОНДРАШЕНКО. Фото А. БРЯНЦЕВА.
	ААЛЕНЬКИИ

РАССКАЗ
	Сады у икол
	Пионеры и школьники Старогольекой
средней школы пол руководетвом старшей
нионервожатой Шабановой в прошлом году
заложили на пришкольном участке сал. Уча-
шиеся Лазовской семилетней школы тоже
посадили свой вал. Ребята заботливо уха-
живали за деревьями и сохранили их. При
школе создан учебно-опыгный участок. Ия-
тересную работу проводят здесь юпые на-
TYPALUCTH под руководетвом преподавателя
биологии — комсомолки Baramesoit. B apo-
шлом году они вырастили голозерный овес,
выюокоурежайное просо, арбузы.

Большую работу по сбору семян древес-
ных пород и хревонасаждению проделали
учащиеся Глебовекой, Панькорекой и Ста-
рогольской школ.

Пионерские дружины этих школ награж-
дены Почетными грамотами обкома ВЛЕСМ.
Среди награжденных вежатая пионерекого
отряла Судбищенской ерелней школы Валя
Батищева, ученица 6-го класса Лазовской
школы Зина Сотникова и другие.

Горячую поддержку у пионеров и уча-
щихея нанего района нашел призыв федя-
кинцев: Ученики каждой семилетней и еред-
ней школы решили посадить в этом году не
менее 500 саженцев, а начальной—300 сз-
женцев кустарников: Каждый пионер и
школьник района посадит и вырастит 15 де-
ревьев.

Учащиеся Судбищенской средней школы
решили не только озеленить прищкольный
учаеток. но и обеалить деревьями пгоссей»
	ную дорогу.
И. РОМАЩИН,

секретарь Судбишенского райкома
комсомола.
	Орловская область.
	ПЕРВАЯ ПОЛУЧКА
	училище встретило его обычным шумом.
Была перемена. Перед учительекой Саша
на секунду остановился и осторожно от-
крыл дверь.

— Павел Владимирович! Можно вас?

Мастер привычным движением, не глядя,
сунул в нагрудный карман синей спецов-
ки штангенциркуль, которым OH TO-TO
измерял, векинул на 10б очки в простень-
вой железной оправе и затем уже повер-
нулея к двери.

— А-а, мой питомец объявился!-—обра-
довалея он. — Ну-ну, рассказывай, порадуй
старика...

— Я сегодня получку получил! — вы-
палил вдруг Саша.— Вот, посмотрите.

— Поздравляю, сынок! —— сердечно отве-
тил мастер.

— Вы свободны. сейчас?

— Свободен. А что?

—— Пойдемте со мной!

— Вуда же?

— Да тут недалеко... за угол, — емутил-
ся Саша. .

Павел Владимирович подозрительно по-
косился. Но Саша ничего не заметил. Он тя-
нул мастера на улицу.

«Неужели водкой угощать вздумал? —
забеспокоилея старик. — Ишь ты, за угол.
На Гоголевскую. наверно. Погоди же, mpu-
дем, отчитаю я тебя по старой памяти. Вев
будешь помнить». Г

`Мастер сердито крякнул ‘и крупно з2-
шагал.

Вышли на улицу. Шли молча. Впереди
мастер, чуть поотетав, Саша. Вот и угол
Тоголевской. Нужно направо. Но Саша тро-
нул за рукав Павла Владимировича и под-
вел его к киоску с мороженым.

— Дайте четыре порции!-—срывающим-
ся голосом произнес он.

Сияющий, повернулея в мастеру.

— Это вам от меня!

Дрогнули прокуренные усы Павла Вла-
димировича. Бережно принял он подарок.

— Спасибо, дружок. Большое спзсибо!-—
И мастер чуть наклонил в поклоне седую
голову.

— Да вы кушайтет

Но старый мастер что-то медлил. Одной
рукой он держал все четыре порции эскимо,
другой полез в карман и, вынув платок,
стал старательно протирать етекла очков.
А мороженое таяло под пальцами Павла
Владимировича и падало на тротуар белы-
	ми капельками...
А. МАРЬЯСОВ.
	Отойля от окошечка касеы, Cama He спе-
ша пересчитал деньги. 347 рублей и 84 ко-
пейки. Бумажки были новенькие и приятно
похрустывали в руках.

Первая получка! Вот он, вчерашний уче-
ник ремесленного училища, & сейчае сле-
сарь четвертого разряда Александр Быков,
идет по улипе родного города с первыми 3a-
работанными деньгами. Идет степенно, не
торопясь. Он хорошо поработал, и деньги
ему заплатило государство не зря. Й когда
Саша увидел двух ремесленников, примо-
стившихея на’ прицепе прогромыхавшего
трамвая, он нахмурил белесые брови и про-
ворчал точь в точь, как это делал отец:

— Ишь, сорванцы!

Вепомнил отца. Он погиб на фронте. В
день получки отец всегда приходил с подар-
ками для него и для младшей сестренки
Лизы. Еще с порога весело кричал:

— А ну-ка, отгадайте, что я вам при-
нес! -

Дети с визгом бросались к отцу, повиса-
ли у него на руках. Начиналась возня.
Мать стояла у окна и ласково отчитывала
всех троих. Потом отец долго умывался,
фыркая и брызгаясь.

И сегодня Саша будет долго умываться.
А уж потом, когда сядет на отцовское ме-
сто, отласт деньги. Мать, наверно, на рало-
стях воплакнет и обнимет сына. Извеетное
дело, женнтина... А сестренка должна бы ©
сегодняшнего дня перестать дразниться.

— Надо ей купить что-нибудь, — поду-
мал баша.— H mame. rome...

Будто с неба, прямо под ноги с шумом
шмякнулея футбольный мяч. И пока он
приплясывал на тротудре, Саша занес ногу,
чтобы лихо ударить по мячу. Но сразу же
дернул себя. Неудобно. Улица. Глянул на
играющих ребят во дворе огромного, с ко-
лоннами здания, В этом ремесленном учили-
ще он два года обучался.

«Как там поживает Павел Владимиро-
вич?»

Сердце Саши наполнилось каким-то не-
изведанным горячим чувством. В нем было
столько благодарности и доверчивой нежно-
сти к мастеру, что даже защипало глаза.
Павел Владимирович научил Сашу мастер-
ству. Он „Дал ему в руки напильник в тот
памятный первый урок. Мастер, бывало, и
бранилея и хвалил. Был он по-стариковеки
строг и придирчив, но уж коли замечал ста-
ранье и любовь в делу, становилея привет-
тив и мягок.

—- Зайлу к мастеру, — решил Cama.
	_ 180 километров
‘на шлюпке
	Вомеомольцы-досфлотовцы. Ввгений Тиз
тов;  Геннадий ‘Андреев, Яков Шнейдер,
Виктор Морозов. Юрий Шеногин, Валентин
Шагин, Анатолий Емельянов во главе ©
инструктором военно-морского клуба Ни-
колаем Кочуевым совершили трехсуточный
поход по реке Клязьме на шестивесельном
яле. Участники похода прошли по маригру-
ту Владимир — Собинка — Владимир.

Всего было пройдено около 180 километ-
ров. Сейчае комсомольцы готовятся в но-
вому, более длительному переходу.

А. ШИЛОВ,
заместитель председателя Владимир-
ского областного комитета ДОСФЛОТ.
	«ЛРУЖНЫЕ РЕБЯТА» № 6
	В 15-летию co ana смерти И. В. Мичу-
	рина журнал опубликовал рассказы В. Ела-
гина и В. Лебедева, посвященные великому
преобразователю природы.
	В номере лана подборка писем 00 ини-
	циативных делах пионеров-мичуринцев.

В очерке «Всегда вперед!» 0. Бедарев
рассказывает на страницах журнала о своей
поездке в Румынию в еостзве делегации ©о-
ветской молодежи.
		Вышел в свет июньский номер журнзла
ЦЕ ВЛКСМ для деревенских пионеров и
школьников «Дружные ребята». В номере
ханы материалы, рассказывающие о том,
как много интересного, увлекательного не-
сет ребятам веселое пионерское лето. 06
этом говорится и в очерке С. Жемайтиса
«В пионерской дружине», й в многочислен-
ных письмах юных читателей журнала, и
в стихах А. Левушкина, Е. Трутневой,
Я. Кистяковской, и в песне А. Пришельца
(музыка В. Ренева).
		— Не хочешь, значит, один оставаться,
не хо-очешь,— доносился до слуха Чакана
вздрагивающий, растроганный голос Тимо-
фея Тимофеевича, накилывавшего на же-
ребца уздечку.

Перегнав через рукав последнюю лошадь,
он приткнул лодку к черневшей у берега из
воды. коряте и, прошуршав по песку тяже-
лыми шагами, опустился рядом © Чаканом,
умеряя дыханье.

— Этого особенно береги,— сказал он 0
жеребце, повернув к Чажану свое бледное
лицо, усеянное зернами. пота.— Пю свободе
его выездить надо. Цены ему нет.

Они долго сидели рядом, не проронив ни
слова, хотя им многое нужно было азать
друг другу в эту минуту. Всю свою жизнь,
от самого рождения, они были связаны од-
ной, ни на мгновенье не порывавшейся
ниткой. Роели по соседству, однолетками,
служили в одном эскалроне у Буденного и
в один день отгоняли своих быков на обще-
ственный баз молодого хуторекого колхоза.
Теперь связывающая их нитка впервые по-
рывалабь — быть может, на время, бытЪ
может, ` навсегда... 06 этом они ничего не
могли знать и страшились думать.

Уже совеем стемнело и, чем большие егу-
щался вокруг них сумрак, тем резче высту-
пала из темноты светлая полоса Дона. Над
берегами нелвижно стояли серебряные вер-
бы. Из отделенного от Hux светлой поло-
вой не зажигавшего огней хутора не доно-
CHIOCh ни звука.

— А ты думаешь; мне-то в охотБУ, Вз-
ca,— заговорил Рубпов, связывая воедино
невысказанно бродившие в них мысли. Ya-
кан вадрогнул от этого слова — Baca и, в
особенности, от ласкового тона, ваким было
произнесено это слово.— Меня ведь тоже
Прасковья снарядила, в сумку две пары
белья назязала, сухарей. А как пошел в
последний раз в сады глянуть н8 Кусты,
над какими я все эти одиннадцать волхоз-
ных лет, как мать над детьми, бился, все
	* Продолжение. Начало см. в «Комсомоль-
ской правде» от 2 и 3 июня с. г.
	“4 А ль
	уаленькому квруглотелому товарищу, увЗ*
зывая рукой на тонкую линию оенежен-
ных гор, тянувшихся по горизонту на юге.
	Rag смог составить себе Чакан представ-
ление из тех слов, которые еще ‘оставила
ему память от трехлетнего германекого: иле-
на, танкист. говорил следующее:

— Hy, вот тебе, Бертольд, и Вавказ.
Вот эта двугорбая — Эльбрус. Ее ‘еще на-
зывают  Минги-тау — Тысячная гора,
тридцатом году, воспользовавшиеь русеким
гостеприимством, я тут карабкалея е аль-
пенштоком. Как видишь, это не так далеко,
как тебе казалось.

— Пои не так близко, Вилли, — в03р3-
жал ему товарищ. И с его выхоленно-бело-
го полного лица не сходило ироническое,
KaCdue выражение. Глаза его вее время не-
доверчиво скользили По кустам, свертили
зеленую чащу, Один раз они даже уперлись
в то дерево, за которым лежал Чакан. Ча-
кан врое в землю. Но танкист равнодушно
скользнул взглядом дальше.

— Я уже давно заметил, Бертольд, что
ты принадлежишь к числу маловеров,— го-
ворил высокий.— Вероятно, ты толькэ
тогда поверишь, когда воочию увидишь в
действии приказ фюрера: каждому ступив-
шему погой на Кавказ — двадцать пять
гектаров земли и вилла за счет государетва,
Нет, ты только представь на минутку —
горное гнездо в виду этих белых енегов,
среди вечной природы. При некоторой игре
воображения можно представить ебе и
другое — скажем, черкешенку, боготворя-
щую хозяина дома. И даже не охну, а двух-
трех, сообразно захону адата. Но для этого
придется перейти в мусульманотво, Что ж,
это даже забавно. На ролине — католик,
здесь — магометанин. Дома -— законная же-
на, здесь — черкешенки...

И, довольный своей шуткой, схватив-
шись руками за живот и сламываясь вдвое,
он смеялся громким деревянным смехом,
Смех его гулко раскатывалея в тишине
лесной пологы. Глядя на него, и маленький
танкист выжал на своем брезгливом лице
слабое подобие улыбки;
	(Продолжение следует).
				е запада и, темнея, таяла в отдалении.
Между лесной полосой и веселыми, лучезар-
но побеленными домиками станицы лежало
черное‘ поле майского пара, уже слегка 38-
лопушенное на гребешках борозд широкими
листьями осота. Ни на пахотном поле, ни
в ветвях придорозжного леса ничто не выда-
вало присутствия людей и не было видно
никакого движения, хотя вокруг шла
стрельба, черный дым, поднимаясь из пзнт-
ра станицы, винтом вкручивалея в небо, и
неустанно вились над тем местом самолеты.

В зеленом затишье. лесной полосы глохла
артиллерийская канонада. Зато, как бы
подчеркнутые ею, громче разносилиеь го-
лоеа птиц, населявших кроны молодых ду-
	1 бов. Солнечный свет CTPYHICA CKBO3b EX
	листву на опушку. Она одичало поросла
птиповником, на котором уже начинали
спеть ягоды, изжелта краснея на колючих
кустах, как зажженные свечи.

Под кустами, в теплом, влажном сумраке
роела медовая ‘каМка. Пышно-белые, з3-
брызганные росой зонтики манили к себе
пчел, летевших откуда-то из-за лесной
гряды, из степи. С мягким, нежным звоном
паслись они на кашке и снова трепещущи-
ми огоньками уносились за курчавый лиет-
венный гребень.

Радостным, мирным песнопением труда
потянуло на Чакана от их незамирающего
движенья. Не шевелясь, он смотрел на
пчел, велушиваясь в их приглушенный
рокот, И, объятый грустным локоем, совсем
было прослушал возникший вдруг поблизо-
сти другой, металлический звук И едва
успел ничком упасть за ствол дерева, уви-
лев выезжавшие на опушку из-за вустов
пгиповника лва небольших танка.
		ооо tg tte ae №№ №
	А. КАЛИНИН.
	Ivy Ниву, она не могла убить могучего
	очарования степи. Здесь, где гнал свой та-
	бун Yanan, na Meme, отделявшей Дон от Ву-
бани и Ставрополья, она была исполнена
единственной, свовобычной красоты. Вол-
нисто зеленеющие суровые увалы При-
донья, емягчаясь все дальше на юг и все
ближе к Тереку, завершалиеь неомраченно
ровным, открытым всем ветрам, простором—
лишь У самого Каспия снова вздымался
он горбами песчаных бурунов с угрюмо мер-
пающими между ними солончаками. Пра-
Bee, Ha запад, темнела из предгорных ту-
манов грива закубанского леса. И все вен-
чал собой недоступно далекий, ослепитель-
но белый ‘днём и хрупко-еиний ночью
снежный хребет, за которым лежало море.

Пятый дель двигался с лошадьми по ств-
пи Чакан. Изменив направление и сту-
пив нз кубанскую землю, он один очутилея
на дороге. Она бережно хранила на взби-
той, как пух, тысячами ног, колес и копыт
торячей пыли челтую их следов — всю по-
ступь проходившей незадолго перед этим
армии. Влизились голоса боя. Слышны были
уже не только густые, тяжелые вздохи ат-
тиллерийских батарей, не и прорывавиий-
ся между ними сухой, сорочий треск пуле-
кетов. Впереди в знойно-желтом небе, кав
в котле, кипели самолеты; свиваясь в клу-
бок и стеная. забирались все выше и выше.

— Вула же ты к чорту в зубы пра-
вишь?! —— закричал на Чакана перерезав-
ший ему дорогу солдат на одинокой подво-
де. И, злобно, витиевато выругавитиеь, мах-
нул через дорогу прямо по пшенице, исчез
в ве золотых волнах, кружа над головой
вожжи.

Bee чаше попрядывали ушами лошади,
теснее жались друг к другу. Один, красный,
жеребец, безразличный к окружающему,
также упорно охаживал белую молодую ко-
былу, ревниво грызся из-за нее во своим
вороным соперником.

Чакан погнал табун медленнее. Припод-
нимаясь на седле, вслушивался в крепвув-
шие звуки стрельбы и вглядывался в неяс-
но замаячивтую впереди семью белых стро-
ений. На всякий случай свернул © дороги
левее, огибая Пущевскую с юга, откуда ве
было слышно выстрелов. На окраине лес-
ной придорожной гряды остановился. Загнав
лошадей в гущину низкорослых деревьев,
вернулся на опушку, осмотрелся,

Булрявая гряда молодого леса, начива-
явь южнее станицы, тянулась вдоль Hee
	уже начинавшему отрастать После июнь-
сгого покоса лугу,
* s

В табуне шла своя жизнь. Лошади замет-
но нагуляли жиру на подножном сочнозе-
леном приволье, поокруглились в боках и
поплотнели в подгрудках. Выхоленно засия-
ла на них кожа, щедро окупанная утрен-
ними росами, обогретая солнцем, обласкан-
ная степным ветром, Чакан не торопил их,
сберегая силы молодняка, но и без этого
они легко уходили за сутки вперед на
сорок-пятьдесят километров.

Война пока еще не властна была в
этом табуне, свободно идущем по дороге.
Так же ошалело метались взад и вперед,
высоко подбрасывая тонкие ноги и резво
откинув хвосты, жеребята. Так же, вдруг,
бежали они к маткам, начинали толкать
их ллинными мордочками в Пах, суетливо
искали вымя. И матки сами подзывали их,
когда подходило время. Красный, © белой
звездной отметиной на лбу  жеребеп за-
теял извечную любовную игру © молодой
пегой кобылой. Была она невелика ростом,
бела. как снег, сухоголова и ушаста. В
позапрошлом году колхоз купил ее на тер-
ском конном заводе. Материнская, уходя-
шая своими истоками в арабский восток
кровь слилась в’ ней с донской, отцовекой,
и темный золотистый ремень бежал от гри-
вы до самой репки хвоста через всю спи-
ну кобылы. Мастыю и мелкой, сухой костью
она выделялась из всего табуна, парственно
плыла в нем, затесавшись в середину.

Днем жеребел все время жался к ней с
одного и © другого бока, закрыв глаза, клал
ей на изгиб шеи свою умную длинную го-
лову и уже покусалея из-за nero кобылы
с другим, старым жеребцом, некогда воро-
ным, а теперь линялым, с изморозно-седой
редкой шеретью.

Ночью же кобыла отбегала от табуна, 30-
вуще ржала. Серебряной трубой несся над
степью ее молодой сильный голос.

Как ни обезображивала война землю
каждый чае и на каждом шагу, заставив
людей жечь ее пожарами, когтить стальны-
ми машинами и обильно поливать кровью
в то время, когда нужно было убирать cue-
	Отрывки из романа*
£00
	во ине на дыбки поднялось. Помнишь, Вз-
ся, закапывали мы в землю эти винограл-
ныё чубуки в ту осень © нашим первым
председателем Щербининым Павлом. Так
они вместе с колхозом и возрастали. Так
неужто сейчас мне от этих моих детей ухо-
хить, бросить их на погибель чужакам —
нате, мол, пользуйтесь, истребляйте. Бро-
сить, Вася?
Й опять Чакан поежилея от этого сло-
	na — Вася и. вздохнув, молча выразил тес-
	нившие его. чувства.

— Нет, ты иди, —испутаася Рубцов, при-
нимая 970 за согласие е тем, что нужно
было всем оставаться, и больше всего боясь
быть не понятым в эту минуту. Он ветал,
и черная тень упала на воду от его
фигуры. — Будешь гнать табун — при-
жимайся в Манычу, там сена густые, —
добавил он поспешно, отрубая этими сло-
вами всякую возможность быть понятым
по-другому.

—- Там, если мою старуху обижать бу-
хут..-— вехлипнув, пробормотал Чаван:

— Ладно, ладно! — сердито’ закричал
Рубцов. И, ссутулившись, шагнул с берега
в лодку.-— Днем держись балками, от боль-
щой дороги отбивайся,— вривнул он уже
из лолки-— Трогайся, ночи сейчас корот-
кие... ежели свернешь на Кубань... жереб-
ца сберегай.. — Последние его слова заглу-
шились скрипом ‘и хлюланьем вебел.

Повле его отъезда Чакан лежал на берегу,
пока перед островом на Дону не загорелся
бакея, Трепещущий надочерной водой язы-
чок красного пламени мигал ласково и ма-
Hane,

«А, может, и мне...» — затрепетал Ча-
кан, не в силах оторваться от притягиваю-
шего его красного пятна, которое ширилось
и расплывалось у него перед глазами.

Вместо этого он встал и, вобрав табун,
погнал его прочь от Донз по лушистому,
	Сокрушая шиповник, они выехали на
опушву и остановились. Один танк остано-
вилея неподалеку от того дерева, за которым
лежал Чакан, и он услышал тяжелое биение
мотора за его тускло-серой броней и ощу-
тил волну густого жара. Не отрывая головы
от земли, Чакан скосил глаза вверх и в
сторону и тотчае же снова зажмурил веки,
обожженный крестами, черно сверкнувшимя
на него е борта и с башни танка.

Танки были чужие. Котла Чакан снова
открыл глаза, на опушке уже стояли двое
танкистов, одетые в круглые шлемы и в
темные комбинезоны, испачканные машин-
ным маслом. Высокий, с худым горбоносым
лицом с увлечением объяснял что-то евоему