Речь на Ш Всероссийском
	(Ленин был ветречен бурной овацией
съезда). Товарищи, мне хотелось бы сегодня побеседовать на
тему о том, каковы основные задачи Союза коммунистической
‘молодежи и в связи © этим — каковы должны быть организации
молодежи в социалистической республике вообще.

На этом вопросе тем более следует остановиться, что в известном
смысле можно оказать, что именно молодежи предстоит настоящая
задача создания коммуниетического общества. Ибо ясно; что поко-
ление работников, воспитанное в капиталистическом обществе, в
лучшем случае сможет решить задачу уничтожения основ старого
капиталиетического быта, построенного на эксплуатации. Оно в
лучшем случае сумеет решить задачи создания такого обществен-
ного устройства, которое помогло бы пролетариату и  трудовым
клаюсам удержать власть в своих руках и создать прочный фун-
дамент, на котором может строить только поколение, ветупающее
в работу уже при новых условиях, при такой обстановке, когда,
нет экоплуататорокого отношения между людьми.

И вот, подходя с этой точки зрения к вопросу о задачах моло-
дежи, я должен сказать, что эти задачи молодежи вообще и союзов
коммунистической молодежи и всяких других организащий в чает-
ности можно было бы выразить одним словом: вадача состоит в
том. чтобы учиться.
	Понятно, что это лишь «одно слово». Оно не дает еще ответа
	на главные и самые существенные вопросы,-— чему учиться и hak
учиться? А здесь вее дело в том, что вместе с преобразованием
старого капиталистического общества учение, воспитание и обра-
вование новых поколений, которые будут создавать коммуниети-
ческое общество, не могут быть старыми. Учение, воспитание и
образование молодежи должно исходить из того’ материзла,’ вото-
рый оставлен нам старым обществом. Мы можем строить комму-
Низм только из той суммы знаний, организаций и учреждений, при
том запаюе человеческих сил и средств, которые остались нам от
старого общества. Только преобразуя коренным обравом дело уче-
ния, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть
того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы со-
здание общества, не похожего на старое, т.е. коммунистического
общества. Позтому нам нужно подробно остановиться на вопросе
о том, чему мы должны учить и как должна учиться молодежь,
	если она действительно хочет оправдать звание кюммунистиче-.
	ской молодежи, и как подготовить ее к тому, чтобы она сумела
достроить и ловершить то, что мы начали.
	Я должен сказать, что первым, казалось бы, и самым естествен-
ным ответом является то, что союз молодежи и вся молодежь в00б-
Ite, которая хочет перейти к коммунизму, должна учиться ком-
мунизму.

Но этот ответ: «учиться коммунизму» является слипиком общим.
Что же нам нужно для того, чтобы научиться коммунивму? Что
нам нужно выделить из суммы общих знаний, чтобы приобрести
знание коммунизма? Тут нам угрожает целый ряд опасностей,
которые еплотнь и рядом проявляют себя, как только задача учить-
ся коммунизму ставится неправильно, или когда она понимается
слишком однобоко.

Естественно, что на первый взгляд приходят в голову мысли
о том, что учиться коммунизму — это значит усвоить ту сумму
знаний, которая изложена в коммунистических учебниках, брошю-
рах и трудах. Но таков определение изучения коммунизма, было бы
слишком грубо и недостаточно. Если бы только изучение комму-
низма заключалось в усвоении того, что изложено в коммуниети-
ческих трудах, книжках и брошюрах, то тогда елишком легко мы
мотли бы получить коммунистических начетчиков или хвастунов,
3 это сплошь и рядом приносило бы нам вред и ущерб, так как, эти
люди, научивитиеь и начитавиеиеь того, что изложено в коммуни-
стических книгах и броппорах, оказались бы неумеющими соеди-
нить все эти знания и не сумели бы действовать так, каю того
действительно коммунизм требует.
	Одно из самых больших зол и бедствий, которые остались нам
07 старого капиталистического общества, это полный разрыв книги
с практикой жизни, ибо мы имели книги, где все было раениеано
в самом лучшем виде, и эти книги, в большинстве случаев, явля-
лись самой отвратительной лицемерной ложью, которая Wi те
рисовала нам капиталистическое общество.
	Поэтому простое книжное усвоение того, что говорится в книгах
о коммунизме, было бы в высшей степени неправильным. Теперь
в налтих речах и статьях нет простого повторения того, что. гово-
рилось раньше о коммунизме, так как наши речи и статьи евя-
заны с повседневной и всесторонней работой. Без работы, без
борьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр
и произведений ровно ничего не стоит, так как оно продолжало бы
старый разрыв между теорией и нрактикой, тот старый разрыв,
который составлял самую отвратительную черту старого буржуаз-
ноге общества,

Еще более опасным было бы. если бы мы начали усвамвать
	о ТОЛЬКО коммунистические JO3VHIH. Если бы мы в0-время эту опас-
	ность не поняли и ести бы мы всю напгу работу не направили на,
то, чтобы эту опасность устранить, тогда наличие полумиллиона
или миллиона людей, молодых юношей и девушек, которые после
такого обучения коммунизму будут называть себя коммунистами,
принесло бы только великий ущерб для дела коммунизма.

Тут перед нами встают вопрос о том, как, же нам нужно сочетать
вое это для обучения коммунизму? Что нам нужно взять из старой
школы, из старой науки? Старая школа заявляла, что она хочет
созлать человека всесторонне образованного, что онз учит наукам
вообще. Мы знаем, что это было насквозь лживо, ибо все общество
было основано и держалось на разделении людей на классы, на
экоплуаталоров и угнетенных. Естественно, что вся старая школа,
будучи целиком пропитама, классовым духом, давала, знания толь-
ко детям буржуазии. Каждое слово ее было подделано в интересах
буржуазии. В этих нгколах молодое поколение рабочих и крестьян
нё столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той
же буржуазии. Воспитывали их таж, чтобы создавать для нее при-
толных слуг, которые были бы отособны давать ей прибыль и вме-
сте с тем не тревожили бы ее покоя и безделья. Поэтому, отрицая
старую школу, мы поставили себе задачей взять из нее лишь то,
что нам нужно для того, чтобы добиться HacTOaIero коммунисти-
ческого образования.

‘Здесь я полхожу к тем нареканиям, в Тем обвинениям старой
школы, которые постоянно приходитея слышать и которые ведут
нередко к бовершенно непразильному толкованию. Говорят, что
старая школа была школой учебы, школой муштры, школой зу-
брежки. Это верно, но надо уметь различать, что было в старой
школе плохого и полезного нам, и надо уметь выбрать из нее то,
что необходимо для коммунизма.

Старая школа была школой учебы, она заставляла людей усваи-
вать маюсу ненужных, лишних, мертвых знаний, которые забивали
голову и превращали молодое поколение в подогнанных под общий
ранжир чиновников. Шо вы сделали бы огромную ошибку, если бы
попробовали сделать тот вывод, что можно стать коммунистом,
но усвойв того, Что накоплено человеческим знанием. Было бы
оптибочню думать тах, что достаточно усвоить коммунистические
лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив ©ебе той
суммы знаний, последетвием которых является сам коммунизм.
Образцом того, кав появился коммунизм из суммы человеческих
знаний, является маркеизм.

Вы читали и слышали о том, Kak коммунистическая теория,
коммунистическая наука, главным образом созданная Маркеом,
ках это учение марксизма перестало быть произведением одного,
хотя и гениального социалиста ХХ века, каю это учение стало
			> СТА. 1 октября 1950 г.
	ленное крестьянство, которая устояла при веех натисках экеплуа-
таторов. Только этот класс может помочь трудящимся массам объ-
единиться, сплотиться и окончательно отетоять, окончательно
закрепить коммунистическое общество, окончательно его по-
строить. °
Вот почему мы говорим: для нас нравственность, взятая вне
человеческого общества, не существует; это обман. Для нас нрав-
ственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата.
А в чем состоит эта классовая борьба? Это — царя свергнуть,
капиталиетов свергнуть, уничтожить класе калтиталиетов.
	А что такое классы воббще? Это то. что позволяет олной части.
	общества присваивать себе труд другого. Если одна часть обще-
ства присвамвает себе всю вемлю, мы имеем класеы помещиков
и крестьян. Еели одна часть общества имеет фабрики и заводы,
имеет акции и капиталы, а другая работает на, этих фабриках, мы
имеем классы капиталистов и пролетариев.
	Нетрудно было прогнать царя — для этого потребовалоеь всего
несколько дней. Не очень трудно было прогнать помещиков. —= это
можно было сделать в несколько месяцев, не очень трудно про-
гнать и капиталистов. Но уничтожить класеы несравненно труд-
Нее; все еще осталось разделение на рабочих и крестьян. Вели
	крестьянин сидит на отдельном участке земли и присваивают себе
	лишний хлеб, т. е, хлеб, который не нужен ни ему, ни его ехо-
тине, а все остальные остаются без хлеба, то крестьянин пуозоз-
щается уже в экоплуалатора. Чем больше оставляет он себе хлеба,
тем ему выгоднее, 2 друтие пусть голодают: «чем больше они
голодают, тем дороже я продам этот хлеб». Надо, чтобы вее paso-
тали по одному общему плану на общей земле, на общих фабриках
и заводах и по общему распорядку. Легко ли это делать? Вы ви-
дите, что тут нельзя добитьея решения так же легко, как про-
гнать царя, помещиков и капиталистов. Тут надо, чтобы проле-
тариат, перевоспитал, переучил часть крестьян, перотянул ‘тех,
которые являются крестьянами трудящимися, чтобы уничтожить
сопротивление тех крестьян, которые являются ботачами и нажи-
ваются на счет нужды остальных. Значит, задача борьбы проле-
тариата еще не закончена тем, что мы свергли царя, прогнали
помещиков и капиталистов, а в этом и состоит задача том по-
рядка, который мы называем диктатурой пролетариата.
	Влассовая борьба продолжается; она, только изменила, свои фор-
мы. Это клабсовая борьба пролетариата, за то, чтобы не могли
вернуться старые эксплуататоры, чтобы соединилась раздроблен-
таял масса темного крестьянетва в один союз. Влассовал борьба
продолжается, и ната, задача, подчинить все интересы этой борьбе.
И мы свою нразственность коммунистическую этой задаче подчи-
няем. Мы говорим: нравственность это то, что служит разрушег
нию старого эксплуататорского общества и объединению всех тру-
дящихеся вокруг пролетариата, созилающего новое общество ком-
мунистов.

Коммунистическая нравственность это та, которая служит этой
борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой экеплуа-
тации, против всякой мелкой собственности, ибо мелкая собетвен-
ность дает в руки одного лица то, что создано трудом всего обще-
ства. Земля у нас считаетея общей собственностью.
	ПУ, & если из этой общей собственности я беру себе известный
кусок, возделываю на нем вдвое больше хлеба, чем нужно мне, и
излишком хлеба спекулирую? Рассуждаю, что, чем больше голод-
пых, тем дороже будут платить? Разве я тогда поступаю, как
коммунист? Пет, как эксплуататор, как, собственник. С этим нуж-
но вести борьбу. Еели оставить так, то все скатлтся назад, к

Власти капиталистов, к власти буржуазии, ‘каю это бывало не раз
в прежних революциях. И, чтобы не дать снова, росстачовлиься
власти калиталиетов и буржуазия, лля этого Hy торгалмества
не допустить, для этого нужно, чтобы отдельные Amma He Hany.
‘зались на счет остальных, для Этото нужно, чтобы трудящиеся
сплотилиеь с пролетариатом и составили коммунистическое обще-
етво. В этом и состоит главная особенность того, что является
основной задачей союз» и организации коммунистической моло-

en.

Старое общество было основано на таком принциле, что либо
ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты паботавить
на другого, либо он на тебя, либо ты рабовлахелец, либо ты раб.
И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать,
6 молоком матери воспринимают психологию, привычку, поня-
тие — либо рабовладелец, либо раб, либо мелкий собственних,
мелкий служащий, мелкий чиновник. интеллигент, — словом, че-
ловек, который заботитея только о TOM, чтобы иметь свое, & до
другого ему дела нет. =.
	Если я хозяйничаю на этом участке земли, мне дела, нет до дру-
гого; если другой будет голодать, тем лучше, л дороже продам
свой хлеб. №ели я имею свое местечко, как врач, как инженер,
учитель, служащий, мне дела нет до другого. Может быть, по-
творствуя, угождая власть имущим, я сохраню свое местечко, ль
еще смогу и пробиться, выйти в буржуа. Такой психологии и та-
кого настроения у коммуниста быть не может. Когда рабочие и
крестьяне доказали, что мы умеем своей силой отетоять вебя и
создать новое общество, вот здесь и началось новое. коммунисти-
ческое воспитание, воспитание в борьбе против эксплуататоров,
воспитание в союзе с пролетариатом против эгоистов и мелких
собственников, против той психологии и тех привычек, которые
говорят: я добиваюсь своей прибыли, а до остального мне пет
никакого дела. ;

Вот в чем состоит ответ на’ вопрос, как должно учиться ком-
мунизму молодое подрастающее поколение.
	Оно может Учиться коммунизму. только связывая каждый шаг
	своего учения, воспитания и образования е непрерывной борьбой
	пролетариев и трудящихся против старого экеплуататолекотго 2
		общества. Вютдь нам говорят о нравственности, мы говорим: ДлЯ
коммуниста нравственность вея’в этой сплоченной солидарной”
дисциплине и сознательной массовой борьбе против экеплуатал-
ров. Мы в вечную нравственность не верим и обман веяких сказок
о нравственности разоблачаем. Нравственность, служит для того,
чтобы. человеческому обществу подняться выше, избавиться от
эксплуатации труда.

Чтобы это осуществить, нужно то поколение молодежи, которое
начало превращаться в сознательных людей в обстановке дисци-
плинированной отчаянной борьбы о буржуазией. В этой борьбе
оно воспитает настоящих коммунистов, этой борьбе оно лолжно
подчинить и связать с ней веякий шаг в своем учении, образова
нии и воспитании. Воспитание коммунистической молодежи долж-
но состоять не в том, что ей подносят всякие усладительные речи
и правила о нравотвенности. Не в этом состоит воспитание. №0745
люди видели, как их отцы и матери жили под гнетом помепиков
и капиталистов, когда они сами участвовали в тех муках, зугорые
обрутивалиеь на тех, кто начинал борьбу против экеллубаторов,
когда они видели, каких жертв стоило продолжить У борьбу,
чтобы отстоять завосванное, каким бешеным врам являются
помещики и капиталисты, — тогда эти люди воспитываются в этой
обетаповке коммунистами. В основе коммукиеРической нравствея-
ности лежит борьба за укренление и завершение коммунизма. Вот
в чем состоит и основа коммуниетического вобпитанил, образова-
ния и учения. Вот в чем состоит ответ ва вопрос, как нахо
Учиться коммунизму.
	Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы
оно было загнано только в школу и оторвако от бурной жизни.
Пока рабочие и крестьяне остаются угнетенными помещихами, и
капиталистами, пока школы остаются в руках помещиков и капи-
талистов. поколение молодежи остается слепым и темным. А нала
	школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырао\-
тывать бамим коммунистические вогляды, должна делать из низ
образованных людей. Она должна за То время, пока люли в ей
учатся, делать из них участников борьбы за освобождение OT
	(Окончание см. на 3-Й стр.)
	`В. И. Ленин среди делегатов ПТ Всероссийского съезда комсомола.
	Рисунок П. ВАСИЛЬЕВА.
	учением миллионов и десятков миллионов пролетариев во всем
мире, применяющих это учение в своей борьбе против калитализ-
ма. И если бы вы выдвинули такой вопрос: почему учение Маркса
могло овладеть миллионами и десятками миллионов сердец самого
революционного класса — вы сможете похучить один ответ: это
произошло потому, что Марке опирался на прочный фундамент
человеческих знаний, завоеванных при капитализме; изучивии
законы развития человеческого общества, Маркс понал ноизбеж-
ность развития калитализма, ведущего к коммунизму, и, главное,
он доказал это олько на основании самого точного, самого деталь-
ного, самого глубокого изучения этого капиталиетического обще-
ства, при помощи полного усвоения всего того, что дала прежняя
наука. Все то, что было создано человеческим обществом, он пере-
работал критически, ни одного пункта не оставив без внимания.
Вее то, что ‘человеческою мыелью было создано, он переработал,
подверг критике, проверив на рабочем движении, и сделал те вы-
воды, которых ограниченные буржуазными рамками или связан-
ные буржуазными предрассудками люди сделать нё могли,

Это надо иметь в виду, когда мы, например, ведем разтоворы
0 пролетарекой культуре, Без ясного понимания того, что только
точным знанием культуры, созданной всем развитием человече-
ства, только переработкой ее можно строить пролетарскую куль-
туру — без такого понимания нам этой задачи не разрешить: Про-
летарекая культура не являетея высекочиваней неизвестно откуда,
	не является ВЫДУМЕОЙ людей, которые называют себя специали-
	стами по пролетарской культуре. Это все сплолиной вздор. Прюле-
тарекая культура должна явиться закономерным развитием тех
запасов знания, которые человечество выфаботало под гнетом ка-
питалистического общества, помещичьего общества, чиновничьего
общества. Вее эти пути и дорожки подводили и полводят, и про-
должают подводить к пролетарской культуре так же, как полити-
ческая экономия, переработанная Максом, показала нам то, в
чему должно придти человеческое общество, указала перехох к

классовой борьбе, к началу пролетарской революции.
	Когда мы слышим нередко и среди представителей молодежи,
и среди некоторых защитников нового образования нападки на
старую школу, что старая школа была школой вубрежки, мы
говорим им, что мы должны взять то хорошее, что ‘было в старой
школе. Мы не должны брать из старой игколы того, когда память
молодого человека обременяли безмерным количеством знаний, на
девать десятых ненужных и на одну десятую искаженных, но это
не значит, что мы можем ограничиться коммунистическими выво-
дами и заучить только коммунистические лозунги. Этим комму-
низма не создаль. Коммуниетом стать можно лишь тогда, когда
обогатишь свою память знанием всех тех богатетв, которые выра-
ботало человечество».
	Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершен-
ствовать память каждого обучающегося знанием основных фажлов,
ибо коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вы-
веску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут
переработаны в его сознании все полученные знания. Вы должны
не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестиеь к ним
критически, чтобы не загромождать своето ума тем хламом, кото-
рый не нужен, а обогатить ого знанием всех фактов, без которых
не может быть современного образованного человека. Шли ком-
мунист вздумал бы хвастаться коммунизмом на основании полу-
ченных им готовых выводов, пе производя серъезнейшей, трудней-
шей, большой работы, не равобравитиеь в фактах, к Которым он
обязан критически отнестись, такой коммунист был бы очень пе-
чален. И такое верхоглядетво было бы решительным образом
губительно. Еели я знаю, что знаю мало, я добьюсь TOTO, чтобы
знать больше, но если человек будет говорить, что он коммунист
И что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего похожего
	на коммуниста из него He выйдет.
	мыпыенности и земледелия, причем надо возродить их не по-ста-
рому. Надо возродить их на современной, по последнему слову нау-
ки построенной, основе. Вы знаете, что этой основой является
электричество, что только, когда произойдет электрификация всей
страны, вех отраслей промышленности и земледелия, когда вы
эту задачу освоите, только тогда вы для себя сможете построить
то коммунистическое общество, которого ‘не сможет построить ета-
pos поколение. Перед вами стоит задача хозяйственного возрож-
дения веей страны, реорганизация, восстановление и земледелия,
и промышленности на современной технической основе, которая
покоится на современной науке, технике, на электричестве. Вы
прекрасно понимаете, что к электрификации неграмотные люди
не подойдут, и мало тут одной простой грамотноети. Здесь недо-
статочно понимать, что такое электричество: надо знать, как тех-
нически приложить его и к промышленности, и к земледелию, и
в отдельным отраслям промышленности и землелелия. Надо на-
учиться этому самим, надо научить этому все подрастающее тру-
дящееся поколение. Вот задача. которая стоит перед всяким со-
знательным коммунистом, перед веяким молодым человеком, кото-
рый считает себя коммуниетом и ясно отдает себе отчет, что он,
вступив в Воммунистический союз молодежи, взял на себя задачу
помочь партии строить коммунизм и номочь ‘всему мололому поко-
	лению. создать коммуниетичесокое общество. Он должен ПОНЯТЬ, ЧТо
	TOIDRO на основе современного образования он может это создать,
и, если он не будет обладать этим образованием, коммунизм оста
нетея только пожеланием.
	у предыдущего поколения задача сводилась в свержению бур-
жуазии. Тогда главной задачей была критика буржуазии, разви-
тие в массах ненависти к ней, развитие классового сознания,
уменья сплотить свои силы. Перед новым поколением стоит задача
более сложная. Мало того, что вы должны объединить вее свои
силы, чтобы поддержать рабоче-коеестьянекую вааеть’ против
нампестрия капиталистов. Это вы должны сделать. Это вы пре-
красно поняли, это отчетливо представляет себе коммуниет. Но
этого недоеталочно. Вы должны построить коммунистическое 90-
щество. Первая половина работы во многих отношениях сделана,
Старое разрушено, как его и следовало разрушить, оно нредетав-
ляет из себя груду развалин, ках и следовало его превратить в
груду развалин. Расчищена почва, и на этой почве молодое ком-
муниестическое поколение должно строить коммунистическое обще-
	ство. Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить,
	TOIBRO овладев всем современным знанием, умея превратить ком-
мунизм из готовых ваученных формул. советов, рецептов, пред-
	писаний, программ в то живое, что объединяет валу непоеред-
	ственную работу, превратить коммунизм в руководетво для вашей
практической работьк.
	Вот задача ваша, которой вы должны руководствоваться в деле
образования, воспитания, подъема всего молодого поколения. Вы
должны быть первыми строителями коммунистического общества
среди миллионов строителей, которыми должны быть вбёякий мо-
лодой человек, всякая молодая девушка. Без привлечения всей
массы’ рабочей и крестьянской молодежи в этому строительству
коммунизма вы коммунистического общества не построите.
	OICCh A CLTECTBCHHO подхожу к вопросу о том, как мы должны
учить коммунизму, в чем должна состоять особенность налптих
приемов.
	Я здесь остановлюсь прежде всем на вопросе о коммуниегиче-
ской морали.
	Бы должны воспитать из ся коммунистов. задача Союза мо-
лодежи — поставить свою практическую деятельность так, что-
бы, учась, организуяеь, сплачиваясь, борясь, эта молодежь вос-
питывала бы себя и всех тех, кто в ней видит вождя, чтобы она
воспитывала коммунистов. Надо, чтобы все дело воспитапия, об-

разования и учения современной молодежи было воспитанием в
ней коммунистической морали.
	Но существует ли коммунистическая мораль? Существует ли
коммунистическая: нраветвениость? Конечно, да. Часто предетав-
ляют дело таким образом, что у нас нет своей морали, и очень
часто буржуазия обвиняет нае в том, что мы, коммунисты, отри-
цаем всякую мораль. Это — способ подменять понятия, бросать
песок в глаза рабочим и крестьянам,

В каком смысле отрицаем мы мораль, отрицаем нравственность?

В том смысле, в каком проповедывала ее буржуазия, которая
выводила эту нравственность из велений бога. Мы на этот счет,
конечно, говорим, что в бога не верим, и очень хорошо знаем, что
от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила
буржуазия, чтобы проводить свои экенлуаталорекие интересы. Или
вместо того, чтобы выводить эту мораль из велений нраветвен-
ности, из велений бога, они выводили ее из идеалистичееких или

полуидеалистических фраз, которые всегда сводились тоже к TOMY,
что очень похоже на веления бога.
	DV ANY тавую нравственность, взятую из внечеловечеокого,
внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман,
Что это надувательство и бабивание умов рабочих и крестьян в
	интересах помещиков и капиталистов.
	Старая школа вырабатывала прислужников, необходимых для
капиталистов, старая школа из людей науки делала людей, кото-
рые должны были писать и говорить, как угодно калиталистам.
Это значит, что мы должны ее убрать. Но, если мы должны ее
Убрать, если мы должны разрушить, значит ли’ это, что мы не
должны взять из Нее все то, что было накоплено человечеством
необходимого для людей? Значит ли, что мы не должны суметь
равличить то, что являлось необходимым для капитализма и что
является необходимым для коммунизма?
	На место етарой муштры, которая проводилаеь в буржуазном
обществе вопреки воле большинства, мы ставим сознательную
дисциплину рабочих и крестьян, которые соединяют с ненавистью
ю старому обществу решимость, уменье и готовность объединить
и организовать силы для этой борьбы, чтобы из воли миллионов
и сотен миллионов разрозненных, раздробленных, разбросанных
на протяжении громалной страны воздать единую волю, ибо без
этой единой воли мы будем разбиты неминуемо. Без этого сплоче-
ния, без этой сознательной дисциилины рабочих и крестьян Налие
дело. безнадежно. Без этого победить капиталистов и помещиков
всего мира мы не сможем. Мы не закретим даже фундамента,
не говоря о том, чтобы на этом фундаменте построить новое, ком-
мунистическое общество. Также и отрицая старую школу, питая
совершенно законную и необходимую ненависть в этой старой
школе, ценя готовность разрушить старую тиколу. мы лолжны
	понять, ЧТо На место старой учебы, сталой зубрежки, старой муш-
	тры мы должны поставить уменье взять себе всю сумму челове-
ческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы у ва
чем-то таким, что заучено, & был бы тем, что вами самими про-
думано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными
с точки зрения современного образования.
	Бот как надо поставить остовные  садачи, когда мы говорим о
задаче: научиться коммунизму.
	Чтобы это вам пояснить, подходя в то же время к вошрюосу, ках
учиться, я возьму пример практический. Вы все знаете, что перед
Нами сейчас же велед за задачами военными, задачами охраны
республики, встает задача хозяйственная, Мы знаем, что комму-
нистическото общества нельзя построить, если не возродить про-
		Мы говорим, что налца нравственность подчинена вполне инте-
ресам классовой борьбы пролетариата. Налиа нравственность вы-
	водится из интересов’ классовой борьбы пролеталиалта.
	Такое объединение могли дать только фабрики, заводы, только
пролетариат, обученный, пробужденный от сталюй спячки. Лишь
	тогда, когда этот класс образовалея, тогда началось массовое ABH-
жение, которое привело в тому, что мы видим сейчас, — к победе
пролетарской революции в одной из самых слабых стран, три года
отстаивающей себя от натиска буржуазии воего мира. И мы видим,
как, пролетарокая революция растет во всем мире. Мы говорим
теперь на основании опыта, что только. пролетариат мог создать
такую сплоченную силу, за которою идет раздробленное. распы-