Спартакиада пяти
республик
	МА-АТА, 6 октября. (Наш норр.).
Здесь торжественно открылась традицион-
ная спартакиада пяти республик Средней
Азии. В ней участвует около тысячи силь-
нейших спортеменов Узбекистана, Казах-
стана, Таджикистана, Киргизии и Туркме-
нистана. Спартакиада является демонстра-
цией единства и дружбы братских наро-
дов. Она завершает интереснейший епортив-
ный сезон, в течение которого физкультур-
ники Средней Азии установили около
300 новых республиканеких рекордов.

Торжественный марш открыли спортеме-
ны Узбекистана. В их рядах — юные cra-
хановцы талкентских заводов, хлопкоробы
Голодной степи, студенты. За последний
год физкультурные организации республи-
ки выросли в полтора раза. Минувшим ле-

том спортемены Узбекистана установили
91 рекорд.

Много молодежи и в других спортивных
делегациях. Казахетан гордится электри-
ком акмолинского завода «Казахеельмаш»
комсомолкой Раисой Папаховой — чемпио-
ном республики в беге на 400 метров. Мь-
лодая туркменская колхозница Энеджан
Ханджиева-——одна из лучших мотопиклистэк
страны. Комсомолка Роза Рафикова недавно
стала чемпионом Киргизии по плаванию.

После парада на футбольном поле BCTDe-
тились команды Узбекистана и Казахстана.
Победили казахские футболисты. Накануне
узбекская команда выиграла у киргизской.

Большой интерес вызвали ветречи по
баскетболу. Женские команды Таджикиета-
на и Виргизии выиграли у команд КАзах-
стана и Туркменистана. Баскетболисты Тад-
жикистана победили команду Туркмени-
стана.

Спартакиада продлится пять лней.
			Удельный князь из Кишинева
	Однажды на собрании  железнодорожни-
ков станции Кишинев выступил комсомолец
Андрей Марин. Так, мол, и так,— началь-
ники поездов взятки берут. Например,
Поляков ‘или, скажем, Зеря. Подойдут к
проводнику и тянут за душу: «Зайцы есть?
Сообрази на пол-литра». Иные проводники,
такие, как Шихман, открыто возят безби-
летников и умеют ладить даже с ревизо-
рами!

Все вышеназванные лица сидели в зале,
пожимали плечами и, как водится в таких
случаях, невинно спрашивали друг друга:
«Какие взятки? О ком это говорят?»
	А за столом президиума возвышался их
начальник, Яков Григорьевич Богдан, и
улыбкой поощрял нежданного критика.
	Все было бы хорошо, но вот беда: Андрей
Марин сам работал проводником под
начальством Богдана. И случилось ему че-
рез несколько дней после собрания встре-
тать начальника на. перроне.

— А-а, критикан!— на этот’раз Богдан
не улыбался. — Ходишь здесь, непорядки
высматриваешь? Кру-у-гом! Бе-е-гом марш!

Не успел Андрей справиться с удивле-
нием, как услышал:
	— Ага, не выполняешь приказа! Отстра-
няю!

И действительно, отстранил Марина от
работы. ?

Подал Марин жалобу в расценочно-кон-
фликтную комиссию. Комиссия немедленно
собралась: Будницкий, Гончаренко, Бейдер-
ман и’Фукс. Но собрались эти люди лишь
для того, чтобы оставить потомству для
изучения образец подхалимства и криво-
душия.

Докладывал Богдан. Доказательства в
его речи не фигурировали. Он просто пред-
ложил отклонить заявление Марина и под-
нял руку, сказав: «Я — за». И вслед за его
рукой поднялись еще четыре угодливых
руки.

— Беречь нос надо, — назидательно ска-
зал Богдан Марину на прощанье, — не со-
вать в чужие дела.

Конечно, Марин мог бы сразу. же посту-
пить на работу в другое место. Но можно
ли мириться с прихотью удельного князька,
чудом дожившего до наших дней? Да это
и нелепость — бросить родную дорогу, ко-
торую ты успел полюбить, предприятие,
где ты стал стахановцем. Марин был одним
из лучших проводников резерва, имел бла-
годарность начальника дороги и был пре-
м: путевкой на курорт.

то было в мае сорок восьмого года.

Теперь давайте перенесемся к началу
года сорок девятого. В долгих мытарствах
Марин успел уже истоптать пару башма-
ков и извел на заявления ворох бумаги.
Он похудел и осунулся.

Глубокой зимой из разных учреждений
начали поступать к бое «входящие
номера» с требованиями восстановить Ма-
рина на работу. Пришло такое указание
и из министерства.

Но невозмутимый Яков Григорьевич
хорошо изучил характер своего начальства:
потопают ножками и отстанут.

Нисколько не страшась бумажного ливня,
он развлекался у себя в кабинете. Даже
придумал себе новую забаву. Вызвал
Андрея и ласково сказал ему:

— Не принять ли мне тебя и в самом
деле, а? Сходи-ка ты на медицинскую ко-
Миссию.

Марин обрадовался. Вскоре он принес
заключение: «Годен для работы проводни-
ком».

— Это, конечно, хорошо, если ты годен.
	Но я сомневаюсь, — сказал Богдан.-— Схоли
	SOK.
	Врачи’ удивились, но’ опять ‘осмотрели
	р

Марина. Здоров!

А через день Марин опять сидел в поли-
клинике, ожидая приема.

а этот раз врачи возмутились и броси-

лись к телефону. Они потребовали прекра-
тить издевательство над Андреем.

~~ Hy, хорошо, — согласился Богдан.—
Вот возьми последнее направление, освиде-
тельствуйся, и тогда поговорим.

Марин взял бумажку и прочел: «В пси-
хиатрическую больницу».
	ЛЬВОВ, 6 октября. (Наш норр.). Пять
тысяч трудящихся районного центра Брю-
ховичи ‘собрались на праздник песни, по-
священный успешной уборке урожая. На
площади перед Домом культуры выступили

коллективов художественной самодея-
тельности: педагоги и школьники, колхоз-
ники сел Рясне, Рудно, Каменка и других.
	Он предстал перед профессором-психиат-
pom, получил заключение и отнес его

огдану.

— Здоров? — Яков Григорьевич  погля-
дел на Марина очень. ласково. — А почему
же у тебя слезы на глазах? Нет, брат, у
тебя нервы’ шалят. Обманул профессора!
Ну-ка, сходи еще разок, покажись.

— Слушайте, молодой человек! — рас-
сердился профессор, увидев Марина.— Ваш
начальник, должно быть, сумасшедший!

А Богдан придумывал все новые кавер-
зы. Он заставил Андрея принести справки
о здоровье членов. семьи, справки из сель-
совета и, наконец... отказался восстановить
его на работе.

Лишь в декабре, когда в дело вмешались
сразу несколько городских и республикан-
ских организаций, его приняли на старую
должность проводника. ,

Но Богдан’ сказал:

— Долго у меня не проработаешь.

И послал проводника сторожить вагоны.

В нынешнем году, в мае, Яков Григорье-
вич Богдан отпраздновал свое повышение по
службе. Лишь после этого Андрея перевели
в поездную И

Наконец-то! Андрей Марин вооружился
сигнальными флажками и вошел в свой
вагон, как это было два года назад...

Но здесь опять выплывают на свет зна-
комые нам фигуры начальника поезда
Зери и проводника Шихмана.

ти покровители «зайцев» ехали в том
же поезде. То обстоятельство, что Шихмана
не раз уличали в лихоимстве, нимало не
отразилось на его благополучии. .
первом же рейсе Андрей заметил
около поезда подозрительных субъектов с
мешками. Шихман привел эту компанию в
свой вагон и быстро спрятал «зайцев» по
углам.
	Марин сообщил об этом работникам
	милиции. «Зайцы» были пойманы вместе с
	пройдохой-проводником. Опять Андрей су-
нул палку в осиное гнездо!

На конечной остановке Унгены Марин
запер на ключ свой вагон и ушел на стан-
цию. А вернувшись через несколько минут,
сразу заметил, что без него кто-то похо-
зяйничал в‘вагоне: исчезли оба сигнальных
флажка.

В это время Зеря в своем вагоне под
диктовку Шихмана уже строчил рапорт на
имя нового начальника резерва Дьячкова.
Ревизор Ильин стряпал акт. В обеих бу-
мажках кляузники «доводили до сведения»
о том, что Марин якобы спал на посту, в
подтверждение чего и прилагались взятые
У него будто бы во время сна флажки.

Дьячков уже знал о том, что Марин не
раз выступал против нарушителей дисци-
плины на Кишиневской дороге. Получив
	ложный донос Зери и Ильина, он ‘обрадо-
	вался:

— Не клевещи на людей. Видишь —и
сам попался!

И уволил комсомольца. Заявления не-
скольких свидетелей, что Марин всю дорогу
	не смыкал глаз, Дьячков пропустил мимо
шей. Он был достойным преемником
огдана.
	Дальше история шла так... Собственно,
можно и не писать, как она шла. Читайте
все сначала, только вместо фамилии Бог-
дан полставляйте фамилию Дьячков. По-
вторилось заседание уже известной нам
комиссии четырех подхалимов. Были и
грозные распоряжения свыше о восстано-
влении Марина, но Богдан... простите, Дьяч-
ков оставил их без последствий.

Сейчас Андрей опять настоял на своем и
работает проводником. Но душа его неспо-
койна. За ним пристально следят шихманы,
ильины, Дьячков и сам Богдан.

Всех, кто откроет рот, чтобы вступиться
за комсомольца, Богдан и Дьячков  немед-
ленно призывают к порядку.

Прямо не верится, но факт налицо — два
человека, чьи «подвиги» уносят нас в дале-
кую, давно забытую провинцию, описанную
Салтыковым-Щедриным,— эти двое благо-
получно делают свою карьеру!

Пора положить конец этому необуздан-
	ному воеводству.
В. ДУДИНЦЕВ.
В. САВЕЛЬЕВА.
	Были исполнены Гимн Советского Сою-
за, Гимн Украинской ССР, пееня о Сталине,
песни советских композиторов, украинские
народные мелодии.

Праздники песни устраиваются и в дру-
THX районных центрах области. Велед 3a
районными состоится областной праздник
песни.
		2. Ушба побежлдена!
	17 августа. Снова в горах непогода.
Снежный покров достигает 30 сантиметров.
Итти нельзя. Залегли в палатке.

Перебираем в памяти пережитое. Таперь,
когда у нас снова есть запасы продоволь-
ствия, вспоминаем, как перед спуском с
вершины Шхельды Хергиани обнаружил в
рюкзаке яблоко. Подгнившее, подморожен-
ное, оно показалось нам необыкновенно
вкусным. `Запасливый Чартолани извлек из
Бармана кусок сахару, припрятанный им
Ha «черный день». Ни один из моих това-
рищей не притронулея к обнаруженным
«припасам». Ссылаясь на’то, что я физи-
чески слабее всех, они принудили меня под-
крепиться. А ведь каждый из них, так же
как и я, не ел четверо суток.

18 августа. Во второй половине дня по-
года улучшилась. Но служба прогнозов пре-
дупрежлает: предетоит ухудшение. Решаем
выступить немедленно, чтобы успеть пре-
одолеть Ушбу до метели. К вечеру достигли
северного плеча северной Ушбы.

19 августа. С утра все заволокло тума-
ном. Ушба встречает нас неприветливо.

20 августа. Прояеснилось. Дует сильный
южный ветер. Быстро собираемся и выхо-
дим на штурм трудных ледяных карнизов
северной Ушбы. Весь день в пути. Подни-
маемся по ребру. По бокам огромные ледо-
вые трещины, нагромождение льда.

В одной из трещин Зуребиани обнару-
живает обрывок веревки. Похоже, что ею
крепили палатку. Устанавливаем, что ве-
ревка не отечественного производетва. Ве-
роятно, это все, что осталось от аветрий-
ской экопедиции, погибшей на северной
Ушбе в 1931 году.

Цереходим на острый ледовый гребень.
Зуребиани — лучший среди нас мастер вы-
рубать ледовые ступени — приступает к ра-
Gore. 970 невыносимо тяжелый труд. (о сту-
пеньки на ступеньку поднимаемся по кру-
тому склону, десять часов подряд вырубаем
лед. На смену Зуребиани приходит Гвар-
лиани, затем неутомимый Чартолани.

Э вечера. Обессиленные и промовкшие, до-
бираемся до вершины горы. Сколько воспо-
минаний! Здесь в 1946 году семь дней от-
важный грузинский. альпинист Алеша Джа-
паридзе со своими спутниками выдерживал
отчаянную борьбу с ураганом. Когда альги-
нисты уже спускались с вершины, их на-
стигла лавина. На этой точке в последний
раз видела Алешу Джапаридзе и его това-
рищей вспомогательная группа е Гульского
ледника. Только спустя год удалось рае-
врыть теперь уже известную всем тайну
гибели Алеши: Мы нашли тогда его палатку
ий снаряжение...

‚ На этот раз северная Ушба встречает нае
сравнительно снокойно. Сигнализируем › бе-
Лой ракетой: «Благополучно поднялись».

21 августа. Встаем с рассветом. Зоркий
глаз сванского колхозника Хергиани заме-
тил где-то далеко на юге маленькое облач-
ко. Это плохой признак — приближается
буря. О`том же предупреждает и подняв-
шийся южный ветер. Находим тур с запис-
вой группы спортивного общества «Локо-
мотив», поднявшейся сюда год назад, 25 ав-
густа: «Братский привет вам, товарищи и
друзья, се побежденной вершины Ушбы».
Оставляем свою записку и быстро собираем-
ся в ПУТЬ.

Когда мы спускались здесь в 1946 году,
под ногами всюду были камни. Теперь они
покрыты льдом. С огромным трудом дости-
гаем седловины. Вакие-нибудь 120 метров
мы преодолевали в течение двух ‚часов.
	3 часа дня. Перед. нами отвесная ледяная
стена южной Ушбы. Зуребиани. выходит
вперед.. Снова. надо вырубать ступеньки.
Он делает это спокойно, методично, словно
не над пропастью. висит, а трудится у себя
на колхозном поле.
	Окончание. Начало см. в «Комсомоль-
ской правде» за 27 сентября с. г.
	им неловко с Андреем — Дубовым как со
взрослым человеком, перед которым они
чувствуют себя обидно «зелеными». И ес-
тественно, органично Андрей—Дубов стано-
вится руководителем, старшим товарищем
своих однокурсников. Они начинают пони-
мать, что Андрей тоже мечтает об участии
в великих стройках коммунизма, но меч-
тает не отвлеченню, как они, а готовится к
большим делам всегда и везде.

И в конце спектакля вместо «двух лате-
рей» мы видим дружную, сработавшуюся
семью студентов. Ведущее место в ней при-
надлежит Андрею, в устах которого есте-
ственно звучат слова о могуществе челове-
ка, о беспредельности его дерзаний.

Молодые актеры правильно раскрывают
основной замысел пьесы. Хороши в спектак-
ле образы девушек: вдумчивой «книжни-
цы» Светы (Н. Климович), порывиетой,
насмешливой Кати (А. Молчадская). По-
следней удалось передать не только детскую
угловатость и резкость своей героини, но и
ее пытливый ум, влюбленность в жизнь.

Даже франтоватый и незадачливый Боба
приобретает в исполнении А. Адоскина, но-
вые черты, делающие понятной дружбу Бо-
бы с Виктором и Светой. Молодой актер не
останавливает своего внимания на том, что
Боба очень любит мороженое и увлекается
	Погода ухудшилась еще больше. Бсе за-
волокло густым туманом. Отвесные скаль-
ные стены южной Ушбы обледенели.

Начинается самая тяжелая за все время
травереа борьба за овладение Ушбой. Впер-
вые в истории советекого альпинизма дви-
гаемся ночью, в сложных метеорологиче-
ских условиях. Впереди — Чартолани.

—- Каков путь? — спрашиваем его—
Нам ничего не видно.

— Одна веревка, и дальше тротуар, —
шутит он.

Слышен непрерывный стук ‘ледорубов и
Молотков, забивающих крючья в отвесную,
нависшую над пропастью скалу. Веревка
превратилась в ледяной трос, руки по ней
скользят. Потерять сейчас самообладание,
ослабить усилие воли — значит итти к ги-
бели. Каждый стараетея подбодрить друго-
го. Обмениваясь шутками, карабкаемея все
выше и выше. Наши мысли обращены к
Большой земле, к Родине, к тому, кто во-
одушевляет постоянно советских людей на
борьбу с любыми трудностями. Пусть сви-
репетвует ураган, пусть труднее и труднее
становится наша борьба,— мы знаем, что
наш переход нужен Родине как новое CBE
детельство силы и отваги ее. сынов.

Под ногами чувствуем небольшой поло-
гий склон. Сколько еще до вершины, неиз-
вестно. Решаем расчистить место и заноче-
вать. Пытаемся вырыть площадку. Но ледо-
рубы, повсюду встречая камень, отскакива-
ют. Остается вбить как можно крепче
крючья и переждать ночь.

Чартолани просит пустить его вперед на
длину веревки. Велед за ним идет Хергиани.
Подъем их продолжается полчаса. В это’ вре
мя мы томительно ждем.

Вдруг наверху вспыхнул огонь и сразу
же прогремел выстрел. Тишину ночи’ рае-
сек призывный крик Чартолани. Он бурно
приветствует нас с вершины Ушбы. Рыв-
ком, в какие-нибудь пять-десять минут по-
крываем оставшийся путь — и вот мы все
уже на узкой площадке. Цель достигнута.

Снизу, с Ушбинекого плато, взлетает
красная ракета. Ветер доносит радостное
«ура» нашей вспомогательной группы...

22 августа. Проснулись рано. Погода
ухудшается. Идем по восточному гребню.
В двум часам передвигаться уже невозмож-
но. Валит густой енег, ничего не видно.
Ровной площадки так и не нашли. Разби-
ваем палатку на склоне 35 градусов. Заби-
ваем крючья, закрепляемея, обкладываем
палатку камнями. День и ночь проводим в
сидячем положении. Вее время надо быть
начеку. Малейшее неосторожное движение—=
и вместе с сорвавитимися камнями полетим
в пропасть. Спим поочередно.

23 августа. В полудню прояснилось.
Спускаемся < вертикальной 200-метровой
скалы при помощи веревки в течение пяти
часов. Здесь 50—60 лет назад подолгу за-
держивались иностранные альпинисты, при-
езжавшие CO знаменитыми швейцарскими
проводниками, чтобы подняться по этой
стене, По пути мы не раз встречаем ржавые
крючья, забитые зарубежными епортемена-
ми. Так и не удалось им преодолеть грозную
скалу. В 1937 году сван-колхозник Хергиа-
ни первым поднялся по этой стене.

Ночуем на юго-восточном гребне южной
Ушбы. Поздравляем друг друта © победой.
Трудный траверс закончен. В эту минуту
мы снова обращаем свои мысли и чувзетва
к Родине. Советские спортемены даже в са-
мых тяжелых ‘условиях стремятся быть
людьми, не знающими страха и уныния,
готовыми преодолеть любые препятствия во
имя славы Отчизны.

24 августа. На Гульском леднике нас
радостно: ветречает вспомогательная груп-
па. Сюда, навстречу нам, вышли крестьяне
из селений Местиа и Бечо. Нашим певехо-
дом горячо интересуютея, наперебой рас-
спрашивают о пережитом. Окруженные кол-
хозниками, ‘идем в селение Ушхванари.
Врестьяне самого высокогорного в Грузии
селения горячо приветствуют нас, поздрав-
ляют © победой.
	В Кемеровском областном аэроклубе
ДОСАВ. На снимке: отличники учебы
комсомольцы электросварщик В. ГУТОВ
(слева) и школьник М. КУШНАРЕНКО
готовятся к зачетному полету. Справа —
инструктор аэроклуба А. ШИРИНКИН.

Фото П. КОСТЮНОВА. (ТАСС).
	Читатели о кала
	Брошюра, изобилующая
	ошибками
	В борьбе против реакционной идеологии
буржуазного космополитизма вопрос о при-
оритете отечественных ученых в науке
имеет огромное политическое значение. И
очень печально, когда видишь, что к этому
ответственнейшему делу некоторые авторы
подходят весьма легкомыеленно.

Примером безответственного отношения
к политически острой теме может служить
недавно выпущенная Грузмедиздатом 6бро-
ппора В. Ф. Вольского «0 низкопоклонстве
перед заграницей и приоритете отечест-
венных ученых: в медицине».

0 важнейших открытиях, сделанных на-
шими славными учеными, автор повествует
весьма поверхностно и сухо. Брошюра по
существу представляет собою перечень раз-
личных мелицинских специальностей и ка-
	‚лейдоскоп имен. Перечисляя факты, В. Ф..
	DOALCKHH He анализируег и не комменти-
рует их. Один уже этот. объективизм в по-
даче столь злободневного материала делает
брошюру неприемлемой для советского чи-
тателя.

Тов. Вольский допустил много искаже-
	ний. Этих искажений и фактических оши-
	бок особенно много в тех местах, где автор
пытается показать свои знания в области
истории медицины. Между тем, именно в
работах о приоритете нужна иеключитель-
ная достоверность и точность приводимых
фактов, ссылок, дат, имен и пр.

Автор, например, подчеркивает, что
H. И. Пирогов «был первым (подчеркнуто
мною.— Б. Х.) русским профессором-меди-
вом в своем отечестве» (стр. 11). Это ут-
верждение вызывает недоумение, ибо ис-
кажает историю отечественной медицины
и принижает ее. Известно, что и до Пиро-
гова в русской медицине было немало про-
фессоров-медиков, очень много сделавших
для прогресса отечественной и мировой на-
yeu. Достаточно для примера напомнить
хотя бы о знаменитом анатоме и хирурге
профессоре И. В. Вуяльском (о котором,
	кетати сказать, упоминает и тов. Вольский).
	& также о С. Г. Зыбелине, Е. 0. Мухине,
П. А. Загорском, М. Я. Мудоове и многих
других. Первым же русским профессором
хирургии был известный врач ХУШ века
В. И. Щепин.

В брошюре искажены имена многих уче-
ных. Здесь, например, намечатано: Манм-
вен вместо Матисеен (стр. 11), Г. А. Загор-
ский вместо П. А. Загорский (стр. 123),
1. Of. Дьяконов  вмеето П. И. Дьяконов
стр. 17), Дюксав вместо Люкс (стр. 32),
Левабиди вместо Леватиди (стр. 33) ит.д.

В брошюру не попали данные о многих
открытиях отечественных ученых.

Перечисление недостатков брошюры
В. ©. Вольского можно было бы про-
должить и далее, но и приведенные
данные весьма красноречиво  свидетель-
ствуют о безответственности автора.

Совершенно непонятна роль редактора
этого «труда» С. Кобаладзе.

Грузмедиздат допустил большую ошибку,
выпустив брошюру В. Ф. Вольекого.

Профессор Б. ХРОМОВ.
	. —oO—
Старейшее ремесленное
	училище
	(С высокими результатами
	ИЛЬНЮС, 6 октября. (Наш корр.). Над
государственным стадионом Литовской ССР
развеваетея алый флаг. Вчера злесь нача-
	лась вторая спартакиада прибалтийских со-.
	ветских республик. В ней принимают уча-
тие более 500 спортсменов. Среди них чем-
пион СССР и Европы И. Коткас (Эстония),
чемпион и рекордемен Советского Союза
Х. Липп (Эстония), чемпионы CCCP
А. Поцикас (Литва), А. Джарцанс (Латвия).

Спартакиада началась соревнованиями по
легкой атлетике. Уже первые итоги
спортивной борьбы показали значительно
возросшее мастерство  физкультурников
Прибалтики.  Женекая команда — Лат-
вии успешно выступила в эстафете
4 Х 100 метров. Спортеменки пронесли
эстафету за 50,3 секунды. Хорошего резуль-
тата добился латвийский  спортемен
И. Бирков. Он метнул копье на 62 метра
57 сантиметров.

В соревновании тяжелоатлетов  отли-
чился мастер спорта М. Русоник (Латвия).
Он установил два новых республиканских
рекорда в жиме двумя руками и в трое-
борье.

В соревнованиях по плаванию, прохо-
дивших в ‘Таллине, победила команда
Эстонии. Пловцы Литвы, занявшие второе
место, установили шесть новых республи-
канских рекордов.

После первого дня соревнований впереди
идет команда Латвии.

Спартакиада продлится еще три хня.
		Новая победа В. Смыслова
	На международном шахматном турнире в
Венеции состоялся седьмой тур. Гроссмей-
стер Смыслов одержал победу над Сабало-
шем (Италия). Партия гроссмейстера Котова
с французским мастером Россолимо осталась
неоконченной.

Поеле семи туров впереди попрежнему
гроссмейстер Смыслов. Он набрал 51 очков
из°7 возможных. На пол-очка от лидера
отстает Штейнер (США). У гроссмейстера
Котова —315 очка и одна незаконченная
партия.

В восьмом туре ветречаются Штейнер
(США) —Смыслов (CCCP) и Котов
(СССР) — Неслер (Италия).

СПЕКТАКЛЬ ТЕАТРА
ИМЕНИ МОССОВЕТА
	нявшими, что их знания должны уже сеичас
служить народу.

Пьеса А. Борозиной и А. Давидеона, то-
товившаяся театром в прошлом сезоне, не
устарела в настоящее время, когда опубли-
кованы исторические постановления совет-
ского правительства о строительстве Куй-
бышевской, Сталинградской и Каховской
электростанций. Авторы не проповедуют
«теорию малых дел».

Тема пьесы — ие «конфликт размеров
электростанций», не бесполезный спор о
том, что лучше — Днепрогэе или станция
мощностью в 50 киловатт. В ней решаетея
важный вопрос о том, что такое «вступле-
ние в жизнь» для студента, когда оно на-
чинается: только после получения диплома
или еще во время учебы в институте?

Именно на Ш курсе в большинстве ин-
ститутов начинается производственная
практика студентов, имеющая огромное
значение для их будущей самостоятельной
работы. Вот эта-то практика, пожалуй,
впервые показана в данной пьесе. Именно
практика, жизнь корректирует и мечты
Виктора и расчеты Андрея. Практика на-
глядно показывает студентам, как с каждым
днем меняется, ° улучшается  колхозная
жизнь. Молодые строители вдвое увеличи-
вают мощность своей станции в процессе
работы, потому что нужно дать электриче-
ство не только «своему» колхозу, но и с9-
седнему, отетающему.

Пьеса «Студент Ш курса» не свободна
от недостатков. Поверхностны и эпизодич-
ны образы прежних товарищей Андрея по
институту, непомерно развита любовная
линия. Не решена в пьесе и тема возвра-
щения фронтовика в институт, где он учил-
ся до войны. Вначале авторы слишком под-
черкивают одиночество Андрея среди ero
младших товарищей, & затем эта тема во-
обще исчезает из пьесы. Но это — лишь
частные недостатки. В целом «Студент Ш
курса» — нужное и интересное драмати-
ческое произведение, и театр им. Моссове-
та правильно сделал, что поставил его. Ре-
жиссер И. Анисимова-Вульф нашла верное
сценическое решение для спектакля, в ко-
	«СтуУде@8внт
	Уже название новой пьесы А. Борозиной
и А. Давидеона показывает, что она при-
надлежит к числу «студенческих» пьес,
редко появляющихся на сценах московских
театров. Поэтому всяческого одобрения за-
служивает почин театра имени Моссовета,
который открыл новый сезон спектаклем,
правдиво рассказывающим о жизни нашей
студенческой молодежи.
	№ сожалению, очень часто пьесы, по-
священные молодежи, строятся по опреде-
ленному стандарту. Обычно в них разраба-
тываетея конфликт между передовыми сту-
дентами и студентом «несознательным», ко-
торый к концу пьесы непременно перевос-
питывается. «Студент Ш курса» выгодно
отличается от подобного рода произведений.
В этой пьесе рассказывается не о «перевос-
питании» условно-отрицательного героя, а
о воспитании советских юношей и девушек,
0 их подготовке к самостоятельной работе.
	Терои пьесы — студенты Ш курса энер-
готического института Виктор, Костя, Ва-
тя — любят свою профеесию и мечтают о
строительстве гигантеких элеклростанций.
Но эти мечты еще расплывчаты и неопре-
деленны. «Единоборство © водопадом» на-
ступит после окончания института, з пока
летнюю практику на Севанстрое и мечты
of отдыхе в горах они воспринимают как
отрадный перерыв в повседневной жизни,
пак отдых от лекций, от сессии, которую
нужно едать как можно скорее, чтобы ле-
том целиком «уйти в романтику».

Третьекурсники с пренебрежением отно-
CATCH к «примитивной», как им кажется,
работе евоего товарища Андрея Рудакова,
вернувшегося после войны в институт. Он
создает проект маленькой, «портативной»
сельской электростанции, надеясь осущеет-
вить его на практике.

Жизнь подтверждает его правоту. Предсе-
Датель березовекого колхоза просит постро-
ить у них именно такую электростанцию.
Третьекурсников во главе с Андреем, авто-
ром проекта, отправляют на летнюю прак-
тику в этот колхоз. Виктор потрясен: вместо
Севана ему предстоит работа, на. маленькой
речушке. Но приказ есть приказ. И неохот-
но поехавшие на «будничную работу» сту-
денты полюбили ее, построили станцию и
вернулись в институт поззрослевшими, по-
		Сиена из Ш акта.
		всеми вотречными девушками. Для него
важно другое — любовь Боба к институту
и товарищам, его горячее желание помочь
колхозникам в уборке урожая. -

Но не все образы удались в спектакле
одинаково. В. Гордеев в роли комсорга
oct Зимина увлекся показом своего Рероя
как традиционно-рассеянного студента в
очках, лохматого, уткнувшегоея в книги.
В его «отрешенность» от мира, в увлече-
ние физикой мы верим целиком, а в то, что
он хороший комсорг, сумевший организовать
поездкл’ в колхоз -— не очень.
	Профессора Вересенева — руководителя
работы студентов на практике — играет
молодой актер Баранцев. Авторы пьесы не
сумели глубоко раскрыть образ человека,
влюбленного в свою работу, отдающего ей
все свои силы и мечты. Они снизили’ образ
Вересенева, придав ему шаблонные черты
ученого-«чудака». И актер Баранцев, к
сожалению, подчеркивает именно эти каче-
ства в характере своего героя.

Актеры и режиссер многое сделали, что-
бы создать радостный, светлый и правдивый
спектакль о советских студентах. Этому
помогает музыка К. Молчанова и прекрас-
ные тексты студенческих песен М. Светло-
ва. Удачны сцены в общежитии, в кол-
х038, на электростанции. Театр избежал
опасности показать жизнь студентов в кол-
х03е как цепь прогулок и любовных объяе-
нений, к чему «тянут» отдельные эпизоды
пьесы. Ощущение напряженной работы ге-
роев все время сохраняется. Мы видим по-
взрослевшего Виктора, — сосредоточенно
склонившегося над своими расчетами при
свете «летучей мыши»; видим запыхавшу-
0ся, радостную Катю, которая привезла мо-
торы для станции. Слабее идет второе дей-
ствие спектакля, где не передана ни атмо-
сфера студенческого праздника. ни напля-
	  женность спора Виктора и Андрея.
	По в целом спектакль получилея инте-
ресным, нужным как для зрителя, благо-
дарного за, правдивое изображение жизни
наших студентов, так и для молодых акте-
ров театра имени Моссовета, которым paso-
та над пьесой поможет создать новые об-
разы советских людей.

Е. ПОЛЯКОВА.
		«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

октября 1950 г. 3 cTp.
	тором в большинстве случаев преодолевает-
са некоторый схематизм авторских образов.

Удался театру образ главного героя Анд-
рея в исполнении А. Дубова. В пьесе Анд-
рей кажется излишне сухим и педантичным
не только студентам-соседям, но и читате-
лю. В стремлении сделать своего героя аб-
солютно положительным, противопоставить
его работу «анархической» жизни других
студентов авторы превратили Андрея в хо-
дячее расписание, в человека, который не
только аккуратно и хороню работает, но и
по тому же точному расписанию пьет чай,
развлекается. Режиссура и актер правиль-
Но делают, что не подчеркивают этой ме-
лочной аккуратности героя, а раскрывают
основную линию поведения Андрея — его
влюбленность в работу, чуткое внимание к
людям. Ловко и точно расставляет он ве-
щи, раскладывает книги в своей новой
комнате, серьезно, без сентиментальности
п снисходительности, разговаривает с ма-
леньким сыном уборщицы. И младших его
товарищей в спектакле раздражают не
столько его педантизм и чай, который он
им предлагает вместо мороженого, — скорее
	ДНЕПРОДЗЕРЖИНСЕ, 6 октября. (Наш
корр.). Общественность торода отметила
25-летие ремесленного училища № 1. 910
Учебное заведение было основано в 1925
году. За четверть века оно подготовило
22.000 квалифицированных металлургов и
железнодорожников Многие командиры
производства  металлургического завода
имени Дзержинского в свое время окончи-
ли училище № 1 (в прошлом школу ФЗУ).
Здесь учились нынешний начальник пер-
вого мартеновского цеха — цеха коллектив-
ной стахановской работы тов. Ерошкин, на-
чальник литейного цеха тов. Титков, за-
меститель начальника цеха тов. Брежнев
и другие. Воспитанник училища металлург
Солдатенко в. годы Великой Отечественной
войны прославился боевыми подвигами, ва
которые ему присвоено звание Героя Совет-
ского Сотоза. После войны здесь приобреля
специальность знатные сталевары, воспи-
танники Ленинско-Сталинского комсомола
Эдуард Залевский, Владимир Старостин,
Анатолий Палатута.