ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ
	Этим летом мы проводили каникулы в
маленьком городке Павловске Воронежской
области. Там по поручению райкома’ мы
прочитали 13 лекций для рабочих и кол-
	‘хозников. Большую пользу принесла нам
	эта общественная работа. оначение ее
трудно переоценить. .

Нас, студентов-философов, можно было
бы использовать не только для чтения по-
пулярных докладов для населения, HO A kas
лекторов и консультантов по историй
BRIG). Мы могли бы помочь библиотекам и
клубам в организации книжных выставок,
читательских конференций и т, д.

В связи © этим хотелось бы высказать
свои мысли по поводу некоторых пробелов
в нашей учебе.

Нам кажется, что студентам философеко-
го факультета необходима практика. Мы
готовимся стать преподавателями и науч-
ными работниками, и поэтому нам важ-
но еще в студенческие годы приобщать-
сл к живой, творческой работе с людь-
ми, уметь видеть и обобщать все новое,
что ежедневно возникает в жизни совет-
ского общества, строящего коммунизм. Ведь
именно эта задача была поставлена тов.
Жлановым перед советскими’ философами!
	`В сожалению. нередко случается, что сту-
	денты формально, по-книжному усваивают
теорию, не умеют применить свои знания
на практике. Непосредственное участие в
агитационной. пропагандистской работе по-
	хожет нам овладевать наукой творчески,
стать активными борцами идеологического
фронта.

Студенты других вузов и даже других
факультетов нашего ‘университета знако-
мятся co своей будущей профессией na
практике. Почему мы не можем последовать
их примеру? Ведь настоящее усвоение на-
уки — это усвоение ее в применении к за-
просам общества. Только изучая конкретную
действительность, изучая практику строи-
тельства коммунизма, можно по-настоящему
понять всепобеждающие идеи марксистской
философии. Это научит нас обобщать дости-
жения сегодняшнего дня, поможет писать
не схоластические, а дельные и нужные
научные работы на актуальные темы.

Сейчас на пятом курсе у нас существует
педагогическая практика: каждый cTy-
дент читает две лекции и проводит два
семинара. Желательно значительно расши-
рить ее.

Мы считаем, что необходимо ввести для
студентов-философов обязательную  прак-
тику в качестве пропагандистов, лекторов в
сети политического просвещения, шире при-
влекать студентов к работе в культурно-
просветительных учреждениях.

И. МИХАЙЛОВА,

; О. ШЕЙНИНА,

студенты философского’ факультета

Московского государственного уни-
верситета.
	Нам нужна практика

Вначале — несколько цифр. 1 сентября
открылея всесоюзный смотр художественной
самодеятельности. В нем принимают участие
более 102 тысяч кружков, более 1 миллиу-
на 600 тысяч человек.

К участию в смотре подготовили спектак-
ли более 20 тысяч самодеятельных драма-
тических коллективов. 20 тысяч спектак-
лей! Эта красноречивая цифра как нельзя
лучше свидетельствует 06 OTPOMHOM подъеме
культуры нашего народа. .

На заводах, фабриках и шахтах, в колхо-.
зах, институтах и школах собиралотея ‘два
раза в неделю многие тысячи актерюв-люби-.
телей на репетиции, чтобы потом своими
спектаклями рассказать с клубной ецены
в возможно более яркой, доходчивой художе-
ственной форме о том, что их всех волнует:
о борьбе нашего народа за построение ком-
мунизиа, о борьбе всех честных людей ва
мир и демократию во всем мире.

Актер-любитель достоин всеобщего ува-
жения. Он отдает свое свободное время важ-
нейшему делу политического и культурного
воспитания народа, он пропагандирует вели-
кие идеи партни Ленина —- Сталина среди
самых широких масс трудящихся. Актеру-
любителю о многом надо рассказать своим
зрителям, поэтому ему нужен обширный
высокоидейный и высокохудожественный
репертуар на самые разнообразные темы —
и производственные, и колхозные, и многие
другие. Нелегко перечислить вее вопросы,
которые интересуют наи народ,— таких во-
иросов много. Гораздо легче, к сожалению,
перечислить пьесы, которые написаны. для
художественной самодеятельности за год,—
так их мало.

Наиболее широкое распространение в ху-
дожественной ‘самодеятельности имеют одно-
актные пьесы. Это и понятно: одноактные
пьесы наиболее удобны для постановки в
любых условиях, на любой сценической пло-
щадке, они не требуют крупных затрат на
оформление, большого количества, исполни-
телей. Между тем именно однозклные пьесы
ИЗ года в год © «традиционной» последова-
тельностью продолжают быть самым отета-
ющим участком нашей драматургии. Ё это-
му едва ли не привыкли.

Немаловажную роль в этом печальном 0б-
стоятельстве сыграла, на мой взтляд, долго
существовавшая и по сей день окончательно
еще не разбитая теория о том, что для само-
деятельности надо писать ках-то иначе, чем
для профессионального театра. Эта теория
«отпугивала» от одноактных пьее крупных
драматургов. Как же надо писать для само-
деятельности? Хуже? Вряд ли кажой-либо
серьезный драматург сядет за стоя с наме-
рением написать плохую пьесу для кого бы
то ни было. Каж-то «облегченно», то-есть
создавая какие-то «облегченные», «неслож-
ные» характеры. Но ведь писать «облегчен-
но» как раз и значит писать плохо.

Эта, с позволения сказать, «теория» об-
легчала привольное житье различным хал-
турщикам. Они-то каю раз и создавали «0б-
легченные», то-есть, попросту ‘говоря, пло-
хие пьесы, которые ни в коей мере не мог-
ли удовлетворить растущие запросы зрите-
лей нашего самодеятельного театра. Давно
надо бы уразуметь очевидную истину, что
зрители самодеятельных спектаклей—зрите-
ли спектаклей профессиональных. Почему
же в одном случае они должны емотреть хо-
рошие, глубокие, яркие пьесы, а в другом—
некие «облегченные»?

До сих пор существует и даже пропаган-
`дируется в Союзе еоветеких писателей дру-
гая «теория» — насчет того, что только в
том случае возможен рост одноажтной. драма-
тургии, если будет создан специальный про-
Фессиональный театр одноактной пьесы,
Эть «теория» получила даже свое наимено-
‘вание —— теория «станка». Театр одноакт-
ной пьееы должен стать, по мнению авторов
теории, «станком», на котором драматурги
будут <обтачивать» свои произведения.
Вряд ли нужно доказывать непразильность
этого утверждения. Тысячи самодеятельных
коллективов — разве это не благодадней-
ший «потребитель» одноактных пьес?

на маленькой емене

ного театра является сейчас рост актерского
й режиссерекого мастерства, во всех без иск-
лючения кружках. Такую задачу невозмож-
но выполнить без активного участия в этом
деле не только ‘комитетов по делам искусетв,
но и профсоюзных и комсомольских орга-
низаций. Очень отрадно, что У пленум ЦЕ
BIRCM так высоко поднял значение худо-
жественной самодеятельности для воспита-
ния молодежи и приковал внимание комсо-
мольских организаций к этой работе.
	Около 80 процеятов руководителей дра-
	матических кружков — не профессионалы,
& общественные работники. Это в большин-.
стве случаев представители городской и
сельской интеллигенции — учителя, врачи,
клубные работники, агрономы, зоотехники,
Они ставят спектакли, не имея, как прави-
ло, никакого театрального образования, хотя.
п относятся к своей работе самым честным
образом, не жалея ни времени, ни ‘сил.

Это значит, что именно этим людям дол-
жна быть прежде всего оказана методическая
помощь. Между тем до сих пор методически»
разработки, раесылаемые на. места, большей
частью рассчитаны на людей, уже овладев-
ших некоторыми навыками режиссерекого и
аклерекого мастерства.

Это значит, что особая ответственность
по художественному воспитанию ложится
на комсомольские организации’ педатогиче-
ских, учительских, медицинских и сельеко-
хозяйственных институтов и техникумов.
Ведь, как показывает практика, именно
студенты этих учебных заведений в буду-
щем составят основной контингент руково-
цителей драмкружков.

Это эначит, что руковохителям драмкруж-
ков должны регулярно помогать комеомоль-
ские организации. Следует поставить вопрос
И о воздании во главе драмкружков художе-
ственных коллегий, состоящих из предета-
вителей местной интеллигенции, профеоюз-
ной и комсомольской организаций. И обя-
залельно надо привлечь к этому делу — как
помощников, консультантов и друзей —
профессиональных работников театра, педа-
гогов и етудентов последних курсов теат-
ральных учебных заведений.

В этом отношении заслуживает изучения
опыт дозмколлектива  Павловекого сельского
клуба Тульской области, показавшего недав-
но яркий, интересный спектакль «Пути-
дороги». Во главе этого ‘кружка, стоит худо-
жественный совет, в который входят заве-
дующая клубом тов. Савоськина, председа-
тель сельсовета тов. Козлов, заведующая
школой тов: Козлова, заведующий матазином
тов. Панфилов. Система коллегиального ру-
ководства в этом кружке себя оправдала.

Комсомольские организации должны по-
могать кружкам на всех этапах их работы.
Хорошо было бы, если бы комсомольцы ре-
гулярно обсуждали репертуаюные планы
кружков, проводили среди кружковцев бе-
седы на общеполитические темы и на темы
принятых в постановке пьес. Идейно-поли-
тическое воспитание участников кружков
художественной самодеятельности является

‚ необходимым условием их успехов.

И последний вопрос. Помощь художест-
венной самодеятельности дазно стала хоро-
шей традицией профеесиональных театров.
Но и тут немало еще недостатков. Главный
из них — кампанейщина. Зачастую театры
ограничиваются шефскими концертами и
редкими, от случая к случаю, консульта-
`пиями. Мне кажется, что гораздо важнее
	шефеких концертов регулярная, планомер-.
	ная работа © драматическими кружками,
причем в первую очередь с теми, во главе
которых стоят общественные руководители.

В проводящемся сейчас всесотозном смотре
работники профессиональных театров долж-
ны принять самое активное участие. Тыся-
чи драмкружковцев ждут от них методи-
ческой, консультационной помощи.

Вопросы репертуара художественной са-
модеятельности и роста мастерства ее уча-
стников. требуют всестороннего вдумчивого
обсуждения. Большую роль в организации
такого обсуждения должна сыграть наша
печать.
	Боцман улыбнулся, хлопнул по карману.

—- Не нужно, свои есть. .

Так прошел первый день на пароходе.

Потом наступили дни учебы. Часто ста-
рый капитан брал с собой в рубку Анато-
лия, терпеливо разъяснял ему, где какие
перекаты, как следует расходитьея co
встречными. судами, Kak швартоваться.
Обычно капитан, доверяя штурвал Анато-
лию, становился рядом, закуривал и полу-
шутя, полусерьезно говорил:

— Hy. 8 добрый чае, штурман!

...«Лобролюбов», посетив Котлас, шел 0б-
рачным рейсом в Архангельск. Однажды ка-
питан вызвал Анатолия в рубку.

— Пообвыкли? Теперь за работу. Ведите
пароход, а я спущусь, проверю вахту.

Дверь захлопнулась, и Анатолий осталея
один. Учащенно забилось сердце. Огромный
пароход, подчиняясь штурвалу, плавно шел
по широкой водной дороге.

Сколько коварных мелей полжилает «До-
	бролюбов» на пути! Правда, о мелях пре-
	дупреждают бакены. Но все-таки трудно
угадать, как нужно разворачивать пароход.
Ведь на пароход действуют течение и ветер.
Промахнешься и «сядешь на банку». Да и
сесть он может по-разному — на час, на
день, & то и больше... Й тогда жители дале-
ких северных поселков напрасно будут
ждать привычного гудка с «Добролюбова».

Хорошо стоять в рубке! Анатолий с ин-
тересом осматривает проплывающие мимо
живописные берега. И не видит он капи-
тана. Давно наблюдает за ним Иван `Федо-
рович. Не нужно было капитану спускать-
ся вниз, проверять вахту. Просто он знал,
как важно человека оставить в рубке одно-
го. Пусть почувствует ответственность за
людей, за грузы. Пусть знает, что ему до-
веряют все.

Но и капитан не знал, что за ним и за
рубкой неотступно следит боцман.

Приближалиеь знаменитые Ракульские
перекаты. Здесь опасный фарватер.

Катитан беспокойно одернул китель, по-
правил фуражку. Хорошо ли Анатолий за-
помнил его наставления? Видит Иван Фе-
дорович— заволновалея паренек. Перекаты
все ближе, ближе... Пусть поволнуется. Еще
немного, и тогда можно итти на помощь.

И вдруг по другому трапу в рубку тороп-
ливо ворвался бопман. И тогда понял ста-
рый капитан: друг пришел на выручку. Он
улыбнулся и, довольный, спустилея в каюту.

После вахты Сергей и Анатолий опять
силели на койке. Анатолий спрапгивал:
	— Нот ты мно скажи, Сергей: зачем в

Н. ОХЛОПКОВ,
народный артист СССР,
лауреат Сталинских премий
C200
	А если драматурги во что бы то‘ни сталю
хотят видеть свои одноаклные пьесы на
профессиональной сцене, то и это их жела-
ние легко может быть удовлетворено, но при
одном, конечно, условии: эти пьесы должны
быть полноценными произведениями драма-
тургического искусства. Многие тезтры
тогда © радостью включат их в свой репер-
туар. Дайте Московскому театру драмы три
таких хороших пьесы, и мы их поставим.

A Kak великь потребность районных, кол-
хозно-совхозных театров в хороших одно-
актных ‘пьесах!

Итак, можно утверждать, что «теорети-
ческие» проблемы, о которых говорилось
выше, существуют только в фантазии их
создателей. Зал Насущного решения -тре-
бует проблема практическая: нужно много
хороших ‘и разных одноактных пьес;

В этом году Комитет по делам искусств
при Совете Министров СССР заключил: до-
говоры на девятнадцать одноактных пьес.
Написано только шесть.

Характерно, что в создании одноактных
пьес совершенно перестали принимать уча-
стие наши ведущие драматурги, Некоторые
из них —А. Корнейчук, А. Суров, Н. По-
гохин, С. Михалков — обещали, правда, на-
писать. Хотя пьесы ими еще не налтисаны,
но хочетея верить слову советских писале-
лей и надеяться, что обещанного не’ придет-
ся ждать три года. Но ведь и этого будет
мало. Почему бы и другим нашим крупней-
шим драматургам не считать делом своей
чести создание репертуара для десятков ты-
сяч самодеятельных театров?

Вина за отставание одноактной драматур-
гии в значительной мере ложится ‘не только
на плечи самих драматуртов, но и на плечи
вритиков. И ереди^ критиков существует,
очевидно, отношение к одноаклной пьесе ках
в некоему «неполноценному» жанру, лежа-
щему за пределами настоящей литературы.
Годами «Иитературная газета», «Советское
искусство», журнал «Театр» не помещают
критических статей, посвященных серьез-
ному разбору одноактных пьес.

Равнодушие ведущих драматуртов и те-
атральных критиков в одноажтной пьесе (а
не отсутствие «станка» для нее) как раз и
порождает неблагополучие с репертуаром на
самодеятельной сцене. С этим равнодущием
давно пора покончить. Нужно понять, что
самодеятельный театр — дело большой по-
литической важности, требующее к себе
постоянного внимания и заботы.

И в отношении того, ках играть в драма-
тических кружках, существовала своя «тео-
рия». Говорилось, что принципы исполне-
ния ролей в самодеятельных спектаклях
чем-то отличаются от принципов ахтерского
исполнения‘ в профессиональном театре, что
актеры-любители должны играть как-то
06060. Как именно? Опять-таки «облегчен-
HO», заменяя недостающее им мастерство
некоей «искренностью исполнения». Вздор-
ность этой «теории» очевидна. Принципы
профессионального. и самодеятедьного театра
одни и те же: метод социалистического реа-
‘лизма. Актеры-любители должны не мень-
ше стремиться к повышению своего художе-
ствонного’ мастерства, чем актеры-профес-
сионалы в «непосредетвенности исполне-
ния».

Спектакли лучших драматических кол-
локтивов страны, таких, как драмколлек-
тивы  Московокого автозавода имени
Сталина... ленинградского Дворца культуры
‘имени. Кирова, железнодорожных клубов
станций Орша и Куйбышев, Челябинского
тракторного завода, наглядно показывают,
что только неустанное совершенствование
сроего мастерства на основе опыта совет-
ското профессионального театра приводит и
самодеятельное драматическое творчество в
полноценным художественным успехам.

Поэтому важнейшей задачей самодеятель-
	Когла трамплин становится
препятствием...
	В мае прошлого года завод имени Двер-
KUACKON) заключил договор `е московской
конторой «Физкультироект» на изыека-
тельские и проектные работы по строитель-
ству трамплина е лифтом и канатной доро-
той. Предусматривалось также, что будут
построены лыжная база и плавательный
бассейн ‘с досятиметровой вышкой для
прыжков. Имелось в виду, что весной и
осенью котельные установки лыжной базы
будут подогревать воду в бассейне, и плава-
тельный сезон в нашем городе удлинится,
таким 0бразом, © трех до шести месяцев.
	Вах, же отнеслись к выполнению догово-
ра руководители  «Физкультпроекта» —
управляющий тов. Голубинекий и тлавный
инженер тов. Жуков? Несколько раз они на-
значали сроки окончания. проектных работ,
несколько раз заключали дополнительные
соглашения — и столько же раз нарушали
слово. По вине конторы было сорвано строи-
тельство трамплина, в прошлом году, по ее
же вине оно срывается и сейчас.
	Торячее участие в строительстве трам-
плина принимает молодежь города. Благо-
даря стараниям комсомольцев, молодых ра-
бочих, учащихся уже заканчивается соору-
жение горы приземления, подходят к концу
работы по изготовлению металлоконструк-
	`Известно; какое важное место. в деле
коммунистического воспитания детей зани-
маст кино. Оно воспитывает у детей любовь
	ю Родине, к своему народу, расширяет их
	кругозор. Сотни кинотеатров открыты в на-
шей стране для юного зрителя. Во многих
тородах детям предоставлена возможность
первыми знакомиться с выходящими Ha
экраны новыми фильмами.

Но не везде к детям относятся столь
радушно. В Баку, например, юный зритель
явно не в почете. Начать хотя бы с. того,
‘что детский кинотеатр «Вэтэн» помещается
рядом с... пивным баром и рестораном. Ска-
жем прямо — неподходящее соседство! Ком-
мерсанты из Главкинопроката республи-
	КОЛХОЗНАЯ
ПИЛОРАМА
	В укрупненном колхозе имени Буден-
	ного Харьковского района AapbKOB-
ской области электрифицированы мно-
гие отрасли хозяйства. На  электро-
энергии работают маслобойка и мель-
ница, механизирована подача воды и
кормов на фермы, имеется пилорама.
На снимке: механик А. ШАНДУРСКИЙ
	(слева) и электрик С. ТАРАСЕНКО
проверяют работу колхозной пилорамы.

whoa thet Фото В. СЫЧЕВА.

ии Pl LL LAL POL ALAA AL AAA OA
	ций. Однако все дело тормозит «Физкульт-
проект», который до сих пор не дал черте-
жей машинного отделения лифта, электро-
оборудования канатной дороги и т. д.

Всесоюзный комитет по делам физкуль-
туры и спорта, в ведении которого находит-
ся «Физкультироект», хороню знает о. при-
чинах, тормозящих строительство, но мер
почему-то не принимает.

Не проявляет. должного интереса к строй-
ке и Министерство `сельекохозяйственного
машиностроения, которому принадлежит
завод. Силами одной общественности лыж-
ную базу не построишь, а между тем ваме-
стители министра тт. Соколов и Крысин не
поддерживают просьбы заводских организа-
ций о выделении рабочих Ha строительство.

В этом году строительство трамплина ©
лифтом и канатной дорогой и лыжной базы
должно быть вакончено. При соответетву-
ющей поддержке Министерства сельскохо-
зяйственного машиностроения, ВЦСПС и
Всесоюзного комитета по делам физкульту-
ры и спорта, эти работы могут быть выпол-
нены к началу зимнего сезона.

С. ЛОБАШОВ,
член городского штаба по строитель-
ству трамплина.

Комсомолец Владимир ФЕДЧИК —
один из лучших  электросварщиков
Киевского судоремонтного завода имени
Сталина. На стахановской вахте мира
он ежедневно выполняет две нормы.
	Фото М. КУХТАР
	18-й шахматный
аемпионат CCCP
	Закончились полуфинальные
соревнования
	В ноябре в Москве начнется финальный
турнир 18-го первенства СССР по шахма-
там. Чемпионат страны 1950 года посвя-
щен исполняющемуся 12 ноября столетию
со дня рождения М. И. Чигорина — выхаю-
щегося русского шахматиста, основополож=
ника отечественной шахматной школы.

В финальном турнире примут участие по
три победителя полуфинальных соревнова-
ний, проходивших в Ленинграде, Горьком;
Биеве, Туле и Тарту, а также персонально
приглашенные сильнейшие шахматисты
‚страны.

В пяти полуфиналах 80 шахматистов
оспаривали право участвовать в финальном
турнире. В фезультате острой борьбы;
длившейся около месяца, победителями вы-
шли: мастера Аронин, Люблинский и Пе-
тросян —в горьковской группе; мастера
Алаторцев, Толуш и гроссмейстер Бондарева
ский — в ленинградской; кандидат в мастез
ра Липнидщкий, мастера Сокольский и Гел-
лер—в киевской; мастер Авербах и кан-
дидаты в мастера Борисенко и Суэтин — в
тульской; гроссмейстер Флор, мастера Кюн=
стантинопольский и Munenac — B Tapry-
ской группе.

Семь кандидатов в мастера выполнили в
полуфинальных соревнованиях нормы, уста-
новленные для получения звания мастера
епорта. Среди них комсомольцы: туляк (Су9+
тин и москвич Хасин. -

Для участия в финальном турнире Tepcos
нально приглалиены: чемпион мира гросе=
	мейстер М. Ботвинник, гроссмейстеры И. Бо-
леславский, Д. Бронштейн, П. Жерес, А. Ko
тов и В. Смыелов.
	рубку прибежал? Боялся, что на мель сяду?

Сергей удивленно пожимал плечами:

—- Боялся? Ничуть! Ты и сам можешь
хорошо вести пароход. Это не-я за тебя б0-
ялея, а капитан.

И Сергей рассказал, как Иван Федоро-
вич смотрел за новичком.

— Скажи, Сережа, а я могу стать на-
стоящим капитаном?

— Можешь, нс не скоро. Настоящий ка-
питан должен быть предан евоему делу. А
ты еще считаешь себя временным челове-
ком. Ведь я, Толя, все замечаю...

А вечером Анатолий уже самостоятельно
нее штурманскую вахту. На одной из при-
станей он так пришвартовался, что даже
Иван Федорович его похвалил. С высоты
рубки Анатолий видел, как матросы ловко
разгружали грузы, любовался расторопным
боцманом. Среди матросов Анатолий заме-
тил капитана. Иван Федорович вместе со
всей командой выносил ящики, бережно
складывал их на пристани. Пристань была
	‚Маленькая, одна Из тех, о котозых расека-
	зывал боцман. эдесь не было грузчиков...

«Чего же я сижу в рубке?» — подумал
Анатолий.

Через минуту вместе с боцманом он та-
щил тяжелый ящик. Иван Федорович на хо-
ду крикнул:

‹ — Правильно, товарищ Дунаев...

Утром «Добролюбов» причалил в Архан-
гельске. Анатолий заметил знакомую де-
вушку. У нее в руках опять был букет цве-
тов. Анатолий взглянул на боцмана. Сергей.
понуро смотрел на берег. По внешнему виду
боцмана команда уже определила, что пред-
стоит погрузка угля. Анатолий протискалея
к Зубову.

— Сережа, иди на берег, я за тебя приму
уголь. С капитаном уже дотоворилея.

Й, когда разошлась толпа, видел Анато-
лий, как последней скрывалась за углом па-
речка с букетиком незабудок. Анатолий не
удержалея, крикнул:

— Сережа! Не забудь. купить мне путо-
виц на китель. И обязательно речных...

В ответ донеслось:

—щ Есть, товарищ речной штурман!

В. ЧАЧИН.
(Наш спец, корр.).
Северная Двина,
борт парохода «Добролюбов».
	SOS £60066 146606:
		3 октября 1950 г. 3 стр.
	Ради коммерции
	ки считают более выгодным, чтобы новые
картины шли в делоком кинотеатре после
	того, как они сойдут с экранов «взрослых»
	театров.

Ребятам очень хотелось скорее посмо-
треть замечательные кинофильмы «Падение
Берлина», «Смелые люди». Но в детском
кинотеатре, где билет стоит рубль, этих кар-
тин долгое время не показывали. Вот и по-
лучается: хочется школьнику посмотреть
новый интересный фильм -— иди во «взрое-
лый» кинотеатр и плати три, & то и пять
рублей. Так в погоне за большими сборами
попираются интересы ребят.

Хотелось бы спросить у Бакинского го?-
кома комсомола и городского отдела, народ-
ного образования: чем заслужила, бакинокая
детвора такую немилость? °
	Н. МИХАЙЛОВ.
Баку.

По Северной Двине
	турман!
	Анатолий подозрительно глянул в лицо
боиману и подумал: «Наверное, они сгово-
рились с капитаном».

— А что это вас так волнует? — отре-
зал Анатолий... — Еели скажу, что нет...
что не нравится мне возить селедку...

Помолчали.

— Вот вы, молодые, всегда так начи-
наете... Для вае по реке плавать это просто
временная практика. А для настоящих реч-
ников река — это жизнь. Вот течет Се-
верная Двина. А сколько разных речек, в нее
впадает! Сотни! И на каждой из’них стоят
поселки, -— заговорил Зубов.

Сначала штурман слушал Зубова невни-
мательно, даже раздраженно: «Чего он меня
учит!» Но потом © интересом стал приелу-
шиваться к его словам. Боцман задумчиво
емотрел в иллюминатор.

— Да, и в каждом поселке живут лю-
ди— продолжал 3Зубов,— люди, которые
оторваны от железных дорог, от крупных
центров. Они осваивают Север, любят его.
Мы завозим им все необходимое. «Добролю-
бов» они по гудку узнают. Вогда стоишь на
вахте, всегда думаешь об этих поселках.

— Вы давно плаваете? — спросил Анз-
толий, ь.

— С четырнадцати лет. С матроса начал.

— И все время без берега?

— Бываю на берегу, но мало. Я ведь
боцман. Это матросам хоропю: придем к при-
стани, они выходят на берег. А мне уголь
принимать надо. Ведь я отвечаю за подго-
товку к новому рейсу.

_ Анатолий вспомнил девушку с букетиком:
— 9то вас в Архангельске ждала Зина?
Гоцман засмеялся.

— Комедия получается. Никак не можем
встретиться. Она меня однажды  епро-
сила: «Тебе что, Сережа, дороже: я или
уголь?» Что ответить? Мялся, пока она са-
ма меня на пароход не отправила.

— Пожалуй, за это она вас очень ува-
жает? — подбодрил Анатолий,

Вверху ударил колокол. зубов засуетился...

— Меня на вахту вызывают. Спокойной
Ночи.

— Спички-то возьмите, — задержал его

Анатолий.
	добрый чос,
	Анатолий поправил капитанскую фураж-
ку и решительно шагнул в сходням. На па-
лубе его встретил парень в тельняшке. Он
стоял, широко расставив ноги, и, прищурив-
шись рассматривал полуморской костюм и
чемоданчик Анатолия. Нижняя губа парень-
ка презрительно выпятилась.

— Вам кого? — спросил он.

Анатолий вежливо пояснил, что`назначен
третьим помощником капитана, что с этого
дня он будет плавать на «Добролюбове».

— Капитан на берегу. Старитий здесь я,
боцман «Добролюбова», Сергей Зубов. До-
кументы У вас есть?

Проводив Анатолия в его каюту, боцман
поднялея по трапу наверх, вполголоса ру-
тая уголь и чистеньких, накрахмаленных
ребят, которым дают капитанские звания.
Нет, определенно новый штурман попал не
в добрый час!

Ночью, когда пароход уже шел вверх по
реке, Анатолия вызвали к капитану Ивану
Федоровичу Королеву. Коренастый, плотный
человек с умными, спокойными глазами рае-
спрашивал нового помощника об училище, о
практике, о Москве. И, когда Анатолий уже
собирался уходить, капитан поднялся и,
серьезно глянув в глаза юноше, спросил:
	— Hy, a службу на реке вы полюбите?..

Анатолий пробормотал что-то невнятное.
Да, конечно, на реке работать хорошо... Во-
обще-то это дело ему по душе, но...

— Чо «но»? — улыбнулся капитан.

— Я хотел сказать, что... не все сразу
делается. Пройдет время, и я привыкну...

Уже сидя в своей каюте, ‘Анатолий по-
думал, что он говорил не так: надо было
откровенно сказать, что его тянет море...

В дверь постучали. Вошел Зубов и спро-
сил, есть ли у Анатолия стички. Потом он
присел на койку и задумчиво произнес;

— Да... так, так...

Анатолий с интересом разглядывал боц-
мана. Только сейчас он заметил, что Зубов
молод, что у него удивительно веселые гла-
за и хорошая, добрая улыбка.

— Значит, к нам штурманом? — нако-
нец спросил Зубов.— Ну, а речную службу
вы любите?
		Тлавное — купить на фуражку краси-
вую эмблему. Чтобы она была размером
как можно больше, блестящая, обязатель-
но с золотым якорьком. Если еще достать
на китель выпуклые морекие пуговицы, 10
вид будет вполне капитанекий. Со сторо-
ны’ никто не догадается, что он, Анатолий
Дунаев, — выпускник речного училища.
Люди скорее подумают, что перед ними м9-
ряк дальнего плавания. —

В отделе кадров Северодвинского паро-
ходства Анатолия назначили третьим по-
мощником капитана на пароход «Добролю-
бов». Судно находилоеь где-то между Rot-
	ласом и Архангельском и, по данным дие-
	петчера, должно было притти только к ве-
черу. Делать новому штурману было нечего
и он с удовольствием ходил по городу.

Город вытянулся вдоль реки, и даже с
тлавной улицы Анатолий видел ажурные
портовые краны и мачты речных пароходов.
Двина Анатолию понравилась: широкая,
полноводная, она почти сливалась с гори-
зонтом. .

На одном из таких пароходов будет ра-
ботать и ‘он, москвич Анатолий Дунаев. Ко-
нечно, он не собирается всю жизнь плавать
на речном пароходике. Поработает немного,
а потом перейдет в морской флот. Анатолий
представил себя в рубке океанского судна.
Вот судно входит под красным флагом в ино-
странный порт... Анатолий, подтянутый,
строгий, четко. отдает. команды и в прити-
рочку пришвартовывается к стенке. «Смот-
рите, это из СССР», — раздаются возгласы...

Ну, это в будущем...

Вечером подошел «Добролюбов». Анато-
лий.е любопытетвом. смотрел на принаря-
женных матросов. Группами, парочками они
	уходят в город. Пристань опустела. И толь-
	ко девушка с букетиком северных. цветов
грустно стояла поодаль. Вдруг она оживи-
лавь, радостно замахала рукой. На верхней
палубе появился крепкий паренек в тель-
Hamme. До ушей Анатолия донеслось:

— Зиночка-а-а, не могу, уголь прини-
мать буду-у-у. Через час уходим в Котлах.

Девушка поджала губы и медленно по-
шла в пристани. На дорогу падали бледные