«Несня — это крылья  челдвека», —
сказал А. М. Горький. В песне звучат
чувства и мысли народа, в ней отражается
ого история.

«Какое это могучее педагогическое сред-
ство — хоровое пение! — писал великий
русский педагог В. Д. Ушинский. —
В, песне; а особенно в хоровой, есть вообще
Но только нечто оживляющее и освежающее
человека, но что-то ортанизующее труд,
располагающее дружных певцов к дружному
Хелу. Вот почему наши крестьяне поют хо-
ровую песню при всякой работе, требующей
соединения: сил; вот почему и в нашу шко-
лу следует ввести песню: она несколько
отдельных ‘чувств сливает в одно’ сильное
чувство и несколько сердец в одно енльно
чувствующее сердце...»
	Мы требуем от певца, от хора, чтобы они
донесли до слушателей все ботатство мыслей
и чувств, заложенных в песне. Для этого
необходимо владеть своим толосом, подчи-
HATL его ‘законам гадмонии, добиваться
чистоты, стройности, гибкости, музыкаль-
ной выразительности, соблюдать ритм, хо-
рошо понимать музыку, глубоко проникать
в.замыслы композитора.

Необходимо с детства развивать музы-
кальный слух, приобретать вокально-хоро-
вые навыки. Не случайно народные артисты
Союза ССР А. В. Нежданова, Л. В. Собинов,
В: В. Барсова, А. 0; Пирогов, А. В. Алек-
кандров, народный артист РСФСР А. В.
Свенников и многие другие мастера нашей
оперной сцены, хорового пения’ начинали
свой путь в искусстве < участия в хорах.

Ната школа призвана обучать и воспи-
тывать подрастающее поколение в. комму-
нистическом духе, растить всесторонне раз-
витых, высококультурных людей. Где же,
как не в школе, должны познать дети ос-
новы музыкального искусства? Лучшей
формой лля этого является хоровое пение.
Участие в хоре не только обогащает духов-
ный мир ребят, но и дисциплинирует их,
воспитывает в них чувство коллективизма.
	Пемало может сделать школьный хор и
для более прочного закрепления знаний,
полученных на уроках по другим предме-
там. Tak, например, исполнение хора
«Улетай на крыльях ветра» из оперы Бо-
родина «Внязь Игорь» помогает учащимся
еще глубже прочувствовать «Слово о полку
Игореве».

Песни о трудовых подвигах советеких
людей, о героической борьбе нашего народа
в годы Отечественной войны, о великих вож-
дях Ленине и Сталине прививают школь-
нлкам чувство советского патриотизма.

Вот почему так важно, чтобы в каждой
нашей школе был хор. Многое мотут тут
сделать комсомольские организации. Вто,
как не комсомольцы, ‘должен выступить
инициатором создания ‘хоровых коллекти-
вов, постоянно заботиться о‘них, вовлекать
-B XOPH большинство учащихся, помотать в
подборе руководителей? Это важный
участок культурно-массовой работы среди
школьной молодежи. Развитие хорового пе-
ния в школах — часть лей обширной Upo-
траммы воспитания юношей и девушек, ко-
торую наметил [У пленум ЦЕ ВЛЕСМ.

3a последние годы во мнотих школах
страны возникли хоровые коллективы.
Праздники песни школьников; проведенные
в; Москве; Свердловске, Сталинтраде, Орле
и других городах, показывают, какоз боль-
	Ю—ШКОЛЕ
	шое распространение получило хоровое
искусство. Появились детские хоры, обла-
дающие хоротей звучностью, выразитель-
ностью, чистотой интонации. Имеются
большие сводные коллективы школьников,
стройно исполняющие двух- и трехголосные
хоровые песни без сопровождения.

Дальнейтие успехи работы школьных
хоровых коллективов немало зависят от
музыкальной общественности. Дирижерско-
хоровой факультет Московской государ-
ственной консерватории: еще два года назад
взял  шефотво Hay КВраснопресненским
районом столицы. Студенты факультета под
руководством профессоров работают в шко-
лах, ведут школьные хоровые коллективы,
преподают пение. Однако такая ттефокая ра-
бота проводится далеко не всюду.

Серьезные опасения вызывает постанов-
ка преподавания пения в школах. До сих
Hop этот предмет в лучшем случае препо-
даетея только в начальной школе. К то-
му же времени, когда у детей развивается
сознательное отнопение к музыке, выяв-
ляется. и укрепляется голос, т. е. к 11—
12 годам, музыкальное воспитание и 06у-
чение полностью прекращаются,

„Министерство просвещения РСФСР и его
органы на местах мало заботятся 09 улуч-
шении. преподавания пения. Зачастую этот
предмет считается «второстепенным», пору-
чается он неквалифицированным ледатогам,
людям, не имеющим спепиального образо-
вания. Проблема подготовки кадров учи-
телей пения не решена. Молодые учителя,
	оканчивающие педучилища, сплошь и рядом
не мотут руковолить музыкальной работой.
	B большинстве школ не созданы условия
для занятия пением. Даже в московских
школах музыкальные инструменты зача-
стую содержатся в совершенно. недопусти-
мом виде, ребята обучаются пению в самых
неподходящих местах. Так, например, в
прошлом. учебном тоду в 210-й женской
школе Москвы занятия по пению преводи-
ЛИСЬ... В буфете.

Плохо обстоит дело и © песенным pe-
пертуаром для школьников. Советские ком-
позиторы в большом долгу перед ними.
Очень мало новых произведений для дет-
ских хоров на темы, волнующие наших
ребят. Композиторы пишут иной раз без
знания природы детского голоса, в диала-
зоне и тесситуре, недоступных школьникам.
Недостаточно создано лирических, напев-
ных песен. Почти совсем отсутствуют песни
«& капелла», на которых особенно полезно
воспитывать хоровые навыки и музыкаль-
ный слух. Не уделяют композиторы внима-
ния и обработке для детских хоров на-
родных песен — неисчерпаемой сокровищ-
ницы музыкальной культуры.

Музыкальное воспитание детей не отве-
чает еще высоким требованиям, которые
предъявляются нашей школе. Министерство
просвещения РСФСР, органы. народного
образования с помощью комсомольеких орга-
низаций и совзтской музыкальной obme-
ственности могут и должны устранить эти
крупные недостатки в музыкальном воспи-
тании учащейся молодежи, сделать хоровое
пскузство подлинно массовым в школе.
	Вл. СОКОЛОВ,
художественный руководитель дет-
ского хора Института художествен-
ного ‘воспитания Академии педагоги-
ческих наук РСФСР.
		№ак сообщает печать, папа Пий ХПИ 00-
лел. В связи с этим в высших кругах Вати-
кана уже намечались кандидатуры преем-
ника. Говорят, что на папекий престол ме-
тит американский кардинал, известный ре-
акционер Спеллман. Его поддерживают по-
литические и финансовые властители ОША.

У Стеллмана есть конкурент — итальян-
ский кардинал Микара. Между претенден-
тами на престол святого Петра началась
борьба. Сторонники Спеллмана побуждают
его итальянского коллегу снять свою канди-
датуру в папы,

Американские покровители Спеллмана
опасаются некоторой оппозиции, которую мо-
жет вызвать в католических кругах канди-
датура их ставленника. Дело в том, что
всем известны не совсем блаточестивые чер-
ты характера Спеллмана. Кандидат в папы
одержим честолюбием: в его секретариате
существует специальное бюро, которое орга-
низует лля него рекламу в газетах и журна-
лах. Спеллман не чужд и коммерческой
деятельности: он подвизается на поприще
производетва вяски и кока-кола, торгует
нефтью.

Таков канлилат в палы. И это неудивя-
тельно.
	Вея история папетва переполнена позор-
нейшими преступлениями против нраветвен-
ности и самых элементарных понятий о до-
стоинстве человека.

Как известно, происходивший в 1870 го-
Ду так называемый ватиканский собор про-
возгласил «непогретимость» пап. Что бы
они ни заявили < амвона, любая глупость,
которую они написали бы в своих энцикли-
ках (обрашение к подчиненным церквам) и
буллах, признавалась законом для всякого
католик.

«Непогрешимость» нужна папам, чтобы
именем бога совершать любое преступление,
какое понадобится для проведения их по-
литики. Шюотивников «непогрешимости»,
имевшихся и имеющихся в числе самих ка-
толиков, некий профессор богословия в
Майнце, иезуит Эберман сразил совершенно
беспримерным доводом:  «Непогрепиимьым
может быть и совершенно невежественный
пала, #бо бог указал некогда людям истин-
ный путь через прореклиую ослицу».

«Непотренимые» частенько забирались
на папский престол нечистыми путями. Ше-
речислить все случаи убийства пап их
соперниками и убийства папами своих со-
перников совершенно невозможно. Вот при-
меры благочестивой жизни «непогрепи-
мых»: папа Сергий Ш приказал поочередно
задушить своих предшественников. Папа
Иоанн ХУТ не ладил с императором Отто-
ном Ш. Тот рейтил посадить на папский пре-
стол «своего человечка»— Герберта. И ser
Иоанна выволакивают из постели, отрезают
ему нос, язык, уши, вырывают глаза и в
таком виде, напоказ народу, протаскивают
по улицам святого города. После этого Гер-
берт влезает на палский престол и, найме-
новавитись Сильвестром ЦП, правит римской
курией.

Папы никогда не отличались мягким
нравом. Дамаеми Т с толпой своих привер-
женцев ворвался олнажды в церковь св. Ма-
рии и убил 160 сторонников. Урсина, ©, ко-
порым воаждовал из-за римекой кафедры.
Виогилий У! убил мальчика. Яизнь папы
Александра ТУ (Борджиа) была сплошным
издевательством над словами «вера», «цер-
Ковь», «нравственность». Этот список
можно было бы продолжать бесконечно.

0 том, что сами папы никогда не пита-
ли особенного почтения к знаку своего пал-
ского достоинства — ключам святого Петра,
можно судить по выходке папы Юлия П,
человека весьма воинственного, ведшего
непрерывные войны за создание сильного
папского государства. Однажды, когда ему
не повезло в бранных делах, он в гневе
швырнул свои первосвященнические ключи
в Тибр и, опоясавитись мечом, воскликнул:

—= Если ключи бессильны, пусть защи-
тит нас меч!

С тех пор меч как атрибут власти и ору-
дие ee расширения не дает папам спать.
«Полнота папской власти» — своего рода
фетит, который руководит всей политикой
Ватикана на протяжении веков: и

Высшим законом Ватикана и его руко-
водителей является политика. Ватикан стре-
мится распространить католицизм по всему
свету.

Локтор богословия протопресвитер Во-
стельник приводит случай, когда он был
свидетелем диспута: «Подлежат ли Map-
спане, если на Марсе есть люди, юрисдик-
ции римского папы?» Вопрое, разумеется,
был решен положительно, ибо, мол, еще в
XIV веке папой Бонифацием У был уста-
новлен догмат: «Для спасения является
абсолютно необходимой вера в то, что каж-
дое человеческое существо подлежит юрис-
дикции‘ римского архиерея».

Предшественник нынептнего папы, мра-
кобес и темнейший реакционер, по ненази-
сти к демократии и прогрессу могшший срав-
ниться разве только со своим любимцем
и преемником Пием ХИ, в одной из еваих
энциклик заявил, что задачей пзпской церк-
ви является «проповедовать, преподавать и
настаивать» на примате папской власти,
«чтобы этот закон, нравится он или не нра-
вится, сохранять», так как господь бог «пре-
дает на безоговорочное наше наивысшее
судебное решение и общественный строй и
самую экономическую жизнь».

Поскольку уж зашла речь об экономике,
не лишне будет упомянуть интересное вы-
сказывание и нынешнего «непогрешимого»
по этому вопроеу, сделанное Междунатодно-
му конгрессу социальных и политических
наук, происходившему недавно в Риме. Здесь
папа выступает как представитель класса
собственников, ярый враг тех, кто борется
за уравнивание людей в экономических и
политических правах. В обращении к участ-
никам состоявшетося там же, в Риме, кон-
тресса торговых палат «непогрешимый»
высказался за установление «свободы обме-
на», которого, как известно, требуют США
в интересах укрепления своего господетва
над экономической жизнью западноевропей-
ских стран. Пала призвал торговые палаты
лелеять «высокий идеал торговца», тах как
этот идеал «носит на себе религиозный от-
печаток».
	Не повторяя всего, что уже многим из-
вестно о чрезвычайно широкой предприня-
мательской деятельности ватиканеких 0т-
цов, стоит упомянуть о случае последних
дней, почти анекдотичееком по своему зву-
чанию: Ватикан создал специальное торго-
вое общество, получившее монополию на
продажу в Италии американского натитка
кока-кола. Во главе общества поставлен

перебросил в США свои основные капиталы,
боясь краха лиры и не видя надежных бан-
ков в Ввроне?!

Казалось бы, кредиты «непогрепвимого»
на антисоветскую пропаганду, на борьбу с
демократиями, на подрыв деятельности про-
грессивных организаций во всем мире прак-
тически неисчертаемы. Но на этот раз
«непогрешимый» уподобляется ослице, по-
лагал, будто нынешняя политическая ситуа-
ция схожа с теми, в которых Рим уже дваж-
ды неудачно пытался войной поправить
свой расстроенные дела. Это уже достаточ-
но широко известно: папизм стремится К
развязыванию третьей мировой войны для
того, чтобы еще раз попытаться осущест-
вить свою навязчивую идею о мировом идео-
логическом господстве. ели американские
запразилы мечтают о главенстве на всем
земном шаре силой атомной бомбы и долла-
ра, то «непогрешимый» спит и видит, кав
бы привести всех людей на земле, а если
они есть на Марсе, то и там, в повиновение
кресту как символу отказа от социального
прогресса и возвращения к рабекой покор-
ности тем немногим, кои «избраны» госло-
дом богом и монополистами для руководства
человеческим стадом.
	С этой целью пала Ний АП работает над
укреплением агрессивного Северо-атланти-
ческого союза. Учитывая, что участниками
этого союза являются и страны с поеобла-
хающим протестантеким, евантелическим и
тому подобным населением, Пий ХН сделал
вид, что отказывается от борьбы в этими ис-
поведаниями. Больше того, он готов сотруд-
ничать с ненавистными ему баптистами. Он
объявил амнистию даже масонам, с которы-
ми веками боролось папство. И, наконец, что
наиболее важно и знаменательно, папа-Пий
ХИ разослал своих эмиссаров в арабские
страны. Он пропагандирует идею’ союза ка-
толицизма © его вековенным врагом —
исламом.

Все пошло в ход для подготовки антидемо-
кратической, антисоветской войны. Она ри-
суется папским политикам как новый,
небывалый по масштабам крестовый поход
против коммунизма (хотя американцы 38
спиной «непогрешимого» откровенно назы-
вают его походом за их рынки, за обладание
миром для американских монополий). На
иберийском полуострове царят порядки, ми-.
лые сердцу «непогрешимого»: тюрьмы за-
биты демократами, льется кровь испанских
патриотов. На шее итальянского народа
сидит католическая клика бывшего пап-
ского: библиотекаря де Гаспери. Во Фрапции
делаются усилия для привода к власти бан-
ды католических разбойников де Голля. В
Западной Германии в канцлерские и прези-
дентекие кребла посажены предатели, вы-
пестованные  Ватиканом,— аденаузры и
хейсы. На подмогу старым, закоснельм в 60-
общничестве с Гитлером папским кардиналам
в Германию посланы подкрепления из чието-
кровных янки в кардинальских мантиях, в
одеждах епископов и сутанах простых мо-
нахов. Их обязанностью являетея развязы-
вание войны во что бы то ни стало.

Удивительный брак самой «неземной»
державы — Ватикана — < самой заземлен-
ной державой — США — заключен давно.
Его инициаторами и осуществителями. были
нынешний папа, тогда государственный
секретарь (миниетр иностранных дел) Ва-
тикана кардинал Пачелли и «черный па-
па» — генерал ордена иезуитов кардинал
Ледоховский. Брак этот вовсе не был за-
ключен только ‘для невинного взаймопро-
никновения;: вера — в Америку, деньги —
в Ватикан. Целью брака была борьба ©
опаснейшим для капитализма и папекого
мракобесия врагом — коммунизмом. Точно
так же, как преосвященный Миндеенти,
произнося в Эстергомском соборе молитвы
0 мире, в своем кабинете писал письма
Трумэну с мольбой о скорейшем начале
третьей мировой войны, так и эти, втирая
народам очки своими лицемерными разгово-
рами о мире, стремятся к одному: к войне.

Доводы их каннибальски незамыеловаты
и рассчитаны на средневековую  пеихоло-
гию: бог-де завещал людям страдания. Бо-
татетво, счастье, мир он посылает им лишь
в качестве искушения и в наказание за
грехи предков. Тем, кто живет в счастье, в.
ховольетве и мире, уготована на том свете
сковорода дьявола. (Такова «печальная»
участь всяких морганов, рокфеллеров и иже
с ними!) Поэтому лучше не подражать тем,
RTO хоропо живет, и довольствоваться
жизнью похуже. «Блаженны  слражду-
щие» — страданий, больше страданий, и
Бам уготовано парствие небесное! А счастье
и деньги отдайте нам! «Блаженны алчу-
щие» — поменыше ешьте, побольше остав-
ляйте нам! Побольше. страданий неразум-
ным, жаждущим счастья! Убивайте стремя-
щихея к миру, калечьте, морите их голо-
дом! Истребляйте их посевы, стройте для
них майданеки, швыряйте на них атомные
бомбы и напускайте чумных блох!

Такова, мораль блаженных пиев и трумэ-
HOR.
	Одно из важнейших положений папских
	изуверов-—делать людей достойными награ-
	ды на небесах насильно, даже тогда, когда
они вовее этого’не хотят, т. е. доставлять им
страдания, заставлять их голодать и уми-
рать в мучениях на войке. Теперь «непогре-
шимый» продал это право американцам, ках
некогда продавал индульгенции.

Но дураки на свете переводятся. Расечи-
тывать на то, что люди добровольно согла-
сятея, чтобы «непогрешимый» повел их на
новую бойню, — серьезной просчет. Мил-
лионы честных людей уже сказали пропа-
гандистам войны: «Нет!» Пример воив-
ственного Юлия П, швырнувшего в Тибр
никчемные ключи от рая и взявшего в ру-
Ки меч,— плохой пример. Народы полага-
ют, что вместе с ключами папе следует вы-
кинуть В Тибр и меч.
	Бюгда-то предшественник и друг нынеш-
него Пия — Пий Х  — изрек, что, если т0-
го потребуют интересы святой католической
церкви, он готов заключить союз с самим
дьяволом. Неизвестно, состоялся ли этот
почтенный союз, но известно, что и он
не поможет!
		«АВМООыОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
	10 октября 1550 г. 3 стр,
	Ник. ШПАНОВ
20600
	не кто иной, как сам министр финансов Ба-
тикана монхеньор Галеацци.

А вот документально установленные пре-
ступления пап в период подготовки второй
мировой войны.

Когда в Италии к власти пришел фашист
Муссолини, пала заявил: «Се человек, да-
рованный нам провидением!»

По прямому указанию Ватикана католи-
ческая партия центра Германии помогла
притти к власти Гитлеру.
	Когда Муссолини вторгся в Абиссинию,
папа сказал, что это «цивилизаторская мис-
сия высокой человечности». Ремилитариза-
ция Германии, приход к власти Салазара в
Португалии, Франко в Испании, захват
Австрии, Мюнхен, предательство Чехослова-
кии, отрыв Словакии, вторжение Муссолини
в Албанию, нападение Гитлера на Польшу,
падение Франции и, наконец, нападение
Гитлера на СССР — все это было одобрено
и поддерживалось Ватиканом.

С апостольским благословением святей-
шего на Восток уходили дивизии Муссолини,
Франко; Хорти, Антонеску. Их напутствова-
ли кардиналы. Калелланы этих дивизий
должны были кровью крестить русских
«ехизматиков» («раскольников» — назва-
ние, данное католиками православным)
и посылать «безбожников» на костер,
в душетубку, в печи Майданека. Пошли
ускоренные выпуски миссионерских семи-
нарий для Украины, Белоруссии, Poc-
сии, Прибалтики. Нынелтний претендент на
папский престол, архиепископ нью-йорк-
ский, каддинал Спеллман шесть раз в тече-
ние войны посетил вражескую Италию, до-
товариваяеь © Пием ХН о разменивании
политических функций между двумя бу-
дущими «мировыми гигантами» — США и
Ватиканом; в Риме засел личный пред-
ставитель Рузвельта, член банкирекого до-
ма Моргана мистер Майрон Тэйлор.
В приемной папы он вел секретные
переговоры с немцами, итальянцами, испан-
цами. Агентура Ватикана рыскала повсюду,
от Тибралтара до Токио. Памятуя, что
некотда папа Марцеллин приносил языче-
ские жертвы Юпитеру и воскурял благово-
ния перед всеми богами Олимпа, лишь бы
добиться своего, папа Пий ХИ признал,
что обожествление японского императора,
преступника Хирохито, ничуть не противо-
речит христианству, и посадил своего лега-
та в Японии; лишь бы пролезть по заданию
американцев на Восток.

Но, несмотря на торжественные молеб-
ствия о даровании на Востоке победы воин-
ству объединившихся фаптистеких дикталто-
ров, несмотря на все происки и уговоры Ва-
тикама повременить с высадкой англо-аме-
риканцев в Европе, восточный фронт. Гит-
лера был взломан героическями армиями
Советского Союза. Вследствие этого. не. мог
не развалиться и западный фронт, несмотря
на отеутетвие там какого бы то ни было
нажима англо-американцев. Закончила свои
многолетние «труды» на материке и армия
синтоистского императора страны Ямато.
Разгромленные дивизии диктаторов бежа-
ли. Но, по приказу из Рима, капел-
ланы старались зацепиться где можно, на-
садить свою атентуру на послевоенное вре-
мя. Американский журнал «Юнайтед стейте
ньюе энд Уорлд рипорт» с большим опозда-
нием, ссылаясь на информированные круги
‘в Риме, признает, что там «считают ресьиа
НЫ создание католического  под-
полья... Уже приняты подготовительные ме-
‘ры, чтобы перевести церковь на подпольное
положение... В нехоторых странах католи-
ки уже имеют припрятанные типографекие
станки... Тайно хфанятея также несколько
радиостанций».

Это признание, хотя и запоздавшее на
несколько лет, интересно тем, что ‘исходит
от американца. В связях с правящими кру-
тами США признался, например, венгерский
кардинал Миндсенти. С помощью Америки
он хотел свертнуть народно-демократиче-
свое правительство Венгрии. Миндеенти и
его сообщники вели дело на развязывание
третьей мировой войны, так как они «по
своей линии... молились 3& мир».

Они молилась за мир в 1914 году, тол-
кая Австро-Венгрито, с одной, и Францию,
с другой стороны, в первую мировую войну;
они молились перед второй мировой войной,
подетрекая Гитлера к нападению на Поль-
шу и посылая апостольское блатословение
Польше: они усиленно молятся за мир и те-
перь, тратя четверть миллиарда долларов в
год на пропатанду войны против СССР и
стран народной демократии.

Я не случайно употребил слово «доллары»,
а не лиры, не франки, не марки, — 80 про-
центов дохолов Ватикана притекают теперь
из ОША. Шо словам одного итальянского
банкира, половина итальянской экономики
контролируется сейчас Ватиканом; 43
630 миллиардов лир общенациональных
вкладов в 40 католических и 100 народных
банках 400 миллиардов лежит в банках,
контролируемых «непогрешимым». Сколько
же миллиардов долларов лежит у святейше-
го в банках Америки, сколько вложено в де-
ла группы Моргана, если известно, что папа
	— Мир ТЕБЕ, сын мой!
Рис Е ГУРОВА.
	Вчера в Москве закончились легко-
атлетические соревнования студентов
столицы. В состязаниях участвовало
около 1.500 юношей и девушек, пред-
craparenel 56 высших учебных заведе-
. На снимке: момент передачи эста-

феты в забеге 4 Ж 100 метров.
Фото М. КУХТАРЕВА.
	НАШИМИ ЧИТАТЕЛИ
РАССКАЗЫВАЮТ
	Курсы оленеводов
	В прошлом году в Ленинграде при сель-
скохозяйственном институте были орга-
низованы курсы оленеводов. На курсы
съехались оленеводы, проработавшие на
пастбищах Крайнего Севера несколько
лет. Побывали в далеком Ленинграде, о
котором знали лишь по книгам, чукот-
ский юноша Василий Этлену, якутский
комсомолец Алексей Попов и многие дру-
гие молодые пастухи. Окончив учебу, они
возвратились на работу в родные края и
сейчас руководят бригадами олекеводов.

В сентябре на курсы сленеводов. при-
была новая группа зоотехников и прак-
тиков-оленеводов. Среди них Елена Зуе-
ва из Нижне-Колымского района Якутии,
Алексей Демидов с Чукотки, Александр
Привалов с Камчатки, Сергей Дашук из
Ненецкого национального округа и мно-
	гис другие.

В. КРИВОЩЕИН.
Ленинград.

—

Кинолекции
	ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
	Когда зал,. переполненный учащимися,
затих, молодая учительница Мария Ва-
сильевна Попова начала простой и увле-
кательный рассказ о великих стройках
	на Болге. . . у
— Строительство Куйбышевского’ и
Сталинградского. гидроузлов,— говорит
	она,— представляет с060й новый ‘этап
в борьбе советского народа за. освоение
и использование сил природы. В этом
строительстве с новой силой проявляется
величие сталинской эпохи.

..В зале гаснет свет. Школьники с
большим интересом смотрят научно-попу-
лярный цветной фильм «Но Волге».

Такие кинолекции в городе Искитиме
устраиваются часто. В прошлом учебном
году состоялось более ста кинолекцей,
связанных с учебной программой школ.
Их посетило свыше лесяти тысяч школь-
	Ю. АЛЕШНИКОВ.
Искитим
Новосибирской области.

Эскиз панорамы Сталинградской битвы
		В дни исторической битвы за Сталинград
в рядах защитников города-героя находи-
лась группа военных художников студии
имени Грекова. Ёогда стихали бои, худож-
ники брались за кисти. У каждого из них
за время войны накопилось много наброс-
ков, рассказывающих о героизме советеких
людей, 06 их безграничной любви к Родине
и непоколебимой вере в победу.

Прошло семь лет. Й вот в Сталинграде,
в фойе кинотеатра «Победа», выставлен
сейчас для обозрения эскиз будущей пано-
рамы «Сталинградская битва», созданный
гоенными художниками — участниками ис-
торического сражения. Авторы эскиза, лау-
театы Сталинских премий А. Горпенко и
И. Жигимонт, художники Г. Марченко и
Н. Андрияка изобразили кульминационный
момент в истории Сталинградской битвы —
		начало разгрома фашиетеких полчинх совет-
скими войсками 15—16 января 1943 года.

` Создание панорамы потребовало огромно-
го труда. Были сделаны сотни этюдов. Ху-
дожники не только использовали свои фрон-
товые наброски, они тщательно изучали
материалы, относящиеся к разгрому гитле-
ровцев на берегах Волги. Большую помощь
авторам панорамы оказал тенерал армии
В. И. Чуйков.

Эскиз по размерам в пять раз меньше па-
норамы, которую еще прелетоит создать.
Длина холста будущей‘ панорамы «Сталин-
градекая битва» 120 метров, высота 14—
15 метров.

В декабре этого года панорама будет от-
правлена в Москву. на Всесоюзную художе-
	ственную выставкх.
	Сталинград. 1 Е. КОЗЛОВА.
				КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	ХАЛТУРЫ

PHSBOEL ИНГО...
	На ХШ пленуме Союза советеких писа-
телей СОСР обсуждалея вопрос о литературе
для детей. В докладах и в прениях правиль-
но говорилось о том, что советекая детская
литература, является составной частью всей
советской литературы и, следовательно,
должна независимо от <воей специфики
исходить из Тех же общих задач воепита-
ния активных строителей коммунистическо-
го общества, из которых исходит вся наша
литература в целом.

Хорошие решения пленума еще не при-
HATH в исполнению некоторыми литерато-
рами и издателями.

Иерет нами несколько книг, выпущенных
для детей уже после пленума. Вачество их
заставляет келаль много лучшего. Вот, на-
пример, книжка А. Григорьева «Нутеше-
ствие игрушек». Все, о чем здесь рассказа-
по, выдается ва сон некоего маленького
мальчика Коли и преподносится его ровее-
никам в качестве «занимательной» детской
книжки. Скучно и сухо, бледным, невыра-
зительным языком рассказывает автор о том,
как игрушечный мишка едет на деревянном
коне, обгоняет по пути автомобили, воюет в
лесу с крапивой, в реке — со щукой, потом
взгромождается вместе. с конем на самолет,
тоже игрушечный; и летит...

Можно < уверенностью сказать, что ре-
бенку будет совершенно неинтересно читать
книжку, в которой нет ничего подлинно
увлекательного, одни только неимоверные
приключения игрушечного медведя. Автор-
ский текст снабжен совершенно негод-
ными рисунками художника В. Андрие-
вича. Внижка эта увидела свет благодаря
деятельности фабрики настольно-печатных
игр Краснопресненского райпромтреста М№-
сквы (редактор книжки Р. Вордун).

Ростовским областным  книгоиздатель-
ством выпущен для детей сборник стихов
Вениамина Жака «Доброе утро». Стихи эти
весъма и весьма беспомошны. В стихотворе-
нии «Помощник капитана» можно прочи-
тать такие претендующие на поэтическую
выразительность строки:

Не малиновые TOPE
	Бстали около воды:
Помидоры, помидоры,
точно горные хребты.
Огурцы легли над Доном
Плоекогорием зелёным.

Сравнение помидоров с горными хребта-
ми, а огурцов — с плоскогорием звучит яв-
но бессмысленно.

Судя по всему, автор книжки «Доброе
утро» не очень тщательно работал над свои-
ми стихами, а его редажтор С. Семенов не
выполнил стоих прямых редакторских о0бя-
занностей. Встати говоря, тов. Семенов про-
пустил в качестве иллюстраций к этой кни-
жке серые, примитивные, а порой просто из-
вращающие действительность рисунки
С. Гинца. Художник берется изображать
воизов ‘Советской Армии, а сам не внает
элементарных вещей. Он, например, нари-
совал. майора © петличками на воротнике
гимнастерки. Этот же. майор изображен с
орденом, привинченным прямо к шинели...

Перед нами еще одна детская книжка, из-
данная также после решений пленума ССП
о детокой литературе. Это сказка в стихах
А. Анисимовой <«Дедова мечта», выпущен-
ная Пензенеким областным издательством.
Редактировала ез 3. Гусева. Между прочим
тов. Гусева была делегатом пленума, высту-
пала с его трибуны. Спрашивается, как же
у нее поднялась рука подписать в выпуску
в свет эту неудачную книжку?

Автор «Дедовой мечты» рассказывает
евоим юным читателям и слушателям та-
кую историю:

На поселке за горой,

За дорогой столбовой,
Жил-был парень молодой,
Неженатый, холостой.

По тодам — пора жениться,
Но не нравятся девицы
И ни эта и ни та.

А мамаше еухота(?),

Й отцу, конечно, тоже.
Товорит отец:

— Нео гоже

Одинокому век жить.
Надо парня оженить.
	Все это только присказка, сказка, — впе-
реди. Однако, прежде чем добраться до самой
ев сути, мы еще узнаем, что

Был у Вани старый дед,
Девяносто девять лет...

Однажды мать предложила Ване наве-
стить дедушку:

Ведь у дедушки Терентья

Ныне день его столетья.

На это обращение Ваня отвечает не ме-
нее колоритно:

День столетья? Чую, чую.
Ну, так я © ним там ночую...

Мальчик отправляется в путь, и вот тут-
то начинаются действительно сказочные
приключения. Перед Ваней в лесу неожи-
данно вырастает прекрасный плодовый сад,
в котором он видит писаную красавицу. 05-
радованный и пораженный Ваня обращается
к ней, но не тут-то было: видение исчезает,
сад превращается в болото, а девушка — в
лягушку, которая Ha все расспросы Вани
отвечает «выразительным» «ква, ква, ква»,
каю и подобает всякой уважающей себя ля-
гушке. Смыел всего этого разъясняет ‹то-
летний дедушка, рассказывающий внуку
сказку о Царевне Прекраее, которую пре-
следует «странный лиходей, по прозванию
Кащей». Окавывается, ев-то, Прекрасу, и
встретил Ваня, а в лягушку она превра-
щается затем, чтобы спастись от Кащея...

Спрашивается, зачем понадобилось Пен-
зенекому издательству выпускать в свет
эту псевдофольклорную стряпню, облечен-
ную в довольно безграмотные стихи, стили-
зованные под «Вонька-Горбунка»?!

Детская сказка должна быть умной, ори-
гинальной, увлекательной. Надо решитель-
но осудить тех, кто пытается засорять дет-
ские головы низкопрюбной писаниной.

Издание книг для детей — большюе и
важное дело. Недопустимо, что под маркой
детской литературы до сих пор появляются
в свет плохие произведения, рифмованные
бредни, которые поошряют некоторые нераз-
берчивые издатели.