КОМСОМОЛЬСКИЕ ПРОПАГАНДИСТЫ ©_ СВОЕЙ РАБОТЕ
	ИДЕЙНОСТЬ—ГЛАВНОЕ В ЗАНЯТИИ
	Работу каждого комсомольского пропага”-
дисть оценивают прежде всего е точки зре-
вия идейной глубины, содержательности
проводимых им занятий. И это совершенно
справедливо. Высокая большевистокая идей-
ность — главное в политической учебе.

В прошлом году мне впервые довелоеь ве-
сти политкружок. Тщательню готовилея я к
началу занятий. Вместе с секретарем комсо-.
мольской организации тов. Савкиным мы
обстоятельно побеседовали во всеми юноша-
ми и девушками нашего колхоза.

Для занятий правление колхоза предоста-
BHO нам избу-читальню. Слушатели подо-
	‘брали географические карты, репродукции <
	каугин, фотомонтажи, а часть наглядных п9-
собий изготовили сами.

На первом занятии мы 0 слушателями
встретились уже как старые знакомые. Го-
товясь к первому занятию, я прочитал много
дополнительной литературы, продумал план
беседы. Свой рассказ я стремилея сделать
последовательным, интересным и кратким.
Для этого я выделил узловые вопросы, ото-
брал фактический материал, примеры из ху-
дожественной литературы.

В большой моей радости, первое. занятие
прошло неплохо, и слушатели остались до-
вольны. За учебу они взялись охотно. Одна-
ко мне еще долго не улавалось привлечь к
активному участию в беседе веех слушате-
лей. Получалось это потому, что многие не
имели навыка самостоятельной работы над
книгой, не умели вести конспект. По их
просьбе пришлось провести беседу о работе
над книгой, наглядно показать, как ‚ нужно
составлять конспект.

В первые месяны учебы была у нас и
другая трудность. Многие юноши и девушка
хоропю усваивали материал, но правильно
H четко изложить евои мыели подчас не
умели. Чтобы развить речь своих слушате-
лей, я проводил © ними коллективное чтение
книг, беседовал о прочитанном, поручал.
юношам и девушкам делать небольшие до-
клаты по вопросам учебной программы.

Учеба в кружке не всем давалась одипа-
ково. Комсомольцы Саломатин и Плетнев
	вЕачале приходили HI0X0 POTTOTOBICHH DIME,
	на Вопросы отвечали односложно, неуверен-
но, а то и вовсе отмалчивались. Но со вре-
менем ребята втянулись в учебу. Этому по-
могли дополнительные занятия со. слушате-
лями, плохо усвоившими тот или иной раз-
дел программы.

Глубокое знание теории, истории, поли-
тики большевистской партии — основа
успешной работы каждого пропагандиста.
Вот почему я постоянно углубляю и рас-
ширяю свои знания, настойчиво овла-
деваю методикой проведения занятий. Под-
готовку к очередной беседе я начинал
с чтения произведений Ленина и Сталина.
В трудах вождей всегда найдешь исчер-
пывающие ответы на все интересутю-
щие вопросы. Шрюграммный материал я
стремился насытить примерами из художе-
ственной литературы, фактами из жизни
страны, нашей области, нашего колхоза.

Расскажу кратко, как я готовил и прово-
хил занятие no теме: «Партия Ленина—
Сталина — руковолящая и направляющая
сила советского общества». Тема. эта — одна,
из важнейших в программе. Слушатели дол-
жны хорошо понять, в чем сила большевиет-
ской партии, как пафгия осуществляет  по-
вседневное руководство ‘советским  обще-
ством, организует и направляет борьбу тру-
дящихся за построение коммунизма в нашей
стране. Прежде всего я изучил ряд произ-
ведений В. И. Ленина и И. В. Сталина. На
основе прочитанного я составил конспект.
В качестве иллюстраций я использовал

альбом наглядных пособий по истории
 BEII(6).
	Чтобы сделать изложение темы доступным
и понятным, нужно было начать © приме-
‘ров, близких и знакомых слушателям. Я рае-
сказал 6 передовой, ведущей роли коммуни-
стов палиего сельсовета, о задачах колхозной
парторганизации в борьбе 3a высокий уро-
жай, за дальнейший подъем артельного хо-
зяйства. От этих конкретных примеров я пе-
реходил к обобщениям. Занятие прошло
очень живо.

Вольшое значение в работе политкружхка
имеет учет успеваемости каждого слушате-
ля. Поэтому наряду в изучением нового ма-
териала я уделял большюе внимание повто-
рению пройдентого. Это давало возможноеть
во-время обнаружить пробелы в знаниях
слушателей. у

Занятия у нае обычно начинались так:
кто-нибудь из слушателей рассказывал о
пройденном, а остальные дополняли ето. Та-
ким образом, большинство юношей и деву-
шек принимало участие в беседе. Это делало
ве живой и интересной. Затем я подводил
итоги, делал выводы и уже после этого при-
ступал в изложению очередной темы.

За год учебы слушатели нашего кружка
заметно выросли. Они регулярно читают га-
зеты и журналы, стали постоянными посе-
тителями библиотеки.

Ца весеннем севе, на пахоте паров, нз
уборке. вое комсомольцы — слушатели по-
литкружка успешно справлялись с зада-
ниями. Многие вели активную обществен-
ную работу — являлись агитаторами, редак;-

`торами «боевых лиетков».
В мае мы закончили изучение программы
и провели итоговое занятие. Ё нему мы 060-
бенно тщательно готовились. В помощь слу-
шателям я прочитал обзорные лекции, про-
вел несколько бесед. В назначенный час
явились все. В комнате, где мы собрались,
были вывешены наглядные пособия. Это за
нятие проходило так: я задавал вопрос, WHA
него, по желанию, отвечал один из слуша-
телей. Если его ответ был неполным, высту-
пали другие товарищи. После этого я 0605-
щал сказанное и зздавал следующий вопрос.
Все это дало нам возможность провести за-
нятие организованно, живо, интересно.

В этом году я снова буду руководить по-
литическими занятиями ‘молодежи нашего
колхоза.

Перерыв в занятиях я использовал для
систематической учебы, читал произведения
Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, знако-
мился с новинками художественной. литера-
туры.

Несколько слов о постоянно действующем
семинаре при райкоме комсомола. В прошлом
учебном году семинарские занятия проводи-
лись нерегулярно и порой сволились к чт®-
нию установочных лекций. На семинарах
мы хотим слушать не пересказ учебников.
Нужно, чтобы при изучении очередной темы
руководители политкружкюв глубже знако-
мились с методикой, обсуждали вопросы, ко-
‘торые возникают у них при подготовже к
очередным занятиям. Очень важно, чтобы
 на семинарах пропатандиеты обменивались
опытом работы, чтобы разбирались про-
веленные ими занятия.

Хочется послушать на семинарах докла-
ды о важнейших решениях партии и прази-
тельства, о внутреннем и международном по-
ложении, а также лекции по вопросам науки
и техники,’ литературы и искусства. Все Это
поможет нам, комеомольскмм пропатанли-
стам. еще содержательнее проводить занятия
в новом учебном году.

А. ЗИМИН,
руководитель начального полит-
кружка.

Село Б, Таволожка
Пугачевского района
Саратовской области.
	В комсомольских.
организациях
 Гуркменистана
	АКТИВИСТЫ СЕЛЬСКОЙ ЧИТАЛЬНИ
	Каждый вечер в ярко освещенном домике,
расположенном в центре села Шордене
Сталинского района Марыйской области
собирается молодежь. Здесь, в колхозной
библиотеке-читальне, юноши и девушки все-
гда находят занятия по душе: одни читают
свежие газеты, другие просматривают жур-
налы, третьи играют в шахматы, слушают
радио. ,

— Курбан, ты`мне сегодня дай почитать
стихи Пушкина,— обращается к заведующе-
му библиотекой-читальней молодой колхоз-
ник,   / .

— А мне, пожалуйста, подбери что-ни-
будь из новинок,— просит девушка.

И заведующий библиотекой-читальней
комсомолец Курбан Шакиров’ старается
удовлетворить все запросы читателей.

Курбан Шакиров с помощью комсомоль-
цев села сплотил вокруг читальни крепкий
актив. Комсомольцы  Гаган Солтанов, Салих
Мамедов, Абдулла Баррыев и еще около
тридцати юношей и девушек работают аги-
таторами в бригадах и звеньях. В горячие
дни уборки хлопка на полевые станы при-
ходят книгоноши читальни. Они обменивают
книги, устраивают громкие читки.
	Недавно актив. читальни обсудил реше-
ния ГУ пленума ЦК ВЛКСМ. Курбан Ша-
киров с помошью комсомольцев наметил
новый план работы. Решено при читальне
создать культбригаду, секцию шахмат и
шашек.
	ЮНЫЕ НАТУРАЛИСТЫ — ГЛАВНОМУ
ТУРКМЕНСКОМУ КАНАЛУ
	В краеведческом кабинете ашхабадской
школы № 22 в одном из шкафов стоят не-
большие аккуратные мешочки. На каждом
из них надпись: «Для Главного Туркмен-
ского канала». В ‘мешочках хранятся семена
декоративных и фруктовых деревьев.
	Комсомольцы школы № 22, посоветовав-
шись с директором школы А. А. Карсако-
вой, решили создать при школе опытный
лесопитомник. В своем питомнике учащие-
ся за два ближайшие года думают выра-
стить и затем передать управлению Глав-
ного Туркменского канала‘ 10.000 саженцев
фруктовых ‚деревьев и кустарников. Кро-
ме того; каждый комсомолец и пионер
школы обещал собрать в этом году для
лесокультурных станций канала не менее
десяти килограммов различных древесных
семян. Бюро ЦК комсомола Туркмениста-
на одобрило ценную инициативу комсо-
мольской организации школы № 22.
		Вечерами на стадионе <«Гуркменкала» со-
бираются десятки молодых колхозников.
Короткая разминка, и молодые спортсме-
ны приступают к занятиям. Они изучают
технику толкания ядра и метания диска,
тренируются в беге, прыжках. Созданная
в прошлом году по инициативе ЦК комсо-
мола Туркменистана республиканская спор-
тивная школа колхозной молодежи гото-
вит без отрыва от производства спортсме-
нов-разрядников и инструкторов-обществен-
ников пля колхозов.
	Воспитанники этой школы добились зна-
чительных спортивных успехов. Участвуя
в различных соревнованиях, они установили
девять республиканских рекордов.
			дДостоиный
делегат
	Общеколхозное собрание
передовой сельхозартели
«Красный партизан» Ново-
сибирской области избрало
делегатом на вторую Все-
союзную конференцию сто-
ронников мира знатного ово-
щевода, Героя Социалисти-
ческого Труда комсомольца
Петра Рябчикова, Сейчас
он учится в новосибирской
областной школе руководя-
щих колхозных кадров.
	На снимке; учащиеся
школы поздравляют своего
товарища комсомольца Пет-
ра РЯБЧИКОВА (второй
слева) с избранием делега-
том на конференцию сторон-
ников мира. Справа — знат-
ный льновод Сибири, Герой
Социалистического Труда
А СКАЧКОВА.
	Фото В. ЛЕЩИНСКОГО.
(ТАСС).
	НАШИХ ДЕТЕЙ!
	городах, узнали историю этих городов, по-
любовались их памятниками, садами, новы-
ми постройками... И самые волнующие за-
писи оставили о Сталинграде:

«Город-герой боролся е врагом и стоял
насмерть. Так и должны защищать евою
Родину настоящие советекие люди. Так и
мы будем защищать ее — стоять насмерть».

...Хочется рассказать еще об одной ветре-
че. Солнце перевалило за полдень. На скот-
ных дворах большого молочного хозяйства
открылись широкие ворота. Из них медлен-
но, одна за другой вышли коровы, отправ-
ляясь на пастбище. Это были великолепные
костромские коровы, серебристые, статные,
коровы необыкновенно высокой удойноети,
большого веса и большой красоты. Приш-
лось ждать, когда, они пройдут через дороту.

_А дорога, вела прямо к_телячьим домикам.
Телята выглядывали в круглые окошечки
своих деревянных домиков, черноглазые,
широколобые, той же светлосеребристой ма-
сти, что и коровы. Полная добродунгная
телятница раздавала им сено. А под наве-
сом хлопотала, девочка. Она проворно мыла
бадеечки, из которых поят телят.

— 910 что же — ваша помощница?

Телятнина улыбнулась:

— Дочка моя. Дутни в телятах не чает!
Так вот и липнет, так и липнет — не вы-
гонишь. Все телячьи рационы уже знает.
А попробуй вот.так уйди телят кормить без
нее, так тут такой тебе плач устроит! Ну,
что сделаешь? Помогает! Балеечки вымоет,
венца принесет. Ничего не еделаешь — по-
тометвенная телятница растёт.

‚ — Дюбишь телят, девочка?

Девочка ма на меня голубые глаза:

— А как же! Ведь TaRMX телят, как на-
ши, во веем свете. нету!.

Много было таких вот ‘милых встреч — в
пионерских дворцах, на колхозных полях, в
школах, — 060 всех не расскажешь. Голоса
наших детей звучат всюду на нашей земле,
звучат бодро, радостно, легко, потому что
нигде не заботятея столько о счастье детей,
	как в Нашей: стране. Так: неужели  тепёръ.
	когда империалисты енова раздувают. вой-
ну, мы допустим, чтобы над головами на-
ших детей снова завыли фугаски, чтобы фа-
шисты, проклятые всеми матерями мира,
снова расстреливали наших детей с бреюще-
го полета?

Мы знаем — фашистские хищники ©по-
собны на все. Мы видим, как они превраша-
ют в пепел и кровь несчастную Ворею. Ко-
рейские фотографии смотрят на нае со етра-
ниц газет — горящие города, замученные
люди, кричащие от ужаса дети, у которых
больше нет матерей...

Еще раз поднимем наш голос на второй
Всесоюзной конференции сторонников мира:

— Мы не хотим войны! Наши дети долж-
ны жить и расти в мире и радости — это
будущие строители прекрасных городов, бу-
дущие преобразователи природы, будущие
борцы за счастье всего человечества!

Любовь ВОРОНКОВА.
	333%
	ПОДГОТОВКА_К ВЫБОРАМ

По te a

в МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ
	Вечер молодых
	избирателей
	ЛЕНИНГРАД, 12 октября. (Наш корр).
Тысячи комсомольцев атитаторов разъяс-
няют Положение о выборах в местные Co-
веты. Проводятся бесельё о международном
положении, © великих стройках KOMMY-
ниЗма.

В агитпункте при клубе «Строитель» <о-
стоялся большой вечер молодых избирате-
лей. на котором присутствовало 300 юно-
шей и девушек. Заведующая агитпунктом
	тов. Вонюшенко рассказала о великих пра
	вах, предоставленных советским  гражда-
пам Сталинской Конституцией. Затем была
прочитана лекция и демонстрировался на-
учно-популярный кинофильм.

В агитпункте дома № 53 по Красной
улице, где агитанионную работу ведут pa-
ботники завода «Линотип» и елюдяной фаб-
рики, состоялись беседы 0б исторических
местах Ленинтрала и развитии городского
хозяйства за годы сталинских пятилеток.
	Беседы © великих
	правах
	За последние годы’ мне немало пришлось
поезлить по селам и городам нашего Союза.
	ТИ самые светлые, самые тенлые ветречи,

какие остались в памяти, —— это встречи с
детьми.

Как сейчас, вижу отлогий еклон большой
горы. У подножья горы — красный кирпич-
ный дом станции юннатов, а по еклону,
далеко вверх, юннатские участки; Веселые
загорелые ребятишки водили’ меня по уча-
сткам и наперебой рассказывали, что они.
посадили, что у них выросло.

— Воту нас аквилегии, из семян выра-
стили. А вот розы — это мы шиповник при-
вили, теперь будем розы разводить!

..Выше по склону — густая зелень
опытных полей и огородов. Тут и пшеница
всех сортов, и помидоры, и огурцы, и го-
рох... И опять множество рассказов: вот этот
горох хоропю переносит алтайский климат,
а этот — тах, себе, плохо вызревает. Вот эти
помидоры можно рекомендовать колхозам.

— Весной, только мы посадили огороды,
вдруг ливень прошел. Да какой! Половину
посадок смыло. И гряды разворочало, и по-
садки наши прямо © корешками утащило, и
отурцы, и помидоры, и горох. а они уже
ростки дали! Мы пришли наутро... Ой, что
делать?! А потом говорим: да что делать —
надо енора сажать! Вот и снова посадили, и
снова все выросло.

..Помнится солнечный, только что осве-
женный дождем сад мичуринца Лисавенко.
На лепестках роз еще дрожали бисеринки
дождя, а тяжелые шапки розовых пионов
склонились почти до земли, и казалось. что
большой розовый венок лежит на зеленом
газоне.

И вдруг защебетало множество детских
голосов, и на дорожке перед научными ка-
бинетами. появились веселой гурьбой оби-
татели Горно-Алтайского детского сада. Со
смехом, с говором, с восклицаниями. они раз-
бежались по цветнику.

Олин малыш понюхал по очереди не-
сколько пионов и, снова выйдя на дорожку,
серьезно спросил:

— А гдеже Михаил млин Тиса-
венко?

— А на что тебе Михаил Афанасьевич,
малыш?

— Я хочу на него посмотреть, потому
что он всех учит яблоньки сажать. Пусть и
нас научит. я

...Видела я однажды на Волге нарядный
белый пароход. Его приближёние мы уелы-
шали еще издали — дружная хоровая песня
неслась с его бортов. Пароход поравнялся ©
нами, и тотчас ‘раздались звонкие привет-
 ствия. Множество румяных смеющихея
лиц глядело на нас с палубы, множество
`загорелых рук приветственно махало нам.

’ Это был: пловучий пионерский лагерь.
`Вот решили устроить такой лагерь — не в
‚лесу, не вополе, а на реке, проплыть до
Астрахани и обратно. Интересный лагерный
дневник остался после этой поездки. Ребята
побывали во всех больших приволжеких

ЛЕНИНАБАЛ, 12 октября. (Наш корр.).
Десятки молодых . агитаторюв шелкового
комбината принимают активное участие в
избирательной кампании. В цехах ком-
бината состоялись первые беседы с из-
бирателями. «Под солнцем Сталинской
Конституции» — так называлась беседа,
‘которую провел среди молодых ткачей
бригадир комсомолец Бакиев. Он рассказал
о расцвете Таджикской ССР в семье брат-
ских республик Союза, о великих правах,
предоставленных молодежи советской стра-
НЫ,

Знатный мастер. лучший ткач комби-
ната. комсомолец Исрапл Ибрагимов после
окончания беседы сказал, что будет тру-
диться еше упорнее ‘на благо любимой
советской Родины. Вее юноши и девушки
бригады Бакиева решили  стахановским
подарком отметить день выборов — 24 де-
кабря, выпустить к концу года около ты-
сячи метров. шелка сверх плана.
	Раззясиняют
	избирательный закон
	КУЙБЫШЕВ, 12 октября. (Наш корр.).
60 агитаторов. объединенные в агиткол-
лектив при партийной организации Куйбы-
шевекой ГРЭС. начали разъяснять трудя-
щимся избирательный закон.

Агитпункт при ‘партийной организации
облиотребеоюза организует для населения
лекции, доклады, беседы. В самом агит-
пункте вечерами всегда многолюдно. Для
избирателей создана библиотека художеет-
‘венной и политической литературы.

В массово-разъяснительной работе сре-
ди населения активно участвуют молодые
агитаторы — комсомольцы. Так, KOMCO-
мольская организапия станкостроительного
завода выделила 20 агитаторов. Многие из
них уже провели в цехах и на квартирах
избирателей по две-три беседы.
	— —
Международный шахматный
турнир в Италии
	На международном шахматном турнире в
Венеции состоялся двенадцатый тур. Co-
ветские гроссмейстеры Смыслов и Вотов,
идущие во главе турнира, вновь одержали
победу. Смыелов. выиграл У Кастильо (Чи-
ли), а Котов — у Черняка (Израиль). Паз-
тия Летелье (Чили) — Пахман (Чехослова-
кия) пришла к ничейному результату. Рос-
солимо (Франция) выиграл у Сабадоша
(Италия).

За три тура до конца соревнования гросс-
мейстеры Смыелов и №отов делят первое п
второе места — у каждого по 9 очков из
12 возможных. За ними следуют: Пахман
(Чехословакия) и Россолимо (Франция), на-
бравшие по 8 очков.

В 13-м туре ветречаютея Паоли (Ита-
лия) — Смыелов, Котов — Примавера (Ита-
лия), Россолимо — Штейнер (США) и Пах-
ман — Лоннер (Голландия).
	—о—-
«Спартак» — «Ларвик Тюрн»
	Второй матч советских футболистов
в Норвегии
	Московские спартаковцы находятся сей-
чае в городе Ларвике. Приехали они сюда
из Осло 10 октября. Сегодня, 13 октября,
советские футболисты встретятся © местной
команлой «Ларвик Тюрн». Матч начнется
в 17 часов 30 минут по московскому вре-
мени и будет транслироваться по радио.

«Ларвик Тюрн» — одна из сильнейших
команд Норвегии, неоднократно участвовав-
шая в международных ветречах. В этом
году, например, «Ларвик Тюрн» одержала
побвду над командами английских и ис-
ланлеких клубов.
	6э$++54+$5449$9$%9$%5.
		2 cTp. 13 октября 1950 г.
	«Затейник» No 10
	Вышел в свег десятый номер ежемесяч-
ного журнала ЦК ВЛКСМ для детской
художественной самодеятельности «Затей-
НИК». ,
	В номере опубликованы: отрывок из
пьесы лауреата Сталинской премии Б. Лав-
‘ренева «Голос Америки», сценка Я. Тайца
«День рождения» и песни с нотами: «В за-
щиту мира»—на слова И. Френкеля (музыка
В. Белого), «Дети мира — за мир!» — на
слова Г. Рублева (музыка 3. Левиной).
	В разделе «Художественное чтение» на-
печатаны стихи А. Суркова, Ивана Давил-
кова (перевод с болгарского), Виктора
Лузгина, Бориса Раевского, Ральфа Пар-
ве (перевод с эстонского).
	В разделе <Ганцы» дано описание народ-
	ного румынского, танца-хоровода «Рого-
жина».
	Письма co « Cimanunipadiudpocmpoar
	БЫСТАВКА КАРТИН СТУДЕНТОВ
	ВИЛЬНЮС, 12 октября. (Наш корр.). В
выставочном салоне республиканского 06-
щества художников открылась выстазка ра-
бот студентов Московского государственного
художественного института имени В. И. Су-
рикова и Ленинградекого института жи-
вописи, скульптуры и архитектуры имени
И. Е Репина.
	Выставка вызвала большой интерес у
общественности города. Внимание посетите-
лей привлекают картины студентов А. Па-
пикян «Стахановцы Севанстроя», П. Горю-
нова «Сдача хлеба государству», дипломные
работы Зеньковой и Королева.

В первый день выставку посетило боле
300 человек.
		вдоль железной дороги, пересекающей
астраханские пески, ноои в глубине  пу-
стыни. Среди желтого безмолвия в межбар-
ханных котловинах и ‘падинах внезапно
возникают полуметровой высоты зароели
песчаного овса, их сменяют оазисы серо-
зеленого кумарчика, а по склонам барханов
в самым вершинам взбираютея цепочкой,
как солдаты, кусты чагера. В тени рас-
кидистого древесного ‘кустарника джузгу-
на — самого неприхотливого растения пу-
стынь — мы отдыхали на второй день на-
шего пути, а за час до того Андрей Пав-
лович заметил справа от нашего малень-
кого каравана декоративный гребенщик.
цветущий лиловыми цветами. Довелось нам
полюбоваться и самым высоким кустарни-
ком астраханских песков-—кандымом, напо-
минающим дерево. Почти все эти растения
занесены в глубь пустыни человеком.
Одни из них мешают пескам «ползти» по
низине; другие, опутав барханы, будто це-
пями, должны превратить их в недвиж
ные зеленые холмы.
	Со времен первых открытий Ходжаева
и Орлова советская наука пополнила со-
став пустынной флоры многими растения-
ми, среди которых 060бого внимания за-
служивает сорго-гумаевый гибрид, выве-
денный совсем недавно депутатом Верхов-
ного Совета РСФСР профессором А. И. Лер-
жавиным. Этот гибрид унаследовал от сор-
го засухоустойчивость и вее его самые цен-
ные кормовые и пищевые качества, а
злостный многолетний сорняк гумай, назы-
ваемый еще Вильсоновой травой, передал
гибриду свою изумительную живучесть.
Получив целый ряд гибридов, Державин
вывел морозостойкие сорта, улучшил их
сахарным сорго, и в результате новое
растение обладает непревзойденными вку-
совыми качествами: листья его нежны, сте-
бель сочен, а урожай достигает сорока
центнеров превосходного сена с гектара.
Гибрид ценен еше си тем, что он лает 3¢-
лень в середине лета, когда на песчаных
бурунах исчезают ранние травы, так как го-
рячее солнце выжигает все окрест. Благода-
ря необычайно длинным и мощным корням
этого растения его me может вытоптать
скот, часто обнажающий подтравные пески.
	Уже много лет с разных направлений
ведет зеленая армия ‘наступление на жел-
тые пространства астраханских песков.
Уже отвоеваны у пустыни и полупустыни
десятки тысяч . гектаров, отведенные под
	пастбища, распаханные под пашни, под са-
ды, под бахчи и виноградники, Уже отго-
раживаютея Волга и Ахтуба от пеечаных
бурь Аксарайской степи могучими заслона-
ми государственных лесных полос едино-
го сталинского плана озеленения страны.
А пока лесоводы передовых позиций от-
правляют в атаку на пески песчаный овес
ий чагер, джузгун и гребенщик, в «тылу»
накапливаются новые силы для генераль-
ного сражения. В совхозе «Каменноброд-
ском» Ставропольского края собирают ce-
мена’ сорго-гумаевого гибрида: в Лосанг-
ском питомнике, где провел тридцать лет
своей жизни Ходжаев, испытываются  но-
вые виды растений пустынной флоры, 3
неподалеку от «всероссийской  солонки» —
озера Баскунчак, на Богдинском опорном
пункте Всесоюзного научно-исследователь-
ского института агролесомелиорации Кась-
Янов вот уже дваднать пять лег разводит
лиственный лес в условиях, очень близких
В тем, которые встречаем мы на своем пу-
ти. Собственно, богдинекий лес разведен
давно и даже выдержал испытание време-
нем. Раскинувшись полезащитными поло-
сами на 170 гектарах, он отлично чув-
ствует себя в безводной полупуетыне. Под
его надежной охраной в степи, подвержен-
ной суховеям, наливают колос хлеба, пло-
доносит фруктовый сад, зреют сахаристые
арбузы и винограл.
	С каждым новым годом пополняются ре-
зервы зеленой армии перед решающим
штурмом пустыни. Этот штурм начнется в
дни, когда’ электрическая энергия Сталин-
градекой гидростанции погонит по кана-
лам воду в глубь астраханеких песков, и
миллионы растений займут ключевые по-
зиции пустыни, навсегда закрепив зыбкую
поверхность необъятного желтого простран-
ства. Тогла мы увидим здесь не только
травы и кустарники, но и настоящие де-
ревья -— такие же дубравные, какие взле-
леял возле Баскунчака Касьянов. такие же
дремуче-хвойные, о каких мечтает Ходжа-
вв, и такие же обильно-плодовые, какими
грезит Орлов. И если доведется нам этак
лет через двадцать снова побывать в При-
каспийской низменности, мы. наверное, не
сразу узнаем те места, по которым нето-
ропливо и бережно проносят нас сейчас ве-
личавые корабли пустыни...
	Б. КРИНИЦКИИЙ.
(Наш спец. корр.).
Прикаспийская низменность.
	3, Последние годы пустыни
	В летние месяцы здесь невыносимо зной-
но, бесчисленные миражи утомляют зрение
и мозг. Но и в осеннюю пору гола ветры
восточных румбов заставляют пески «лы-
MHTb» с такой силой, что подчас чув-
ствуешь себя как бы в сухом тумане, а
мельчайшая глинистая пыль забивает гла-
за, нос, рот, уши и, забираясь под одеж-
ду, вызывает страшный зуд.

Куда бы ни привело бездорожье пусты-
ни, пусть даже в самую глухую ее
часть,—почти всюду с удивлением узнаешь,
что когда-то и тут цвела жизнь. Оказав-
иись в Нарынской степи, с трудом пове-
рили мы старым чабанам, рассказывавшим
0 том, как еще в прошлом веке вокруг
ханской ставки стоял густой, почти дев-
ственный лее. Он занимал 15 тысяч гек-
	таров там. где сейчае высятея барханы.
	оатерявшаяся в степи казачья стапица
Дурновекая уже дважды отступала перед
натиском пустыни, оставляя сыпучим пе-
скам фундаменты своих домов. фруктовые
сады и мощеные камнем улицы. А велед
за Дурновской двинулись © насиженных
мест под напором песков станина Лебя-
жинская, села Михайловское, Сасыкольское
И многие-многие другие.

За целые столетия в обширной Прикас-
пийской низменности произошло то же, что
происходит сейчас, скажем, в южных рай-
онах Америки, где бесплановое, хищниче-
ское ведение сельского хозяйства отдает во
власть пескам миллионы ‘гектаров пашен
и пастбищ. В капиталистическом мире че-
ловек, вырубая лес на дальних подступах
к своим посевам, не думает о том, что он
открывает двери ‘пустыне; скотовод, не
подчиняясь пастбищным законам, епокой-
но смотрит, как его стада сбивают травя-
ной покров полупустыни и обнажают пес-
ки, приходящие в движение. Сорок тысяч
гектаров ежегодно отвоевывали астрахан-
ские пески у человека до тех пор, пока не
трянула Октябрьская революция, вскоре
после которой в Астрахани появилось уч-
	В борьбе за огромные пространетва, под-
чиняемые воле советского человека © по-
мощью воды и электроэнергии Сталинград-
ского гидроузла, быть может, самой трудной
будет битва с астраханскими песками.
	Эти пески часто дают знать о себе до
того, как вступаешь в их пределы.
	Пересев в ВБалакове на пароход, мы с
агрономом Андреем Павловичем Кузьминым
поехали в Астрахань, чтобы ознакомиться
с Прикаспийской низменностью. И вот ча-
сов за десять до прихода парохода в Астра-
хань, в разгар погожего солнечного дня
оба берега очень широкой в этих местах
Волги внезапно стали заволакиваться жел-
то-серой пеленой.

— Самум! — крикнул кто-то из паеса-
жиров.

Это была действительно песчаная буря,
которую, впрочем, никто в Поволжье не
называет этим арабским словом, означа-
ющим в переводе «ядовитый ветер». У нас
говорят проше: «Пески дымят».

Так началось наше знакомство с ‘астра-
ханскими песками, занимающими около че-
тырех миллионов гектаров и сливающимися
с песками Западно-Казахетанской и Гурьев-
ской областей. А через двое суток, сидя на
важных и неторопливых верблюдах, чинно
шагавших за проводником, мы уже преодоле-
вали первые километры песчаной Прикас-
пийской низменности.
	Перед нами расстилалось огромное 0ез-
жизненное пространетво, местами покрытое
черным, словно обуглившимея, мхом с бе-
лой полынью. Изредка sa зарастающих
песках встречаются эоловы столбы — за-
твердевшие песчаные возвышения, похо-
жие издали на остатки вырубленного ле-
са. В лиловой дали, у самой черты гори-
зонта. пробегают, как на экране. быетро-
ногие степные антилопы — сайгаки. Чем
дальше на юг уходят верблюды, тем реже
попадается даже жалкая растительность,
и, наконец, в нескольких десятках кило-
метров от побережья Каспийского моря на-
чинаютея огромные массивы дюнных и
трядово-бугристых песков яркожелтого то-
на, без кустика. без травинки.
	Пустыня умеет не только уничтожать
следы человека, но и хранить святую па-
мять 0 тех, кто покоряет ее. Так, вечно
будет хранить она память о первых энту-
зиастах  облесения песков — лесоводах
М. А. Орлове, А. А. Ходжаеве и Ф. М.
Касъянове. Эти три человека посвятили в
общей сложности почти. ето двадцать лет
борьбе с передвижением песков, борьбе за
возвращение пустыне ее былого раститель-
ного покрова. Двое из них, Орлов и Ход-
жаев, начали свое благородное дело за
много лет до того, как на одном из астра-
ханских домов появились пять больших
букв — «КРАПО». 0ба провели всею свою
молодость в бесконечных скитаниях по
пустыне, изучая ее скудную раститель-
ность, ве подземные запасы влаги, выса-
живая на песках десятки и сотни расте-
НИЙ,

Неудачи не приводили лесоводов в 0т-
чаяние. С упорством истинно русских лю-
дей искали они в растительном мире ку-
старники, травы, деревья, которые могли
бы остановить астраханские пески, неот-
вратимо наступавшие на пашни, угрожав-
шие похоронить под собой полноводный
рукав Волги -— Ахтубу и ставшие неодо-
лимой преградой на пути поездов новой же-
лезной дороги Саратов — Астрахань, по-
строенной в начале века.

Пустыня разрушала инженерные соору-
жения путейцев с такой легкостью, словно
вместо шпал и рельсов лежали спички. И
вот тогда-то Ходжаев предложил обнести
железнодорожное полотно живой изгородью
растений, обнаруженных им в глубинах
пустыни или завезенных из иных районов
и акклиматизировавшихея в астраханских
песках...

Много лет прошло е тех пор. И теперь,
когда поезд на Астрахань мчит вас от Са-
ратова зеленым коридором, не страшась ни
ураганной силы ветра, ни песчаных зано-
сов, вы должны © благодарностью вепом-
пить имя старого лесовода Ходжаева, Ему
уже далеко за семьдесят. но он и поныне
	реждение со странным названием: «ВРА-1 че сложил рук в борьбе с пустыней.
	Живые и вечные памятники лесоволам-
	‘экспериментаторам встречаешь не только
	ПО». Это была «Краевая пескоукрепитель-
ная организация»,