на заседании Политическою комитета Генеральной Ассамблеи ООН 10 октября 1950 100a
	олее, о правах и обязанностях того и дру-
гого органа и как по этому вопросу внъ-
сились весьма характерные’ поправки. ко-
торые и сейчас не забыты, Как мы Видим
13 некоторых выступлений.
	Эти поправки можно было бы разделить
		во и полномочия бороться против угрозы
агрессии и применять те средства, которы-
ми никакой другой орган по Уставу не на-
делен и которые применять никакой другой
орган по Уставу не вправе.

Получается, следовательно, глубокое про-
тиворечие между, с одной стороны. целью,
которую ставят вебе авторы резолюции —
укрепление Организации Объединенных
Наций, немыслимое без того, чтобы не был
укреплен и ‘Совет Безопасности, и, с другой
стороны, неизбежным результатом проведе-
ния в жизнь тех мероприятий, которые
предлагает резолюция «семи», ведущих к
ослаблению Совета Безопасности, что явит-
ан результатом этих мероприя-
ТИЙ. .
	Из выступления г-на Даллеса по поводу
Совета Безопасности можно сделать следу-
ющие вывоты:
	Первый вывод -— это то, что Совет Без-
опасности не может действовать быстро или
даже вообще не может действовать.
	Причина — вето, наличие принципа еди-
ногласия пяти постоянных членов Совета
Безопасности при решении не процедурных
вопросов.
	Второй вывод. Совет Безопасности не мо-
жет иметь информацию, необходимую для
того, чтобы оправдать быстрые и решающие
действия.
	Причина — вето, принцип единогласия,
который должен применяться в Совете Без-
опасности при решении не процедурных
вопросов.

Третий вывод. Совет Безопасности или
Организация Объединенных Наций, в целом
не может иметь в своем распоряжении во-
оруженные силы.
	Причина — вето.
	Четвертый вывод. Совет Безопасности или
Организация Объединенных Наций в целом
не в состоянии бороться с arpeccuell.

Причина — вето.

Значит, «куда ни кинь, все клин», — по
нашей пословице, то есть, куда ни повер-
нись, всюду этот призрак — вето, всему ме-
шающий, затрудняющий всякую оператив-
ную работу Совета Безопасности или, как
здесь говорили, приводящий Совет Безопас-
ности к параличу.
	Генеральный вывод .из всего этого —
нужно ликвидировать вето, ликвидировать
принцип единогласия.
	Но странное дело. Если семь делегаций,
во главе е лелегацией США, приходят к та-
кому выводу, то почему бы. им прямо и
не поставить этот вопрос? И почему, ставя
этот вопрос, им не прибегнуть. к тому кон-
ституционному порядку, который уетанов-
лен для пересмотра Устава? Я спрашиваю,
почему они, по существу требуя того, чтобы
была установлена новая система работы,
которая могла бы заблокировать вето в Co-
Bere Безопасности и устранить вот эти, от-
меченные в проекте семи делегаций, отри-
цательные Качества порядка, установлен-
ного Уставом и опирающегося на принцип
единогласпя,— почему они  благочеставо
умалчивают о необходимости пойти: по этому
направлению, а изыскивают какие-то обход-
ные пути и ередства для того, чтобы
с внешней стороны дело осталось так, как
этого требует Устав, а по существу, чтобы
этот Устав взорвать в самой его основе. Вот
это бросается в глаза, господа авторы резо-
люции «семи».

Вонечно, если ставитея вопрос, что. вето
не годится, что оно мешает, что-оно. обре-
кает Совет Безопасности на параличное
состояние, что невозможно предпринимать
1% меры, ‘которые ‘должны ‘предпринимать
Сювет Безопасности али Организация 0бъ-
единенных Наций в целом для обеспечения
мира, для осуществления тех целей. кото-
рые стоят перед нашей организацией, то,
кажется, здравый рассудок и элементарная
добросовестность требовали бы того. чтобы
этот вопрос был поставлен в конституцион-
ном порядке, в соответствии со статьей 109
Устава, которая предусматривает порядок
решения подобного рода вопросов.

Но это не делается. Избегают поступать
таким образом, хотя и в выступлениях, и в
критике, свидетелями которой мы здесь
были вот уже лвое суток, немало уделяется
внимания тому, чтобы разоблачить якобы
неприголноеть, якобы  несостоятельность
этого основного принципа — принципа еди-
Безопаеноети, неприголность того принципа,
который, по мнению авторов резолюций
«семи», и является источником всех бел й
злоключений. Именно этим они пытаютез
объяснить трудности в работе Организация
Объединенных Наций, приписывая причину
этого принципу елиногласия, напалая вме-
сте с тем и на тёх членов Совета Безопас-
ности, которые настойчиво, поеледователь-
но, решительно и твердо защищают этот
принцип, справедливо считая, что на иной
основе не может существовать ООН.
	Я должен сказать, что все то, что было
здесь высказано против принципа единогла-
сия, что говорил здесь против этого прин-
ципа г-н Даллес и его единомышленники,
не выдерживает никакой критики с точки
зрения тех основных принципов, на кото-
рых только и может держаться на ногах
международная организация, состоящая из
членов суверенных государств, ‘суверен-
ных — я подчеркиваю — госуларств.
	Я считаю нужным обратить внимание па
то, что важнейшие вопросы по проведению
в жизнь мероприятий, связанных с 0бес-
печением мира и безопасности, оказаляеь то
сих пор нерешенными, не потому, что в С9-
воте Безопасности лействовалою вето, а 10
другим причинам. Эти вопросы оказались в
Совете Безопасности замороженными глав-
ным образом в результате позиции англо-
американского лагеря.
	Постоянно стараясь навязать Совету
Безопасности угодные этому лагерю реше-
ния, не отвечающие сплошь и рядом интё-
ресам и пелям Организации Объединенных
Наций, но направленные исключительно на
уловлетворение интересов американских м9-
нополий, представители этого лагеря 31бл0-
кировали. буквально заблокировали важ-
нейшие вопросы © помошью того большин-
ства. которое они сколотили в Совете
Безопасности.

С таким большинетвом в руках они вее-
гда имеют возможность заблокировать лю-
бое предложение. Преимущество всегда на
стороне большинетва, в особенности, если
участники этого большинства еговорчлись
между собой и когда они вынуждены под-
чинаться требованиям наиболее сильных
	оезопасности и в целях устрачения угрозы
агрессии. Я думаю, что я поступлю пра-
ВИЛЬНО В ланное время и в данных условиях
при обсуждении этого вопроса, если я
уетраню все то, что говорили г-а Ачесов ий
г-в Даллес и еше некоторые тругие орато-
ры здесь и на Генеральной Ассамблее,
одни — намеками и экивоками, другие —
прямо и грубо — по поводу советекой пози-
тики и Советского Союза, пуская в хол по
нашему адресу всякие вымыслы. Я хотел
бы сказать — давно, давно пора отучиться
повторять всякий вздор. вроде того, что Co-
ветский Союз ставит своей целью «разру-
шение несоветекого мира» или стремится
«силой навязать свою политическую CH-
стему другим народам». Не лишне `напом-
нить, мне кажетея, в этой связи. что в
1936 голу Рой Говард обратился к
Генералиссимусу Н. В. Сталину е вопроеом,
насколько может быть обоснованным опасе-
ние, как бы Советский Союз не репгил ©еи-
лой навязать свои политические теория
другим народам. И. В. Сталин ему ответил.
и этот ответ нужно раз и навсегда запом-
нить всем любителям ставить подобные во-
просы и распространять по адресу Совет-
ского Союза свои измышления*
	«Для подобных опасений нет никаках
оснований. Если Вы думаете, что советские
лоди хотят сами, да еше силой, изменить
липо окружающих государств, то Вы же-
стоко заблуждаетесь. Советские люди, ко-
нечно. хотят. чтобы липо окружающих го-
сударств изменилось, но это дело самих
окружающих государств. Я ве вижу. — ло-
бавил Генералиссимус Сталин, — какую
опасность могут видеть в идеях советеких
людей окружающие государства, если эти
государства, действительно крепко сидят в
седле».

Когда Рой Говард поставил новый вопрос,
не ‘означает ли это заявление, что Совет-
ский Союз в какой-либо мере оставил своп
планы и намерения произвести мировую ре-
волюцию, Генералиссимус Сталин ответил:
«Таких планов и намерений`у нас никогда
не было». «Экспорт революции — это че-
пуха», — сказал далее И. В. Сталин.
«...Утверждать, булто мы хотим произвести
революпию в других странах. вмешиваясь
B HX жизнь, это значит говорить то, чего
нет и чего мы никогда не проповелывали».
	Авторы американской резолюции ечита-
ют, однако, удобным для себя и своих пелей
повторять всякие небылицы о политике Со-
ветского Союза, хотя, я глубоко уверен в
этом, они сами не верят в то, что говорят.

Как же обстоит дело’ с теми средствами
коллективной безопасности и укрепления
мира, которые предлагаются в проекте ре-
золюции США и присоединившихея к вим
некоторых делегаций?
	Я уже вчера говорил — и сейчас хочу
остановиться на этом более подробно, — что
делегация Советского Союза е некоторыми
пунктами этого проекта согласна, в отно-
шений же некоторых других пунктов она
имеет поправки, имеет и возражения. Я объ-
леню дальше, с какими именно пунктами и
с чем именно мы согласны, против чего мы
возражаем и какие считаем нужным внести
поправки. Но, прежле чем перейти к этим
пунктам, я хотелбы остановиться нз некл-
торых общих соображениях, представленных
защитниками рассматриваемой резолюции.
Я думаю, что такой анализ этих общих
соображений был бы полезен.

Я думаю, что, анализируя этот документ
в точки зрения положенных в его основу
принципиальных соображений, © точки зре-
ния того, что некоторые делегаты называли
здесь подходом, который ведет к миру, мы
имеем достаточно оснований отнестись к
этому «подхолу» весьма критически.

Если послушать авторов проекта этой
резолюции, то оказывается, что проект пре-
следует цель укрепления Организации 0бъ-
елиненных Наций.
	Г-н Даллес злесь говорил, если Организа-
	ция Объединенных Hann действительно
	должна быть достаточно твердой для того,
чтобы остановить тех, кто подготовляет
агрессию, эти организационные слабости —
они имеют в вилу организационные ела-
бости самой Организации — должны быть
исправлены. Это являетея неотложной за-
дачей, — говорил он,— величайшего значе-
НИЯ.
	1-ну Даллесу вторили другие делегаты.
Один из них заявил, например, что «эта
резолюция при существующих .обстоятель-
ствах будет лучшим ‘способом усилить Ор-
ганизапию Объединенных Наций, дать ей
остов, повысить уважение к ней и сделать
ее оплотом мира».
	Выходит, что до сих пор у нае нет ни
остова Организации Объединенных ‘Наций,
ни достаточного уважения к этой организа-
HAH H что эта организация не является
онлотом мира. Все aT) ~— MOTOR AA, с Kae
торыми трудно согласиться.
	Но важно не 910. Важно другое — что
высказывающиеся даже таким образом ора-
торы, защищающие проект резолюции «ce-
ми», считают необходимым — и в этом ви-
дят главную заслугу этого проекта —
укреплять Организапию Объединенных На-
ций и устранять организационные слабо-
сти Организации Объединенных Наций.
	Это, конечно, хорошие словь — «укреп-
лять Организацию», «устранять недостат-
ки» ит. д. Но это, к сожалению, только
слова. В действительности He может быть
й речи об укреплений Организации Объеди-
ненных Наций при ослаблении Совета Безо-
пасности. Но если поглядеть внимательно
на резолюцию «семи». то ничего другого,
как именно ослабления Совета Безопасно-
сти, не получается. Ослабление Совета, Безо-
паености — это неизбежный результат при-
нятия таких положений, которые содержат-
ея в проекте резолюции и которые, в сущ-
ности говоря. представляют собой попытку
урезать правы Совета Безопасности. а это
значит и свять е него лежащую на нем
«главную ответственность за поддержание
международного мира и безопасности», как
это предусматривается бтатьей 24 Устава.
	Какие бы здесь слова ни произносились
0б укреплении Организации Объединенных
Наций, не может получиться никакого укре-
пления Организации Объединенных Наций,
если будет ослаблен такой важнейший ор-
ган этой организации, как Совет Безопас-
ноети. Нельзя укреплять дом, разрушая
фундамент, его основу. Йбо, безусловно,
основой всей Организации Объединенных
Наций является тот орган, которому — и
только ему одному — по Уставу дано пра-
	гетемонов в этом лагере, обладающих и фи-
нансовой, и экономической, и военной сп-
Лой,

Вуда же податься государству, которое
перед другим государством в долгу, как в
шелку, — как ему можно пытаться даже за-
нимать самостоятельную позинию?
	6B Совете Безопасности сложилось такое
положение, что там имеется большинство из
телегаций, принадлежащих в англо-амери-
канскому лагерю, к Северо-атлантическому
союзу, конкурирующему © Организацией
Объединенных Наций. Это большинстве пы-
талось неоднократно навязывать свои реше-
ния Совету Безопасности по целому ряду
вопросов. по таким важным вопросам, как
прием новых членов. ‘как организация в0-
оруженных сил 00Н в соответствии co
статьей 43. как вопрое о запрещении атом-
ного оружия, как вопрос о сокрашении и
регулировании вооружений ит. т. итп.
	Стремясь. опираясь на свое большинство,
провести во что бы то ни стало свои планы
H, He считаясь с мнением других. с необхо-
димостью стремиться к согласованности этих
решений, не считаясь и © интересами дру-
гих государств — больших или малых, —
этот англо-американский лагерь, который
располагает в Совете Безопасности в на-
стоящее время большинством, не желает
считаться © необходимостью стремиться в
международных делах к согласованным ре-
шениям, не желает понять того, что в меж-
дународных отношениях невозможно дикто-
вать свою волю другому государству, а нуж-
но искать путей соглашения © этим госу-
дарством. Этот лагерь действует не в инте-
pecax ООН ‘в целом, а в интересах отдель-
ных группировок, против государетв — чле-
нов этой организации. Вот где лежит при-
чина той бездеятельности, того паралича, о
котором здесь говорили в отношении Совета
Безопасности. Пятьдесят раз применено бы-
ло вето! Но в таких условиях его можно
применить, г-н Даллес, 150 раз, так как это
есть способ самозащиты от того давления,
от того диктата, который пытаются. приме-
нить в отношении других государетв в меж-
дународных делах те государства, которые
считают себя наиболее сильными и могуше-
ственными ‚и, следовательно, способными
добиться тем или другим способом осущест-
вления именно своих планов я своих нелей.
	И нетрудно, конечно, понять, что если бы
существовал такой порядок, когда не было
бы возможности, опираяеь на принцип еди-
погласия, суверенному государетву защи-
щать свои права и интересы, то едва ли
международная организация, которая не
опиралась бы на такой принпип, была бы
жизнеспособной. Она выродилась бы в одно-
стороннюю организацию какой-то группы
государств, объединенных своими группо-
выми интересами, и перестала бы быть меж-
дународной организацией в. широком емые-
ле, как э10 мыелили организаторы OOH.
	Поэтому г-н Даллес. характеризуя поло-
жение дел в Совете Безопаености, совершен-
но неправильно указал на право «вето» как
на источник тех затруднений, которые су-
ществуют в Совете Безопаености. Он забыл,
uro post hoc non est propter hoc, «nocae
этого не значит — веледетвие этого», т. в.
то, что наступило после какого-либо факта
или события, не означает, что этот факт или
это событие и является причиной того, что
последовало за ним. А причиной данного фак-
та, т. е. затруднений в Совете Безопаеноети,
является нарушение основного’ принципа
каждой международной организации —— обя-
зательности для всех членов организации
стремиться к согласованным действиям, к
уважению государственной независимости,
государственного равноправия и суверенно-
го равенства членов этой организации, от-
каз от попыток применять в своих. между-
народных отношениях метод диктата — на-
вязывание своей воли во что бы то ни стало.
	Таким образом, корень лежит здесь. Я
не говорю уже об арифметическом искус-
стве г-на Даллеса, который насчитал пять-
десят случаев. применения вето, забыв, что
например, только по одному вопросу о при-
еме новых членов применять это самое
вето пришлось семнадцать раз. Но если бы
пришлось применять его в десять раз боль-
ше, то я уверен, что государетва, ува-
жающие свои права и интересы всей ООН
и способные их защищать, конечно, поль-
зовались бы тем законным правом. кото-
рое им предоставлено по Уставу и которое
является одним из основных условий жиз-
неспособности и эффективной деятельности
Организации Объединенных Наций, как это
было определено при самом. возникновения
этой Организации, когда наши предетави-
тели собрались в Думбартон-Оксе в 1944
году.

Все, что могли сказать противники прин-
ципа единогласия, так называемого права
вето. было уже неоднократно ими сказано
и. в 1944, и в 1945. ив 1946, ив
1947 и в последующие годы, причем они
постоянно исходили ‘и исходят из одной
И той же мысли, из одного и того же мо-
тива. Поетоянно заявлялось и заявляется,
что необходимо ограничить этот, привпип,
необходимо его ликвидировать, так как-
де применение правила единогласия при-
волит Совет Безопасности к параличу, ли-
шает его способности действовать.
	В 1948 голу, на третьей сессии Гене-
ральной Ассамблеи, представитель США
заявлял, что «вето» делает невозможной де-
ятельность Совета Безопасности, что «ве-
To» создает необходимость искать других
путей в рамках Устава для поддержания
мира и безопасности. И вот теперь этот
путь, Как ‘им кажется, они нашли в тех
предложениях, которые изложены во резо-
люпии «семи», но нало прямо сказать,
что они вышли далеко за рамки Устава.
Я не хотел бы сейчас углубляться в ис-
торию этого вопроса, да я и не имею ни-
какой возможности еделать больше того,
что я слёлал. Скажу лишь, что это старая
и печальная история. Овна печальна по-
тому, что прелставляет с0б0й  тягостное
зрелише пренебрежения такими важными
принципами Организации Объединенных
Наций и срели них таким важнейшим
принципом, лежащим краеугольным  кам-
нем в самой основе ООН, как принцип еди-
ногласия.
	В самом начале жизни нашей Оргапи-
зации этот принцию вызвал со стороны
правительств некоторых стран недовольство
и породил всевозможные попытки лишить
Совет Безопасности его роли. Конечно, вы
все помните, как еще в Сан-Франциско
развернулаеь борьба вокруг вопроса © Co-
sere Кезопасности и Генеральной Accam-
	Мы рассматриваем предложения, пред-
ставленные семью делегациями во главе ©
Соединенными Штатами Америки, под назва»
нием «Объединенные действая в пользу ми-
ра».
	В этих предложениях дело идет о ме-
рах, которые предлагаются в целях укреп-
ления мира и безопаеноети народов, кото-
рые должны обеспечить решение задачи
такой исключительной важности — особен-
но в настоящее время, — как поддержание
мира и устранение угрозы новой войны,
этого величайшего бедетвия которое при-
носит невыразимое горе и страдания чело-
вечеству. Принять все возможные меры в
целях избавления от этого бедствия яв-
ляется священным долгом каждого государ-
ства — члена Организации Объединенных
Наций и не члена этой организации, как
и всей Организации Объединенных Наций в
целом.
	Не случайно, конечно, что каждая сес-
сия Генеральной Ассамблеи неизменно воз-
вращается к этому вопросу. Этот вопрос
волнует миллионы людей. гневные проте-
сты которых против угрозы новой войны,
против политики новой войны раздаются
во всех концах мира. становятея е каждым
днем и годом все громче а громче, сливаясь
в мощное требование мира, в демонстрацию
решимости этих миллионов, десятков и со-
тен миллионов защищать дело мира всеми
своими силами, защишать 10 конца.
	Верный своей мирной внешней политике,
неуклонно осуществляемой Советским пра-
вительством с самого возникновения совет-
ского государства, Советский: Союз, как это
хоро всем вам известно, из года в гол
обрашается к Организации Объединенных
Наций © предложениями, направленными
на укрепление мира и международной
безопасности, стараясь при этом преодолеть
трудности, встречающиеся на этом пути.
Может быть, ве лишне было бы напомнить
некоторые факты, имеющие прямое отноше-
ние к этому вопросу.
	Можно было бы, например, напомнить о
том, что в первый же год деятельности Ге-
неральной Ассамблеи, в 1946 году, Совет-
ское правительство представило свои. пред-
ложения о проведении всеобщего сокраше-
ния и регулирования вооружений и воору-
женных сил, встреченные © удовлетворе-
нием и надеждой всеми сторонниками мира,
особенно после того, как эти предложения
послужили основой всем известного важного
решения Генеральной Ассамблеи.
	В 1947 году Генеральная Ассамблея по
инициативе Советского правительства при-
нялз другое важное постановление — про-
тив пропаганды новой войны. Конечно, я
имею в виду идею, которая была положена
в основу этого решения. Но важно отме-
ТИТЬ То, что это постановление против про-
паганды новой войны, хотя и в иной редак-
ции, чем предлагала советская делегация,
было принято по инициативе боветекой де-
легации и было принято, что еще более, мне
кажется, важно отметить, — единогласно,
единодушно всей Организацией Объединен-
ных Наций.
	В 1948 и 1949 гг. Советское правитель-
ство сделало новые шаги по пути укрепае-
ния мира, призвав пять держав в сокраже-
нию своих вооружений и вооруженных сил
на одну треть, в качестве первого шага в
этом деле, призвав их в объединению своих
мирных усилий и заключению между собой
пакта по укреплению мира.
	На настоящей сессии Советский Cows,
следуя своей неизменной политике между-
народного сотрудничества, мира и безопас-
ности народов, внес на рассмотрение Ассам-
блеи проект Декларации об устранении угро-
зы новой войны и 0б укреплении мира и
безопасности народов. Мы глубоко уверены,
что именно этот путь полностью отвечает
кровным интересам миллионов и миллионов
людей труда, совесть и честь которых про-
тестуют, и протестуют энергично, против
всевозможных военных авантюр, угрожа-
ющих человечеству новыми бедетвиями.
	Надо признать, что борьба за мир трудна
и что на этом пути действительно имеется
немало препятствий, которые необходимо
преодолеть. и чем скорее, тем лучше.
	Разумеется, нужно знать, что это за пре-
пятствия, нужно знать причины, породив-
шие эти препятствия, обуеловившие их, так
как иначе, как это само собой понятно,
нельзя найти способы для устранения этих
препятствий, а следовательно, нельзя и
устранить эти препятствия.
	Авторы американского проекта — проек-
та «семи» — считают, видимо, что они Да-
ли ответ на вопрос о том, в чем именно за-
ключается препятствие к миру, лали ответ
и на другой вопрос: при помоши каких
средств можно эти препятствия устранить.
На первый вопрос опробовал ответить, как
мы помним, г-н Ачесон в своей речи на Ге-
неральной Ассамблее 20 сентября. На вто-
рой вопрое — ответил г-н Даллес 9 октября.
Ответы, таким образом, на оба эти вопроса
даны. Но действительно ли эти ответы ре-
шают задачу? И нет ли в их ответах боль-
шой и серьезной ошибки?
	Что сказал по этому поводу г-н Ачесон,
выступая на Генеральной Ассамблее 20 сен-
тября? Не больше и не меньше, как то, что
главное препятствие к миру якобы создает-
ся политикой Советского правительства, как
он выразился, «новым русским империализ-
мом», который будто бы стремится — а пи-
тирую слова г-на Ачесона из его речи
20 сентября — «вызвать разрушение несо-
ветского мира и тем самым осуществить
предсказания советской теории» и, как он
дальше сказал, — я также цитирую его сло-
ва —— «использовать силу для навязывания
своей воли и своей политической системы
другим народам» — вот что, по словам Аче-
сона, является якобы препятствием к миру,
и не только препятствием, но и угрозой
миру.

Против этого препятствия, этой угрозы
миру, окззывается, и должны послужить те
средства, о которых кратко сообщил г-н Аче-
сон и которые более подробно изложил здесь
вчера г-н Даллес, назвав эти средства клю-
чом, который он держит в своих руках и
который он готов великодушно ‘передать
нам, чтобы мы открыли закрытую дверь и
вошли.

Но вернемся к выступлению г-на Ачесо-
на 20 сентября, в котором было дано обос-
нование тех мероприятий, какие теперь
претворены в резолюцию семи делегаций.
Ачосон тогда заявил, что эти мероприятия
предлагаются в качестве мер коллективной
	Если бы, например, во времена Галилея
поетавили на голосование вопрос — вертиг-
ея земля или нет, то. несомненно. Полити-
ческий комитет, который заседал бы тогда
в каком-нибуль Лейк-Саксеесе, большип-
ством голосов мог бы решить, что земля
не вертится и что Галилея нужно казнить
как еретика. Олнако земля все-таки верте-
лась бы и был бы прав Галилей, воеклик-
нувший: А все-таки она вертится!

Мне кажется, и я в этом глубоко Убе-
MICH, ITO прежде чем заявить, что агрессяя
исходила из Северной Кореи, надо было бы
соблюсти хотя бы элементарные правила
справедливости и выслушать тех, кого вы
здесь обвиняли в агрессии.

Вы этого не сделали и вы не имеете ни-
какого права ссылаться на то, что ваше
решение справедливо. Не имеется на это
никакого права. А следовательно, вы
не имеете никакого права говорить, что в
случае с этой так называемой «агрессией
нз Северной Кореи» Совет Безопасности п0-
лучил возможность справелливо действовать
	1. Предложения о предоставлении Гене-
ральной Ассамблее таких. же прав. как и
Совету Безопасности. в
	2. Прелложение cienarh Генеральную
	Ассамблею высшим органом 00Н, стоящим
	над Советом Безопаеноети, подчинив Совет
Везопаености Асеамолее.
	Некоторые делегаций предлагали вклю-
чить в Устав постановление, которое предо-
ставляет Генеральной Ассамблее право при-
нимать решения по вопросам поддержания
или ‘восставовления мира. минуя Совет
Безопасности. При этом мотивировка такого
предложения представлялась буквально Та
же самая, что злееь предлагал г-н Даллес.
Говорилось о том, что такое право нужно
предоставить Генеральной Ассамблее на тот
	случай. когла Совет Безопаености не сможет) ий Что он получил эту возможность спра-
	ведливо лействовать только потому, 910 В
нем не было советекого представителя.
	Ow действительно получил ‘возможность
действовать так. как он действовал, нару-
шая справедливость и элементарные требо-
вания международного права потому, что
не было. советского прелетавителя, но он
получил возможность действовать неепра-
ведливо. ибо справедливость требовала бы
иных лействий, чем те, которые нашли свое
выражение, например, в резолюции Совета
Безопасности от 27 июня. Нарушив такое
элементарное требование справедливости,
как обязанность выелушать другую сторону
nO upHanuny audi alteram partem — выелу-
шай и другую сторону — случайное собра-
ние некоторых членов Совета Безопасности
лишило себя, независимо ни от чего дру-
гого, права ссылаться на какую-то «агрее-
сию из Северной Ворейх.
	Большинство в Совете  Безопасноети
не раз нарушало Устав. Стыдно сказать,
что это имеет место и в таком вопросе, каб
признание права участвовать в Генеральной
Ассамблее, и в ООН вообще, за великим ки-
тайеким народом. Такое положение вы на-
зываете справедливостью только потому, что
в этим не хотят согласиться США. Вы на-
зываете это справедливостью вопреки вея-
кой логике, вопреки веем фактам. всему,
что существует в действительности. И при
этих условиях, когда вместо подлинного
представителя китайского народа здесь си-
дит какая-то случайная фигура, нам гово-
рят: «Это законное решение. извольте ему
подчиниться, не мешайте осуществлять это
решение». Нет, мы мешали и будем мешать
принятию незаконных решений, наруше-
ниям Устава, мы будем защищать Устав,
его принпипы, требующие уважения суве-
ренного равенства народов ий их права на
замоспрелеление.
	  Противники сильного и. влиятельного (-
вета Безопасности, стоящего преградой на
) пути нарушения принципов Устава. для
похода против Совета пытаются теперь ис-
пользовать корейские события. Это повод,
чтобы атаковать Совет’ Безопаендети. .
	Я хочу напомнить. что 14 октября
1947 г., почти три года тому назад, на за-
седании Политического комитета советская
делегация заявила буквально следующее по
аналогичному вопросу:
	«Мы не знаем, снято ли сформулирован-
ное Маршаллом американское предложение,
в силу которого Межсессионный комитет мо-
жет рассматривать ситуации и споры, на-
носящие ущерб дружественным отноше-
ниям. 06 этом пока американская делегация
молчит. Но можно не сомневаться, что 60-
вершенно ясно определившаяся тенденция

американского правительства неизбежно
  приведет RK использованию всех возможно-
‚стей. всех лазеек с целью оттянуть в
  Межсессионному комитету возможно боль-
ше полномочий и прав, принадлежащих
  другим органам 00Н и, в первую очередь,
’ принадлежащих Совету Безопасности».

Такова тенденция авгло-американских
политиков. Такова линия политического
действия в этом вопросе.
	Но тогда, в 1947 году, не было никаких
корейских событий. Но была та же тенлен-
ция, которая стремилась к коренной и незза-
конной ломке Устава с целью оелабить Co-
вет Безопасности, передав его Функций в
наиболее важной и ответственной области
другим органам — сейчас таким органом
представляется уже не Межеессионный ко-
митет, как это было в 1947 году и затея
е которым провалилась; а сама Генеральная
Азвамблея.
	Нало же смотреть фактам и жизни в гла-
за. Сейчае идет речь о том, чтобы пучем
некоторых искусственных маневров Гене-
ральную Ассамблею наделить в известных
случаях теми же правами, каким обладает
сам Совет Безопасности, передав ей ot Co-
вета Безопасности те функции. которые по
Уставу Генеральной Ассамблее не при-
наллежат.
	Таким способом думают обойтись без 09-
вета Безопасности. Пусть, дескать, себе on
живет и здравствует со своим «вето», а мы
и 6ез него можем обойтись. Потому что 19,
что он должен будет делать, за него булет
делать другая Организация, другой орган—-
Генеральная Ассамблея, и будет делать так,
что даже никто не заметит, что произошли
какие-то изменения, будет, так сказать,
проделан какой-то «вольтфас» — ловкость
рук, Как говорится, и Ничего больше. И
Устав цел, и Устава нет, И Совет Безопае-
ности цел, и Совета Безопасности нет, и
волки сыты, и овцы целы. И именно так и
получается, если принять то. что предла-
гает резолюция «семи» в отношении, на-
пример, так называемых «отрядов ООН»,
если наделить Генеральную Ассамблею не-
которыми исключительными правами, при-
надлежащими по Уставу только Совету
Возопасности.
	Но таким 00разом подрываетея основа
совместной ответственности пяти держав 38
поддержание мира. А эта ответственность
велик» и велик долг. лежащий на Совете
Безопасности, в. частвости, на его постоян-
ных членах.
	(Окончание следует).
			[3 октября 1950 г. 3 CTP.
	деиствовать веледетвие использования пра-
BA RPTO.
	Тогда не было еще корейских событий и,
следовательно. не было повода для того, что-
бы объяснить этими событиями поход про-
тив Совета Безопаеноеги. не было основа-
ний ссылаться на то. что Совет Безопасно-
сти не может действовать, если ему не по-
могают случайные обстоятельства. Это, од-
нако, не мешало уже тогда некоторым деле-
гациям лобиваться ослабления Совета Безо-
пасноети в решительном противоречии с те-
ми принципами, воторые были согласованы
между организаторами этой Организации.
между ее учредителями, принципами, в силу
которых Совет Безопасности имеет свое са-
мостоятельное место в системе Организаций
и признается важнейшим органом, который
несет главную ответственность за поддер-
жание мира и безопасности. Это, конечно.
не исключает ответственности и других op-
ганов. Но главная ответственность за под-
держание мира и безопасности возложена на
Совет Безопасности. _ у
	Я хотел бы напомнить 1947 год, когда,
вопреки нашим возражениям, был. 0браво-
ван Межсессионный комитет. Сколько тогда
было надежд в лагере противников прин-
ципа единоглаеия пяти постоянных членов
в Совете Безопасности Главную роль среди
них, если я не ошибаюсь. играл тот же
г-в Даллее, которому принадлежал первона-
чальный проект учреждения Межсессионно-
го комитета. фигурировавшего тотда 0904
очень интересным названием «Временный
комитет по вопросам мира и_безопаености»,
т. е. почти Совет Безонаеноети, даже по
внешнему своему виду. даже и по названию.
	Приветствуя этот проект Даллеса, газета
«Нью-Йорк таймс» тогда указывала, что на
этот Временный комитет, который впослед-
ствии был назван Межеессионным, предп»-
лагается возложить функции, которые при-
наллежат Совету Безопасности, в надежде,
что этот комитет сумеет принимать быстрые
меры в случае. если’ Совет. Безопасности
будет бездейетвовать. Но“ етэтим- Межсес-
спонным комитетом. е его учреждением,
тогда произошел некоторый скандал, я бы
сказал. :
	Чтобы потушить этот скандал, пришлось
изменить в срочном порядке — буквально
на ходу — самое название этого комитета.
Вместо того, чтобы назвать его «Временный
комитет по вопросам мира и безопаено-
сти» — явно, так сказать, бросая вызов
Совету Безопаености, как конкурирующему
е ним органу, — и чтобы придать этому ко-
митету характер вспомогательного органа,
ибо иначе не было бы никакого конетиту-
ционного основания для его учреждения,
его стали тогда называть Межеессионным
комитетом или Малой ассамблеей.
	„Но что вышло из этой затей с Малой
ассамблеей, что вышло из этого Межеесеион- }
ного комитета? Разве мы не вправе утвер-
жлать. что этот Межсессеионный комитет)
	дать, STO э:0Гг MEmCO CHURN вомитот
провалился, что он влачит жалкое сущест-
вование, если только он вообще влачит ка-
кое-либо существование. Он был создан для
того, чтобы противопоставить его Совету
Безопасности, и эта попытка провалилась,
n3 этого ничего не вышло.
	Теперь делается новая ‘попытка, причем
используется политическая ‘обстановка, со-
здавшаяся в связи © корейскими событиями,
попытка реализовать план, который. как я
показал, пытаютея осуществить некоторые
делегации уже в течение ряда лет, из года
в год, © 1944 года, когда; как мы знаем,
право вето называли «бедствием», чуть ли
не преступлением. Вспомним только вы-
ступления делегаций Аргентины, Кубы, Фи-
липпив. и других против принципа едино-
гласия (вето), когла старались во что бы то
НИ стало извести это самое вето, извести и
Совет Безопасности.
	Главная суть плана, задуманного в связи
с учреждением . Межсессионного комитета,
заключалась в том, чтобы‘ ликвидировать
или заблокировать принцип единогласия
хотя бы путем нарушения Устава.
	Даллес изображает дело теперь так, буд-
то бы принцип единогласия мешает Совету
Безопасности осуществлять его обязанности
по укреплению мира и безопасности. № со-
жалению, Даллес находит поддержку среди
некоторых других делегаций. Те, кто утвер-
ждает, что Совету Безопасноети право вето
мешает осуществлять ‘его обязанности по
укреплению мира и безопасноети, ссылают-
ся на события в Ворее. Они указывают, что
ввилу случайного отсутствия одного из п0-
стоянных членов Совета Безопасности Совет
Безопасности смог якобы выполнить свой
долг по борьбе с агрессией.
	Но такая позиция лишена всяких осно-
ваний. Такое утверждение порочно в самой
своей основе, ибо нельзя же без конца про-
должать изображать действия группы чле-
вов Совета Безопасности, принявших поста-
новления по корейскому вопросу, как за-
конные действия. Совета, Безопасности. За-
конность таких действий серьезно оспари-
ваетея, эти действия, как мы уже не раз
указывали, являются незаконными уже по
одному тому, что в данном случае не было
законного состава’ Сдвета Безопасности. Это
© одной стороны, С другой стороны, мы
только что закончили расемотрение корей-
ского вопроса. Большинство есть, конечно,
большинетво. Арифметика ееть арифметика.
Но никакая арифметика ‘не может решить
тех вопросов, Которые относятся к области,
далеко отетояшей от арифметических задач.