В Казахстане не заботятся ‘о подготовке кадров киномехаников
	Волхозники артели «Авангард» с нетер-
пением ждали кинопередвижиюу. Но прошел
месяц, а ее все не было. Тогда, комеомюльны
обратились в районный центр Чиили, на-
конец, в Кзыл-Орду. Им ответили: Фильмы
есть, аппаратура тоже, пехватает только
киномехаников.

Что это — редкий, непрелвиденчый слу-
чай? Нет. В августе в Взыл-Орллнекой 0б-
ласти бездействовало семь сельских ‘пере-
движек, в сентябре -— дезять. Причина
одна — нет механиков, По той же причине
в Актюбинской области простаивают семь
установок, в Западно-Вазахстанокой — во-
семь,

В Казахстане большая киносеть. Она, по-
вволяет отлично обслужить все уголки рес-
публики. Однако в нынешнем году во. мно-
тих колхозах ни разу не демонстрировалиеь
фильмы,

Как же в республике готовятся кадры
	‘тиномехаников”
	Людмила Бзусова, Анна Полежаева, Влади-
мир Радченко, Василий Назаленов приняты
На Комсомольском собрании не в члены 9р-
танизации, а В... «кружок по подготовке в
комсомол». С ними проводили «занятия»
сначала сокретарь комитета тов. Филимонов,
затем группорг тов. Мостовой. Слушатели
почти месяц заучивали ответы на, трафарет-
ные вопросы, которые якобы могут быть за-
даны при приеме в комсомол.
_ Между прочим ученики той же труппы
Бурманов и Киреев пока не приняты в
«кружок по подготовке в комсомол», их ©чи-
тают еще не подготовленными для этого...
В соседней группе № 10 тоже создали тах
называемый кружок по подготовке в ко\со-
мол. В него зачислено семь учантихся. И ни-
кто не поправляет молодых активистов, ни-
кто не разъяснил им, что подобная прак-
тика приема в комсомол вредна.

‚ Комсомольские собрания B more неиз-
менно рассматривают один вопрос: об успе-
ваемости и лисцриалине. И все обсуждение
	сводится к упрекам по адресу нерадивых  .
	учеников и строгим взысканиям за недис-
пиплинированнюеть:  Миценко — выговор,
Шестакову — выговор с предупреждением,
Бурамбаеву — строгий выговор.
	Наютоящего разговора © моральном oO
	ке советского молодого человека на cobpa-
	ниях не возникаот. А жизнь настоятельно
	требует, чтобы комсомольская организация
уделяла беселам на моральные темы значи-
тельно больше: внимания.

«Что греха таить, часть киномехаников
пренебрегает затросами зрителей, заботится
прежде всего о выручке, и только о выруч-
ке. Нам ветречалиеь, например, механики,
которые систематически «объединяют» сеан-
сы. Вместо того чтобы приехать в колхоз
дважды в месяц, они приезжают один рад,
но демонстрируют два фильма подряд.
Разве не следовало бы  комеомольцам
раскритиковать подобные факты пренебре-
жительного отношения к зрителю?

‚ Вак ни странно, в школе не знают луч-
ших, переловых киномеханяков Казахстана
Илью Качурина и Леонида Морозова. Не
было случая, чтобы перед учащимися вы-
ступил опыный киномеханик, хотя в кино-
сети рестублики работают вотни людей, ко-
торым есть чем поделиться © молодежью.

Заместитель министра тов. Еркешев, на
которого возложена подготовка кадров, мало
интересуется комплектованием. школы, а
еще меньше — жизнью и бытом учащихся.
Давно здесь говорят про общественное тита-
ние, но пока при итколе нет даже буфета, и
ученики месяцами питаются веухомятку.
В отличие от учебного корпуса, общежития
весьма неприглядны. Там тесно, грязно, хо-
лодно.

Давно назрела необходимость создать при
школе подготовительные курсы. Это серьез-
но облегчит комплектование школы и по-
высит успеваемость. Министерство соглаено
	с этим, но почему-то без конца откладывает.
	открыгие курсов.

Наконец, пора ‘установить контроль за
правильным использованием молодых меха-
ников — выпускников. школы. В Талды-
Курганской области комсомольнам Изващен-
ко и Петракову, успентно окончивитим пко-
лу, отказались доверить передвижки.

— Молоды еще, — безапелляционно 3а-
явил началынию областного отдела кинофи-
Kann тов. Ераековекий. — Мне нужны ме-
ханики онытные. И как побольше
денег выручить (?!).

В комсомольских организациях Rasax-
стана то и дело жалуются на, плохое кино-
обслуживание. А выводы? Их пока, не дела-
ют. В декабре школа, киномехаников должна
принять не менее ста новичков. Почему бы
не послать на этот раз самую лучшую мо-
лодежь, почему бы. вообще не поддерживать
связь © командированными в Школу,
не слелить за, их учебой, не помогать, если
нужно? Над этими вопросами комсомольские
работники республики не задумывались.

Д. НОВОПЛЯНСКИИЙ.

КАЗАХСКАЯ ССР. (Наш корр.).
	Старейший.
советский художник
	При упоминании имени Константина
Федоровича Юона перед ками невольно
возникают хорошо знакомые его картины..
Это прежде всего пейзажи, которые тонко,
передают прелесть нашей русской краса-_
вицы-зимы.  Ёзкой-то необычайной 6ве-.
жестью, могучим здоровьем веет от них. —

Многие художники, изображающие зп-,
му и осень, невольно останавливают. свое
внимание на моментах увядания природы.
Холодно и грустно становится от этих
картин. А все полотна К. Ф. Юона и 060-
бенно его зимние пейзажи, с их облепиз.
тельно синим небом, белым, как сахар, и
как бы хрустящим снегом, крепкими ство-
лами деревьев, привлекают своими яркими
красками. «Зимний синий день», «Зимнее
солнце», «Русская зима» и множество дру-
	гих картин живопиеца прочно вошли В 3010-_
	той фонд классической русской пейзаж-
ной живописи. и

75 лет исполнилось №. Ф. Юону, ака-
демику живописи, народному художнику
РОФСР, лауреату Сталинской премии. В
связи с этим юбилеем в Москве, в. залах
Академии художеств CCCP, открылась вы-
ставка его работ. Знакомство в жизне-
утверждающими полотнами художника до-
ставляет большую радость. Отчетливо BH
дишь, как прям и принципиален был
творческий путь мастера.

Еще до Октябрьской революции. `живо-
писец, воспитанный в традициях великих
русских  художников-резлистов, = создал
произведения, полные солнечной жизне-
радостноети. С большим мастерством изо-
бражал он архитектуру старинных рус-
ских городов, ярмарки и базары, веселые
сцены. деревенской жизни. И веегда он
воспевал в этих работах проявление пре-
красных национальных черт характера.
русского народа.

Вместе с передовой русской. интелли-
тенцией художник горячо. приветствовал
Октябрь. Его богатейшие творческие воз-,
можности глубоко раскрылись после pe-
волюции. Теперь отчетливо сказывает-
ся новое мироощущение мастера, вызван-
ное героической советской действитель-.
ностью, влохновляющей художника на Co-.
здание величественных полотен. Ran
подлинный патриот, откликается он в. св0-
их работах на каждое значительное. <0=
бытие в жизни народа.

..Дымят заводские трубы, бегут паро-
возы, на горизонте возникает торжестя
венная панорама советского города. Это —=
полотно‘ «Утро индустриальной Москвы»...
Оно проникнуто пафосом созидания, впи-.
ческим величием, поэзией мирной творче=
ской жизни советских людей. И как сии=
вол нашей победы, несокрушимой мощи:
воспринимают зрители картины «Парад на
Врасной площади в Москве», «Салют:
Москвы». Эти и десятки других. иолотен
как бы светятся праздничными отиями, ‚в +
них слышитея твердая и могучая: поступь!”
великого  народа-победителя, народа —=
знаменосца мира.

75 лет — возраст осени. Но Monon и.
мужествен талант художника, OT KOTOpO-
го мы с уверенностью ждем новых: заме-
чательных ‘произведений, прославляющих
Родину.
		НАШИ. ЧИТАТЕЛИ
РАССКАЗЫВАЮТ
	Сельская библиотека
	Кто не знает, может подумать, что ра-
бота у меня тихая, спокойная: сиди ‘себе
в библиотеке, книжки принимай да выда-
вай — вот и все дело. А в действитель-
ности лалеко не так. Читатели у. нас
любознательные, с большими запросами.
Чтобы помочь им выбрать нужные, ин-
тересные книги, мне, заведующей библио-
текой, приходится много учиться, забо-
титься, чтобы фонд библиотеки непре-
рывно пополнялся.

Три абонементных карточки комсомоль-
ца Ивана Федака уже исписаны сверху.
донизу, пришлось заводить четвертую.
Ни мало ни много — 70 книг прочитал
Иван за последнее время. Такому чита-
телю угодить не просто. Он и новинки
советской художеслвенной литературы
требует, и сочинения классиков; хочется
ему также почитать книги, в которых
рассказывается о том, как живет моло-
дежь в странах народной демократии. Да
и не только один Иван Федак у нас та-
кой. Вот колхозница комсомолка Мария
Адриив. 60 книг прочитала она. Всей
душой тянется наша молодежь к зна-
ниям, свято, выполняет ленинский завет:
учиться, овладевать культурой. ‘

При нашей библиотеке работает лите-
ратурный кружок. Руководит им учитель-
ница Любовь Ивановна Недильченко.
Сельские комсомольцы и молодежь с
большюй охотой посещают занятия круж-
ка. Мы уже обсудили книги «Кавалер
Золотой Звезды», «Молодая гвардия»,
«Далеко от Москвы».

Богданна ГАНУСИК,
заведующая библиотекой
в селе Жировка.
Пустомытовский район
„Львовской: области.
	Молодежный
радиожурнал
	Тюменский областной комитет ВЛКСМ
и комитет радиоинформации выпускают
Радиожурнал «Молодые строители. ком-
мунизма». В первом номере журнала
было рассказано о комсомольской брига-
де стахановца Василия Шестакова,
о культбригаде Омутинского райкома
ВЛКСМ, обслуживающей ` колхозников
на уборочной. У микрофона с рассказом
о своей работе выступила секретарь ком-
сомольской организации  укрупненного
колхоза «Красное знамя» Александра
Емельянова.
‹ Молодежный радиожурнал будет вы-
ходить один раз в месяц.

: Л. ЗАХАРОВ.
Тюмень.
	Дуб-великан.
	В нескольких километрах от города
Запорожья, на правом берегу Днепра,
расположено село Верхняя Хортица.
В этом селе сохранился замечательный
памятник, так называемый запорожский
дуб.

Во времена Киевской Руси на берегах
Днепра росли могучне деревья. Здесь под
тысячелетними дубами останавливались
киевские князья со своими дружинами.
Об этом говорится в летописи. В начале
нангего века дубы были спилены. Сохра-
нился только один дуб-великан. Ему сей-
час около 600 лет.

Старый дуб стоит среди колхозного
сада в небольшой лощине. Крона его
	высотой 25 метров состоит из почти го- 2
	ризонтально растущих ветвей, каждая из
	котерых NO своей толщине: похожа Ha ¢
	дерево. Ежегодно с дуба собирают боль-
шое количество: желудей для’ посадки
полезащитных полос. .

Часто к дубу приходят многочисленные
экскурсии из ближайших сел, городов и
отдаленных уголков Советского Союза.

Запорожье, °  77’ В. МАРКОВ.
Украинская ССР.
	Лекции для начинающих
литераторов
	В городе Бендерах создана литератур-
ная группа, объединяющая 15 начина-
ющих писателей и поэтов. Руководит ею
сотрудник редакции газеты «Победа» тов.
Киселев,

Два раза в месяц члены группы слу-
шают лекции о советской литературе,
обсужлают произведения молодых писа-
телей и поэтов. Недавно были обсуждены
поэма Г. ‘Каменной «Мост», стихи
М. Литвиненко.

Горком комсомола проведет совместно
с редакцией газеты «Победа» конкурс
на лучший рассказ, счерк, стихотворение.

В. ХУДЯКОВ,
секретарь Бендерского горкома
комсомола.

Молдавская ССР.
		Республиканская школа киномехаников
находится в центре Алма-Аты, на улице
Краслна. Здесь просторные светлые классы,
кабинеты, лаборатории, пюекционный зал.
Надо отдать должное Министерству кинема-
топрафии — пекол» полностью — оскачиена
современной аппадмтурой. В услутам уча-
щихея хорошая библиотека в пять тысяч
томов. Но слорам директора тов. Ильнинкого,
школа, могла, бы ежегодно обучать 500 кза-
дифицированных киномехаников.

Олнако в позмтротлом году школа выпу-
стила, только 82 человека, а в прошлом и
лого меньше — 74. Командировать сельскую
молодежь на учебу лолжны областные отде-
лы кинофикащии. Но их никто не треволжит,
Захочет областной отдел — пошлет людей,
не пожелает обременять собя хлонотами —
не пошлет: министерство не взыщет. Рай-
комы комсомрла от набора, самоустранились.
И в результате планы приема, в итколу ‘неиз-
менно срывалотся.

Недавно происходил очередной набор. Его
следовало закончить 15 октября. Но ‘из
Актюбинекой области вместо десяти чело-
век приехало четверо, из Взыл-Ординской и
Гурьевской не прибыл никто. Укомплекто-
Bath B CDCR NOBYHO LDYNUY He удалось.
	Приемные экзамены по русскому языку,
математике и физике показали, что ‘боть-
шинство поступающих имеет слабую под-
готовку. И вое же школа вынуждена
принимать даже тех, ‘кто получает на экза-
монах низкие оценки. Яено, что с табим
урювнем знаний слушателям школы трудно
будет изучить новейнтую аппаратуру и стать
полноценными механиками.

Между тем в республике много грамотной
молодежи, стремящейся. к этой почетной
профессии. Сколько добровольных помощни-
ков вотречают киномеханики в любом селе
и ауле! Пожалуй, wa каждое место в pec-
	публиканекой школе механиков налиелея бы.
	десяток желающих. Но набором обычно 3а-
нят лишь узкий круг сотрудников отдела
кинофикации. Они плохо. связаны © сельской
молодежью и готовы командироваль в пилу
любого, кто попадется под руку.

Четвертый пленум ЦК ВЛКСМ обязал ко-
митеты комсомола совместно © отделами KE
нофикации принять меры к укренлению
кадров киномехаников, направлять на эту
работу лучших комсомольцев. В Казахетане
9% важное указание не выполняется. По-
следний, октябрьский набор прошел без
	всявого участия комсомольских организа-
	mati.

Pecny§immanckad школа  киномехани-
ков —— единственное ‘учебное — заведение
Алма-Аты, кула никотла не загляды-
	вают комсомольские работники. Ни ЦЕ
ЛЬСМ, ни обком, ‘ни горком не замечают
этой школы, не интересуются работой ее
комсомольской организации. А здесь немало
неполадок,

Много будущих киномехаников желают
вступить в комсомол, HO Ha их ‘пути —
неожиданные препятствия. Так, лучигие
ученики группы № 11 Роман Нигматулин,
	В числе архитекторов, работающих над восстановлением и реконструкцией
	ПВОСкТыЫ HOBBIX
	Минска, немало молодых специалистов.
разрабатывают архитектурные проект
	од руководством‘ опытных зодчих. они
новых зданий белорусской столицы.
	Па снимке: профессор М. О. БАРШ (в середине), по проектам которого застраи-
вается центральная часть города, консультирует работу молодых архитекторов-.
	Фото А. УЗЛЯН.
	комсомольцев А. ДУХАН (справа) и Л. АРАНАУСКАС.
	КОЛХОЗНАЯ МОЛОДЕЖЬ
	ПРОДОЛЖАЕТ
	С каждым годом в районах нашей обла-
сти растет сеть школ, в которых обучается
сельская молодежь. Юноши и девушки
стремятся продолжать свое образование.
Долг комсомольских организаций — оказы-
вать им в этом всемерную помощь. 0бком
ВЛЕСМ совместно’ с областным отделом на-
родного образования задолго ло начала учеб-
ного года начали подготовку к занятиям,
провели большую разъяснительную работу
среди колхозной молодежи. На открытых
комсомольских собраниях с докладами вы-
ступали учителя, выпускники вечерних
школ. Кроме того, комсомольцы беседовали
с юношами и девушками о’ необходимости
учиться, повышать уровень своих знаний.
Все это принесло свои результаты.

В колхозе «Путь к социализму» Остров-
ского района после собрания; на котором
обсуждались вопросы, связанные с учебой,
60 юношей и Девушек подали заявления ©
просьбой принять их в школу. В Пашков-
ском сельском Совете Пушкино-Горекого
района на общем собрании молодежи вы-
ступил директор школы тов. Дементьев. На
следующий день желание учиться в вечер-
ней школе выразили ‘более 50 человек.
	В Гупицком ‘сельсовете Исковского района
	раньше не было вечерней школы. Но после
собрания, когда выяснилось, что многие
юноши и девушки желают учиться, такая
школа была открыта. В нее’ поступили
`46 человек.

Особенно широко обсуждались вопросы
образования молодежи на собраниях. посвя-
	щенных решениям {У пленума ЦЬ БЛЬСМ.
	Райкомы комсомола помогли органам на-
родного образования подготовить школы
сельской молодежи к новому учебному го-
ду.. В них направлены лучшие учителя,
опытные директора.

Пленум Псковского: обкома ВЕШ(@) при-
нял решение 0б организации школ сельской
молодежи в каждом сельском Совете. Сейчае
школы созданы во всех тайонах области.
В них учатся 4.683 человека. }

Активное участие в подготовке школ
сельской молодежи к новому учебному году
приняли комсомольцы  Пушкино-Горского,
Новоржевского, Пожеревицкого и других
районов. В прошлом учебном году в Пушки-
Ho- -Горском районе, например, не было ни
одной школы, а сейчас их 17. В Псковском
районе в каждом сельсовете есть теперь
школы.

Чтобы помочь Гайкомам комсомола
и отделам народного образования успешно
	ОБРАЗОВАНИЕ
	решить все вопросы, евязанные с началом
занятий, обком комсомола направил на ме-
ста 20 активистов. В область выехали так-
же 10 работнаков областного отдела народ-
ного образования.

Задолго до начала занятий при школах
была организована консультация для Tex,
кто не имел документов 06 образовании и
должен ‘был держать экзамены;

Хорошую инициативу проявила учитель-
ница Федосинской начальной школы Оетров-
ского района комсомолка тов.’ Васильева.
Она помогает готовиться четырем трактори-
стам Федосинекой МТС и двум колхозницам
из Деревни Нокотое, которые будут сдавать
экзамены экстерном,

Однако в работе школ сельекой мо-
лодежи в области’ имеютея еще серьезные
недостатки. Некоторые комсомольские орга-
низации мало заботятся об открытии новых
школ, недостаточно вовлекают в них кол-
хозную молодежь. Так, в Лядском районе
открыта лишь одна школа. Такое же поло-
жение в Плюсеком, Качановском и Печор-
ском районах. Многие комсомольцы еще сла-
бо помогают учителям в организации кон-
сультаций для учащихся. Не используются
© этой целью библиотеки, избы-читальни и
красные утолки.
	Нековский областной отдел народного
образования во время подготовки школ
установил для районов... контрольные цифры
приема. Эта вредная затея препятствовала
созданию новых школ, зачислению в школы
сотен новых учащихся. В Печорском, Гдов-
ском, Новосельском районах прием. заявле-
ний от колхозной молодежи, желающей
учиться, был ограничен. Не все школы в
этих районах полностью укомплектованы
учителями,

Болыним препятствием для нормальных
занятий в вечерних школах молодежи яв-
ляется ‘отсутствие в области” достаточного
количества учебников.
	ror первых дней занятий будут обсуж-
дены на заседаниях бюро районных и 00-
лаетного комитетов ВЛЕСМ.

Выполняя решения IV пленум»
ЦВ ВЛЕСМ, Пековский областной комитет
прилагает все усилия к тому, чтобы кол-
хозная молодежь области могла успешно
продолжать свое образование,

В. ВЕРШИНИН,
секретарь Псковского обкома комсо-
мола.
				«Евгений Онегин»
на чувашском языке
Чувашский поэт Петр Хузантай перевел
на чувашекий язык роман в стихах «Евге-
ний Онегин» А. С. Пушкина. Гениальное
преизведение великого русското поэта. вы-
пущено отдельной книгой тиражом. 5.000

экземпляров.
о

По следам _
неопубликованных писем
Читатель тов. Марголин сообщил редак-
	ции о плохой организации. культурно-массо-
вой работы в общежитиях Гомельского”
завода сельскохозяйственных машин. В об-
шежитии не было газет, журналов. Лекции
и доклады читались от случая к случаю.
Библиотека работала ‘лишь до семи часов
вечера. Тов. Марголин также писал, что
бездействуют красные. уголки.

Секретарь Гомельского обкома комсомо-
ла тов. Орлов сообщил, что все факты
подтвердились. Сейчас общежитие  полу-
чает газеты и журналы. За последнее
время прочитаны лекции «О международ-
ном положении», «Демократическая моло-
дежь мира в борьбе за мир, ‘против
поджигателей войны», доклад «О воспита*
нии силы воли и характера». Библиотека и
читальня работают регулярно.

тлаз, но и хорошо петь, декламировать,
танцевать.
С охотниками пойдет и русская девупика-
фельдшер комсомолка Антонина Ярандина,
Она хорошо бегает на лыжах, метко етре-
ляет. Тоня жила раньше в Capatese. Ona
привезла с собой много интересных пьес,
научила молодых охотников петь. новые
песни, показала, как оказывать первую ме-
дицинскую помощь пострадавшему. Девуш-
ка от всего сердца полюбила таежное село..
В этом сезоне после длительного пере-
рыва охотники будут охотиться на соболя. .
Село получило новые капканы, ловушки,
провиант и боеприпасы. Выполнить ко дню.
выборов в местные Советы годовой план—
такоро обязательство молодых охотников. ,
Нет, теперь нельзя назвать удэхе леб-
ными людьми. Зарево Октября проникло и
сюда, на северные отроги Сихотэ-Алиня. и
осветило путь маленькому народу. Удэхе
жадно потянулись в знаниям, ‘культуре, _
которые принесла в тайгу советская власть. ,
— Мы, удэхе, — маленький народ. Но
пусть услышат американские злодеи и наш
голос, -—— сказал на собрании шестидесяти-
летний Кимунка Бого. — Не мешайте, нам,
мирно жить, Не смейте посягать на.. наше
счастье, которое нам дала советская. власть. --
Я стар, но и я иду на промысел, потому что
знаю; чем больше получит родная страна
пушнины, тем богаче и сильней будет она.
Старый охотник выразил орел,
думы жителей маленького таежното села.

Е. БОРОДИН: ”

Село Бира Нанайского района
Хабаровского края.

‚ ОМОСМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» —
3 ноября 1950 г. ОЕ.
	(Студенты распространяют метод Ковалева
	Гигантский грейфер раскрылся у самого
люка, и в трюм посыпалась черная масса
угля. Вокруг люка стоит несколько:
человек в комбинезопах. Это студенты
Одесского института инженеров морского
флота. Они внимательно засекают время
проходящих операций-—спуск крана, момент
раскрытия грейфера, подъем — и все тща-
тельно отмечают в тетради. Там же делают
пометки, как расставлены рабочие у грей-
фера, какие приемы у каждого из них.

Научные Таботники и студенты инети-
тута взяли на себя большую и OTBETCTBEH-
ную задачу -— внедрить метод Ковалева в
Одесском порту. Для этой цели они органи-
зовали хронометраж всех операций погру-
30-разгрузочных работ. Сведения, кото-
рые получали студенты в различное время,
сопоставаялись, и потом делались выводы,
какая расстановка рабочих наиболее удач-
	В этом учебном году в Ужгоро
тут, Молодому вузу оказывают
	на, выяюнялиеь причины простоев крана,
сравнивались методы работы ‘крановников,
погрузчиков.

° Наблюдая, как  разгружаетея судно
«Курск», студенты установили, что в pe-
зультате  неподготовленноети складской
площадки производительность труда была
снижена почти вдвое. Удалось также pe-
шить в01р0е, почему уменьшается циЕл
крана к концу разгрузки. Проивводитель-
ность падала из-за неполного заполнения
грейфера. А это зависит от приемов работы.
Лучшим, крановщиком оказалея тов. Дани-
лов. Он правильно сочетал движения подъ-
ема и поворота крана, пропорционально уве-
личивал скорость спуска. Этот метод работы
стуленты будут распространять в порту.

В. СЕЛЮТО,
студент Одесского института инжене-
ров морского флота.
	ne открылся государственный учительский инсти-
	большую помощь учебные заведения республики.

Временами узкая извилистая тропа те-
	рялаеь в густых‘ зарослях лимонника и
дикого винограда. Но сопровождавший нас
комсомолец Миша Кялондига безошибочно
угадывал ве. Он шел быстро, почти бежал.
Его маленькая фигура то скрывалась в ку-
CTAX, то появлялась вновь.

Вдруг наш проводник остановился и чут-
ко прислушался к таежным звукам. Отку-
да-то издалека доносился собачий лай.

—- Зверя гонят. Надо поторапливать-
ся, — тихо сказал он;

Мы вновь двинулись вперед, наеторо-
женно прислушиваясь к нарастающему шу-
му. Гон шел на нае.

—- Надо стрелять!

И, не прикладывая к плечу ружья, Ми-
ша выстрелил. Вскоре погони не стало
слышно,

В село Bupa~ мы вошли неожиданно.
Сквозь густые заросли кедра и. орешника
проглянули крыши домов...

Село Бира — это конечный населенный
пункт на северных отрогах Сихотэ-Алиня.
Дальше на восток, к Тихому окезну, на
многие сотни километров раскинулась без-
брежная тайга. Далек и труден путь к

сельскохозяйственной выставки,  трина-
дцать колхозников тогда побывали в Мо-
скве. И теперь много хоролнего: можно ye-
лышать 0б этом колхозе. Он из тода в год
персвыполняет план заготовки пушнины.

Нредседатель колхоза Санаки Каялондига
поздно вечером вернулея с охоты. ‘Погоня
увенчалась успехом. Он приволок матерого
медведя. В глазах охотника играл веселый
огонек. На смуглом лице расплылась до-
вольная улыбка.

Санаки еще совсем молод: ему нет и
двадцати четырех. В дни Отечественной
войны он был бесстрашным разведчиком. В
1946 тоду Санаки вернулся из армии в
свое ‘родное село. т

В ту пору колхозом руководил старый
охотник Оценко Богия. Он уже не мог бы-
стро бегать на лыжах за зверем, притупи-
лись зрение и слух, не мог ‘он поспевать
33 охотниками. Односельчане избрали руко-
водителем колхоза’ секретаря „комитета
ВЛЕСМ Санаки Каялондигу — лучшего охот-
ника. В 1947 году колхозники избрали его
депутатом сельского Совета:

В селе 15 комсомольцев. Это большая си-
ла в колхозе. Колхозники любят, уважают
молодежь, охотно передают ей свой опыт.
Еше недавно Дуся Валондига и ee
подруги Аня Амоленкан и Лила Валондига
ходили в школу. Теперь они прекрасные
охотницы. Комсомолка Дуся возглавила
молодежную бригаду охотников. В прош-
лом’ ‘году ве бригада вдвое перевыпол-
нила задание. А какой охотник может по-
меряться силой, умением и меткостью се
Санаки-Кялонлигой или его другом Bopn-
сом Кялондигой! На счету Сбалаки 26 уби-
тых медведей. Сотни белок, колонков, десят-
ки норок и выдр приносят друзья ежегодно
113 тайги.
	Бомесомольцы спустились на ботах по по-
рожистому Анюю в районный центр Троиц-
к0е и доставили оттуда аппаратуру. И вот
в далеком тасжном селе услышали голос
Москвы. И, казалось, тайга. приблизилась в
Москве.

Старое школьное здание уже не вмещает
всех учеников; Санави предложил отдать
детям! лучший дом в селе. Охотники согла-
сились с ним. Комсомольцы отремонтирова-
ли здание, запаели топливо.

Хорошеет,  благоустраиваетея  таежное
село: В луб, баня, пекарня, магазин, меди-
цинский пункт — все это построено за по-
следние три года. .

Ray — желанное место отдыха молоде-
жи. Здесь устраиваются интересные ‘вече-
ра, здесь обсуждают прочитанные книги.
В клубной библиотеке более `3.000 книг.
Ночти кажлый колхозник-—читатель. Вом-
сомольцы ликвилирорали в свле неграмот-
ность, стали страстными пропагандистами
БНИГИ,

сенью, котла Amo покрывается
льдом, колхозники уходят на промысел.
Село пустеет. Вею зиму охотники живут в
тайге, добывая пушнину. Санаки много ду-
мал над тем, как облегчить колхозникам
жизнь в тайге. Так в лесу возникли станы.
Их оборудовали комсомольцы.

Скоро охотники покинут село. Вместе с
ними отправятся в дальний путь KOMCO-
моаьцы-агитаторы Ро главе с заведующим
клубом Мишей Кялондигой. Он возьмет. ©
собой избирательную литературу. Ее доста-
вил в село после четырехдневного пути по
тайге секретарь райкома комсомола Виктор
Гордеев,

Охотники не будут скучать в часы  до-
evra. Bors Jivea Кялонлига. Аня Амоленкан
	В этих местах не раз. бывал русекий пу-
тешественник и писатель Арсеньев. Нлемя
удэхе, описанное им в многочисленных
рассказах, при паризме было обречено на
вымирание. Великий Октябрь вернул Е
жизни «лесных людей» — как их называл
Арсеньев. Обособленные роды слились в
одну дружную колхозную семью: А в 1940
оду на карте появилось’ новое село — Би-
ра. На месте одиноких юрт вознихли ‘доб-
ротные рубленые дома.

На заботу партий и правительства удЭ-
Xe ответили славными делами. В’ первый
же год существования села колх0з «Крае-
ный Ya2s стал участником Вевеоюзной
	M3 Kuesa, Oneccn, Heamuna 4 Apyrhx Торн п аи нии
прибывают КНИГИ, ‘учебные пособия, оборудование кабинетов. Сто пятьдесят деву-

TRAE PPO PEL MANMONULIAIZ Witte

eee №: a =
шек и юношей Закарпатья приступили. к занятиям, готовясь стать народным уча”
тёлями. На снимке; занятия в аудитории физико-математического факультета.
На перёднем плане (слева направо): комсомолки Наталья ЯКУТА ‘и Ольга

Фото Ф. ГРАДОВА.

ШАФЕР из-колхоза имени Ленина Мукачевского округа.
	Вэльп-иа поземены произошли в селе. Ги Пила Аллондига, Катя Самондига, Вему-
	кан Оенка умеют не только бить зверя в
	Давнишней мечтой колхозников было радио.