6 ноября 1950 года
	пальнейшего укрепления колхозных кадров, внедрения
в колхозное производство и В практику работы ма“
шинно-тракторных станций достижений науки и пере-
дового опыта в сельском хозяйстве,

Подъём народного хозяйства сопровождается увез
личением национального дохода и дальнейшим ростом
материального благосостояния И культурного уровия

нашего народа.
странах львиная доля нацио-

В капиталистических
нального дохода, создаваемого трудящимися, присваи-
ассами. В советской со-

вается эксплуататорскими кла т
циалистической системе хозяйства национальный до-

ход достаётся трудящимся u распределяется He B HH-

тересах обогащения эксплуататорских классов, а в
ического повышения материального

интересах системат
положения рабочих, крестьян и интеллигенции и рас-
ширения социалистического производства. Поэтому
рост национального дохода в советской стране являет-
ся наиболее обобщающим и ярким показателем роста
материального благосостояния трудящихся масс.

Пятилетним планом было определено, что объём
национального дохода В 1950 году должен превысить
довоенный уровень на 38 процентов. Уже в 1949 году
национальный доход Советского Союза почти достиг
этого уровня, а в 1950 году национальный доход пре-
высит довоенный уровень в сопоставимых ценах более
чем на 60 процентов, то-есть значительно больше, чем
это предусмотрено пятилетним планом.

Советское Правительство, как известно, осуществило
денежную реформу и в 1950 году произвело третье по
счёту снижение розничных цен на товары массового
потребления. Это привело к еше большему укрепле:
нию советского рубля, к повышению его покупатель:
ной способности. Доходы рабочих и служащих, по
расчёту на одного работающего, увеличились в сопо-
ставимых ценах ещё в 1949 году по сравнению с дово-
енным уровнем на 24 процента. Доходы крестьян уве:
личились соответственно более чем на 30 процентов. В
текущем году происходит дальнейший рост реальной
заработной платы рабочих и служащих и увеличение
доходов крестьян.

В нашей стране, как известно, нет безработицы.
Численность рабочих и служащих в народном хозяй-
стве непрерывно растёт и в настоящее время превы-
шает довоенную численность на 22 процента.

Улучшение материального положения трудящихся
находит своё выражение в росте покупательной способ-
ности населения и увеличении оборота торговли. В те:
кущем году мы имели возможность направить в госу-
дарственные и кооперативные магазины для» продажи
населению, не считая местных ресурсов, мяса и мясных
продуктов на 35 процентов больше, чем до войны, ры-
бы на 53 процента, масла и других жиров на 60 про-
пентов, сахара и кондитерских изделий более чем на
30 процентов, хлопчатобумажных, шерстяных, шёлко-
вых и льняных тканей на 38 процентов, обуви на 35 про-
центов, чулочно-носочных изделий на 37 процентов,
мыла на 31 процент.

Народное потребление сейчас значительно превышает
довоенный уровень. :

Партия и Правительство считают делом первостепен-
ной важности всемерное. увеличение жилищного фонда
страны, и в частности, оказание помоши рабочим, кре-

_стьянам и интеллигенции в индивидуальном жилищном
		пятилетки восстановлено и построено жилиш общей
плошадью около 90 миллионов квадратных метров.
В сельских местностях за это же время восстановлено
и построено свыше 2,5 миллионов жилых домов. Эти
цифры говорят о значительном объёме жилищного
строительства в нашей стране. Однако планы жилищ-
ного строительства не везде выполняются полностью.
Жилые дома в городах и на селе строятся медленно и
всё ещё дорого.

Правительством расходуются большие средства на
социально-культурные мероприятия. В послевоенные
годы в нашей стране восстановлены и построены тыся-
чи новых школ, библиотек, детских учреждений и боль-
шое количество больниц, санаториев, домов отдыха,
клубов, театров и кино.

В начальных, семилетних и средних школах, техни-
кумах и других средних учебных заведениях учится
37 миллионов человек. В высших учебных заведениях
обучается 1 миллион 230 тысяч студентов, что более
чем на 400 тысяч превышает их ловоенную численность.

Успешно развиваются советская литература и искус-
ство, которые служат у нае интересам народа и явля-
ются важным средством коммунистического воспитания
советских людей, :
	Выросла сеть научно-исследовательских учреждении,
	Сделаны новые крупные шаги в разрешении задачи,
	поставленной товарищем Сталиным перед советскими
учёными: «не только догнать, но и превзойти в ближай-
шее время достижения науки за пределами нашей
страны». Вслед за раскрытием секрета атомной энергий
наши учёные многими другими крупными работами и
открытиями содействовали техническому прогрессу,
выполнению и перевыполнению наших народнохозяй-
ственных планов.

Проведенные в этом году творческие дискуссии по
вопросам языкознания и физиологии двинули вперёд
развитие нашей советской науки.

Исключительно важное значение имели выступле-
ния товарища Сталина в дискуссии по вопросам языко-
знания, обеспечившие крутой перелом, прежде всего, в
этой отрасли науки. Показав, что наука не может раз-
виваться и преуспевать без борьбы мнений, без свобо-
ды критики, без замены устаревших формул и выводов
новыми, товарищ Сталин открыл для всей советской
научной мысли широкие просторы в решении новых
задач, стоящих перед нашим государством.

Говоря о наших успехах в области хозяйственного и
культурного строительства, нельзя не сказать о наших
славных Вооружённых сплах, о нашей Армии, Авиации
и Военно-морском флоте. Выполняя с честью свой
воинский долг, они надёжно стоят на страже мира и
безопасности нашей Родины. (Продолжительные апло-
дисменты).

Товарищ Сталин учит, что при коммунизме наролное
хозяйство, организованное по плану, будет базирозать*
ся на высшей технике как в области индустрии, так и В
области сельского хозяйства. Стало быть нам необхо-
димо организовать дальнейший новый подъём совет-
ской экономики, ещё больше повысить техническую
вооружённость всех отраслёй хозяйства и добиться
дальнейшего развития производительных сил страны.

В свете этих задач, стоящих перед советским наро-
дом, огромное значение имеют решения Правительства
о строительстве Куйбышевской и Сталинградской гил-
роэлектростанций на Волге, Главного Туркменского
канала Аму-Дарья — Красноводск, Каховской гидро-
электростанции на Днепре, Южно-Украинского и Се
веро-Крымского каналов. По своим масштабам, техни:
	(Продолжение см. на 3-й стр.)
		БУЛГАНИНА на торжественном засед
	Принципы, провозглашённые Октябрьской революциеи,
объединяют ныне могучий лагерь социализма и демо-
кратии, возглавляемый Советским Союзом. Мы по пра-
ву отмечаем это как победу идей марксизма-ленинизма.

Всем ходом событий подтверждена правильность
марксистско-ленинского учения о неизбежной гибели
капитализма, вступившего на рубеже ХХ и ХХ веков
в последнюю стадию своего развития — стадию импе-
риализма. Подтвердился научный вывод марксизма-
ленинизма о том, что рабочий класс во главе с револю-
ционной марксистской партией является силой, способ-
ной поднять трудящихся на освобождение от капита-
лизма, взять на себя государственное руководство об-
ществом и осуществить благородную цель построения
социализма. На опыте строительства советского госу-
дарства, показывающего пример братского сотрудниче-
ства наций, народы других стран убеждаются в превос-
ходстве социализма над капитализмем, в правоте и
жизненной силе марксизма-ленинизма.
	ании Московского Совета
	За последние годы советские
	опираясь на достижения отечественной науки, создали
и ОСВОИЛИ Много HOBBIX современных типов машин
	За годы пятилетки значительно улучшилось испо. 5
зование оборудования в промышленности, Например,
доменные печи используются лучше, чем в довоенное
время, на 25 процентов, а мартеновские печи — на
32 процента. Скорость эксплуатационного бурения
нефтескважин по сравнению с довоенной увеличилась

о В ome et tT OFT MOOT:
	м 7 Я хе:
на 43 процента.  Однако, как показывает опыт передо:

oo a. 74rd.
	вых рабочих, передовых предприятий и цехов, име
отся ещё большие резервы и возможности для более
	производительного использования оборудования,
Успешное внедрение новой техники позволило
больших масштабах провести дальнейшее техниче-
	ское перевооружение народного хозяйства и повысит?

Е Ноа ый
	Be gg ар: > bk.

уровень механизации трудоемких и тяжёлых работ.
Наряду с этим, технический прогресс, повышение ква-
лификации наших кадров и творческая инициатива
рабочих, инженеров и техников обеспечили значитель-
ный рост производительности трула.

Пятилетним планом был предусмотрен рост произ-
водительности труда в промышленности в 1950 году
по сравнению с довоенным. уровнем. на 36 процентов.
Фактически производительность труда рабочих в про-
мышленности в третьем квартале 1950 года была
выше довоенного уровня более чем на 40 процентов.
В промышленности, проводится основательная работа
по экономии сырья. материалов, топлива ‘и электро-
энергии, улучшению использования производственных
площадей, по ускорению оборачиваемости оборотных
средств. В результате этого. выполняются и, перевы
полняются‘ установленные. Правительством планы по
снижению себестоимости промышленной продукции.

Железнодорожный транспорт так же, как и промыш
ленность, работает на уровне, превышающем задания
пятилетнего плана. Пятилетним планом было преду-
смотрено на 1950 год увеличить грузооборот железно-
дорожного транспорта по сравнению C довоенным Ha
‘28 процентов. За 10 месяцев текушего гола rpy30060-
рот превысил довоенный уровень более чем на 40 про-
центов. Увеличен и» обновлен парк локомотивов и ва-
гонов и создана база отечественного электровозо- H
тепловозостроения. р

Значительные успехи достигнуты в сельском хозяй-
стве. В текущем году валовой урожай зерновых куль-
	  тур составит 7 миллиардов 600_ миллионов пудов И

CUPL weet
	FT и“

превысит уровень довоенного 1940 года на 309.© лиш-
ним миллионов пудов. При этом валовой урожай пше-
ницы превышает урожай 1940 года на 340 миллионов
пудов.

Валовой урожай хлопка превысит урожай 1940 го-
да более чем на 40 процентов. Увеличилась урожай-
ность сахарной свёклы. Сахарной свёклы в текущем
году будет собрано, как минимум, на 25 миллионов
центнеров больше, чем в 1940 году.

Успешно выполняется принятый в 1948 году план
полезашитных лесонасаждений, внедрения травополь-
ных севооборотов, строительства прудов и водоёмов
з степных и в лесостепных районах Европейской части
	Союза. За два года лесные насаждения произведет НЫ.
	на площади 1 миллион 300 тысяч гектаров; в кКол-
хозах и совхозах этих районов построено несколько
тысяч прудов и водоёмов.

В августе этого года принято важное решение о
переходе на новую систему орошения на площадях,
превышающих 4 миллиона 300 тысяч гектаров. Пре-

‘дусматривая устройство временных оросительных Ка-

налов вместо постоянных, которые затрудняли приме-
нение современной машинной техники земледелия,
новая система орошения позволит увеличить размеры
поливных участков и значительно повысить произво-
дительность Труда в орошаемом земледелии.

В текущем году усилия Партии и Правительства бы-
ли направлены на решение центральной задачи в обла-
сти сельского хозяйства — на. всемерное развитие жи-
вотноволства. Выполняя трёхлетний план развития об-
щественного колхозного. и совхозного продуктивного
животноводства, колхозы и совхозы добились серьёзно-
го увеличения поголовья скота и повысили его продук-
Тивность.

Наше животноводство сильно пострадало во время
войны. В важнейших сельскохозяйственных районах
страны-—на Украине, Северном Кавказе, Белоруссии, в
Центрально-Чернозёмных областях поголовье скота,
кроме неболыной части эвакуированного на восток и
укрытого населением,. было полностью уничтожено.
Пострадало во время войны животноводство и в других
районах страны. Несмотря на это, в настоящее время
не только полностью восстановлен довоенный уровень
общественного продуктивного животноводства, но и B
значительных размерах этот уровень превзойден. Пого-
ловье крупного рогатого скота в колхозах в настоящее
время больше, чем до войны, на 38 процентов, овец и
коз — на 65 процентов, свиней — на 55 процентов. Кол-
хозы и совхозы добились значительного увеличения по-
головья племенного скота.

В колхозах и совхозах осуществляются крупные меро-
приятия по строительству благоустроенных животновод-
ческих помещений и по созданию кормовой базы для
животноводства — осваиваются специальные. кормовые
севообороты, расширяется травосеяние, увеличивается
производство силосных культур и кормовых корнепло-
дов, внедряются в производство новые высокоурожай-
ные кормовые культуры — суданка, сорго и другие.

Увеличение производства зерновых и технических
культур и рост продукции животноводства создают
прочную сырьевую базу для дальнейшего подъёма лёг-
кой и пищевой промышленности.
	‚ Партия и Правительство оказывают большую по-
мошь колхозам, совхозам и машинно-тракторным
станциям. Сельское хозяйство в большом количестве
вооружается разнообразной машинной техникой. Наши
тракторные заводы и заводы сельскохозяйственного
машиностроения были разрушены во время войны;
теперь они все восстановлены и вместе с вновь по-
строенными заводами дают в текущем году сельскому
хозяйству: тракторов в переводе на 15-сильные — в
4 раза больше, чем в 1940 году, комбайнов — в
3,8 раза, плугов тракторных — в 4 раза, сеялок трак-
торных — почти в 6 раз, культиваторов тракторных —
более чем в 3 раза.

Химическая промышленность всё в больших раз-
мерах снабжает сельское хозяйство минеральными
удобрениями. В текущем году сельское хозяйство
получает фосфорных, калийных и азотных удобрений
почти в два раза больше, чем в 1940 году.

Ведение крупного коллективного хозяйства, оснащён-
ного передовой техникой, требует знания экономики
‚колхозного производства, знания основ агротехники
и механизации. Из среды колхозников выдвинулись
замечательные организаторы, руководители и мастера
сельского хозяйства. Но на этом нельзя успокаиваться.

[ Поэтому Партия и Правительство ставят задачу
	Доклад Н. А.
	Товарищи!
	Сегодня народы Советского Союза празднуют три-
дцать третью годовщину Великой Октябрьской социа-
листической революции, положившей начало новой
эпохи, эпохи освобождения трудящихся от капитали-
стического рабства.
	Октябрьская революция вызвала к жизни небывалую
	творческую энергию и инициативу нашего народа. Ру-
	ководимые коммунистической партией, советские Люди
показали невиданный героизм как в мирном труде, так
и в военной защите своего “Отечества. Преодолев
серьёзные трудности на своём пути, советский народ в
короткий исторический срок создал советский социали-
стический строй и ныне уверенно идёт к великой цели—
коммунизму.

Возникший в результате победы Октябрьской рево-
люции наш советский строй оказывает большое преоб-
разующее влияние на развитие всей мировой истории.
	Е
Исторические успехи Советского Союза
по линии его внутреннего развития
	Высокие темпы роста промышленного производства
и развития всех отраслей народного хозяйства обеспе-
чиваются значительным объёмом капитального строи-
тельства. За истекший период послевоенной пятилетки
восстановлено и вновь построено около шести тысяч
промышленных предприятий, не считая мелких госу-
дарственных и кооперативных предприятий.

a
	Е: ” ©
Промышленность районов, пострадавших от ВОЙНЫ,
	не только полностью восстановлена, но. и значительно
расширена -на основе новой и более современной тех-
ники.

Успешно осуществляется задача первоочередного
восстановления и развития тяжёлой промышленности.

Задания пятилетнего плана по развитию чёрной ме-
таллургии перевыполнены. По пятилетнему плалу в
1950 году должно быть произведено чёрных металлов.
на 35 процентов больше, чем в 1940 году. За 10 месяцев
текущего года производство чёрных металлов превы-
сило довоенный уровень на 44 процента, в том числе
выплавка чугуна — на 28 процентов, выплавка стали —
на 48 процентов и производство проката — на 58 про-
центов.

Чтобы добиться этих результатов, нашим металлур-
гам и строителям пришлось немало поработать. Как
известно, во время войны металлургическая промыш-
ленность Юга была полностью разрушена. Теперь она
вся восстановлена на новой технической базе и даёт
металла больше, чем до войны. (Аплодисменты). Про-
должалось дальнейшее развитие чёрной металлургии в
восточных районах страны. Уровень производства про-
ката в этих районах выше довоенного в два с полови-
ной раза.

В соответствии с заданиями пятилетнего плана в об-
ласти цветной металлургии значительно расширено
производство цветных и редких металлов: алюминия,
олова, никеля, меди, свинца, цинка, магния, вольфра-
мового и молибденового концентратов.

Неревыполнено задание пятилетнего плана по до-
быче угля.

По пятилетнему плану добыча угля в 1950 году дол-

В 52
	eNO НГ,

_жна была возрасти на 51 процент против 1940 года. За
	десять месяцев текущего года добыча угля превысила
довоенный уровень на 57 процентов и по размерам до-

бычи Советский Союз вышел на второе место в мире.

(Аплодисменты).

Восстановлена вся угольная промышленность Дон-
басса, полностью разрушенная во время войны. Шахты
Донбасса в настоящее время дают угля больше, чем до
войны и больше, чем предусмотрено пятилеткой. Дон-
басс вновь является самым крупным и наиболее меха-
низированным угольным бассейном страны.

Подмосковный бассейн, который также был полно-
стью разрушен, даёт сейчас угля в три раза больше,
чем до войны.

Наряду с восстановлением Донбасса и Мосбасса
продолжалось развитие угольной промышленности на
Урале, в Кузбассе, в Карагандинском бассейне и в дру-
гих восточных районах страны. На востоке в настоящее
время добывается угля в два с лишним раза больше
чем в довоенное время. Перевыполняется задание
пятилетнего плана по расширению новой угольной ба-
зы для районов Севера и Ленинграда — Печорского

угольного бассейна. Осваиваются. новые угольные

месторождения в других районах страны.

Успешно развивается наша нефтяная промышлен.

ность. Задание пятилетнего плана по добыче нефти
перевыполнено. Пятилетним планом предусматривалось
увеличить в. 1950 году добычу нефти против довоенной
на 14 процентов. За десять месяцев этого года добыча
нефти превысила довоенный уровень на 21. процент.
Полностью восстановлена и технически перевоору-
жена разрушенная во время войны нефтяная промыш-
ленность Майкопского и Грозненского нефтяных рай-
онов и нефтяная промышленность Западной Украины.
Серьёзно возросло значение новых нефтяных райо-
нов на востоке. Созданы новые крупные нефтяные
промысла и нефтеперерабатывающие заводы в Башки-
рии. Быстро развивается добыча и. переработка нефти

_в Куйбышевской области, в Туркменской, Узбекской и

Казахской республиках. Открыты новые крупные неф-
тяные месторождения в Татарской республике. Ведут-
ся болышие работы по развитию добычи нефти на Са-
халине. Удельный вес восточных районов в общей до-
быче нефти по Союзу увеличился` до 44 процентов
против 12 процентов в 1940 году.

Нефтеперерабатывающая промышленность техниче-
ски перевооружена, освоила и производит новые сор-
та высокооктанового авиабензина и других видов го-
рючего и масел.

Выработка электроэнергии в последнем году пяти-
летки должна была увеличиться по сравнению с дово-
енной на 70 процентов, а фактически она возросла на
87 процентов. В районах, пострадавших от войны, где
электростанции были полностью разрушены, мошность
их и выработка электроэнергии в настоящее время
превысили довоенный уровень.

Быстрыми темпами развивается машиностроение.

Успанно выполняются задания пятилетнего плана
по производству машин, механизмов и приборов. Пя-
тилетним планом было предусмотрено увеличить вы-
пуск оборудования в 1950 году в два раза по сравне-
нию с довоенным. За десять месяцев текущего года
продукция машиностроения превзошла довоенный
уровень в 2,2 раза. При этом производство металлур-
гического оборудования увеличилось в 5 раз, выпуск
паровых турбин —в 2,5 раза, крупных электромото-
ров — в 5 раз, нефтеаппаратуры — более чем в 3 раза,
экскаваторов — в 13 раз.

Тридцать третью годовщину Великой Октябрьской
сопиалистической революции советский народ встре-
чает большими успехами во всех областях политиче-
ской, хозяйственной и культурной жизни.

Главный итог, с которым мы пришли к годовщине
Октябрьской революции, состоит в том, что ещё более
возросла и укрепилась политическая и экономическая
сила Советского социалистического. государства. За
послевоенные годы не только среди советских людей,
но и среди трудящихся других стран, ещё более под-
нялся авторитет советской власти — самой демократи-
ческой власти в мире, пользующейся полным доверием
и любовью своего народа. Наш советский строй обес-
печивает активное участие в государственной и обще-
ственной жизни широчайших народных масс и служит
наилучшей формой развития ‘их творческих сил. Руко-
водяшей и направляющей силой нашего государства
является коммунистическая партия, политику которой
советские люди считают своей политикой, видя в ней
воплощение своих интересов. В мире нет ни одного
буржуазного правительства, внутреннее политическое
положение которого было бы так же прочно и незыбле-
мо, как прочно и незыблемо положение Советского
Правительства. (Аплодисменты).

Успехи, достигнутые Советским Союзом в годы мир-
ного развития, еще более укрепили в нашем народе
чувство советского патриотизма, сила которого, как
учит товарищ Сталин, состоит в ‘том, что он имеет
своей основой не расовые или националистические
предрассудки, а глубокую преданность и верность на-
рода своей Родине, братское сотрудничество трудя-
щихся всех наций нашей страны.

В созидательном труде на благо социалистической
Родины развиваются и крепнут братское сотрудниче-
ство и дружба народов нашей страны. При поддержке
всего Советского Союза поднялось из руин и быстро
двинулось вперёд хозяйство районов, подвергавшихся
вражеской оккупации. В дружной семье народов все
наши республики добились за последние годы нема-
лых политических, хозяйственных и культурных
успехов.

В борьбе за осуществление великих целей комму-.
нистического строительства неуклонно крепнет мораль-
но-политическое единство советского общества, тесно
сплоченного вокруг партии и советской власти. 06
этом убедительно говорят итоги выборов Верховного
Совета СССР и Верховных Советов национальных
республик, происходивших в послевоенный период и
приносивших блестящую победу сталинскому блоку
коммунистов и беспартийных.

Преимущества советского общественного и государ-
ственного строя, с исключительной силой сказавшиеся
в годы войны, столь же плодотворно проявляются и
в условиях мирного развития.

Основой хозяйственной и культурной деятельности
советского народа в послевоенный период был пяти-
летний план восстановления и развития народного хо-
зяйства страны на 1946—1950 годы, принятый вскоре
после окончания Великой Отечественной войны, са-
мой тяжёлой из всех войн, когда-либо пережитых на-
шей Родиной. Материальный ущерб, причинённый
войной нашей стране, был настолько серьёзен, что на-
ши враги строили на этом свои корыстные расчёты.
Они надеялись, что мы не сможем своими силами вы-
браться из послевоенных затруднений. Однако, их рас-
чёты оказались несостоятельными. Советский Союз
нашёл у себя силы и возможности для того, чтобы не
только залечить раны, нанесенные войной, но и орга-
низовать дальнейший мощный подъём промышленно-
сти и транспорта, сельского хозяйства, культуры и
материального благосостояния трудящихся.

Советский народ воспринял пятилетний план как
боевую программу, отвечающую его кровным интере-
сам, и с воодушевлением взялся за претворение этого
плана в жизнь. Руководимые коммунистической пар-
тией, советские люди не жалели сил и труда в борьбе
за выполнение и перевыполнение послевоенной пяти-
летки. В эти годы вновь проявились замечательные
качества и творческие силы советского народа, еше
более выросла политическая сознательность и обще-
ственная активность советских людей.

Послевоенная пятилетка — это новый славный этап
в развитии нашей страны.

Основные задачи пятилетнего плана состояли в том,
чтобы восстановить пострадавшие районы страны,
восстановить довоенный уровень промышленности и
сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень
в значительных размерах. С чувством гордости за
нашу великую, Родину мы можем сказать сегодня,
что эти задачи пятилетки успешно выполнены. (Апло-
дисменты). т :

Пятилетним планом было установлено, что продук-
ция всей промышленности Советского Союза в
1950 году должна увеличиться на 48 процентов по
сравнению с предвоенным 1940 годом. Этот уровень
производства не только достигнут, но и значительно
превзойдён нашей промышленностью. Как известно,
уже в четвёртом квартале 1949 года  среднемесяч-
ный выпуск валовой продукции превзошёл уровень
1940 года на 53 процента. В текущем году объём
промышленного производства увеличился ещё более.
Довоенный уровень по выпуску валовой продук-
ции промышленности превышен за десять месяцев
1950 года на 70 процентов. (Аплодисменты).

об ин 3 а м ыы

ee Olt
			я СТ. 7 ноября 1950 г.