ниетрированием, окриком. Но и этот мате-
	риал не нашел отклика в крайкоме.

Неправильное отношение‘ к своей газете
со стороны бюро крайкома привело к тому,
что секретари райкомов и  горкомов пере-
стали считаться с критическими выступле-
ниями «Тихоокеанского — комсомольца»,
игнорируют их.

Прошло много месяцев с тех пор, как
тазета напечатала две критические статьи
в адрес Фрунзенского райкома ВЛЕСМ горо-
да Владивостока. Но райком так и не. удо-
сужилея обсудить их.

Есть елучаи, когда некоторые комсомоль-
ские работники встречают в штыки кри-
тиву на страницах газеты. В первой по-
ловине августа редакция писала о том, что
Вороптиловсвий райком Владивостока не ру-
ководит подтотовкой к новому учебному го-
ду в сети комеомольекого просвещения. Га-
зета была совершенно права. Тем не менее
секретарь райкома тов. Озерова не призна-
ла КРИТИЕУ и не сделала для себя соответ-
ствующих выводов. Больше того, она при-
слала в редакцию гневное письмо, в кото-
ром отрицала факты, приведенные в кор-
респонденции. Врайком не поправил тов.
Озерову.

Некоторые работники крайкома непра-
вильно понимают принцины руководства га-.
зетой, стараются устажювить над ней ненуж-.
ную опеку. Не так давно секретарь по про-
паганде тов. Ключник стал требовать от
редактора тов. Виноградова, чтобы он при-
носил на прздварительный просмотр все
основные корреспонденции. Редактор спра-
ведливо усомнился в необходимости такой
меры.

— Я заставлю вас лично косить ко мне
основные материалы, — заявил. Ёлючник.

Комментарии, как говорится, излишни.

Неправильное отношение крайкома Е
своему печатному ортану привело Е тому,
что в последние месяцы «Тихоокеанский
комсомолец» совершенно не выступает с
принципиальными, критическими коррес-
понденциями.

Охной из серьезных форм повседневной
критики енизу являются письма молодежи,
однако в крайкоме смотрят на них, как на
обузу.

Весной в крайком пришло письмо из
Ханкайского района от тов. Иритинко. Ав-
тор сообщал о неправильном поведении ин-
структора крайкома тов. Проконенко. Нахо-
дяеь в этом районе в командировке. Проко-
пенко не побывал ня в одной первичной
организации. Вся его работа состояла в
том, что он вызывал по очереди всех ра-
ботников райкома и ругал. В крайкоме от-
неслись к письму формально и дазже не со-
чли нужным ответить автору.

В феврале в крайком поступило письмо,
в котором говорилось о плохой работе ком-
сомольекой организации колхоза имени
Молотова Черниговского района. Письмо по-
пало в отдел комсомольских органов и ле-
жит там но сей день без ответа. Около трех
месяцев пролежало письмо комсомолки тов.
Бареук в отделе пропаганды крайкома.
А письмо это было очень важным — в нем
сообщалось о том, что во Владивостокском
торкоме неправильно относятся в KOMCO-
мольским кадрам. Таких фактов. небрежно-
го, казенного отношения к письмам молоде-
жи в крайкоме немало. :

В Приморском крайкоме ВЛАСМ смотрят

на коитиву не как на постоянный метол
	работы, а как на временную Бамнанию.

Пора понять, что подобное отношение к
критике идет вразрез с основными принци-
пами большевистского руководства и не мо-
жет быть терпимо в комсомольских орга-
нах, ибо критика и самокритика должна
быть непрерывно действующим оружием,
направленным на улучиюние всей пащей

работы.
О. ЗАХАРОВА.

ВЛАДИВОСТОК. {Наш корр.).
	« Сталинлтрадиоростроя »
	корку не может пробить ни копыто воровы,
ни кованый конь, не говоря уже о слабо-
Ногой овце. Скот, лишившиеь подножного
корма, обречен во время джута на гибель.
и, случалось прежде, Черные Земли после
гололелицы бывали усеяны трупами сотен
тыеяч коров, лошадей, овец. Теперь такая
катастрофа уже невозможна, так как всем
колхозам и совхозам, перегоняющим скот
на зимние пастбища, вменено в обязанность
создавать страховые фонлы кормов.

Уже расставшись с Тихоном Михайлови-
чем, мы узнали через два дня, заехав в
колхоз имени Сталина Степновското района,
что в его отаре самый высокий наетриг
шерсти и самый высокий приплод. От каж-
дей сотни овед маточного поголовья Щепин
получает 127 ягнят, за счет которых кол-
хоз ежегодно формирует новую отару.

Минуя пологие холмы и неглубокие па-
дины, автомобиль мчит нас большую часть
пути равниной, безбрежной и пахучей,  как
прерии. Солнце припекает совсем по-лет-
нему, и теплый возлух струится у земли
прозрачными волнами испарений. Травы
стоят могучие, плотные. И веюду лучами
текут стада.

— Сколько сотен тысяч тонн сена при-
шлось бы заготавливать колхозам на зиму,
не буль Черных Земель! — воскликнул Ан-
дрей Павловяч.

Uo свойственной ему мечтательностью, он
стал набрасывать одну за другой картины
близкого будущего этих мест. А вечером
того же дня, видя в кругу гостеприимных
скотоводов колхоза имени Володарского,
пригласивнтих Hac на ночевку в свой не-
большой поселок, выросший в степи в по-
слелние годы, Кузьмин проводил беседу о
том, что принесут с собой на Черные Зем-
ли воды Волги и Терека.
	Большой канал отведет часть волжских
вод в высыхающие сейчас Сарпинские 03e-
ра и превратит их в огромные резервуары.
А отсюда вода устремятея на Черные Земли
и где-то, быть может. здесь, где сидим сей-
1ае мы, встретится с водами Терека, Не при-
дется больше пастухам и подпаскам нати-
рать у кололцев мозоли на ладонях, чтобы
напоить скот, и не будут жаждущие овцы
с неуховольствием отворачиваться от воды.
Еще обильнее, еше выше и сочнее будут
степные травы, новые растения украсят
голую сейчас степь, и в рощах, что подни-
мутся здесь стеной, запоют соловьи...
	Б. КРИНИЦКИИ.
ЧЕРНЫЕ ЗЕМЛИ. (Наш спец. корр.).
	Если послушать выступления руководи-
телой краевой комсомольской организации
на активе, пленумах, конференциях, можно
подумать, что они уважают и ценят кри-
тику и самокритику. Однако такой вывод
будет преждевременным и ошибочным. Ма-
ло уметь выслушивать критику, признавать
ее, давать обещание исправить недостатки.
За любой критикой должно следовать дело.
И в том случае, когда этого не происходит,
руководитель вольно или невольно глушит
критику, отбивает у комсомольцев желание
выступать. Вот этого‘ и не понимают руко-
	волители крайкома. Ратуя за критику, они
	забывают о ней. Читая критические замет-
ки в своей молодежной газете, письма ком-
сомольцев, они-не реагируют на них.

На последней комсомольской конференции
делегаты справедливо критиковали крайком
за неправильный стиль и методы руковод-
ства райкомами и горкомами ВЛКСМ. Сек-
ретарь Артемовского горкома тов. Кобляков
указывал; что крайком поверхностно руко-
водит комсомольекими организациями, не
учитывает их особенностей. Секретари рай-
somos Tr. Васильев, Медков, Коропатов
упрекали работников крайкома за то, что
оли, бывая на местах, занимаются лишь
сбором фактов для докладных. В отдаленные
северные районы представители крайкома
месяцами не показываются. Работники край-
кома не выступают перед молодежью с лек-
циями, докладами.

Секретари крайкома признали критику
правильной и заверили, что они в ближай-
шее время устранят указанные в выетупле-
ниях делегатов недостатки. № сожалению,
дальше заверений дело не пошло.

Работники аппарата, выезжая в коман-
дировки, попрежнему очень мало помогают
райкомам и’ горкомам, не учат активистов
работать. Да и с какой серьезной, деловой
помощи может итти речь, если команди-
ровки в районы длятся три-четыре дня и в
редких случаях—— неделю. за этот срок ра-
ботники крайкома еле успевают собрать кое-
какие факты для докладных. Так, в июле
заместитель заведующего отделом пропаган-
ды крайкома тов. Родик выезжал на три дия
в Кировский район. За это время он не
смог по-настоящему узнать, как же идет
подготовка к новому учебному году в сети
комсомольского просвещения. А ведь этот
вопрос он готовил на бюро крайкома.

В августе в Молотовеком районе побы-
вал заведующий сектором учета тов. Бары-
ков. За три дня он должен был проанали-
зировать, как растет районная организация,
и доложить об этом бюро крайкома. Понят-
HO, что вопрос был подготовлен поверхно-
етно.

Не претворяются в жизнь и другие кри-
тические замечания комсомольцев. В отда-
ленных районах работники крайкома по-
прежнему редкие тости. За полгода в та-
ких северных районах, как Пожарский,
Тернейский, Ольгинский, Чугуевский, Ба-
лининекий, He был ни один представи-
тель крайкома. Как и раныне, руководящие
работники редко выступают с лекциями.
	Серьезной критике подвергается край-
ком и на пленумах; собраниях актива. Ёри-
тика эта также признается правильной, но
необходимых мер по исправлению недостат-
вов не иинимается, ^  .
	В сентябре пленум крайкома обсуждал
постановления ГУ пленума ЦЕ ВЛЕСМ. Сек-
ретарь Первореченского райкома гор. Вла-
дивостока тов. Орлов заявил на пленуме,
что Владивостокекая школа киномехаников
неудовлетворительно готовит специалистов,
не заботится об их илейном и культурном
росте. Отдел пропаганды крайкома не ин-
тересуется работой этой школы. С крити-
кой согласились и обещали принять меры.
13 октября над бюро крайкома тов. Орлов
снова выступил по этому вопросу. Он
предъявил серьезные претензии котделу про-
паганды крайкома, который не реагирует

Epa EX

В Приморском крайкоме ВЛКСМ
критику превратили в кампанию
оф
	на критические замечания и до сих пор не
занялея работой школы киномехаников.

—- Что вы здесь киваете на отдел про-
паганды? — обрушился первый секретарь
крайкома тов. Елизарьев на выступавше-
ro. — А что вы сами сделали?

Тов. Орлов вынужден был замолчать.

В этот же день на бюро крайкома отчи-
тывался молодой секретарь первичной ком-
сомольской организации парохода «Анива»
тов. Костенко. Он попыталея предъявить
претензии молодых моряков в работникам
крайкома. Но ему. не хали высказатьея.
Члены бюро засыпали Костенко вопровами.
Смысл их сводился опять-таки к одному:
нечего критиковать крайком, коль У 6ам0-
го беспорядки.
	Большая роль в развитии критики
самокритики принадлежит молодежной пе-
чати. В первой половине этого года крае-
вая газета «Тихоокеанский комсомолен»
систематически публиковала острые врити-
ческие материалы. Она смело вскрывала
нелосталки в комсомольской работе. Но
крайком ВАЁСМ и ето секретари не заме-
чали критических выступлений своей га-
зоты, не поддерживали ее. Достаточно ска-
зать, что за последний год бюро крайкома
не обсудило ни одного вопроса, поднятого
«Тихоокеанским комсомольцем».

Между тем обсуждать было что. 16 мая
тазета напечатала критическую koppec-
понденцию «Бездомные учреждения и 0ес-
печные руководители». В статье говори-
лось о пренебрежительном отношении крае-
вых организаций к внешкольным учрежде-
ниям. Многие дома пионеров в крае ютят-
ся в плохих. неприспособленных помеще-
	‘ниях, не имеют оборудования. Вомсомбль-
	ские комитеты плохо относятся к подбору
кадров для внешкольных учреждений.
Серьезные претензии предъявила газета и
к отделу школ крайкома. Однако руководи-
тели краевого комитета прошли мимо
острого и справедливого выступления га-
зеты.
26 августа газета поместила серъезную
критическую корреспонденцию «Против ад-
уинистрирования в комсомольекой работе».
В ней шла речь о неправильном поведении
работников Вороптиловекого горкома ВЛЕСМ,
которые метод убеждения подменяют адми-
	Юбилей института
	механизации
	ЧЕЛЯБИНСК, 14 ноября. (Пашу
корр.). В 1930 году по указанию партии
и правительства в Челябинске ‘был со-
здан институт механизации и электрифи-
кации сельского хозяйства. С тех пор из
его стен вышли тысячи инженеров-меха-
НИКОВ. 5
	Институт располагает богатыми ла- ›
бораториями, большим количествомона-
глядных пособий, производственными ма-
стерскими, учебным хозяйством.
	Около 30 научных работников — про-
фессоров и доцентов читают лекции и
заведуют кафедрами института. Мкогие
из них ведут большую научно-исследова-
тельскую работу, связанную с выполне-
нием практических задач народного хо-
зяйства края. Много лет в внституте
работает старейший изобретатель и кон-
структор тов. Мамин. Несмотря ка пре-
клонный возраст, он успешно трудится
над созданием новых двигателей и трак-
торов. .

В 1943 году при институте был созлан
факультет электрификации, — который
произвел уже два выпуска.
			Каларашского района Молдавской ССР
в местные Советы. На снимке: агитаторы .
льской школы И. ДАРИЕНКО и ученик

блиотеке подбирают литературу к очеред-
Фото И. ГРЯЗНОВА.
	Двадцать семь агитаторов села Питушка
2 А.
	Е а <*>
ведут агитанионную работу по выборам в местны

комсомольцы преподаватель истории сельской п
7.го класса В. КИРИЦА в школьной библиотеке
	ной беседе с избирателями.

ВСТРЕЧИ С ПРОПАГАНДИСТАМИ
	Перед началом учебного года мы провели
сще семинар-собеседование, на котором про-
пагандисты рассказали, как они усвоили
программный материал, как будут излагать
его слушателям. Наши молодые пропаганди-
сты Камаева, Остроухова, Рысьев просмоте-
ли планы опытных руководителей кружков
	Куликова и Девяткиной, посоветовались: в
	ними, как лучше организовать  рабету
кружка:

Мы много думаем надотем, как лучше
помочь руководителям кружков добиться
высокого качества занятий, тлубоких знз-
ний слушателей. В плане работы нашего
семинара предусмотрены беседы на такиб
т6ёмы: живая беседа в кружке, организация
самостоятельной учебы слушателей, ис-
пользование художественной литературы и
наглядных пособий. Эти методические з4-
нятия будут проводить опытные пропзган-
дисты райкома партии, преподаватели пе-
дагогического института. Решено также
прочитать несколько лекций: о культуре
речи, о том, как работать с книгой, и из
другие темы. `

Немалое значение в распространения
опыта лучших пропагандистов имеют от-
крытые занятия. Первое такое занятие
готовился в кружке пропагандиста Ва-
маевой, которая занимаетея © молодыми
рабочими паровозного депо. На это заня-
THe мы пригласим других пропаганди-
стов, а потом подробно разберем, обсудим
его.

По просьбе руководителей кружков рай:

ком устраивает уголок комсомольского про-
пагандиета. Он откроется в лекционном 3а-
ле парткабинета, где проходят занятия. на-
шего семинара. Материалы для этого’ угод-
ка уже подобраны. Здесь будут новинки
литературы, лучшие планы занятий, кон-
спекты слушателей и многое другое.
_ Моя задача, как руководителя семинара,
заключается не только”в ‘чтении й dprai-
зации лекций для пропагандистов. Я cta-
pach c первых же ‘лней нашей работы
установить тесную связь. с каждым 1ропз-
гандистом, чаще бывать на занятиях крух+
ков, указываль руководителю кружка на до-
пущенные ошибки, отмечать наиболее
удачные моменты в состоявшемся занятии.
В этом мне помогают внепггатные инетрук-
торы отдела пропаганды райкома.

В наступившем учебном году мы значи
тельно улучшили работу с пропагандиста-
ми и общими усилиями будем добиваться
дальнейнтего подъема политического про
свешения молодежи, высокой идейности в
работе кружков.
	Л. ШУСТОВСКАЯ,
руководитель постоянно действую-
щего семинара пропагандистов Ле-
нинского района.

Омск.
	мой кабинет»
	худой крыней, требуюшщем ка-
питального ремонта. Прошея
первый дождь, и по стенам, по
книгам потекли водяные пото-
ки, Комсомольцы решили евон-
ми силами отремонтировать
«клуб». Пятнадцать дней под-
ряд ходила Боровлева от пред-
седателя колхоза к бригадиру и
обратно, чтобы получить подво-
AY для подвозкИ ГЛИНЫ Ha
обмазку стен. Наконец, етены обмазали,
но крыша течет и до сих пор.

Равнолушен председатель к успехам и
пеудачам в работе клуба. Недавно коллек-
тив хора русской народной песни получил
письмо курского Дома народно творче-
ства. В письме отмечались успехи хора,
высказывались советы и пожелания. Уча-
стники хора поделились этим событием ©
председателем.

—- Работать побольше нало, ane петь, —
пеловольно заметил на это Внишенко.

Между тем среди участников хора. пет
ни одного колхозника, который не считаа-
ся бы добросовестным работником.

Не пора ли призвать в порядБу прел-
седалеля колхоз» Книшенко, заставить его
И с культурными запросами кол-
x 0

о Ф. КОЗЛОВ;
секретарь Bomsme-Coanatcxoro райко-
ма комсомола.

Курская область.
	практике культурно-просветительной pato-
ты. К описанию опыта культурно-просвети“
тельной работы будут привлекаться заве-
дующие библиотеками, клубами и другие
практические работники культпросветучреж-
дений,

В библистечке «Художественная самодея-
тельность» запланировано выпустить В
1951 году 17 одноактных пьес, три сборня-
ка сцен из произведений классической и со
временной драматургии, сборник новых эст
радных произведений. К работе в редакции
привлечены новые люди.

. A. KOBAJIEB,
	директор издательства.
Н. ЯКОВЛЕВ,
главный редактор.
	В нашем районе состоялось уже несволь-
KO занятий постоянно действующего семи-
нара руководителей начальных политкруж-
ков. Лолго и серьезно готовилась я к первым
встречам с комсомольскими пропагандиста-
ми. Вместе с работниками райкома комсо-
мола мы критически пересмотрели всю
работу, которая до сих пор проводилась с
руководителями кружков. *

В прошлом году наш семинар работал
	значительно лучше, чем в предыдущие. 4ек-
	ции на семинаре стали богаче по содержа-
нию, доходчивее, интереснее, в них широко
использовались Факты из жизни нашей
страны, нашего края, факты, которые 6 из-
бытком дает советская действительность,
сама жизнь. Но в работе семинара еще
не был изжит крупный недостаток: пропа-
гандистам почти ничего не рассказывали
о методике. проведения занятий. Мало pac-
прострапялея лучший  пропагандистский
опыт, не заботились мы и. о культурном
росте руководителей кружков. Все это, ко-
нечно, отражалось на качестве политиче-
ской учебы молодежи.

Пропагандист — это подлинный воспита-
тель молодежи, он участвует в фермирова-
нии мировоззрения юношей и девушек. По-
этому очень важно, чтобы вами пропаган-
дисты были всесторонне’ развитыми, куль-
турными людьми, е широким ‘кругозором и
высокими духовными запросами. Не 063
волнения бралась я за ответственную и по-
четную работу, с нетерпением ждала пер-
‘вых занятий на семинаре. Я познакомилась
‘и поговорила со многими руководителями
‘кружков. Эти беседы и встречи помогли мне
составить план семинара, продумать нашу
дальнейшую работу.

На первое занятие семинара, состоявиее-
‘ся еше до начала учебного ‘года, собрались
все слушатели. Сначала была лекция на
тему «Оеновные` черты большевистской mpo-
паганды», затем мы побеседовали об учеб-
ном плане и организации работы началь-
ного политкружка. Только после этого при-
ступили к подробному изучению первой те-
мы программы «СССР — первое в мире со-
циалиетичеекое государство рабочих и кре-
стьян». На втором занятии мы разобрали
один из главных вопросов работы руково-
дителя кружка «Вак подготовиться и про-
вести занятие». Затем я прочла лекцию. по
последним разделам нервой темы. Я расека-
зала о том, чем живет сейчас вся страна: о
стройках коммунизма на Волге, в Туркме-
нии, в Крыму и на Украине, о борьбе на-
родов Советского Союза за мир во веем мире.
Много было вопросов у моих слушателей.

Первые семинарекие занятия показали
глубокую любовь пропагаядистов к своей
‘работе, стремление больше узнать и лучше
передать свои знания молодежи.
	«Здесь будет
	В клуб колхоза имени Во-
ромтилова вознел солидный муж-
чина средних лет.

— Инишенко, — прошептал
кто-то, — новый председатель
колхоза...

Вошедший обвел взглядом
зрительный зал клуба, потом
осмотрел читальню, сцену и, на-
конец, зашел в библиотеку.

— А вот здесь будет мой
кабинет, — произнес он решительно.

—= Позвольте, Федор Иванович... — пы-
талась было возразить Зина Боровлева,
секретарь комсомольской организации.

Но Федор Иванович, привыкший еше в
бытность евою прелселателем райисполкл-
ма но допускать никаких возражений, пе
стал и слушать Зину. Помещение клубу
показалось ему вполне подхолящим для
правления колхоза. И решение не. заста-
вило себя ждать. Свой доклал на ближай-
шем Комсомольском собрании тов. Книшен-
ко закончил обращением к секретарю ком-
сомольекой организации:

— А вы, товарищ Боровлевз, завтра 05-
вободите клуб и библиотеку под правление.

Сколько ни пыталась Зина убедить пред-
‘седателя, что нельзя лишать молодежь
клуба, что помешение, в которое лолжен
переселиться клуб, совершенно непригод-
но,— ничего добиться она не смогла.

Через несколько дней клуб н библиоте-
ка отхэчали свое «новоселье» в доме пол

Уважаемая редакция!

В «Комсомольской правде» была опубли-
кована статья о работе Государственного
издательства культурно-просветительной
литературы «Издательство и жизнь», Со-
держашуюся в этой статье критику работы
Госкультпросветиздата мы признаем пра-
вильной Особенно справедлива критика
серии броппор, ‚ посвященных опыту куль-
турно-просветительной работы на селе.

Много справедливого сказано в статье и
о качестве издаваемой нами репертуарной
литературы для художественной самодея-
тельности. В качестве первых шагов по
устранению отмеченных недостатков изда-
тельство запланировало увеличение выпу-
ска литературы, посвященной методике и
	‚Успешно выполняет заказы «Куйбышев-
‘гидростроя» Ижевский завод имени
Ленина. Недавно он отправил в адрес
 великой стройки первую партию редук-
торов для нодъемных машин: На свим-
ке:_в измерительной лаборатории за-

вода. Контролер комсомолка О. ГУ-

СЕВА (слева) и  техник-лаборант

К. ГРАДОБОЕВА за измерением на-

‘ружных диаметров шарикоподшипни-
т ков для редукторов.
Moro B. TOKAPEBA:
	Хлопок
в Голодной степи
	Halll колхоз создан несколько лет Назад,
у берегов Сыр-Дарьи в Голодной степи. Здесь
земли трудные, осваивать их приходилось
заново. Целина была покрыта верблюжьей
колючкой, местами солончаком.

Олнако трудности не испутали первых
переселенцев. Колхозники за пять лет осво-
или более 500 гектаров новых земель. Qco-
бенно успешно пошло их освоение с приез-
дом по призыву комсомола молодых хлопко-
робов-переееленцев из Ферганской долины.
Мы построили у себя оросительные каналы,
прорыли зауры для борьбы © засолением
почв. .

В нынешнем году колхоз засеял хлопком
415 гектаров. Молодежная бригада ком-
сомольца Файзуллы Дуебекова, первой за-
вершив сев, явилась инициатором соревно-
вания за высокий урожай. Бригада обяза-
лась вырастить по 50 центнеров хлопка на
новых землях. Слово свое молодежь сдержа-
та. В годовщине Великого Октября Файзул-
ла Лусбеков вместе со своими товарищами
слал 1500 центнеров отборного хлопка; это
более ‘чем по 50 центнеров с каждого гек-
тара.

_Маесовый характер приняло замечатель-
ное движение молодежи за сбор в течение
сезона по 10 тысяч килограммов хлопка.

`В’будущем году мы снимем ‘еще более
высокий урожай.

: . / К. СУЛТАНОВ,

‚ депутат Верховного Совета Узбекской

ССР, председатель колхоза имени Кар-
ла’ Маркса Сыр-Дарьинского района

Узбекской ССР.

Llucama co
	Это был известный в Нижнем поволжье
чабан Тихон Михайлович Щепин, Герой С0-
цизлистического Труда, награжденный не
Tak давно вторым орденом Ленина. Вместе
в ним мы пошли за его старой.

— Хороши ли выпаса у вас? — поин-
тересовалея Андрей Павлович.

— Выпаса — что надо, товарищ.

—~ Хватит на зиму?

— Если с умом пасти, так на десятки
лет должно хватить. :

Через полчаса мы уже знали, что значит
«пасти е умом». Неопытный чабан веде’
отару кучей. Тысяча — тысяча двести
овец, следуя друг за другом, не столько
едят, сколько вытаптывают подножный
корм. Такая отара оставляет за собой в
степи широкий, словно пробритый наголо
след, и пески, приходя в движение, начи-
нают евое смертоносное наступление. Знат-
ный же чабан Шепиян развертывает овец
широким фронтом, овцы, не мешая друг
другу, идут каждая сама по себе, вдоволь
наедаясь и не вытаптывая траву.

Еще очень далеко Тихону Михайловичу
до старости, а опыта у него не меньше, чем
У тех, кто, подобно старейшему чабану Чер-
ных Земель Семену Захаровичу Гермаше-

BY, провел возле отары свыше сорока лет.

Зная, как сильно страдают овцы от жажды
на зимних пастбищах, Шепин выводит ота-
ру в степь ранним-ранним утром, когда
солнце еще не согнало предутреннюю росу
или иней, заменяющие скоту воду. Но, быть
может, наиболее замечательное у ШЩепи-
на — умение прелвидеть все, что так или
иначе угрожает благополучию его отары.

Бывают на Черных Землях страшной мо-
щи бураны, продолжающиеся иногда не-
сколько суток подряд. Ураганный ветер
тонит перед собой овец, и чабан, не
в силах противостоять стихии, бежит
за овцами, подбирая ослабевших. Ше-
пин в ветреную погоду гонит свою отару
обязательно против ветра, всегда оставляя
кошару у себя в тылу. Еели ветер стано-
витея штормовым и овцы теряют в1060б-
ность сопротивляться ему, они, уступая нз-
тиску стихни, попадают, гонимые урага-
ном, прямо в кошару.

Но самой страшной опасностью на Чер-
ных землях считают джут.

Среди зимы или даже в конце ее, когда
моряна уже приносит издалека первые ва-
пахи весны, вдруг ни © того ни с сего Ha-
летает на степь норд-вест, и разбухшая от
моряны земля внезанно покрывается кор-
кой льда. Лжут — это гололедица. Ледяную
	мы узнали, что он везет за сорок пять ки-
дометров хорошую пресную воду для чая.
№ ведь скот привозной водой не напоищь,
он поневоле пьет то, что есть. Й от соленой
газированной воды овпы дают на десять
процентов шерсти меньше, -

Хорошая вода находится под трехсотмет-
ровой толщей земли. А если даже доберешь-
ся до нее, то сколько же потребуется ча-
бану времени для того, чтобы напоить ота-
ру овец, если на то, чтобы достать с глуби-
ны шести-семи метров вручную пятьсот-
шестьсот ведер, уходят долгие часы! Нетруд-
но представить радость скотоводов, когда
ло них дошла великая весть о строительстве
Сталинградской гидроэлектроетанции, 06
орошении и оОбводнении Прикаспийской
низменности: вот когда можно будет взять
от Черных Земель неизмеримо болыне того,
что они дают сейчас!

Направляяеь в глубь этого благодатного
края, мы лишь на несколько часов задер-
жзлись в его столице — Нарын-Худуке, где
находится управление Черных Земель. Два
е лишним десятка глинобитных и деревян-
ных ломиков Нарын-Худука затерялись в
степном просторе.

Но внешве тихая столица Черных 3е-
мель вершит делами государственной важ-
ности. Отсюда идут телеграммы в Москву и
Астрахань, в Ростов и Ставрополь, Тбилиси
и Махач-Калу, устанавливающие сроки
перегона и отгона скота. определяющие.
маршруты и трассы. которых должны при-
держиваться колхозные и совхозные чаба-
ны, сопровождающие стада на пути к зим-
ним пастбищам. В Царын-Хулуке назнача-
ютея пачальники и смотрители-объезд-
чики пастбищных участков, осущеетвляю-
щие ветеринарный надзор, отсюда выезжа-
ют строители колодцев в степи и отсюда
пристально следят за состоянием почти мил-
лионного поголовья скота, зимующего на
Черных Землях.

‚ Выехав из Нарын-Худука ранним утром,
мы нагнали в полдень чьи-то бесчисленные
отары, гурты и конекие косяки. Тут было
тысяч тридцать голов скота и больше всего
овец.

— Наверное, целый район на зимовку
идет, — сказал мой спутник Андрей Павло-
вич Вузьмин.

— Чей скот? — спросил он, выходя из
машины,

Перед нами стоял черноволосый, смуглый
человек в телогрейке.

— Наш, степновский, колхоза имени
Сталина, — ответил он.
	В эти осенние дни на степных просто-
рах Прикаспийской низменности наблю-
дается необычайное оживление. Если бы мож-
но было окинуть одним взглядом громадное
пространство правобережья Волги. от Астра-
хани до кавказских предгорий и от Терека
до Сталинграда, мы увидели бы несметные
отары, гурты и конские косяки, устремив-
шиеся е разных сторон в одном и том же
направлении — ua юг, к Васпийскому по-
бережью. Они идут в легких облаках степ-
ной пыли, гонимые наступающими с севера
холодами. Это колхозные фермы Астрахан-
ской области и Ставрополья, Придонья, Да-
гестана и Грузии перекочевывают на зна-
менитые зимние пастбища, называемые
Черными Землями. .

Черные Земли — необычайное явление
природы. Когда вся Прикаепийекая низмен-
ность покрывается снегом, зима обходит
стороной один миллион двести тысяч гек-
таров, расположенные в естественной’ впа-
[ite и защищенные от холодных ветров.
Вот почему и прозвали в народе этот район
Черными Землями — он не «белеет» в зим-
ние месяцы. Близость Васпия и частая мо-
ряна создали здесь исключительно благо-
	приятный климат: короткая вима, HaGPRUC
	пето, продолжительная теплая осень. 06е-
нью, после дождей, на Черных Землях, буд-
то в весеннюю пору, проступает многоцвет-
ный ковер великолепных трав. Теплый
климат и обилие вкхеных трав делают
	Черные земли незаменимым зимним пае!-
бящем; особенно для овен. Овцы, пасуние-
ся здесь, увеличивают весенний настриг
шерети более чем в два раза. Но они давали
бы еше больше шерети, а крупный скот
стат бы еще более упитанным, если бы на
	Черных Землях было вдоволь воды.
	Вода тут ценится дороже всех иных благ
праролы. На один миллион двести тысяч
гектаров пастбиш насчитывается небольштое
количество шахтных и артезианских ко-
ледцев. Строительство их обходится в без-
лесной степи необычайно дорого, & в0-
да, ‘кобываемая из недр, чаше всего не
удовлетворяет даже самому неприхотливому
вкусу —— она соленая и газированная. На
одной из степных дорог мы ветретили ох-
нажды верхового чабана, который бережно
прижимал к себе бидон. Разговоривииеь,
		«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
	15 ноября 1950 г.
	По следам выступлении «Комсомольской правды»
	«ИЗДАТЕЛЬСТВО И ЖИЗНЬ,