ДИПЛОМИРОВАННЫЙ ОБЫВАТЕЛЬ
	писал: «22 ошибки —-для инженера это
много, В начальной школе вам поставили бы
за такую работу двойку...»

90 было заявление He только невежды,
но и рвача. В самом деле. Борие Иванов
просил предоставить ему жилье, Его поее-
лили в гостинице комбината. Но это не
устроило Иванова. Он заявил, что хочет
привезти из Мележесса евоих родителей и
	ему требуется отдельная квартира. С жиль-  .
	ем на комбинате было туго. Тем не менее,
для того чтобы не разлучать молодого ин-
женера с родителями, ему выделили квар-
тиру.

Казалось, что в жизни инженера Ивано-
вз все устроилось хорошо и он может, на-
конец, целиком посвятить себя любимой ра-
боте. Так, по. крайней мере, думали его то-
варищи по цеху. Но иначе ретил Heanos,
Он потребовал увольнительной:

—Й Не хочу жить в Магнитогорске.

— Почему?

— Не нравятся мне здешние. удобства.
То ли дело в Мелекессе. Там у меня соб-
ственный дом, усадьба, козы, куры...

Заявление молодого инженера было так
необычно, что директор комбината напра-
вил его в Министеоетво металлургической
	промышленности. Тут `ренгили предложить
инженеру Иванову работу по специальности
	на Челябинеком металлургическом заводе.
Иванов отказался. Ему дали направление
на один из заводов Казахстана. Он снова
отказался:

— Только в Мелекесс, хочу жить в
собственном доме.

И отдел кадров министерства наложил то-
гла резолюцию: «Удовлетворить просьбу
Иванова 0б увольнении»,

Уступчивый тон отдела кадров поошрил,
по всей видимости, молодого нахала, и он
написал новое заявление, которое начи-
нается словами: «Я протестую!»

Против чего он протестует? Против
увольнения, которого так упорно добивал-
ся? Нет, он не против увольнения, а про-
тив формулировки. Ках это так: «Удовле-
творить просьбу 0б увольнении». Это зна-
чит приехать в Мелекесс дезертиром. А он
хочет выглядеть героем. Он настаивает на
увольнении... «в связи с несоблюдением
комбинатом условий». Видите ли, его оби-
дели и оп вынужден был уйти.

И вот в то время как сотни молодых
специалистов активно участвуют в созида-
тельном труде магнитогорских металлургов,
инженер Иванов сутяжничает с министер-
ством, требуя изменения формулировки.

Мы также за то, чтобы Министерство ме-
таллургической промышленности изменило
формулировку. Уволить Бориса Иванова с
комбината необходимо в связи е тем, что
он ставит свои мелкие личные интересы
выше общественных и позорит высокое зва-
ние молодого советского специалиста.

И пусть в Мелекессе знают, что в их
город вернулся и поселилея в собственном
доме с усадьбой один из представителей
умирающего племени обывателей.

М. ВЕРНИКОВСКАЯ.

Магнитогорск. —
	В городе Мелекессе, наверно, до сих пор
существует средняя школа № 3, в кото-
рой несколько лет назад училея Боря Ива-
нов. Учителя этой школы, но всей вили-
мости, возлагали на Борю какие-то надеж-
ды и им нобезынтересно будет узнать о
судьбе своего воспитанника — кем он стал;
где работает:

Собственно, Боря Иванов теперь уже не
ученик. Он пережил ‚тот возраст, когда
юноша, готовясь ветупить в самостоятель-
ную жизнь, спрашивает еебл еловами Мая-
ковского*
	У меня растут года —
будет мне семнаддать,

Tre работать мне тогда,
цем заниматся?
	Иванов — уже не Боря, а Борис Кон-
стантинович, ему 23 тода, и, знакомясь в
клубе с девушками, он рекомендуется: «Ин-
женер Иванов». Это соответствует ‘дейетви-
тельности. В 1950 году ВБ. К. Иванов окон-
чил Московский энергетический институт
имени В. М. Молотова по специальности ин-
	‚ женера-теплотехника. Преподавателям ичН-
	ститута небезынтереено, повидимому, так-
же будёт‘узнать о дальнейшей судьбе сво-
его выпускника. Мы можем ответить Ha
этот вопрос. Министерство  металлургиче-
ской промышленности направило Б. В. Ива-
нова в Магнитогорск, для работы Ha Me-
таллургическом комбинате. Перед молодым
пиженером открывалось широкое поле для
творческой деятельности. Магнитогорский
металлургический комбинат оснащен самой
совершенной техникой, здесь богатейшие
возможности для дальнейшего совершенство-
вания знаний и мастерства, так необходи-
	мых молодому, еще не имеющему практиче-
	ского опыта специалисту. Любая должность
на этом крупнейшем в мире металлургиче-
ском предприятии является почетной, ответ-
ственной. Другого взгляда на этот счет при-
держивалея Борис Константинович Иванов.
Когда в отделе кадров комбината ему пред-
ложили работу теплотехника мартеновского
цеха, он пренебрежительно воскликнул: -
	— Использовать инженера на должности.
	теплотехника — роскошь! Там справится
любой рабочий.

Тогда Иванова оформили помощником ма-
стера нагревательных колодцев. В цехе мо-
лодому инженеру отечески посоветовали:

— Приглядывайтесь к работе опытных
специалистов, учитесь у них.

Но Иванов не захотел учиться. Не про-
тло и месяца, как он потребовал, чтобы
его перевели на должность мастера. С этим
в цехе не ‘могли согласиться, так как и
свои обязанности помошника мастера Ива-
нов выполнял скверно. Однако мальчик из
Мелекесса оказался настойчивым. Он напи-
сал на имя директора комбината заявле-
ние. Мы не знаем, какие отметки были в
свое время у Бори Иванова по русекому
языку, TO же касается инженера
Б. К. Иванова, то он умудрился сделать в
своем заявлении 22’ грамматических ошиб-
ки! Директор вынужден был отметить это
обстоятельство в своей резолюции. Он на-
	Книга, быть может, наиболее
сложное и великое чудо из всех
чудес, сотворенных  человече-
ством на пути его к счастью и
могуществу будущего.

м. г opexkuit.
	Школа эта, стоит недалеко от линии же-
лезной дороги. Сойдешь е крыльца, переее-
чешь неширокий двор -— тут, за дощатым
мостиком, и лежат стальные пути. Идут
мимо школы тяжелые товарные составы.
Вогда начинается первый урок, прибывает
на станцию московский поезд. Постоит — и
опять застучали колеса:

Идем в Кострому...

Идем в Вострому..,

В этой школе учатся девочки, дети же-
лезнодорожников. Когда в городе заходит
разговор о 16-й школе имени Подвойското,
&10-нибудь обязательно скажет: «Любяг
там книгу!»

И верно: то здесь читательская конфе-
ренция по роману Ажаева «Далеко от Мо-
сквы», то жаркий спор о «Чести смолоду»
Первенцева. Заглянешь после уроков 5
классы — идет разговор о «Четвертой вы-
соте», наизусть цитируют отрывки из «М-
HOCH гвардии», горячо обсуждают «Сталь
	  и шлак», «От всего серлиз». «С тобой това-
	*.000 книг стоят на полках школьной
библиотеки: более 4.000 экземпляров худо-
жественной литературы, много научно-по-
пулярной, технической, политической... За
любимыми книгами — очередь. Их жадно
читают, о них много говорят, думают.

«Разговор о друге» — так назвали ком-
сомолки собрание о книге, которое прошло
на днях у них в школе.
	Источняк знания
	Все более расширяя предо
мною пределы мира, книги го-
ворили мне о том, как велик и
прекрасен человек... как много
сделал он на земле...

_ М. Горький.
	В залитом огнями школьном зале стоит
Инна Москвитина, девятикласеница, и рас-
сказывает о своих друзьях-книгах:

— Ч я читала ва последнее время?
«Салават Юлаев», «Степан Разин», «Чин-
гиз-хан», «Батый», «Переяславская Ра-
да».. Это исторические романы. А я очень
люблю историю. Читаешь — ветает прошлое
родной земли, шумят походы, отважные
люди борются за свободу отечества. Помни-
те, мы недавно изучали историю Украины
ХУШ века? «Переяславская Рада» расска-
зала мне о борьбе украинского народа про-
тив польских панов, за свою независимость,
о Богдане Хмельницком...

Хочу предложить: давайте поговорим как-
нибудь и о научно-популярной литературе,
о приключенческой. Сколько тут интерес-
ного!

Вот Юля Алексанова увлекается книгами
0 великом исследователе Арктики Роальде
Амундеене, много читает о нем и мечтает
посвятить в будущем свою жизнь Арктике.
Галя Покровская давно читает о Мичурине.
Посмотрите. с каким увлечением она за-
	нимаетея третий тол в ботаническом круж-
	ке! Настойчивости в деле, как она говорит,
учит ее чудесный преобразователь природы.
А Генара Степанова? Эта приходит в бидб-
‘лиотену с неизменной. просьбой: «Дайте еще
что-нибудь о Ломоносове».
	Кем быть?
	„Тюбите книгу, она облегчит
вам. жизнь, дружески поможет
разобраться в пестрой и бурной
путанице мыслей, чувств...

М. Горький.
	Таня Нанфилова — десятиклаееница. Еще
полгода, и она расстанется со школой. Кем
быть? Чем заниматься? Хочется больше
пользы принести своей Родине, выбрать
профессию по любви и призванию. Но в
жизни столько дорог!..

Таня вышла к столу. Яеными глазалеи по-
смотрела в зал —ей улыбнулись десяти-
класоницы. Ну, конечно, скажет сейчас о
самом главном.

— Мне нужно выбрать профессию, что-
бы служить Родине, помогать ее движению
к коммунизму, — звенит в зале голос Та-
Hu.— fl 1aBHo думаю о специальности ин-
	  женера. Книга Ажаева «Далеко от Москвы»
	утвердила меня в этой мысли. Вы читали
«Далеко от Москвы»?

Ей кивают из зала: «Читали». Шопот вол-
ной прокатываетея по рядам; «Конечно,
читали». Она говорит -— и все вспоминают
0 мужественных людях, которые суровой
зимой, в мороз.и вьюгу прокладывали нефте-
провод. И веем на минуту кажется, что где-
то здесь, совоем близко, и Ковпюв, и Батма-
нов, и Беридзе.

—- Внига помогла мне понять,— говорит
Таня, — сколько радости в сложнсм и ответ-
ственном труде инженера, как нужен он
люлям, как много хорошего можно сделать
для народа, если любить и знать свое дело.
Вспомните карту Родины. Золотыми огнями
скоро засияют стройки коммунизма — гил-
роэлектростанции на Волге, на Днепре.
Я решила стать ‘инженером-энергетиком.
Хочу, чтобы мой труд стал частицей общего,
большого дела.

Приносить пользу своему народу... И Ира
Шорникова говорила 0б этом. Она мечтает
стать врачом-хирургом. Ее любимый герой—
	«Мы условились,
	Иван Иванович из одноименного романа
Коптяевой. Читала книгу — казалось, вме-
сте © ним стоит возле операционного стола,
волнуется, думает, дерзает, вематривается в
сияющие лица людей, которым он вернул
здоровье, счастье.

Далек еще день, когда Ира проведет евою
первую операцию. Но она часто думает о
том, что делало Ивана Ивановича счастли-
вым и сильным, Она думает о чистом. серд-
це, огромной любви к своему делу, творче-
скам горении. неутомимых поисках нового.
	У тебя дома
	Всем хорошим во мне я обя-
зан книгам...
М. Горький.
	— Бывает так. В школе ты ровна и при-
вотлива. У тебя есть друзья. Все говорят,
что ты активная комсомолка, неплохой’ то-
варищ. Но дома ты другая. Тебе ничего
не стоит нагрубить матери, взвалить на ее
плечи все домашние дела. Ты не задумы-
вавшься, как порой ей бывает трудно. Тебя
не тревожит, что вчера мать о чем-то спро-
сила тебя, а ты совсем ‘не ответила, сегодня
бросила на ходу, что у тебя плохое наетрое-
ние, или просто сказала дерзость...

Нина Каликина говорит медленно, взвол-
новалено. Трудно бывает человеку вот таБ,
на людях, заглянуть в свою жизнь. Но если
эти. люди — друзья, если они искренне хо-
тят, чтобы ты была лучше, становишься
откровенней.

— 90 были мелкие ссоры,— говорит
Нина.— Но нехороший осадок веегда оста-
валея. И вдруг -—— Олег Кошевой... Помните,
как, он берег и любил мать? Спова и снова
я вчитывалаеь в строчки романа, — BCTaBa-
ла светлая, чистая жизнь. Олег — Bor KTO
заставил меня задуматься. Книга словно
сказала: оглянись -—— как ты относишься к
матери?

Мы сейчас очень дружно живем. А мама
так и не знает, почему я стала другой —
заботливой, внимательной...

Евстолия Гаранина рассказывала, о своем
маленьком брате-второкласснике и о книге,
которая помогла ей и Восте..

— Озорной, непокорный, не учит уро-
ков и все, — говорит Евстолия.— Придет из
школы — портфель за диван, сунул что-ни-
будь в рот, и след простыл до позднего ве-
Чера. Тогда я сказала себе: «Взрослые заня-
ты, буду сама воспитывать брата». И вот
каждый вечер мы вместе с Костей усажи-
ваемся готовить уроки. Через два дня Косте
это надоело. Он вскакивал © места: то ре-
зинка нужна, то перо не пишет, то нить
ему хочется. Мое терпение скоро кончилось.
Я стала покрикивать. Это быстро вошло
в привычку. И вот уже без окрика я не мог-
ла © ним разговаривать. Стоит ему про-
пустить букву в слове — я кричу, что та-
ким невнимательным не мосто в школе.

Прочитала я как-то книгу «Мой класс».
Она рассказывала о первых шагах молодой
учительницы, 0 том, какой это сложный
труд. Я много думала потом о науке
воспитания, о тревогах и радостях молодой
учительницы. Нет, не сразу пришел к ней.
успех. }

...C братом мы теперь подружились. Спро-
сит он меня 0 чем-нибудь, я веегда от-
вечу. Много читаю ему. Часто мы ходим
с ним в книжный магазин и всегда выберем
что-нибудь интересное.

Учиться Костя стал лучше. Еели урока
не получаются, я ему и раз и два объясню.
«Терпение, терпение», — говорю я себе и
вспоминаю Марину Николаевну, с которой
меня познакомила книга.
	Когда у меня в руках новая
книга, ..я чувствую, что в мою
жизнь вошло что-то живое, го-
ворящее, чудесное.

М. Горький.
	— 90 случилось › весной, — начала
свое выступление Тамара Богданюк.— Мы
только что одали экзамен по анатомии. На-
строение чудесное. Вуда пойти? Ну, конеч-
HO, Ha Волгу!

Вот и набережная. Гудят пароходы. Тя-
желая баржа медленно отвалила от берега.
Девушки купили пахучую, в каплях росы
сирень. Тамара подняла над’ головой
голубенький учебник анатомии и вдруг
воскликнула: «Зачем он теперь?» Девуш-
ки, не сговариваясь, вырвали. листки из
книги, размахнулиеь и бросили в Волгу,
«Пусть плывут!» — весело сказала Валя.
«Интересно, где они найдут причал? »—<ка-
зала Тамара. Они еще посмеялись, номахали
на прощанье белым листкам, раосыпавшим-
ся по воде, как чайки, и пошли дальше.
А старая женщина, что продавала на углу
сирень, кричала им вслед какие-то гневные
И осуждающие слова.

— Очень стыдно об этом вепоминать, —
говорит Тамара. И рассказывает друтой слу-
чай, о котором когда-то читала.

Девушка-пекольница в годы немецкой 9к-
купации прятала за старым сараем, в земле,
книги. Ей грозили смертью, но она все-таки
Не сказала, где они лежат. А когда наша
армия освободила те края, бойцы нашли в
земле богатетво, которое больше жизни бе-
регла эта девушка. Одну из книг бойцы и
теперь хранят вместе со. знаменем.

— Любить книгу, — говорит Тамара, —
это значит прежде всего беречь ее. А у нас
	как бывает?’ Нет под рукой закладки-— мы
не задумываясь, загнем угол. Еели положить
сейчас на стол учебники всех, кто сидит
В этом зале, думаете, никто не покраснеет?
Будут тут и чернильные пятна, и рваные
страницы, и исписанные обложки, Сдаем
книги в библиотеку не в срок. Второй ‘год
держат интересные книги Виноградова, С9-
ловьева, Фомина.

А чем мы помогли нашей библиотеке?
Церенлетного кружка у нае нет. Актив. чи-
тателей все только. собираемся создать. По-
смотрите, сколько у нас набралось ветхих,
потрепанных книг, которым срочно нужен
ремонт. Сами своими руками должны мы
вернуть их к жизни.
	О чем рассказывали _
тетради т
	Уже второй. час идет собрание. Кара Ше-
пелева, председатель собрания, обводит гла-
зами зал: «Будем кончать?» А из зала не-
cerca apymnoe: «Продолжать, продолжать!»
И. опять наступает тишина, и опять вни-
мательные живые глаза устремляются на
красную трибу

Пока выступают школьницы, давайте за-
глянем в синие тетради, что лежат на столе
президиума, полистаем страницы, расска-
зывающие, какой след оставила в сердце
книга, какую разбудила мысль, о чем. 8а-
ставила задуматься, какой хороший посту=
пок помогла совершить. Задолго ‘до собрания
были написаны эти строки.

Быть такой, как Зоя. Я прочитала много
хороших книт. Но любимая—<Повесть о 306
и Шуре» Л. Космодемьянской. Поступки Зои
для меня — пример. Мне нравился в ней
все. Правда, какого-нибудь выдающегося
поступка я сама еще не совершила, но мне
хочется быть такой, ках Зоя,— беззаветяо
любящей Родину, мужественной, стойкой,
честной.

К. Гуральник, 9-й класс.

Прошу принять меня в комсомол. Под
влиянием книги о 30е я решила BCTYDUTS
В вомеомол.

_ ТТ. Соболева, 17-й класс;

. Только дай себе волю. С кем не случает
ся: откроешь книги, тетради, а делать уро-
ки не хочется. То начнешь думать о поето-
роннем, то мыель промелькнет: не сбегать
ли к подруге, не сходить ли в кино? Вот тут
и вспомни о Гуле из «Четвертой высоты»:
Это ведь она сказала: «Только дай cede
волю, начни жить, как легче, и тебя поне-
сет так, что не выплывешь».
	Евдокимова. 8-й класс.
	Коллектив Ново-Краматорского маши-
ностроительного завода имени Сталина
	одержал. новую производственную
победу. Здесь изготовлен 15-кубовый
экскаватор. Высота его 33 метра. На
земляных работах экскаватор заменит
7.000 человек. В ближайшее время
партия этих мощных машин начнет
работать на берегах Волги. На снимке;
общий вид экскаватора.

Фото И. БОНДАРЕНКО, ФАСО
			НАШИ ЧИТАТЕЛИ
РАССКАЗЫВАЮТ
	Студенческий
устный журнал
	Правление клуба Московского высше-
		го технического училища имени Баумана
решило выпускать ежемесячный устный
журнал «Новости жизни». Недавно в зри-
тельном зале клуба студенты, профессора
и преподаватели прослушали первый вы-
пуск журнала.

Доцент Московского энергетического
института кандидат технических наук
В. Семенов рассказал собравшимся о ве-
ликих стройках коммувизма на Волге,
Аму-Дарье и Днепре. Участница Меж-
дународного фестиваля молодежи в Бу-
данеште и конгресса Международного
союза студентов в Праге аспирантка Мо-
CKOBCKOH государственной консерватории
Тамара Гусева поделилась воспоминания-
ми о встречах со студентами Кореи, Вьег-
нама и других стран и исполнила не-
сколько фортепианных произведений Скря-
бина и Листа.

С интересом слушали собравшиеся вы-
	Там, где широкая Онега впадает в Бе-
лое море, находится рабочий. поселок
Поньга. Среди его многочисленных жи-
телей — лесорубов, охотников и рыба-
ков — большой известностью пользуется
старая поморка Анастасия Кузьминична
Сбруина. Анастасия Кузьминична ‘обла-
дает замечательной памятью ‘и талан-
том рассказчика. Ее «песенные слове-
чушки о былой старинушке» поражают
художественным мастерством, жизненной
точностью и убедительностью.

Сказитёльница хранит в своей памяти
многие сотни оригинальных пословиц. и
поговорок, образных народных слов и
выражений, песен, сказов, легенд.

Послушать Анастасию  Кузьминичну
часто собираются школьники и моло-
дежь. Старая поморка до поздней ночи
рассказывает им, сидя за прялкой, заме-
чательные сказки, поет песни, повествует
о «трудной работушке деревенской» в
дореволюционное время.

Местные краеведы со слов А. К. Сбруи-
ной записали более 2000 пословиц! и по-
говорок, свыше ста исторических, быто-
вых и лирических песен, рассказы о дале-
ком прошлом. Знает Анастасия Кузьми-
нична и современный фольклор. Она
сейчас поет песни о великих вождях
В. И. Ленине и И. В. Сталине.

П. КОВЕШНИКОВ;

Гор. Онега
Архангельской области.
	Сельский письмоносец
	Едва заиграют лучи утреннего солнца
и над колхозным селом рассеется туман,
как сельский письмоносец Евдокия Сте-
пачовна Кандальникова уже шагает от
домика к домику. Свыше двадцати лет
работает она сельским письмоносцем в
Гагинском почтовом отделении Горь-
ковской области. За свою многолетнюю
деятельность тов. Кандальникова не име-
ла ни одного замечания, не было ни од-
ного случая, нтобы она запоздала. ‘

Сегодня, как и вчера, ненастная пого-
да. Небо сплошь заволокло черными ту-
чами. Как из ведра, льет дождь. Но Ев-
докия Степановна вышла в путь раньше
обыкновенного: надо до начала работы
вручить колхозникам свежие газеты,

Тов. Каидальникова—агитатор. Часто’
после окончания работы ее можно ви-
деть в кругу колхозников. Она проводит
беседы о международном положении, от-
вечает на вопросы. Евдокия Степановна
всегда в курсе всех важнейших событий,
происходящих как в Советском, Союзе,
так и в странах народной демократии.

А. КОРШУН.

Горьковская область.
	Первая высота. Занятие легкоатлетичез
ской секции. Мои неловкие движения вызыз
вают смех у старшеклассниц. Хочетея убе-
жать из спортивного зала, никогда больше
не показываться на тренировках. Дома
вспомнила Гулю Королеву. Прыгать © вышт-
КИ в ВОДУ было стралиновато, а она прытала

Этим летом я все же получила третий
разряд. Это моя первая высота. Знаю, что
небольшая, но ведь болыную высоту рут
преодолев сначала маленькие.

Н. Маракушева, 7-й клаее:
	Счастье Чарли Робинсона. В книге Валь-
мы «Дети горчичного рая» мы прочитали
о жизни негров в Америке. Трудно там чер-
ному мальчику Чарли Робинсону. Для сча-
стья Чарли, для счастья всех простых и
честных людей любой страны нужен мир.
Мужайся, Чарли, мы тоже за мир, мы про-
тив войны! у

Т. Богачева, В. Мокрушина,
9-Я классе
	Вахтер с «Нрасного Перекспа». Недавно
я и моя подруга познакомились со ста-
рым вахтером комбината. «Ёрасный Пефе-
кол» Михаилом Дмитриевичем Вузьмиче-
вым. С 1905 тода он работает на комбинате
и вот уже лет сорок собирает книги. Когда
мы.пришли, Михаил Дмитриевич распахнул
стеклянные дверцы шкафа. Мы замерли, вос-.
хищенные. Тесно прижавшиеь одна к дру-
гой, стояли книги. Шестьсот книг! Здесь
были все новинки, что вышли у нае за ю-
следние годы, много подписных изданий —
Ленин, Сталин, Горький, Пушкин, Гоголь,
Иван Франко... Какое это богатство! — но-
думали мы. Как надо любить книгу, чтобы
вот так, год за годом, собрать эту замеча-
тельную библиотеку. Мы условились, что
на днях побываем у Михаила Дмитриевича
OUATH.
	1. Афиногенова, C. Tonam, 7-1 Елаюе.
	Но следам одной книги. Вак-то мы чи-
тали книгу о Федоре Волкове, выпущенную.
налним Ярославоким ‘издательством. Мното.
интересного рассказано в ней об основопо-
ложнике русского театра. В тот же вечер
мы отправилиеь., в `музей при театре
им. Федора Волкова. Здесь мы познакоми-.
лись с заведующей музеем художницей.
Е. Н. Топорниковой. Она показала нам
макеты своих работ, рассказала о спек»
таклях, что шли здесь много лет назад, о
замечательных русских актерах, выступав-
ших на сцене Волковского театра.

Нина Воронина, 10-й класс,
Инна Москвитина, 9-й класс. .
	емчуг дорогой
		Родоначальник русской физиологии
	Сорок пять лет назад, 15 ноября 1905 го-
	ЛИ ОТПравным пунЕАТОМ В СоЗхании пазвлов-
	да, скончался выдающийся руеский ученый   ского учения об условных рефлексах. «В че-.
	и пламенный патриот, родоначальник отече-   сти русского ума нужно сказать. писал
	И. П. Павлов,— что Сеченов первый начал
научное изучение психических явлений».
	В наши дни имеет исключительно важное
значение взгляд Сеченова ‘на роль мышеч-
ной системы как органа чувств. Сеченов —
родоначальник новой области физиологии —
физиологии труда.

г ГОНИМЫЙ и преследуемый царизмом за
cBon убеждения, Сеченов всю жизнь высту-
пал как пропагандист науки для народа.

Выдающийся русский ученый своими
крупнейшими открытиями в разнообразных
областях физиологии вывел русскую науку
на первое место. Он был последовательным
продолжателем лучших материалистических
традиций в науке, заложенных нашими ре-
волюционными демократами. Работы Сечено-
ва и его учеников — Павлова, Введенекого
и многих других — сыграли огромную роль
в развитии не только отечественной, но и

всей мировой физиологии.
А. ЛЕОНТЬЕВ.
	Блантера) и песня композитора Белого «В
защиту мира». Горячими аплодисментами
награждают зрители юных исполнителей.

На сцене—анеамбль бандуриетов. Оля Гу-
pa, Надя Клименко, Оля Чалая, Надя Без-
дворная поют пееню «Думы мои, думы» на
слова Шевченко и «Майскую песню».

Большую часть концертной программы
составили сольные выступления. Одинна-
дцатилетний Анатолий Явкун, сын колхоз-
ного бригадира, мастереки исполнил на бая-
не романс Глинки «аворопок» с вариация-
ми, Баяниста сменила 8-летняя Тамара Ма-
люга, дочь колхозника артели «КИМ». Она
садится за рояль и исполняет «Русскую
песню» и «Полюшко» Ёниппера. Валерий
Немятый сыграл на екрипке Bee три части
концерта Ридинга.

С восторгом и теплотой зрители приняли
творческий концерт юных дарований,
	ственной физиологии — Иван Михаилович
Сеченов. Его деятельность не была ограни-
чена только физиологией. Идеи и труды
И, М. Сеченова неразрывно связаны со всем
тем передовым, что дали литература и фи-
лософия в России второй половины ХХ века.

И. М. Сеченов был тесно связан е заме-
чательной плеядой революционных демо-
кратов, воспитанных на идеях Герцена, Доб-
ролюбова и Чернышевского и являвшихся
горячими поборниками естественных наук,
разрутавших устои идеалистического миро-
воззрения.

Увлечение естественными науками за-
ставило молодого Сеченова навсегда порвать
с военной карьерой, начатой после того, как
он окончил Главное инженерное училище.
Прослужив полтора года саперным офице-
ром, Сеченов ушел в отставку и поступил
на медицинский факультет Московского уни-
верситета. По окончании университета Се-
ченов был командирован за границу.

Вернувшись на родину, он занял долж-
ность профессора  Медико-хирургической
академии и вскоре лично познакомился C
Чернышевским. Это знакомство сыграло
большую роль в его жизни. 0 личных дру-
жеских ‘взаимоотношениях этих великих
людей можно судить по тому, что прототи-
пом Кирсанова в романе «Что делать?»
явился Сеченов, а портрет Веры Назвловны,
по свидетельству многих современников,
списан с М. А. Боковой, ставшей впослед-
ствии женой ученото.

С именем И. М. Сеченова связаны важ-
нойшие открытия в области физиологии
центральной нервной системы. С помощью
методов, изумительных по евоему остроумию
и тонкости, он изучил сложнейшие явления,
происходящие в нервных волокнах и в раз-
личных ‘участках нервной системы.

Такие гениальные работы Сеченова, как
«Рефлексы головного мозга» и другие, ста-
	ДНЕПРОПЕТРОВСК, 14 ноября. (Наш
корр.). На творческий вечер учащихся кол-
хозной музыкальной школы пришли не толь-
ко односельчане, но и колхозники села Сте-
пановки, рабочие Бузовской МТС, совхоза
«Пролетар».

Перед поднятием занавеса директор шко-
лы Александр Алешечкин ознакомил зрите-
лей с историей колхозной школы: Два года
назад, в день 30-летия ВЛЕСМ, по инициа-
тиве комсомольской ортанизации днепропет-
ровского музыкального училища в селе Ко-
товке. колхозе «КИМ» группа выпускников
	Этого училища создала первую в области
‹ КолхозЗную музыкальную школу. В ней ра-
	ботают классы фортепиано, скрипки, банду-
ры, народных и духовых инструментов. бая-
на. 75 детей колхозников овладевают музы-
кальной культурой.

Мошно звучат в исполнении детского ду-
хового оркестра «Песня о Сталине» (музыкз
	Концерт в селе Котовке
		..Ничего не поделаюшь, надо кончать:
Вера Алексеевна Капралова, учительница.
старшеклассниц, провела рукой по белым
волосам. Ее слово — последнее.

— Я хочу пожелать вам, — сказала
она, — чтобы всю жизнь шли с вами рядом
чудесные люди, герои любимых книг. Будет
трудно — вспомните Павла Корчагина и
Зою, Олега Кошевого, Груню Васильцову —
возьмите у них все лучшее; И когда придут
вам нь память слова Корчагина о жизни,
которую надо смело и честно прожить,
не говорите себе: успею. Ведь в валии годы
уже складывается отношение к Родине, к
людям, к труду, к знаниям.

„Где-то вдали, за школой, негромко пере-
КЛИКАЮТСЯ паровозы. Осенние звезды .с59-.
трят в окно. Голос учительницы звучит тен-
ло, взволнованно. Она TOBOPHT 0 том, что, в
сущности, уже совсем скоро начнется эта
большая, самостоятельная жизнь, и кончает
хорошими, сразу всем затюмниршимисл сло-
вами: у

— Книги глубине моря подобны, откуда
ныряющие выносят жемчуг дорогой.

К. ЯКОВЛЕВА.

(Наш спец. корр.):
Ярославль,
16-я школа им. Подвойского.

RN

Mpu6nirne в СССР товариша Тореза
	В Москву для лечения прибыл генераль-   настоящее время удовлетворительное. То-
	варищ Торез проходит курс лечения в кли-
ническом санатории под наблюдением со-
ветских и французских врачей.
	ный секретарь компартии Франции това-
риш Торез.
Состояние здоровья товарища Тореза в
	«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» ^
[5 ноября 1950 г. 3 стр.
	что на днях побываем у Михаила Дмитриевича опять...»
	На снимке: Таня АФИНОГЕНОВА (слева), М. Д. КУЗЬМИЧЕВ и Софья